Воровство у детей младшего школьного возраста

25.08.2018 0 Автор admin

Содержание

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ВОРОВСТВО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОРОВСТВО – это действия, направленные на присвоение чужих вещей. Воровство чаще всего связано со стремлением скрыть эти действия. Реже воровство является «протестом», совершается «назло» и тогда оно демонстрируется открыто.
style.rotation Воровство можно рассматривать в трех аспектахСоциальномМедико-биологическомпсихологическомfill.onfill.onfill.on Социальный аспект. Воровство — это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием. Самое эффективное, что может последовать — постановка на учет в детскую комнату милиции с последующими беседами со стороны работников милиции или социальных педагогов. Это вполне оправданно, если ребенок с помощью воровства пытается социализироваться в асоциальной семье или подростковой группе. Такому ребенку действительно необходимо расширение социальных контактов, создание увлечений, приобретение профессии
ppt_yppt_yppt_y Медико-биологический Данный аспект касается такого заболевания, как клептомания. Диагностические критерии:Периодически возникающие у субъекта непреодолимые импульсы украсть предметы, которые ему не нужны для личного пользования и которые не имеют материальной ценности.Повышенное чувство напряжения непосредственно перед совершением кражи.Удовольствие или облегчение во время совершения кражи, хотя потом может возникнуть чувство вины или тревоги.Кража не совершается как акт гнева или мести.Кража не связана с нарушением поведения или расстройством личности антисоциального типа.
ppt_yppt_yppt_y Психологический  Психоаналитики обращают особое внимание на воровство детей и подростков, особенно на его символический аспект. Так, А.

Детское воровство. Что делать, если ребенок ворует?

Фрейд считала, что первое воровство из кошелька матери указывает на степень, до которой оно укоренилось на начальной стадии единения матери и ребенка.Выделяют 6 категорий, объединяющих воровство:способ восстановления утраченных взаимоотношений «мать—ребенок»;акт агрессии;защита от страха;способ получить наказание;способ восстановления или повышения самооценки;реакция на семейную тайну.
ppt_yppt_yppt_y Причины воровства:1. Личностные позиции «Мне никогда не купят такую вещь»2. Чувство одиночества, обиды3. Неумение откладывать собственные желания «на потом»4.Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением ,не умение противостоять импульсивным побуждениям5. Отсутствие силы «Я»6. Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действии7. Неумение открыто выражать желания, добиваться целейr Профилактика детского воровства.Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.дЭффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск Рекомендации психолога Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимоеВажно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенкомНужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но стараться не называть происшествие «воровством» или «кражей»Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказанаНельзя называть ребенка вором, вешать на него ярлыкиМожно высказать отрицательную оценку действиям ребенка, но не личностиИзбегать сравнения ребенка с другими детьми и с самим собой в детствеНе требовать от ребенка клятвы, что это первая и последняя кражаНельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии постороннихНельзя допускать, чтобы ребенка судили публично. Не настаивать на демонстративных извиненияхНе возвращаться к тому, что произошлоrrrr СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Почему воровать плохо?

Алексей Гадаев

Когда воспитатели обнаруживают, что ребенок что-то украл, то они понимают, что у него нет понятия своего, чужого,общего или ребенок страдает клептоманией. Пагубные последствия воровства, кражи ведет к преступлению против личной или общественной собственностью.

 Воровство тайное или открытое с применением насилия похищения чужих вещей и денег. Воровство основано на обмане, хитрости, зависти и всегда противозаконно. Воров, в зависимости от характера краж, называют иногда плутами (в картежной игре, например), мошенниками (в торговле), расхитителями добра (в системе власти), разбойниками (в быту). Воровство имеет разные причины: сребролюбие, отсутствие желания трудиться, отсутствие условий зарабатывать на жизнь (воровство «с голоду»), а также по причине болезни (клептомания). Но в любом случае воровство осуждаемо по закону и в общественном мнении. Христианство считает его проявлением «голодного духа», наказуемым Богом проклятием. Педагогам известно детское воровство игрушек, мелких предметов, карандашей и ручек… Преодолевать этот недуг можно только в коллективе и коллективом, помогающим ребенку избавиться от порока. Неосуждаемое и невыявленное в детстве воровство может сделать человека вором на всю жизнь.(Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г).

