Требования к освещению
Содержание
- Гигиенические требования к естественному освещению жилища
- Методичка по гигиене.2 тема.Освещение
- Для каких помещений данный СанПиН регламентирует нормы освещенности
- Требования к естественному освещению помещений
- Гигиенические требования к естественному освещению
- Светильники для общеобразовательных учреждений, информация из СП 52.13330
- Требования к естественному освещению помещений
- Светодиодные светильники в школах СанПиН
- Светильник светодиодный для образовательных учреждений, СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016
- Какие светодиодные светильники использовать для установки в школу
- Нормативы освещения в школе
- Цены на светильники для школы
- Требования к освещению
- Естественное освещение
Нормальное естественное освещение имеет важное гигиеническое значение. Свет оказывает благотворное влияние на организм человека, активизирует обмен веществ, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.
Достаточность естественной освещенности зданий зависит от ряда причин:
а) ориентации окон по странам света. С гигиенической точки зрения наиболее целесообразна ориентация на юг и юго-восток.
В средних широтах длинная ось здания должна быть направлена с северо-востока на юго-запад. При этом жилые помещения располагают на юго-восток, а вспомогательные — на северо-запад.
Ориентировать жилые помещения на запад не рекомендуется, так как при такой ориентации наблюдается значительная радиация летом и незначительная зимой.
В северных и южных широтах СССР рекомендуется расположение осей зданий с запада на восток (экваториальное) с ориентацией окон жилых комнат на юг, а вспомогательных на север;
б) размера и расположения окон. Верхний край окна следует располагать ближе к потолку, что способствует более глубокому проникновению света в помещение. Ширина простенков не должна превышать полуторную ширину оконных проемов. Важное значение для освещенности имеют величина и количество светопроемов, характер переплетов. Наилучшими по форме являются прямоугольные окна;
в) глубины комнаты (в помещениях с боковым односторонним освещением — это расстояние от стены с окнами до противоположной стены). Глубина комнаты не должна превышать более чем в 2 раза расстояние от верхнего края окна до пола (не более 6,5 м);
г) разрыва между зданиями. Разрыв этот должен быть не менее двойной высоты противоположного высокого здания;
д) качества стекол и степени чистоты их. Обычные стекла поглощают часть света, особенно ультрафиолетовый участок его.
Гигиенические требования к естественному освещению жилища
Загрязненные стекла уменьшают светопроницаемость на 25—50%. Занавески на окнах могут поглощать до 40% света;
е) характера окраски стен и потолка. Светлые тона, отражая свет, увеличивают освещенность.
Для характеристики естественной освещенности используются различные показатели. Один из них — коэффициент естественной освещенности (КЕО), означающий отношение освещенности точки, находящейся внутри помещения, к освещенности любой точки, находящейся на этой же плоскости, расположенной вне помещения и освещаемой рассеянным светом небосвода. Величина его выражается в процентах и нормируется в зависимости от назначения помещения и характера выполняемой работы. Для жилых помещений он должен быть не менее 0,5%.
Световой коэффициент (СК) — отношение застекленной поверхности окон к площади пола в помещении. Он выражается в виде простой дроби, где числитель — единица, знаменатель — число, показывающее, какую часть от площади пола занимает остекленная поверхность окон.
Норма светового коэффициента зависит от характера помещения. Для жилых помещений световой коэффициент должен быть не менее 1/8—1/10.
Учитывая бактерицидный и лечебный эффект солнечного света, целесообразно больничные палаты ориентировать на юг. Световой коэффициент в палатах должен быть в пределах 1:6—1:7, коэффициент естественной освещенности — 1 %. Искусственное освещение в палатах при лампах накаливания составляет 30 лк, при люминесцентных — 75 лк. Желательно, чтобы каждая койка имела местное освещение. В палатах должно быть предусмотрено ночное освещение.
Последние изменения и приложения к СанПиН по освещенности 2.2.1/2.1.1.1278-03, обязательные к соблюдению при проектировании новых и реконструкции возведенных жилых и общественных сооружений, вы найдете в системе «Техэксперт: Охрана труда».
