Всероссийская олимпиада школьников задания

02.08.2018 0 Автор admin

Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 9 класс

1) Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов?

Лев Владимирович Щерба

Александр Афанасьевич Потебня

Алексей Александрович Шахматов

Михаил Васильевич Ломоносов

Дмитрий Николаевич Ушаков

("Российская грамматика" — 1, "Толковый словарь русского языка" — 2, "Курс истории русского языка" — 3, "О частях речи в русском языке" — 4, "Мысль и язык" — 5). (4 б.)

2) Как в русском языке выражается категория времени. Приведите примеры.

3) Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого.

4) Слова простой и простой — омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду?

5) Лисичка по отношению к лиса — это словообразование или словоизменение? Докажите.

6) Слова каких частей речи употреблены в предложении: Должен поскорее запрячь тройку порезвее?

7) Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения.

Домик над рекою. В окнах — огонек.

Простое предложение. Простое предложение.

Односоставное. Односоставное.

Двусоставное. Двусоставное.

Полное. Полное.

Неполное. Неполное.

8) Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения.

Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.

9) Сделайте лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус", используя элементы литературоведческого анализа.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1) Является ли это стихотворение пейзажно-символическим?

Докажите правильность своего ответа.

2) Какое мироощущение (сентиментальное, романтическое, реалистическое) выражено в стихотворении? Обоснуйте свое мнение.

3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для изображения картины моря и паруса в нем? На каких свойствах языка они основаны?

4) Какова реакция поэта? Что Вам дало возможность ее почувствовать?

5) Определите роль повторов — контрастов, слова "счастие", роль глаголов движения.

6) Что означает счастие для Лермонтова?

10) Напишите 2 миниатюры на одну из заданных тем в научном и художественном стилях. Темы: "Вдохновение", "Творчество", "Судьба", "Учитель".

 Ответы олимпиады по русскому языку 9 класс

1) Л. И Щерба — 4

А. А. Потебня — 5

А. А. Шахматов — 3

М. В. Ломоносов- 1

Д. Н.

Департамент образования

Ушаков — 2

2) Формы категорий времени свойственны изъявительному наклонению глагола и причастиям. В изъявительном наклонении категория времени представлена: формой настоящего времени несов. и сов. вида, полностью совпадающей с формами лица (пишу, никак не напишу); формой прошедшего времени для обоих видов (писал, написал) и двумя формами будущего времени (напишу, буду писать).

3) Толсто’го и то’лстого.

4) Просто’й. Простая задача. (Не трудная…)

Просто’й. Борьба с простоями машин. (Вынужденное бездействие). Надо употребить слово в тексте (контексте).

5) Это — словообразование.

Лиса (лисица) — хищное млекопитающее из семьи собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Уменьш.-ласк. ли’сонька.

Лисица — уменьш. лисичка.

Лисичка -1. см. лисица 2. Съедобный гриб желтого цвета.

Слова могут иметь разные значения.

6) Должен поскорее запрячь тройку порезвее.

Краткое причастие в значении сказуемого, наречие, глагол, существительное, прилагательное в сравнительной степени

7) Домик над рекою. В окнах — огонек.

Простое предложение. Простое предложение.

Односоставное. Односоставное.

Двусоставное. Двусоставное.

Полное. Полное.

Неполное. Неполное.

8) 1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой, 2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и 3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников, пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать, 4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами, 5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.

9) "Парус" — пейзажно-символическос стихи ширение Лермонтова (1832). Стихотворение можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики) Лермонтова.

Поэт в первых двух строках каждой строфы дает меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних — реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь.

Изображенная во второй строфе буря ("Играют волны, ветер свищет") не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существования.

Парус не ищет счастья — ибо как нет его в гармоничной умиротворенности стихни, так нет его и в буре.

В "Парусе" открыта трагедия вечного несогласия.

Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов — контрастов.

Двукратный повтор выделяет слово "счастие".

Счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.

