Жестовые игры для детей

20.09.2018 0 Автор admin

Развитие ребенка

Как организовать игру детей разного возраста

Наверно многие мамы, имеющие двух малышей разного возраста, сталкивались с проблемой, как же организовать их совместную игру, чтобы всем было интересно. На самом деле, существует множество игр и занятий, которые подойдут как совсем маленьким, так и детям постарше.

Совместная игра детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра с малышом — урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит. Маме остается только предложить направления игровой деятельности и ненавязчиво руководить процессом.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры — одни из самых любимых у детей всех возрастов. Они великолепно подходят как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников, создают условия для совместной деятельности. В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения.

«Семья» — пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Нетрудно догадаться, что роль взрослых членов семьи (папа, мама) достается старшему ребенку, а роль ребенка — младшему участнику игры. Распределением ролей и «разработкой сценария» чаще занимается старший ребенок (можно в соавторстве с мамой), малыши же с удовольствием принимает условия, приобретая при этом игровой опыт. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, ездит отдыхать, ссорится и мирится. Создавая свою игрушечную семью, дети создают собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Наблюдая за своими играющими отпрысками, мама может получить для себя массу интересной и полезной информации о том, что тревожит малышей, какой они видят свою семью на самом деле, чего боятся и чего бы хотели изменить в отношениях с родителями и братом (сестрой).

Если маме интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом, можно предложить им поиграть в «Детский сад». Мама услышит и интонации строгой воспитательницы, и рассказ о задире Вовке, который обижает малыша, а сказать об этом взрослым ваш ребенок боится. В игре «всплывают» все тонкости отношений в детском коллективе и родителям будет полезно о них узнать.

«Больница» — замечательная игра для отработки навыков социального поведения и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» малыша, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Если у ребенка есть страх перед докторами, игра поможет с ним справиться. Мама может помочь соорудить белый халат из старой простыни или папиной рубашки, рассказать, какие бывают доктора, какие болезни они лечат, а заодно провести познавательную беседу о здоровом образе жизни, закаливании и профилактике. Существуют готовые наборы для игры в доктора, которые продаются в магазинах, но лучше использовать предметы- заменители. (Например, градусником может послужить деревянная палочка, а стеклянной трубочкой для взятия крови — стержень от ручки.) Это помогает развитию фантазии и воображения.

Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов.

Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница), в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Так почему бы старшему ребенку не соорудить «Поезд» и не повезти на нем к морю пассажиров — младшего братика, маму и всех плюшевых зверей? Или поиграть в игру «Аэропорт», в которой можно строить самолеты из диванных подушек? В этой игре маленькому достанется роль пассажира самолета, а ребенку постарше – роль летчика, диспетчера или стюардессы. Мама может выступить в роли Начальника Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры — не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них.

Подвижные игры для малышей. Подборка подвижных игр для детей разного возраста

Старший ребенок – отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама — тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.

Игры-сказки

Игры-сказки также интересны детям разного возраста. Двухлетний карапуз, который пока не очень понимает смысл происходящего, но очень хочет участвовать в забаве, с удовольствие изобразит репку; плюшевый Микки-Маус — мышку, бабушкина болонка — Жучку. Старший ребенок может стать режиссером «мини-спектакля», исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама — вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Итак, «репка» изо всех сил держится за стул, и каждый новый персонаж пытается её «вытащить». Но получится это только тогда, когда мягкие игрушки, старший брат и мама с папой соберутся вместе. Веселая куча-мала, когда репку наконец оторвут от стула — достойное завершение игры, надо лишь соблюдать технику безопасности.

«Колобок» — еще одна интересная сказка-игра, позволяющая самому маленькому участнику побыть в роли самого проворного и хитрого. Ну и что, что колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел! По сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Старший может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»»

Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.

Побегаем, попрыгаем

Подвижные игры любят все дети независимо от возраста. Они важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший в таких играх учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к малышу. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший заведомо быстрее, а бегать «в полсилы» 5 — 6-летние малыши еще не умеют. А вот поиграть в прятки и жмурки дети вполне смогут. Также можно предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша. Только обязательно следует предупредить «учителя танцев», что ученик только начинает обучение, и не все движения у него получаются также хорошо, как у старшего. Пусть придумывает несложные комбинации. А на выступление вечером соберется вся семья!

Развиваем внимание

Если бегать и прыгать надоело, можно занять детей играми на развитие внимания.

Запутывалки

Один из детей — ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произнося «нос!» — за нос. Второй ребенок повторяет его действия. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. С функцией ведущего вполне справится малыш любого возраста.

Что изменилось?

Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй внимательно их рассматривает и запоминает. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Когда второй ребенок повернется, он должен определить, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок, тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание.

