Высота мамаев Курган
Содержание
Мамаев курган
Мамаев курган – главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник – гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в Великой Отечественной войне.
Cвоё название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского нашествия – так говорится в путеводителях по Мамаеву кургану. Уже тогда курган был стратегически важной высотой – на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Сторожевой дозор охранял от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке, хан посылал около сотни отборных воинов из своей личной охраны для несения службы на кургане. Однако сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» считают иначе.
По их мнению, никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было. «До войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала Евгения Вучетича.
В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через Волгу. «Высота 102» – так обозначался Мамаев курган на военно-топографических картах – с тех пор известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых боев второй мировой войны. Но не менее (а по некоторым данным – и более) ожесточённые бои велись и на других участках обороны города – на Лысой горе, в «овраге смерти» (западнее завода «Красный Октябрь»), на «острове Людникова», на «берегу Родимцева»…
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел – на сгоревшей земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде Мамаев курган простоял до 1959 года.
Идея сооружения монумента в память о великом сражении возникла почти сразу после окончания битвы. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве (который также стал начальным этапом рождения панорамы «Сталинградская битва»). Были предложены разнообразные варианты – от простого танка на постаменте до сохранения разрушенного, мёртвого Сталинграда в виде огромного памятника Битве. Но мёртвый город не может быть памятником Великой Победе.
Высказывались также предложения, что перекопанный траншеями и нашпигованный смертоносным металлом, Мамаев курган мог сам по себе стать памятником, но еще при Сталине стало ясно, что в Сталинграде должен появиться большой мемориальный комплекс. Говорят, что Сталин и выбрал его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство.
Постановление Совета Министров РСФСР о строительстве памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане вышло в 1958 году. Проектирование ансамбля было поручено Сталинградпроекту, а строительство – Сталинградгидрострою, который за годы строительства Волжской ГЭС приобрел большой опыт выполнения бетонных работ, так необходимый при постройке уникального комплекса на Мамаевом кургане.
Грандиозный масштаб и сложность композиции задуманного ансамбля потребовали больших сроков для его осуществления. Сооружение комплекса началось в мае 1959 года, а закончено было 15 октября 1967 года, когда памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был торжественно открыт.
Мамаев курган
Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Общая площадь архитектурно-скульптурного комплекса на Мамаевом кургане составляет 26 га. Здесь впервые в практике сооружения монументов был применён железобетон.
Мамаев курган – это объемно-пространственная архитектурно-скульптурная композиция, объединённая общим замыслом, общей идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км. Памятник состоит из архитектурно-пространственных звеньев, как бы нанизанных на единую ось. Следуя в одном направлении, один уровень сменяется другим, по мере подъёма раскрываются все новые элементы композиции.
Над проектом Мамаева кургана работал коллектив скульпторов, архитекторов, инженеров под руководством Е. В. Вучетича, главным военным консультантом был маршал Советского Союза В. И. Чуйков, в Великую Отечественную войну командующий 62-й армией.
«… Сейчас ансамбль завершён. За этим – 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине.
Памятник героям Сталинградской битвы – это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы.» Е. В. Вучетич
Со дня открытия Мамаев курган успел заметно измениться. К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. В 2005 году у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм – храм Всех Святых. В январе 2008 года памятник-ансамбль был передан в федеральную собственность (для чего был административно объединён с музеем-панорамой «Сталинградская битва»), что позволило в разы увеличить финансирование, и сейчас у нового руководства Мамаева кургана появилась возможность продолжать развитие. В частности, одним из приоритетов является открытие на Мамаевом кургане выставочного зала, посвященного сражению на Мамаевом кургане – экспонатов для него в музее-панораме «Сталинградская битва» уже накопилось предостаточно. Другим направлением развития памятника-ансамбля «Мамаев курган» является обустройство и открытие для широкой публики малоизвестных мест на Мамаевом кургане, таких как родник жизни, доты.
В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес нашей страны, победив в финале конкурса «7 чудес России», организованном газетой «Известия», ВГТРК и радиостанцией «Маяк».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №385
Дзержинского района г.Волгограда
КОНСПЕКТ
«Главная высота России»
(старшая группа)
Воспитатель первой
квалификационной категории
МОУ детского сада №385
Дьяченко Елена Григорьевна
Волгоград 2011 год.
Тип: Интеллектуально – развивающее.
Вид: Познавательное.
Тема: «Главная высота России».
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Способ организации: с подгруппой детей.
Предварительная работа:
- Знакомить детей с понятием «город – красавец», «город – труженик»;
- Рассматривание иллюстраций достопримечательностей города;
- Экскурсия в музейную комнату «И помнит мир спасенный…»;
- Обратиться с просьбой к родителям воспитанников показать детям ритуал Памяти у Вечного огня;
- Совместно с родителями создать экспозицию в группе на тему: «Любимый город»;
- Составить галерею /рисунки, коллажи/ на тему «Мой город».