Многими русскими читателями "Парус" воспринимается как выражение свободолюбивых настроений"


Департамент образования города Москвы

Московский институт открытого образования

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОКРУЖНОЙ ЭТАП

2012-2013 учебный год
9 класс

1 2 3 4 5 Итого
максимум 10 10 10 10 60 100 баллов
факт

  1. Из каких текстов взяты эти отрывки? Напишите имя автора и название произведения.
фрагмент автор произведение
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт.
Моцарт отечества не выбирает —
просто играет всю жизнь напролёт.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

…Я шёл к тебе,
Нес кое-что тебе я показать;
Но, проходя перед трактиром, вдруг
Услышал скрыпку…
Смешнее отроду ты ничего
Не слыхивал… Слепой скрыпач в трактире
Разыгрывал voi che sapete. Чудо!
Не вытерпел, привёл я скрыпача,
Чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!

Входит слепой старик со скрыпкой.

Из Моцарта нам что-нибудь!

Скрипка издёргалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушёл.

– Досточтимый капитан, – самодовольно возразил Циммер, – я играю на всём, что звучит и трещит. В молодости я был музыкальным клоуном. Теперь меня тянет к искусству, и я с горем вижу, что погубил незаурядное дарование.

Архив задач всероссийских олимпиад по физике

Поэтому-то я из поздней жадности люблю сразу двух: виолу и скрипку. На виолончели играю днём, а на скрипке по вечерам, то есть как бы плачу, рыдаю о погибшем таланте.

Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, ―
Пленять своим искусством свет.

2.Определите жанр художественного произведения. Обоснуйте ответ, указав характерные содержательные и формальные признаки этого жанра.

…Музо, свет мой! слог твой мне, творцу, ядовитый;

Кто всех бить нахалится, часто живёт битый,
И стихи, что чтецам смех на губы сажают,
Часто слез издателю причина бывают.
Знаю, что правду пишу и имён не значу,
Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу;
Да правда редко люба и часто некстати —
Кто же от тебя когда хотел правду знати?
Вдругорь скажу: не нравна — угодить не можно,
Всегда правду говоря, а хвалить хоть ложно,
Хоть излишно, поверь мне, более пристойно
Тому, кто, живя с людьми, ищет жить покойно…

3. Узнайте русского писателя.

А. В детстве все читали его роман-сказку о живой кукле и революции. Однако его «взрослый» роман, названный по одному из смертных грехов, менее известен. Печатаясь в газете «Гудок» (в которой сотрудничали также Булгаков, Катаев, Ильф и Петров) — он подписывал свои фельетоны Зубило. Напишите его имя, отчество и фамилию, а также название романа.
Б. Этот человек публиковал стихи под фамилией матери-немки и отчаянно надеялся вернуть себе родовое имя и дворянский титул отца, так как был рождён до брака и не имел на них прав. Ему не удавалось исполнить мечту почти до старости. Он стал известным как учёный-агроном под своим настоящим именем, а в русской литературе поэт прославился под первой фамилией. Назовите его имя, отчество и две фамилии.
4.Представьте себе, что вы задумали написать авантюрный роман. Дайте название роману. Определите место (места) и время действия. Назовите действующих лиц и дайте им краткую (не более 1 предложения на каждого) характеристику.
5. Выберите ОДНО из заданий.
I. Комплексный анализ эпического произведения

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953)

КОСТЁР

У поворота с большой дороги, у столба, указывающего путь на просёлок, горел в темноте костёр. Я ехал в тарантасе тройкой, слушал звон поддужного колокольчика, дышал свежестью степной осенней ночи. Костёр горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем всё резче отделялось пламя от нависшего над ним мрака. А вскоре стало можно различить и самый столб, озарённый из-под низу, и чёрные фигуры людей, сидевших на земле. Казалось, что они сидят в каком-то хмуром подземелье и что тёмные своды этого подземелья дрожат от переплетающихся языков пламени.

Когда его отблеск коснулся голов тройки, люди, сидевшие у костра, повернулись. Позы у них были внимательные, лица красные. Собака вдруг вырезалась на огне и залаяла. Потом поднялся с земли один из сидевших. В низком пространстве, озарённом костром, он был огромен.

— Гирла-а! — гортанно и глухо крикнул он на собаку.

Остановив лошадей, я попросил спичек:

— Добрый вечер! Нельзя ли закурить у вас?

За лаем собаки, человек, который выжидательно встал передо мною, крепкий, широкогрудый старик в бараньей шапке и накинутом на плечи кожухе, не расслышал, злобно топнул ногой.

— Ах, каторжна! — крикнул он на овчарку и, не спуская с меня подозрительного взгляда, громко прибавил гортанным цыганским говором: — Добрый вечер, пану, а що милости его завгодно будэ?

