Воспитание самостоятельности у детей

09.08.2018 0 Автор admin

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Проблема изучения самостоятельности, как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов, эффективных путей развития этого качества – одна из центральных в психолого-педагогической науке (Ш.А.Амонашвили, Е.П.Белозерцев, П.И. Пидкасистый, К.К.Платонов, З.Ф.Понаморева, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина, и т.д.).

В настоящее время актуальность этой проблемы обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. В психологических исследованиях вопросы самостоятельности рассматриваются в русле кардинальных проблем развития личности ее самосознания, активности и деятельности.

Самостоятельность определяется как важнейшее свойство личности, обуславливающее ее позицию в жизнедеятельности, характеризующее способность планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность

Самостоятельность рассматривается какинтегративное качество —сплав ума, эмоций и воли.

Самостоятельность– постоянно развивающее личностное качество, основа которого закладывается в детстве. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в преддошкольном возрасте (Н.М.Аксарина, Б.Г.Ананьев, Р.С.Буре, М.И.Лисина и др.). Подчеркивается, что каждый здоровый ребенок стремится к некоторой независимости от взрослого в повседневной и практической деятельности. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста и дальнейшее развитие данного качества связано с развитием основных видов деятельности: игры (К.Бондаренко, А.И.Матусик, Н.Я.Михайленко), бытового труда (Н.Година, М.В. Крулехт, В.И.Логинова, Д.В.Сергеева), конструирования (А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонова, Г.В.Урадовских), художественной (Н.А.Ветлугина, Д.И.Воробьева, Т.С.Комарова) и учебной деятельности (Р.С.Буре, А.П.Усова, О.А.Онищенко). Каждый вид деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, воспитание волевого аспекта самостоятельности.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности.

Показатели самостоятельности старших дошкольников: стремление к решению задач без помощи взрослых; умение поставить цель деятельности; осуществить элементарное планирование; реализовать задуманное, получить результат; способность к проявлению инициативы и творчества.

Вместе с тем данные научных исследований (Т.И.Бабаева) показывают, что значительное число детей старшего дошкольного возраста не достигают высоких уровней самостоятельности. Диапазон колеблется от18 до 40% детей. В дальнейшем эти дети неизбежно столкнутся с трудностями в учебе. Наблюдается недооценка воспитателями значения самостоятельности для развития детей.

В условиях правильной организации детской деятельности самостоятельность дошкольника развивается от репродуктивной к самостоятельности с элементами поисковой деятельности и творчества.

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова. Д.В.Сергеева, М.В.Крулехт). Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми несложных обязанностей по обслуживанию себя, близких людей. Уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта в трудовой деятельности, возможности проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность разворачивается от репродуктивной к творческой при повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки. Развитие самостоятельности зависит от позиции взрослых.

По данной проблеме М.В. Крулехт проведено исследование в рамках концепции программы «Детство». Результаты полученные М.В.Крулех на диагностическом на этапе показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на низких уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности с возрастом увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера. основой эксперимента послужило рассмотрение самостоятельности в русле концепции целостного развития личности, самостоятельность выступала как стержневое личностное качество, объединяющее интеллектуальную, нравствен — волевую, и эмоциональную сферы личности. Личность выступает как сложное многоуровневое образование, формирующееся в процессе социализации, в ходе активной деятельности.

Экспериментальная работа проходила в ДОУ С.-Петербурга, Таллина. В основу методики положена идея взаимосвязи средств трудового воспитания. Направленность методики на развитие самостоятельности находит выражение в постановке ребенка в позицию субъекта труда. Методика – приготовления пищи включала три этапа.

Первый этап – формирование системных знаний о труде повара. Цель данного этапа – раскрыть детям направленность трудовых процессов, познакомить с их структурой, способами осуществления, вызвать желание научиться готовить. Были организованы экскурсии, беседы, для закрепления знаний использовались игровые упражнения и моделирование. устойчивый интерес к тому как взрослые готовят пищу послужил показателем для перехода на второй этап.

Второй этап – обучение целостным трудовым процессам приготовления простейших блюд (печенье, винегрет, бутерброды) и использованием моделей рецепторов. Цель – сформировать общетрудовые и специальные умения необходимые для элементарного включения ребенка как субъекта труда в процесс совместного со взрослым приготовления пищи. Особое внимание уделено гигиеническим требованиям и кулинарным правилам безопасности. Проводились специальные занятия, широко использовались модели (лесенка последовательности труда).

