Зачем мне жить
Содержание
Эссе на тему: «Для чего я живу?»
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Жизнь-это удивительный дар! Все мы, люди, по-разному к ней относимся. Кто-то считает себя счастливым, а кто-то — несчастным… Все зависит от того, как мы относимся к жизни. Что для нас значит сей дар? Лично я убежден, что человеку жизнь дарована не случайно, а с какой-то целью.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Ум молчит, но сердцу ясно —
Жизнь от Бога нам дана.
Я часто задавал себе вопрос: «Для чего я живу?», «С какой целью мы живем на Земле?» Я прекрасно понимаю, что не у каждого человека в жизни есть цель, потому что цель-это то к чему надо стремиться, прикладывая определенные усилия. А на это способны не все. Согласитесь, разве будет стремиться к чему-то определенному человек, у которого каждый день разные цели. Нет, конечно… Такие люди могут только мечтать. Как правило, они мало чего добиваются. А вообще нужна ли цель??? Размышляя над этим вопросом, я пришел к выводу, что это уже зависит от того, чего мы хотим от жизни. Если мы хотим просто жить, не утруждая себя, то можно и без неё. Цель же имеют те люди, которые хотят в жизни чего-то добиться для себя и для окружающих.
Блажен, кто выбрал цель и путь
И видит в этом жизнь и суть…
Издревле люди бились над вопросом о смысле человеческого бытия. Для чего человек живет на этой земле, зачем приходит в этот мир и с каким багажом уходит. В произведениях русской литературы мы часто сталкиваемся с этой темой. Литературные герои служат нам примером. Для меня ими стали герои романа В. Каверина «Два капитана». Девизом главного героя — Саньки Григорьева, были вот такие слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». В этой фразе и цель, и задача. Одним словом, смысл нашего пребывания на Земле. Если бы каждый из нас шел к своей цели так же упорно, как герои названного произведения, то многого можно было бы добиться в жизни.
А сейчас мне хотелось бы немного написать о своих жизненных планах. Может быть, я ещё не совсем понимаю высшего предназначения человека, но тем не менее, кое-что у меня есть представить на ваш суд…
Для чего я живу? Этот вопрос волнует каждое людское сердце. С раннего детства мы не задумываемся над этим вопросом, но немного подрастая, придя в школу, каждый из нас намечает свой путь, сначала своими мечтами. Мне кажется, что придя на эту землю, я должен творить добро, приносить пользу людям. Еще в начальной школе мне стал нравиться предмет английский язык. Благодаря моему педагогу и маме я стал углубленно изучать его. Из года в год я узнавал все больше и больше нового. Не так давно в моей жизни появилась мечта: стать переводчиком. Я думаю, связав свою жизнь с этой профессией, я смогу много сделать в жизни для себя и людей. Эта профессия даст много возможностей для осуществления моих планов. По моему мнению, переводчик – нужная и интересная профессия. Получив образование, я буду повышать свой профессиональный уровень. Сейчас я изучаю в школе «Актив» английский язык, участвую в различных олимпиадах, кстати, занимаю призовые места.
Для чего Я живу на свете? Цель собственной Жизни…
Можно сказать, что я тем самым уже иду к своей цели. Я хочу получить хорошее образование, найти интересную работу, конечно, немаловажным фактором является финансовая сторона. Забыл, хочу иметь, просто мечтаю иметь хороших и верных друзей. В жизни каждого человека, на мой взгляд, должен быть друг. Такой друг, на которого можно было бы положиться в любой момент. Конечно, мечтая обрести друзей, я и сам буду стремиться к тому, чтобы стать лучше. Вообще-то, я думаю, должна быть цель — это самое главное в жизни. Стремление к осуществлению мечты, к реализации планов. Эта цель может быть у каждого своя, но она должна быть. И она должна быть высокой, благородной, такой, которая возвышала бы человека в его собственных глазах и в глазах окружающих его людей.
О том поразмысли, что ждет впереди;
Цель выбрав благую, к ней прямо иди.
