Утренняя зарядка для детей 3 4 лет

06.08.2018 0 Автор admin

Пособие содержит упражнения утренней гимнастики игрового характера для детей 3–5 лет.

Книга адресована воспитателям, инструкторам по физической культуре, заместителям заведующих по воспитательно-оздоровительной работе дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Харченко Татьяна Егоровна
Утренняя гимнастика в детском саду

Введение

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели. Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит, и воспитывает волевые качества ребенка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще мал, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослым: мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Малышу надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то подражать.

Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Татьяна Харченко — Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет

Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Особенно игровые комплексы утренней гимнастики необходимы малышам. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта, вырастет устойчивым к неожиданным ситуациям в жизни и будет менее подвержен стрессам.

Вы можете спросить: "Для чего же нужно постоянно играть с детьми?".

Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые малыши в детском саду плачут, ссорятся между собой, требуют маму, не идут на контакт, а иногда просто не хотят заниматься. Какая уж тут гимнастика? Поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется. Перестанет плакать или начнет заниматься – это уже хорошо.

Во-вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями. Заинтересовать так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким глупым мышатам, получая новую для себя информацию, выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем.

В каждом предлагаемом в этом пособии комплексе утренней гимнастики игрового характера есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж (малышам нужен образец для подражания). Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.

Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. В некоторые комплексы утренней гимнастики включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-массажи, упражнения для профилактики плоскостопия ("Нарисуй солнышко ногой", "Ходьба по скакалке", "Переложи шишки ногой", "Подними носок ногой" и т. д.).

Для утренней гимнастики подбираются упражнения:

• известные детям;

• простые по структуре.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.

Последовательность упражнений в предлагаемых в пособии комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала выполняются упражнения для плечевого пояса и рук, затем упражнения для ног и туловища. Широко распространены в утренней гимнастике исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе.

Эта книга будет полезна воспитателям, инструкторам по физической культуре, заместителям заведующих по воспитательно-оздоровительной работе дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Желаем успеха!

Утренняя гимнастика для детей 3–4 лет

Контрольные упражнения для детей в возрасте 1,5 года

(рис. 3)

1. Ходьба и упражнения в равновесии: ходить прямо по лежащей на полу доске; подняться вверх по наклонной доске и спуститься вниз (ширина 25 см, длина 1,5—2 м, высота над полом 10—15 см);

взобраться на ящик высотой 10 см и сойти с него;

перешагнуть через веревку или палку, положенную на землю или приподнятую на 5—10 см от пола.

2. Лазание, ползание:

влезть на лестницу или стремянку высотой 1 м, слезть с нее приставным и чередующимся шагом; пролезть через обруч или подползти под скамейку.

3. Бросание: катать мячи вперед, бросать их вниз, вдаль.

Контрольные упражнения для детей в возрасте 2 лет (рис. 4)

1. Ходьба и упражнения в равновесии:

пройти вверх и вниз по наклонной доске (ширина 20—25 см, длина 1,5—2 м, высота от пола 15— 20 см);

взобраться на ящик высотой 15 см и сойти с него; перешагнуть через палку или веревку, приподнятую на 12—*-18 см от пола;

ходить по земле, взбираться на бугорки, перешагивать через канавки.

2. Лазание, ползание:

перелезть через бревно, лежащее на земле; подползти под веревку, натянутую на высоте 30 см от пола;

влезть на лестницу или стремянку высотой 1,5 м и слезть с нее приставным и чередующимся шагом.

3. Бросание: бросать каждой рукой малые мячи в корзину диаметром 60 см, находящуюся на уровне груди малыша на расстоянии 50—70 см.

4. Общеразвивающие упражнения:

сидя, поднимать и опускать руки, поворачиваться вправо и влево, наклоняться вперед и выпрямляться; приседать с поддержкой.

Зарядка для детей 3-4 лет в детском саду

Подвижные игры: самостоятельные с игрушками;

со взрослыми: «Принеси игрушку», «Догони мяч», «Поднимай ноги выше», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Беги ко мне», «Доползи до погремушки», «Спрячем игрушку», «Маленький и большой», «Птич-

ки машут крылышками», «Поймай бабочку», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка», «Кто дальше».

Все подвижные игры связаны с выполнением конкретного действия, поэтому мы не даем расшифровки

условий и правил их проведения. Привлекательность игры для малыша будет зависеть от изобретательности и фантазии взрослых.

