В хорватию на машине
Содержание
- На автомобиле в Черногорию 2016
- В Черногорию через Европу на авто
- Аренда авто в Черногории: поездка на машине
- Поездка и отдых в Черногории на машине (2017 год)
- Правила дорожного движения в Черногории
- АЗС в Черногории
- Трассы в Черногории
- Аренда авто в Черногории: поездка на машине
- Карта Черногории на русском языке
- Наша поездка в Черногорию на машине. Часть 1.
На автомобиле в Черногорию 2016
Начало путешествия:
Конец путешествия:
Участники путешествия:Алексей Тэрро (terrich)
Поездка на автомобиле из Минска в Будву и обратно. 2-17 июля 2016 г. Состав: 2 взрослых, 1 ребёнок (7 лет).
Рассматривались два приемлимых маршрута:
1. Через Сербию
2. Через Хорватию.
В итоге был выбран вариант 1, по следующим причинам.
1. Экономия расстояния. До техобслуживания машины оставалось чуть более 5.000 км, и нужно было вписаться в это расстояние.
2. Денежная экономия. Дороговато выглядел проезд по Хорватии – около 35 евро в одну сторону.
3. Хотелось проехать по горным дорогам, а не по побережью.
4. То, что через Хорватию быстрее, было не важно, поскольку и так закладывали по 4 дня на дорогу в каждую сторону, чтобы ночевать в отелях и осматривать города, в которых останавливались. Все отели были с завтраком, номера – трёхместные. Бронировались через Букинг, как заранее, так (на обратной дороге) и за сутки до заселения.
Итак, решено: едем в Черногорию через Польшу, Словакию, Венгрию и Сербию.
Оплату дорог по Словакии и Венгрии произвели с помощью банковской карты ещё в Минске. Платили там и там за месяц, т.к. минимальный срок в 10 дней был мал для нашей поездки. Для Словакии это делается на сайте https://eznamka.sk/selfcare/purchase/ Стоимость на 30 дней 14 евро. Для Венгрии на сайте http://www.virpay.hu При этом, если выбирать язык сайта отличный от Венгерского, то система настойчиво предлагает заплатить сбор в евро, причём по весьма невыгодному курсу. Поэтому выбрали Венгерский раздел сайта и за месяц заплатили 4980 форинтов, что примерно составляет 16 евро. По Польше по нашему маршруту в обе стороны дороги были для легковушек бесплатны, и Сербии – напишу позже.
1 день (Минск-Жешув, 13.5 часов, 750 км).
Итак, Минск, 6:30, утра суббота 2 июля, старт.
Косяк выезда уже был в том, что накануне (1 июля) на полгода был закрыт погранпереход Домачево, через который мы собирались въезжать в Польшу.
В Черногорию через Европу на авто
Через Брест (Варшавский мост) ехать ни капельки не хотелось ввиду ожидаемых очередей. Поэтому была выбрана Берестовица (Пограничный), что удлиняло нам путь на 100 км. Очередь там была, в принципе, небольшая и пересечение границы заняло около 1.5 часов. После остановки в Белостоке «на еду», стартовали на юг Польши и были в столице крайнего южного воеводства, городе Жешув, в 20:00. В южной части города у нас был запланирован ночлег в Hotel Horyzont за 180 злотых. Если кто-то решит здесь остановиться, то будьте готовы, что после бронирования на Букинге отель заблокирует сумму на карте за первую ночь проживания, и разблокируется эта сумма не скоро (Беларусбанк — 30 дней). При этом, при заселении всё равно нужно будет заплатить. То есть, платишь как будто бы дважды, что несколько нервирует. Но по итогу, через месяц первая сумма на карточку вернулась. Сам город Жешув, к сожалению, не осматривали. Думаю, несостоявшийся осмотр как раз стал следствием закрытия перехода в Домачево.
2 день (Жешув-Будапешт, 7 часов, 480 км).