В будущем я хочу заниматься любимым делом, о котором писал ранее. Я считаю. Что если человек занят тем, что ему нравится, то у него все получится. Ведь если работа по душе, то чувствуешь себя востребованным, а следовательно, стремишься все дальше и дальше. Преодолевая препятствия, допуская ошибки.
Всем известна пословица «Каждый мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Пусть это покажется вам банальным, но я хочу это осуществить. Ведь в жизни у нас есть непреходящие ценности, и я считаю, что главной целью моей жизни будет именно эта. Да, я хочу построить дом, посадить дерево, вырастить сына (в будущем, конечно). Я хочу расти и радовать своих родителей. И ко всему этому я буду идти. А чтобы достичь всего этого, нужно учиться быть честным, благородным, отважным и целеустремленным. И самое, самое, самое важное – оставаться Человеком в любых ситуациях. Чтобы не было стыдно взглянуть на себя со стороны, а обернувшись назад, я скажу когда-нибудь с гордостью: «Да, это был мой путь, пусть он был нелегким, но было интересно». Скажу о том, что именно в пути и есть смысл жизни. Прекрасно понимаю, что жизнь прожить – не поле перейти. На нашем жизненном пути нас ждут и радость, и разочарования. Но идти вперед нужно. Не боясь трудностей, преодолевая препятствия, исправляя допущенные ошибки. Нужно жить, стремясь к высшему, лучшему, светлому.
И пускай нас кидает на дно,
И пусть нужно начать всё сначала,
Как молитву твержу я одно:
"Я живу!
Разве этого мало?
Не раз спрашивал себя, а может ли один человек изменить мир к лучшему? Наверное, нет… Но если каждый из нас будет стремиться сделать мир вокруг себя чище и светлей, то у нас есть все шансы жить в «совершенном обществе». Это, конечно, высоко сказано, может быть, звучит пафосно. Но ТАК хочется сделать мир лучше!!!
Я считаю, не нужно всю жизнь искать смысл. Нужно всего лишь жить так, чтобы на душе было тепло и радостно. А, еще, главное, быть честным с самим собой и окружающими. И если я наметил для себя путь, определил цель, то буду идти к ней. Самое интересное, что в самом пути и есть смысл. Идти вперед, познавая новое, достигая высот — вот счастье! Вот жизнь, наполненная смыслом!
Вот это все, ДЛЯ ЧЕГО ЖИВУ Я!!!
Многие интересуются и спрашивают, почему и зачем мы живем и зачем я живу, как это осознать и какие есть главные и основные ответы на данный вопрос. В основном люди говорят, что живут ради своей семьи, детей, удовольствия или чтобы быть успешным и счастливым. Но все это материальные желания, которые после смерти исчезают. Поэтому дочитайте статью до конца, чтобы понять, зачем нам жить и для чего мы живем в этом прекрасном мире.
В статье вы узнаете, зачем и почему мы живем и зачем я живу, что нужно, чтобы найти ответ на данный вопрос и для чего в основном живут многие люди. Ведь желания часто сбываются не так, как бы мы хотели. Мы думаем, что, достигнув той или иной цели, она сделает нас лучше и счастливее.
для чего я живу на свете?
Но в итоге мы понимаем, что страдаем еще больше, когда добиваемся того, чего хотели. Мы радуемся 1-2 месяца тому, чего добились, а потом просто перестаем ценить то, что имеем.
Зачем мы живем
Для продолжения рода
Еще древние люди говорили, что живут они ради продолжения рода, потомства. Но современная жизнь поменялась и если убрать у человека семью и детей, ему просто незачем будет жить. Пожилые люди находят смысл жизни только в детях и внуках, а молодежь просто выживает и старается заработать больше, чтобы прокормить семью. Получается, мы живем, чтобы умереть.
Для приобретения счастья и успеха
Также, зачем мы живем, может состоять ответ в том, что все стремятся к успеху и счастью, но, добиваясь его в материальном мире, мы не ощущаем счастья, даже когда добиваемся большого успеха в жизни. Поэтому счастье нужно искать внутри себя и не надеяться на то, что вы будет счастливы после смерти и жить в душе в другом мире. Узнайте: зачем нужна философия.
