Типы учебных заведений
Содержание
- Образовательные организации в России
- Образовательные учреждения в России
- Типы и виды образовательных учреждений и организаций
- Особенности концепции исследовательского университета в США
- Виды образовательных учреждений
- Основные типы общеобразовательных учреждений в России и странах западной Европы
- В чем разница между институтом, академией и университетом?
- Критерии градации ВУЗов
Образовательные организации в России
Типы образовательных учреждений
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.
По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные учреждения;
2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.
В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.
В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;
2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;
3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.
Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.
Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.
Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Ступени профессионального образования
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
— основное общее образование;
— среднее (полное) общее образование;
— начальное профессиональное образование;
— среднее профессиональное образование;
— высшее профессиональное образование;
— послевузовское профессиональное образование.
Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Основные типы вузов Российской Федерации………………………….5
1.1. Свидетельство о государственной аккредитации вуза………………6
1.2. Общественная аккредитация вуза…………………………………….7
2. Основная концепция ВУЗов при поступлении абитуриентов………….8
2.1. Общие положения……………………………………………………..9
3. Общий регламент организации приема граждан………………………16
3.1. Организация информирования абитуриентов…………………….17
3.2. Приём документов от поступающих………………………………..21
3.3. Вступительные испытания……………………………………………26
3.4. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья………………………….……….29
3.5. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций……………….30
Образовательные учреждения в России
Порядок организации целевого приёма…………………………….31
3.7.Зачисление в университет……………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
В Екатеринбурге ведут свою работу 48 учебных заведений высшего профессионального образования, 16 из них являются филиалами и представительствами иногородних вузов.
3 (16) июля 1914 года был учреждён первый в городе вуз — Уральский горный институт императора Николая II (ныне Уральский государственный горный университет).
Первый университет появился в Екатеринбурге после декрета СНК РСФСР, подписанным Владимиром Лениным 19 октября 1920 года (ныне Уральский государственный университет имени А. М. Горького).
По уровню квалификации выпускаемых кадров екатеринбургские вузы являются одними из ведущих в России, в частности по количеству выпускников, представляющих нынешнюю управленческую элиту России, екатеринбургские вузы уступают только вузам Москвы и Санкт-Петербурга.
В настоящее время в городе Екатеринбурге имеется 18 государственных вузов, в которых в общей сложности обучается более 140 тысяч студентов.
Кроме этого, в городе открыто 14 негосударственных вузов, в том числе одно муниципальное учреждение — Екатеринбургская академия современного искусства и и одно церковное — Екатеринбургская духовная семинария.
Старейший и, пожалуй, наиболее известный негосударственный вуз Екатеринбурга, открытый 27 декабря 1990 года — это Гуманитарный университет – единственный в Урало-Сибирском регионе негосударственный вуз, имеющий статус университета.
В Екатеринбурге имеется единственный военный вуз, один из 7 военных вузов страны — Екатеринбургский артиллерийский институт (ЕкАИ). В настоящее время ведется закрытие ЕкАИ. Военный вуз попал под сокращение в рамках военной реформы Министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Возможным местом его дисклокации называют Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге. Сейчас набор в ЕкАИ заморожен, а 1-й курс в полном составе отправлен в Санкт-Петербург. Набор курсантов в учебное заведение прекращен. «Это связано с реформированием Вооруженным сил и с приданием им нового облика. На основании этого положения мы войдем в состав военного центра, расположенного в Михайловской артиллерийской академии. В этой связи уже в 2012 году наше училище планируется перевести в Санкт-Петербург. … В Екатеринбурге остались только второй, третий, четвертый и пятый курсы. Однако согласно положению, через два года мы должны переехать в полном составе. Впрочем, окончательного решения о закрытии училища пока не принято, если все-таки оставят, будет проведен минимальный набор — не больше 200 человек. Окончательно вопрос прояснится ближе к маю 2010 года», — рассказал замначальника института по воспитательной работе, подполковник Евгений Шипицын.
Также в городе существуют филиалы иногородних вузов, в том числе Уральский филиал Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Уральский филиал Российской академии частного права, Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры, Екатеринбургский филиал Университета Российской академии образования, Екатеринбургский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и другие.
