Упражнения для письма

12.10.2018 0 Автор admin

Содержание

Современный мир стремится к увеличению скоростей во всех областях нашей жизни.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей.

Мы хотим успеть сделать как можно больше. Поэтому стараемся упростить и облегчить все процессы. Не стало исключением и письмо. Быстрее и удобнее набрать текст с помощью компьютера. Во многих странах дети учатся

писать только печатными буквами, не слишком заботясь о красоте написанного. Главное, чтобы грамотно. Нужно ли в таком случае обучать детей писать красиво?

Нужно, обязательно нужно! О пользе каллиграфии для здоровья физического, эмоционального и интеллектуального написано и сказано очень много. Учеными, исследователями, педагогами и врачами, как нашими, так и зарубежными. Поэтому вопрос стоит не о том, нужна ли каллиграфия, а о том, как помочь ребенку её освоить?

Чтобы занятия чистописанием принесли максимальную пользу, необходимо сочетание нескольких факторов.

Во-первых, у ребенка должно быть собственное рабочее место. О его организации я уже писала в главе "К школьной парте с красивой осанкой" https://vk.com/wall-62391202_816.

Во-вторых, постановка руки. Ставить руку ребенку старше 5 лет в наше время очень сложно. Сейчас дети начинают рисовать карандашами и фломастерами достаточно рано. Поэтому годам к четырем у них уже формируется устойчивая привычка держать ручку в определенном положении. Чаще всего это положение для письма неправильное. Поэтому приходится переучивать, а это процесс сложный и требует терпения от ребенка и его родителя.

В-третьих, качественные прописи. В магазинах продается огромное количество современных прописей. Но для эффективного обучения каллиграфии они, к сожалению, не пригодны. Для учеников нашего центра "Любознайки" мы используем собственные прописи на подготовительном дошкольном этапе.

В-четвертых, перьевые ручки. Для занятия каллиграфией ребенку старше 6 лет нужны именно перьевые ручки с чернилами. Шариковая ручка не дает возможности почувствовать разницу между написанием различных элементов букв.

В-пятых, атмосфера, окружающая обстановка, эмоциональный настрой.

Чтобы помочь ребенку освоить каллиграфическое письмо, начинать надо в самом раннем возрасте с рисования красками. Ребенок учится держать в руке кисточку, учится водить ею по бумаге, учится контролировать степень нажима на кисть. Не торопитесь давать маленькому ребенку карандаши. Тонкие линии, оставляемые карандашом на бумаге, уже накладывают некоторые психологические ограничения. Не рекомендуем давать детям до четырех лет фломастеры и ручки. Их следы на бумаге исправлению не поддаются. Это фиксированное изображение, не подлежащее коррекции и улучшению, помните "Что написано пером, не вырубишь топором". Сначала учим ребенка творить, а не фиксировать.

Итак, ребенок взял в руки карандаш. Помогите разместить его между большим и указательным пальцами. Средний палец поддерживает карандаш снизу. Безымянный и мизинец чуть прижаты к ладони. Не важно, правша ребенок или левша. Карандаш должен быть или трехгранный, или шестигранный. Круглые карандаши для малышей не подходят.

Существуют специальные комплексы упражнений для укрепления мышц пальчиков, удерживающих карандаш. С четырехлетками нашего центра #Любознайки мы обязательно выполняем такие упражнения, когда подходит время осваивать замкнутое пространство клетки в тетради.

В своих первых учебных тетрадях дети пишут только карандашом. Они учатся регулировать степень нажима, тренируют мышцы кисти и отрабатывают правильное положение руки. Если ребенок судорожно сжимает карандаш, то после коротких, но регулярных тренировок рука расслабляется и удобно располагается на рабочем столе. Угловатые дрожащие начертания постепенно превращаются в уверенные четкие линии. Пусть несколько минут, но тренировка и еще раз тренировка.

Когда рука ребенка уже легко справляется с заданиями в тетради в клетку, переходим к прописям. Как правило, в нашем центре "Любознайки" ребята готовы писать в специальных прописях к четырем с половиной — пяти годам. Пишем карандашом понемногу, но достаточно долго, чтобы шаг за шагом отработать все соединения между буквами.

При такой постепенной тренировке к шести годам ребенок уже готов к занятиям каллиграфией. Нужно только помнить о необходимости сочетания всех ключевых факторов для эффективности этих уроков. И не забывать о важном правиле "маленьких шагов": каждый день понемногу.

Регулярные ежедневные 10-минутные тренировки подготовленного ребенка станут оздоровительным упражнением для всех мышц тела, снимут эмоциональную перегрузку, помогут расслабиться и успокоиться, активизируют творческое воображение, стимулируют логическое мышление. Максимальную пользу принесут совместные занятия каллиграфией мамы и ребенка. Десять минут общего занятия — это и мало по времени, и очень много по результатам. Для всей семьи сегодня, для физического и психологического здоровья ребенка в будущем.

Мария Эдельнард

психологические тесты

Тренировка навыков письма

Для успешного развития тонкой моторики руки желательны следующие психолого-педагогические условия:

– введение дополнительных прописей–чистовиков, где ребята, имеющие трудности с тонкой моторикой, могут упражняться дополнительно и оцениваться родителями (или педагогом при договоренности), исходя из более щадящих требований: оцениваться должны усилия, а не соответствие общему «стандарту», обязательно положительно оцениваться должны даже небольшие успехи.

– не следует торопиться переходить к письму слов и фраз: в дополнительной тетради можно сосредоточится на письме отдельных букв.

– ни в коем случае не заставляйте ребенка переписывать набело! У него будет получаться все хуже и хуже.

– соблюдение принципов постепенности и умеренности нагрузки, развитие моторики в игре, чередование нагрузки на мышцы руки, чередование нагрузки с релаксационными упражнениями.

– упражнения по тренировке моторики должны доставлять ребенку удовольствие и не должны превышать 10–15 минут.

1. Тренировку навыков письма необходимо начать с постановки руки: многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться известным способом «метки»: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, одна – на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, где правильно ложится ручка.

2. Упражнения по штриховке выполнять по принципу воз растающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или другую несложную плоскую форму. Затем ребенок должен полученный контур заштриховать (по вертикали, горизонтали, наискось). Родители обязательно должны показать образец штриховки.

3. Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами,стараясь работать как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу».

4. Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка из поролона.

Как улучшить плохой почерк ребёнка: советы родителям

Полученный рисунок можно потом раскрасить (убрав поролон).

5. Завязывание – развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.

6. Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).

7. Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблики, тюльпаны) Для этого вида работы можно взять соответствующую книгу в детской библиотеке.

8. Работа с мелким конструктором, мозаикой. Работа по образцу (важно!).

Я ИДУ НА УРОК
РАБОТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ С.Г.БАРХУДАРОВА

М.В.КУРОЧКИНА,
школа N2, пос. Салым, Тюменская обл.

ОБРАЩЕНИЕ
И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ

8 класс

ПЕРВЫЙ УРОК

Цель. Повторение и закрепление сведений об обращении; формирование умений:

1) находить в предложении обращение, употреблять его в речевой ситуации;
2) правильно ставить знаки препинания при обращении;
3) выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

ХОД УРОКА

I. Совместная постановка задачи

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Подчеркните грамматические основы предложений. Если встретится односоставное предложение, определите его вид.

1. Земля родная, будь ты мне всегда мила. (А.Плещеев)
2. Люблю твою, Россия, старину. (Н.Рубцов)
3. Прекрасны вы, поля земли родной. (М.Лермонтов)

Продолжите работу над предложениями: подчеркните в них как члены предложения остальные слова. Что вы можете сказать о словах, которые остались неподчеркнутыми?

II. Задания по вариантам

1-й вариант
Подготовьте, пользуясь учебником, связный ответ по теме «Способы выражения обращений».

2-й вариант
Подготовьте ответ «Знаки препинания в предложениях с обращениями», пользуясь схемами, известными с 5-го класса.
Запишите свои примеры на каждую схему.

3-й вариант
Запишите предложения:

1. Хороша Россия в ледоход весной,
Только первый снег ее снится нам и в зной.

(Крутецкий)

2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.

3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)

4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.

(М.Ножкин)

– В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

III. Общая работа

1) Слушаем подготовленный ответ на задание 1-го варианта по теме «Способы выражения обращения».
– Как выражено обращение в предложении Как ты красив, о лес, в убранстве осени?

Вывод: перед обращением может стоять частица о, которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется.

2) Слушаем ответ на задание 2-го варианта о знаках препинания в предложениях с обращениями.
– С какой интонацией произносится обращение?
При выполнении всех упражнений на уроке необходимо обращать внимание на соблюдение нужной интонации, пауз и логического ударения.

3)Слушаем сообщение ученика (индивидуальное домашнее задание) о звательном падеже (по книге Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа…»).
Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж, а у слова старик именительный падеж иной:

Возвратился старик ко старухе

Сравните еще более древние тексты:

Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»);
Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру.)
Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.

IV. Закрепление темы по вариантам

1-й вариант
Запишите по памяти стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева. Обращения выделите более крупным шрифтом. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните все известные орфограммы.

2-й вариант
Ответьте на вопросы и запишите ответы в соответствующую графу по образцу ( табл. 1).

3-й вариант
Упражнение 260.

V. Совместная работа. Общая проверка заданий 1-го и 2-го вариантов

VI. Проверочная работа

Графический диктант

1. Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет. (А.Сурков)
2. Но за что тебе столько страданий, Россия? (Ю.Друнина)
3. Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем. (А.Твардовский)
4. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.Некрасов)
5.<…> Родная земля!

