Вертеп

12.12.2018 0 Автор admin

Внимание! У нас изменились официальный сайт и электронная почта.

Теперь все актуальные новости и события на сайте: http://нфдеоц.рф/

А связаться с нами вы можете по почте: deoc@fond63.ru

                                                   

Внимание, конкурс! "Рождественский вертеп"

Что такое рождественский вертеп и как его сделать

В каждом празднике есть своя неповторимая изюминка, присущая только ему. Так, на Пасху принято печь куличи, красить яйца, на Новый Год наряжают ель, неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова являются «рождественские вертепы».

Рождéственский вертéп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.)

Рождественский вертеп — это своеобразный кукольный театр, который показывали на Рождество Христово и на святках. На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII-XIX веках. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов — группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.

Вот как об этом вспоминал русский писатель и драматург Николай Алексеевич Полевой: «В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы». В дореволюционной России вертепы можно было увидеть на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление.

Сами представления состояли из двух частей: в первой — рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а уже во второй ставились сценки, написанные самими актерами.

.После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам. В последние десятилетия интерес к вертепам в странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

В храмах на Рождество принято выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но все чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела

Формы вертепа:

Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объемных фигур или фигурок, выполненных из различного материала.

Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.

Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.

Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди..

Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

-Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием.

-Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

-Три волхва.

-Ангел или ангелы.

Рождественские вертепы

В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора.

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Материалы используются самые различные: воск, бумага, пластмасса, металл. Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

MYBABBIE.RU » Разное

Рождественский вертеп — своими руками!

Кукольный спектакль к Рождеству У меня есть театр кукольный, в смысле сама сцена, и я решила сделать кукольную рождественскую мистерию (сцену делала из четырех досок, как телевизор получился, к каждому спектаклю разные декорации) Кукол для мистерии делала в торопях, поэтому не очень продуманно, в результате полежав год на антресоле в ящике они немного "приболели"(у кого голова разболталась, у кого рука), теперь мне их надо "лечить". Сегодня их сфоткала, просто, без декораций и животных(декорации надо новые делать, а животные это детские игрушки). Куклы все на палочках, без ног, но это именно для представления. Хочу еще вертеп отдельно сделать, для красоты, что бы поставить около елочки Сцена с ночным небом (Вифлиемская звезда должна висеть на первом плане отдельно, она более крупная), к небу еще крепятся декорации с двух сторон. Куклы делала из ткани (торс и одежда), глины — краски (головы, лица, руки), нитки шерстягные (волосы) палочки (внутри) и проволки (руки). Младенец — пупсик резиновый. Небо — картон с цветной синей бумагой, с дырочками, в дырочки воткнуты лампочки из гирлянды. Остальные декорации — картон, бумага, ткань. Животные — игрушечные. Ангел — из белой бумаги. Как сделать кукол? Есть несколько вариантов: 1) Из плотной бумаги или тонкого картона Нарисовать и вырезать плоские фигуры. Раскрасить их красками. Приклеить к ним подставочки круглые. Сам вертеп тоже вырезать, но частями и потом склеить части в виде пещеры, и тоже раскрасить. 2) Сшить из ткани Сшить все фигуры, или только фигуры людей, а животных использовать игрушечных. Тела кукол набить ватой или тканью, сшить одежду. Лица раскрасить красками или вышить.