Выехали из Жешува в 8 утра. Горы в этом регионе между Польшей и Словакией едва ли большие. Словакию проехали без особых остановок. Единственное, в Прешове на одном из перекрёстков строилось кольцо, навигатор был этому «не рад» и пустил нас на бесплатную дорогу параллельную автобану. В итоге, проехали 15 км по деревням, пока не нашёлся выезд на основную трассу. После пересечения границы с Венгрией нас ждал самый плохой участок дороги за всю поездку, который продолжался до Мишкольца. Нет, не ямы, но двухполосная дорога и не очень ровная. После Мишкольца до Будапешта – уже автобан. В Будапеште были в 15:00. Ночевали в Hotel Chesscom за 54 евро (не нашёл у себя, сколько это в форинтах, но порядка 16500). Осматривать город отправились на машине, благо парковка в центре Будапешта по воскресениям бесплатная. Стали в 100 метрах от здания парламента. Вечером ещё и четвертьфинал чемпионата Европы на фанзоне посмотрели.
3 день (Будапешт-Белград, 5 часов, 380 км, всю дорогу автобан).
Выехали из Будапешта в 9 утра. Границу с Сербией преодолели где-то за 8 минут. Были в лёгком шоке от такой скорости прохождения, после наших-то границ. Не только из машины не выходили, но даже и негра в багажнике не показывали. Венграм по боку, кто выезжает из Евросоюза, Сербам – без разницы, кто к ним въезжает. В Сербии, вопреки ожиданиям, платная дорога начиналась не от самой границы, а от города Нови Сад, до Белграда. Стоят турникеты. На въезде берёшь талончик, на съезде с дороги – оплачиваешь. Стоимость составила 290 динаров = 2.5 евро. К оплате принимают как минимум динары, евро и карточки, так что менять деньги на границе не надо. Ночевали в Hotel Skala несколько в стороне от центра города за 5222 динара = 43.5 евро. Приехали едва ли не раньше часа заселения в 13:50. На осмотр города времени было навалом. Поехали в центр на городском автобусе, купили в киоске карточку для оплаты, но то ли мы такие тупые, то ли система такая умная, что оплатить проезд ни туда, ни обратно не удалось. А может, продавщица в киоске обманула, не заполнив карточку. Короче, ехали как бы зайцем.
4 день (Белград-Будва, 11,5 часов, 520 км)
Предстоял самый необычный и сложный участок маршрута – по горам до побережья. Выехали в 8 утра. В Черногорию есть несколько вариантов маршрута из Белграда, мы постарались выбрать для пути «туда» самый простой: Белград — Лазаревац – Чачак – Приеполе — Биело Поле — Подгорица – Цецине – Будва. Дорога от Подгорицы до Будвы через Цецине, при взгляде на карту – стрёмная, но на данный момент отлично реконструирована. На Сербско-Черногорской границе, которая проходится примерно так же быстро как и Венгерско-Сербская, погранец взял посмотреть Зелёную карту на машину. Были в Будве в 19:30
Итого на путь «туда» ушло 2150 км.
Будва. 5-12 дни (400 км).
На отдых отвели 8 дней. Жильё Apartments Nebojsa бронировали на Букинге. Вышло 399 евро за 9 ночей. Плюс по 10 евро за каждого взрослого местный налог с регистрацией. С этой пресловутой регистрацией – отдельная история. У хозяйки какой-то свой способ, отличный от описываемых в нете. Регистрация у неё групповая, паспорта никуда не носит, фамилию переписывает только одного отдыхающего из комнаты. Поэтому до конца отдыха было немного стремновато, не будет ли проблем на границе при выезде. Но, то ли было всё ОК, то ли пограничник просто регистрацию у нас не проверял, но уехали благополучно. А в целом апартаменты нормальные, с нашего 5 этажа было видно море, пешком до которого было 15 минут. Купались на Словенском пляже, который в начале июля был заполнен не критично. Единственное — проблема с парковкой у жилья, которая хоть и есть, но предназначена, пожалуй, только для того, чтобы приехать в первый день и уехать — в последний, а не для выездов на осмотр достопримечательностей. Один раз нас так запарковали, что не выехали, перенесли поездку на следующий день. А так, побывали на горе Ловчен, посетили город Котор, объехали Бока-Которский залив (по пути назад пролив пересекли на пароме за 4.5 евро), были в Старом Баре, а также в новом аквапарке Будвы. Всего во время пребывания проехали 400 км.
