Вальдорфский детский сад

17.08.2018 0 Автор admin

Вальдорфцы особенно трепетно относятся к детям, которые должны переступить порог школы — к первоклассникам. Ведь и для них, и для их родителей это важное событие в жизни. К нему ребенок должен подойти душевно и физически готовым. С каждым кандидатом в первый класс внимательно работают педагоги, родителям детей разъясняют принципы работы общеобразовательной вальдорфской школы.

Замечательно, когда дети приходят в нашу школу после вальдорфского детского сада. Эта преемственность в работе воспитателей и учителей сказывается наилучшим образом в школьной жизни маленьких учеников. Собственно, те, кто ходил в вальдорфский детский сад, как правило, хотят пойти в вальдорфскую школу. Помешать может лишь расстояния большого города.

Среди всех государственных школ Петербурга вальдорфская — одна, наша.

Дошкольных инициатив больше. О них — на новой странице сайта «Вальдорфский детский сад» автор Беляева Любовь Борисовна, воспитатель группы «Светлячок».

«Сад для детей»

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов. Воспитатели детских садов объединились в «Содружество». Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» интеллектуальное развитие в ущерб всему остальному. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия1);
  • создание атмосферы, благоприятной развитию.

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы напоминает скорее жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».

Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, пронизывающее все занятия и атмосферу дсада, активная вовлеченность родителей, особого рода внимательная сдержанность и доброжелательность воспитателей. Элементы традиционной народной культуры: песни, игры, сказки, хороводы, ремёсла, а также праздники, которые «проводят» детей через кругооборот года, — органично вливаются в педагогическую деятельность.

«Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребёнка»

(Р. Штайнер).

Вальдорфские детские сады и группы Санкт-Петербурга

Д/с «Источник», ул. Торжковская, 2/3
492-01-22, Петрова Ирина Александровна

Д/с «Подсолнушки», Центр Искусства Воспитания, пр.

Вальдофские детские сады

Кима, 1,
310-81-68, Волкова Юлия

Д/с «Ладушки», поселок Песочный, Ленинградская обл., ул. Пограничная, дом 98
554-15-66, 8 911 919-38-22 Екатерина Шихалиева

Гр. «Лучик», ул. Фурштадская, 35А
764-53-59, Светашева Лариса

ДС/ № 68 ЦРР «Росток»
Гр. «Зёрнышко» Рябинская Светлана Игоревна 8 921 342-54-36
Гр. «Звёздочка» Бекряшева Татьяна Николаевна 8 921 875-99-53

Гр. «Росинка» (с элементами вальдорфской педагогики) , ул. Композиторов, 1/2
8 952 241-85-20, 8 952 351-13-84 Домнина Елена, Гаранина Светлана

Гр. «Отрада»

Вальдорфский детский сад в Порошкино, деревня Порошкино, ул. Романтиков, дом 17.
904-14-56
964-58-67 Андрей

Вопрос № 21 Альтернативная образовательная программа: Вальдорфский детский сад.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного даже внешне. Он очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани, практически нет ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комнаты освещаются более ярко (это часть «ритма жизни»). Не висят на стенах плакаты с буквами и цифрами, призванные стимулировать ранее интеллектуальное развитие ребенка. Часто в спальне под цветным пологом летят- кружатся или маленькие ангелы, или эльфы, принося малышам самые чудесные сны.

Вальдорфская группа — разновозрастная, в ней есть дети от трех до семи лет. Приверженцы вальдорфской педагогики утверждают, что в первые три года жизни ребенок усваивает прямостояние и учится говорить и для этого самая благоприятная обстановка — домашняя. После того как около трех лет ребенок начинает говорить о себе «я», то есть появляется и укрепляется осознание «я», наступают изменения в его поведении и он овладевает навыками ролевой игры, малыша можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития.

В детском садумаленькие дети легко и естественно учатся одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить, как в семье, по­дражая старшим. Воспитатели никогда не кричат на детей, и это тоже часть вальдорфской философии. К каждому ребенку прислушиваются, его мнение ценят в буквальном смысле слова.

С каждым ребенком, пришедшим в группу, воспитатель здоровается за руку, а потом все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Вот так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.