Зачем я живу
Сколько людей, столько и мнений
Конечно у всех свои желания и точки зрения на мир, но если опросить миллионы людей и спросить для чего и зачем они живут, 99,9% из них назовут все материальное: семья, богатство, наслаждения и так далее.
Зачем же я живу
Конечно, я живу в данном мире, но я не привязываюсь к нему, так как понимаю, что после смерти, на смену одного тела, придет другое, как смена машин. Но одно я знаю точно, что пока я не раскрою творца и свою душу внутри себя, я буду появляться в этом мире в новых телесных оболочках. Поэтому я живу ради того, чтобы найти эту душу, развить ее и начать ощущать себя в системе и в мире душ еще при жизни, так как после смерти душ не дают. Узнайте: зачем придумали любовь.
Если бы давали души после смерти, то никто бы не возвращался бы обратно, но мы видим наоборот, население растет, значит еще никто не смог найти свою душу и развить ее чтобы при жизни ощущать себя не только в теле, но и в душе. Тогда после смерти можно не возвращаться и оставаться в душе, которую человек развил и нашел еще при жизни тела.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
psyh—olog.ru
для чего я живу на свете?
Наталья Семикозова
Я живу для того, чтобы жизнь становилась красивее,
Я живу для того, чтобы не было зла на Земле.
Если кто-то и спросит меня: "А по силам ли?"
Что ответить?
Зачем жить на этом свете? И стоит ли?
Ведь все, что скажу, удивит.
Я скажу, что мала по сравнению с вечностью,
С бесконечностью спорить я не берусь.
Пусть века наполняются человечностью.
И тогда, может быть, я до звезд доберусь.
Только доброе сердце считаю великим.
Если б люди представить только могли
Сколько душ человечьих от черствости гибнет?
Верно, бережней были б друг к другу они.
А ответить в чем сила моя, я сумею.
Людям радость дарить я люблю день за днем.
Делать жизнь их счастливее и красивее —
Для того мы, наверно, на свете живем
1975 год
© Copyright: Наталья Семикозова, 2006
Свидетельство о публикации №106100901334
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Наталья Семикозова
Рецензии
Написать рецензию
К тебе я "прикаснулся" там,в ММ
Хоть ты и…никогда не приглашала
Идти к Добру. Там миллион терзаний и проблем
Но ты пошла.В себе не жаждя идеала
Жаль что забыла ты:странично в гости ждал
Но извиняться нЕ зашто ,не нужно
Не удивись…там, предложилась "Дружба"
Хоть и мой "мир" нисколь не идеал )))
Доброго вечера,Наташа! Очень рад встретить…моймирянку
Надеюсь буду узнан))) там…Давно не посещал,знакомой страницы
А про моймирскую вообще,узнал оказией….
Я конечно не навязываюсь. Но,во всяком случае рад тому что стихиряне спокойно обосновались и на Майл Ру
Как ни вспомнить "сына турецкоподданого":"У нас руки длинные…"
)))
С теплом
я,со 2й страницы
Зымний Сайд -Никлон Бэта 31.08.2010 21:10 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Доброй ночи, Сергей…почти не появляюсь сейчас ни в СТИХИре, ни в Мире…работа закрутила, стихи почти не пишу… статьи, репортажи, а дни летят как в калейдоскопе, дома просто падаю от усталости…столько всего происходит вокруг днем, что на ночь просто проваливаюсь…сегодняшний визит благодаря собакам, подняли среди ночи, погулять им захотелось, а я потом решила посидеть у компа…
удачи Вам в творчестве! по мере сил и возможности буду заглядывать к Вам на странички…
Наталья Семикозова 01.09.2010 04:47 Заявить о нарушении
У меня в "Мои рисунки" одна забАвнистая кошенЯ есть…Описывать не буду…Попытаюсь втЮпать её к тебе в "Гостевую книгу". Угу?