Материал:
- Переносная фотовыставка «О Степане Федоровиче Курунине», эскизы Мамаева Кургана, подлинные фотоматериалы;
- Галерея рисунков, коллажей «Мой город»;
- Подлинные экспонаты музейной комнаты «И помнит мир спасенный…»: осколок разорвавшегося снаряда, каска времен В.О.В. и пр.;
- Д/и «Разложи правильно»;
- Д/и «Расскажи по фотографии»;
- Фотоальбом «Мой родной город»;
- Звуковое сопровождение, фонограммы: «Звуки битвы»; «Реквием»;
- Стихотворение М.Агашиной «Мой город».
Словарь: монумент; память; мужество; героизм; подвиги; Вечный огонь; ритуал; воин; фашизм; сражение; битва; освобождение; победа.
Цель:
- Углублять знания детей о героическом прошлом нашего города.
- Дать понятие о памяти, памятниках, ритуале почитания памяти в нашем городе, истории создания памятника – ансамбля на Мамаевом Кургане.
- Воспитывать чувство уважения к смелым и сильным людям, к старшему поколению, гордость к тому, что ты – житель Волгограда.
- Формировать основы патриотизма, приобщение детей к истории родного города, чувство причастности к героическому прошлому своего города, воспитывать желание и умение сохранить город красивым и чистым.
Ход:
- В группе оформлена выставка рисунков, коллажей «Мой город».
Воспитатель: — Дети, посмотрите, как много в группе фотографий и альбомов!
— Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: — О городе Волгограде.
Воспитатель: — Верно, о нашем любимом городе – Волгограде.
/чтение стихотворения/ Вот Российский флаг
На ветру шумит.
На реке великой город наш стоит!
Сколько улиц в нем широких, сколько площадей!
Сколько вечером сияет звездочек – огней!
Ты красив зимой и летом, и тебе я рад!
Будь всегда таким красивым – город Волгоград!
Воспитатель: — Ребята, а как называются жители нашего города?
Дети: — Волгоградцы.
Воспитатель: — У меня в руках два конверта. Нам необходимо с вами разложить эти картинки и фотографии правильно.
Д/и «Разложи правильно». Вписать описание
Воспитатель: — Эти конверты хранят фотографии о нашем городе, о тех событиях, которые в нем когда-либо происходили.
— Скажите мне, как называется место, где люди хранят историю, различные коллекции, старинные вещи, картины?
Дети: — Музей.
Воспитатель: — В нашем городе есть множество музеев. Вы когда-нибудь бывали в них?
Дети: — Да.
Воспитатель: — В нашем детском саду тоже есть музей, и мы с вами часто его посещаем и узнаем много нового и интересного.
— Кто мне может сказать, как называется наш музей и чему он посвящен?
Дети: — Он называется «И помнит мир спасенный…» и посвящен героическому прошлому и настоящему нашего города.
Мамаев курган и статуя «Родина Мать Зовёт», Волгоград
Воспитатель: — Как называются люди, которые рассказывают о музейных экспонатах?
Дети: — Экскурсоводы.
Воспитатель: — В каждом музее есть правила, которые должен знать и соблюдать каждый посетитель музея. Давайте их напомним друг другу.
Дети: (рассказывают правила поведения в музее).
Воспитатель: — Мы с вами сегодня изменим нашу традицию, и я предлагаю вам посетить нашу необычную выставку здесь, в группе.
— Прислушайтесь к этим звукам.
Муз.фрагмент: Звучит музыка «На Мамаевом Кургане тишина».
Воспитатель: — Вы слушали музыку и сами мне сможете сказать, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Дети: — О Мамаевом Кургане.
Воспитатель: — Мы сегодня с вами будем волшебниками и отправимся в путешествие в прошлое, когда ваши дедушки и бабушки сами были еще детьми.
— Мы побываем на Мамаевом Кургане. А помогут нам это сделать старые фотографии, музейные экспонаты и, конечно же, экскурсовод.
Воспитатель: — Мне очень хочется, чтобы вы запомнили имя автора этого монумента – Евгений Викторович Вучетич.
— Наш музей хранит много секретов и тайн. Один из них я вам сейчас открою.
— У Вучетича был близкий друг, который ему помогал в создании памятника – ансамбля на Мамаевом Кургане. А звали его Степан Федорович Курунин. Все фотографии, которые хранятся в нашем музее, в его архиве, сделаны этим фотокорреспондентом.
— О нем нам расскажет экскурсовод.
Рассказ первого экскурсовода: (работа с переносной выставкой о Степане Федоровиче Курунине).
Воспитатель: — Мы продолжим нашу экскурсию.
— Посмотрите на фотовыставку.
— Так выглядел Мамаев Курган, когда на нем еще не было монумента Родина-Мать.
(показ выставки подлинных фотодокументов С.Ф. Курунина из архива музейной комнаты «И помнит мир спасенный…»)
— Это был маленький памятник, к которому приходили люди, возлагали цветы в память о солдатах — защитниках Сталинграда в годы войны с фашистами.
— Мы с вами уже говорили о том, что это была страшная битва, вокруг разрывались бомбы и снаряды, умирали люди, защищая свой родной город.