День 13 (Будва-Белград, 14 часов, 580 км)
Из Будвы выехали в 6:00. Но до Белграда было решено следовать не прямой дорогой, а с осмотром ещё некоторых достопримечательностей. Первым делом, хотелось проехать по тоннелю Созина (стоимость проезда 2.5 евро), который практически от Бара, избавляя от перевала через хребет, позволяет оказаться у Скадарского озера. На плотине озера остановились и искупались в пресной воде, хотя она была зеленоватая и попахивала гнильком. Не доезжая до Подгорицы, увидели следующую по маршруту Бар-Подгорица электричку, которая по приближению оказалась производства Рижского завода. СМС-нул кому следует, и правда – когда-то завод выпускал составы под европейскую колею специально для Югославии. Проехали Подгорицу, добрались до городка Мойковац, где свернули на запад, чтобы посетить мост Ждурджевича. Дорога от Мойковаца до моста, особенно при приближении к последнему,— супер! Скалы просто надвисают над машиной, а защитных сеток и в пониме нет. Осмотрели мост и направились в сторону Сербской границы через Плевлю и погранпереход Ябука (пункт на Сербской стороне). Когда попали в Сербию, ехали до Белграда уже знакомой дорогой Приеполе – Ужице – Чачак – Лазаревац — Белград. Были в Hotel Avalon в 20:00. За номер отдали 6219 динаров = чуть больше 50 евро. Но номер и отель были супер, рекомендую.
День 14 (Белград-Братислава, 8.5 часов, 580 км, сплошной автобан)
Выехали из Белграда в 8:30. Путь лежал по уже знакомой трассе до Суботицы. Заплачено, как и в первый раз, 290 динаров. На границе Сербия-Венгрия с Венгерской стороны была небольшая очередь, минут на 45. На этот раз уже открывали багажники и спрашивали сколько чего везём. Будапешт минули по объездной и ехали на запад вдоль границы со Словакией вплоть до разветвления дороги на Вену и Братиславу. На венгерско-словацкой границе, вопреки опасениям, никаких эмигрант-проверок не было. Были на месте в 17:00. В Братиславе отели оказались дороговаты, поэтому выбрали гостевой дом Vila Ria за 46 евро за ночь. Даже понравилось, очень радушные хозяева. Завтрак, хоть и порционный, однако можно выбрать из 5 горячих блюд (омлет, яичница, сосиски и т.п.). Парковка в центре Братиславы даже в будние дни после 16 часов бесплатная, чем мы воспользовались и за 3 часа осмотрели центр города, в том числе поднялись на замок. Кстати, один знающий человек советовал в моменты платной парковки становиться за Дунаем — напротив старого города через мост SNP. Там за парковой зоной торговый центр, на парковке которого и можно встать, а затем пройтись в старый город пешком.
День 15 (Братислава-Варшава, 9 часов, 640 км)
В планах на этот день был путь до Люблина. Хотели осмотреть город и переночевать. Однако замеряли расстояние и поняли, что будем поздно и в городе ничего не увидим. Поэтому было принято решение ехать до Варшавы. Наиболее быстрая дорога, как рисовал навигатор, через Чехию. Однако были совершенно не готовы к возможной оплате Чешской дороги, и решили ехать через несколько пугающий, на первый взгляд, переход между Словакией и Польшей Skalite-Zwadron, то есть по маршруту Братислава-Жилина-БельскоБяла-Катовице-Ченстохова-Варшава. Погранпереход и правда оказался не самым основным, дорога по деревням, но вполне проезжим. Тем более что магистраль там строиться: видны многочисленные виадуки будущих объездных вокруг деревень по Словакии, а по Польше – дорога, с большего, уже готова. Приехали в Варшаву около 18 часов, и после заселения в Hotelik Jankowski на окраине Варшавы в пригороде Raszin, смогли ещё съездить в центр города. Номер в отеле стоил 160 злотых, плюс по 15 злотых с человека за завтрак. Утром пожалели, что отдали 45 зл., дочке даже сока не налили, а из горячего были только отваренные сосиски, стоимостью от силы злотых 3 за пачку.
