Воспитание детей родителями

09.08.2018 0 Автор admin

Воспитание приемного ребенка – основные трудности

Детская психология 10.06.2016 

Трудности в отношениях между родителями и детьми – тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье?

Трудности в воспитании ребенка.

Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Усыновление ребенка в младенчестве

Когда происходит усыновление ребенка в младенчестве, родителям намного проще адаптироваться к своей роли – им проходится пройти все этапы нормального родительства с бессонными ночами, первыми зубами, шагами, словами. Соответственно, те трудности, которые возникают в процессе роста и взросления могут восприниматься членами семьи, как естественные, “свои”.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны – мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны – они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей – что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых – если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон – явление естественное.
  • В-третьих – неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

1. Ожидание, что ребенок будет ценить то, что его забрали из детского дома и за все благодарить. Многие родители при малейшей ссоре напоминают о своем “героическом поступке”, погружая тем самым ребенка в чувство вины. Следом за этим обычно идет реакция агрессии, так как долго находится в чувстве вины невозможно. Агрессия может выливаться на приемных родителей, братьев или сестер, домашних животных или на самого себя. Вспомните о том, что благодарности надо учить. Кто мог сделать это в детском доме? В семьях с родными детьми это не всегда получается успешно. Поэтому запаситесь терпением и учите. И возьмите себе за принцип – никогда не напоминать ребенку, что Вы его взяли и он должен быть за это благодарен. Ведь это Вы решили, что Вам нужен приемный ребенок. Не стоит навязывать ребенку чувство вины чтобы сделать его послушным и удобным.

2. У ребенка нет четкого понимания своей роли и своего места в семье. Чем безопаснее мы себя чувствуем, тем позитивнее относимся к миру и людям. Основа безопасности – “собственное место”, комната или кровать, стол, где можно делать уроки, полки в шкафу. Если этого у ребенка нет, то у него может возникнуть ощущение, что он тут временно. А зачем стараться и что-то строить, если ты все равно уйдешь отсюда? Если в семье есть другие дети, родные, то приемный ребенок начинает сравнивать себя с их положением и чувствует себя ущербным. Ему может казаться, что их любят больше, они имеют привелегии. А подобные мысли не способствуют послушанию и согласию в семье. Задача родителей – сразу дать приемному ребенку ту безопасность, на которую он вправе расчитывать. Равные обязанности и права по сравнению с другими членами семьи. Освобождение от нагрузки тоже не способствует чувству безопасности. Это сигнал, что “меня не приняли всерьез”.

3. Страх, когда у ребенка начинает всплывать травматичные переживания из прошлого. Если Вы решаете усыновить ребенка из детского дома, то должны предполагать, что ему/ей пришлось пройти через травмирующие, болезненные события. Просто так никто в детском доме не оказывается. У ребенка, попавшего в Ваш дом пока нет иного опыта, кроме прошлого. Проигрывание с игрушками (агрессия и жестокость), нанесение себе повреждений, истерики, необоснованные страхи перед какими-то событиями или процедурами – это все сигналы о том, что там внутри травма и это очень больно. Самостоятельно с этим справиться, усилием воли изменить подобное поведение ребенок не сможет. Необходима помощь психолога или психотерапевта, который поможет ребенку отреагировать боль, а Вам почувствовать себя более уверенно.

Если Вы готовитесь к тому, чтобы взять опеку над ребенком или усыновить его, начните с самого начала посещать “школу приемных родителей”. Занятия ребёнка с психологами и социальными работниками, понимание ответственности и психологии детей, которые находились до усыновления в детском доме помогут Вам еще раз взвесить все “за и против” этого решения, подготовится к своему родительству и дадут возможность, впоследствии, не пугаться трудностей, а наслаждаться тем, что у Вас есть ребенок, а строить с ним отношения – это интересно.

2142 просмотра.

По этой причине воспитание воспринимали по-разному в различные исторические эпохи. Но главным составляющим воспитания всегда была духовность.

Воспитание детей и обязанности родителей

Обязанности родителей многоплановые – они должны не только одевать, кормить и развлекать ребенка, но и постоянно воспитывать его. Это означает, что они должны заботиться о нем и материально, и духовно. Очень важно привить ребенку с раннего детства вежливость и правильные манеры поведения, познакомить с основами наук и постоянно расширять кругозор ребенка.

Ребенок должен регулярно читать познавательные книги, учиться грамматике и счету, каждый день узнавать что-то новое.

С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании ребенка

Именно родители прививают своему ребенку понимание добра и зла, объясняют, что такое справедливость и честность. Воспитывать ребенка – это значит постепенно его развивать и не забывать о моральных ценностях, которые он должен усвоить с самого раннего детства.