Третий этап самостоятельная трудовая деятельность детей по приготовлению простейших блюд. Дети осваивали новые процессы путем переноса своего кулинарного опыта, сами моделировали процесс, выполняли домашние задания. Высокая вариативность моделей и богатое содержание повседневной трудовой деятельности по приготовлению пищи позволили каждому ребенку проявит индивидуальность, самостоятельность, получить положительные эмоции. уровень самостоятельности во многом обуславливался тем, что воспитателю удалось организовать развивающую среду ( уголок кухни).

Контрольный эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности: ее низкие уровни исчезли полностью, появился уровень творческой самостоятельности.

Исследовательская работа показывает, что самостоятельность ребенка в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми обобщенных способов действий при использовании методики обучения, базирующейся на принципах субъект-субъектного педагогического взаимодействия, а также сотрудничеством ДОУ и семьи в воспитании самостоятельности ребенка.

Литература.

Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей /РГПУ им.

Самостоятельность детей в старшем дошкольном возрасте

А.И.Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб., 2000.

Инфо

 Советы родителям по подготовке ребенка к школе

Познавательные навыки.

Учите своих детей простейшим формам сравнения анализа, синтеза, умению делать обобщения, учите наблюдательности. Например: покажите ребенку любой предмет и попросите рассказать о нем все, что он знает о нем: "Яблоко круглое, сладкое, с обеих сторон розоватое». Вот и все, что ребенок может сказать. Ваша задача — обратить внимание, ребенка на выяснение всех признаков пассивности предмета, также расширить знания ребенка, где оно растет, как образуется, сколько созревает и т.п.

 Очень целесообразно в этом случае загадывать ребенку загадки, которые те с пребольшим удовольствием отгадывают.

Можно предлагать загадки с неполными признаками. Например: красивый вкусный, созревает в конце лета … «Помидор». — «Нет, арбуз» Возникает дискуссия, во время которой выясняется, что вы не уточнили определенных признаков. Это очень важные познавательные задачи. Они развивают у ребенка готовность к усвоению достаточно сложного учебного материала.

Систематически нужно проводить с детьми наблюдения за природой. Наблюдать за деревом, цветком, птицей … Больше нужно тренировать ребенка в рассказах. Заголовок рассказа может быть любой: прогулка, игра детей, описание животного, просмотр диафильма, букварь и еще немало можно придумать заголовков.

Важно, чтобы ребенок научился рассказывать без дополнительных вопросов со стороны родителей, научилась целостно передавать то, что наблюдала или видела, используя при этом правильные формы слов и выражений.

Учебные навыки.

Часто родители считают, что подготовить ребенка по математике — это научить считать до 100, 1000 … Математическое мышление связано, прежде всего, не с этим, а с умением находить определенную зависимость величин, ориентироваться в математических ситуациях, выполнять целый ряд логических операций. Стремиться научить понятием "больше", "меньше", "дороже», «дешевле», «поровну». Как сделать больше, меньше, как сравнить?

Для этого нужно использовать разнообразный материал: конструктор, кубики, полоски бумаги. Научить собирать объекты по образцу и по представленным условиям. Овладению навыками счета помогают различные поручения. Учите детей отчислять, выкладывать, приносить определенное количество предметов по названным числом. (Например, "Принеси столько тарелок, сколько у нас членов семьи; Считай, сколько нужно положить ложек, всем хватит, сколько не хватает»).

Знакомить детей с ценами, стоимостью, количеством. Также нужно помогать детям, приобретать, навыки порядкового счета в пределах 10. Это делается во время игры. Например: поставь игрушку в ряд, и посчитай их слева направо: первая, вторая, третья и так далее. Затем одну из них заберите. Ребенок должен определить, какую по счету игрушку забрали. Или попросите принести четвертую, шестую и т.д. Или при рисовании. Дается задание ребенку: нарисовать пять красных кружочков, а на четвертом провести зеленую полоску.

Подобные задачи нравятся детям. Таким образом, они без труда овладевают порядковый счет. Приведем примеры еще нескольких важных игр-задач.