В советской энциклопедии записано, что кража  — одно из самых распространенных преступлений. Термин этот долгое время характеризовал собою всякий тайный, коварный, трусливый способ преступной деятельности.
Предметом К. может быть только чужое движимое имущество. Из этого положения вытекают следующие 3 условия: 1) предмет должен представлять собою вещественное имущество, а не отвлеченное понятие (права авторские, права по договорам и т. п.); 2) похищаемая вещь должна представлять известную ценность, не только субъективную, но и рыночную; 3) предмет похищения должен находиться в обладании другого лица; при этом, посягательство должно быть обращаемо на самое право собственности, а не на ту или иную из его составных частей. Похищение своего, хотя бы заложенного имущества, взятие чужой вещи лишь с целью временного пользования составляют самостоятельные правонарушения.
"Кража — тайное похищение имущества. Кража — тайне ненасильственное изъятие (завладение) чужого имущества. Кража всякое корыстное посягательство на чужую вещь, намеренное пользование чужой вещью. Кража тайный способ изъятия имущества, предполагающий наличие у похитителя уверенности, что он действует незаметно для потерпевшего (6,с.313).
Говоря о корыстном посягательстве на чужую вещь, рассмотрим понятие корысть.
«Корысть — страсть к приобретению, к наживе; жадность к деньгам, к богатству, любостяжание, падкость на барыши. Корысть — стремление получить выгоду, возможно в ущерб другому или группе (организации). Огромное количество межличностных конфликтов возникает между людьми из-за корыстных побуждений одного из них. Когда говорят, что человек охвачен корыстью, это означает, что он жадный к богатству, к деньгам, личные материальные интересы ставит превыше всего .
А что если кража возникает в результате нарушения волевой сферы человека?
П.И.Сидоров, А.В.Парняков в своей книге "Клиническая психология" указали, что при нарушениях волевой сферы человека возникают извращения мотивов деятельности и интеллектуального компонентов волевого акта. Они могут проявляться в бессмысленном воровстве (клептоманиии), одной из разновидностей парабулии.
Парабулия – (греч. Para – рядом, вблизи, отклонение от чего-либо; bule – воля) –
В широком  значении – общее название нарушений поведения, отклоняющегося от осознанной целенаправленной деятельности .
Клептомания — патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения.
Клептомания (греч.klepto — красть, mania — влечение, страсть, безумие) — приступообразно возникающее импульсивное влечение к воровству, не имеющее корыстной мотивации. Украденные вещи человеку не нужны, он затем их выбрасывает, либо незаметно возвращает хозяину.
Про воровство ребенка очень интересно пишет М.Борба в своей книге «Нет плохому поведению».
«Я нашла видео-игру в шкафу своего 12-летнего сына; знаю, что она не принадлежит ему. Уверена, что он украл ее в магазине. У него есть все, что он хочет. Зачем ему красть? Не хочется думать, что у него задатки клептомана*. Что же мне делать?
—Карен, мать двоих детей, Луисвилль, штат Кентукки

"Давай, положи это себе в ранец. Никто не видит".
"Я никогда не смог бы заплатить за это".
"Давайте возьмем все. Это будет так круто!"

* Клептомания— патологическое импульсивно возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. — Прим. ред.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Реакция родителей на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция — та, которая не только помогает ребенку осознать ваши надежды на честность, но и понять, почему это так важно.
Одна из ситуаций, которая гарантированно потрясет даже самых спокойных родителей, — это когда обнаруживается, что ребенок что-то украл. Будьте уверены, что воровство гораздо больше распространено, чем можно себе представить, особенно среди младших детей с еще не сформированными представлениями о собственности.

Взял на время или украл? Виды школьного воровства

Обычно дети начинают понимать пагубные последствия воровства в возрасте пяти-семи лет. Как только они поймут, что воровство нарушает чьи-то права и может привести к серьезным правовым действиям против них, они смотрят на это уже серьезнее. Одно определенно: дети любого возраста должны уяснить, что брать что-либо без разрешения нельзя, это может иметь серьезные последствия.
ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПРЕКРАЩЕНИЮ ВОРОВСТВА
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос "Почему ты это сделал?" ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: "Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?" Если не последует ответа, можно прямо спросить: "Ты взял ее?"
Важно запомнить два "не" в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: "Брать без разрешения то,  что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить". Помните, что детям часто трудно понять разницу между "одолжить" и "взять", поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней. Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом.

Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика "нулевой толерантности". В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: "Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?" Ребенка постарше можно спросить: "Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?"
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей. ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.
ЗНАЕТЕ ли ВЫ?
13 ходе опроси более; 20 тысяч учеников средних и старших классов 47%  респондентов признались в мелких кражах в магазинах, сделанных ими в течение последнего года. Более четверти старшеклассников заявили, что совершали кражи и магазинах по меньшей мере дважды.
ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете. Начните с оценки примеров честности в обычной жизни. Например, брали ли вы, не заплатив, конфету или фрукты в бакалейной лавке, или маленький "сувенир" из ресторана или гостиницы (пепельницу, мыльницу и т.п.), который брать не полагалось, или канцелярские принадлежности с работы домой? Если да, то подумайте, каким это может быть примером для ребенка. Пообещайте себе исправиться.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного Поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана Изменений.
1. Обратитесь к шагу 1, поскольку самым важным элементом изменения поведения ребенка является определение факторов, подталкивающих к воровству. Чтобы лучше разобраться в этом, поговорите со взрослыми, которые хорошо знают вашего ребенка и чьему мнению вы доверяете. Несмотря на то, что дети часто крадут, чтобы проверить, сойдет ли это им с рук, такое поведение может указывать на существование более глубокой неудовлетворенной потребности. Безусловно, здесь следует рассматривать множество факторов, вот примеры.
•   Произошли ли перемены в семье, такие как развод, новый ребенок, новая работа и т.п., из-за которых ребенку не хватает внимания?
•   Проявляет ли ребенок импульсивность и требует ли он исполнения желаний немедленно?
•   Может быть, он равнодушный и поэтому не осознает обиды, которую наносит жертве?
•   Может быть, ребенок не усвоил таких понятий, как честность, собственность и необходимость просить разрешения?
•  Может быть, в вашей семье нестрогие правила относительно собственности?
•   Может быть, на него давят сверстники, а ему нужно быть принятым в этой группе?
•   Может быть, ребенок злой или завистливый и таким образом пытается кому-либо отомстить?
2. Как только вы поймете, почему ребенок ворует, спросите себя, как избавиться от этой проблемы. Например, если вы думаете, что ребенок крадет, чтобы добиться признания сверстников, помогите ему найти друзей, которые помогут ему воспитать характер и научат противостоять сверстникам. Запишите, что вы собираетесь предпринять для решения проблемы, и обяжитесь следовать этому вместе с ребенком.
3.   Перечитайте шаг 2 и подумайте, как вы поможете ребенку научиться уважать собственность других. Например, будете ли вы создавать ситуации, помогающие усвоить понятие собственности, или читать рассказы и сказки о честности, или ежедневно использовать для этого подходящие воспитательные моменты? Не обманывайтесь, думая, что ребенок уже усвоил правила честности. Этой добродетели надо учить постоянно и часто о ней повторять.
4.   Подумайте, что вам следует предпринять, чтобы ребенок понял последствия воровства. Шаги 3 и 4 помогут вам разработать план изменений. Самая важная задача — добиться, чтобы ребенок понял не только то, что воровать плохо, но и то, что в итоге он будет нести ответственность за свои действия.
5.   Если воровство становится часто повторяющейся особенностью поведения, подумайте о консультации у специалиста. Такое поведение нужно немедленно пресекать.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.
Литература:
1. Анцупов А.Я., А.И.Шипилов. Словарь конфликтолога.СПб.: Питер,2006.
2. М.Борба. Нет плохому поведению. М.:Вильямс, 2005.
3. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии.Элиста.ЗАОр"Джангар", 2010.
4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология.М.:ГЭОТАР-Мед, 2002.
5. Советская энциклопедия
6. Юридический словарь.М.: Институт новой экономики, 2009.