Как правило, дети любят такой садик и ходят в него с огромным удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики — отсутствие любого принуждения. Личность ребенка здесь — главная ценность. Поэтому дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организовывает общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле.

Главное ощущение в вальдорфском саду— нет того самого, въевшегося в душу «совка», когда детям все нужно делать строем: есть, спать, гулять, заниматься.

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей.

Основными занятиями по вальдорфской методике считаются занятия по изобразительному искусству и музыке, театрализованные представления: драматические и кукольные спектакли.

❧ Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Причем это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитателем шаблон.

❧ Специальных «музыкальных занятий» в детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов.

Если у садика есть своя огороженная площадка, там, как правило, устраивают огород, где каждый может попробовать вырастить не только картофель, свеклу или редис, но даже пшеницу, а потом самостоятельно смолоть ее и испечь настоящий хлеб.

❧ Еще в садике приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери — Земле.

Вальдорфский детский сад

И это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами.

После прогулки все возвращаются в группу, раздеваются (старшие при этом с удовольствием помогают раздеться младшим) и садятся обедать. А после обеда, как водится, сон. Под разноцветными лоскутными одеялами, под тихую песенку, которую напевает воспитатель, присаживаясь ненадолго на каждую кроватку.

❧ Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.

Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:

• если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

• если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

• если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Казалось бы, такой детский сад — идеальная среда для развития ребенка. Но не все так просто:

• антропософия — учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с мистикой, эзотерикой, и все равно исподволь влияет на формирование личности ребенка;

• запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение: в вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире, то есть упускается тот уникальный возраст, когда малыш с легкостью, играя, мог бы научиться и читать, и писать, и считать;

• в вальдорфских детских садах не приветствуется, если их воспитанники дополнительно посещают занятия в музыкальной или спортивной школе, в изостудии;

• при огромном внимании к чтению круг чтения в вальдорфском детском саду очень ограничен: это или волшебные сказки (по большей части братьев Гримм), или легенды из жизни средневековых рыцарей, или германские мифы, отрывки из Библии; к литературной сказке, рассказам о жизни детей и т. д. вальдорфские педагоги относятся негативно;

• малыш может выпасть из детского (несадовского) социума, так как дворовые приятели с сомнением отнесутся к идее, что самодельные игрушки из чурочек и тряпочек лучше радиоуправляемого автомобиля и куклы с приданым;

• запрет на всякую оценку ребенка может сформировать очень завышенную самооценку.

Littleone 2006-2009 > Все о детях > От года до трех > вальдорфский садик

Просмотреть полную версию : вальдорфский садик

а кто-нибудь что-нибудь знает про вальдорфский садик где-то у Чернышевской? расскажите, а…

06-10-2006, 13:28

Эту информацию я в инете нашла:

Частный д/сад "Источник"
м. "Чёрная речка" ул. Торжковская, д. 2, к. 3
т. 492 — 01 — 22
директор Петрова Ирина Александровна

Домашний д/сад "Подсолнушки"
м. Василеостровская Варнавская Светлана
т. 328 — 71 — 31

ГДОУ № 132 Выборгский р — он
гр. "Светлячок"
Беляева Любовь Борисовна
м. Озерки ул. Композиторов, д. 1,к. 2
т. 592 — 25 — 36

ГДОУ № 15 Центральный р — н
гр. "Лучик"
м. Чернышевская ул. Фурштатская, д. 35 А
т. 273 — 32 — 87

В ГДОУ №28 Кировского района продолжается набор детей в новую вальдорфскую группу (воспитатели О.Демидова и Е.Козлова). Дачный пр. д. 31
т. 756 — 04 — 55

ЦРР "Росток"
м. Автово ул. М . Жукова д. 37, к. 2
т. 745 — 99 — 88
директор Титова Сильвия Дмитриевна

Домашний д \ сад
Невская Людмила
м. Удельная Костромской пр. д. 22, кв.19
т. 553 — 18 — 94

Рыба ты моя

06-10-2006, 13:41

Моему ребенку (1 г. 9 мес.) садик такого типа не подошел. Там все очень расслабленно, ненавязчиво. Кому-то это в самый раз. А моей от этого было очень скучно. Она плакала: Пойдем, пойдем. Уйти все время хотела. А пошли в другой центр — там все динамично. И не утащить ребенка домой. Вообщем, ребенок сам подскажет, что ему надо.