Музыкальная живопись

Для этой игры необходимы 2 листа бумаги, карандаши или краски, и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Часто в этой игре рисунки самых маленьких оказываются самыми интересными и неожиданными, видимо, малыши чувствуют музыку иначе, чем детки постарше.

Построй не глядя

Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.

Канатоходец

Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу с множеством перекрестков, петель и изгибов. Игрок ходит вдоль каната босиком, осторожно, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив перепрыгивать через канат на одной ноге, идти с закрытыми глазами или бежать как можно скорее.

Жестовые игры

Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет. В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша — разнообразные движения, для старшего, ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные — например, «Дождь» Самуила Маршака:

По небу голубому Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)

И снова все молчит.

(палец к губам)

А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)

Как весело и быстро, По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)

По всем железным крышам, (топаем ногами)

По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)

По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)

Пролетный дождь стучит.

Можно использовать маленькие забавные стихотворения:

Спит (ручки под щечку)

на льдине (небольшой полукруг руками)

Целый день (большой круг руками)

Толстый (надуваем щеки)

Маленький (изображаем двумя пальцами)

Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)

У ленивого растяпы (ручку под щечки)

Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Мирись, мирись, мирись…

Отдельно хотелось бы сказать о конфликтах, которые могут возникнуть в процессе игры. Появление их неизбежно, так как дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но в силу возраста еще пока не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей — вещь естественная, стыдить за него не надо, а вот помочь разобрать конфликт стоит. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем правильно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Маме ни в коем случае не следует говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он искренне не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он, собственно, должен уступать. Но если мама так говорит, значит маленьким быть лучше и любят их больше. В тоже время нельзя и младшему позволять «пользоваться возрастным преимуществом».

Поэтому при разборе конфликта возраст вообще не должен фигурировать. Маме не следует забывать, что в сложной ситуации чаще бывают виноваты оба. Лучше по очереди выслушать каждого ребенка, не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромиссное решение. Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте забавы вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родным и любимым людьми, так пусть у них останутся светлые воспоминания о совместно проведенном веселом детстве.

 

Читайте также:

В плохую погоду-все,кроме телевизора

Игры из ничего 

 

Автор Дарья Павлова

Первоисточник:Журнал "Мама и малыш"

все записи

Среди детей разного возраста ребенок последовательно переживает свое взросление. Ощущение самостоятельности – что очень важно! – созревает в самом ребенке. Вожатым не нужно специально учить детей правильно вести себя.

Занимаемся с 2-3 детьми разного возраста

Ребенок получает такой опыт, творчески повторяя действия старших детей.

Родство душ

На сегодняшний день существует всего несколько систем, поддерживающих разновозрастные группы. Одна из них Вальдорфская методика, где «разношерстная» группа – большая дружная семья. Маленькие легко и естественно учатся здесь, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить, и играть. А вожатый выполняет роль мамы, которая время от времени присоединяется к своим подопечным. Так детям гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе. Старшие, например, учатся заботиться о ближних. Методику Штайнера (Вальдорфская) нередко называют «педагогикой равных возможностей», ведь все дети становятся равны и имеют одинаковые шансы, независимо от возраста.

Воспитание ребенка через подражание, совместные сюжетно-ролевые игры и создание творческой обстановки здесь самое главное. — Основное правило: беречь и поддерживать любую инициативу и желание ребенка, при этом отказывать или запрещать что-то сделать можно лишь при существовании реальной угрозы опасности жизни малыша.

Знакомясь с принципами воспитания детей, сформулированными Рудольфом Штайнером, приходишь сначала в изумление: «Как это так: в группе среди шестилеток интересно и подросткам? Чем же они могут вместе интересоваться?» Мало того, что вальдорфское направление поддерживает разновозрастное воспитание, оно еще и интернационально.

Человек, воспитанный в уважении к другим точкам зрения, одинаково уверенно чувствует себя в любом социальном окружении и, общаясь с людьми, не акцентируется ни на чем, кроме внутренней сущности человека.

Игры по правилам

Из литературы известно — дети разного возраста играют преимущественно в разные виды игр. Вследствие этого, например, пятилетний ребенок не может быть равноправным участником сюжетно-ролевой игры. А подросток не удержится от искушения поучаствовать в настольной баталии или личностном психотренинге. Когда ребята разных возрастов, у любого есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие. Он действительно становится помощником воспитателя, помогая освоиться в группе новым детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми. Важно подобрать такие игры, которые интересны всем ребятам, независимо от возраста. Допустим, игры на звукоподражание нравятся всем.