— Осколки тех бомб и снарядов находят до сих пор.
— Сейчас я предоставляю слово еще одному моему помощнику.
Воспитатель: — Сейчас Мамаев Курган – главная высота России, наша гордость, это целый комплекс памятников и мемориалов.
— У нас есть волшебный конверт с фотографиями Мамаева Кургана, который поможет нам попасть на экскурсию.
— Кто из вас знает, на каком транспорте можно подъехать к Мамаеву Кургану?
Дети:— Троллейбус, скоростной трамвай, маршрутное такси.
Воспитатель: — Я надеюсь, что мы воспитанные люди и все знают, как вести себя в транспорте?
— Закройте глаза.
— Представьте себе, что мы с вами стоим у подножия Мамаева Кургана. Что вы увидели?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: — А я увидела множество людей разного возраста – пожилые, молодые, дети и старики. Все они пришли на этот Курган, чтобы поклониться мужеству и отваге защитников Сталинграда. Эта мемориальная композиция на входе Мамаева Кургана называется «Память поколений»
(показ 1 фото).
— Медленно поднимаемся по ступеням, что мы видим справа, слева и впереди?
Дети: — Тополя по обе стороны, а посередине – Родина Мать.
Воспитатель: (показывая фото) – Верно, мы видим главную скульптуру Мамаева Кургана – Родину Мать.
— Она близко или далеко?
Дети: — Далеко.
Воспитатель: — Да, далеко, на самой вершине (ставит фото на самый верх).
— А какая скульптура стоит ближе к нам? Она кажется маленькой, по сравнению со скульптурой Родина – Мать.
(показ фотографии скульптуры «Стоять насмерть»).
Дети: — Скульптура солдата с гранатой и автоматом.
Воспитатель: — Верно, скульптура солдата, который держит в руках гранату и автомат. Так наши солдаты защищали свою Родину, город от врагов.
— Как можно назвать таких солдат?
Дети: — Смелые, отважные, мужественные, храбрые, бесстрашные…
Воспитатель: — Мы стоим рядом со скульптурой «Стоять на смерть». Давайте закроем глаза и прислушаемся.
Муз.фрагмент: Звучит фонограмма со стен руин.
Воспитатель: — Откройте глаза и скажите, что вы услышали и представили себе?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: — Все мы услышали, как бьет наша артиллерия, как рвутся снаряды, как звучит голос диктора (Левитана) и представили, как враги идут сдаваться в плен.
Рассказ второго экскурсовода: демонстрация с описанием музейных экспонатов: осколок разорвавшегося снаряда и каски советского солдата времен В.О.В..
— Посмотрите, каким разрушенным был наш город.
Просмотр фотовыставки «Руины Сталинграда» (фотодокументы С.Ф. Курунина из архива музейной комнаты «И помнит мир спасенный…»).
— Степан Федорович Курунин отдал фотографии, сделанные во время Сталинградской битвы. Так появилась картина разрушенного Сталинграда в камне на Мамаевом Кургане. Эта композиция называется «Стены – руины».
(показ фото стены).
Воспитатель: — Следующую площадь Евгений Викторович Вучетич назвал «Площадью Героев». Никого не забыл автор в свих шести скульптурах.
— О ком же он рассказывает?
(показ площади и шести фотографий).
Дети: (перечисляют): медсестра, солдаты, моряк, командир, знаменосцы…
Воспитатель: — заканчивается композиция Победой над злом. Змея означает зло, враги, фашисты.
— Посередине площади большое, переполняющееся водой озеро. Это «Озеро слез» по погибшим на войне защитникам. К озеру люди несут цветы в память о героях, не вернувшихся с войны, а в зале «Воинской Славы» горит Вечный Огонь и звучит волнующая музыка. Здесь на знаменах имена погибших. Их очень-очень много. Здесь несут службу «Ритуал памяти» бойцы роты Почетного караула. Они были в гостях у нас в детском саду.
(показ фотографий зала «Воинской Славы» и роты Почетного караула).
— Вспомните, как ведут себя люди у Вечного огня, давайте, и мы с вами постоим и помолчим.
— Вот мы вышли на площадь, перед нами скульптура «Скорбящая мать». Это женщина, клонившая голову перед солдатом, который уже никогда не вернется домой. В память о погибших люди несут цветы и тоже склоняют голову.
(показ фотографии скульптуры «Скорбящая мать»).
Итог: — Вот мы с вами на самой вершине Мамаева Кургана.
— Кто же автор памятника – ансамбля на Мамаевом Кургане?
Дети: — Евгений Викторович Вучетич.
Воспитатель: — Верно, Е.В. Вучетич, его друзья и коллеги.
— Посмотрите, как красив сегодня наш город. Мы гордимся, что живем в Волгограде.
— Давайте вспомним стихотворение М. Агашиной «Мой город».
Дети: (читают наизусть) стихотворение «Мой город».
Воспитатель: — А теперь каждый из вас может нарисовать наш город, таким, как он его видит. Из ваших рисунков мы составим альбом «Мой город».
Дети: (рисуют) для составления альбома.