21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ от 21.10.2009 №1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах" . Этим указом предписывается Правительству Российской Федерации создать в 3-месячный срок в УрФО Уральский федеральный университет.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2010 года создается Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина". Формально новый вуз создается путем изменения типа ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет — УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина". Таким образом, аббревиатура УГТУ-УПИ уходит в прошлое .
8 апреля 2010 года Правительством РФ на должность ректора УрФУ назначен бывший Председатель Правительства Свердловской области Виктор Кокшаров.
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В Российской Федерации существует три основных типа вузов, в которых можно получить высшее образование:
— Институт;
— Академия;
— Университет
Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п.
Университет охватывает широкий спектр общих специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет.
Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований.
Для статуса "институт" вузу достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.
Аккредитованными называются учебные заведения (в том числе негосударственные), прошедшие в установленном порядке государственную аккредитацию. Только аккредитованные учебные заведения (и в частности вузы) имеют право выдавать выпускникам дипломы государственного образца, дающие право занимать штатные должности на государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. Только на время учебы в аккредитованном вузе, студентам предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.
В Российской Федерации существуют различные формы собственности вузов: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) вузы и негосударственные вузы (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу.
Лицензия — это государственный документ, разрешающий вузу (или его филиалу) заниматься подготовкой специалистов в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается вузу Федеральной службой по надзору с сфере образования и науки. Лицензию обязаны иметь как негосударственные, так и государственные вузы. Этот документ выдается на 5 лет. По истечении срока действия лицензии деятельность вуза является незаконной. Лицензия вуза или филиала должна иметь приложения. В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку специалистов. Если специальности, на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов по этой специальности является незаконным.
Лицензия дает вузу право вести образовательную деятельность. Без нее не существует учебного заведения. Недопустима ссылка на лицензию любого другого вуза. В том числе недопустима ссылка филиала на лицензию головного вуза — филиалы лицензируются самостоятельно.
1.1. Свидетельство о государственной аккредитации вуза.
Свидетельство о государственной аккредитации, подписанное руководителем Федеральной службы по надзору с сфере образования и науки, является подтверждением государственного статуса "институт", "академия" или "университет" и обеспечивает вам, при успешном окончании учебы, получение диплома государственного образца.
Выдавая вузу это свидетельство, государство взяло на себя ответственность за качество образования, в данном учебном заведении. Не имеющие государственной аккредитации вузы выдают диплом собственного образца.
Свидетельство о государственной аккредитации имеет приложения. В приложениях должны быть указаны все специальности, по которым выдается диплом государственного образца. Если выбранная Вами специальность отсутствует в приложениях к свидетельству об аккредитации, то вуз по данной специальности диплом государственного образца выпускнику выдавать не имеет права. Филиалу высшего учебного заведения не требуется отдельное для филиала свидетельство об аккредитации. По закону аккредитованный филиал включается в приложение к свидетельству об аккредитации головного вуза.
Государственный статус "институт", "академия", "университет" присваивается вузу только при прохождении государственной аккредитации и в обязательном порядке должен быть включен в наименование вуза.
1.2. Общественная аккредитация вуза.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФТДИНОВА
РЕФЕРАТ
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ( СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
Выполнила студентка
021 группы 2 курса
Балобанова Надежда
Викторовна
Проверила: Хафизова
Гузель Мисбаховна
Набережные Челны, 2011.
Введение…………………………………………………………………….3стр.
Основные типы образовательных учреждений в России……………5стр.
Образование в конце 19 в. – начало 20 в. в странах Европы и США…………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………..18стр.
Список литературы……………………………………………………….23стр.
Введение.
Учебное заведение или образовательное учреждение (с 1992 г.) в соответствии с ФЗ «Об образовании» — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение должно являться юридическим лицом.
Виды учебных заведений:
• Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);
• Муниципальные;
• Негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений (учебных заведений) типовые положения об образовательных учреждениях являются примерными.