Ноздри у него были вырезаны резко, борода доходила до самых глаз. И в этих чёрных глазах, в чёрных жёстких волосах, густо вьющихся из-под шапки, в жёсткой, кудрявой бороде — во всём чувствовалась дикость и внимательность степного человека.

— Да вот, закурить нечем, — повторил я. — Дайте, пожалуйста, пару спичек.

— А хиба ж есть спички у цыган? — спросил старик. — Може пан от костра запалит?

Он отошёл к костру, наклонился и спокойно кинул на ладонь руки раскалённый уголь. Я поспешил приставить к нему папиросу и кинул два-три быстрых взгляда на маленький табор. Один из сидевших был рыжий оборванный мужик, видно, бродяга-рабочий с низов, другой — молодой цыган. Он сидел, горделиво откинув голову назад, и, охватив руками поднятые колени, искоса смотрел ни меня. Синевато-смуглое лицо его было тонко и очень красиво. Белки глаз выделялись на этом лице — и глаза казались изумлёнными. Одет он был щёголем: тонкие сапоги, новый картуз, городской пиджак, шёлковая лиловая рубаха.

— Може, пан блукае? — спросил старик, кидая уголь.

— Нет, — сказал я и ещё раз глянул за костёр, который слепил меня своим ярким мерцанием. И тогда из темноты выделились серые полы большого разлатого1 шатра, брошенная дуга и оглобли телеги, а возле них — самовар, горшки и большая перина, на которой лежала толстая цыганка в лохмотьях, кормившая грудью полуголого ребёнка. Надо всем же этим стояла девочка лет пятнадцати и задумчиво смотрела на меня печально-призывными глазами необыкновенной красоты.

— Може, проводить пана? — повторил старик живо.

— Нет, спасибо, — поспешил я ответить и откинулся в задок тарантаса.

— Пошёл!

Лошади тронули, копыта дружно застучали, а колокольчик так и залился жалобным стоном, перебивая лай бросившейся за нами собаки…

Не было больше тепла и запаха горящего бурьяна, в лицо веяло свежестью ночи, и опять, темнея в сумраке, бежали навстречу мне поля. Чёрная дуга высоко вырезывалась в небе и, качаясь, задевала звезды. Но ещё ярче, чем у костра, видел я теперь чёрные волосы, нежно-страстные глаза, старое серебряное монисто на шее… И в запахе росистых трав, и в одиноком звоне колокольчика, в звёздах и в небе было новое чувство — томящее, непонятное, говорящее о какой-то невознаградимой потере…

1902, 1932

  1. Интерпретация лирического произведения.

Иосиф Бродский (1940 – 1996)
ЭЛЕГИЯ
Однажды этот южный городок

был местом моего свиданья с другом;

мы оба были молоды и встречу

назначили друг другу на молу,

сооружённом в древности; из книг

мы знали о его существованьи.

Немало волн разбилось с той поры.

Мой друг на суше захлебнулся мелкой,

но горькой ложью собственной; а я

пустился в странствия.

И вот я снова

стою здесь нынче вечером. Никто

меня не встретил. Да и самому

мне некому сказать уже: приди

туда-то и тогда-то.

Вопли чаек.

Плеск разбивающихся волн.

Маяк, чья башня привлекает взор

скорей фотографа, чем морехода.

На древнем камне я стою один,

печаль моя не оскверняет древность –

усугубляет. Видимо, земля

воистину кругла, раз ты приходишь

туда, где нету ничего, помимо

воспоминаний.
1968(?), Ялта

Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Документы по проведению всероссийской олимпиады школьников 
Минпросвещения России: 

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов ВсОШ в 2018-2019 учебном году размещены на методическом сайте всероссийской олимпиады школьников http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/  

Вебинары для организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году проводятся с 12.09.2018 по адресу https://inporudn.ru/webinar 

Лекторий ЦПМК в 2017/18 уч. году по предметам размещен на сайте АПКиППРО по ссылке http://olymp.apkpro.ru/lecture/

Письмо Минобрнауки России от 22.11.2017 №08-2431 "О временных регламентах проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017/18 учебном году"

Сроки проведения регионального этапа ВсОШ в 2019 году

Порядок проведения ВсОШ

Письмо Минпросвещения РФ "О количестве баллов для участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников". 

