Воспитывающая ситуация

31.12.2018 0 Автор admin

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить сверстника в игру, поделиться любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это создание ситуаций, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие.

Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.

Эффективность метода воспитывающих ситуаций и педагогического воздействия на ребенка зависят от:

  • величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;

  • интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогом.

Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование,оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.

Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для детей стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т.п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций: авансирования доверием (А.С.

Сущность метода воспитывающих ситуаций

Макаренко), свободного выбора (О.С. Богданова, Л.П. Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражении (А.Н. Лутошкин), соревновательная (А.Н. Лутошкин), соотнесения (Х.Й. Лийметс), успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман, А.С. Белкин), творчества (В.А. Караковсвий) и другие.

Выделяются такие виды ситуаций: 1) проверочная; 2) воспитывающая; 3) контролирующая; 4) закрепляющая; 5) не предусмотренная воспитателем, но помогающая; 6) не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.

В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений:

  • игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия);

  • тренинговые упражнения (во время их выполнения ребенок имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность).

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Цель создания ситуации.

  2. Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитывающих ситуаций.

  3. Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.

  4. Описание ситуации.

Далее представим несколько воспитывающих ситуаций (для старшего дошкольного возраста).

Воспитывающая ситуация выбора. В такой ситуации ребенок ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из двух или нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать не знаю. В поисках выхода из созданной воспитателем ситуации ребенок пересматривает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его мастерство проявится в том, что он не упустит момента стечения обстоятельств, правильно оценит эти обстоятельства и сумеет использовать их в воспитательных целях.

Воспитывающая ситуация творчества предполагает создание таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия детей, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают детей, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности.

Для того чтобы дети не были просто-равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих нравственной оценки, можно создать ситуации сопереживания. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт. Совместные переживания значимых явлений намного увеличивают силу эмоциональных реакций у каждого члена детской группы. Вместе дети переживают события не только ярче, но и глубже. Ситуации сопереживания возникают при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов и спектаклей. Они встречаются в повседневной жизни детей. Важно не упустить возможности включить их в такие ситуации на эмоциональном уровне: обратить внимание детей на драматические или радостные события, воспитателю эмоционально прореагировать на них.

Воспитывающая ситуация персональной исключительности (формирование успешной личности). Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если ребенок знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Эта работа уже не является для него чем-то посторонним, он и дело сливаются воедино: ребенок уже стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, лень.

В жизни детского коллектива часто возникают нестандартные, непредвиденные ситуации, которые могут давать как положительный, так и отрицательный воспитательный результат. Воспитателю очень важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая положительный опыт гуманных отношений. С этой целью ситуация может быть и специально смоделирована воспитателем, т.е. создана такая внешняя обстановка, которая вызывает у ребенка необходимое психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки. Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные воспитывающие условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.

Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно–потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного ребенка, так и для группы детей или группы в целом. Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, занятия и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий детей.

Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является широко распространенным методом воспитания детей.

Литература:

  1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П.Азаров. — М.: Образование, 1997. – 231 с.

  2. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в ДОУ / Н.Е. Щуркова — М.: Детство, 1998. – 234 с.

Просмотров работы: 9132

Бырыннай А.О.1

1МГТУ им.Г.И.Носова институт педагогики психологии и социальной работы

Примеры добросовестного труда и учебы и их значение в воспитательной работе. Дисциплинированное поведение школьников на уроке. Пример как метод воспитания в современной педагогике. Влияние на формирование сознания и поведения детей личности воспитателя.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный социально-гуманитарный университет»

кафедра социальной педагогики

Контрольная работа

по предмету Педагогика

Тема: «Пример как метод воспитания в современной педагогике»

Выполнила студентка 2 курса

профиль «Социальная педагогика»

Емельянова Светлана Борисовна

Коломна 2016

Немаловажное значение в воспитательной работе имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры положительно поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводиться к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость» прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т. д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное — организация содержательной и разнообразной внеклассной работы

Когда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду воздействие поступков и действий не только наиболее близких товарищей, но ученического коллектива. Известно, например, что дисциплинированное поведение на уроке большинства учащихся оказывает благотворное влияние на неорганизованных учеников. Следуя примеру товарищей, они стараются не нарушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и активное участие в общественной жизни класса и школы большинства обычно способствует привлечению к общественной жизни тех школьников, которые не отличались активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются работой школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно повышается сила воспитательного воздействия примера школьных товарищей. Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример деятельности детского коллектива. Он оказывает серьезное влияние на поведение школьников. пример воспитание учеба педагогика

Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то, или иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных результатов в воспитании.