Консультации наших специалистов помогут найти ответы на такие вопросы, как:
- Какова требуемая степень естественного освещения на рабочем месте и обязательно ли дневное освещение?
Методичка по гигиене.2 тема.Освещение
- Если в кабинете установлены лампы накаливания, правомерно ли снижать освещение рабочей поверхности на ступень при оценке световой среды?
- Нормы для освещения рабочих мест согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СНиП 23-05-95 отличаются, какие данные должны быть в приоритете при аттестации рабочего места?
- Обустройство аптек может выполняться как по приказу Минздрава № 309 от 21.10.1997, так и по СанПиНу о естественном и искусственном освещении. Какой из этих документов весомее?
- При проведении спецоценки условий труда работников розничной торговли оценивается ли световая среда?
Для каких помещений данный СанПиН регламентирует нормы освещенности
СанПиН 1278 были утверждены приказом главного санитарного врача РФ Геннадием Онищенко в апреле 2003 года и вступили в силу 15.06.2003. Нормы разрабатывались с учетом 52-ФЗ, постановления правительства № 554 от 24.07.2000 и положений о государственной санэпидемслужбе и санэпидем нормировании. Пользователям «Техэксперт: Охрана труда» доступна как первоначальная редакция, так и СанПиН 1278 03 с изменениями за 2015 год.
Что изменилось в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 в 2015 году
В новой редакции 2013 года впервые запрещается использование ксеноновых ламп для освещения помещений, приоритет отдается галогенным лампам накаливания за исключением случаев, когда речь идет о разрядных источниках света.
Обновленный СанПиН по освещению производственных помещений также ввел ограничения для освещенных рекламных конструкций. Размещать их можно на расстоянии одного метра от геометрического центра светового проема.
Данный СанПиН разделяет естественное освещение на комбинированное, верхнее и боковое, а искусственное освещение на аварийное и рабочее. При расчете характеристик освещенности рабочих мест необходимо учитывать не только нормы СанПиН 1278 03, но и СанПиН 2.2.4. 548-96, СанПиН 2.1.3.2630-10.
Требования к естественному освещению помещений
Естественное освещение в первую очередь зависит от климатического пояса. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений.
Естественное освещение создается главным образом за счет прямого, рассеянного, а также отраженного от окружающих предметов солнечного света.
Естественное освещение помещений — это освещение светом неба (прямое, рассеянное, отраженное), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях жилых и общественных зданий.
Основные гигиенические требования к освещению заключаются в обеспечении достаточности света для создания нормальных условий для зрительной работы.
Освещение должно соответствовать назначению помещения, быть регулируемым и безопасным, не оказывать слепящего действия, а также вредного воздействия на человека и внутреннюю среду помещения.
Недостаточное или нерациональное освещение приводит к утомлению глаз и центральной нервной системы, понижает умственную и физическую работоспособность, создает ощущение дискомфорта, приводит к развитию ряда заболеваний, в частности близорукости у детей, а также способствует возможности получения травм.
Поэтому все помещения, предназначенные для длительного пребывания людей, должны быть освещены прямыми и рассеянными солнечными лучами.
Уровни освещенности помещений естественным светом оцениваются с помощью относительного показателя КЕО (коэффициента естественной освещенности), который отражает отношение освещенности, создаваемой светом неба (непосредственным или отраженным) в определенной точке заданной плоскости внутри помещения, к одновременно замеренной наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода.
Необходимость нормирования данного относительного показателя связана с тем, что уровень естественного освещения в помещениях зависит от светового климата, ориентации здания по отношению к сторонам горизонта, от ширины улиц, от конструктивных особенностей окон, а также от таких объективных факторов, как близко расположенные здания или деревья.
Для одних и тех же по назначению помещений, расположенных в различных местностях, нормативное значение КЕО будет различным.
Гигиенические требования к естественному освещению
Для местности с меньшим световым потенциалом он будет большим и наоборот.