День 16 (Варшава-Минск, 10 часов, 600 км)
После подъёма и так называемого завтрака сначала отправились в торговый центр Aushan, расположенный недалеко от конечной трамвая у этой оконечности Варшавы, чтобы прикупить то сё в Беларусь. Через Тересполь и Варшавский мост снова решили не ехать, начитавшись нета, что там последние дни дикие очереди. Выбрали переход Czeremcha-Песчатка (город Высокое). Свернули с Е30 в районе Siedlce и по не самым основным дорогам добрались до перехода. За 10 км до него состоялась наша единственная остановка за всю поездку по воле представителя власти. Страж граничный предварительно проверял доки у едущих к границе. Причём проверил не только паспорта, но и автоправа, техпаспорт на машину и зелёную карту. Погранпереход оказался, как и ожидалось, малозагруженным. Пересекли границу за 30 минут. Затем – на Брест, и по «олимпийке» — на Минск.
Итого по пути назад (с учётом крюков в Черногории и заезда в Братиславу) проехали 2400 км.
Что по деньгам?
Всего за поездку накрутили, по показаниям спидометра, 4900 км. Из них, по приблизительной оценке, 300+ 900+400=1600 км — на Белорусском бензине, 3300 км – на европейском, по цене около 1.05 евро за литр. Заправляться на нашем маршруте следовало в Польше и Сербии, где бензин наиболее дешёвый. Учитывая расход машины максимум 5.5 л на 100 км по трассе, получаем 5.5 *(16*0.54 евро + 33* 1.05 евро) = не более 238 евро за бензин. Плюс 14+16+2*2.5=35 евро за оплату дорог, и зелёную карту на 30 дней за 50 евро. Транзитные отели (6 штук) и проживание в Будве (9 ночей) стали в 280 и 419 евро соответственно. Итого, без учёта еды и развлечений, 16-дневный (8 дней на море) отдых на 2 взрослых и ребёнка стоил 1020 евро!
Автор: Алексей Тэрро (terrich)
Комментарии пользователей
Для размещений комментариев Вам необходимо авторизоваться.
Аренда авто в Черногории: поездка на машине
Подготовка к путешествию
В конце апреля — начале мая мы ожидали рождения дочки, поэтому о летнем путешествии и не задумывались. Потом каким-то образом в один из зимних вечеров у Гетмановых, которые тоже ожидали прибавления, возникла мысль просто отдохнуть на море. Только на море должно быть не жарко и не душно, чтобы младенцы не "зацвели". Была идея поехать на Северное море в Польшу или Германию, но без гор, без теплого моря скучно. Черное море не рассматривали: в Крыму, который мы очень любим, летом находится просто невозможно, в Болгарии скучно, а в Румынии все самое интересное далековато от моря. Осталась только северная Адриатика. Решили поехать в Черногорию. Договорились, что поедем в заранее найденные апартаменты, чтоб не было ни каких неожиданностей.
Готовиться стали очень поздно, только когда все родились, и было ясно, что все хорошо, и ничего не мешает путешествию. Поиск апартаментов из Москвы ничего не дал. В сети фактически отсутствуют предложения среднеого уровня. Те, что есть с какими-то странными нереальными ценами, расчитанными, видимо, на того, кто боиться ехать, не имея заранее жилья. Опрос знакомых привел к тому, что нам несколько раз позвонили люди, сдающие апартаменты и назвали те же странные цены. Видимо, считается, что раз через знакомых, то должны платить в полтора раза больше. В итоге стало ясно, что жилье надо искать на месте.
Маршрут
Ближе к лету, когда стало припекать солнышко, идея отдыха на море постепенно превратилась в идею путешествия. Странно ехать в Черногорию и не посмотреть соседние страны. Короче говоря, маршрут разросся до почти всех стран бывшей Югославии. Хорватию исключили уже ближе к старту. Уж больно надоело возиться с визами, да и эти ваучеры, по-моему, хуже виз. И правильно сделали. Уже после путешествия стало ясно, что Хорватия с соседней Боснией будет когда-нибудь отдельной поездкой. А Словения лежит в стороне от Балкан, да и мы в ней уже были…
В Европе путешествовать не то что надоедает, но в этом нет экзотики, здесь все как-то обычно. Принципиально не отличается от нашей московской жизни. Как было здорово в прошлом году после месячных скитаний по Европе оказаться в Африке, где все по-другому. А как потом хорошо снова очутиться в Европе! Собственно поэтому в нынешнее путешествие я решил включить Албанию. Ну а Кососво? Что ж за Сербия без Косово? Косово — это начало, колыбель Сербии.