На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С. Макаренко говорил, что детей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С. Макаренко рассматривал как решающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей и молодежи.

Размещено на Аllbеst.ru

  • Исследование проблемы принуждения и свободы личности в педагогике

    Развитие идеи свободного образования в западной педагогике и воспитания подрастающего поколения в современной отечественной педагогике.

    Воспитывающие ситуации.

    Построение гуманной, личностно-ориентированной педагогики и формирование гуманистического мировоззрения преподавателя.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2015

  • Проблема места работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике

    Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике. Определение понятия метода обучения и учебной книги в современной педагогике. Дидактические требования к работе с учебной книгой. Функции учебника.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2008

  • Сравнительная характеристика методов воспитания

    Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.

    реферат , добавлен 22.12.2013

  • Понятие о методах и средствах воспитания

    Под методами воспитания понимают совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, использующиеся в процессе формирования личностных качеств. Какие примеры используются в процессе воспитания. Повышения воспитательной роли примера.

    реферат , добавлен 25.06.2008

  • Влияние семейного воспитания на развитие у детей девиантного поведения

    Понятие "дети группы риска" в педагогике и психологии. Взаимодействие социальной среды и личности. Семья как институт социализации. Стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2012

  • Принципы воспитания

    Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

  • Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми как условие нравственного воспитания

    Роль воспитателя в формировании у детей навыков нравственного поведения. Использование механизма нравственного воспитания. Методика формирования культуры поведения в разных возрастных группах. Влияние нравственных представлений на поведение детей.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2007

  • Эволюция и зарождение музыкального воспитания в педагогике

    Становление музыкального воспитания в педагогике в России с древнейших времен до второй трети ХIХ века. Формирование культуры личности. Реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2014

  • Выбор методов воспитания

    Цели, задачи и взаимодействие воспитания и обучения; метод как способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, формирование социального поведения. Классификация методов воспитания, их характеристика; педагогическое оптимизирование.

    реферат , добавлен 06.02.2013

  • Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогике

    Подвижник свободного воспитания К.Н. Вентцель, сущность и основные положения его теории. Модель идеального воспитательно-образовательного учреждения и опыт ее реализации. Идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля в современной педагогической практике.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2011

  • Использование этических бесед и ситуаций для нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Автор: Попкова Наталья Геннадьевна, Подколзина Светлана Иннокентьевна, Посадских Ольга Николаевна, Севостьянова Татьяна Ивановна, Самохвалова Татьяна Александровна

    Организация: Детский сад № 20

    Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

    Нравственное воспитание детей предусматривает формирование у них правильных представлений о нормах поведения и взаимоотношениях людей.

    Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития, формирования личности ребёнка. В.А. Сухомлинский говорил: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Эти слова заставили задуматься нас над тем, как научить наших детей быть чуткими, отзывчивыми, внимательными друг к другу, как воспитывать в них добрые чувства?

    Свою работу мы начали  с выявления у детей знаний нравственного представления и навыков поведения.

    Выяснилось:

    ·      Не все дети могут зайти и по своей воле поздороваться.

    ·      Не всегда благодарят за услугу.

    ·      Обращаясь с просьбой, не употребляют вежливое слово.

    ·      Понятие о доброте понимают узко: быть хорошим, не драться, угостить конфеткой, поделиться красками, карандашами и т.д.

    Перед нами встали задачи:

    1. Дать детям понятие о доброте, как обширном и многозначительном:

    человечность, отзывчивость, чуткость, доброжелательность, умение поступиться своими интересами для других, готовность разделить с ними невзгоды и радости.

    2. Формировать у ребёнка добрые чувства, которые бы явились побудительной силой добрых дел.