Для получения государственного статуса учебному заведению необходимо пройти процедуру государственно аккредитации. В ходе, которой выявляется соответствие уровня и направленности реализуемых в учебном заведении образовательных программ государственным стандартам.
Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.
Типы и виды образовательных учреждений и организаций
Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ.
Типы учебных заведений (образовательных учреждений) в современной России:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Основные типы образовательных учреждений в России.
Содержание школьного образования — это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.
Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.
Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.
Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России — федеральная, централизованная.
В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:
1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования.
Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).
2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно — с 1 по 11 классы.
3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.
5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже — доктора наук.
Дошкольное образование в России
В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях — от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.
В последнее время появилось много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг. Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает — полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер.
Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.
Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.
Значительное внимание уделяется выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных планов и программ, а также в диагностике детей отводится психологам. Для лечения детей с физическими или мышечными отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах есть спортзалы и бассейны для проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции дефектов речи и глотания. В районах со сложным социально-экономическим положением детские сады выполняют важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также умственной и эмоциональной нестабильности в семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.
Система школьного образования в России
Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.
Школьное образование в России представлено следующими типами школ:
начальная школа; средняя общеобразовательная школа; лицеи; гимназии; специальные школы
Начальные школы в России.
Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.
Неборский Е.В.
Особенности концепции исследовательского университета в США
В США и в некоторых других странах, таких, как Великобритания, Канада, Австралия, Германия, Франция, Бельгия, Швеция, Нидерланды и некоторых других Северо-Европейских и Западно-Европейских странах, существует ранжирование университетов по типу. Первый тип представляет собой классический университет. Второй тип – исследовательский университет. Существует огромная разница между этими двумя понятиями.
Классический университет сегодня есть, пожалуй, во всех странах мира, даже в отдаленных африканских республиках и таких странах, как Панама, Венесуэла и т.д. Классический тип университета представляет собой образовательный центр. Это если в двух словах. Классический университет осуществляет подготовку специалистов (бакалавров, магистров и т.д.) в очной и заочной (иногда дистанционной) форме обучения и осуществляет исследования по программам грантов в области фундаментальных наук.
Исследовательский университет отличается от классического университета тем, что к двум вышеназванным функциям добавляется функция внедрения новых технологий в промышленность и бизнес. Само понятие «исследовательский университет» было введено международным фондом Карнеги по развитию образования в 1994 году. Согласно экспертному заключению центра Карнеги исследовательский университет должен обладать рядом критериев. Первое: предлагать разнообразные программы бакалавриата. Второе: предлагать полный курс обучения, вплоть до докторантуры. Третье: обладать большим количеством программ исследований (фундаментальных и прикладных). Четвертое: присуждать 50 и более степеней доктора наук в год (т.е. в университете должны быть аккредитованные советы по присуждению степеней по самому широкому спектру дисциплин). Пятое: иметь ежегодные поступления в бюджет свыше 40 млн. долл. по федеральным грантам .
Исследовательские университеты, само по себе, возникли давно, однако свой статус получили только в 1990-х годах. Например, Стэнфордский университет. Возник в 1981 году, и уже в 1950-х организовал первый в мире бизнес-инкубатор и исследовательский парк (технологический парк) из которого выросла «Силиконовая долина» и вышли такие всемирно известные компании, как «Гугл», «Ньюлет-Паккрад», «Эпл», «Ксерокс», «Интел» и т.д. В те года он уже имел функцию, отличающую его от классического университета, но официальный статус получил только в 1990-х гг. .
Существует так же внутренняя градация университетов по принципу престижности и солидности, предложенная тем же Фондом Карнеги . Честно говоря, такая градация носит условный характер и связана, прежде всего, с рейтингами и количеством финансовых поступлений от федерального правительства, а не с принципиальным различием в механизмах функционирования, как в случае с университетами классического типа и исследовательскими университетами.