Именно в воспитании детей заключается одно из основных особенностей человека, в этом мы кардинально отличаемся от животных. Родители помогают ребенку понять окружающий мир, они учат помогать слабым и беспомощным и обеспечивают ребенка всесторонним развитием.

Таким образом, главными воспитателями являются родители, так как они наиболее заинтересованы в том, чтобы их ребенок вырос достойным, честным человеком.

А когда ребенок поступает в школу, его воспитанием занимаются уже не только родители. Школьные учителя помогают ребенку адаптировать в новой социальной группе и обучают его разным полезным наукам.

Но так как у учителя множество подопечных, воспитанием ребенка продолжают заниматься родители.

Понятие воспитания

Процессом организованного воздействия на поведение и личность ребенка называют воспитание. Также воспитание является одним из основных аспектов социализации ребенка. Главной целью воспитания является полноценное и достойное развитие личности и раннее усвоение им вечных ценностей.

К таким ценностям относят: духовности, ответственности и свободы. Ценность духовности заключается в том, что в приоритете у человека всегда должны быть нравственные идеалы, а ценность ответственности означает, что с детства человек должен осознавать последствия своих действий и быть готовым отвечать за них.

Во многом специфика воспитания зависит от условий развития общества, то есть – временного периода, в котором воспитывается ребенок.

Например, в Средние века младенцев долгое время ограничивали в физической активности, когда девочки взрослели – их одевали в тугие и неудобные корсеты. Во многих странах поощрялось битье детей, это практиковали даже в университетах, причем порки были публичными.

Но уже в начале 18 века нормы воспитания значительно смягчились, и появилось понятие о ребенке, как о человеке, который достоин справедливого отношения и имеет право на выбор. Поэтому воспитание того времени было сосредоточено на прививании хороших манер, дисциплине и воспитании силы воли.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Отношение к детству в разные периоды истории: детство и государство
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВзаимоотношения с родителями: влияние семьи и родителей на ребенка

Трудности, возникающие при воспитании приемного ребенка – часто те же, с которыми сталкиваются обычные родители в воспитании своих детей, разница в том, что приемные дети требуют более внимательного и острожного отношения, так как они более уязвимы, ведь всем из них пришлось испытать за свою маленькую жизнь очень многое. Умение правильно преодолевать все трудности в процессе воспитания может предотвратить формирование многих проблем и помочь в воспитании здорового и счастливого ребенка.

Наверняка, вы уже на себе испытывали, как часто родителей мучают сомнения: правильно ли они воспитывают детей. И быть может, вы уже обнаружили, где можно искать помощь в нелегких ситуациях. Кто-то обращается к собственному опыту, кто-то — к опыту своих родителей и друзей. Сейчас существует достаточно много литературы, касающейся правильного воспитания детей, много теорий, описывающих эффективное взаимодействие родителей с детьми. Можно выделить несколько основных рекомендаций, следуя которым родителям будет легче общаться с детьми и добиваться поставленных целей в воспитании:

  • Ребенку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
  • Ребенок должен чувствовать, что родители уважают его, принимают таким, какой он есть, доверяют ему. Это позволит ребенку быть уверенным в себе и своих отношениях с родителями.
  • Ребенок не должен бояться родителей ни при каких обстоятельствах.
  • Необходимо со вниманием относиться ко всему, что происходит с ребенком.

Слово приемным родителям:

  • Силы появляются от людей, от других примеров.
  • Помогает чувство юмора!
  • Спасает вера в Бога.
  • Помогает любовь к детям.

Что делать, если ребенок испытывает страх?

У многих детей, которые были лишены родительской заботы и внимания, есть разнообразные страхи. Кто-то боится темноты, кто-то – чужих людей, животных. У ребенка может быть страх внешнего мира, страх того, что его опять бросят. Некоторые дети никогда не скажут, что они чего-то боятся, но от переживаний у них сможет подняться температура, разболеться живот ил и голова. Нужно не давать повода для страхов и нельзя заставлять преодолевать эти страхи стразу, нужно действовать постепенно. Не рассказывайте детям о своих страхах и болезнях. Дети очень внушаемы и склонны перенимать родительские страхи в преувеличенном виде. Кроме того, следует избегать просмотра ребенком вечерних фильмов и агрессивных современных мультиков. Для преодоления страхов иногда достаточно объяснить ребенку некоторые явления: если ребенок боится грозы, нужно рассказать ему, как возникают гром и молнии.

Трудности в воспитании детей. Они неуправляемы, и я срываюсь. Как быть?