Физическое воспитание малышей от 2 до 3 лет

Главная задача в этот период — освоение и совершенствование новых движений, развитие ловкости и координации манипуляций пальцами рук и кистью, закрепление приобретенных навыков.

Занятия физическими упражнениями проводятся ежедневно в форме утренней зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (три раза в неделю по 15—25 мин, а к концу третьего года — по 30—35 мин) и различных игр.

Важное место в режиме физической активности ребенка третьего года жизни должна занять у т-ренняя гимнастика.

Ее следует проводить ежедневно сразу после ночного сна в течение 6—7 мин. Значение утренней зарядки далеко не исчерпывается оздоровительной функцией, снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.

Несколько советов по проведению зарядки: упражнения должны быть доступны малышу, лучше включать уже освоенные движения;

избегайте однообразных упражнений и особенно статических положений;

следите за правильным дыханием детей: дышать следует через нос и не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения;

периодически, по мере усвоения (примерно через каждые 7—10 дней), меняйте упражнения. Правильнее всего проводить утреннюю гимнастику в виде подвижной сюжетной игры, в которую включается 3—4 физических упражнения имитационного характера.

Примерная структура утренней зарядки: ходьба или бег; упражнения для укрепления мышц верхних конечностей и плечевого пояса (повторить 4—6 раз); упражнения для туловища (повторить 2—3 раза); упражнения для ног (повторить 4—6 раз); кратковременные бег и ходьба.

Помните, что дети в возрасте до 3 лет отличаются повышенной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью; Они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут без перерыва долго ходить или бегать. Сдерживайте чрезмерно активных, умело переключайте их на спокойные игры.

Примерный комплекс упражнений для детей от 2 до 2,5 лет (рис. 5)

1. Ходьба по кружкам. Выложите шнуром (тонкой веревкой) круги или другие фигуры на полу. Следите за тем, чтобы ребенок двигался по контуру рисунка. Выполнить 4—6 раз.

2. Бег. Поиграйте с малышом в «Салки» или другие игры с бегом. Меняйте темп. Продолжительность 25—30 с.

3. Ходьба по наклонной доске. Знакомое малышу упражнение усложните увеличением высоты (до 15— 20 см) одного края доски и разведением рук в стороны при ходьбе, сохраняя равновесие. Выполнить 2—3 раза.

4. Приподнимание туловища. Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на руки. Повторить 3—4 раза.

5. «Пружинка». Присевший ребенок поднимает вверх руки, которые взрослый держит за кисти. По команде малыш выпрыгивает вверх с помощью взрослого и мягко опускается на ноги в исходное положение. Выполнить 2—4 раза.

6. Хлопки. Вам помогут игры «Поймай комара», «Лови бабочку» и др. Суть их — малыш, стоя с опущенными руками, делает хлопки впереди себя и над головой. Повторить 3—4 раза.

7. Сесть и лечь. Ребенка, лежащего на спине с закрепленными выпрямленными ногами, научите садиться без помощи рук. Повторить 2—3 раза.

8. Бросание мяча. Упражнения для мышц туловища по правилу рассеянной нагрузки сменяются бросанием мяча двумя руками от груди и из-за головы. Удар по мячу носком ноги поочередно (правой и левой) перенесет нагрузку на мышцы нижних конечностей. Повторить по 2—3 раза.

9. Лазание по лесенке или стремянке — 2—3 раза.

10. Перешагивание через препятствия. Упражнение усложняется увеличением высоты препятствий, а затем последовательным расположением и применением чередующегося шага. Например, ряд кубиков может быть заменен на кегли. Выполнить 3—5 раз.

11. Бег. Завершает занятие бег (игра «Догони мяч») — 1 мин, с постепенным переходом на ходьбу.

Продолжительность занятия 18—20 мин.

В заключение рекомендуются водные процедуры.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 2,5 до 3 лет (рис. 6)

1. Ходьба и бег на носках с сохранением равновесия — по 30—40 с.

2. Ходьба по досочке — 3—5 раз.

3. Поднимание ног. Можно в знакомой уже игре «Ножки длинные, ножки короткие», поднимая вверх ножки теперь до высоты 50—60 см. Повторить 4—5 раз.

4. «Велосипед». Не меняя исходного положения после выполнения предыдущего упражнения, но после небольшого отдыха, малыш имитирует педалирование на велосипеде — 5—6 раз каждой ногой.

5. «Лягушка». Присев на корточки, ребенок делает небольшие прыжки с продвижением вперед — 3—

5 раз.

6. Прогибание туловища. Лежа на животе, взять в руки гимнастическую палку или игрушку и держать перед собой на вытянутых руках. Поднимание палки вверх, прогибая спину. Повторить 3—4 раза.

7. Ходьба, скрещивая руки на груди и с последующим разведением их в стороны. Повторить 4—

6 раз.

8. Наклоны туловища в сторону. Игры «Самолет» или «Деревья на ветру». Повторить 3—4 раза в каждую сторону.

9. Бросание и ловля мяча. Ребенок прекрасно отреагирует на игры «Мячик поймай, мне отдай», «Лови и бросай, упасть не давай» и др. Суть — малыш бросает мячик взрослому, стоящему от него на расстоянии 1—1,5 м, и ловит мяч. Повторить 5—6 раз.

10. Спокойная ходьба на всей ступне в течение

1,5—2 мин.

Продолжительность занятия 20—25 мин.

Физическая нагрузка не должна быть легкой, но и не чрезмерной. Степень ее воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 уд/мин. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Не изменившаяся частота пуль-

са свидетельствует о недостаточности нагрузки.

Не забывайте также о разумном чередовании занятий в помещении и на свежем воздухе.

Зарядка для 3-х летнего ребенка, видео

   О пользе физических упражнений всем давно известно. Не зря говорят: "В здоровом теле здоровый дух". Укрепление здоровья, хорошая физическая форма, усиление иммунитета – это то немногое, что дает человеку спорт. Приучать детей к спорту следует с самого раннего детства. Для малышей до полутора лет это массажи и упражнения на фитболе, а для деток с трех лет можно начинать утренние зарядки.

О комплексах упражнений и времени проведения зарядки

   Желательно, чтобы комплексы упражнений разрабатывались специалистами, имеющими медицинское образование. Особенно это касается упражнений, предназначенных для детских учреждений. Упражнения для домашнего использования можно придумать и самому. Обычно, для деток возраста 3-4 лет, достаточно нескольких общеразвивающих упражнений, в которых задействованы основные группы мышц (мышцы туловища, рук, плечевого пояса и ног).

Продолжительность утренней зарядки должна составлять 5-8 минут. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

Зарядка – веселая игра

   Интерес к занятиям спортом тоже нужно привить.

Зарядка в стихах для детей 3-4 лет в детском саду

Родители должны объяснить и показать, что зарядка – это не только полезно, но и весело. Ведь, начиная с трех лет, у ребенка все больше развивается способность к фантазии. Он начинает видеть игру во всем. Этим непременно нужно воспользоваться, ведь выработать полезные навыки и привычки гораздо проще во время веселой игры, чем используя постоянные поучения на повышенных тонах и порицания.

   Если самостоятельно придумать план веселой и интересной зарядки сложно, то можно воспользоваться готовыми материалами. В интернете и на телевидении есть специальные детские программы или песенки, предназначенные для проведения утренней зарядки. Можно выбрать те упражнения, которые понравятся ребенку и учитывая при этом то, чтобы были задействованы все необходимые группы мышц. Очень хорошо, когда зарядку вместе с детьми делают и взрослые. Притом, для ребенка интереснее, если они выполняют с ним его упражнения. В этом случае, зарядка – это еще один способ провести время вместе.

Примеры упражнений

   В этом возрасте одними из самых интересных видов упражнений являются те, в которых используется подражание какому-либо животному. При этом подчеркиваются главные особенности животного. Например, изображаем:

  • «Цапля»: ходим, высоко поднимая ноги; стоим на одной ноге, при этом разведя руки в стороны – учимся удерживать равновесие. Ногу меняем.
  • «Медвежонок»: мишка у нас косолапый – сначала ходим на внешней стороне стоп («косолапим»), а потом наоборот – на внутренней стороне. Поза при этом расслабленная, походка из стороны в сторону («шатаясь» как мишка). Еще вариант – ходим на руках и ногах (как настоящий медведь).
  • «Зайка» или «Кенгуру»: это, конечно, прыжки. Прыгаем, подражая, этим животным.
  • «Лягушка-попрыгушка»: тоже прыжки, но из положения «сидя на корточках».
  • «Жирафик»: поднимаем ручки вверх, встаем на «носочки» и тянемся, как будто хотим достать длинной шеей до вкусной зелени дерева.
  • «Птичка» или «Бабочка»: поднимаем руки вверх-вниз (как бы машем крыльями), при этом бегая по кругу – «летая».
  • «Змейка»: ложимся на коврик и пытаемся изобразить как ползет змейка. Желательно не использовать рук и ног.
  • «Кошечка»: становимся на четвереньки и прогибаем спинку вниз, затем следует выгиб вверх.