Люди, у которых геополитика застит глаза, которые за ней не видят настоящей жизни, крутили пальцем у виска и всячески отговаривали нас от поездки в Боснию, Албанию, Косово и Македонию. Но как оказалось в этих странах совершенно нормально и приятно путешествовать. За исключением Косово, где все же чувствуется напряженность. Но те, кто там живет, утверждают, что днем в Косово совершенно безопасно, ночью нет.
Поначалу в планах было еще заехать в Грецию, но потом решили, что это будет уж слишком.
Кроме того, предполагалась вторая часть путешествия. Из Сербии Гетмановы должны ехать назад, а мы собирались съездить в Австрию, Чехию и Словакию. Но эта часть путешествия не разрабатывалась. Решили, что продолжим путешествие в том случае, если не успеем утомиться от первой части. Ведь с таким маленьким ребенком мы так далеко и надолго еще не ездили.
Визы
Сербия, Черногория, Босния и Герциговина для русских безвизовые. Нужна была виза для транзита через Венгрию и для предполагавшейся второй части путешествия по Восточной Европе. Визы получали французские, оставив в визовом центре кругленькую сумму за 14 человек. Маршрут пришлось немного подправить на бумаге, чтобы показать Францию страной основного пребывания.
Потом пришлось получать визы Македонии.
Так же в Москве я хотел получить визы Албании. Приехал в посольство — это офис в большом офисном центре на Октябрьской. Консул мне очень доходчиво объяснил, что посольство частным лицам виз не делает и все. Дал пару телефонов турфирм, которые могут сделать визы. Я позвонил, мне на корявом русском сообщили: 70 евро с паспорта и нет проблем. Я стал объяснять, что нас много, и выйдет солидная сумма. Раз много, то 50 евро с паспорта. Короче говоря, я потом перезвонил этому дяде и сказал, что больше 200 евро мы платить не будем. Он подумал и обещал перезвонить, но так и не перезвонил. Одновременно я пытался навести справки о безвизовом пересечении границы, зная, что в принципе такое в Албании возможно. Так как никто из нас кроме меня особенно в Албанию не рвался, то я решил не делать виз, а попробовать "прорваться" на месте. И это получилось. Албанцы, такой народ…
Навигация, карты, путеводители и каталоги кемпингов
В основном мы пользовались ИГО с новыми картами. Карты Сербии, Черногории и Боснии довольно хороши. Почти не попадалось дорог, не отображенных на них. Карты Македонии и Албании вообще никакие, только автострады, да и те неточные. В Косово отображены только крупные дороги. В этих странах мы использовали ОзиЭксплорер с генштабовскими двухкилометровками.
Карты Автороута для Балкан не годятся, а вот карты немецкой навигационной программы ADAC очень даже не плохи. ПОИ некоторых кемпингов по Боснии и Черногории были сконвертированы и залиты именно из Адака.
Карты со списками кемпингов Венгрии и Сербии были раздобыты на туристеческой выставке в Москве. Несколько удачных карт было найдено в интернете и распечатано на плотере формата А0. Остальные карты планировалось добыть или купить в процессе путешествия. Отличный мишленовский атлас автодорог Европы нам подарили итальянцы в белградском кемпинге.
По странам бывшей Югославии очень мало нормальных путеводителей. Western Balkans от Lonely Planet никуда не годится, но его все равно заказали на Амазоне. Так же заказали путеводители от Bradt travel по Сербии, Македонии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговине, Косово. К сожалению, последние два так и не дошли, затерялись где-то на почте. (Амазон деньги потом вернул на карточку). Путеводители Bradt вполне приличные, особенно по Сербии, написанный англичанином. Он настолько погрузился в жизнь и проблемы сербов, что прямо осуждает натовские действия на Балканах. Другие авторы сохраняют нейтралитет.