Упражнение «Животное»

Цель: устранить внутреннюю инертность, стать раскованнее. Заготовьте карточки с названиями животных, характерных по внешности и знакомых вам: волк, заяц, лев, лисица, бегемот, змея и др. Наугад выньте одну из карточек и перед зеркалом сыграйте роль того животного (его позы, движения), чье название написано на карточке. Изображая разных животных, выполните это несколько раз.

В лагерной практике вальдорфские последователи успешно совмещают музыку и художественные занятия.

Музыкальная живопись.

Для этой игры необходимы два листа бумаги, карандаши или краски и музыкальное сопровождение. Дети сидят поодиночке, каждый со своим листом бумаги и красками и слушают музыку, а потом подбирают подходящие цвета, образы и формы, чтобы выразить характер музыки. Каждый рисует на своем листе. Малышам на бумагу можно заранее нанести контуры, которые они будут раскрашивать. Дети могут рисовать и вдвоем на большом листе, только при этом им не нужно разговаривать. Построй не глядя. Для этой игры понадобится набор кубиков. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.

Искусство в себе

Особый вид искусства, который преподают только в вальдорфских школах и детских садах, – эвритмия (направление символдраммы). Это нечто, подобное игре, танцу, где музыка или речь выражаются движением тела. Старшие ребята разрабатывают сложные эвритмические представления поэзии, драматургии и музыки, таким образом глубже проникая в композицию и содержание.

Веселый Канатоходец

Для этой игры понадобится толстый канат. Его раскладывают на полу со множеством петель и изгибов. Игрок ходит-танцует вдоль каната босиком, под музыку, стараясь на него не наступить. Для участников постарше задачу можно усложнить, предложив ускориться или идти с закрытыми глазами.

Жестовые игры

Интересными для детей будут и жестовые игры. В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш же с удовольствием повторяет. В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша — разнообразные движения, для старшего — ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные:

Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками) Целый день (большой круг руками) Толстый (надуваем щеки) Маленький (изображаем двумя пальцами) Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся) У ленивого растяпы (ручку под щечки) Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Идеальным вариантом игр в разновозрастной группе будут психологические игры-тренинги, реализующие как принципы вальдорфской педагогики, так и традиционные направления воспитания в ДОЛ.

Упражнение «Вавилонская башня»

Цель: сплотить коллектив Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания. Индивидуальные задания: Кратко прописаны на отдельных листах. Например: «башня должна иметь 10 этажей», – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать. «Вся башня имеет коричневый контур», – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг» и т.д. Условия: Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, объясняясь как угодно, но не голосом.

Игра – театр

Есть один литературный жанр, который заставляет загораться глаза любого «жителя» лагеря от 5 до 20 лет. Имя ему – легенда. Вальдорфские мастера убеждены, что именно она может быть подана под любым «соусом». Одну удивительную легенду рассказала нам Людмила Саматова, монтессори-педагог московского детского сада в Крылатском, собирая… триномиальный куб. В легенде цветные кубики – действующие лица. Желтый куб – это Король Солнце, синий – Царица Вода, красный – Королева Земля.

«Жили–были Король Солнце, Царица Вода и Королева Земля. Были у них свои слуги. Слуги имели такие же плащи, как их господа (слуги не должны быть выше своих господ, они одного уровня, а по цвету боковых граней можно узнать, кто чей слуга). И вот поспорили они, кто на свете всех главнее (собираются уровни). Стала Царица Вода собирать свою свиту, Королева Земля — свою, Король Солнце — свою. Но оказалось, что без Воды не выжили бы растения и животные, без Солнца все погрузилось бы во тьму, а без Земли вообще ничего не смогло бы существовать. И решили они тогда жить дружно.

Старые игры по-новому

Интересно, что с детства известные нам «У медведя во бору», «Колечко», «Жмурки», «Бояре» и другие, ничуть не уступают психологическим играм, и даже, наоборот, лидируют в списке наиболее эффективных занятий в разновозрастном отряде. Впрочем, не удивительно — они просты технологически, понятны любому возрасту, а непредвиденность сюжета и динамичность действий никогда не надоест как ребятам 3-х, так и 14-ти лет.

Быть человеком

Когда ребят много, им легче научиться чему-либо, особенно если делать это они будут в игре. Вальдорфская педагогика – тот сосуд, в который гармонично и легко вливается теория работы с разновозрастными группами. Главное, чему она может научить, – это уважение к личности каждого, независимо от возраста или социальной принадлежности.