а что вам там конкретно не понравилось?

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

или это только ваша дочка не захотела?

Моему ребенку (1 г. 9 мес.) садик такого типа не подошел. Там все очень расслабленно, ненавязчиво. Кому-то это в самый раз. А моей от этого было очень скучно. Она плакала: Пойдем, пойдем. Уйти все время хотела. А пошли в другой центр — там все динамично. И не утащить ребенка домой. Вообщем, ребенок сам подскажет, что ему надо.

Я не очень поняла — садик ТАКОГО ТИПА или именно вальдорфский садик?
И еще, мне казалось, что вальдорфский садик с 3-х лет, раньше они деток не берут… Вы куда ходили?

На Дачном 31 группа закрыта. Новые воспитатели набирают группу, но помещения у них нет. Мы туда ходили. Для малышей вальдорф не подходит, лет с 3,5 — самое то. Много ручного труда, специфические праздники, мне больше всего нравились их игрушки, поделки и т.д.

12-10-2006, 15:30

• Свободная школа при Центре искусства воспитания
198097, Санкт-Петербург, ул.Возрождения, 13
(+7-812) 3199861, 3489720
• Вальдорфский детский сад при Центре искусства воспитания
198097, Санкт-Петербург, ул.Возрождения, 13
(+7-812) 1847912
• Вальдорфская школа на Черной речке
Санкт-Петербург, ул.Омская, д.20
(+7-812) 2464764, 2464664
• Вальдорфский детский сад в инициативе "Черная речка"
Санкт-Петербург, ул.Омская, д.20
(+7-812) 2464764
• Вальдорфский детский сад "Лучик"
Санкт-Петербург, ул.Таврическая, д.45
(+7-812) 2785586
• Вальдорфский детский сад
Санкт-Петербург, пр-т Композиторов, д.1
• Вальдорфский детский сад
Санкт-Петербург, ул.Димитрова, 14/1
(+7-812) 2614143

• Вальдорфский детский сад
Санкт-Петербург, ул.Краснопутиловская, д.27
(+7-812) 1830054
• Вальдорфская школа "В Дачном". Подробнее на сайте инициативы… (http://kenunen.boom.ru/igru/school.html)
198216, Санкт-Петербург, б-р Новаторов, 12
(+7-812) 3776003
• Школа им.Рудольфа Штайнера на Крестовом острове
Санкт-Петербург, пр-т Динамо, 14
(+7-812) 2303853, 2358260

Это своеобразная методика дошкольного образования
http://www.waldorf.michaeltime.org/_review/base.htm (http://www.waldorf.michaeltime.org/_review/base.htm)

Мы в этом году пошли в группу "Лучик" ГДОУ № 15 Центральный р — н
м. Чернышевская ул. Фурштатская, д. 35 А
т. 273 — 32 — 87

В обычном муниципальном садике есть группа, работающая с детьми по вальдорфской методике. Дети в группе с 3,5 лет и старше.
Самое главное для меня — дочка хорошо пошла в д/сад, ей там нравится, особенно нравятся (и ей, и мне) воспитатели :).
Для меня самое трудное — то, что предполагается активное (но, конечно, посильное) участие мамочек во всей жизни группы — есть "посиделки" — беседы с воспитателями и друг с другом для мамочек раз в неделю по вечерам, есть постепенные совместные подготовки к праздникам (их много, они проводятся очень душевно).

Но! Такое участие возможно, по моему опыту, для неработающей мамочки 🙁
А что делать, если работаешь полный день? Только пытаться что-то сделать заочно, дома…

Еще не очень удобно, что время работы группы — с 8-30 до 18-00, но реально детей забирают раньше.
Дочка пока ходит только до обеда (спать там не хочет — забирает няня домой), но даже если будет оставаться на сон, все равно нам без няни не обойтись… Так что садик предполагает наличие в семье свободного взрослого человека, который будет не спеша отводить ребенка утром в садик, и днем (16-17 часов — еще не вечер!) забирать его домой.