ГУО Псковской области:

Приказ ГУО Псковской области "О проведении школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 учебном году"
Приложения к приказу
Шаблон 2017/18 уч. г.

График проведения регионального этапа
Количество баллов, необходимое для участия на региональном этапе
Информация для участников регионального этапа    
 

Приказ ГУО Псковской области "О сроках, утверждении состава жюри и необходимого количества баллов для регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018-2019 уч. году"

Протоколы заседаний жюри регионального этапа всероссийской олимпиады по предметам 
Приложения к протоколам

Работы победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады

Приказ ГУО Псковской области "Об итогах регионального этапа всероссийской олимпиады школьников" 

Письмо ГУО Псковской области "Об итогах участия обучающихся Псковской области в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2019 году".

Перечень олимпиад, уровни олимпиад, льготы, которые они дают и прочие особенности, которые должен знать каждый абитуриент.

1. Олимпиады для школьников — лучшая возможность поступления в лучшие вузы страны (и не только). Выиграть олимпиаду проще, чем получить 100 баллов за ЕГЭ по математике!

2. Многие из этих олимпиад по сложности сравнимы с ЕГЭ по математике. Участие в них — удел не только избранных и ботаников. Если ваш текущий уровень — 60+ баллов по шкале ЕГЭ по математике, то у вас есть хорошие шансы на олимпиадах. Подготовка к большинству олимпиад не является специализированной и вполне можно совместить эту подготовку с подготовкой к ЕГЭ.

3. Есть олимпиады, которые дают льготы при поступлении, есть олимпиады, которые не дают никаких льгот.

Задания с ответами заключительного этапа олимпиады 2016-2017 учебный год

Дает или не дает та или иная олимпиада льготы — определяется Перечнем олимпиад. Данный перечень ежегодно обновляется и публикуется министерством образования. Перечень олимпиад публикуется в ноябре.

4. Если ориентироваться на прошлый учебный год, то в Перечне олимпиад — больше 10 олимпиад по математике, которые дают льготы при поступлении. Это олимпиада «Ломоносов» по математике, олимпиада «Покори Воробьевы горы», олимпиада «Высшая проба», олимпиада «Физтех», олимпиада «ОММО» (Объединенная межвузовская математическая олимпиада), ММО (Московская математическая олимпиада) олимпиада школьников СПбГУ, Санкт-петербургская олимпиада по математике, олимпиада «САММАТ», олимпиада «Росатом», Всесибирская олимпиада школьников и еще 2-3 олимпиады.

5. Льготы бывают двух категорий: льгота первой категории — поступление без экзаменов, льгота второй категории — 100 баллов за профильный предмет (в нашем случае ЕГЭ по математике). Также может быть льгота 100 баллов за ДВИ (в некоторых вузах есть ДВИ — дополнительное вступительное испытание по математике, и вам могут засчитать 100 баллов за ДВИ).

6. Олимпиады школьников из перечня делятся на 3 уровня (первый, второй и третий уровни олимпиад). Внимание: уровни олимпиад определяются только в мае, т.е. уже после проведения всех олимпиад. Уровни олимпиад влияют на льготы, которые они дают при поступлении в различные вузы. Выделим олимпиады 1 уровня — «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», «Высшая проба», ММО, олимпиада школьников СПбГУ по математике. Отмечу, что уровни одной олимпиады, но по разным предметам — различаются. Например, олимпиада «Ломоносов» по механике третьего уровня.

Внимание: Всероссийская олимпиада школьников рассматривается отдельно, без всяких уровней.

7. На каждой олимпиаде можно получить дипломы 1, 2 и 3 степеней. За исключением олимпиады школьников СПбГУ. Там дают только 1 и 2 степени, третью почему-то не дают 🙂 Дипломы олимпиад тоже влияют на льготы, но в меньшей степени, чем уровни олимпиад.

8. Льготы на свои специальности и направления каждый вуз определяет самостоятельно. Льготы публикуются вузами в мае — после публикации уровней олимпиад министерством образования.

9. Льготы не могут быть привязаны к конкретным олимпиадам (например НИУ ВШЭ не может давать льготы только призерам своей олимпиады «Высшая проба»), а должны быть привязаны к уровням олимпиад и степеням дипломов.