Играя с кубиками, предложите расположить их в разных сравнениях: 3 и 1, 2 + 2, 1 + 3. Пусть ребенок попробует разложить число на два меньших: 6 = 4 + 2, 5 = 1 + 4 и т.д..

Для сознательного овладения счетом важно в школу научить также ребенка с помощью мерки измерить длину, ширину, высоту предметов, определять объем сосудов. Например: научиться определять, сколько стаканов, ложек воды входит в чайник, чашку. Померить практически, сколько входит, насколько больше?

Во время прогулок развивайте глазомер детей, учите проверять его с помощью условной мерки (шага).

Учите также своих детей ориентироваться во времени. Для этого нужно приучить их вкладываться в отведенное время при выполнении какой-либо работы (рисование, конструирование, уборка).

Старайтесь, чтобы дети знали названия месяцев, последовательность дней недели и времен года, определяли время по часам с точностью до получаса.

Важно научить детей ориентироваться не только во времени, но и в пространстве. Так, чтобы появилось понимание понятий «от» и «до», «вперед» — «назад», «вниз» — «вверх», «вправо» — «слева».

Полезной нам кажется и игра «Угадай, что изменилось?». Суть в том, что вы предлагаете ребенку посмотреть на предметы, затем спрятать один или изменив его место, предлагаете угадать, что изменилось.

Если дети любят рисовать, можно задавать им другие задачи. Просим, ​​например, нарисовать три зеленых кружочки в правом верхнем углу, под ним — два красных, зпива от красных — еще что-нибудь. Это делается с целью научить ребенка различать верх-низ, правый и левый бок на листе бумаги.

ИИИ. Обучение детей чтению.

Должен первоклассник уже уметь читать? Наш ответ — желательно! Чем раньше ребенок научится читать, тем лучше.

Как же учить читать?

В школе учат чтению. Берем букву М, добавляем громкую А — значит — МА, затем подставляем на место А другие гласные, получаем МО, МУ, МИ, МИ и т. д. Позже, наоборот, к одной громкой подставляем разные согласные: А-МА, ША, НА, ЛА, РА и т. д.

Родители, не зная этой методики, часто учат неправильно, вместо звуков называют буквы: ем, эл, эр.

Для запоминания ежедневно составляйте с детьми склады.

Если ребенок уже запомнил начертание букв, можно печатать. Делать это лучше в тетради в клеточку. Для занятий по чтению есть азбука онлайн, кубики, вырезанные из газет большие буквы. Читайте э детьми вывески, рекламные щиты, лозунги-призывы. Не спешите читать «Букварь», лучше знакомьтесь с "Азбукой".

Покупайте детям яркие, иллюстрированные книги и вместе радуйтесь новой книге. Читайте вместе, переводите — и успех вам обеспечен.

Вы скажете: мы должны учить детей читать, а что вы будете делать в школе?

3вичайно, нам, учителям, учить читать легче. Мы знаем, как это делать. Раннее чтение решает много проблем:

Во-первых, воспитывается любовь к книге. Если ребенок не научится читать в раннем детстве, то никогда не узнает, что для нее написаны сотни замечательных книг и учебников по математике: Мерзляк А.Г, Рудницкая В.Н. онлайн, Александра Олеся, В. Нестайко, Г.Х. Андерсена, Чуковского, Маршака …

Потому, когда ваш сын или дочь научатся, наконец, читать эти книги, они для них будут уже неинтересными — он или она их перерастет. В результате ребенок не получит богатый материал для фантазирования, для формирования взглядов на жизнь.

Вы спросите, а как быть с письмом?

Наш ответ — постепенно учить писать, начиная с элементов письма. Лучше научить учителю, чем потом переучивать! Очень важно при этом соблюдать требования к посадке ребенка, расположения тетради, правильного содержания ручки. НЕ соблюдение этих требований приводит к некрасивому почерку, искривление позвоночника.

Кроме того, целесообразно поощрять детей к лепке, конструированию, печати и рисования. Такие виды деятельности хорошо развивают мелкие мышцы руки.

IV. Здоровья как один из важнейших факторов успешного обучения в школе.

К успешному обучению нужно подготовить ребенка не только морально, интеллектуально, но и физически. Поэтому нам кажутся нужными и полезными следующие рекомендации:

Технология формирования самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста

С детства приучайте ребенка соблюдать правила личной гигиены.

2. Выработайте для ребенка четкий режим дня и старайтесь его придерживаться.