оБЧЕТОП НОПЗЙЕ НБНЩ, ЙНЕАЭЙЕ ДЧХИ НБМЩЫЕК ТБЪОПЗП ЧПЪТБУФБ, УФБМЛЙЧБМЙУШ У РТПВМЕНПК, ЛБЛ ЦЕ ПТЗБОЙЪПЧБФШ ЙИ УПЧНЕУФОХА ЙЗТХ, ЮФПВЩ ЧУЕН ВЩМП ЙОФЕТЕУОП. оБ УБНПН ДЕМЕ, УХЭЕУФЧХЕФ НОПЦЕУФЧП ЙЗТ Й ЪБОСФЙК, ЛПФПТЩЕ РПДПКДХФ ЛБЛ УПЧУЕН НБМЕОШЛЙН, ФБЛ Й ДЕФСН РПУФБТЫЕ.

уПЧНЕУФОБС ЙЗТБ ДЕФЕК ТБЪОПЗП ЧПЪТБУФБ РПМЕЪОБ Й ВПМШЫЙН Й НБМЕОШЛЙН. уФБТЫЙЕ ДЕФЙ ЪОБАФ НОПЦЕУФЧП ЙЗТ, ЪБДБАФ ПВЭХА МЙОЙА РПЧЕДЕОЙС, ТБУРТЕДЕМСАФ ТПМЙ, Б НБМЩЫЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ЙН УМЕДХАФ, РТЙПВТЕФБС РТЙ ЬФПН ЙЗТПЧПК ПРЩФ. еУМЙ Х НБМЕОШЛПЗП ЮФП-ФП ОЕ РПМХЮБЕФУС, УФБТЫЙК РПНПЦЕФ, ХУРПЛПЙФ. нБМЩЫ ЧЙДЙФ, ЛБЛЙН ПО УФБОЕФ ЮЕТЕЪ ЗПД-ДЧБ, Х ОЕЗП РПСЧМСЕФУС РТЙНЕТ ДМС РПДТБЦБОЙС. дМС УФБТЫЕЗП ТЕВЕОЛБ ЙЗТБ У НБМЩЫПН — ХТПЛ ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ, РЕТЧПЕ УЕТШЕЪОПЕ ДЕМП, ЛПФПТЩН ПО ТХЛПЧПДЙФ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

нБНЕ ПУФБЕФУС ФПМШЛП РТЕДМПЦЙФШ ОБРТБЧМЕОЙС ЙЗТПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ОЕОБЧСЪЮЙЧП ТХЛПЧПДЙФШ РТПГЕУУПН.