    Мы знали, что не всегда дети выражают сочувствие в добром слове и добрых поступках. Одними внушениями (надо быть добрым, уважать старших, любить маму и папу, не обижать животных и т.д.) или ссылаясь на абстрактное правило поведения (девочек надо уважать, уступать им и т.д.) не добиться результата в изменении поведения детей.

    Например, у мальчиков эти слова вызывали равнодушие и недоумение: — Почему девочки такие особенные, что мы их всегда пропускаем вперёд, а когда наша очередь?

    Общественная нравственность доброты – одно из достоинств личности.

    Мы старались сделать так, чтобы ребёнок постиг истину о доброте в собственной повседневной практике:

    — Сделай доброе дело, полезное для всех.

    Мы стремились побуждать в детях желание быть полезными, делать доброе для других:

    — Молодец, Матвей, принёс стул для Димы, ведь Диме некогда, он сервирует столы для нас, для всех.

    Раскрывая нравственный смысл отдельных правил, побуждаем уважение к труду взрослых:

    — Разулся в вестибюле, убрал за собой игрушки – уважаешь труд взрослых.

    Когда оценивали тот или иной поступок, объясняли правила поведения, старались придать эмоциональную насыщенность самого содержания оценочного суждения, раскрыть его образность:

    — Что значит «здравствуйте»? – это приветствие, желание здороваться, добрые пожелания, которые надо произносить доброжелательно, с улыбкой, приветливым выражением лица.

    Для того чтобы нужные формы поведения становились привычными, мы старались упражнять детей в правильных поступках. Напоминали о вежливом обращении, умении благодарить, убирать аккуратно вещи. Старались подмечать положительные примеры, чтобы они стали подражанием, чтобы ребёнок хотел подражать хорошему, научился следовать ему в реальном деле, чтобы увидел и осмыслил в примере главные и ценные черты, осмыслил нравственное содержание конкретного дела, поступка, который был образцом:

    — Молодец, Денис, помог Олегу быстро одеться на улицу: застегнул пуговицу, завязал шарф; и мы не опоздали на прогулку.

    — Так кто же поможет Ладе дежурить, ведь Тимур на занятии у психолога?

    — Молодец, Антон, помог и Ладе и младшему воспитателю, постарался для всех ребят.

    Иногда, обучая детей поступить правильно, тактично указывали, не навязывая своих мнений, побуждали с помощью вопросов:

    — Когда войдёшь в кабинет, что скажешь?

    — Как ты спросишь?

    И обязательно требовали рассказать, как ребёнок выполнил просьбу взрослого:

    — Расскажи, как ты выполнил мою просьбу?

     Или поясняли правила поведения на занятии:

    — Можно ли на занятии выполнять задание за другого?

    — Нельзя, а то твой друг ничему не научится.

    — Почему на занятии нужно быть внимательным, не отвлекаться, слышать воспитателя?

     — Чтобы не мешать своим друзьям заниматься.

    Для формирования хороших поступков мы создали обстановку взаимопомощи, взаимоуважения, когда дети сами предлагали свои услуги друг другу, сами обращались за помощью, то есть формировали готовность оказывать помощь по собственному побуждению (сборы на утреннюю гимнастику, подготовка к занятиям и др.).

    Для того чтобы лучше выявить нравственные представления, навыки поведения, мы использовали следующие формы работы:

    ·      беседы («Что значит быть добрым, честным?» и т.д.);

    ·      ситуации, которые могут произойти в повседневной жизни детей, специально их создавали для упражнения детей в нравственных поступках (не всем детям раздавали ножницы, листы бумаги и др. принадлежности занятия; не хватило клестера и др.).

    Используя конкретные ситуации, учили детей быть внимательными, вежливыми, добрыми к окружающим, уметь замечать, кто нуждается в помощи, сочувствии, поддержке и поступать соответствующим образом:

    Ситуация: «Саша затянул узел».

    Денис:

    — Давай, я развяжу тебе.

    Воспитатель:

    — Как я устала носить воду и поливать цветы.

    Алан:

    — Давайте, мы вам поможем.

    Ситуация: «За Ритой пришла бабушка».

    — Рита, одевайся быстрее, а то бабушка устанет ждать.