Снаряжение
По сравнению с прошлогодним путешествием количество вещей, понятное дело, сильно увеличилось. На младенца вещей приходится брать в несколько раз больше, чем для взрослого. Для этого еще зимой был куплен тулевский автобокс. С боксом оказалось очень удобно путешествовать. Очень ценно то, что вещи в нем располагаются на большой плоскости, и всегда можно быстро достать необходимое. Правда, большой минус — это значительное увеличение расхода солярки на больших скоростях. Когда на 150 км/ч отпускаешь педаль газа, такое впечатление, что при этом нажата педаль тормоза, до 100 км/ч машина снижает скорость очень быстро. На скоростях до 100 км/ч бокс фактически не заметен. Вобщем, для себя я решил, что если есть возможность ехать без бокса, то лучше его не брать.
Еще мы взяли большие кемпинговые палатки, большие надувные матрасы и электрический насос от 12/220 В. С ними очень удобно, но за комфорт приходится платить мобильностью. Сборка/разборка лагеря стала отнимать гораздо больше времени, чем в прошлом году.
Дети
Для младенцев взяли очень удобную еще Сашкину коляску-трость МакЛарен (Гетмановы купили по нашей рекомендации себе такую же). В нее вставляли обычную переноску. Автокресла были у младенцев, у четырехлетних детей были бустеры.
Деньги
Зная, что в Балканских странах наличные деньги лучше карточек, на этот раз в Москве обналичили побольше евров. Карточкой расплачивались за солярку и в супермаркетах, иногда за гостиницы и кемпинги, редко в ресторанах.
Безусловно, самый быстрый и гибкий способ передвижения по Черногории — на машине. Однако вождение в Черногории может быть очень сложным.
Поездка и отдых в Черногории на машине (2017 год)
Из-за горного характера страны большинство дорог здесь проходят рядом с глубокими пропастями каньонов. Кроме того, многие эти дороги находятся в не очень хорошем состоянии. Но и это еще не все! Дело в том, что местные водители славятся своим рискованным стилем вождения и мало заботятся о знаках, ограничениях и правилах. Все это означает, что вы должны хорошо подумать, прежде чем брать напрокат автомобиль в Черногории и колесить на нем по всей стране. В любом случае, даже если вы являетесь опытным водителем, советуем вам быть предельно осторожным на дорогах и всегда быть готовым к неожиданностям со стороны других водителей.
ВАС ДОЛЖНО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:
ГДЕ БРАТЬ АВТО НАПРОКАТ В ЧЕРНОГОРИИ
Правила дорожного движения в Черногории
Если вы планируете взять напрокат автомобиль в Черногории, то должны иметь действующее международное водительское удостоверение. То есть, ваши обычные российские права в Черногории не подойдут.
Помните, что ремни безопасности обязательно нужно пристегнуть тем, кто сидит на двух передних сиденьях. Если не указано другое, то ограничение скорости составляет 80 км/ч на проселочных дорогах и 60 км/ч при прохождении через населенные пункты. Допустимый уровень алкоголя в крови составляет до 0,03%, что эквивалентно бутылке пива или бокалу вина. Использование мобильных телефонов во время вождения в Черногории запрещено, хотя это правило мало кто соблюдает.
АЗС в Черногории
Автозаправочные станции в Черногории в основном расположены на выездах в города, но в сельской местности они встречаются редко. Так что следите за датчиком уровня бензина, если отправляетесь в сельскую местность. Стоит также помнить, что не все АЗС в Черногории работают круглосуточно. Многие из них открываются в 7 утра и закрываются в 8 вечера. Летом, правда, они закрываются обычно в 10 часов вечера. Все автозаправочные станции в Черногории продают премиальный бензин, неэтилированный бензин, дизельное топливо и эко-дизель, в то время как автогаз вы сможете найти лишь на некоторых станциях.
Трассы в Черногории
Кольцевая дорога вокруг Которского залива имеет хорошее покрытие, но проходит через многие города и деревни, в некоторых из которых (например, в Муо или Прчане) дорога сужается до одной полосы. В течение лета по этой дороге передвигается огромное количество автомобилей, поэтому возможны пробки. Кроме того, часто встречаются припаркованные по краям дороги автомобили и пешеходы, переходящие дорогу. В общем, при движении по Кольцевой дороге советуем сбавить скорость.
Если вы спешите, то можете сократить маршрут из Котора в Герцег-Нови с помощью парома Каменари — Лептани, который соединяет берега Которского залива в самом узком месте. Правда, паром ходит не очень часто, поэтому иногда все же быстрее можно доехать по Кольцевой дороге, ведь на ожидание парома можно затратить много времени.