Гигиенические требования к естественному освещению помещений жилых и общественных зданий в зависимости от назначения помещений и типа естественного освещения (боковое, верхнее и комбинированное) изложены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», согласно которых нормируемое значение КЕО (при боковом освещении) должно быть: в жилых помещениях и кухнях — не менее 0,5 в расчетной точке, расположенной на расстоянии 1м от стены, наиболее удаленной от световых проемов на плоскости пола; в кабинетах, рабочих комнатах офисных и других административных зданиях — не менее 1,0 в расчетной точке, расположенной в центре помещений на рабочей поверхности; в учебных комнатах ВУЗов — 4,0, в аудиториях, лабораториях и кабинетах информатики — 3,5.
Уровень естественного освещения во всех нормируемых помещениях определяется расчетным методом, применяемым для прогнозов при решении вопросов о размещении отдельных зданий на территории населенных пунктов, при надстройках и других видах реконструкции зданий, а также в ходе эксплуатации жилых и общественных зданий с целью установления соответствия (или несоответствия) значения КЕО гигиеническим нормативам при судебных разбирательствах по вопросам, связанным с ухудшением условий проживания или условий труда граждан в связи с проведением реконструкции зданий и отдельных помещений.
В зависимости от ориентации различают три основных типа инсоляционного режима (см. табл.)
Таблица
Инсоляционный режим | Ориентация по сторонам света | Время инсоляции | Процент инсолируемой площади помещений | Количество тепла за счет солнечной радиации, КДЖ/м |
Максимальный | ЮВ; ЮЗ | 5 — 6 | 80 | Свыше 3300 |
Умеренный | Ю; В | 3 — 5 | 40 -50 | 2100 – 3300 |
Минимальный | СВ; СЗ | Менее 3 | Менее 30 | Менее 2100 |
При западной ориентации создается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, по нагреванию – максимальному инсоляционному режиму.
Естественное освещение комнаты зависит от следующих основных показателей:
— ориентации здания на участке (рекомендуемой ориентацией является юг; юго-восток и восток обеспечивают высокие уровни освещенности, особенно в первую половину дня, во-вторых, создают возможность наиболее ранней аэрации и инсоляции помещений, в отличие от западной ориентации при них не происходит перегрева помещений). При определении ориентации помещений необходимо пользоваться компасом, устанавливая направление определенного классного помещения.
— достаточный коэффициент естественной освещенности (КЕО, СК) (эти показатели зависят от размера окон, конфигурации (формы окон), равномерности освещения).
К естественному освещению предъявляются следующие основные требования:
1) Достаточность.
2) Равномерность.
3) Отсутствие слепимости (блесткости) и теней на рабочем месте.
4) Перегрев помещений.
При проектировании естественного освещения нужно иметь в виду, что стоимость заполнения световых проемов, как правило, больше стоимости самого ограждения. Излишнее остекление увеличивает эксплуатационные расходы, в частности, на отопление зданий.
Поэтому нельзя допускать чрезмерных площадей остекления и без нужды применять светопрозрачные ограждения.
Этот комплекс требований к системам освещения может быть дополнен влиянием светового режима на производительность труда, качество выпускаемой продукции, повышение культуры производства, снижение травматизма, сохранение зрения и здоровья людей.
Таким образом, проектирование естественного освещения – сложная задача, решить которую механическим переносом приемов светотехнического расчета из одного проекта в другой невозможно.
Когда речь заходит о выборе светильника для класса в школе, в первую очередь, на ум приходит следующий вопрос – «Можно ли в школе использовать светодиодные светильники?» В статье мы постараемся дать ответ на этот вопрос, собирая данные из разных источников. Для начала, хотелось бы упомянуть про то, что государство начинает понемногу переводить бюджетные учреждения на светодиодное освещение. Если Вы ещё не в курсе об этом, то почитайте сначала статью про постановление правительства о замене светильников на светодиодные.
Светильники для общеобразовательных учреждений, информация из СП 52.13330
В профессиональной среде бытует мнение, что светодиодные светильники для школы находятся под запретом. Это мнение не безосновательно, ведь в своде правил 52.13330.2011, а именно в пункте 7.18 написано следующее: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания». Ни слова про потолочные светодиодные светильники для школы. На данный момент СП 52.13330.2011 уже не актуален, сейчас действует редакция 2016 года. В редакции 2016 года в пункте 7.1.3 написано следующее: «В дошкольных образовательных организациях, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.