Спасибочки,что не забыли,некоего Весы )))
Понимаю твою "забеганность"…Но мне дорого внимание некой Н.Семикозовой)) Даже если нашёл её,оказией. Насколько помню в читательском ты появилась уже опослЯ знакомства
С теплом…и моймирянин
Зымний Сайд -Никлон Бэта 01.09.2010 07:27 Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Наталья Семикозова
Для чего мы живем на свете?
Для чего человек сотворен? Для чего мы живем на свете? Вот важный вопрос, который мы должны делать себе как можно чаще! Ужели мы для того живем на свете, чтобы только родиться, несколько прожить и потом умереть, подобно прочим животным? Ужели для того мы сотворены, чтобы во всю жизнь заботиться, хлопотать, искать, мучиться, страдать и потом исчезнуть? Нет! Мы сотворены для блаженства. Искать блаженства — есть неизгладимое и незаглушимое чувство в человеке; и потому-то мы видим, что всякий человек, и умный, и глупый, и дикий, и просвещенный, и старый, и молодой — все и каждый хотят себе добра, хотят жить лучше, все ищут благополучия.
И хотя не все одинаково ищут, и не все одно и тоже считают верховным своим благом, но нет ни одного человека на свете, который бы не хотел быть благополучным, по крайней мере так, как он смыслит и понимает. Так, дикий хочет быть сытым и довольным и иметь то, что нравится ему. Так, бедный хочет быть богатым, богатый хочет быть в чести и славе, чиновный и славный человек хочет быть знаменитым — и так далее. Словом, все хотят быть счастливыми и блаженными по своим понятиям. Но в чем же состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастие? Чего именно мы должны искать для нашего блаженства: богатства ли, чинов ли, удовольствий ли, или чего другого в мире? Нет! все это пустое, все это тень, все это никогда не составит нашего благополучия. Да, правда, иногда веселит и радует нас что-нибудь мирское. Но надолго ли? На минуту и, право, не больше. Спросите вы богачей, и даже не таких, которые родились богачами, потому что таковые богачи не знают цены богатству, — но спросите тех богачей, которые из бедняков сделались богачами, — спросите их, счастливы ли они? блаженны ли они? Да что спрашивать нынешних богачей: все они суть нищие пред Соломоном. Посмотрим на сего царя, послушаем, что он говорит о себе, счастлив ли был он? Известно, что Соломон был столь богат, что всякая домашняя посуда во всем дворце его была из чистого золота; Соломон столь был умен, учен и просвещен, что ни один человек сам собою никогда не смог бы сделаться столь умным, ученым и просвещенным, как он. Соломон так был могуществен, что все, что бы только он ни захотел, и почти все, что бы он ни пожелал, — все исполнялось. И, наконец, при всем том Соломон наслаждался здравием, спокойствием, миром и благоденствием своего царства, любовью своих поданных и уважением соседей. Словом сказать, Соломон столь был счастлив, что одна иностранная царица завидовала уже не ему самому, но даже тем, которые прислуживали ему. Но при всем том, доволен ли был Соломон всем, что он имел, счастлив ли был в самом деле? Называл ли он себя блаженным при всем своем видимом блаженстве? Нет!