Тэги: Почему воровать плохо

© Copyright: Алексей Гадаев, 2010
Свидетельство о публикации №110090806904

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Алексей Гадаев

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Алексей Гадаев

Психология ребенка

Детское воровство – не порок, а дурная привычка

В нашей стране исторически сложилась странная ситуация: мы не уважаем чужую собственность, но за свою готовы застрелить из берданки. Мы не понимаем, что никакая собственность не стоит человеческой жизни. Но чтобы не пришлось так дорого платить, давайте воспитывать в детях уважение к частной собственности (кстати, это вполне в духе времени).

Omnia mea mecum porto (все мое ношу с собой)

Группа наших детей из школы с углубленным изучением французского языка поехала в небольшой городок во Франции. Три недели они учились во французской школе. Там принято оставлять ранцы и сумки во дворе перед входом в школу и брать с собой только то, что понадобится на один урок. И ни у кого никогда ничего не пропадает. Если начинается дождь, ребят отпускают с урока, чтобы они занесли сумки в вестибюль. "Вы тоже оставляли свои сумки во дворе?" – спросила мама одну из наших школьниц, когда дети вернулись домой. "Ага, еще чего! Чтобы спёрли?" – ответила девочка. Наши детки, наученные горьким опытом, целый день таскали свои тяжеленные сумки, полные книг, из класса в класс. Почему в наших школах дети воруют друг у друга?

Почему пропадают вещи в садиках (воспитатели даже предупреждают, чтобы не надевали ребенку дорогую одежку и не давали с собой игрушек, если не хотите, чтобы они пропали). Неужели вороватость у нас в крови? И можно ли уберечь своего ребенка от этой постыдной наклонности?

Болезнь или плохая наследственность

Некоторые воры – пациенты психиатра. Это отдельная тема. Бывает и биологически обусловленная тяга к воровству. Широко известен случай из медицинской практики, когда одинокая и уже немолодая женщина родила сына от случайного знакомого, с которым рассталась задолго до рождения сына и больше не виделась. С раннего возраста этот ребенок начал воровать, причем делал это сознательно и весьма изобретательно. Когда мальчику было уже 13 лет, его мама неожиданно получила письмо от бывшего возлюбленного. В письме мужчина признавался, что бросил ее из-за свой необычной "профессии": он – вор, причем "потомственный", ворами были и его отец, и дед. Получается, что тяга к воровству была у мальчика в крови, ведь отец даже не знал о его существовании и не мог влиять на сына.

Но мы не будем говорить сегодня о случаях, когда ребенку нужна квалифицированная помощь детского психолога или даже психиатра, чтобы он перестал воровать. Поговорим о малышах, которые еще сидят в песочнице.

Дурная привычка

Как и многие дурные привычки, привычка воровать часто формируется в самом нежном возрасте. Многие дети отбирают у своих сверстников игрушки или присваивают забытые в песочнице пластмассовые ведерки и совочки. Незрелость сознания позволяет воровать без угрызений совести – ничто внутри ребенка этому не противится. Возможно, ему никто и не говорил, что ВЗЯТЬ НЕ СВОЕ означает украсть, а этого делать нельзя.

Вы скажете, что двухлетний малыш, схвативший чужую машинку и не желающий отдавать ее законному владельцу, не вор? Конечно, нет, это всем понятно. Ну а пятилетний ребенок, спрятавший в кулаке оброненную товарищем пластмассовую фигурку воина? Тоже нет – скажет большинство взрослых.

А десятилетняя девочка, стащившая у подружки нарядный кошелек с пакетиком жвачки внутри? Или двенадцатилетняя, положившая в карман забытую кем-то на парте мелкую купюру, заявив, что это ее?

Как видим, тонка грань, отделяющая недомыслие от умысла. Поэтому привычку тянуть чужое у ребенка надо искоренять так же, как детскую привычку совать в нос указательный пальчик. Просто скажите, что так делать некрасиво, стыдно. Ни в коем случае не стоит запугивать, обвинять, но и оставлять без внимания нельзя.

