Умственная отсталость у взрослых

14.01.2019 0 Автор admin

Умственная отсталость у взрослых

МКБ-10

F70Умственная отсталость легкой степениF71Умственная отсталость умереннаяF72Умственная отсталость тяжелаяF73Умственная отсталость глубокаяF78Другие формы умственной отсталостиF79Умственная отсталость неуточненная

1. 2016 Клинические рекомендации "Умственная отсталость у взрослых" (Российское общество психиатров).

ОпределениеЭпидемиологияЭтиологияКлассификацияДиагностикаЛечениеПрофилактика

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70–79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерии качества

Уровень достоверности доказательств

Уровень убедительности рекомендаций

Стационарноелечение

Выполнено развернутое клинико-психопатологическое обследование

А

Выполнено терапия антипсихотиками (нейролептиками) (при наличии выраженных сопутствующих расстройств поведения не позднее 3-х дней от момента их диагностики, при отсутствии медицинских противопоказаний)

В

Достигнуто улучшение социального функционирования пациента 

В

Достигнута редукция сопутствующей психопатологической симптоматики

В

Амбулаторное лечение

Выполнен осмотр врачом-психиатром не реже 4 раз в год

А

Выполнено развернутое клинико-психопатологическое обследование

А

Выполнено назначение терапии антипсихотиками (нейролептиками) (при наличии выраженных сопутствующих расстройств поведения не позднее 3-х дней от момента их диагностики, при отсутствии медицинских противопоказаний)

В

Достигнуто улучшение социального функционирования

В

Достигнута редукция сопутствующей психопатологической симптоматики

В

Уровни достоверности доказательств и уровни убедительности рекомендаций

Рекомендации снабжены системой оценки доказательности, согласно иерархии достоверности, научных данных (следует отметить, что невысокий уровень доказательности – не всегда свидетельство ненадежности данных):

А — доказательства убедительны: есть веские доказательства предлагаемому утверждению, которые получены на основании одного, хорошо спланированного, или нескольких рандомизированных клинических исследований (РКИ) или большого систематического обзора (мета-анализа) РКИ.

В — относительная убедительность доказательств: есть достаточно доказательств в пользу того, чтобы рекомендовать данное предположение. Доказательства получены на основании по крайней мере одного контролируемого исследования или систематического обзора когортных исследований или РКИ.

С — доказательства из неконтролируемых исследований или описание случаев/мнений экспертов

С1 — неконтролируемые исследования

С2 — описания случаев

С3 — мнение экспертов или клинический опыт

D — неоднородные результаты

Положительные РКИ перевешиваются примерно равным количеством исследований с отрицательным результатом.

Е — отрицательные доказательства. Достаточно отрицательных доказательств: имеется достаточно доказательств, чтобы рекомендовать отказаться от применения данного лекарственного средства или методалеченияв определенной ситуации.

F — недостаточно доказательств.

Дифференциальный диагноз. В этом разделе дифференциальные диагнозы* (ДД) сгруппированы или по симптомам (см

В этом разделе дифференциальные диагнозы* (ДД) сгруппированы или по симптомам (см. ниже) или по локализации патологического процесса (начиная со с.882). В табл. 32-1 приведены ДД, подробно представленные в предыдущих разделах.

* Термин дифференциальный диагноз иногда используется для описания состояний, которые могут напоминать рассматриваемое, а в других случаях для указания различных этиологий конкретного заболевания или находки.

Особенности легкой умственной отсталости: причины и симптомы

В дальнейшем не делается попытки постоянно разграничивать эти два похожих варианта использования этого термина, хотя там, где это удобно, используется термин этиология.

Табл. 32-1. Дифференциальные диагнозы, подробно представленные в предыдущих разделах

Заболевание Страница
Парез отводящего нерва
Анизокория
Нарушение функции мочевого пузыря
Поражение плечевого сплетения
Синдром запястного канала
Стеноз шейного отдела позвоночного канала См. ниже и 324
Хордома
Хронический менингит
Кома
Болезнь Крейцфелдта-Якоба
Деменция
Несахарный диабет
Головокружение
Скопление жидкости у детей
Парез лицевого нерва (паралич Белла)
Опухоли большого затылочного отверстия
{Головная боль}  
Гидроцефалия
Боковая грыжа диска
{Образования кпереди от IV желудочка}  
Болезнь Меньера
Meralgia paresthetica (туннельный синдром бокового кожного бедренного нерва)
Рассеянный склероз
Миопатия
Офтальмоплегия болезненная безболезненная  
{Остеоидостеома/остеобластома}  
{Застойный сосок зрительного нерва}  
Синдром Парино
Болезнь Паркинсона
Опухоли пинеальной области
Пневмоцефалия
Кровоизлияние в сетчатку
Псевдоопухоль мозга
Саркоидоз
Припадки Вновь возникшие у взрослого Вновь возникшие у детей Неэпилептические Эпилептический статус  
schizencephaly
Опухоли спинного мозга
Спинальный эпидуральный абсцесс
Спинальная синовиальная киста
Височный артериит
Кривошея
Тригеминальная невралгия
Задержка мочи
Вертиго

Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 357 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

умственно отсталый олигофрен интеллект

3. Причины умственной отсталости

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.

Понятие "умственно отсталый ребенок" включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети – олигофрены.

Лёгкая умственная отсталость у взрослых

Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелином в начале 20 века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.

Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 -70-е годы 20 века прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др. Г. Е. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее от сходных состояний, в частности от слабовыраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга, определила основные клинические проявления олигофрении. К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.В.Ковалев, определяя олигофрению как "сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей".

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети — олигофрены преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционный школы 8го вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах. Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 — 7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного. Не относятся к числу олигофренов дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсией, шизофренией и др. что существенно затрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительно продвижения ребенка в развитии становится проблематичным.

Причины вызывающие умственную отсталость многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

· тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, вирусные гриппы, краснуха и др.;

· различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

· тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

· заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

· при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

· травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

· среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности.

· фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

· к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;

· воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;

· в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

Заключение

Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.

Нарушения и особенности развития психики у детей могут быть очень разнообразны.

Список литературы

· Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1993.

· Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.

· Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.

· Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

Дадут ли инвалидность ребенку, если у него снижение соц. адаптации при ППП ЦНС?

Людмила:
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у моего ребенка снижение соц. адаптаций ППП ЦНС, признаки внутричерепной гипертензии ГНМ, нарушение осанки. Учимся по 8 программе.

Симптомы умственной отсталости у взрослых

Должна ли быть инвалидность и как ее получить? Спасибо.

Ответ врача:
Здравствуйте, Людмила.
Для присвоения группы инвалидности учитывают состояние ребенка, возможность к самообслуживанию, его социальную адаптацию и умственное развитие. У детей, обучающихся по 8 программе, ограничены возможности здоровья, наблюдается отставание в психическом и умственном развитии.

Инвалидность устанавливается по тяжести симптоматики, а не по диагнозам. Признаки внутричерепной гипертензии, гипертрофия небных миндалин и нарушение осанки не предполагают инвалидность. А вот снижение социальной адаптации при ППП ЦНС может являться критерием для получения группы. При этом оценивается задержка психического развития, умственная отсталость тяжелой и умеренной степени, нарушения речи.

С такими нарушениями вам следует обратиться к психиатру по месту жительства, так как именно этот специалист занимается умственными и психическими отклонениями. Психиатр необходим для оценивания состояния вашего ребенка, и нужно будет попросить у него направление на инвалидность. По законодательству каждый пациент, имеющий какие-либо нарушения, имеет право на освидетельствование на МСЭ. Психиатр должен будет выдать вам посыльный лист для прохождения медицинской комиссии по месту жительства в поликлинике. Потребуется консультация терапевта, хирурга, ЛОР врача, окулиста, невролога, также нужно будет пройти ОАК, ОАМ, глюкозу крови, биохимию крови, ЭКГ. И потребуются специальные методы обследования, специфичные для патологии вашего сына: КТ или МРТ головного мозга, ЭЭГ, рентген грудного отдела позвоночника.

Данные обследования необходимы для подтверждения диагноза. В посильном листе будут указаны все меры реабилитации и лечения, поэтому если ваш сын проходил где-либо лечение, все ксерокопии выписок необходимо будет предоставить психиатру. Если стационарного лечения вы не проходили, то перед оформлением инвалидности желательно пролечиться в стационаре, так как комиссия обращает внимание на терапию, оказанную пациенту. В случае если лечения не было, комиссия может не присвоить группу, отправить на долечивание с последующим повторным оформлением на МСЭ.

После сбора всех данных вас направят на медико-социальную экспертизу для решения вопроса об инвалидности и присвоения группы. Если нарушения умеренной степени тяжести, то присвоят 3 группу с последующим переосвидетельствованием через год, также составят индивидуальную программу реабилитации для восстановления пациента. В случае выраженных психических и умственных нарушений будет присвоена 2 группа, также на год.
Здоровья вам и вашим близким!

Моему ребенку поставили диагноз легкая умственная отсталость. Очень волнуюсь за будущее. Выравниваются ли такие дети с взрослением?

В наши 7 лет читаем и пишем. Но отставание — налицо. Разговаривать начал к пяти годам.

Сейчас утопаю в постоянных вопросах. Повлияет ли гормональный всплеск (подростковый) на развитие (в лучшую сторону?).

Физически ОЧЕНЬ развит. Подвижен и вынослив.

Прежде всего, подчеркну, что клиническая психология выражает чисто материалистический взгляд на мир, пытаясь втиснуть в рамки различных градаций духовную составляющую человека, то есть — то, что не поддается жесткому определению и «математическому» анализу. На практике от этого — никакой пользы, только вред. Ведь такие диагнозы, как, к примеру, «умственная отсталость» (да еще, «легкая» или «умеренная») — не более чем клеймо на биографиях людей, воздвигающее на их пути никому ненужные препятствия и развивающее у «пациентов» комплексы неполноценности.

Сегодня подобные «методики» сохранились в основном в государствах на территории бывшего Советского Союза. В большинстве стран Запада эту «терминологию» уже не используют, приближаясь тем самым в понимании человеческой сущности к позициям нашего, еврейского мировоззрения.

В нашей традиции выделяют лишь одну категорию «умственной неадекватности», которая на иврите носит название — шотэ (ударение на последнем слоге). Затрудняюсь перевести данный термин на русский язык. Поэтому отмечу лишь, что речь идет о случаях, когда человек не отвечает за свои поступки и действия и не в состоянии осознать многие, даже самые элементарные понятия и явления. К примеру, он может произнести числительное «пять», но не способен ассоциировать его с количеством конкретных предметов или, скажем, с денежными единицами.

Еврейский закон освобождает этих людей от обязанности соблюдать заповеди Торы.

Все остальное человечество по умственному развитию, если обозначить это в общепринятых выражениях — в «пределах нормы».

Эта позиция, полагаю, требует некоторого разъяснения.

Творец, отправляя души в наш земной мир, наделяет каждую определенным потенциалом, сугубо индивидуальным набором свойств и способностей. Неповторимым в сочетаниях и соотношениях.

Так, все мы знаем, что есть такое дерево — яблоня, которая дает плодя, яблоки. Мы знаем также, что существует множество сортов яблок, которые отличаются по форме, цвету, запаху и вкусу. И даже яблоки от одной яблони могут быть неодинаковыми. И все виды яблок, в нашем представлении — служат одной цели. Они — продукт питания, в котором содержатся полезные для здоровья вещества.

При этом, кто-то предпочитает один сорт яблок, кто-то — другой. Но наши предпочтения не могут быть критерием определения, что плоды одного вида лучше или хуже других.

Это, по сути — наглядная модель одной из граней Устройства мира, применимая и к человеку.

Каждый человек, обладатель потенциала конкретной «структуры» — уникален. И получает от Всевышнего свое задание, которое он должен реализовать в течение жизни в земном мире. При этом, у всего человечества, в высшем духовном смысле — единая цель: служение Всевышнему.

Теперь у нас с Вами есть хорошая основа для обсуждения проблемы, о которой Вы пишете в своем письме.

Думается, Вам уже ясно, что о диагнозе, который кто-то поставил Вашему мальчику, нужно просто забыть. В категорию шотэ он, судя по Вашему описанию, явно не попадает. Значит, он абсолютно нормальный человек, такой, как Вы, я и другие. Со своими особенностями, что совершенно естественно. И не надо ни волноваться, ни переживать по этому поводу.

Вы получили от Творца бесценный дар — ребенка, которого Вы должны окружить заботой, вырастить и воспитать. И главная воспитательная задача, которая стоит перед его родителями и учителями — помочь ему в процессе его роста и взросления максимально раскрыть и использовать данный ему Свыше потенциал.

Вполне вероятно, что он не станет профессором-физиком. Но разве для Вас это так принципиально? Возможно, в его «наборе» превалируют, допустим, художественные или музыкальные способности, а математические сведены к минимуму. Что с того? В конце концов, не важно, в какой человеческой деятельности он сможет себя реализовать, станет он художником или, положим, токарем. Важно — чтобы он нашел свое место в служении Творцу мира.

И это означает, что Вам следует уделять сыну больше внимания, развивая в нем позитивные качества, навыки доброжелательного общения с окружающими и т.п.

Если Вы — нееврейка (и сын Ваш, естественно — тоже нееврей), прочтите на сайте ответ «Жизнь нееврея, угодная Творцу». И постарайтесь строить жизнь своей семьи, руководствуясь изложенными в нем принципами, прививая эти принципы и ребенку.

Если же Вы — еврейка, Вам надо приложить усилия к тому, чтобы строить жизнь по еврейским законам.

Характеристика дебильности (легкой степени умственной отсталости)

У каждого еврея есть возможность раскрывать свой потенциал с помощью Торы. Помогите в этом своему сыну. Начните постепенно приобщать его к нашей традиции. Не навязывая, не «вдалбливая» ему основы еврейского мировоззрения. Но — ненавязчиво, в форме, которая способна его заинтересовать, рассказывая ему на доступном для его понимания уровне о том, что он — еврей, о том, чем отличается еврейский народ от других народов, о жизни наших великих Учителей. Подберите для пересказа сыну материалы и по еврейской истории.

Источником знаний на все эти темы на первых порах вполне может служить наш сайт. Для начала почитайте ответы раздела «Спроси у раввина» в рубриках «Мировоззрение», «История», «Сверхъестественное и надматериальное».

И в любом случае, заботясь об общем развитии ребенка, внимательно наблюдайте, с чем ему особенно трудно справиться, и старайтесь помочь ему преодолеть эти трудности.

Если у него проблемы, скажем, с памятью — с ним надо больше читать и просить его пересказывать Вам прочитанное. Если проблемы — коммуникативного характера, нужно помочь ему создать небольшой круг доброжелательных друзей. И т.д.

Советую Вам почитать хорошую педагогическую литературу (2-3 книги — думаю, не больше), которая поможет выработать методики воспитательной работы над развитием у ребенка различных необходимых практических навыков.