3. Приучайте ребенка к утренней зарядке. Физическими упражнениями особенно полезно заниматься на свежем воздухе.

4. 3 раннего детства закаляйте вашего ребенка.

5. Устраивайте ребенку прогулки в любую погоду. Помните! Больной ребенок — это горе не только для родителей, но и для учителей: нарушается привычный учебный ритм, ребенку приводится все время «догонять» материал.

6. Перед занятиями в школе проконсультируйтесь с психологом, логопедом. При необходимости исправьте, с помощью специалиста, речевые недостатки ребенка.

7. Посетите стоматолога, вылечите ребенку все больные зубы.

8. Проверьте зрение вашего ребенка у окулиста.

Уважаемые родители! Ваши дети готовятся к ответственному периоду жизни, поэтому помогите им в этом!

Сообщить об ошибке

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие  «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………6

1.2 Самостоятельность деятельность старшего дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка ……………..13

Глава II. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Игра как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…21

2.2 Учебная и игровая деятельность дошкольника как средство  формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………….….…25

Заключение ………………………………………………………………………………..28

Список  использованной литературы ……………………………………………….…30

Введение

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Целью данной курсовой работы является анализ методов и приемов формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции, выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Задачи:

первая — заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

третья — определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством  борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у  них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить  цель своей деятельности, не в силах  еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность дошкольника, а предметом — условия ее реализации, т.е. игра, процесс взаимодействия как средства развития самостоятельности детей.

Актуальность  этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Разработанность темы. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее  время, гуманистическими задачами более  полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Своевременное развитие самостоятельности расширяет  возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в  ситуацию школьного обучения.

Изучение  проблемы самостоятельности, в настоящее  время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение  компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь само — самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина)

Совокупный  анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.

Первые  проявления самостоятельности усматриваются  педагогами и психологами (Н.М.

Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ.

Самостоятельность ребенка дошкольного возраста

Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности''.

Дальнейшее  развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением  ребенком разных видов деятельности — (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности  репродуктивного характера к  самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Каждая  деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности, и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

    1.   Понятие «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

    Самостоятельность определяется как одно из свойств  личности, которое характеризуется  двумя факторами:

    1. совокупность средств, знаний и умений;

    2. побуждение к действию.

    Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности  мотивационной установкой.

    Самостоятельность — не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:

    — способность устанавливать основание  для тех или иных поступков,  выбор поведения;

    — способность обособлять свои  позиции;

    — способность к независимой реализации  структурных блоков деятельности;

    — планирование, регулирование и анализ  своей деятельности без помощи  других;

    — соотносить свои стремления и  возможности, адекватно оценивать  процесс своей деятельности.

    По  мнению знаменитого, доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность — это человек:

    — существующий отдельно от других, независимый;

    — решительный, обладающий собственной  инициативой;

    — выполняемый действие без помощи .

    Леонтьев  А.Н. понимает обобщенный компонент  отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию .

    Авторы  программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности .

    Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В. — приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь  «цель-результат» — вот их основные факторы, определяющие самостоятельность. Самостоятельность — постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание. Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности .

    На  этот вопрос мы можем ответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.

    Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

    — обогащение арсенала умений;

    — побуждение детей через изменение  условий;

    — постановка новых задач.

    Также на самостоятельность влияет интеллект  ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится  инвентарю.

    Ознакомившись со многими определениями понятия  «самостоятельность» я пришла к  выводу:

    Самостоятельность — способность личности планировать, осуществлять контроль над своей  деятельностью на основе имеющихся  знаний автономно.

    П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других» .

    В исследованиях Гуськовой Т., Ермак  Н. говорится о том, самостоятельность — это качество, преломляемое поведение  на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание  этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло .

    Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют  это тем, что на пороге дошкольного  возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли — важный момент в развитии самопостижении .

    Страницы:12345следующая →

    Как воспитать ребенка самостоятельным?

    Самостоятельность ребенка для многих родителей — очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к автономности?

    Давайте сначала уточним, что мы будем понимать в этой статье под самостоятельностью. Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

    • «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;
    • «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;
    • «свободный от посторонних влияний, помощи, добытый личными усилиями».