Не хватай, спроси разрешения

Выражения: "Можно поиграть твоей машинкой (куклой, мячиком)?" сейчас очень редко звучат из детских уст (родители не учат?). А ведь это самый простой путь получить желаемое. Не забудьте сказать своему ребенку, когда ему будет года два-три, что брать чужое без спросу – нельзя. Хочешь поиграть с игрушкой мальчика, спроси разрешения. И еще очень важный момент: объясните ребенку, что если хозяин вещи отвечает "нет", придется с этим смириться. Можно еще попытаться предложить бартер: "А я тебе дам поиграть свою машинку ". Это срабатывает во многих случаях. Но если "нет", то уж "нет". Например, вы гуляете в парке с сыном. Подходит чужой мальчик и спрашивает у вас: "А можно на вашем велосипеде прокатиться?" Не спешите отвечать "бери" или "нельзя". Скажите ему: "Спрашивай у этого мальчика, это его велосипед". Во-первых, ваш малыш усвоит, что разрешения надо спрашивать у хозяина вещи (хозяин велосипеда – он). А во-вторых, если он ответит "Нет", вы не должны менять его решения. Так ваш ребенок поймет, что без разрешения никто не сможет пользоваться чужой вещью.

Конечно, к таким ситуациям ребенка надо подготовить заранее.

Пока это ваше решение, а не его собственное, поэтому здесь возможны три сценария:

1. Вы учите ребенка тому, что надо делиться: ты будешь давать свои вещи – и тебе дадут.

2. Вы учите ребенка, что надо всегда получать что-то взамен. Значит, он может спросить: "А ты мне что дашь?".

3. Вы учите ребенка не раздавать свое добро (причина – вы по натуре жадина; опасаетесь, что игрушку сломают, потеряют; боитесь инфекции или другое). Тогда ребенок может повторить заученную фразу: "Мне мама не разрешает давать другим свои вещи".

Нельзя – и все

Ваш ребенок нашел в песочнице и хочет забрать с собой яркий совок. Скажите ему, что если рядом играют дети – надо спросить: "Эй, кто потерял совок?" Если никого из детей рядом нет, все равно не разрешайте забрать чужую игрушку. Просто скажите: "Чужие вещи брать нельзя". Если ребенок настаивает, объясните ему, что у каждой вещи есть хозяин. Наверное, какой-то малыш потерял этот совок, расстроился и придет сюда завтра его искать. Давай положим в уголок песочницы и слегка присыплем песком – он придет, найдет свой совок и очень обрадуется. Формируйте с раннего возраста внутренний запрет: "Я чужого не беру!" Знаете, есть взрослые люди, которые охотно пользуются забытыми ручками, перчатками и т. п., а есть и такие, кто не любит пользоваться чужими вещами, им это просто физически неприятно. Если вы замечаете в ребенке тягу к чужим вещам, попробуйте сказать с долей брезгливости: "Фу! Не бери, это чужое".

А мы сами?

Подумайте, может, вы сами подаете ребенку плохой пример или даже поощряете, закрыв глаза на его проступок?

Например, дети отбирают у других малышей игрушки и приносят их домой. Родители часто довольствуются объяснением "нашел", "нашла" или вообще не интересуются, откуда у их чада чужая вещь.

Или вот такая ситуация. Вы в субботу на дачном участке. На соседнем участке растут кусты смородины. Соседей нет. Ягоды уже спелые. Вы берете ведро, перешагиваете через межу, садитесь под куст и спокойно собираете ягоды. Чего добру пропадать? А вдруг соседи и завтра не приедут? Ваши дети вам помогают или просто смотрят на вас.

Кто-то возразит: "Неужели будет лучше, если ягоды просто сгниют?" Тогда представим себе другую ситуацию. Вы в обеденный перерыв купили себе мороженое, вернулись в офис, только собрались полакомиться, а тут вас шеф вызывает: "Зайди на минутку". Мороженое вы оставили на столе. Прошло 5 минут, вы не возвращаетесь. В это время к вам в комнату заходит сотрудница из соседнего отдела, видит у вас на столе тающее мороженое и съедает его. При этом деньги за мороженое она вам не отдает, объясняя это тем, что все равно бы оно растаяло, превратившись в липкую лужицу, и вам бы пришлось еще и стол мыть.

Ничего страшного, пустяки? Тогда давайте будем поступать так всегда. Например, у вас на лестничной площадке пылится велосипед, на котором давно никто не ездит. Соседка правильно поступила, когда без спросу забрала его и отвезла в деревню своим племянникам. Чего добру пропадать? А еще у вас в шкафу висят наряды, которые вы не носите. После ухода подруги, которая была у вас в гостях, вы обнаружили, что она прихватила для себя одну кофточку. Или в вашей гостиной "для интерьера" стоит дорогое пианино, на котором никто не играет. Или… Да мало ли вещей, которыми вы никогда не пользуетесь, но это же не причина лишать вас вашего имущества?

Как можно было поступить со смородиной, чтобы подать детям хороший пример (выбирайте что вам больше по душе):

а) не переступать межу,

б) собрать для себя и предложить соседке деньги за ягоды,

в) собрать для соседки и оставить в тенечке, чтобы ягоды не пропали. Может, в следующий раз и она вас выручит.