Но, повторяю, обстановка, общение воспитателей с детьми в группе мне нравятся.

Говорили, что в этой группе по воскресениям будут проводиться "занятия" (что-то вроде клубных встреч с рукоделием и чем-то еще) с детьми от 1,5 до 3,5 лет (и их мамами). Утром (примерно с 11), часа на 1,5.
Если нужна более точная информация о воскресных встречах — пишите в личку, попробую узнать.

У нас вообще группа только до 2-х часов. Без сна. Это тяжко для малышей…..

Мы ходим на развивалки в вальдорфский сад на Торжковской.
Детю вроде нравилось,но стала замечать,что после 5 раза ребенку стало скучно.Атмосфера в саду флегматичная,а ребенок мой ,как ртуть.
Ходить будем туда только на развивалки,т.к. рядом с домом.
В сад пойдем в обычный.

История создания вальдорфских детских садов и школ. Идеи и принципы работы дошкольной вальдорфской педагогики. Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно как непременное условие гармоничного развития. Многообразие игр в саду.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Вальдорфский детский сад

История создания

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления. С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство — это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся «ускорить» развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности — прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

— создание атмосферы, благоприятной развитию;

— воспитание через подражание и пример;

— культивирование многообразных форм игровой деятельности;

— создание пространства, способствующего развитию свободной игры;

— организация здорового ритма жизни группы;

— занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое.

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3—4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику — учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. — ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример". Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи.

ВАЛЬДОРФСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей. Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки — для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д. Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии — прядении нити из шерсти — сочетаются несколько линий развития — сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение — важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики. При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это — лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты. Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия.Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, — каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм — источник гармонии

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, — непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм днясоставляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, — сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой — занимаются эвритмией, в третий — их ждет кукольный спектакль. Пятница — день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. — Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники — не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

вальдорфский детский сад педагогика

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 — 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, — организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых. Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет.

Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные «игрушки»: поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный «строительный материал» — вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах — вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры. В играх «принимает участие» и «обычная» мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней. Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление — лечебная педагогика. Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня — самое главное.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Современное дошкольное образование за рубежом

    Развитие детей в раннем возрасте. Дошкольная вальдорфская педагогика. Создание благоприятной атмосферы. Основные принципы работы вальдорфского детского сада. Организация здорового ритма жизни группы. Организация пространства. Вальдорфские игрушки.

    реферат , добавлен 02.04.2009

  • Педагогика Рудольфа Штайнера

    История создания "вальдорфских школ". Теоретико-методологические основы педагогики Рудольфа Штайнера. Кэмпхиллское движение как ветвь педагогики Рудольфа Штайнера. Примерный учебный план штайнеровской школы. Цели и задачи кэмпхиллского движения.

    реферат , добавлен 15.03.2012

  • Современные зарубежные концепции воспитания и развития детей

    Общие тенденции современной западной педагогики. Сущность вальдорфской педагогики в Германии. Теория Ж. Пиаже как ведущая теория дошкольной педагогики Франции. Особенности дошкольного образования Великобритании, США. Применение методов М. Монтессори.

    реферат , добавлен 29.03.2010

  • Использование вальдорфской педагогики в современном дошкольном образовании

    Понятие и основополагающие принципы, история вальдорфской педагогики, направления ее работы. Специальное обучение по Штайнеру. Особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста. Проведение праздников в вальдорфском дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

  • Педагогика сотрудничества: за и против

    История появления и отличительные черты вальдорфских школ. Идея свободной школы Селестена Френе. Определение понятия, целевых ориентаций, преимуществ и недостатков педагогики сотрудничества; раскрытие ее основных принципов — свободы и сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2013

  • Вальдорфская педагогика

    Исторические предпосылки создания вальдорфской педагогики в отечественной и зарубежной литературе, принципы обучения и воспитания. Концепции штайнеровской педагогики, их содержание и значение, особенности практического применения. Опыт создания школ.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