Так в США принято различать исследовательские университеты первого типа (Doctoral Research Universities Type 1) куда входят Стэнфордский университет, Гарвардский университет, Колумбийский университет, Принстонский университет, Калифорнийский Технологический институт, Массачусетский Технологический Институт и т.д. Сюда же входят университеты Лиги Плюща. Это самые престижные учебные заведения с наивысшими рейтинговыми показателями и самыми крупными бюджетами. Второй тип исследовательский университетов (Doctoral Research Universities Type 2) – это университеты, бюджет которых чуть скромнее, а доля федеральных финансовых средств не превышает 40 млн. долл. Сюда относят: Университет Дж. Вашингтона (округ Колумбия), Сиракузский университет, Северо-Восточный университет и т.д.
Следующей ступенькой следуют докторские университеты первого типа (Doctoral Universities Type 1), которые уже считаются университетами классического типа, без крупных исследовательских площадок. По классификации Фонда Карнеги они должны присуждать от докторских 40 степеней в год, как минимум, по пяти специальностям. К ним относят: Университет Майами, Университет Денвера, Университет Лойолы и т.д.
Виды образовательных учреждений
Докторские университеты второго типа (Doctoral Universities Type 2) должны присуждать от 10 докторских степеней по трем и более специальностям, либо от 20 степеней по одной – двум специальностям. Это Университет имени Джорджа Мэйсона, Университет Талса, Технологический институт Нью-Джерси и т.д.
Литература:
1. Неборский Е.В. Университеты США: образовательный и научный центр. Монография. Саарбрюккен: Издательство «LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG», 2011. 180 с.: чб. илл.
2. «Basic Classification Tables». Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. 2005.
3. Weerts D. State Governments and Research Universities: A Framework for a Renewed Partnership. New York: Routledge, 2002. P. 26.
Общая численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила в 2006 году 17,5 млн. человек. Из них 11,0 млн. обучаются в университетах и 4-годичных колледжах, а 6,5 млн. — в 2-годичных колледжах, дающих после школьное специальное образование.
В 2005 году в США насчитывалось около 4,3 тыс. учреждений высшего образования — 1,75 тыс. являлись государственными и 2,45 тыс. — частными. Они представляют весьма широкий спектр заведений, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по целям.
Учитывая большое разнообразие учреждений высшего образования, американский Фонд Карнеги предложил, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую 10 основных категорий вузов, в зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных курсов.
Исследовательские университеты
К первой группе отнесены исследовательские университеты 1 категории, это 127 университетов. Они предлагают широкий набор программ для получения первой научной степени — бакалавра, присваиваемой по окончании четырех лет обучения, для продолжения образования в аспирантуре и проведения исследований. Они присуждают как минимум 50 степеней доктора наук и получают не менее 40 млн. долларов ежегодно в качестве государственной поддержки (независимо от частного или государственного статуса университета).
Вторую группу также составляют исследовательские университеты (108 университетов), но объем получаемой от государства финансовой помощи у них меньше, чем в университетах первой группы, — от 15,5 до 40 млн. долларов — и, соответственно, меньше объемы проводимых исследований и масштабы подготовки специалистов высшей квалификации. Эти две группы ведущих, наиболее престижных университетов (к началу XXI в. их насчитывалось 235) представляют собой ядро американской системы высшего образования, являясь основными центрами фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 миллионов студентов, или более 19% их общего числа.
Традиционные вузы
В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, где масштабы научных исследований относительно невелики, но которые наряду с выпуском специалистов уровня бакалавра присваивают степени доктора наук. В третьей группе таких степеней присваивается не менее 40 в год, как минимум по пяти специальностям; в четвертой — не менее 20 докторских степеней ежегодно как минимум по одной специальности или не менее 10 степеней ежегодно как минимум по трем специальностям. Таких университетов в США насчитывается 529 с количеством студентов почти 1,3 млн. человек (9%).
В пятой и шестой группах университетов и колледжей помимо подготовки бакалавров присуждают также степени магистров наук (это дополнительно требует учебы в течение одного-двух лет, углубленной специализации в выбранной дисциплине и защиты диплома). В этих университетах и колледжах, а их насчитывается 531 — более половины всех степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двум дисциплинам. Различие между пятой и шестой классификационными группами состоит в количестве студентов — в первом случае их должно быть не менее 2500, во втором — от 1500 до 2500 человек. Здесь учится одна из многочисленных групп студентов — 3,2 млн.