Случай из жизни. В прошлом году я на вещевом рынке купила сыну куртку, которая была слегка разорвана на рукаве. Продавец отдавал добротную вещь гораздо дешевле ее цены, а дефект я скрыла, нашив на рукав аппликацию из кожи. Ребенок поносил куртку три дня, после чего ее украли из школьной раздевалки. Сын прибежал домой раздетый, а на следующий день пошел в школу в старой короткой курточке. Купить сразу новую денег не было. Спустя неделю он увидел свою пропавшую куртку на девочке из младшего класса, подошел к ней и сказал, что куртка его. Девочка заявила, что курточку они с мамой купили на вещевом рынке несколько дней назад. Тогда я пошла в школу, на перемене мы с сыном зашли в класс, где училась эта девочка, я объяснила все учительнице и попросила девочку дать свой домашний телефон, чтобы поговорить с ее мамой. "Я уже рассказала маме о том, что мы купили куртку, которую украли у мальчика из нашей школы, и мама сказала, чтобы я отдала куртку", – заявила девочка. На мое возражение, что ведь они заплатили за куртку деньги, поэтому лучше пойти на рынок вместе и попытаться найти продавца, девочка ответила: "Мама сказала, ничего не надо".

Как отучить ребенка воровать

Учительница, которая присутствовала при разговоре, удивилась, как и я, и дала мне домашний номер телефона этой девочки. Состоялся малоприятный разговор. Мама Насти сначала отнекивалась, не желая признать, что дочь украла куртку из школьной раздевалки и носила ее несколько дней, а она не возражала, потом сказала: "Вам отдали куртку, что вам еще надо? Оставьте моего ребенка в покое!" Я спросила: "Вы понимаете, что совершили преступление, когда не наказали дочку за воровство, а разрешили ей носить куртку?" Она молча повесила трубку.

А может, ему внимания не хватает?

Часто детское воровство является протестом. Воруют дети, которым не хватает родительского тепла, и они хотят таким образом привлечь ваше внимание. Поэтому даже если вашего ребенка поймали за руку, не спешите считать его воришкой. Попытайтесь выяснить причину такого поведения. Возможно, имущественная выгода этого постыдного занятия интересует ребенка меньше всего. Это его протест против вашей вечной занятости.

Кроме того, некоторые родители принципиально не дают детям ни копейки карманных денег. Но как должен чувствовать себя подросток, когда приятели на его глазах покупают жвачку или мороженое, а он делает вид, будто ему не хочется? Иногда такая "принципиальность" родителей становится причиной домашнего воровства, которое постепенно входит в привычку (сын или дочь берут потихоньку деньги из кошелька родителей).

Причины детского воровства – разные. И совсем не обязательно, что из воришки вырастет вор. Но пока ребенок растет, задача родителей – избавить его от этой дурной привычки. Мы ведь хотим жить в обществе, где уважают нашу собственность?

Автор  Людмила Казимирова

все записи

» Как отучить ребенка

Отучить ребенка брать чужое

Как отучить ребёнка брать чужое

Обновлено 23 Марта 2016 Автор PROFI.RU 0 900

Воровство! Сердце стучит, возмущение зашкаливает, эмоции душат, и нужно что-то немедленно сделать, чтобы больше такого не повторилось. Ведь вы хотите защитить ребёнка от неприятностей, в которые он может попасть, если будет присваивать чужие вещи. И вообще, он должен вырасти не жуликом, а прекрасным человеком!

Стоп. Давайте посмотрим на ситуацию здраво и спокойно. Прежде всего для того, чтобы выработать правильную стратегию, важно учесть возраст ребёнка.

Когда проблема — не проблема

Дошкольники могут совершенно спокойно брать и использовать чужие вещи, даже не догадываясь, что сделали что-то неправильное. До шести лет большинству детей трудно понять концепцию частной собственности. Они эгоцентричны, какими и полагается быть в этом возрасте. Им принадлежит весь мир, множество игрушек и самые прекрасные родители в мире. Так почему бы не взять себе ещё и куклу из детского сада.

Наказание за такой поступок обидит их, расстроит, возможно, научит опасаться непредсказуемой беды, но не убедит в том, что брать чужое плохо. Начинайте объяснять им, что такое собственность. Показывайте на положительных примерах, как удобно, когда у каждого есть что-то своё. Случаи «воровства» — это только повод для разговора о правилах поведения.

Пора действовать

Приходя в школу, дети уже понимают, что в их портфелях новенькие, заботливо выбранные карандаши, пеналы, ручки и тетрадки, с которыми им совсем не хочется расстаться по чьей-то прихоти. Это подходящее время, чтобы с помощью разговоров и комментариев к фильмам, мультфильмам и различным ситуациям из жизни формировать стандарты честного поведения.

Все родители делают это, и всё же некоторые дети продолжают брать чужое. Почему? Причины могут быть самыми разными. Вот лишь некоторые из них:

  • Ребёнок усваивает не то, что взрослые говорят, а то, что они делают. Если он видит, как по дороге к кассе родители мимоходом «пробуют» виноград с прилавка, то может решить, что иногда брать то, что тебе не принадлежит, правильно. Не подавайте дурной пример.
  • У детей нет собственных денег, чтобы купить то, что они хотят. Если родители всегда решают сами, что купить ребёнку, не учитывая его вкусы и желания, он просто ищет выход. Покажите ему приемлемые способы заработать деньги трудом или как-то ещё получить желаемое, когда он этого заслуживает.
  • Иногда дети начинают воровать, чтобы повысить свой авторитет среди сверстников, потому что это поощряется в компании, в которой они хотят быть принятыми. Непросто убедить ребёнка найти себе других друзей. Могут помочь творческие или спортивные групповые занятия с умным педагогом или тренером. И, конечно, доверие между родителями и детьми.
  • Ребёнок может понимать, что брать чужое плохо, и намеренно делать то, что нельзя. Часто это способ привлечь к себе внимание родителей. Расценивайте такое поведение не как преступление, а как протест, просьбу о внимании и крик о помощи.