Для чего я живу на свете (короткое сочинение)
Он испытал все возможные удовольствия мира и под старость признался, что нет в мире истинного и прочного счастья: все на свете «суета суетствий и всяческая суета». Итак, ежели уже и Соломон не мог найти благополучия в сем свете, то когда и где мы найдем оное? Да и ужели в самом деле на сем свете совсем нет для нас никакого счастия и благополучия? Нет, есть для нас счастие и блаженство, счастие вечное, блаженство истинное и неизменное — «Царствие Небесное». Вот наше истинное и вечное благо, счастье, благополучие и блаженство! В одном только Царстии Небесном человек будет совершенно доволен, вечно счастлив, каждую минуту весел и радостен, всегда спокоен. Словом сказать, только в Царствии Небесном человек может быть блажен совершенно. А кроме Царствия Небесного, никто и никогда не найдет блаженства. Итак, чего же мы должны себе желать? чего мы должны себе искать: богатства ли, чести ли, славы ли? Нет! Одного только Царствия Небесного. Все на свете пыль, прах, дым и тень, все, даже и самое высокое просвещение, все для человека пустое, все только лишь раздражает сердце человека, но не насыщает его; только Царствие Небесное может удовольствовать человека так, что он во веки веков не пожелает себе большего. Итак, братия! Все желания наши, все мысли, все прошения, все молитвы, все старания наши устремим к тому, чтобы получить нам Царствие Небесное. Ах, как счастливы и пресчастливы те люди, которые получили Царствие Небесное! Ах, как они блаженны! Они, живучи на земле, были как в Раю. Но Боже мой! как они будут блаженны там, на Небеси! То, что находится там, в Царствии Небесном, столь велико, что апостол Павел, который был восхищен в Рай еще живой, говорил, что то блаженство, которое уготовал Бог в Царствии Небесном любящим Его, столь велико, что никакой человек не видывал и не слыхивал, и никогда не может вообразить себе, потому что этого никак нельзя рассказать никаким языком. Ах, как блаженны те люди, которые удостоились получить Царствие Небесное, как завидно их состояние! И кто из нас не пожелает себе такого блаженства? Кажется, только об одном Царствии Небесном и думать бы, только о нем и заботиться бы нам надлежало. Но, странное дело, — человек, при всем уме своем, при всем просвещении и при всех опытах своих, очень часто ищет временного и оставляет вечное, трудится для пустого, а пренебрегает истинным и существенным; заботится о получении земных вещей, а не думает о небесных. Как часто случается, что мы для пустых удовольствий употребляем всякие труды и усилия, не жалеем ни денег, ни здоровья, — а для Царствия Небесного не хотим, так сказать, пальцем пошевелить. Для пустых прихотей своих сносим недостатки и даже оскорбления, а для Царствия Небесного не хотим ничем пожертвовать! Для себя все нам легко, а для Бога и поклон положить, кажется, трудно. И сколько разных отговорок у нас, сколько извинений в том, что не хотим заботиться о Царстии Небесном! Многие даже думают, что если мы будем думать и заботиться только о Царствии Небесном, тогда все наши мирские дела и должности остановятся и разрушатся. Ах, как это несправедливо, как даже оскорбительно для Бога думать таким образом! Иисус Христос не велит бросить и совсем оставить все житейские должности и дела, не велит удаляться в пустыню, не возбраняет и искать земного счастья, но только так, чтобы Царствие Небесное было первым нашим делом и желанием. Он говорит: «ищите прежде всего Царствия Божия, а все прочее приложится вам», — то есть надобно иметь главное попечение о Царствии Божием, а потом заботиться и о мирских обязанностях; и когда мы получим и достигнем правды Царствия Небесного, то все прочее придет, так сказать, само собой: богатство и честь, и слава будут даны нам как бы в придачу. И даже скажем: кто хочет быть или богатым, или славным, или просвещенным, тот скорее и надежнее может быть таковым тогда, когда он найдет Царствие Небесное. Благочестие на все полезно, — говорит Священное Писание. Истинное благочестие нигде, никогда и ни в каком звании не может быть неуместным или вредным, или совершенно противным. Итак, должностной ли ты человек в обществе — не уклоняйся от твоей должности, исполняй ее так, как требует долг и честь гражданина и как можно усерднее, — но в тоже время не забывай и Царствие Божие. Отец ли ты или мать семейства — не забывай своей должности, воспитывай детей твоих, заботься о них как можно усерднее, но в тоже время не забывай и Царствия Небесного. Господин ли ты, имеешь ли ты у себя рабов — пекись о них, как отец, употребляй их на услуги свои — но в тоже время заботься и о том, чтобы тебе и им быть в Царствии Небесном. Раб ли кто или в услужении у кого — не ищи свободы своевольной, но служи своему господину, как самому Иисусу Христу, — и в тоже время не забывай и Царствия Небесного. Словом сказать, искать Царствия Небесного не мешает никаким нашим обязанностям и должностям. — Итак, братия! Ежели мы хотим быть счастливыми и блаженными, то будем искать Царствия Небесного с усердием, постараемся получить Духа Святаго и сделаться святыми.