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…

(Н.Некрасов)

VII. Подведение итогов. Запись домашнего задания

Домашнее задание: § 29.

1-й вариант
Заполните таблицу 2, приводя свои примеры. Обращения выделите более крупным шрифтом.

2-й вариант
Выпишите из стихотворения М.Лермонтова «На смерть Поэта» предложения с обращениями. Выразительно прочитайте стихотворение.

3-й вариант
Упражнение 262.

ВТОРОЙ УРОК

Цель. Выработка навыков – находить в предложении обращения, употреблять их с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию; воспитывать любовь к русской литературе.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка

Чтобы узнать тему урока, попробуем разгадать кроссворд.

 1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 2. Второстепенные члены предложения. 3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания.

Каллиграфия для детей от 7 до 14 лет

4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 5. Главный член предложения. 6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 7. Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений. 8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. 9. Словарный состав языка.

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ по материалу § 29. Свой ответ ребята иллюстрируют примерами из упражнений, выполненных дома (по вариантам).

III. Тренировочные упражнения

1-й вариант
Дополните текст к рисункам (открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С Новым годом!», «С днем рождения!» и т.п.) обращениями (нераспространенными и распространенными), выраженными разными частями речи.
Предложения запишите, указывая сверху, какой частью речи выражено использованное вами обращение.
Рядом запишите предложения, в которых слова, бывшие обращениями, были бы употреблены как подлежащие.
Обращения постарайтесь употребить в начале, в конце или в середине предложения.

2-й вариант
Распространите данные обращения: друзья, ребята, директор – и составьте с ними предложения.

3-й вариант. Выполните задание упражнения 263.

IV. Проверка работы

1-го и 2-го вариантов

V. Совместная работа

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

1) Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Приди ко мне, любезный друг. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой, соловей, под моим окном. (А.Кольцов)
4) Ты пахни в лицо, ветер с полудня. (А.Кольцов)
5) Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружи. (С.Есенин)
6) О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
7) Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)

VI. Подведение итогов

1. Что нового вы узнали об обращениях?
2. Что можно сказать о роли обращений в поэтических произведениях?
3. Как тема «Обращение» может быть связана с этикой, воспитанием вежливости?
4. Только ли распространенные обращения позволяют нам передать отношение к адресату, дать ему характеристику?

VII. Домашнее задание

1-й вариант
Составьте и запишите 4–5 предложений, используя обращения в разных стилях речи.

2-й вариант. Упражнение 264 (ч. 2).

3-й вариант. Упражнение 264 (ч. 1).

Работа ведется по учебнику: Русский язык. Учебн. для 8-го кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. 21-е изд. М.: Просвещение, 1999.

Нарушение письма. Коррекция дисграфии

В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми.

Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи. К ней можно отнести:

  1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
  2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
  3. Сформированность двигательной сферы.
  4. Способность к саморегуляции.
  5. Сформированность абстрактного мышления.

Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.

Существуют 4 группы нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:

  1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита.

    Прописи для самостоятельной работы

    Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

  2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
  3. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет
    Симптомы дисграфии:
    • при списывании с печатного текста пропуск, замена букв, слогов, слов и их сращение и расщепление;
    • при диктовке текста наблюдается то же самое, что и в первом случае + расщепление и сращение предложений;
    • лавинообразное нарастание ошибок;
    • Дизорфография. Наблюдается, когда ребенок не умеет применять орфографические правила, а также в работе встречаются многочисленные орфографические ошибки.

    Виды дисграфии (в зависимости от причин возникновения)

    Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).

    Симптоматика: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ), в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

    Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:

    • слуховой анализ речи;
    • перевод акустического образа в артикулемы;
    • соотнесение аккустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.

    Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.

    Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии)

    Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

    • замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
    • замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
    • замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
    • замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
    • пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
    • замена и смешение гласных: о, у, е, и.

    Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).

    Наблюдаются следующие ошибки:

    • искажение морфемного строя слова;
    • замены приставок и суффиксов;
    • нарушение конструкции предложения;
    • изменение падежа, местоимений и числа существительных;
    • нарушение согласования.

    Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).

    Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

    • графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
    • включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
    • зеркальное написание букв;
    • отрыв элементов букв;
    • лишние элементы (шишки — шишшики).

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).

    Симптоматика:

    • пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
    • пропуски гласных (собака — сбака);
    • перестановка букв (тропа — ртопа);
    • добавление букв (таскали — тасакали);
    • пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
    • нарушения деления предложения на слова.

    Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»). Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости), эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения), нарушения анализаторных систем.

    Логопедические занятия, направленные на коррекцию дисграфии.

    Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу в логопедический центр "Хуторок"