Экстренные меры

Всё сказанное выше в основном касается профилактических мер. Но что делать родителям подростка, который явно оказался пойман, что называется, за руку? Вот несколько важных правил, которые нужно учесть!

Не переусердствуйте. Помните, что вы в состоянии волнения, поэтому вряд ли можете объективно оценить ситуацию и её причины. Ваша острая реакция может вызвать слишком сильное чувство вины и стыда у ребёнка, повлиять на его самооценку и нервное здоровье.

Реагируйте быстро. Да, очень важно не перегнуть палку, но настолько же важно не откладывать принятие мер. Чем дольше ребёнку удаётся брать чужое безнаказанно, тем труднее избавиться от этой привычки позже.

Будьте последовательны. Верность однажды принятым решениям вообще очень важна в воспитании. И в ситуации с воровством — тоже. Решите, какие конкретные меры будут предприняты в случае ещё одной кражи. Обязательно убедитесь, что ребёнок предупреждён о последствиях заранее и осознаёт их масштаб. И не отступайте, даже если для этого понадобится вся ваша воля.

Помогите осознать и исправить. Это очень трудный момент. Необходимо, чтобы ребёнок признал, что поступил плохо, и постарался это исправить. Важно, чтобы он смог принести извинения пострадавшему. Но, если он не в состоянии это сделать, форсировать события и использовать родительскую власть тут нельзя. Вам сейчас нужно его осознание, а не послушание. В любом случае покрыть причинённый ущерб необходимо, и ребёнок должен участвовать в этом: открыто вернуть в магазин взятое тайком, покупать вместе с родителями вещь взамен украденной и присутствовать на каждом этапе возмещения.

Используйте тактику естественных последствий. Постарайтесь естественно, без эмоционального нажима создать ситуации, которые будут напоминать ребёнку о случившемся. Это может быть дополнительная работа по дому, чтобы компенсировать ваши затраты в ситуации. Возможно, ребёнку придётся копить карманные деньги на то, чтобы возместить ущерб. Или просто после кражи шоколадки какое-то время он будет вынужден обходиться без сладкого.

Называйте вещи своими именами. Особая ситуация требует особой этики. Не используйте обидные выражения и оскорбительные эпитеты. Но и не пытайтесь из деликатности завуалировать происшедшее. Бесполезные в такой ситуации слова: «присваивать», «заимствовать», «брать без разрешения» и т.п. Полезные для осознания ребёнком слова: «кража», «воровство».

Вовремя обращайтесь за помощью. Если проблема приобретает хронический характер, найдите хорошего специалиста по детской психологии. Воровство может свидетельствовать о серьёзных скрытых проблемах, и чем быстрее вы их обнаружите, тем эффективнее поможете ребёнку.

ЕСЛИ ребенок берет чужие вещи без спроса

Дети дошкольного возраста не разделяют вещи на «свои» и «чужие», они считают, что все на свете принадлежит им. Помните: отвечать за поступки малыша придется вам, поэтому как можно раньше научите ребенка, что перед тем, как взять что-нибудь, нужно спросить разрешения у вас.

Если малыш взял чужое, объясните ему, что это нехорошо и так делать нельзя.

Как предотвратить проблему. Объясните ребенку, что, если ему чего-то хочется (мороженое, конфету, игрушку), нужно спросить у вас. Расскажите, что можно брать в магазине (рекламные проспекты и бесплатные газеты) или чужом доме и чего нельзя. Установите жесткое правило: «Прежде чем брать что-либо, спроси у меня».

Как решить проблему. Объясните, как получить желаемое. Ребенку может быть непонятно, почему нельзя взять вещь, если очень хочется. Скажите малышу, что брать чужое нехорошо, и объясните, как поступать в такой ситуации. Скажите так: «Если тебе хочется жевательную резинку, спроси у меня. Получив согласие, возьми упаковку, но не открывай, пока мы за нее не заплатим».

Доходчиво объясните ребенку разницу между словами «одолжить» и «украсть»: одолжить — значит спросить разрешения у владельца и только после этого взять вещь, украсть — взять вещь без разрешения.

Расплата за воровство. Чтобы отучить ребенка брать чужие вещи, придумайте способы исправления провинности.

К примеру, заберите любимую игрушку. Скажите так: «Мне очень жаль, что ты взял чужую пещь. Теперь мне придется забрать одну из твоих игрушек». Через несколько месяцев игрушку можно вернуть в награду за хорошее поведение.

Если ребенок взял чужую вещь без спроса, заставьте его вернуть украденное. Малыш должен сделать это сам (с вашей помощью, если нужно).

Чтобы отучить ребенка брать чужое, устройте ему «таймаут» (игры прекращаются, и некоторое время малыш пребывает в одиночестве). Таким образом вы дадите понять, что нарушение правила влечет за собой наказание.

Чего нельзя делать. Не напоминайте ребенку, что когда-то он что-то украл, ведь таким образом вы не научите его правильному поведению, а только напомните о неправильном.

Не называйте ребенка вором, поскольку не исключено, что со временем он может начать себя вести в соответствии с прозвищем.

Не провоцируйте. Спрашивая ребенка, не украл ли он ту или иную вещь, вы вынуждаете его обманывать. Малыш может пойти на обман, чтобы избежать наказания.