(Из творений Иннокентия, митрополита Московского)
Златые книги
Кто лучше святых Отцов-подвижников знал душу человеческую? Они всю жизнь свою заботились о спасении души, всю жизнь внимательно следили за собой, за всеми своими помыслами, и неустанно боролись с врагами спасения. От них не могли укрыться ни хитрые козни диавола, ни лукавые пожелания грешной плоти, их не мог прельстить мир со всею своею суетой. Многотрудными подвигами она постигли великую "науку из наук" — науку, как очищать свое сердце от всего греховного, как привлечь к себе благодать Божию, как, при помощи сей благодати, возвратить душе то блаженное состояние, коего лишился Адам, а за ним и все люди, после грехопадения. Эту великую науку они оставили нам в наследство в своих Богомудрых писаниях, оттого их слово вовсе не то, что наше слово, грешное; их опытное слово — чистое золото, а наше — ржавая медница, их слово — живая благодатная струя, утоляющая жажду души, а наше — не больше, как вода, на стене написанная…
Кто лучше их мог постигнуть глубину тайн Божих, сокровенных в Священном Писании? Они день и ночь поучались в нем, поучались в глубоком смирении, да не одним только умом, но и самым делом: всякую истину Писания они прилагали к жизни своей и усердно просили у Господа благодатной помощи к уразумению Слова Божия, просили и за святую свою жизнь получали эту помощь. «В злохудожну душу не внидет премудрость», — говорит само Слово Божие (Прем. 1; 4). Дух Божий не может обитать в твоей душе, если она осквернена греховными страстями, если в ней царит самомнение, если ты свое смышление ставишь выше учения Церкви Божией, того учения, которое святые Апостолы передали святым ученикам апостольским, а от них оно перешло к нам и сохранилось в писаниях Богомудрых Отцов и учителей Церкви. Не говори мне: "Святые Отцы были такие же люди, как и мы, грешные". Правда, они были тоже люди, но скажи мне по совести: ужели ты думаешь, что люди праведные своей святой жизнью не заслуживают у Бога особенной к себе милости, особых даров благодати Божией? Ужели простой кающийся грешник, каковы мы с тобой, по твоему мнению, вправе просить себе у Господа таких же даров Духа Божия, какие получили первоверховные Апостолы Петр и Павел и другие ученики Христовы, каковых сподоблялись равные Апостолам по трудам своим для Церкви Божией вселенские святители и учителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Кирилл Иерусалимский и другие, оставившие нам свои Богомудрые писания? Ужели, говорю, ты посмеешь приравнивать себя к этим равноангельным подвижникам благочестия, которые всю свою жизнь посвятили на служение Господу, ради Него терпели всякие скорби и лишения, беды и гонения и нередко свой жизненный подвиг венчали страдальческим концом? Ужели же у тебя достанет гордости сказать, что ты, например, не хуже Афанасия Александрийского, который шесть раз терпел изгнание за истину Божества Христова (против арианской ереси в IV в.), или святителя Иоанна Златоуста, который и умер в изгнании? Нет, брат возлюбленный, где уж нам, грешным, ставить себя на одну ступень с такими столпами Церкви Христовой; довольно с нас, если смиренно станем в ряды учеников их и будем у них учиться правильному толкованию Священного Писания! Они по своей святой жизни, уж конечно, ближе нас с тобой были к Богу и к святым писателям Библии — Пророкам и Апостолам, а потому они и просили, и получали благодатную помощь и вразумление свыше, иногда даже чудесным образом. Так о святом Льве, святителе Римском, в Житии его повествуется, что он, написав послание святому Флавиану, патриарху Цареградскому, в обличив лжемудрия Евтихия и Нестория, положил свое писание на гроб первоверховного апостола Петра и в строгом посте пламенно молился великому ученику Христову: "Если я, как слабый человек, что-либо опустил, сказал не