    Есения:

    — Я принесу стул бабушке.

    Подобных ситуаций в повседневной жизни возникает много, и мы их  используем для формирования у детей положительного практического опыта:

    Ситуация: «У Валерии не оказалось коричневой краски».

    Мы предложили ей нарисовать ёлку густую, у которой не видно ствола. Но в итоге отметили:

    — Ёлочка получилась красивая, но очень жаль, что Максим не догадался поделиться красками, ведь у него были все краски. Нужно быть внимательными друг к другу.

    Иногда возникали и такие ситуации, где дети не пытались самостоятельно что-либо предпринять, перекладывали на окружающих:

    Ситуация: «Во время просмотра спектакля не хватило стульчика для Оли»

    — Ребята, где бы сесть Оле?

    Герберт, кивая головой назад:

    — Пусть там дети подвинутся.

    Герберт сидел впереди. Такой несложный вопрос он не мог решить собственными силами.

    Ситуация: «Мама Вовы рассыпала мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Вова и мама наклонились и стали собирать».

    Тимофей стоял, смотрел и подсказывал:

    -А вон ещё, а там ещё!

    Так Тимофей поступал не потому, что ему было трудно нагнуться, а потому, что не знал, как надо себя вести в подобной ситуации.

    Мы ему подсказали:

    — Тимофей, а ты тоже помоги.

    После того, как дети накопили определённый запас обобщённых нравственных представлений, мы стали проводить этические беседы. Этические беседы углубляют моральные представления.

    Практика показала, что темой этических бесед могут быть рассказы, сказки, пословицы («Скромность украшает человека», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и др.), стихотворения, картины и репродукции известных художников, иллюстрации, с помощью которых стремились обобщить приобретённые из разных источников знания.

    Проведение этих бесед обеспечивало возможность исправления или переосмысления нравственных представлений.

    Тематику и содержание бесед старались строить с учётом постепенного накопления детьми знаний по вопросам нравственности:

    ·    «О дружбе и терпимости детей».

    ·    «О добре и отзывчивости».

    ·     «О скромности».

    ·     «О честности и правдивости».

    ·     «Об отношении к старшим» и др.

    Мы считаем, что в начале учебного года целесообразнее проводить беседу о дружбе и терпимости детей друг к другу. Так как не все дети могут знать друг друга, для многих обстановка может быть новой, незнакомой и даже чуждой. Эти беседы в какой-то мере помогали сплотить детей в дружный коллектив.

    Далее, когда детей познакомили с трудом людей разных профессий —  провели беседу об отношении к труду взрослых. По мере воспитания бережного отношения к результату труда, вещам, одновременно воспитывали организованность, ответственность, трудолюбие, уточняя представления о том, «Что значит быть трудолюбивым?», «Почему нужно беречь вещи?» и др.

    В конце учебного года провели цикл этических бесед, опираясь на жизненный опыт детей, уточняя моральные представления о том, «Что такое дружба?», «Кого называют друзьями?», «Что нужно делать, чтобы быть настоящим другом?» и др.

    Перед нами ещё стоят задачи:

    1. Продолжать учить детей быть добрыми.

    2. Уметь правильно определять поступки.

    3. Понимать выражения: честный — лживый, смелый – трусливый,   трудолюбивый – ленивый,  добрый — злой, вежливый – грубый  и т.п.

    Продолжать работать необходимо, над тем, чтобы доброта, вежливость в ребёнке превратилась в привычное, естественное поведение, вытекающее из внутренней потребности поступать именно так, а не иначе.

    Литература:

    1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

    2. Выгодский П.С. Овладение собственным поведением. – М., 1983.

    3. Колесникова Т.А Этическая беседа в нравственном воспитании старших дошкольников. – М., 2001.

    4. Нечаева В.Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения.

    Десять »золотых» способов воспитания нравственного опыта

    – М., 1971.

    5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. – Этические беседы с детьми 3-7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

    6. Пономаренко Т.А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. — № 3-4. – 1992.

    7. Титаренко А.И. Влияние нравственных представлений дошкольника на поведение // Дошкольное воспитание. — № 10. – 1980.

    Опубликовано: 21.10.2016