Не забывайте проверять ребенка. Если вы подозреваете, что ребенок что-то украл, проверьте его карманы. Найдя украденную вещь, накажите малыша. Скажите так: «Мне очень жаль, что ты взял чужое. Теперь тебе придется отдать одну из своих игрушек».

ЕСЛИ ребенок берет чужие вещи без спроса

Как отучить ребенка брать чужое

Taniushechka

Однажды у нас случилось неприятное происшествие. Мы находились в гостях у родственников, и моя дочка утащила у дочери хозяев игрушечного лебедя и старую помаду из шкатулки. Никто не видел, но хозяева заметили пропажу и попросили поговорить с девочкой.

Психологические причины детского воровства

Дочке досталось по первое число, но такое больше не повторялось. Та самая родственница, работавшая воспитателем, сказала, что в группах бывают случаи, когда некоторые ребятишки утаскивают понравившиеся вещи других детей. Многим родителям неприятно об этом рассказывать, и они начинают отрицать вину ребенка. Как родителям поступить в схожей ситуации: наказать провинившегося, провести беседу или отмолчаться, надеясь, что это пройдет?

Смотря какой возраст ребенка. Если так себя ведет ребенок до 3-х лет, то говорить надо конечно, объяснять, но ничего страшного в этом нет. Если так себя ведет 10 летний ребенок нужно разговаривать и выяснять, почему он так делает, наказание не поможет, вызовет агрессию и ребенок будет вести себя так же, только все скрывать.

Ирина

Ошибаются те родители, которые никак не реагируют на то, что их ребенок берет без разрешения чужие игрушки — ведь это, мол, просто детские шалости. Беседу проводить нужно в любом возрасте. Малыши, конечно, до конца не понимают, почему нельзя принести домой понравившуюся игрушку. Поэтому нужно открыто об этом говорить, обсуждать проблему в семье и обязательно возвращать чужую вещь хозяину. Если сразу поругать или наказать ребенка, то в следующий раз он просто не покажет, что принес из детсада, или даже спрячет, а это гораздо хуже.

Elenka12

Действительно, большинство родителей в подобных ситуациях либо отшучиваются, либо просто отрицают, что такое вообще происходило с их ребенком. Это совершенно неправильно. Прежде всего, нужно провести воспитательную беседу, чтобы ребенок понял, что нельзя брать чужое без спроса. Я своему ребенку всегда это напоминаю и интересуюсь, что он хочет, чтобы нужные вещи других малышей не соблазняли.

Комментариев пока нет!

Почему дети воруют?

Автор: АННА ФЕНЬКО

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство — очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство — явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок — невинный ангел, а воровство — примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо , другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать — непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая — это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина — затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства — это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них — симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок , даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил.

Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию — проявлять к сыну побольше любви и внимания — терапевт так и не решился произнести вслух.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей , но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию — очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей — то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.

Детское воровство – не порок, а дурная привычка

Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком — например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.

Воровство в детском возрасте

Детское воровство, это отнюдь не редкое явление. Порой родители приходят в панику, узнав, что их милое чадо – ворует. Почему такое происходит?

"Или не знаете, что неправедные

Царства Божия не наследуют?

Не обманывайтесь: ни блудники,

ни идолослужители, ни прелюбодеи,

ни малакии, ни мужеложники, ни воры,

ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые,

ни хищники — Царства Божия не наследуют"

1 Кор. 6:9-10

Детское воровство, это отнюдь не редкое явление. Порой родители приходят в панику, узнав, что их милое чадо – ворует. Почему такое происходит? Существует несколько мнений психологов о причинах воровства, мы предлагаем их вниманию нашим читателям, в надежде, что после прочтения, Вы постараетесь разумно решить возникшую проблему.

Часто воровство ребёнка вызвано сильным желанием иметь какую-то вещь, по его мнению, совершенно для него недоступную. Он принимает решение ее украсть, так как не видит альтернативных способов ее получить. Вплотную с этой проблемой находится и еще одна причина воровства – это попытка привлечь внимание родителей. Да, бывает и такое! Ребёнок "сигнализирует" своими негативными поступками о том, что ему не хватает заботы мамы и папы, а родительское безразличие для него намного болезненнее, чем наказание за воровство и другие плохие дела. Случается это в семьях, где возникает недопонимание родителями потребностей детей, обусловленное недостатком педагогического опыта и житейской мудрости или просто отсутствием общения с ребенком. В этом случае необходимо вникнуть в потребности своего ребёнка и тактично объяснить ему, почему он не всегда может получить желаемое. И, поверьте, общение с ребенком, желание проникнуться его проблемами, участие в его занятиях дает гораздо больший результат, чем нотации и запреты. Уделяйте больше времени своему малышу! Вникайте в его дела, даже если они покажутся Вам мелкими и никчёмными. Находите ласковые слова для своих малышей. Хвалите их за любое мало-мальски полезное дело и любите их, ведь дети так чувствуют нашу любовь…

Следующая причина – это неумение маленьких детей справляться со своими желаниями. Дети в возрасте 5 -7 не всегда могут управлять своими желаниями. Порой малышу настолько хочется съесть – шоколадку, а у него диатез и мама его постоянно ограничивает в сладком, и фраза: "Тебе нельзя, у тебя диатез!" — не срабатывает. Увидев заветное лакомство в месте, где мама может не заметить и предупредить, ребёнок вполне может стащить шоколадку. Он просто не в силах бороться со своим сиюминутным "ХОЧУ!". Постарайтесь тренировать у своего ребёнка силу воли, ставить перед собой цели и достигать их. Данная рекомендация конечно "режет ухо" родителям маленьких детей, но это необходимый навык, который не только убережет Вашего любимого малыша от неприятностей, но и очень поможет ему в будущем.