  • Альтернативные педагогические системы

    История создания Вальдорфских школ, основные методы преподавания. Суть и специфика данного вида образования. Недостатки педагогической составляющей философии Штайнера. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных, суть методики, развивающие игры.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

  • Обстановка детского сада — средство развития дошкольников

    Понятия "Развивающая среда", "Средства обучения". История проблемы особенностей развивающей среды – обстановка детского сада – в разных педагогических школах: дом ребенка Марии Монтесорри, вальдорфский детский сад, авторский детский сад Е.И. Тихеевой.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

  • Этапы развития дошкольной педагогики

    Характеристика становления и развития дошкольной педагогики в трудах зарубежных и русских педагогов-классиков: Руссо, Монтессори, Ушинского. Анализ основных направлений современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ.

    реферат , добавлен 18.02.2012

  • Формы педагогической деятельности

    Преимущества и недостатки проблемного обучения. Общие принципы организации деловой игры. Особенности вальдорфской школы, ее отличие от традиционных школ. Положительные и отрицательные стороны в применении деловых игр. Принцип модульного обучения.

    реферат , добавлен 23.09.2010

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ

1. г.Балашиха
Московская обл.,
ул. Карбышева 18
д/с № 66 « Надежда»
Кочетова Елена — 1 группа*

2. 600037, г. Владимир
ул. Верхняя Дуброва д.32. А
д/с 108 «Дубравушка»
вальдорфская группа
«Орешек»
тел: 8-4922-24-52-09
Бовыкина Ирина — 1 группа ***

3. 600014, г. Владимир
ул. Михайловского, д. 22
ДОУ №35
Вальдорфская группа
«Разноцветики»
тел: 8-4922-23-70-11
Муратова Марина — 1 группа*

4. 153031 г.

Обзор частных детских садиков Санкт-Петербурга. Выборгский район

Иваново
ул. Конспиративная д.22.
тел: 8-4932-32-41-08
Спиридонова Татьяна — 1 группа**
Лебедева Вера — 1 яс. гр. ***
Петровских Нина — 1 группа ***

5. 664000г. Иркутск,
ул. Коммунаров д.17-3
Семейная группа
Вальдорфского д/с
тел: 8-395-2-33-53-77
факс: 8-395-2-34-07-92
Меерович Светлана — 1 группа*

6.420137 г. Казань
ул. Гаврилова, д. 54
вальдорфский группы
филиал при д/с 397
тел: 8-8432-57-30-67
57-30-87
Зиновьева Татьяна — 1 группа* — «Гномики»
Хабибуллина Наталья — 1 группа* — «Родничок»

7. г. Казань
ул.Коллективная д.25а
Д/с №165.
тел: 8-8432-43-17-92
Цыцына Марина — 1 группа*
Зинатуллина Лариса — 1 группа*
Хисамутдинова Эльвира — 1 яс.группа*

8. г. Казань
ул. Энгельса д.59а
д/с356
вальдорфская группа                   
тел: 8-843-555-16-36
Скворцова Татьяна — 1 группа* — «Солнышко»
Абрамова Елена — 1 группа* — «Зернышки»
www.waldorfkazan.ru

9. 610000г. Киров
ул. Горбачёва д.48а
тел: 8-8332-67-39-34
Луткова Екатерина — 1 группа *
Мутных Наталья — 1 группа ***

10. 610000 г. Киров
ул. А.Гайдара 7-51
тел. 8-8332-58-20-07
Наумова Елена, Перетягина Тамара — 1 группа**

11. г. Москва
Большая Никитская 47/3
тел: 549-99-04
8-962-973-39-84
Котенева Наталья — студия** от 1,5 до 4 лет

13. г. Москва
ул. Вершинина д.8
тел: 8-499-194-23-30
студия*** от 1,5-2,5 лет, от 2,5-4 лет

14. г. Москва
ул.Дубнинская д.14 / 5
д/с № 1262
тел: 481-61-00, 481-45-23
Фридлянская Ирина — 1 группа*
Подобедова Татьяна — 1 группа **

15. г. Москва
Профсоюзная ул., 152Б. д/с 250 тел: 8 (495) 427-75-33
Анохина Ирина — 1 группа*