Требования к естественному освещению помещений
Использование светодиодных источников света в указанных помещениях не разрешается». Хотя тут говорится про светильники для дошкольных образовательных учреждений, конкретно про школы нет ни слова.
Светодиодные светильники в школах СанПиН
Какая информация, на тему потолочных светодиодных светильников для школы есть в СанПиН 2.4.2.2821-10? Изначально в пункте 7.2.2 не было ни слова про светодиодные светильники, но 25 декабря 2013 года было подписано постановление, о внесении изменений В САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ". Нам интересен 23-ий пункт этого постановления, там написано следующее: «Пункт 7.2.2. изложить в редакции: "7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.".».
Светильник светодиодный для образовательных учреждений, СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016
Существует также свод правил 251.1325800.2016, который описывает правила проектирования зданий общеобразовательных организаций. 26 июня 2018 года начнёт действовать изменение №1 к СП 251.1325800.2016, в котором говорится, что пункт 8.3.2 будет изложен в новой редакции: «В качестве источников света в ОУ помещений зданий ОО применяются люминесцентные лампы (кроме галофосфатных), светодиоды и иные источники света в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устанавливающими требования к искусственному освещению, и в соответствии с ». ОО – общеобразовательная организация, ОУ – осветительная установка.
Помимо этого, существует свод правил 256.1325800.2016, который описывает правила проектирования и монтажа для электроустановок жилых и общественных зданий. 27 июня 2018 года начинает действовать изменение №1 к СП 256.1325800.2016, в котором пункт 5.3.7 подвергается изменению, там теперь так же будет допускаться использование светодиодов в качестве источников света.
Какие светодиодные светильники использовать для установки в школу
Основные правила, которых следует придерживаться, если собираетесь купить светильники для школ:
1. Светильники должны быть безопасны. Люминесцентные лампы иногда имеют свойство выпадать из светильников, поэтому они должны быть надёжно закреплены. Хотя мы рекомендуем использовать светодиодные светильники – это избавит Вас от этой проблемы, а также от вредной ртути, лампы с которой требуют специальной утилизации.
2. Коэффициент пульсации потолочных светильников для школы не должен превышать 10%, у всех моделей нашего производства этот коэффициент не превышают 1%.
3. Потолочные светодиодные светильники для школы должны излучать качественный свет, приближенный к дневному. Для этого отлично подойдёт белый дневной тип свечения – 5000 К. По Вашему запросу, мы можем изготовить любой другой из доступных на рынке.
4. Освещение должно быть равномерным, не создавать ярких пятен, поэтому мы рекомендуем использовать матовые рассеиватели, но подойдёт и микропризма, она тоже очень хорошо рассеивает свет.
5. Светильники должны быть просты в обслуживании. Светодиодные светильники Пересвет не требуют никакого обслуживания. Про них можно смело сказать – поставил и забыл. Не требуется замена ламп или дросселей. Светильники проработают 25 лет и более после их установки.
Нормативы освещения в школе
Немаловажный вопрос – какая освещённость должна быть в школе? Сколько люкс должно быть в классе на парте, в кабинете труда, в кабинете черчения? В классных комнатах, в лабораториях общеобразовательных организаций, в кабинете информатики, в кабинете труда требуется 400 люкс на уровне 0,8 м (на парте/столе). В кабинетах черчения и рисования требуется 500 люкс на парте/столе. В спортивном зале школы достаточно 200 люкс на полу. Это требования для основных помещений школы, если нужна более подробная информация, можно ознакомиться с ней в СП 52.13330.2016 в Таблице Л. 1.
Цены на светильники для школы
Разброс цен на светильники потолочные для школы очень велик. Самое главное не покупать китайские дешёвые светильники для установки в школу. У таких светильников неприятная температура света – 6500 К, они обладают высоким коэффициентом пульсации – может доходить до 40%, а также у них нет электромагнитной совместимости – это значит, что износ электронных компонентов светильника будет гораздо выше, он будет оказывать негативное влияние на сеть, создавать радиопомехи, создаёт электромагнитные помехи, которые мешают работе других приборов.