Еще одна причина детского воровства родом из больших семейств, где дети порой не понимают, где свое, а где чужое и часто попадают впросак за пределами своей большой семьи. Слово: "воровство" в этом случае не совсем правильное определение, точнее будет сказать — ошибка. Задача родителей, в этом случае, объяснить ребёнку, где своё, а где чужое, что можно брать, а что нельзя, поскольку, если у него не будет четко сформированного понятия "моё", ему будет очень трудно постичь понятие "чужое".

Причина четвертая, запретный плод! Подростковый период часто ассоциируется у родителей не только с возникшими разногласиями во взгляде на жизнь, но и с различного рода "осложнениями": спиртное, сигареты или наркотики. У подростка возникают потребности в приобретении вещей, на которые родители точно не дадут денег и он решается на воровство. Еще одним примером данного периода развития детей может явиться вымогательство со стороны старших подростков. В этом случае, необходимо срочно принимать меры. Возможно, вашему "вчерашнему" малышу требуется помощь? Если Вы узнали, что Ваш ребенок ворует деньги, следует в первую очередь разобраться: "Для чего он это сделал?". Выяснить подоплёку происшедшего и принять меры, вплоть до визита в школу, разговора с приятелями подростка и, возможно, посещения детского психолога.

***

Примечание МС. Удивительное дело, что психологи не указывают еще одну, возможно главную причину, духовно-психологическую, воровство и одобрение воровства родителей, и в первую очередь матери.

"Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь (Пc. 49:16-20).

Дети растут ворами у родителей-воров, родителей, которые прямо или косвенно одобряют воров и воровство. Поскольку малые дети психологически более привязаны к матери, то они и чутко отзеркаливают внутреннее расположение матери-воровки.

***

Детское воровство можно избежать

Регулярное общение с ребенком. Обсуждение с ним проблем "хорошего и плохого" поведения с конкретными примерами – обязательно принесет положительные плоды. Все люди желают быть хорошими, а дети – в особенности. Если Вы с детства сумеете объяснить своему малышу простую истину, что брать без спроса нельзя даже копейку – в будущем вряд ли возникнут проблемы такого плана.

Проблема воровства может быть представлена ребенку с позиции человека, у которого что-то украли. Малышу необходимо описать чувства этого человека, расскажите, как этот человек может страдать, быть обиженным и расстроенным. Попросите ребёнка представить себя человеком, у которого украли дорогую для него вещь и спросите его, что бы он сам чувствовал, оказавшись на месте обокраденного. Такой прием нужно использовать регулярно, если Вы заметили у своего ребенка склонность к воровству.

Привлекайте ребенка к семейному обсуждению по распределению месячного бюджета. Пусть он знает, сколько денег необходимо заплатить за квартиру, сколько нужно на питание, одежду, проезд и так далее. Таким образом, он поймёт, что можно просить у родителей, а что они не в состоянии ему купить и постепенно у него сформируется правильное понятие о возможностях семейного бюджета и "хотелки" будут адекватными. Он ощутит себя участником планирования семейных средств и частью семьи – кражу в таких условиях совершить очень трудно.

***

Читайте также по теме детской психологии:

***

Что же делать, если Вы поймали ребёнка на краже?

Спокойствие, только спокойствие! Гнев – не лучший помощник в этой ситуации. Необходимо в спокойной обстановке выяснить мотив поступка и объяснить ему всю неприглядность содеянного.

Если же ребенок не признаётся в совершенном, но вы твёрдо уверены, что это сделал он, скажите так: "Я знаю, что это сделал ты. Со мной тоже такое было в детстве. Мне потом было стыдно и плохо.

6.2. Воровство в школьном возрасте

Тебе сейчас тоже так?"

Ребенку нужно дать шанс вернуть украденное. Если ребенок украл вне дома, по возможности, организуйте возврат украденной вещи. Если это невозможно, сделайте вид, что ребенок нашел вещь и вернул. Разделите с ним ответственность, помогите ему исправить положение. Даже один разговор "по душам" с ребёнком, серьёзный и обстоятельный, способен перевесить сотню упрёков и обвинений…

В заключении, несколько слов о клептомании. Клептомания – болезнь, развивающаяся с детства. Поначалу она проявляется очень невинно: ребёнок частенько прихватывает то, что плохо лежит. В этом случае, нужно бить тревогу. В детском и подростковом возрасте избавиться от клептомании легко , достаточно нескольких визитов к детскому психологу. Только будьте внимательны! Не путайте клептоманию с разовым желанием ребёнка присвоить чужую игрушку.

Будьте для своего ребенка другом, это позволит Вам избежать многих проблем в воспитании!

***

Примечание МС. Любое девиантное поведение у малых детей имеет в своей основе отсутствие правильной духовной жизни у родителей.  Как можно корректировать поведение ребенка тем, кто сам живет во грехах? Это будет лицемерие. Столкнувшись с проблемами у детей в первую очередь родителей должны посмотреть  душу себе, исправить свое поведение  и "сотворите же достойный плод покаяния" (Мф.3:8). Покаявшиеся родители-воры должны показывать пример своим детям пример благотворительности и бескорыстной помощи другим: "Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф.4:28 ).

Med o’key — 18.06.2015.