    Обращаю на это ваше внимание, так как часто приходящие на консультацию с жалобой на несамостоятельность родители, смотрят на проблему в несколько ином ракурсе. В ходе уточнения запроса выясняется, что идеальная картина для многих: ребенок самостоятельно делает то, что ему скажут взрослые. Но это все-таки больше про умение следовать указаниям и инструкциям, то есть — про послушность.

    Воспитание и развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Об этом как-нибудь в другой раз. А сейчас, все-таки, про автономность и отдельность.

    Как формируется самостоятельность у детей

    Вопросом пассивности, безынициативности своих детей чаще озабочены родители подростков, реже – младших школьников. Если ребенку меньше семи лет, то окружающие его взрослые редко придают значение такой проблеме как отсутствие самостоятельности или, как минимум, не считают ее достаточно серьезной. Из одной консультации: «мы все ждали, когда же он (ребенок) дозреет, надеялись, что перерастет, до школы все делали за него сами. Добиться от него инициативы просто невозможно. Первый класс еще смогли преодолеть, но когда начали задавать домашние задания – это просто стало кошмаром для всей семьи, он ничего не делает без моего напоминания».

    К сожалению, начало школьного возраста не является тем волшебным временем, когда ребенок вдруг становится самостоятельным и начинает брать на себя ответственность. Так, когда же вообще закладывается это качество?

    Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуждается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окружающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного. Хватило младенцу любви, внимания, поддержки – он будет воспринимать жизнь с активностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доброжелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали (обнимали, разговаривали, носили, часто «не слышали» их потребности), окружающая среда может казаться враждебной. И основная цель у такого ребенка не активное познание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.

    Как только малыш начал ходить, он начинает осознавать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг. Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игрушку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и появляются первые запреты: не лезь, отойди, не тронь, отдай. Постоянный и неусыпный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоятельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование познавательных интересов в будущем.

    В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил – это одно, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие – совсем другое.

    Если ваш ребенок сейчас в таком возрасте, постарайтесь пространство вокруг него сделать максимально безопасным и одновременно увлекательным для исследования. Это самое лучшее, что можно сделать в этом возрасте.

    Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет. Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия могут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие. Начинается пора активного сопротивления, когда кроха испытывает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.

    На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и однозначные требования – с одной стороны. На практике это выглядит как свод правил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. Способность понимать, что серое при разных условиях может быть и черным, и белым – за гранью возможного для трехлетнего карапуза. С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последовательности собирать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т.д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи. Этот принцип актуален на протяжении всего детства.

    Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полученный результат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность, — основные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.

    Приучение ребенка к порядку

    Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.

    Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.

    Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

    Немного о самостоятельности подростков

    Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности – подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами. Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка. Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока.

    Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:

    • предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
    • понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
    • умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
    • руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).

    Таким образом, пубертатный период – это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.

    Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:

    • ваш ребенок – уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
    • все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу, так как несамостоятельность – лишь составляющая существующих проблем;
    • ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
    • ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).

    Тогда читайте продолжение в статье: «Мой ребенок ничего не хочет делать сам!».

    Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

    Смотрите также:

    Читать полностьюСпециально для папПочему дети говорят неправдуЗная причины лжи, легко научить кроху всегда говорить правду.Юлия Богатырева25 августа 2016Читать полностьюПрогулкиЧто взять на прогулку с ребёнкомСтатья расскажет молодым родителям, какие вещи взять на прогулку с детьми разного возраста. Юлия Богатырева13 марта 2015Читать полностьюСпециально для папКак воспитать послушного малышаВсе родители хотят, чтобы их дети хорошо себя вели. О том, как воспитать послушного малыша, мы расскажем в этой статье.Юлия Богатырева15 сентября 2016

    Главная / Статьи /

    Первый скачок роста: малыш становится самостоятельным

    Юлия Богатырева, 11 августа 2016

    В период с 10 месяцев до 1,5 лет происходит так называемый первый скачок роста, который иногда называют кризисом первого года. Что происходит с малышом в этот период и как родителям справиться с возникающими трудностями, рассказывает психолог.

    Первые шаги

    Когда малыш начинает ходить, перед ним открывается множество новых возможностей! Ваша задача — обеспечить безопасность малыша, при этом избегая запретов.

    Вы точно человек?