Адриатическое шоссе (Jadranska magistrala) тянется от Тивата до Ульциня и находится в приличном состоянии, но движение на нем всегда очень интенсивное. Порой приходится очень долго ждать, чтобы свернуть с дороги влево, так как водители встречных автомобилей не особо желают уступать дорогу. Часть трассы, проходящая через Будву, во время летнего сезона сильно заполнена, поэтому не удивляйтесь, если вам придется простоять в пробке. Часть трассы от Бара до Ульциня не так сильно забита автомобилями, поэтому пробки здесь возникают реже, за исключением раннего вечера, когда купальщики возвращаются с пляжей.
Трасса Будва Цетинье используется в качестве основного маршрута в Подгорицу, а затем и в Сербию, поэтому на ней часто встречаются автобусы, а иногда даже грузовые автомобили большой грузоподъемности. Эта дорога идет в гору, поэтому движение здесь медленное.
Дорога из Подгорицы в Никшич проходит через долину реки Зета и в основном является широкой. Советуем вам не превышать ограниченную скорость, так как на дороге часто встречаются лежащие полицейские.
Дорога, ведущая из Подгорицы в Биело-Поле (а затем в Белград в Сербии), известна своим интенсивным движением и большим количеством грузовиков и автобусов.
Дорога от Подгорицы до Колашина проходит через впечатляющий каньон реки Морача с множеством тоннелей и кривых. Из двух подъездов к Жабляку один, из Мойковаца, намного лучше, но при поездке по нему вы не сможете насладиться пейзажем каньона реки Тара.
Напоследок отметим, что, если вам нужна помощь на дороге, то позвоните в AMCG (Auto Association of Montenegro) по номеру 9807.
Тяжело поверить, что эта деревенька Обод из нескольких домов была в 15 веке столицей Черногории. Сейчас тут живет всего 8 жителей, по словам местного пенсионера, которого я встретила тут у дома. Есть действующий женский монастырь и следы былой славы города — фундамент печатного цеха, где появилась на свет одна из первых книг на кириллице в 15 в "Октоих". Дедушка 82 лет с радостью поведал нам историю своего города, хвалился, что это был очень образованный город, работала школа, а внизу у реки зимой жил митрополит Черногории — Петр Цетиньский.
Как разлилась река! Летом ее границы будут по каменному мосту. Это панорама с Обода на поселение Риека Црноевича.
Аренда авто в Черногории: поездка на машине
Имя реке и деревне дала фамилия правителя Черногории, который трижды поменял столицу в 15 веке: крепость Жабляк на Скадарском озере — потом крепость Обод — и потом бежал от турков в Цетинье. У меня уже вИнстаграме спрашивали, как я сфоткала с необычного ракурса известное всем место. Очень просто — на большом мосту свернуть в сторону поселка на горе.
Выйдя из машины, увидела дедулю 82 лет, он очень оживился при виде нашей компании, с большой радостью поведал все легенды этого живописного края. Как тут жили перяники (гвардейцы, охранявшие первое лицо государства), как девушка невиданной красоты носила черногорскому правителю цветы каждый день, но умерла незамужней, про зимний отдых Петра Цетиньского. А это дом по соседству — самый старый, давно заброшенный, относится к 15-16 веку, когда появился город.
И я с удовольствием слушала б еще истории дедушки за чашечкой кофе, на которую он позвал в дом, но там лежала больная 80-летняя супруга… И мы культурно отказались. Хотя именно такие жители дают мне больше информации о черногорской жизни, нежели книги и Интернет.
Обод или Риечки город прослужил столицей 6 лет. После переселения Ивана Црноевича в Цетинье город утратил свое значение и стал пустеть, а потом турки и немцы во Вторую Мировую его сжигали.
Манастырь Святого Николая появился одновременно с крепостью, здесь заседала Зетская митрополия, перемещенная со Скадарского озера. В 17 веке постарадал от турков, позже церковь восстановили. Сейчас тут служат русская и местные монахини.
Ворота были открыты, мы прогулялись вокруг.