16.123181 г. Москва
ул. Кулакова, д3, к. 2.
НОУ Детский сад “Алёнушка “
тел: 750-95-53
факс: 750-28-98
Е-mail: Semlad@postman.ru
Карро Жанна — 1 группа*
Варламова Ольга — студия ***

17. 129090 г. Москва
ул. Мещанская, д. 13.
Вальдорфская группа “Садко “ при д / с 1277
тел: 281-95-81
Цыганова Нина — 1 группа*

18. г. Москва
ул. Миклухо-Маклая д.20а
Семейный центр филиал  «Волшебный ребенок»
тел: 336-97-00, 740-06-41
1яс.группа **

19. г. Москва
ул. Миклухо-Маклая д.20а
вальдорфская группа
тел: 336-68-66
сайт: www.putzerna.ru
Бабич Кира — 1 группа*
Лутченкова Елена — 1 группа **
Абдулаева Елена — студия **

20. г. Москва
ул. Профсоюзная д.92                                             
Клуб «Солнышко в лукошке» домашний деткий сад
тел: 335-57-22
Шмелева Екатерина — студия***
Сайт: www.sonnchen.ru

21. г. Москва
Семейный детский сад "Заповедник детства"
Новорижское или Рублево-Успенское ш.
за Николиной Горой пос.Ларюшино, дом 185
Филатова Марина, Ситникова Надежда*** — 1 группа
Николайчик Екатерина, Архипова Екатерина** — 1 яс.группа
Управляющая Дубинина Анна тел: 8-903-7644056

22. г. Москва, ул. Отрадная, д.15Г
(детский центр "Искра"; ст. м. "Ботанический сад" или ст. м. "Отрадное")
гр. «Травушка-Муравушка»
Калашник Кристина — группа***
телефоны 8(915)249-09-93 Калашник Кристина;
8(910)433-28-22 Глауберман Ольга;
904-33-00 Детский центр

23. 115054 г. Москва
Стремянный пер., д. 10.
вальдорфский д / с 859
тел: 236 — 84 – 16
3 группы*
Старостина Ольга
Каринская Наталья

24. г. Москва
Строгино
тел: 8-903-5298889
Андриевская Елена — 1 группа**
Липинская Марина

25. г. Москва
ул. Чертановская д.62Б, д/с740
тел: 386-05-89
3 группы**
Вишнивецкая Наталья
Рыбкина Светлана
Зыкина Людмила

26. г. Москва
ул. Удальцова д.36.
Семейный центр «Волшебный ребенок»
тел: 133-43-46, 133-66-57
Романова Ирина — студия***

26/2. г. Москва
Комсомольский пр-т. 38/16
Вальдорфская группа
Мостовая Екатерина и Кузьмина Светлана
тел. 8 499 2468101 и 8 499 2459049

26/3. г. Москва
м.Университет, Ул. Строителей, д.7.
Марина Сиденко и Рочева Татьяна
тел. 8-916-265-61-47
клуб "Большая Черепаха" ****
детский сад и студия для малышей

27. Московская обл.
г. Жуковский,  ул. Строителей д.10
Свободная школа
тел: 8-248-211-36
8-9175648855
Бут Юлия — 1 группа**

28. Московская обл.,
Солнечногорский р-он д. Рузино д.13
(недалеко от Зеленограда)
Алексеева Наталья — яс.группа**
Жарова Ирина — 1 группа*

29. Куркино, Москва. Удобно и близко такие районы, как Химки, Новокуркино,
Сходня, м. Планерная и м. Речной Вокзал.
Семейный клуб "Светлица". Группа неполного дня с 9-13,30 часов.
Студия для малышей с родителями по субботам с 11-13 часов.
Адрес: Куркино, ул. Соколово-Мещерская д. 25, подъезд 2, второй этаж.
Сайт: club-svetlitsa.ru
тел: 8-964-713-74-11

30. 603137 г. Нижний Новгород
ул.Голованова д. 43.
тел: 8-8312-66-35-83, 8-8312-66-52-02               
Бойко Наталья  — 1 группа*