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

В руки и ноги, или во все тело желательно вставить проволку. Придумать подставки из деревянных реечек или толстой проволки. Сам вертеп можно тоже сделать на основе проволоки натянув потом на каркас ткань. А можно вообще не делать, а просто расположить фигуры на столе или где он там будет стоять. 3) Слепить из глины быстрозастывающей Слепить все фигуры из глины. Покрасить красками. Если масштабы маленькие совсем, то и вертеп можно слепить тоже. В зависимости от размеров можно вертеп склеить из бумаги или каркас с тканью. Или не делать. 4) Сшить из ткани, а лица сделать из глины или папье-маше Продумать крепеж голов к телу. Ручки — сгибаем проволку на одном конце колечком и пришиваем к телу, или через тело продеваем проволку одним куском, а на другом конце где кисть прилепляем саму ручку, или можно тоже пришить ручку, заранее в ней сделав дырочку. 5) Декорации Ясли для Младенца: это может быть что угодно (ведь мы условно делаем), коробочка, овальная плошечка, можно самой склеить или слепить. Положить сверху любую ткань(белую, или холстинку, или какую угодно), или сено можно, а сверху кусочек ткани. Можно вообще не делать, а расположить Младенца на руках у Марии. Какие персонажи: Ангел, Мария, Младенец, Иосиф, пастухи, волхвы, животные (вол, ослик, овечки — можно не все, или наоборот добавить например корову — просто то, что найдешь (если игрушечных будешь покупать), главное по смыслу верно что бы было). Как расположить: Мария сидит с Младенцем на руках (или Младенец лежит рядом) в центре, Иосиф стоит рядом, животные могут быть вокруг где угодно, волхвы с одной стороны подносят дары, с другой стороны ангел подводит пастухов — например так. А вообще посмотри картинки в детской Библии, или открытки рождественские, в инете можно поискать. Как украсить: вертеп можно украсить блестками, веточками елки, на край вертепа можно повесить Рождественскую звезду(картонную, обклеенную фольгой например) или поставить ее на тоненькой палочке над вертепом. Можно сделать освещение из новогодней гирлянды.

  

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья!

Вертеп и рождественское вертепное представление

Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Администратор

Вертеп. "Вертеп – зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о Святках, представляя события и обстоятельства рождения И. Христа". В.И. Даль.

Картинка 19 из презентации «Народный театр» к урокам МХК на тему «Театр»

Размеры: 500 х 324 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока МХК, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Народный театр.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве.

Вертепное представление на Рождество Христово

Размер архива — 631 КБ.

Скачать презентацию

Театр

краткое содержание других презентаций о театре

«Народный театр» — Обычно располагались на рыночных площадях, вблизи мест народных гуляний. В.И. Даль. Петрушка. Д.А. Ровинский (известный собиратель и исследователь русских народных картинок ). В театре Петрушки представлялись отдельные сатирические сцены. Народный театр. «У всякого скомороха есть свои погудки», «Скоморохова жена всегда весела»,

«Синтез искусств в театре» — Жанр мюзикла (начало XX века). Мюзикл – сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Сцена из балета «Спящая красавица». Юнона и Авось. Иносказание, метафора, аллегория, олицетворение. Сцена из оперы «Князь Игорь». И.Билибин. Сцена из балета «Лебединое озеро».

«Поведение в театре» — Мобильные телефоны и пейджеры нужно обязательно выключить до начала представления. Не вставайте с места, пока не опустят занавес. Простые правила этикета. Как вести себя в театре? Часто последние слова пьесы бывают самые важные. Во время спектакля не разговаривай с соседями. Выпить воды, съесть конфету или бутерброд вы можете в буфете во время антракта.

«Анна Павлова» — Кроссворд. Какое событие произошло 19 мая 1909 года в Париже в театре «Шатле»? После окончания балетной школы сразу же стал солистом Мариинского театра. Павлова Анна Павловна. Словарное слово. Императорским по своей идеологии, психологии и всему своему укладу. Человек, который помог русскому балету не только сохраниться, но и сохранить свои русские традиции конца 19 нач 20 века.

«Театрализованная деятельность» — Театрализованные игры. Предполагаемые умения и навыки детей. Этапы работы над спектаклем. Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом. Театр — особая среда для развития творческих способностей детей. Выбор детьми роли по желанию. Мастерская по изготовлению театрального реквизита. Распределение ролей по карточкам.

«Кукольное искусство» — 3.Тростевая кукла. В. Образцов с куклой Тяпой. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров. С. В. Образцова. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Кукольный театр. 7.Мимирующая кукла. 4. Вертепная. Виды кукол: 2.Петрушка 1. Марионетки. История театра кукол в России.

Всего в теме «Театр» 25 презентаций

    
    

Дмитрий Симонов

РОЖДЕСТВЕНСКIЙ ВЕРТЕПЪ

С сайта Дмитрия Симонова "Рождественскiй сайтъ".


Ангел. Кукла великоруccкого вертепа (конец XX в.)