уАЦЕФОП-ТПМЕЧЩЕ ЙЗТЩ
уАЦЕФОП-ТПМЕЧЩЕ ЙЗТЩ — ПДОЙ ЙЪ УБНЩИ МАВЙНЩИ Х ДЕФЕК ЧУЕИ ЧПЪТБУФПЧ. пОЙ ЧЕМЙЛПМЕРОП РПДИПДСФ ЛБЛ ДМС ДЧХИ-ФТЕИМЕФОЙИ НБМЩЫЕК, ФБЛ Й ДМС УФБТЫЙИ ДПЫЛПМШОЙЛПЧ, УПЪДБАФ ХУМПЧЙС ДМС УПЧНЕУФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. ч УАЦЕФОП-ТПМЕЧЩИ ЙЗТБИ ТЕВЕОПЛ УФБТБЕФУС ЛБЛ НПЦОП СТЮЕ РТПСЧЙФШ УЕВС, РТЙНЕОЙФШ ЧЕУШ ОБЛПРМЕООЩК ПРЩФ, ЧУЕ УЧПЙ ЪОБОЙС Й ХНЕОЙС. `уЕНШС` — РПЦБМХК, ПДОБ ЙЪ УБНЩИ РПРХМСТОЩИ УАЦЕФОП-ТПМЕЧЩИ ЙЗТ. оЕФТХДОП ДПЗБДБФШУС, ЮФП ТПМШ ЧЪТПУМЩИ ЮМЕОПЧ УЕНШЙ (РБРБ, НБНБ) ДПУФБЕФУС УФБТЫЕНХ ТЕВЕОЛХ, Б ТПМШ ТЕВЕОЛБ — НМБДЫЕНХ ХЮБУФОЙЛХ ЙЗТЩ. тБУРТЕДЕМЕОЙЕН ТПМЕК Й `ТБЪТБВПФЛПК УГЕОБТЙС` ЮБЭЕ ЪБОЙНБЕФУС УФБТЫЙК ТЕВЕОПЛ (НПЦОП Ч УПБЧФПТУФЧЕ У НБНПК), НБМЩЫЙ ЦЕ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РТЙОЙНБЕФ ХУМПЧЙС, РТЙПВТЕФБС РТЙ ЬФПН ЙЗТПЧПК ПРЩФ. `уЕНШС` ИПДЙФ ОБ ТБВПФХ Й Ч ДЕФУЛЙК УБД, ВПМЕЕФ, ЕЪДЙФ ПФДЩИБФШ, УУПТЙФУС Й НЙТЙФУС. уПЪДБЧБС УЧПА ЙЗТХЫЕЮОХА УЕНША, ДЕФЙ УПЪДБАФ УПВУФЧЕООХА НПДЕМШ УЕНЕКОПЗП РПЧЕДЕОЙС, ПУОПЧБООХА ОБ РПЧЕДЕОЙЙ Й РТЙЧЩЮЛБИ ЮМЕОПЧ УЧПЕК ТЕБМШОПК УЕНШЙ. оБВМАДБС ЪБ УЧПЙНЙ ЙЗТБАЭЙНЙ ПФРТЩУЛБНЙ, НБНБ НПЦЕФ РПМХЮЙФШ ДМС УЕВС НБУУХ ЙОФЕТЕУОПК Й РПМЕЪОПК ЙОЖПТНБГЙЙ П ФПН, ЮФП ФТЕЧПЦЙФ НБМЩЫЕК, ЛБЛПК ПОЙ ЧЙДСФ УЧПА УЕНША ОБ УБНПН ДЕМЕ, ЮЕЗП ВПСФУС Й ЮЕЗП ВЩ ИПФЕМЙ ЙЪНЕОЙФШ Ч ПФОПЫЕОЙСИ У ТПДЙФЕМСНЙ Й ВТБФПН (УЕУФТПК). еУМЙ НБНЕ ЙОФЕТЕУОП ХЪОБФШ, ЛБЛ ЦЕ ДЕФЙ ЧЕДХФ УЕВС, ЛПЗДБ ЕЈ ОЕФ ТСДПН, НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ ЙН РПЙЗТБФШ Ч `дЕФУЛЙК УБД`. нБНБ ХУМЩЫЙФ Й ЙОФПОБГЙЙ УФТПЗПК ЧПУРЙФБФЕМШОЙГЩ, Й ТБУУЛБЪ П ЪБДЙТЕ чПЧЛЕ, ЛПФПТЩК ПВЙЦБЕФ НБМЩЫБ, Б УЛБЪБФШ ПВ ЬФПН ЧЪТПУМЩН ЧБЫ ТЕВЕОПЛ ВПЙФУС. ч ЙЗТЕ `ЧУРМЩЧБАФ` ЧУЕ ФПОЛПУФЙ ПФОПЫЕОЙК Ч ДЕФУЛПН ЛПММЕЛФЙЧЕ Й ТПДЙФЕМСН ВХДЕФ РПМЕЪОП П ОЙИ ХЪОБФШ. `вПМШОЙГБ` — ЪБНЕЮБФЕМШОБС ЙЗТБ ДМС ПФТБВПФЛЙ ОБЧЩЛПЧ УПГЙБМШОПЗП РПЧЕДЕОЙС Й ТБУЫЙТЕОЙС ЛТХЗПЪПТБ. уФБТЫЙК ТЕВЕОПЛ `МЕЮЙФ` НБМЩЫБ, РПНПЗБС ФПНХ ЪБРПНОЙФШ ОБЪЧБОЙС ТБЪОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, РТПГЕДХТ, РТПЧПДЙНЩИ ДПЛФПТПН. еУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ЕУФШ УФТБИ РЕТЕД ДПЛФПТБНЙ, ЙЗТБ РПНПЦЕФ У ОЙН УРТБЧЙФШУС. нБНБ НПЦЕФ РПНПЮШ УППТХДЙФШ ВЕМЩК ИБМБФ ЙЪ УФБТПК РТПУФЩОЙ ЙМЙ РБРЙОПК ТХВБЫЛЙ, ТБУУЛБЪБФШ, ЛБЛЙЕ ВЩЧБАФ ДПЛФПТБ, ЛБЛЙЕ ВПМЕЪОЙ ПОЙ МЕЮБФ, Б ЪБПДОП РТПЧЕУФЙ РПЪОБЧБФЕМШОХА ВЕУЕДХ П ЪДПТПЧПН ПВТБЪЕ ЦЙЪОЙ, ЪБЛБМЙЧБОЙЙ Й РТПЖЙМБЛФЙЛЕ. уХЭЕУФЧХАФ ЗПФПЧЩЕ ОБВПТЩ ДМС ЙЗТЩ Ч ДПЛФПТБ, ЛПФПТЩЕ РТПДБАФУС Ч НБЗБЪЙОБИ, ОП МХЮЫЕ ЙУРПМШЪПЧБФШ РТЕДНЕФЩ- ЪБНЕОЙФЕМЙ. (оБРТЙНЕТ, ЗТБДХУОЙЛПН НПЦЕФ РПУМХЦЙФШ ДЕТЕЧСООБС РБМПЮЛБ, Б УФЕЛМСООПК ФТХВПЮЛПК ДМС ЧЪСФЙС ЛТПЧЙ — УФЕТЦЕОШ ПФ ТХЮЛЙ.) ьФП РПНПЗБЕФ ТБЪЧЙФЙА ЖБОФБЪЙЙ Й ЧППВТБЦЕОЙС. чППВЭЕ, УГЕОБТЙК ЙЗТЩ НПЦЕФ ВЩФШ БВУПМАФОП МАВПК, ЗМБЧОПЕ, ЮФПВЩ РТЕДМБЗБЕНЩЕ Ч ЙЗТЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ВЩМЙ ЪОБЛПНЩ ЛБЛ УФБТЫЙН, ФБЛ Й НМБДЫЙН ХЮБУФОЙЛБН. йЗТБС ЧНЕУФЕ, ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ ХЮЙФЩЧБФШ ЦЕМБОЙС Й ДЕКУФЧЙС ДТХЗПЗП ТЕВЕОЛБ, ПФУФБЙЧБФШ УЧПА ФПЮЛХ ЪТЕОЙС, УФТПЙФШ Й ТЕБМЙЪПЧЩЧБФШ УПЧНЕУФОЩЕ РМБОЩ. чУЕ ТПМЕЧЩЕ ЙЗТЩ ДЕФЕК (ЪБ ПЮЕОШ ОЕВПМШЫЙН ЙУЛМАЮЕОЙЕН) ОБРПМОЕОЩ УПГЙБМШОЩН УПДЕТЦБОЙЕН Й УМХЦБФ УТЕДУФЧПН ЧЦЙЧБОЙС ЧП ЧУА РПМОПФХ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК, РПЬФПНХ ЙОФЕТЕУОЩ Й РПМЕЪОЩ ДМС ЧУЕИ ЧПЪТБУФПЧ. лТПНЕ ФТБДЙГЙПООЩИ УГЕОБТЙЕЧ (УЕНШС, НБЗБЪЙО, ВПМШОЙГБ), Ч УАЦЕФОП-ТПМЕЧЩИ ЙЗТБИ НПЦОП ФБЛЦЕ ЙУРПМШЪПЧБФШ Й ДТХЗЙЕ УГЕОБТЙЙ. оБРТЙНЕТ, НОПЗЙЕ ДЕФЙ РХФЕЫЕУФЧХАФ У ТПДЙФЕМСНЙ У УБНПЗП ТБООЕЗП ЧПЪТБУФБ. фБЛ РПЮЕНХ ВЩ УФБТЫЕНХ ТЕВЕОЛХ ОЕ УППТХДЙФШ `рПЕЪД` Й ОЕ РПЧЕЪФЙ ОБ ОЕН Л НПТА РБУУБЦЙТПЧ — НМБДЫЕЗП ВТБФЙЛБ, НБНХ Й ЧУЕИ РМАЫЕЧЩИ ЪЧЕТЕК? йМЙ РПЙЗТБФШ Ч ЙЗТХ `бЬТПРПТФ`, Ч ЛПФПТПК НПЦОП УФТПЙФШ УБНПМЕФЩ ЙЪ ДЙЧБООЩИ РПДХЫЕЛ? ч ЬФПК ЙЗТЕ НБМЕОШЛПНХ ДПУФБОЕФУС ТПМШ РБУУБЦЙТБ УБНПМЕФБ, Б ТЕВЕОЛХ РПУФБТЫЕ — ТПМШ МЕФЮЙЛБ, ДЙУРЕФЮЕТБ ЙМЙ УФАБТДЕУУЩ. нБНБ НПЦЕФ ЧЩУФХРЙФШ Ч ТПМЙ оБЮБМШОЙЛБ бЬТПРПТФБ Й ТБУУЛБЪБФШ ДЕФСН П ТБВПФЕ ТБЪОЩИ УМХЦВ ЬФПЗП НЕУФБ. йЗТБ РПНПЦЕФ ДЕФСН ХУЧПЙФШ РТБЧЙМБ РПЧЕДЕОЙС Ч ПВЭЕУФЧЕООЩИ НЕУФБИ, ВПМШЫЕ ХЪОБФШ П ТБЪОЩИ РТПЖЕУУЙСИ. еУМЙ ЧУЕ УФБТЩЕ УГЕОБТЙЙ ОБУЛХЮЙМЙ Й НБМЩЫБН ИПЮЕФУС ЮЕЗП-ОЙВХДШ ОЕПВЩЮОПЗП, НБНБ НПЦЕФ РТЕДМПЦЙФШ РПЙЗТБФШ Ч `нюу`. зМБЧОБС ГЕМШ ЬФПК ЙЗТЩ — ОЕ ФПМШЛП РПЪОБЛПНЙФШ ТЕВСФ У ФТХДОПК Й РПЮЕФОПК РТПЖЕУУЙЕК УРБУБФЕМС, ОП Й ОБХЮЙФШ ЙИ Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ДЕКУФЧПЧБФШ ЮЕФЛП Й УМБЦЕООП. дМС ЬФПЗП ЧПЧУЕ ОЕ ОБДП РПДЦЙЗБФШ ЛЧБТФЙТХ ЙМЙ ЪБМЙЧБФШ ЧПДПК УПУЕДЕК. дПУФБФПЮОП ТБЪЩЗТБФШ РТПВМЕНОЩЕ УЙФХБГЙЙ Й ТБЪТБВПФБФШ БМЗПТЙФН РПЧЕДЕОЙС МАДЕК Ч ОЙИ. уФБТЫЙК ТЕВЕОПЛ — ПФЧБЦОЩК УРБУБФЕМШ, ЛПФПТЩК НПЦЕФ ВЩФШ Й ЧТБЮПН, Й БМШРЙОЙУФПН, Й РПЦБТОЩН, Й ЧПДЙФЕМЕН! нБМЩЫ ЧРПМОЕ НПЦЕФ РПВЩФШ РПУФТБДБЧЫЙНЙ, Б НБНБ — ФЕМЕЦХТОБМЙУФПН Й ПРЕТБФПТПН, ПУЧЕЭБАЭЙН ЮТЕЪЧЩЮБКОХА УЙФХБГЙА. фЧПТЮЕУЛЙ НЩУМСЭЙК ТЕВЕОПЛ ОБКДЕФ УНЩУМ Й ЙДЕА Ч УБНЩИ ПВЩДЕООЩИ Й ВБОБМШОЩИ, У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЧЪТПУМПЗП, ЧЕЭБИ, РПЬФПНХ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБКФЕ ЖБОФБЪЙА УЧПЙИ ДЕФЕК, РХУФШ МАВПК УБНЩК ОЕПЦЙДБООЩК РПЧПТПФ УГЕОБТЙС ВХДЕФ ТЕБМЙЪПЧБО Ч ЙЗТЕ.