Пример того, как выглядит льгота:

Вуз НИУ ВШЭ, факультет «Бизнес-информатика»
Для дипломов 1-2 степеней олимпиад 1 уровня — поступление без экзамена
Для дипломов 3 степени олимпиад 1 уровня — 100 баллов за ЕГЭ по математике
Для дипломов 1-2 степеней олимпиад 2 уровня — 100 баллов за ЕГЭ по математике

Итак, ключевую роль для льготы играет уровень олимпиады, затем — степень диплома. Если ваша олимпиада 2 уровня, но в вашем вузе дают льготы только олимпиадам 1 уровня, то вы пролетаете.

10. Все олимпиады для школьников 2013-2014 из перечня олимпиад проводятся в два этапа. Отборочные этапы (как правило в заочной форме) проводятся с ноября по январь включительно. Для участия в отборочных этапах вам надо пройти регистрацию на сайтах конкретных олимпиад. Заключительные этапы (в очной форме) проводятся в феврале-марте. При этом у почти всех олимпиад есть куча региональных площадок. Т.е. вы можете писать заключительный этап у себя в городе или в близлежащих городах.

Наш международный педагогический портал Солнечный свет представляет любому желающему испытать себя в бесплатных онлайн тестах по литературе. Для того, чтобы добиться высоких результатов на олимпиаде по литературе, необходимо уделить огромное внимание к подготовке. Даже те ученики, которые хорошо усвоили школьную программу по литературе, могут в итоге запутаться и допустить не малые ошибки пытаясь ответить на различные вопросы по олимпиаде. Данная страница предлагает вашему вниманию примеры тестов, которые возможно могут попасться вам на школьной олимпиаде по литературе. В нашем портале вы найдете тесты от второго класса и выше.

Онлайн олимпиады по литературе для учителей и учеников средних и старших классов

Проявить интерес ребенка к знаниям, а если быть точнее к желанию изучать литературу довольно сложно, но с данной задачей справляется практически каждый учитель, преподаватель и воспитатель. Литература – это предмет особого характера, который не только дает человеку некоторые знания, но и помогает развивать фантазию, логику, помогает развить различные чувства в человеке. Литература помогает логично строить предложения, развиваться как умственно, так и морально. Каждый учитель стремится донести до своих учеников основные особенности изучения данного предмета.

Чтобы ребенок закрепил свои знания проводятся тесты, на которых учитель может проверить уровень знаний своих подопечных. На нашем международном портале вы сможете найти различные онлайн тесты, которые помогут вам, как учителю, подготовить своих учеников к олимпиадам по литературе за 2016-2017 год. В данном разделе предлагаются тесты от младших классов до старших.

Онлайн олимпиада для 11 классов является завершающей после чего, нашим порталом было создано еще несколько интересных олимпиад «по творчеству Пушкина» и на тему «Отечественной войны». Благодаря таким тестам любой ученик сможет даже самостоятельно подготовиться к олимпиадам. Пройдя несколько раз тесты, вы можете запомнить все ответы, а на олимпиаде при попавшемся вопросе, который схож по теме, вы с легкостью сможете дать правильный вариант.

Конкурсы и тесты по литературе

Учащиеся разных классов получают ценнейшие знания знакомясь с произведениями мировых классиков отечественной литературы. Олимпиады и онлайн тесты, а также творческие конкурсы являются отличным способом закрепить и проверить пройденный материал. На данной странице вы найдете достойные тесты, которые также подкреплены ответами. Предлагаем наш сайт использовать в качестве тренажера для подготовки к реальной школьной или всероссийской олимпиаде, а также к сдачам экзаменов.

Здесь вы можете пройти различные тесты, получить свидетельство о том, что вы проходили данные тесты и конечно же можете заказать для себя диплом.

Всероссийская олимпиада школьников 2018-2019 года — правила, этапы и сроки проведения

Вы оплачиваете только оргвзнос, отвечаете на вопросы по онлайн олимпиаде и создаете диплом. Все просто и быстро! Наш портал предлагает интересные тесты, которое вам захочется пройти не один раз.

Тесты рассчитаны на лиц средних и старших классов, а также на школьников вторых и третьих классов. Кроме того, педагоги тоже могут воспользоваться нашим порталом, готовя своих учеников к экзаменам или повышая свою квалификацию.

comments powered by HyperComments