“Вертеп” — это переносной кукольный театр, в котором представлялась мистерия Рождества Христова. Театры представляли собой довольно большие, приблизительно в рост человека, или чуть меньше, ящики, обтянутые материей, или оклеенные разноцветной бумагой, а зачастую еще и бумажными образками святых. В этих ящиках, чаще всего на двух ярусах, оборудовались две сцены, хотя были вертепы и одноярусные, с одной сценой. Под каждой сценой оставлялось небольшое пространство, закрытое со стороны зрителей, и открытое сзади. Размеры этого пространства должны были быть достаточными, чтобы кукловод мог свободно манипулировать руками, управляя куклами через специальные прорези, проделанные в сцене. Декорации, которыми обычно служили задние стенки ящиков, оформлялись по-разному. Чаще всего они просто оклеивались цветными картинками и бумажными образками, но встречались вертепы, в которых, на внутренних стенках масляными красками были нарисованы целые картины.

На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет.

На нижней сцене был дворец царя Ирода, представлялось избиение вифлеемских младенцев, смерть царя Ирода и его погребение. Здесь же, после окончания духовной части представления, разыгрывались различного рода интермедии, посвященные злободневным событиям народной жизни, либо просто традиционные сценки, прижившиеся в вертепах с незапамятных времен.

В некоторых вертепах была еще и маленькая, расположенная на самом верху, наподобие мезонина, третья сцена. На эту сцену в положенное время выходил Ангел и возвещал о рождении Спасителя.

Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези, и слегка наклоняться. Но некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени, садиться и совершать тому подобные манипуляции. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй.


Куклы великоруccкого вертепа (начало XIX, конец XX вв.)

Представления были двухчастные: в первой, духовной части спектакля, представлялись евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной.

Тексты представлений в вертепах, принадлежащих разным хозяевам, отличались друг от друга, особенно в развлекательной части, где как количество, так и набор разыгрываемых интермедий был почти произвольным, хотя, в то же время и традиционным.

Содержание и тексты первой, духовной части представления были более стабильными и в большинстве вертепов повторялись, за исключением некоторых небольших различий в текстах и разном музыкальном сопровождении. Смысл и количество представляемых сцен были постоянными.

Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А. Полевой: “В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. <…> Театр заменяли для нас вертепы.

<…> Содержание вертепной комедии было всегда одинаково: представляли мистерию Рождества; в верхнем этаже устраивали для того вертеп и ясли, в нижнем трон Ирода. Куклы одеты бывали царями, барынями, и вертепы важивали и нашивали семинаристы и приказные по улицам в святочные вечера, ибо только о святках позволялось такое увеселение. Боже мой! С каким, бывало, нетерпением ждем мы святок и вертепа! С наступлением вечера, когда решено “пустить вертеп”, мы, бывало, сидим у окошка и кричим от восторга, чуть только в ставень застучат, и на вопрос наш: “Кто там?” — нам отвечают: “Пустите с вертепом!” Начинаются переговоры: “Сколько у вас кукол? Что возьмете?” Представители отвечают, что кукол пятьдесят, шестьдесят, одних чертей четыре, и что у них есть скрыпка, а после вертепа будет комедия. Мы трепещем, что переговоры кончатся несогласием, покажется дорого… Но нет! Все слажено… И вот несут вертеп, ставят полукругом стулья; на скамейках утверждают самый вертеп; раскрывают двери его — мишура, фольга, краски блестят, пестреют; является первая кукла — Пономарь, он зажигает маленькие восковые свечки, выбегает Трапезник, с кузовом, и просит на свечку. Один из нас, с трепетом, подходит и кладет в кузов копейку. Пономарь требует дележа; сыплются шутки, начинается драка, и мы предвкушаем прелесть ожидающего нас наслаждения.


Куклы Ельнинского вертепа (начало XIX в.)

И вот — заскрипела скрипка; раздались голоса — являются Ангелы и преклоняются перед яслями при пении:

Народился наш спаситель,
Всего мира искупитель.
Пойте, воспойте
Лики, вовеки
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришел спасти человека!