Если ребенок боится пожара, разбойников, нужно научить его тому, что необходимо делать при возникновении опасности. Укладывая ребенка спать, спокойно объясните, что у вас еще есть дела. Если ребенок зовет вас без необходимости, пожелайте ему спокойной ночи еще раз и не бегайте на каждый его зов. Нужно как можно меньше значения придавать страхам ребенка у него на глазах, уделяя как можно больше внимания случаям, когда он преодолел свой страх.

Что делать, если ребенок плохо учится?

Ответственность за выполнение домашнего задания должна полностью лежать на ребенке. Родители, которые постоянно помогают ребенку делать домашние задания, добьются того, что ребенок будет чувствовать все большую неуверенность при выполнении классных и домашних заданий. Если родитель заставляет ребенка слишком часто заниматься учебой, это может привести к тому, что школа станет для него еще более ненавистна и желание учиться пропадет окончательно.

Следует максимально использовать игровые формы обучения. Нужно постараться заинтересовать ребенка самим процессом получения новых знаний. Не стоит ругать ребенка за плохие оценки, двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на на пустые переживания и выяснение отношений. Помогите ребенку полюбить какой-нибудь школьный предмет, и постепенно ему станет легче справляться с другими школьными предметами.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Это очень важное умение, и чем раньше оно появится, тем лучше. Уже 5-6-летнему малышу можно дать немного денег раз в неделю, и пусть он сам решит, на что их потратит. Важно, чтобы он сделал вывод: сделав выбор, ему придется отказаться от чего-то другого. Привлекайте детей к обсуждению крупных покупок и старайтесь серьезно выслушивать их мнение.

Карманные деньги – хороший способ научить детей разумной трате денег. 9-10-летние дети сами могут планировать некоторые расходы: школьные завтраки, походы в кино, приобретение школьных принадлежностей. Однако не следует давать денег детям сверх необходимости. Главное – ребенок должен хорошо понимать, что деньги добываются тяжелым трудом (приведите им примеры из жизни людей стран третьего мира например, Индии, стран Африки), и знать им цену.

Как помочь гиперактивному ребенку?

С раннего детства гиперактивный ребенок нуждается в продуманном игровом пространстве, где предусмотрены приятные для него условия для уборки игрушек. Удобная мебель (шкаф, стеллаж) может быть дополнена привлекательным для ребенка контейнером, красивыми и удобными кармашками для мелких вещей. На каждом кармашке можно нарисовать тот вид предметов или игрушек, который будет в нем храниться. Такая классификация предметов очень полезна для развития мышления детей. Зная о повышенной возбудимости ребенка, старайтесь, чтобы в играх принимало участие не более трех человек. При этом нужен контроль за тем, что происходит, и распознавание сигналов, предупреждающих о возможном взрыве. В случае необходимости надо спокойно вмешаться и предотвратить конфликт: отвлечь ребенка или спокойно обсудить с ним напряженную ситуацию. Для выполнения серьезных дел (например, уроков) взрослый помогает ребенку организовать рабочее место. Необходим письменный стол и стеллаж с ячейками, чтобы у каждой вещи было свое место. При этом желательно убрать из комнаты все лишнее, выключить радио и телевизор, поскольку гиперактивный ребенок не умеет сам «отсеивать» отвлекающие факторы. Для ребенка важно, чтобы взрослый всегда вел себя последовательно, говорил спокойно и всегда обращал внимание на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они не казались.

Выделяйте больше времени для активных двигательных занятий (посещения спортивных секций, прогулок на свежем воздухе, игр во дворе), которые так важны для него и в которых расходуется его избыточная энергия. Посмотрите на ситуацию с другой стороны: как замечательно, что вы можете общаться с таким интересным человечком! Активный, расторможенный ребенок вносит много новых впечатлений в размеренную, запрограммированную жизнь и учит нас просто радоваться краскам этой жизни. Ребенок постоянно привносит что-то новенькое, необычное, занятное; жить рядом с ним – это получать полную палитру непосредственных эмоций!

Что делать, если ребенок лжет?

Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Детская ложь – это еще одна возможность проговорить вслух нормы поведения, принятые в вашей семье.

Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему и о тех неприятных последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажите подходящий случай из своего детства или прочтете нужную сказку.

Часто дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду, надо уметь принять ее, какой бы горькой она ни была, и учит тому же ребенка.

Часто родители не осознают, что они сами учат детей врать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких как просьба сказать, что родителя нет дома, но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не врет ни при каких обстоятельствах. Детская ложь открывает нам правду о душевном состоянии ребенка, его страхах и надеждах.

Что делать, если ребенок ворует?

Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся. Не уличать, не обвинять, а именно спокойно поговорить, в том числе и о чувствах, которые ребенок испытывал в момент воровства и после. Если вы при этом расскажете подобную историю из своего детства, это покажет ребенку, что его понимают и сочувствуют.