31. Нижний Новгород
ул. Ошарская 70, при школе 29
«Капелька»
тел. 89023040800
Чулкова Евгения, Белых Екатерина — студия***

32. 462429  г. Орск
Оренбургская обл.,
ул. Новомосковская д. 98А
тел: 8 (35372) 1-90-65
группа «Золотой улей»
Перова Елена — 1 группа**

33. г. Пушкин
Ленинградская обл.,  ул. Леонтьевская 38, д/с35
тел. 8-812-470-03-84, 541-03-96
Богословская Лариса — 1 группа**

34. 344013 г. Ростов-на-Дону
ул. Гусева 2, ком.140                   
Клуб вальдорфской педагогики «Луч солнца»
e-mail: luchsolnca@mail.ru
Салмыгина Елена — 1 группа**

35. 390000, г. Рязань,
ул. Павлова д. 19.
Вальдорфский д/с “Росточек”
тел: 8-4912-77-37-17
Вылегжанина Ольга — 1 группа*

36.390000, г. Рязань,
ул. Павлова 19.
вальдорфский д/с «Домовёнок»
тел: 8-4912-77-37-17
Трубицына Светлана — 1 группа*

37. 443030 г. Самара
ул. Спортивная 23 ДОУ №125
Ленинского р-она
тел: 8-8462-36-56-21
факс: 8-8462-33-38-76
Матвеева Ольга — 1 группа*
Остапенко Ольга — 1 группа*

38. 195197 г. Санкт-Петербург
ул. Замшина 27 ДОУ №42
Вальдорфская группа «Колосок»
тел : 8-812-543 98-86
Никандрова Людмила — 1 группа***

39. 194356 г. Санкт-Петербург
пр. Композиторов, д. 1/2
вальдорфский группа
“Светлячок” при я/с 132
тел: 8 921 568 48 52
e — mail: benall@mail.ru
Беляева Любовь — 1 группа*
Чурилова Елена — 1 группа ***

40. г. Санкт-Петербург
ул. Маршала Жукова д.37корп.2
ЦРР “Росток “
Вальдорфская группа «Зёрнышко»
тел: 8-812-145-99-88
Лукичева Валентина — 1 группа*

41.197342 г. Санкт-Петербург,
«Чёрная речка», ул. Торжковская д.2,корп.3.
Приморский район
тел: 8-812-246-01-22
Федорова Ирина — 1 группа* — «Иванушка»
Кружилина Ирина — 1 группа* — «Аленушка»

 42. г. Санкт-Петербург
ул. Фурштатская д.35а
вальдорфская группа «Солнечный лучик» 
тел: 8-812-273-32-87
Светашева Лариса, Соболева Татьяна — 1 группа***

43. 214000, г. Смоленск
Рабочий пер., д. 2.
вальдорфская группа при д/с 26 “ Жемчужинка “
тел: 8-48122-3-30-81
Королева Татьяна — 1 группа *

44. 214013, г. Смоленск
ул. Кирова д. 15 а. МДОУ № 16 «Аннушка»
Группа «Яблонька»
тел: 8-48122-66-46-57
Московская Любовь — 1 группа*

45.634055, г. Томск
ул. Вавилова д.6
вальдорфские группы при я/с 81
тел: 8-3822-25-99-47, 25-88-44                 
Фишер Татьяна — 1группа* — «Колокольчик»
Попова Алла — 1 группа* — «Родничок»

46. 634012 г. Томск
ул. Щорса, д.15а
вальдорфская группа “Гнездышко” при я/с 72
тел: 8-382-55-61-02
Иконникова Татьяна — 1 группа*

47. 428000 г.Чебоксары
ул. Харьковская 6-2
группа «Солнечное гнездышко»
(8-835)29-88-74
Рыскова Марина — студия**

48. 150014 г. Ярославль,
ул. Вольная, д. 10
вальдорфский д/с
тел: 8-4852-30-57-45
Дудко  Любовь — 1 группа**
Бурак Ирина — 1 группа**
Лапина Екатерина — 1 группа**

* — действительные члены Содружества
** — предварительные члены Содружества
*** — содействующие члены Содружества
**** — с элементами вальдорфской педагогики