   Примеров таких упражнений-«подражалок» может быть очень много. Изображать можно природные явления, растения и животные, насекомых, различные предметы, которые нас окружают. В этом случае стоит положиться на свою фантазию. Придумывать упражнения можно и вместе с малышом. Например, он называет предмет или явление, а вы подбираете какие-то ключевые качества и используете это в упражнениях.

Утренняя зарядка (комплекс упражнений)

Утренняя зарядка для детей — это бодрость, здоровье и хорошее настроение. Если вы научите своего ребенка начинать утро с комплекса гимнастических упражнений, то ваш малыш будет меньше болеть, будет всегда бодр, активен и счастлив.
Задавшись целью приучить обеих дочерей к утренней гимнастике, я скомпилировала в этой статье список упражнений для утренней зарядки. Думаю, такая утренняя гимнастика будет полезна школьникам и детям младшего возраста.

Независимо от наличия «зарядок» в образовательных учреждениях: школе, саду; этот комплекс упражнений будет полезнее выполнять дома сразу же после сна. Утренняя гимнастика настраивает детей на активность, бодрит, вырабатывает полезную привычку и укрепляет здоровье.

Комплекс упражнений для утренней зарядки детям

Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Позже можно усложнить комплекс и увеличить количество подходов и упражнений.

  1. Занять исходное положение и принять основную стойку. Поднять руки через стороны вверх и сделать вдох. Опустить руки с полунаклоном вперед и сделать выдох.
  2. Ходьба на месте (позже можно добавить движения руками).
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны головой влево, вправо – на счет 1 — голову наклоняем влево; на счет 2 — возвращаемся в исходное положение; на счет 3 -наклонили вправо; на счет 4 — вернулись в исходное положение.
  4. Ноги на ширине плеч, на счет 1 — левую руку вверх, правую вниз; на счет 2,3 – рывки руками, вдох; на счет 4 – вернуться в исходное положение, выдох.
  5. Ноги на ширине плеч, на счет 1 – руки перед собой; на счет 2 ,3 — рывки руками перед собой, вдох; на счет 4 — вернулись в исходное положение, выдох.
  6. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища влево и право, на счет 1, 2 – наклон влево; на счет 3,4 – наклон вправо.
  7. Ноги на ширине плеч, руками нужно попытаться достать до носков, наклоны туловища вперед назад, на счет 1, 2 – наклон вперед, тянемся руками вниз, выдох; на счет 3,4 – возвращаемся в исходное положение и выполняем наклон назад, вдох.
  8. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы переплетены. На счет 1 — поворот туловища влево, вдох; на счет 2 — исходное положение, выдох; на счет 3 — наклон назад, руки за голову, вдох; на счет 4 — исходное положение, выдох. То же самое вправо.
  9. Приседания.

    Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет (Т. Е. Харченко, 2007)

    Пятки касаются пола, спина прямая.

  10. Занять исходное положение — руки вперед, в стороны. Сделать мах левой ногой к правой руке. Приставить ногу. То же упражнение выполнить другой ногой.
  11. Занять исходное положение — лежа на спине, носки ног положить под опору. Подняться в положение сидя, затем вернуться в исходное положение.
  12. Занять исходное положение — упор лежа. Выполнить сгибание и разгибание рук.
  13. Прыжки на левой и правой ноге – 3 — 4 раза.
  14. Спокойная ходьба на месте.
  15. Занять исходное положение и принять основную стойку. Далее поднять руки через стороны вверх и сделать вдох. Опустить руки с полунаклоном вперед и сделать выдох.

Примеры детской утренней зарядки. Видео мастер классы

Если ваш малыш любит компанию, попробуйте сделать гимнастику вместе с прыг-скок командой.

Малышам, которые любят смотреть мультфильмы, можно порекомендовать делать утреннюю зарядку с мультгероями из сериала Уроки тетушки Совы.

А если ваш малыш привык делать утреннюю зарядку в детском саду, то по выходным вы можете проводить с ним гимнастику под видеоуроки с детками из сада.

После зарядки обязательные водные процедуры (умывательно-обтирательные). Пусть ваши детки будут здоровы!