ЙУФПЮОЙЛ: цХТОБМ "нБНБ Й НБМЩЫ"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

Сорока

Для детей от 3 месяцев

•Пальчиковая гимнастика и песенки-потешки должны войти в ежедневное "расписание игр" с вашим ребенком. Перед тем как спеть песенку, слегка помассируйте пальчики:

Сорока -белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки- "варите кашу")
Кашку варила. На порог скакала. Гостей созывала
(обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали
(разведите руки в стороны, как будто сожалеете).
Кашки не едали.
Всю кашку сорока-белобока деткам отдала:
Этому — на ложке
(сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед).
Этому — на поварешке
(сложите обе ладони ковшиком).
Этому — на ухвате
(держите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья).
Этому — на лопате
(прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).

•Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления, координации движений, мелкой моторики.

Где же наши ручки?

Для детей от 6 месяцев

Изучите с ребенком веселую песенку. Пусть малыш, повторяет за вами названия частей тела и выполняет движения:

У меня пропали руки,
Где вы, рученьки мои
(руки за спиной)?
Раз, два. три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять
(показываете руки)!
У меня пропали уши
(уши закройте ладонями).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять (покажите уши)!
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои
(закройте глаза ладонями)?
Раз, два, три. четыре, пять —
Покажитесь мне опять
(уберите ладони от глаз)!

Игра развивает координацию, развивает память, знакомит малыша с частями тела.

Ленивый пальчик

Для детей от 3 месяцев

•Спойте потешку, перебирая детские пальчики:

Сорока-белобока кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,этому дала, этому дала.
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил.
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

•Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.

•Игра развивает мелкую моторику, память.

Зайчики

Для детей от 6 месяцев

•Поставьте все пальчики одной руки ребенка на ладонь другой.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок:
Раз зайка, два зайка/три зайка, четыре зайка
(пересчитывая приподнимайте пальчики поочередно).
Будут лапками стучать
(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой).
Постучали и устали — сели отдыхать.

•Игра развивает гибкость пальчиков, воображение.

Ладушки

Для детей от 6 месяцев

•Посадите малыша в детское креслице или на диван так, чтобы он чувствовал опору, Взяв ручки малыша в свои, учите его ритмично хлопать в ладоши:

Ладушки-ладушки, Где были?
У бабушки,
Что ели?
Кашку,
Что пили?
Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенько,
Бабушка добренька.

•Предложите малышу похлопать ладошкой по вашей ладони:

Постучим ладошкой. Похлопаем немножко.

•Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усиливает эмоциональную связь с близкими.

Пальчиковая семья

Для детей от 3 месяцев

•По очереди загибайте пальчики малыша и рассказывайте ему:

Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!