Следующая задача – научить – так, как мы обычно учим ребенка – правильному поведению. Можно просто сказать: «Знаешь, я хочу, чтобы ты в следующий раз поступал так…это необходимо для того, чтобы ты…» (далее надо показать ребенку выгодные стороны жизни без воровства).

После такой договоренности ребенок успокоится: теперь он знает, как искать выход из ситуации, которая поставила его в тупик и заставила пойти на воровство.

А вот еще несколько простых правил:

  • Во-первых, вы сами должны быть твердо уверены в том, что нельзя брать чужого.
  • Во-вторых, вы должны понимать, что ребенку необходимо владеть своей собственностью (иметь своих личные игрушки, одежду, школьные принадлежности).
  • В-третьих, учить ребенка нормам поведения нужно исходя из интересов других людей, а не из угрозы наказания.
  • В-четвертых, вы не имеете права требовать от ребенка доверия, если будете отказывать ему во всем.

Рассказывает папа двенадцатилетней Оли:

«Один раз Оля украла какую-то мелочь в супермаркете, и меня вызвали к заведующему. Пока меня отчитывали за плохое воспитание ребенка, я ни разу не сказал, что Оля моя приемная дочь, разговаривал как родной отец. Когда мы вышли, Оля со слезами на глазах спрашивала, почему я не сказал, что она приемная. Не помню, что я ответил, но с тех пор Оля больше никогда не воровала».

Что делать, если ребенок шантажирует родителей?

Некоторые приемные родители пытаются компенсировать негативный опыт ребенка тем, что начинают его баловать. Они боятся, что у ребенка появится ощущение, что его недостаточно любят, что к родному ребенку относились бы по-другому. И многие дети начинают этим пользоваться, они учатся манипулировать родителями. Чем больше избалован ребенок, чем чаще он предъявляет родителям свои требования.

Иногда дети оправдывают себя тем, что они приемные, считают, что все должны им помогать; своим прошлым они объясняют свое плохое поведение. Бывает, что дети начинают угрожать родителям, что уйдут обратно в приют, вернутся к биологическим родителям и т.д. В действительности дети не хотят возвращаться к прежним условиям жизни, они просто пытаются таким способом добиться от родителей того, что им нужно. Если ребенок достаточно взрослый. То родители могут предоставить ему свободу выбора. Фразы «конечно, ты сам вправе решать, где тебе лучше жить обычно достаточно, чтобы ребенок образумился. У маленьких детей угрозы вернуться в приют обычно связаны со вспышкой отрицательных эмоций, и после того, как ребенок успокаивается, пропадает и желание уйти.

Дети во сем подражают взрослым, поэтому крайне вредны фразы с вашей стороны следующего типа: «Я заболела, потому что ты плохо ведешь себя в школе», «Если бы ты меня любил, ты бы не сделал этого». Это самый настоящий эмоциональный шантаж.

Что делать, если ребенок нецензурно ругается?

Нельзя эмоционально реагировать на «неправильные» слова ребенка, так как это может привести к тому, что он будет использовать ругательства для привлечения внимания к себе. Нужно максимально спокойно и методично объяснять ребенку, что мат – это признак языкового бессилия. Что уважающий себя человек всегда найдет множество других слов, с помощью которых можно выразить свои чувства. И помните, что ребенку будет невыносимо сложно отучиться от нецензурных слов, если вы сами не всегда воздерживаетесь от них.

Приняв ребенка в семью, вы взяли на себя обязательства заботиться о нем, воспитывать его и помогать ему стать полноценным членом общества. Конечно, в процессе воспитания приемного, как и любого другого ребенка, могут возникнуть некоторые проблемы, однако, если вовремя их обнаружить, у вас есть все шансы с ними справиться! Решение любых проблем, будь то детская ложь, агрессия, воровство, страхи, отказ от еды следует начинать с причин такого поведения. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как правило, имеют большой багаж нерешенных проблем, проходят через большое количество лишений и потерь. Это может вызвать у ребенка состояние тревоги и печали, ввергнуть его в депрессию. Преодолеть эти проблемы поможет ему ваша забота, терпение и такт. Не забывайте обращаться за помощью к специалистам: психологам и социальным работникам.

Особого внимания заслуживает проблема взаимоотношения с кровными родителями ребенка. Здесь следует помнить то, что ребенок очень нуждается в общении со своими родными, а его информированность о произошедшем в его первой семье предотвратит развитие многочисленных психологических нарушений и травмирующих переживаний.

Чтобы стать приемным родителем, обратитесь к специалистам проекта «Приемная семья» организации «Врачи детям».

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт InMoment.ru обязательна!

Вернуться в начало раздела Новости