    Научите кроху крепко держаться за лестничные перила, домашние препятствия «обезопасьте» подушками и одеялами, поднимите повыше комнатные растения и спрячьте папину бритву — всё это работает лучше слова «нельзя». А чем меньше запретов — тем больше накопленного полезного опыта.

    Я тебя понимаю!

    Во время первого скачка роста мама убеждается в том, что малыш действительно её понимает. Поэтому теперь режим дня можно обговаривать с малышом — когда пора спать, кушать или пришло время гулять. Малыш, в свою очередь, учится выражать мысли и чувства, говорить, показывать, повторять за взрослыми. И хотя у крохи еще не всегда получается точно объяснить свои желания, взрослые, к которым он привязан, хорошо его понимают.

    Не бойся, малыш!

    Процесс развития самостоятельности может вызвать у крохи тревожность. Заметив, что малыш вдруг стал бояться людей (даже тех, которых он знает), пугаться многих знакомых вещей, перестал отпускать маму по делам, а в незнакомой обстановке предпочитает сидеть на руках у папы, не паникуйте! Это временное явление: просто теперь, когда кроха может уйти далеко от родителей, ему нужно быть очень осторожным перед возможными опасностями. Чтобы помочь крохе пережить этот период, помогайте ему осваивать хождение, бег, лазанье, не заставляйте его общаться с людьми, не уходите от него надолго без предупреждения. Чем безопаснее покажется ему мир во время первого скачка роста, тем быстрее он станет ему доверять, приобретет самостоятельность.

    Как интересно всё вокруг!

    Любопытство, желание быть всегда и везде, понять, как устроен этот мир, — вот что движет маленьким непоседой во время первого скачка роста. Не препятствуйте желанию крохи совершать свои первые открытия, так вы закладываете очень полезную черту характера — любознательность, которая в будущем может перерасти в интерес к учёбе и наукам. Желаем вам легко и спокойно прожить кризис первого года и извлечь из него самые важные и необходимые уроки для дальнейшего развития! Задавайте волнующие вас вопросы о развитии и воспитании детей нашему эксперту по детской психологии с помощью формы «Задать вопрос»!

    Поиск Лекций

    Приемы для развития самостоятельности у подростков

    Чтобы в будущем подросток старался все, что может, делать сам и получал от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания:

    · Во-первых, помочь подростку в формировании умений ставить перед собой цель.

    · Надо организовать такое дело (дела), которое позволит добиться ребенку хоть небольшого успеха, что прибавит веры в его силы, увеличит их.

    · Родителям необходимо научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя.

    Любые действия и педагогов и родителей, которые воспринимаемые подростками как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции.

    Например, донецкий учитель математики Виктор Федорович Шаталов, для того, чтобы ребята, даже самые отстающие в математике, могли добиться первого успеха, стал задавать на дом не одну, не две, не три задачи, как обычно, а … сто! Сто задач сразу!

    Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Оказалось, что это не самый тяжёлый, а самый лёгкий урок. Учитель, разумеется, не требовал решения всех ста задач.

    «Нет, говорил он, выбери сам задачу по силе и реши её. Хотя бы одну. Одну задачу из сотни найти можно, но когда решишь ее самостоятельно, прибавляются силы и опыт». Так постепенно развивается способность решать и более трудные задачи.

    Родители могут действовать на примере этого учителя, предлагая множество жизненно важных задач, из которых подросток будет выбирать те, что ему по силам, увеличивая свой багаж опытом, ресурсами, в которые сам будет верить. Такому подростку мир вокруг кажется светлым, многогранным. И когда-нибудь именно таким заботливым родителям, он скажет спасибо.

    Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что-либо сделать или решить без помощи взрослых.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    Воспитание самостоятельности у подростков

    · Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей (пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он).

    · Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать.

    · Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны его возрасту.

    · Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.

    · «Не стойте над душой» у сына или дочки (ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать).

    · Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания.

    · Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче.

    · Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения (если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание).

    Таким образом, подростковый период – это продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека.

    Ваш ребенок уже подросток и воспитывать его, как малыша, не представляется возможным.

    В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога.

    Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

    Литература

    1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2006. 701 с.

    2.Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007. 271 с.

    3.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики учеб. пособие для

    студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.

    4. Маслоу, А.Мотивация и личность/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2008. 352 с.

    5. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 224 с.

    6.Столяренко, А. М. Психология и педагогика ]: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных