Церебролизин отзывы для детей при зпр

01.03.2020 0 Автор admin

Задержка речевого развития является заболеванием, которое провоцируется нарушениями в работе головного мозга (ГМ). Заболевание чаще всего диагностируется в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже должен иметь достаточно хороший словарный запас, причем мальчики болеют чаще. Важно заметить, что при лечении ЗРР нельзя полагаться только на лекарственные препараты. Они помогают нормализовать функции головного мозга, но основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога и детского психолога. Кроме того, требуется стимуляция головного мозга и физиотерапевтическими методами. В детской практике хорошо зарекомендовал себя такой препарат, как Семакс. Он особенно эффективен для лечения ЗРР, вызванной токсическими агентами, воспалительными процессами в ГМ и травмами.

Действие Семакс при ЗРР

Лекарство представляет собой синтетический пептидный препарат, (аналог гормона кортикотропина), но с полным отсутствием гормональной активности. Это позволяет использовать его длительными курсами, что важно при лечении ЗРР средней и тяжелой степени. Семакс достаточно полно усваивается при интраназальном введении, и отличается длительным (до суток) действием. Семакс при ЗРР оказывает специфическое влияние на ЦНС:

  • ноотропное;
  • защищает нейроны от повреждения;
  • антиоксидантное – препятствует процессам свободнорадикального окисления;
  • снижает потребность клеток головного мозга в кислороде;
  • психостимулирующее.

Принципы коррекционной работы при ЗРР

На фоне лечения Семаксом у пациентов быстро восстанавливается нормальное течение процессов, протекающих в головном мозге. Происходит нормализация кратковременной и долговременной памяти, улучшается настроение, исчезает беспричинная тревожность. Все это позволяет облегчить процесс качественного обучения ребенка, которому становится легче овладеть новыми навыками и пополнять словарный запас.

Препарат полностью безопасен, и может применяться даже новорожденных детей. Семакс детям при ЗРР редко назначается в качестве монотерапии – как показывает практика, это недостаточно эффективно. С ребенком обязательно проводят интенсивную работу психолог и логопед. Только так можно восстановить нарушенные нейронные связи в головном мозге. На фоне лечения Семаксом могут использоваться и современные физиотерапевтические методы – они безопасны, и помогают стимулировать развитие головного мозга малыша.

Показания для применения Семакс

Капли Семакс имеют большое число показаний, и одно из них – лечение ЗРР. Но препарат оказывает многогранное действие на все отделы головного мозга, поэтому стал востребован и в таких случаях:

  • состояния после черепно-мозговых травм или нейрохирургических вмешательств;
  • нарушения памяти, вызванные сосудистыми изменениями в тканях головного мозга;
  • дисциркуляторная энцефалопатия;
  • невротические расстройства;
  • длительное влияние сильного стресса;
  • невриты различного генеза.

Препарат может использоваться даже здоровыми людьми для повышения мозговой активности, а также в качестве адаптогенного средства.

Важно! Капли Семакс выпускаются в виде 0,1%, 015 и 1% раствора. Важно использовать ту форму выпуска, которую назначит врач. В противном случае возможна передозировка или же лечебный эффект будет недостаточным.

Противопоказания для применения капель Семакс

Как и любые другие лекарственные средства, Семакс имеет некоторое количество противопоказаний. Поэтому назначение средства проводится только врачом после предварительного обследования. К основным ограничениям относятся:

  • острые психозы;
  • высокая степень тревожности;
  • судороги в анамнезе или эписиндром;
  • аллергические реакции на компоненты препарата.

С осторожностью применяется этот препарат при декомпенсированных заболевания сердца, сосудов и органов гепатобилиарной системы.

Дозировка Семакс при ЗРР

Доза препарата рассчитывается индивидуально, исходя их степени ЗРР, возраста ребенка и массы его тела. Чтобы избежать развития чрезмерного возбуждения или побочных эффектов, дозировка не должна увеличиваться без консультации врача.

Возраст ребенка Степень тяжести ЗРР Средняя дозировка
До года 1-2 4 мкг/кг массы
1-3 года 1-2 15 мкг/кг
1-3 тяжелая 30 мкг/кг
Старше 3 лет Легкая и средняя 50 мкг/кг
Старше 3 Тяжелая До 70 мкг/кг

Интересно! Капли Семакс при ЗРР могут вводиться и методом интраназального электрофореза. Такой подход к лечению может использоваться для терапии более старших детей. Метод обеспечивает более полное и ускоренное всасывания активного вещества.

Продолжительность лечения при ЗРР

Лечение всех мозговых дисфункций очень индивидуально. Семакс капли детям при ЗРР назначают средней продолжительностью до месяца непрерывного приема. Но прогнозировать исход или общий срок лечения ЗРР практически невозможно. Многое зависит от причины заболевания.

Если патологию вызывают преходящие нарушения мозгового кровообращения, выздоровление может наступить уже в первый месяц. Тяжелые воспалительные заболевания головного мозга или его органические поражения требуют более длительного лечения. В этом случае терапия может проводиться годами, не принося заметных улучшений состояния пациента.

Отзыв: Препарат «Актовегин» — Назначили ребёнку при ЗРР (+инструкция Актовегина)

Ну вот и настала пора рассказать Вам о применении этого неоднозначного препарата — «Актовегин».
У меня ребёнок — мальчик — до 1 года очень много щебетал, говорил и «папа» и «баба» и другие слова. Но в течении следующего года — до 2х лет — его словарный запас никак не увеличился, а хорошо разученные слова типа «папа» и «баба» вообще ушли. Вместо них появились «то-та» (расшифровка — «кто там?»), яяя (мяу), та (туфли) и прочие слоги, которые трудно назвать полноценными словами и которые могла понимать только я. Апогей сыниных слов — это слог «ка», который одновременно означает и «каша» и «рисовать» и «краска»…
Вместо остальных слов он не молчал — мычал. Да к тому же у него постоянно был открыт рот и он ходил вечно слюнявым. И хотя к двум годам (даже к полутору) сынок научился закрывать свой ротик по моей просьбе, но проблема продолжала меня волновать.
И тем не менее я не видела каких-то сильных отклонений — ну по разному же детки развиваются. Если бы была явная проблема, неужели педиатр ничего бы нам не сказала?
Дело решил случай. Моя мама легла в больницу на операцию. Вместе с ней лежала женщина — платный детский врач. Мама обратила внимание, что той часто звонят по вопросам детских недомоганий и обратилась к ней с вопросом о своём внуке — моём сыне. Та посоветовала хорошего детского невролога — Дулинец Викторию, которая принимает в достаточно хорошей клиник нашего города — «Евромеде». Расписываю это, потому что мало ли — пригодится кому из города Омска.
Приём к ней стоил как обычно — 750 рублей. В кабинете очень удобно — два стула — один из них крутящийся и плетёный для деток. Я с собой, кстати, брала нашу карточку из поликлинике. Врач ознакомилась с выписками из родильного дома, посмотрела все УЗИ, все диагнозы, что нам ставили за эти годы. И сделала свой диагноз, который звучал так: ЗРР, Дислалия (нарушение звукопроизношения), ОНР 1 степени (общее недоразвитие речи).
Для справки:
Задержку раннего развития обычно не ставят до 3х лет, но зачастую бывает, что родители могут обратить внимание на явное отставание некоторых навыков у ребёнка. Если задержку диагностирует врач-невролог из-за дисфункции мозга, которая возникает из-за гипоксии плода, затяжных или стремительных родов, то он выписывает препараты, улучшающие кровообращение мозга.
Сын у меня и правда родился быстро — за 5 с половиной часов, причём был крупный — 4.060 кг и у него было двойное обвитие. Смутно помню как с него синенького снимают эти «ободки» с шей и уносят. Заплакал не сразу, минуты через 3 только — такое тихое повизгивание, не плач.
Вот на это и опиралась наша врач, когда назначала нам медикаментозное лечение, среди которых был и препарат «Актовегин» в таблетках.
Выписала она нам его по определенной схеме: 1-5 день по 1/4 таблетки * 1 раз в день (утром), 6-10 день — по 1/4 таблетки * 2 раза в день (утром и в обед), с 11го дня — месяц по 1/2 таблетки утром и по 1/4 в обед, отмена в обратном порядке.
Если честно, я очень долго думала, давать ли именно этот препарат или нет. Помимо него ещё был назначен «Пантогам» в сиропе и «Церебролизин» в уколах, но об этих препаратах хоть кто-то хоть что-то слышал или использовал сам или на своих детях. А вот об «Актовегине» — молчок. Никто ничего не слышал прямо, но зато я столкнулась со стеной осуждения, что я слепо не выполняю рекомендации врача.
И вот я решилась. Приобрела этот препарат. Притом вы должны столкнуться с тем, что 50 таблеток стоят порядком 1360 рублей. Достаточно дорого для меня и нашей семьи, ведь пособие с работы мне уже полгода как не платят. Но для сыночка мне ничего не жалко и — вот они, наши таблеточки:

По фотографиям видно, что таблетки имеют жёлтую оболочку, делится на четвертинки не ровно, оболочка в воде не растворяется, но сама таблетка — нормально. Я бросала эту четвертинку в столовую ложку с водой, немного перемешивала другой ложечкой и давала сыночку. Таблетка не горькая, скорее солёная на вкус получается. В инструкции сказано, что нужно давать за 30 минут до еды, поэтому я давала её сразу после пробуждения.
Теперь о самом главном. Я начала давать первую четвертинку «Актовегина» в понедельник. Потом — во вторник и в среду. В среду изменился характер стула ребенка в более жидкую, бледную и вонючую форму. Сорри за такие подробности, но ещё несколько недель назад я бы голову оторвала за эти сведения! Поэтому всё будет максимально подробно.
В пятницу — на 5ый день приёма 1/4 таблетки проблема со стулом так и осталась нерешенной. Я списывала это на побочные эффекты от приёма этих таблеток, поэтому особо не паниковала. Но когда в ночь на субботу мой ребёнок вдруг проснулся посреди ночи от диких криков — я испугалась. Едва удалось разбудить его, он ползал по постели и стонал — его явно мучили сильные колики. Я побежала в аптеку за «Эспумизаном», которым пользовались во младенчестве. После ложки этой суспензии минут через 20 всё прекратилось.
На 6ой день я так и не решилась дать ребёнку очередную дозу «Актовегина», а тем более увеличить дозировку. И на 7ой тоже. Проблемы с животом прошли сами собой и больше не приходили. Стул вернулся к прежнему состоянию.
Так что мой вывод однозначен: не нужно давать такие «непроверенные клинически» препараты, о которых мало что известно. Жаль только потраченных денег. Но у таблеток большой срок действия, может через 1,5-2 года я и рискну повторить наш опыт с этими таблетками, но не сейчас.
ДОПОЛНЕНИЕ от 12.04.2014 г.
Всё же, решила дать «Актовегину» второй шанс. Начали мы снова принимать его, когда сыну исполнилось 2 года и 4 месяца. Закончили пить неделю назад. Случай, описанный выше, во второй раз не повторился, всё прошло гладко.
Но и по итогам от приёма этого препарата никаких сдвигов в развитии речи у сына нет. Ну, в общем-то сдвиги есть, но они появились раньше, чем мы начали пить эти препараты — просто несколько новых слов, а вот именно во время приёма «Актовегина» и после него — результата пока нет.

Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор)

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
  3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность» (Ковалев В. В., 1973). В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома «минимальность мозговой дисфункции» (ММД).

Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1%, 2% и 8–10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.). Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.

Патогенез ЗПР малоизучен. По мнению Певзер (1966), основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление созидательных актов поведения и деятельности человека. Единых форм систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует. Наиболее подробной является классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, представленная Ковалевым В. В. (1973).

Существует деление ЗПР на первичную и вторичную. При этом вторичная задержка психического развития возникает на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (пороки сердца и пр.), сопровождающихся церебральной недостаточностью.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций.

У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР (по М. Ш. Вроно) являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов. У таких детей преобладает конкретно-образный тип мышления. Психические процессы инертны. Выражены истощаемость и пресыщаемость. Поведение незрелое. Уровень наглядно-образного мышления довольно высок, а абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным.

В отдельные формы интеллектуальной недостаточности В. В. Ковалев выделяет интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов и органов чувств, при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма.

Синдром ЗПР полиэтиологичен, основными причинами являются:

1) перинатальные поражения центральной нервной системы (гипоксически-ишемического, травматического, инфекционного, метаболического характера; алгокольная и другие фетопатии);
2) эпилепсия и эпилептические энцефалопатии;
3) гидроцефалия (в т. ч. и гипорезорбтивные нарушения);
4) краниостенозы;
5) новообразования головного мозга;
6) пороки развития головного мозга (дисгенезии мозолистого тела, голопрозэнцефалия, арахноидальные кисты и др.);
7) наследственные болезни (фенилкетонурия, гистидинемия, гомоцистинурия и др.);
8) митохондриальные заболевания;
9) болезни накопления;
10) хромосомные болезни (синдром Дауна, фрагильная Х-хромосома и др.);
11) наследственные синдромы;
12) нейрокожные синдромы (нейрофиброматоз, туберозный склероз, энцефалотригеминальный ангиоматоз и др.);
13) врожденные эндокринные заболевания (врожденный гипотиреоз и др.);
14) аутистические расстройства (синдром Канера, Аспергера, Ретта и др.);
15) соматическая патология (болезни сердца, почек и др.);
16) снижение зрительной и слуховой функции;
17) педагогическая запущенность.

В течение в основном последнего десятилетия выявлена закономерная связь когнитивных расстройств развития с эпилепсией и эпилептической активностью в мозге. Достаточно широко наблюдаются эпилептиформные разряды в ЭЭГ у лиц, никогда не имевших эпилептических припадков. Неконтролируемое распространение спонтанных эпилептических разрядов с каскадообразным вовлечением потенциально нормальных нейронов в патологическую синхронизацию вне припадков ведет к невозможности выполнения ими нормальных функций, что проявляется всем спектром когнитивных расстройств.

По данным многих исследований, эпилептиформная активность наблюдается в ЭЭГ пациентов с когнитивными нарушениями от 20% до 90% в зависимости от формы патологии. Таким образом, выявлена обширная зона перекрытия расстройств психического развития и фенотипа с эпилептиформной и эпилептической активностью в ЭЭГ. Соответственно этому Рабочей группой по классификации и терминологии Международной противоэпилептической лиги в проект новой классификации эпилептических синдромов введена рубрика «Эпилептические энцефалопатии», куда отнесены эпилепсии и эпилептические синдромы, при которых эпилептические разряды в мозге приводят к прогрессирующей мозговой дисфункции. Препаратом первого выбора в лечении когнитивных эпилептических расстройств является вальпроевая кислота.

Оценка психического развития ребенка включает в себя:

1) предречевое и речевое развитие;
2) развитие восприятия (представления о частях тела, бытовых предметах, цвете, размере, форме, ориентировка в пространстве);
3) развитие памяти (стихи, пересказы);
4) развитие мышления (знания об окружающем мире — время года, время суток; аналитико-синтетическая деятельность, способность к сравнению, обобщению, классификации);
5) развитие внимания (устойчивость, переключаемость);
6) развитие игровой деятельности;
7) развитие изобразительной деятельности (рисование, лепка) и конструирования (постройки и др.);
8) развитие навыков самообслуживания (гигиенические навыки, аккуратность, одевание/раздевание, прием пищи и др.);
9) становление эмоционально-волевой сферы (устойчивость чувств и действий, ответственность, критичность к своему поведению, саморегуляция поведения);
10) коммуникативное развитие (контактность и адекватность поведения в общении с окружающими: интерес ребенка к взрослому, способность привлечь внимание взрослого, реакция на отношение взрослого);
11) развитие самосознания (знания о себе — имя, фамилия, адрес; самооценка, саморегуляция поведения);
12) развитие школьных навыков (счет, чтение, письмо и др.).

Для исследования уровня психического развития ребенка используются психологические тесты (шкала Бейли, денверовский тест и многие другие). Уровень интеллекта по системе IQ определяется у детей старше 3 лет.

В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития», при этом используются следующие основные рубрики:

  1. F80. Специфические расстройства развития речи и языка (F80.0. Специфическое расстройство артикуляции; F80.1. Расстройство экспрессивной речи; F80.2. Расстройство рецептивной речи).
  2. F81. Специфические расстройства развития учебных навыков (F81.0. Специфическое расстройство чтения (дислексия); F81.1. Специфическое расстройство спеллингования (дисграфия); F81.2. Специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулия); F81.3. Смешанное расстройство учебных навыков; F81.8. Другие расстройства учебных навыков).
  3. F82. Специфические расстройства развития моторных функций (диспраксия).
  4. F83. Смешанные специфические расстройства психического развития.

ЗПР часто сопутствуют состояния, отраженные в разделе «F90-F98» МКБ-10 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (F90. Гиперкинетические расстройства: F90.0. Нарушение активности и внимания; 90.1. Гиперкинетическое расстройство поведения; F91. Расстройства поведения; F93.1. Фобическое тревожное расстройство; F95. Тики; F98.0. Энурез неорганической природы; F98.1. Энкопрез неорганической природы; F98.5. Заикание и др.).

В основе лечения ЗПР лежит мультидисциплинарный подход с активным участием неврологов, педиатров, психологов, психиатров, логопедов, педагогов-дефектологов (в т. ч. монтессори-педагогов). Коррекция должна проводиться длительно. Основным направлением помощи детям с ЗПР является разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы. В случае ее недостаточной эффективности применяется медикаментозная терапия. При этом препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos — мышление, разум, интеллект; tropos — поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии и токсическим воздействиям. Их общее свойство — действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

В настоящее время при ЗПР используются следующие нейротропные средства:

Выбор лекарственного средства проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка и коморбидных состояний. При этом ведущим является возбудимость нервной системы. При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов. Следует отметить, что в отсутствии ясности патогенеза когнитивных нарушений этот выбор часто носит случайный характер из числа многочисленных препаратов, в большом числе случаев не прошедших соответствующего тестирования на эффективность. В любых случаях рекомендуется монотерапия, назначаемая в одном-двух приемах в день.

При задержках психомоторного развития у детей до года, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, а также ЗПР с преимущественно речевыми расстройствами у дошкольников более 15 лет в России эффективно используется Энцефабол. В контролируемых клинических исследованиях показана эффективность ноотропа пиритинола (Энцефабол).

Место Энцефабола среди современных ноотропных средств не совсем обычно. Согласно формальным критериям классификации ноотропов, Энцефабол относится к препаратам смешанного типа (нейропротекторам) и включен в подгруппу антиоксидантов. Действительно, антиоксидантный механизм является одним из ведущих (но далеко не единственным) в спектре его фармакологической активности. Однако если исходить из клинико-фармакологических эффектов Энцефабола, в том числе его влияния на интеллектуально-мнестические функции, то данный препарат приближается к истинным ноотропам (рацетамовым производным и холинергическим средствам). Такое своеобразное действие Энцефабола определяет присущие только этому препарату фармакологические особенности и показания к клиническому применению.

Пиритинол (Энцефабол) представляет собой удвоенную молекулу пиридоксина. Активное действующее вещество Энцефабола — пиритинол. По химической структуре он близок к пиридоксину (витамину В6), являясь по сути его удвоенной молекулой, но обладает несколько отличными от пиридоксина фармакологическими эффектами.

Пиридоксин (витамин B6) является прекурсором глутамата и ГАМК — главных нейротрансмиттеров в ЦНС, с чем, возможно, связаны его ноотропные свойства. Пиритинол активирует метаболизм мозга, холинэргическую передачу, способствует стабилизации мембраны нервных клеток, предотвращает образование свободных радикалов, с чем, очевидно, связаны его нейропротекторные свойства.

В экспериментах он улучшает межполушарное проведение нервных импульсов, корригирует пренатальные и перинатальные нарушения развития мозга у мышей с гиперактивностью, нарушением обучения и координации. В контролированных исследованиях выявлены возможности фармакотерапии Энцефаболом пациентов с задержкой общего и речевого развития, дисфазией, дислексией, дисграфией и дезартикуляцией и трудностями обучения. В исследовании когнитивных электрических потенциалов мозга показано, что улучшение при лечении пиритинолом обусловлено увеличением скорости и объема перерабатываемой информации.

Важнейшая сторона действия пиритинола заключается в его влиянии на энергетический метаболизм клетки. Под воздействием пиритинола, прекрасно проникающего через гематоэнцефалический барьер, происходит усиление транспорта глюкозы и натрия в нейронах, а также замедление обмена фосфатов между нервной тканью и кровью , осуществляется накопление фосфатов — важнейшего субстрата энергетического обеспечения — в нейронах. Для того чтобы оценить значение такого сочетания механизмов действия с точки зрения клинической практики, следует помнить, что детерминантным патологическим процессом при ишемии мозга является не недостаток кислорода (играющий только причинную роль), а порождаемый им энергетический дефицит Энцефабола в структурно-функциональном плане значительно разнообразнее, чем только влияние на энергообеспечение нейронов.

Данный препарат принимает непосредственное участие в белоксинтетических процессах в нервных клетках, в частности в процессах биосинтеза информационной РНК. Возможно, данный механизм играет важную роль в реализации мнемотропных эффектов Энцефабола, его влиянии на различные виды памяти, а также в улучшении пластических процессов в ЦНС.

Важно отметить, что упомянутые эффекты Энцефабола реализуются в первую очередь в лимбико-ретикулярном комплексе. Очевидно, что Энцефабол, активируя ретикулярную формацию, существенно повышает функциональную активность головного мозга, является достаточно мощным нейродинамиком.

Необходимо подчеркнуть и наличие сосудистого компонента в действии Энцефабола. До настоящего времени остается дискутабельным вопрос, в какой мере его вазотропные свойства являются первичными (непосредственное влияние на метаболические процессы в стенке мозговых сосудов), а в какой — вторичными, в результате нормализующего воздействия на нейроны сосудодвигательных центров головного мозга. Тем не менее, под влиянием Энцефабола отмечается нормализация кровотока в ишемизированных регионах ЦНС, улучшение микроциркуляции и реологических свойств крови — повышение эластичности эритроцитов и уменьшение вязкости крови (за счет повышения содержания АТФ в мембране эритроцитов).

В официальной аннотации к Энцефаболу нет противопоказаний к его применению при эпилепсии, а анализ литературы не выявил публикаций о проконвульсивном его действии в базе данных highwire.stanford.edu (всего 162 публикации с 1970 по 2010 гг.). Возможно применение этого препарата в качестве дополнительной к противоэпилептической терапии для коррекции когнитивного дефицита. Было показано, что пиритинол активирует глутаматдекарбоксилазу, тем самым увеличивая продукцию тормозного нейротрансмиттера ГАМК, соответственно этому показано антиконвульсивное действие пиритинола при экспериментальной эпилепсии. Минимальный потенциал межлекарственного взаимодействия у Энцефабола предоставляет возможность его широкого применения в рамках комплексной терапии эпилепсии.

На основе собственного многолетнего опыта применения Энцефабола нами был проведен анализ наиболее частых клинических эффектов Энцефабола при лечении ЗПР (рис.).

Важнейшей клинической характеристикой Энцефабола является его безопасность, что особенно актуально, учитывая специфику популяции — основных потребителей данного препарата — педиатрической, где проблемы безопасности не уступают по своей значимости оценке эффективности. Побочные реакции при приеме Энцефабола возникают редко и, как правило, связаны с его общестимулирующим действием (бессонница, повышенная возбудимость, легкие формы головокружения) или в крайне редких случаях — с индивидуальной непереносимостью (аллергические реакции, диспептические проявления). Все вышеописанные симптомы практически всегда носят преходящий характер и не всегда требуют отмены препарата.

На фармацевтическом рынке России препарат Энцефабол представлен в виде суспензии для перорального применения по 200 мл во флаконе и таблеток, покрытых оболочкой по 100 мг.

Дозировка Энцефабола обычно составляет, в зависимости от стадии патологического процесса и индивидуальной реакции:

  • для взрослых — по 1–2 таблетки или 1–2 чайных ложки суспензии 3 раза в день (300–600 мг);
  • для новорожденных — с 3-го дня жизни по 1 мл суспензии в день утром в течение месяца;
  • со 2-го месяца жизни следует увеличивать дозу на 1 мл каждую неделю до 5 мл (1 чайная ложка) в день;
  • для детей от 1 года до 7 лет — по 1/2–1 чайной ложке суспензии 1–3 раза в день;
  • для детей старше 7 лет — по 1/2–1 чайной ложке суспензии 1–3 раза в день или 1–2 таблетки 1–3 раза в день.

Хотя первые результаты клинического действия Энцефабола могут проявляться уже через 2–4 недели приема препарата, оптимальные результаты, как правило, достигаются при длительности курса в 6–12 недель.

Литература

А. П. Скоромец1, 2, 3, доктор медицинских наук, профессор
И. Л. Семичова4
И. А. Крюкова1, 2, 3, кандидат медицинских наук
Т. В. Фомина6
М. В. Шумилина3, 5

1СПбМАПО, 2СПбГПМА, 3ДГБ № 1, 4СПбГЦ «Детская психиатрия»,
5СПбГМУ, Санкт-Петербург
6МСЧ 71 ФМБА РФ, Челябинск

Контактная информация об авторах для переписки: maria_shumilina@yahoo.com

Рис.Наиболее отчетливые клинические эффекты Энцефабола в группе детей с задержкой речевого развития (первичная и вторичная ЗПР), n = 500, возраст 1–3 года. Курс Энцефабола 8 недель по 1–2 ч. л. в сутки в первую половину дня

Купить номер с этой статьей в pdf

Когитум при сенсорно-моторной алалии, ЗПРР и аутичных чертах

С принятием Cogitum ребенок легче поглощает и консолидирует информацию, становится спокойным в стрессовых ситуациях. Чаще всего назначается детям от 6-7 лет, в период дошкольного развития, когда ребенок нуждается в мозговой стимуляции.

Состав: основной компонент: калия ацетиламиносукцинат. Среди дополнительных компонентов стоит отметить: фруктозу, банановый ароматизатор и очищенную воду.

Фармакологическое действие: оказывает общетонизирующее воздействие на участки головного мозга и ЦНС.

Показания к применению: дополнение лечения астенического синдрома.

Способ применения: пероральное применение по индивидуальному назначению врача.

Общепринятая схема: для детей с 7 до 10 лет – 1 ампула в сутки (длительность курса – 20 дней), для детей старше 10 лет и взрослых – 2-3 ампулы (курс лечения 20 дней).

Побочные действия: редко – признаки аллергической реакции.

Противопоказания: запрещается к применению при наличии аллергической реакции на компонентный состав.

Беременность: недостаточно клинических данных.

Лекарственное взаимодействие: информации о взаимодействии с иными препаратами лекарственной группы – нет.

Передозировка: достоверной информации о проявлении симптомов передозировки – нет.

Форма выпуска: прозрачный раствор желтого оттенка в индивидуальных ампулах по 10 миллилитров со сладким вкусом и запахом банана.

Условия хранения: хранить в сухом, защищенном от света и доступа детей месте при температуре воздуха до 25 градусов.

Фармакологическая группа: относится к группе адаптогенов и общетонизирующих средств.

Как отличить от подделки: когитум производится только во Франции, компанией «Патеон Франс». Ампулы с двумя наконечниками, затемненные, жидкость светло-желтого цвета с ярко выраженным запахом банана. Покупать препарат необходимо в проверенных аптеках, и при наличии сомнений относительно подлинности препарата, попросить предоставить сертификат соответствия.

Когитум — отзывы родителей

Положительные Отрицательные
Когитум оказывает расслабляющее действие на мышцы головы, что позволяет ребенку легче овладевать речевыми навыками. Вот только есть одно НО: без занятий с логопедами и дефектологами любое подобное лечение будет полностью бесполезное. К сожалению, волшебной пилюли еще не придумали, и работать над развитием малыша все равно придется. (Тина) Вы вот всерьез уверены, что аутизм вылечится и исчезнет тяжелая форма умственной отсталости и начнет развиваться речь от обычной янтарной кислоты? Как сказал наш психотерапевт: «Когитум, как святая водичка в данном случае». Не тешьте себя иллюзиями и пустыми надеждами. (Людмила)
Мы сначала Кортексин прокололи курс, и продолжили потом принимать 20 дней подряд Когитум. Дочь менялась с каждым днем, логопед отметила у нас прорывы в речевом плане, с нашей Милой стало легче работать, она стала более сконцентрированной и контактной. Результаты точно есть. Позже точно еще курс пройдем. (Оля) Нашему сынульке 7 лет, Когитум нам прописывали еще с 3-х летнего возраста, я категорически отказывалась, так как нет исследований, которые бы подтверждали безопасность применения данного препарата до семилетнего возраста. Теперь все же решилась, так вот, поведение ухудшилось, усилилась раздражительность, уменьшилась усидчивость. Но есть и плюс, речь хоть какая-никакая но появилась. У меня двоякое чувство от Когитума. (Кристина)
Раньше только Пантогам нам прописывали (нам 4 года). На этот раз на приеме у психоневролога нам был выписан Когитум курсом в 20 дней. Да, ампулы для нашей семьи оказались дороговаты, но что не сделаешь для своего ребенка. Через 10 дней появились отдельные слова, и ребенок с удовольствием пытался познавать новое дальше, его заинтересовали книги, пазлы, кубики с буквами (мы даже слаживаем уже 5 слов) – это невероятный для нас прогресс. (Марина) Речь не появилась, ребенок стал раздражительным, гиперактивным, пропал дневной сон, ночной сон сократился до 5 часов. Не вижу ни единого плюса в данной терапии! (Лиза)
Когитум оказывает на ЦНС общетонизирующее действие. Нам, к сожалению, одного курса было мало, а вот у знакомой уже на 15 ампуле получилось «растормозить» ребенка (речь прорвало, и работать с ним стало легче). Так что кому как, все зависит от степени заболевания, но попробовать стоит. (Анна)
Мы уже два года сидим на Когитуме, один курс (20 дней) проходим раз в полгода. После него стала наблюдать прям взрыв понималок и умелок, словарный запас пополняется. Побочных эффектов за препаратом я не заметила, нам он ну очень подошел))) (Рената)
Раньше я была не мама, а «оооо», пятидневное применение Когитума проявило новые способности ребенка, теперь он обращается и ко мне, и к папе: «мама» и «папа». Позже появилась «баба», «дядя», «деда». И к 20 дню первого курса в нашем словарном запасе было 15 слов, целых 15 слов – это такая для нас высота, если учесть, что 5 лет ребенок мычал и даже не пытался контактировать с нами. (Соня)
С Когитумом мы «подружились», так как результаты от его применения есть. Да, его рекомендуют принимать с 7 лет, но речь ребенку развивать нужно и стимулировать до 4. И мы на свой страх и риск решились на прием препарата в трехлетнем возрасте. И знаете, ни на секунду не пожалела о своем выборе. Важный момент: нам доктор, перед тем как его назначить, выписала анализы на уровень аминокислот. Может из-за неправильного подхода к лечению и всплывают отрицательные отзывы и побочки у детей? (Раиса)
У нас появилось беспросветное лепетание и попытки называть предметы своими именами (правда, на своем, «марсианском»). Пусть даже так, но попытки познавать мир появились, раньше дочь вообще была как не в этом мире, где-то на связи с космосом. Единственный минус – Когитум несколько возбуждает и пропал дневной сон. После курса, режим восстановился. (Яна)
У нас диагноз «расстройство аутистического спектра», сначала начали принимать Когитум, появилась диарея и небольшая сыпь. Пошли к своему невропатологу, она объяснила, что важно придерживаться еще и диеты (безказеиновой, безлактозной и безглютеновой). Так вот, после ограничения определенных продуктов в рационе, все побочные эффекты исчезли, а эффективность начала проявляться в виде отдельных слов, говорящих в тему, а не просто так))) (Нина)

У родителей мнения по поводу применения Когитума в период лечения аутизма и ЗПРР расходятся.

Важно: не занимайтесь самолечением, длительность курса и дозировку должен назначать исключительно лечащий врач!

Отзывы врачей о применении Когитума в период речевой коррекции у детей с РАС и ЗПРР

Положительные Отрицательные
Как и в детской неврологии, так и при лечении взрослых, препарат демонстрирует хорошие результаты. Он помогает преодолевать проблемы с обучением и отсутствием речи. Можно использовать в качестве вспомогательного средства при лечении синдрома Жиль де ля Туретта, а также в период борьбы с гиперактивностью. (невролог, Ефименко В.Н.) Не вижу смысла в приеме данного препарата, есть более сильные и эффективные средства. В своей практике не использую. (невролог, Смирнова Е.А.)
В своей практике давно применяю данный препарат в период лечения детей с речевыми задержками в возрасте 3+. Рекомендую принимать Когитум в комплексе с занятиями у логопеда и дефектолога. Моя практика показывает положительную динамику уже после второго курса. Из плюсов также стоит отметить удобную форму приема. А вот из минусов, которые отмечают чаще родители – это высокая цена (очень часто родители игнорируют препарат именно из-за цены, недооценивая его эффективность). (детский невролог, Лоцман О.О.) Использовать ранее 7-ми летнего возраста категорически не рекомендую, да и колоссальной эффективности после приема Когитума не наблюдалось в моей практике. Так, разве что использовать в качестве дополнительной терапии и не более. (психоневролог, Ярцев С.Н.)
Назначаю Когитум не часто, но во всех случаях отмечается положительная динамика, особенно если сопровождать терапию логопедическими занятиями. Из минусов – цена, не всем родителям «особенных» детей препарат «по карману». (детский невролог, Олейникова Е.А.) Не использовала в своей практике янтарную кислоту, на данный момент не вижу я явных ее плюсов. (невролог, Соколова Ю.С.)
Высокоэффективное и довольно мощное средство, которое оказывает психостимулирующее воздействие. В моей практике назначала только детям старшей возрастной категории. В результате отмечалось развитие речи и подавление перенапряжения. Но подбирать схему приема, должен лечащий врач! Будьте здоровы! (Макарова С.В.) Схему, указанную в инструкции применять не эффективно, да и без последствий для организма лечение не проходит. Необходимо подбирать схему индивидуально, учитывая аминокислотное состояние в организме. Детям с «качелями» в аминокислотах, Когитум противопоказан. (Лемешко Т.И., психиатр)
Когитум сильнодействующий препарат, и для маленьких пациентов его назначать рискованно, ну очень много у него побочных эффектов. Но, что качается детей, начиная с семилетнего возраста, после нескольких курсов удается минимизировать последствия родовых травм. Я лично активно его использую в практике и многим рекомендую. (Германов Степан Дмитриевич, врач-невролог)
В лечении невралгических расстройств и депрессивных состояний Когитум просто незаменим. За всю мою практику (35 лет) не встречалось ситуаций, с появлением побочных эффектов после приема препарата. Я рекомендую. (врач-невролог Сомова Валентина Львовна)
Не вижу никаких противопоказаний к использованию препарата в раннем детском возрасте. Мозг стимулировать важно в первые годы ребенка. Я назначаю своим пациентам его и отмечаю положительную динамику. (Радионов Д.С. , психоневролог)
Родителям хочу пожелать терпения и ни в коем случае не начинать экспериментировать с препаратом, какой бы он хороший по отзывам не был. Каждое лекарственное средство должен назначать врач. Что касается Когитума, я поддерживаю своих коллег, да, это мощное и эффективное средство, которое, несмотря на свою стоимость, должно использоваться при восстановлении мозговой деятельности у детей с ЗПРР и аутизмом. (Маловичко Л.П., психоневролог)

Вывод

Учитывая мнение врачей и родителей можно сделать вывод, что Когитум – эффективный препарат для лечения умственной неполноценности и отсутствия речевого навыка. Многие педиатры, неврологи и психоневрологи рекомендуют его своим пациентам и отмечают положительную динамику после терапии. Некоторые врачи используют Когитум для лечения аутизма у детей младше семилетнего возраста.

Статья в тему: Глиатилин при аутизме

Важно: самолечение может усугубить состояние пациента.

Указанная на данной странице информация упрощена и является дополнением к официальной инструкции, представлена только с ознакомительной целью.

Только лечащий врач может определить необходимость, дозировку и схему лечения с применением Когитума.

Уколы для развития речи: целесообразность, показания и препараты

Умение разговаривать — одно из базовых, отличающих человека от животных. Но в некоторых случаях его формирование запаздывает. Тогда неврологи могут назначать уколы детям для развития речи.

Такой способ коррекции часто выбирается для детей младшего возраста. Это связано с затруднением терапии таблетированными формами. Но инъекционные препараты часто имеют высокий уровень активности, поэтому особое внимание уделяется дозировке и правильному подбору медикамента.

Когда назначают инъекционные препараты

Существующие нормы развития речевого навыка позволяют говорить о существенных задержках лишь после 3-х лет. До этого возраста возможно наблюдение логопеда и невролога с немедикаментозной коррекцией. Для этого родители выполняют ряд упражнений вместе с ребёнком в кабинете у специалиста или дома.

Если к трём годам речь не наладилась, может быть выставлен диагноз «специфическое расстройство речевого развития». Оно подразумевает отставание ребёнка от возрастных критериев по умению разговаривать, но отмечается сохранность уровня интеллекта, слуха и есть комфортные условия для обучения. В анамнезе исключены нейроинфекции и травмы мозга и костей черепа. Цикличности в течении болезни не отмечается.

Но сама по себе задержка развития речи не может быть показанием к немедленному началу инъекционной терапии. Выбор методики подразумевает наблюдение за пациентом не менее полугода и попытки коррекции щадящими способами. Если они не приносят положительного результата, подключаются препараты в виде уколов.

Виды лекарств

Самой популярной группой препаратов для улучшения речи считаются ноотропы. Они позволяют наладить питание и работу мозга. За счёт этого происходит развитие когнитивных функций.

Вторыми по частоте использования считаются лекарства с тканеспецифической и антиоксидантной активностью. Эти средства ускоряют обновление и восстановление нейронов, одновременно улучшая их функционирование. Третьими в списке оказались нейропротекторы, обеспечивающие защиту нервных клеток от повреждения и воздействия факторов внешней среды.

Церебролизин

Это средство пользуется особенной популярностью у неврологов. Оно помогает улучшить обменные процессы в коре головного мозга и предотвратить гибель его клеток при недостаточном кровообращении. Кроме речи, препарат улучшает память и повышает способность концентрировать внимание.

В 1 мл лекарства находится 215,2 мг пептидов, выделенных из свиного мозга. До 5 мл препарата вводится в мышцу. Дозировка для ребёнка подбирается в расчёте 0,1-0,2 мл на 1 кг веса.

Если требуется большее количество средства, его вводят через вену. Более 10 мл показано использовать при помощи инфузионной системы. Терапевтический курс составляет от 10 до 20 дней при кратности использования 1 раз в сутки.

Кортексин

Препарат относят к стимуляторам когнитивной деятельности мозга. Он облегчает запоминание и обучение новым функциям, в том числе речи. Лекарство могут выписывать в качестве защиты мозга от сильного стресса.

В составе одного флакона содержится 10 мг активного вещества, которое представляет собой полипептидные фракции, растворимые в воде. В качестве стабилизатора в Кортексин добавлен глицин в количестве 12 мг. Вместе они составляют лиофилизированный порошок чисто-белого или желтоватого цвета.

За счёт малого размера молекул активного вещества лекарство способно проникать через гематоэнцефалический барьер. Так оно напрямую действует на нейроны головного мозга. В результате повышается способность к обучению и запоминанию, улучшается внимание. Также возрастает способность нервной системы реагировать на раздражители. Это увеличивает активность и любознательность ребёнка.

Кортексин позволяет настроить организм на выработку оптимального количества серотонина, дофамина и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). При этом нормализуется биоэлектрическая активность мозга. Препарат также предохраняет мозг от воздействия свободных радикалов.

Наибольший эффект лекарство даёт при включении в состав комплексной терапии. Его применяют в качестве средства при расстройствах когнитивных функций, в том числе речи, падении уровня и скорости обучаемости и задержке психомоторного развития. К другим показаниям относятся травмы головы и нарушение кровообращения в сосудах мозга.

Введение Кортексина сопровождается болезненными ощущениями. Поэтому его можно разводить в 0,5% растворе новокаина (прокаина). Для одной инъекции достаточно 1-2 мл обезболивающего средства. Детям этот метод не подходит, так как возрастает риск аллергических реакций. Поэтому для них препарат разводят изотоническим раствором натрия хлорида и подогревают до 25-29 °С.

Лекарство может образовывать пену, поэтому набирать его следует аккуратно по стенке флакона.

Инъекции выполняются ежедневно по 1 разу (предпочтительно в утреннее время) внутримышечно. Для этого подойдёт плечевая область или передняя часть бедра (используется у малышей). Длительность терапии составляет 10 дней. Дозировка зависит от веса пациента: менее 20 кг достаточно 0,5 мг/кг, а от 20 кг и выше — по 10 мг. Повторить курс лечения можно через 3-6 месяцев.

Глиатилин

Препарат расфасован в ампулы по 4 мл, в каждой из которой присутствует 1000 мг альфосцерата холина. Всего в картонной коробке может быть 1 или 3 флакона, запаянных в ячейку из пластика. Лекарство относится к группе нейропротекторов, которые оберегают нейроны от повреждений.

Глиатилин действует на холинергические рецепторы, в результате чего импульсы быстрее передаются от одного нейрона к другому. Препарат также влияет на мембраны нервных клеток, облегчая этот переход. Среди прочих свойств, отмечается выработка оптимальной дозы ацетилхолина для поддержания спокойного состояния пациента.

При оральном приёме активное вещество на 88% поступает через гематоэнцефалический барьер к нейронам. В головном мозге происходит накопление метаболитов — глицерофосфата и холина. Первый улучшает проницаемость мембран и передачу импульса, а второй положительно влияет на холинергические рецепторы. Выводится препарат на 85% лёгкими, распадаясь до углекислого газа, а также кишечником и почками.

Церепро

Это препарат считается аналогом предыдущего. В его 1 мл содержится 250 мг гидрата глицерилфосфорилхолина. Лекарство разлито во флаконы, объёмом 4 мл, которые сгруппированы по 3, 5 или 10 штук в упаковки из тонкого картона.

Раствор препарата можно вводить как внутримышечно, так и внутривенно. Он не имеет цвета и осадка. Лекарство входит в группу ноотропов и относится к холиномиметикам центрального типа. Он помогает сохранить гибкость и целостность клеточной мембраны, стимулируя синтез ацетилхолина. В результате ускоряется кровоток в сосудах мозга, повышаются когнитивные способности пациента.

Актовегин

Это лекарство повышает метаболическую активность тканей, в том числе головного мозга. В состав 1 ампулы на 10 мл входит 400 мг гемодеривата крови, лишённого пептидов (в сухом виде). Также обнаруживается хлорид натрия, который остается из сырья для препарата и не оказывает влияния на организм.

Актовегин можно вводить как внутримышечно, так и внутривенно в форме инъекции или капельно. Он способен вызывать сильные аллергические реакции, поэтому многие предпочитают провести тест на гиперчувствительность перед применением.

Пирацетам

Препарат относится к производному гамма-аминомасляной кислоты циклического типа. Ноотропный эффект достигается за счёт способности активного вещества связываться с головками фосфолипидов мембраны нейроцита. Это позволяет улучшить её защитные свойства и повысить функциональность в целом.

Лекарство также влияет на постсинаптические рецепторы, облегчая передачу импульсов по нейронам. Его назначают для усиления интеллектуальной активности, в том числе для развития речевого навыка у ребёнка. Эффект достигается за счёт налаживания межполушарного взаимодействия и усиления межсинаптической проводимости в подкорковых слоях головного мозга.

Пирацетам улучшает память и внимание, увеличивает обучаемость и самосознание, повышает результативность интеллектуальной деятельности. При этом он лишён психостимулирующих и успокоительных свойств. Оптимальное количество активного вещества образуется после 3-х дней приёма и сохраняется до конца курса. Биодоступность препарата приближена к 100%. Он легко проходит через гематоэнцефалический и гематоплацентарный барьер. Накопление препарата происходит в коре больших полушарий, преимущественно в затылочных, теменных и лобных долях, а также в базальных ядрах и мозжечке.

Сравнительная характеристика препаратов

Уколы для развития речи у детей могут быть представлены различными лекарствами. Выбор осуществляет врач на основе индивидуальных особенностей ребёнка. Учитывать нужно не только уровень отклонения от нормы по развитию речи, но и противопоказания, а также возможные осложнения у детей различного возраста.

Церебролизин пользуется наибольшей популярностью среди родителей пациентов. Абсолютное большинство отмечает резкий скачок навыков у ребёнка после курса терапии. Но цена на него ограничивает его применение для некоторых слоёв населения. Тогда используются аналоги препарата.

Кортексин также относится к дорогостоящим препаратам. Его можно назначать детям первого года жизни при выраженных нарушениях мозгового кровообращения. Это говорит о безопасности лекарства для ребёнка. Но в его эффективности многие сомневаются из-за неоднозначного состава.

Глиатилин и Церепро различные по названию, но идентичные по составу и показаниям. Они безопасны не только для детей, но и для беременных женщин. Побочных эффектов у препаратов нет, а симптомы передозировки не наблюдались.

Актовегин также безопасен для детей младшего возраста. Он может производиться в двух местах: в Австрии и в России. По составу препараты идентичны, но по производимому эффекту могут различаться. Поэтому нужно быть внимательным при покупке и обращать внимание на место выпуска.

Единственное лекарство, имеющее противопоказания, это Пирацетам.

Оно оказывает наиболее выраженный эффект, но не может назначаться при болезни Гентингтона, наличии психомоторного возбуждения, кровоизлияния в мозг, недостаточности работы почек в терминальной стадии и возрасте ребёнка до 3-х лет. При этом нужно быть особенно аккуратными, если у пациента есть патологии свёртывающей системы или недавно было проведено хирургическое вмешательство. Из-за прохождения через гематоплацентарный барьер препарат не назначается беременным и кормящим женщинам.

Инъекции для стимуляции речи должны быть крайним способом коррекции, когда все другие показали свою неэффективность, а возраст ребёнка больше 3-х лет. Назначение препарата производится врачом-неврологом после очной консультации пациента. Если остальные методики показали свою несостоятельность, не стоит отказываться от уколов. Большинство из них абсолютно безвредны, но позволяют в короткие сроки улучшить когнитивные функции мозга у ребёнка.