Наша компания предлагает купить светодиодные светильники для школы по невысоким ценам и с отличным качеством. Мы используем драйвера производства завода Аргос (Россия), светодиоды производства LG (Южная Корея). Для заказа светильников, или консультации по освещению в школе, Вы можете позвонить по нашему телефону +7 (343) 346-38-20, либо отправить заявку на нашу электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Содержание
Вступление
Школьная гигиена – это наука об охране, укреплении и развитии здоровья подрастающего поколения, детей и подростков.
Школьная гигиена изучает особенности развития и гигиену организма школьника; гигиеническое значение природных факторов внешней среды и использование их для закаливания школьников; гигиенические требованию к зданию школы и санитарно-техническим устройствам в школе, к оборудованию школы и к учебным пособиям; гигиенические основы обучения и воспитания детей; питание школьников; профилактику болезней у детей школьного возраста. Знание этих вопросов необходимо для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания. Поэтому школьная гигиена является обязательном предметом изучения во всех педагогических учреждениях.
Школьная гигиена в своём развитии опирается на такие науки, как физиология, химия, микробиология. Школьная гигиена частично связана и с техническими науками, архитектурой и санитарной техникой.
Требования к освещению
Она учитывает основные требования к проектированию зданий школ и детских дошкольных учреждений, к их внешнему и внутреннему оформлению, в том числе и художественно-эстетическому оформлению помещения и оборудования.
Но и архитектура получает от школьной гигиены данные о санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к зданиям школ, внешнему и внутреннему оборудованию. Санитарная техника использует общие данные школьной гигиены при разработке санитарно-технических установок в школьных зданиях.
В данном реферате рассматриваются 2 наиболее важных компонента гигиены классной комнаты – это освещение и воздушно-тепловой режим учебного помещения. В реферате собраны сведения, которые представляют собой синтез данных из книг прошлого,XX века, и последнюю информацию 2002-2003 годов. Именно поэтому реферат имеет значительную ценность для учителя, который хочет познакомиться с требованиями к освещению и воздушно-тепловому режиму классной комнаты.
Гигиенические требования к освещению классной комнаты
Среди факторов внешней среды, влияющих на организм, свет занимает одно из первых мест. Свет оказывает влияние не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Идея целостности организма, ярко выраженная в работах И. П. Павлова, подтверждается и реакциями организма в ответ на воздействие света. Свет, воздействуя через орган зрения, вызывает возбуждение, распространяющееся до больших полушарий коры головного мозга.
Под воздействием света перестраиваются физиологические и психические реакции организма.
Многочисленными исследованиями воздействия естественного света на организм человека установлено, что свет влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.
Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.
Неблагоприятные условия освещения вызывают ухудшение общего самочувствия, понижение физической и умственной работоспособности. Ещё в 1870 году Ф. Ф. Эрисман убедительно доказал, что развитие близорукости школьников является следствием систематического напряжения органа зрения при недостаточной освещённости.
Особое гигиеническое значение имеет бактерицидное действие ультрафиолетовых лучей, входящих в состав спектра солнечного света. Под воздействием ультрафиолетовых лучей задерживается развитие бактерий, а при достаточно длительном воздействии бактерии погибают.
Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Активизируя процессы обмена, она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи, переводя провитамин D, находящийся в коже ребёнка, из недеятельного состояния в деятельное, обеспечивают нормальное костеообразование. Свет оказывает и психологическое воздействие; обилие света создаёт эмоционально-приподнятое, радостное настроение.
При выборе ориентации детских учреждений исходят из условий солнечной радиации. Наиболее благоприятной ориентацией во всех климатических районах является южная и юго-восточная. При южной ориентации инсоляция наиболее длительная в осенний, зимний и весенние периоды. При ориентации помещений на запад во вторую половину дня солнечные лучи проникают глубоко в помещение и вызывают значительный перегрев.
Для устранения слепящего действия прямой и отражённой блёскости при инсолюции во II, III,IV климатических районах в световых проёмах учебных и производственных помещений следует предусматривать солнцезащитные приспособления.