так или недосказал, — благоволи исправить ты, яко Апостол нашего Господа!" — Прошло сорок дней, и вот является смиренному святителю Апостол Господень и говорит: "Я прочитал и исправил". С благоговением святитель взял с гроба Апостола свою рукопись, развернул и увидел в ней поправки и дополнения, рукою Апостола сделанные… Святой Прокл, бывший сначала келейником Иоанна Златоустого, а потом патриархом Цареградским, сам рассказывал о своем святом учителе вот что. Когда Златоуст писал свои толкования на послания апостола Павла, в одну ночь некто из граждан, имея нужду до святителя, просил Прокла доложить о нем. Прокл, не желая безвременно беспокоить Иоанна, сначала посмотрел сквозь скважину двери: что делает Иоанн? И что же он увидел?! — Златоуст сидит при возженной свече и пишет, а позади его стоит благообразный старец и, наклоняясь к уху его, тихо беседует с ним. Удивился Прокл: кто бы мог войти к Иоанну в такое время? Двери были заперты… Но каково же было его изумление, когда он приметил, что сей старец совершенно похож на образ святого апостола Павла, который стоял на стене пред Иоанном! И это видение бывало не раз; часто Прокл всю ночь поджидал, пока выйдет таинственный собеседник, но лишь только ударяли к утрени, Златоуст вставал из-за стола, чтобы идти в церковь, а старец делался невидимым. Наконец, Прокл осмелился спросить у самого Иоанна: кто ночью с ним беседует? — "У меня никого не бывает", — ответил святитель. Тогда Прокл поведал Иоанну свое видение и, указав на образ Апостола, сказал: "Вот точно таков был этот старец". И Златоуст возблагодарил святого Апостола, который благоволил невидимо помогать ему в истолковании его посланий и с еще большим усердием стал продолжать свои истолковательные труды.
Как же после сего не признать, что толкования святых Отцов на Священное Писание составляют для нас бесценное сокровище, что в тысячу раз благонадежнее в сем деле положиться на их Богомудрое толкование, довериться их опытному и богопросвещенному руководству, чем пускаться самим в бесконечно глубокое море Писаний Божественных со своим грешным умом. Только гордая самонадеянность может решиться на такое дело, но за такую самонадеянность и попускает Господь, что слово жизни и спасения как обоюдоострый меч обращается на погибель самонадеянным и самочинным толковникам, по слову великого Христова апостола Павла: «Для одних — запах смертоносный на смерть; а для других — запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2; 16). Такие самонадеянные толковники, подобно всем древним и новым еретикам, искажают истинный смысл Священного Писания и, отделяя себя от единства с Церковью, погибают в своих лжемудрованиях. Итак, недаром писаниями святых Отцов так дорожили и ныне дорожат благочестивые и смиренные люди. Преподобный Косма Отшельник так благоговел пред ними, что однажды в разговоре с другим старцем о спасении души, приведя слова святителя Афанасия Александрийского, сказал: "Если где найдешь что-либо из сочинений святых Отцов и нет у тебя бумаги, чтобы записать их, то запиши их на твоих одеждах". Недаром и наши благочестивые предки с такою любовию переводили писания святых Отцов с греческого языка, с таким усердием переписывали их, что все наши старинные книгохранилища наполнены древними рукописями святоотеческих творений. По выражению святого Исидора Пелусиота, "в писаниях святых Отцов слово и жизнь помогают друг другу, в них добродетель объемлется с мудростью, в них истинное любомудрие!" — Поистине сии писания — златые книги!
Желающим читать святоотеческие толкования на Священное Писание, советуем иметь толкования Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта, Евфимия Зигабина и др. В недавнее время преосвещенный епископ Феофан издал полный свод святоотеческих толкований почти на все Послания апостола Павла.