•Перебирая пальчики малыша, слегка массируйте их.

•Пальчиковые игры чрезвычайно полезны для развития интеллекта ребенка и его моторики.

Boт я какой!

Для детей от 6 месяцев

, Не забывайте постоянно напоминать малышу, как называются части тела и лица.

, Потрогайте малыша за животик, ножки, ручки, назовите их.

. напевая песенку-потешку, показывайте части тела на мягкой игрушке, а затем — на ребенке:

Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки.
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так!

Творческая работа «Каталог игр для детей разного возраста»

Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!

•Предложите малышу показать, где у мамы ручки, ножки и т. д.

•Игра развивает координацию движений, мышление.

Покажи "козу"

Для детей от 6 месяцев

•Учите ребенка различать интонацию,

•"Напугайте" малыша, показав ему "козу" (одну из любимых пальчиковых игр). "Рожки" — это вытянутые указательный палец и мизинец. Приговаривайте, меняя ритм и интонацию:

Идет коза рогатая
За малыми ребятами:
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест.
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

•Покажите, что делает "коза" (похлопайте глазами, потопайте ногами), а затем попросите малыша потопать ножками, похлопать глазками.

•Возьмите ручку ребенка и покажите, как сделать "козу".

•Игра помогает улучшить координацию движений, способствует развитию мышления.

Совушка-сова

Для детей от 1 года

•Читая стишки, разыгрывайте сценки вместе с малышом.

Совушка-сова, большая голова
(руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На суку сидела, головой вертела
(не убирая рук, покрутите головой).
Во траву свалилася
(уроните руки на колени),
В яму провалилася
(уберите руки с колен и уроните их в яму).

•Игра развивает координацию чувства ритма.

Кукушечка

Для детей от I года

•Ритмично двигайтесь в такт словам:

Ку-ку, ку-ку, кукушечка
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза).
Лети скорей в лесок
(слегка разведите руки в стороны и 3 раза взмахните ладонями, как крыльями).
Ку-ку, ку-ку, кукушечка
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Подай свой голосок
(слегка разведите руки в стороны и 3 раза махните ладонями, как крыльями)!

•Жестовые игры развивают чувство ритма, координацию движений.

Уточки

Для детей от I года

•Попросите ребенка повторить ваши движения:

Наши уточки с утра
(сложите пальцы обеих рук щепотью, большой палец напротив остальных — получится "клюв"):
"Кря-кря, кря-кря!"
Наши гуси у пруда
(открывайте и закрывайте "клюв"):
"Га-га, га-га!"
Наши гуленьки вверху
(поднимите руки вверх и помашите кистями):
"Гу-гу, гу-гу!"
Наши курочки в окно
(постучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом)
"Ко-ко, ко-ко!"
А как Петя-петушок
(спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны)
Рано-рано поутру
Нам споет: "Ку-ка-ре-ку!"
(взмахните руками, как крыльями, и прокукарекайте)!

•Спрашивайте малыша: "Что говорят уточки, курочки, гуси, гуленьки?"

•Попросите показать курочку, гуся и т, д.

•Игра развивает воображение, речь, мелкую моторику

Гимнастика для пальчиков

Для детей от 1 года

•Для усиления кровообращения в кистях рук полезны хлопки; сжимание и разжимание мягких и упругих предметов; потирание ладоней одна о другую; перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш); постукивание кончиками пальцев рук по столу; перекатывание по поверхности стола мелких предметов — двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди.

•Сядьте с ребенком напротив друг друга. Читайте стишки, а малыш пусть повторяет движения:

Хлоп (хлопните в ладоши)!
Раз (легко ударьте себя по коленям)!
Еще (хлопните в ладоши)
Раз (легко ударьте себя по коленям)!
Мы похлопаем сейчас (похлопайте в ладоши)!
А теперь скорей, скорей! Шлепай, шлепай веселей
(наклонившись вперед, быстро, в такт, шлепайте ладонями перед собой)!

•Игра развивает мелкую моторику, внимание.

Как тебя называть?

Для детей от 2 лет

•Читайте стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия:

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий.
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

•Повторяя стишок, перебирайте пальчики малыша,

•Предложите малышу показывать пальчики, когда вы расскажете потешку еще раз.

•Игра развивает мелкую моторику, память и речь.

Строим дом

Для детей от 1 года

•Потренируйте пальчики малыша, чтобы каждый пальчик умел двигаться не только вместе с другими, но и изолированно.

Это — домик (ладошки приставлены друг к другу);
Это — крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)
А труба — еще повыше (поочередно поднимаем вверх мизинцы и безымянные пальцы то на одной руке, то но другой, то на обеих одновременно).

•Игра развивает гибкость пальчиков, воображение.