Несмотря на то, что оконное стекло в значительной степени задерживает биологически наиболее активные лучи солнечного спектра, тонизирующее и бактерицидное действие солнечных лучей, проникающих в помещения, достаточно велико. Интенсивность ультрафиолетовой радиации в помещении повышается при широкой аэрации, поэтому во всех основных помещениях детских учреждений должны быть установлены фармуги.
Естественное освещение
Уровень естественного освещения классного помещения прежде всего зависит от величины окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей, тем больше освещение рабочего места школьника. Установлено, что площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5. Это отношение называется световым коэффициентом. В сельской местности, где школы, как правило, строятся на открытых площадках, световой коэффициент может составлять 1:6. Верхний уровень окна должен располагаться как можно ближе к потолку (20-30 см), так как наиболее удалённые от окон места в классе освещаются именно этой частью окна. В связи с этим недопустимо устройство в школах окон с полукруглой верхней частью или в виде треугольника, так как в этом случае уменьшается светонесущая часть окна. Освещение класса зависит от величины простенков между окнами, так как ученические места, расположенные против широких простенков, будут освещены недостаточно. Поэтому простенки между окнами следует устраивать по возможности меньшими (от 30 до 50 см.). Окна класса не должны быть затемнены противостоящими зданиями. Расположенные против школьных окон дома должны быть окрашены в светлые тона, лучше всего в белый цвет. Мебель в классе следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к учащимся, так как иначе тень от руки во время письма школьника будет затенять тетрадь.
Перечисленные требования к естественному освещению школьных помещений учитываются при строительстве школьного здания и от работников школы зависит мало. Но есть целый ряд моментов, которые влияют на освещённость и могут полностью осуществляться учителями и другими работниками школы.
Освещённость класса зависит от окраски стен, потолка и мебели. Тёмные цвета поглощают большое количество световых лучей и тем самым снижают степень освещённости. Потолок в классе должен быть окрашен белой краской, стены — светлой (жёлтой, бежевой, светло- розовой), парты должны быть окрашены в светлые тона: крышки – в светло-зелёный, а боковые части и сидения в белый цвет.
Высокие цветы, расположенные на подоконниках , тоже уменьшают освещённость. Совершенно недопустимо устраивать в оконном проёме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, затемняют классную комнату. Известно, что если цветы заслоняют даже около 20% оконного проёма, то это приводит к потере 15-22,6% света в классе.
Для создания уюта и красоты цветы в школе необходимы, но располагать их надо на противоположной окнам стене, а большие цветы на полу, чтобы они не загораживали свет.
В некоторых классах и лабораториях, используемых для показа учебных фильмов, имеются затемняющие шторы. Учителя должны очень внимательно следить за тем, чтобы шторы после просмотра поднимались выше верхнего края окна, иначе они будут загораживать наиболее светонесущую часть окна.
Пыль на оконных стёклах тоже задерживает свет, а значит, и ухудшает освещение. Около 50% световых лучей через грязные, запыленные окна не проходит. Оконные стёкла должны быть ровными, так как волнистые стёкла, как и грязные, задерживают до 50% света.
Совершенно недопустимо закрашивать стёкла белой масляной краской или вставлять матовые стёкла, как это делают иногда в некоторых школах, чтобы дети не смотрели в окно и не отвлекались от занятий. Это вредно вдвойне. Во-первых, потому, что в классе будет темнее (через матовые стёкла проходит всего только 60% света), во-вторых, в этом случае учащиеся не имеют возможности дать отдых глазам. Учебная работа, как отмечалось выше, связана с постоянным напряжением мышц глаз. Для отдыха глаз полезно расслабить мышцы направив взгляд вдаль, в бесконечность. Учащиеся инстинктивно время от времени отводят глаза от книги и смотрят в окно, но при закрашенных окнах они не могут посмотреть вдаль, так как взгляд их постоянно наталкивается на непрозрачную белую поверхность.
Для оценки уровня освещённости пользуются специальным прибором – люксметром. При его отсутствии естественную освещённость можно определить более простыми способами. Одним из них является следующий: если из самого отдалённого места помещения небо видно во весь проём окна, то освещённость признаётся хорошей; если 2/3 просвета окна – удовлетворительной, и, если небо видно лишь в 1/3 части окна, — неудовлетворительной.