Нет, ни Каталани, ни Зоннтаг, ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, какое производило вертепное пение! Думаю, что и теперь я наполовину еще припомню все вертепные псальмы. И каких потрясений тут мы не испытывали: плачем, бывало, когда Ирод велит казнить младенцев; задумываемся, когда смерть идет наконец к нему при пении: “Кто же может убежати в смертный час?” — и ужасаемся, когда открывается ад; черные, красные черти выбегают, пляшут над Иродом под песню, “О, коль наше на сем свете житие плачевно!” — и хохочем, когда Вдова Ирода, после горьких слез над покойником, тотчас утешается с молодым генералом и пляшет при громком хоре: “По мосту, мосту, по калинову мосту!” 1.

Удовольствие посмотреть вертеп на дому было дорогим, поэтому позволить себе это мог не каждый. А. Тарнавский так вспоминал о вертепе, который показывался в начале прошлого столетия в Духовщине — маленьком уездном городке Смоленской губернии: “…духовщинский вертеп водил знакомство только с важными барскими да купеческими домами, позволял любоваться собой деткам только богатых людей, а если подпускал к себе детей бедняков, то не иначе как на почтительном расстоянии, да и то после значительных поклонов и ухаживаний. Бедному мальчику нужно было много часов побегать за вертепом, чтобы удостоиться чести приблизиться к санкам, на которых возили вертеп, нужно было немало покланяться, чтобы получить дозволение взяться за веревку санок и везти их; нужно было особое счастье, чтобы, войдя в дом с “вертепщиками”, быть допущенным сначала к задней стороне вертепа, потом к боковой, а потом (о счастье!) и к лицевой…”2 .

Вертепы не только носили по домам. В европейской части России можно было увидеть вертепы на ярмарках. Здесь, за умеренную цену можно было купить билет на представление. Да и показывались “ярмарочные” вертепы гораздо дольше, чаще всего до масленицы, а Н. Виноградов в 1905 году видел вертеп “…в третьем классе одного из “Самолетских” пароходов…” (то есть уже после открытия навигации). Вертепщики “свое артистическое турне <…> намеривались закончить Нижегородской ярмаркой” 3.


Чин "Хождения на Осляти" в Москве. Гравюра из книги путешественника Олеария. XVI в.

История вертепов берет свое начало в глубокой древности, начиная от первых веков существования христианства. Распространенной точкой зрения является то, что начала как вертепных, так и других европейских мистерий происходят из соответствующих раннехристианских церковных служб и чинов, возникших в IV-VI веках.

Так, А. Веселовский4, со ссылкой на Dictionnaire des Mysteres Маньена пишет, что уже с V-VI столетий начались процессии в память Входа Господня во Иерусалим — чина, известного на Руси как “Хождение на Осляти” и просуществовавшего до XVII века. В то же время Н.С. Тихонравов5 указывает , что “в Константинополе “Хождение на Осляти” было известно уже с IV века”. Другой исследователь истории театра, П.О. Морозов6, пишет о том, что с первых веков христианства известен чин “Омовения Ног”, до настоящего времени совершаемый Патриархом Иерусалимским на страстной седмице великого поста, и “Пещного действа” — этот чин, так же как чин и “Хождения на Осляти” просуществовал в России до конца XVII века. Кроме того, П.О. Морозов отмечает, что во времена императора Маврикия (561 г.) в церкви Сорока Мучеников во Влахерне разыгрывалось действо “О Богочеловеке”.


Куклы Малороссийского вертепа (конец XVII в.)

К наиболее же древним из известных текстов Рождественских действ можно отнести опубликованные в середине прошлого века П. Полевым7 латинские рукописи рождественских церковных служб “Рахиль” и “Поклонение волхвов”, относящихся к XI веку. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, указывается, что они тесно связаны с ходом основного богослужения, и в нескольких местах прерываются молитвами.

Приблизительно с пятнадцатого века вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике. Кроме того, Рождественские мистерии стали разыгрываться на улицах бродячими актерами. В церквях же на Рождество стали выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы и Праведного Иосифа. Усилиями уличных артистов, стремившихся любыми путями привлечь на свои представления как можно больше публики, “обмирщение” мистерий, в конце концов, дошло до того, что от первоначального содержания вертепных представлений осталось мало, зато они обогатились большим количеством гражданских сцен, иногда даже довольно непристойного содержания. Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части.

Как выглядит вертеп и что это такое

Необходимо отметить, что различия по структуре и по силлабическим особенностям между российскими (великорусскими, малорусскими и белорусскими) и европейскими вертепами позволяют сделать предположения о различной истории их развития, причем наиболее подверженными западному влиянию оказались белорусские батлейки.

Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: “року Христусового 1591 збудованы”. В тех же Ставищах был найден и другой “Вертеп”, датированный 1639 годом.

Наиболее старинные из известных текстов Российских вертепов относится к XVIII веку.

К сожалению, к концу девятнадцатого — началу двадцатого веков вертепы почти на всей территории Российской Империи стали редкостью. Причиной этому, вероятно, послужила конкуренция со стороны больших театров. Несмотря на то, что вертепы были по прежнему любимы публикой, содержать их стало невыгодно. Как бы доказательством этому служат слова владельцев быть может одного из последних “коммерческих” вертепов, встреченных Н.Н. Виноградовым на пароходе, плывущем на Нижегородскую ярмарку. Вертепщики жаловались на то что “… Везде их принимают очень охотно, но заработки неважны…”8.


Сцена вертепного представления

У большинства современных жителей России слово “вертеп” меньше всего ассоциируется с кукольным театром. А насколько бы украсилось празднование Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали рождественские псальмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное представление. Хотелось бы, чтобы книжка помогла больше узнать о рождественских кукольных представлениях, а может быть и сделать свой собственный вертеп.

1991-2001

ЛИТЕРАТУРА

1 Полевой Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра, 1840, кн. 2.
2 Тарнавский А. Вертеп в Духовщине / Киевская старина, 1883, IV, с. 659-667.
3 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп. М., 1906.
4 Веселовский А. Старинный театр в Европе. М. 1870.
5 Тихонравов Н.С. Начала Русского театра // Летописи Русской литературы и древностей. Т. 3, кн. 5. М., 1859-1863.
6 Морозов П.О. История русского театра. СПб., 1889.
7 Полевой П. Исторические очерки средневековой драмы. СПб., 1865.
8 Виноградов Н.Н. Великорусский вертеп., М. 1906.

  

 

* Вертеп

 

Рождественский вертеп

До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. В двадцатом веке эта традиция была забыта нашими соотечественниками. Публикуя статью Ольги Черевковой, мы хотели бы вызвать у наших читателей интерес к замечательной традиции рождественского вертепа.

И, может быть, кого-то побудить изготовить вертеп для своих родственников и друзей.

Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Чтобы увидеть этот театрик, не нужно было приходить в специальное театральное помещение с большой сценой и зрительным залом. Рождественский вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и, камерно разместившись на столе или на двух скамейках в тесном семейном кругу, вновь и вновь безыскусно рассказывал такую притягательную, вечную историю о рождении Сына Божия. О рождественских кукольных представлениях наши предки оставили немало теплых, восторженных и благодарных воспоминаний.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

Не игра, а действо

Из какого же материала делали вертепных кукол? Здесь четких инструкций не было. В русской народной традиции кукол делали и объемными, из тряпочек, деревянных чурочек, и плоскими картонными фигурками. Но вот играть куклами так, как сейчас управляют ими в современных кукольных театрах, было нельзя. Народной православной этикой запрещалось привносить в вертепное действо индивидуальную, актерскую образную игру. Рождественский вертеп представлял народ верующий, православный. Индивидуальное же актерское ремесло несло в себе понятие неискренности и лжи. Плач Рахили, у которой убивают младенца, изображать в вертепе нельзя и, наконец, просто невозможно.

Все фигурки в вертепе из любого материала были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня, на котором крепилась фигурка. Сам механизм вождения фигурок был скрыт в ящичке потайным дном. Однако у зрителей во время самого действа возникало ощущение чуда: будто фигурки сами выплывали из дверей домика и, плавно скользя, вертелись по прорезям в деревянном ящичке.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Традиция русская и украинская

На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской шопки. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.

В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.

Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.

На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома. Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные изображения.

В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Вертепные ящички на Украине по размеру были гораздо больше российских вертепов. Их можно назвать монументальными. Вертепные объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы на Украине заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника.

В конце XIX века механизм вождения фигурок усложняется, но не намного. Например, рука воина царя Ирода, державшая копье, приводится в движение. Этим копьем воин вырывает из рук Рахили младенца.

Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов.

Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.

Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.

Ольга Черевкова