Увидели несколько могил, заметила несколько 1942 г, погибших во время войны. В Черногории принято делать родовые захоронения, причем фото живого еще Ильи и год рождения тоже указан. Для нас это неприемлимо, страшно видеть свою могилу на кладбище при жизни, а для черногорцев нормально
рядом растет инжир, ягод много осталось с осени
Сзади церкви у стены — фундамент типографии Ивана Црноевича. С 1952 года государственная типография в Цетинье стала носить название «Обод». К тому же бытовое оборудование еще со времен Югославии производится на одноименном заводе. Зайдите в ЧГ магазин техники и увидите стиралку или холодильник "Obod"
Именно там внизу Црноевич построил крепость Обод, назвал первоначальным названием реки.
В течение 19 и в начале 20 века Риека Црноевича превратилась в один из главных базаров в стране. По субботам съезжалось торговать до 800 людей.
Что туристу посмотреть в Риеке Црноевича?
Можно засесть на часик в уютный ресторанчик у моста, выпить кофе или местного вина, продегустировать рыбную чорбу с домашним сыром и оливками, копченого карпа, речного угря или форель. Тут есть небольшая набережная для прогулок, можно пешком через мост и по тропинке пешком подняться до монастыря.
Детям захочется кормить рыбок и птиц
Можно порыбачить с местными, поплавать на лодке или каяке. Здесь невероятно живописно, при желании можно доплыть до Скадарского озера. А если вы любите загадочные места, то прогуляйтесь до пещеры "Obodska pecina",фото гляньте тут и — на карте тут
Риека Црноевича — одно из моих самых любимых мест в стране.
До этого мы гуляли в местечке Поселяни по старым мостикам, у разрушенных домиков и мельниц и слушали шум водопада. Ни одного туриста, лишь пара местных жителей и мы. И неважно, что день был пасмурный, а деревья в марте еще лысые, все равно я кайфую, попадая в аутентичную Черногорию с умиротворенной атмосферой и сильной энергетикой, которую дарит вода.
Карта Черногории на русском языке
Подробная карта Черногории на русском языке. Карта дорог, городов и регионов на карте Черногории. Показать на карте Черногорию.
Где находится Черногория на карте мира?
Черногория — один из туристических лидеров по бюджетному и экологичному отдыху среди россиян и европейцев, находится страна на юго-востоке Европы.
Где находится Черногория на карте Европы?
Страна занимает малую часть Балканского полуострова и располагается на берегу Адриатического моря между Хорватией, Сербией, Косово, Албанией и Боснией и Герцеговиной.
Интерактивная карта Черногории с городами
Территория туристической Черногории весьма небольшая, но очень насыщенна привлекающими туристов объектами. Будванская Ривьера считается тур-центром страны.
Наша поездка в Черногорию на машине. Часть 1.
Регион богат песчаными пляжами, впечатляющей средневековой архитектурой и разнообразными развлечения (Будва, Бечичи, Петровац, Святой Стефан, Рафаиловичи, Пржно, Милочер, Сутоморе, Бар). Герцегновская Ривьера находится на севере Адриатики, а Герцег-Нови, славящийся отличным семейным отдыхом, является крупнейшим курортом этой области. Ульциньская Ривьера известна неплохими и недорогими отелями, отличным климатом и базальтовыми пляжами (Ульцинь и остров Ада-Бояна). Есть в Черногории и свои горнолыжные курорты: Колашин и Жабляк.
Географическое положение Черногории
Территорию страны условно можно разделить на три географических региона: побережье Адриатики, горные системы на северо-востоке страны и относительно ровная котловина Скадарского озера и долины впадающих в него рек. Географические координаты Черногории: 42°30′ с.ш. и 19°18′ в.д.
Территория Черногории
Площадь государства составляет 14 026 квадратных километров, страна занимает 155-е место в мире по этому показателю. Черногория очень компактна — меньше чем за один день на машине можно доехать из одного её конца в другой. Несмотря на достаточно камерные размеры страны, её географические и климатические зоны довольно разнообразны. Здесь много озер и горных рек, природных национальных парков.
Границы Черногории
Черногория имеет границы с Хорватией на западе (25 км), с Боснией и Герцеговиной на северо-западе (225 км), с Сербией на северо-востоке (124 км), с Косово на востоке (79 км) и с Албанией на юго-востоке (172 км).
![]() |
Черногория на карте мира
Черногория на карте Европы