Основные типы общеобразовательных учреждений в России и странах западной Европы
человек (22,1%).
Седьмая и восьмая классификационные группы включают 612 4-годичных колледжей, присваивающих степени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают правила приема при поступлении — во второй группе они более либеральны. В 4-годичных колледжах в США учится 1,1 млн. студентов (7,6%).
Девятая группа представлена 2-годичными колледжами. 1155 таких колледжей, где учится самое большое число студентов — 5,4 млн. (37,2%), предлагают разнообразные специализированные программы в различных профессиях, не требующих полномасштабного высшего образования. По сути, эти колледжи предоставляют среднее специальное образование.
Наконец, последняя, 10-я группа представлена профессиональными школами университетов и другими специализированными институтами, предоставляющими высшее образование — от степени бакалавра до степени доктора наук. К ним обычно относят теологические школы, медицинские школы и школы бизнеса и управления, инженерные и педагогические колледжи, юридические школы, школы искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучается около 500 тыс. студентов.
Таким образом, США располагают обширной и широко диверсифицированной системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире. Американская высшая школа подготовила в 2004 г., например, почти 1,4 млн. бакалавров (5% населения страны студенческого возраста), около 560 тыс. магистров (1,7%) и более 48 тыс. докторов наук (0,2%) в различных областях знаний.
Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование в США составили в 2005 году 341 млрд. долларов (218 млрд. долларов тратилось в государственном секторе и 123 млрд. долларов в частном).
В чем разница между институтом, академией и университетом?
Для начала приведем определения, взятые из Федерального закона N125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава II часть 9:
Университет — высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия — высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
- является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт — высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а так же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Помимо данных требований, указанных в Федеральном законе N125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Глава II часть 9, о том, будет ли ВУЗ университетом, академией или институтом зависит еще и от целого ряда критериев по которым Рособрнадзор оценивает высшие учебные заведения на предмет присвоения того или иного звания. Если учреждение претендует на звание университета, то оно должно обучать студентов не менее чем по 7 крупным группам специальностей или напрвлений (для институтов и академий этот показатель не установлен).
Критерии градации ВУЗов
1 критерий: Соотношение количества аспирантов приходящихся на 100 студентов очной формы обучения.
Оценка по данному критерию вычисляется следующим образом: если в ВУЗе учится не менее 4 аспирантов приходящихся на 100 студентов очной формы обучения – ВУЗ имеет полное право называться "университет". Плюс к этому требованию, на статус университета могут рассчитывать только те высшие учебные заведения, где научные исследования ведутся не менее чем по пяти отраслям науки, а среднегодовой объем финансирования этих исследований за пять лет составляет не менее 10 миллионов рублей;
если же соотношение учащихся аспирантов равно 2-м, на 100 студентов очной формы обучения – то данный ВУЗ "носит" звание – "академия". Помимо этого требования, для звания "академии" необходимое финансирование должно составляет от 5 до 10 миллионов рублей за временной промежуток в 5 лет;
в том случае, если количество учащихся аспирантов в данном ВУЗе на 100 студентов очной формы обучения приходится менее двух человек, и финансирование составлять не менее полутора, но не более 5 миллионов рублей за временной отрезок в пять лет, то звание такого ВУЗа "институт".
2 критерий: Количество защитившихся аспирантов.
Если в течение года после окончания аспирантуры "защитились" не менее 25 процентов аспирантов – ВУЗ становится на шаг ближе к получению статуса университета ( в случае, если на данном этапе звание данного ВУЗа академия), или же статусу академии (если на данном этапе статус ВУЗа институт).
3 критерий: Профессорско – преподавательский состав.
Чтобы претендовать на высокий статус, необходимо, чтобы не менее 60 процентов профессоров были с учеными степенями или званиями.
В этом случае можно рассчитывать на "звание" университета или академии. Если преподавателей имеющих ученые степени или звания от 55 и меньше, в таком случае, выше звания института ВУЗ не поднимется.
Очень важным моментом по критерию штата, служит тот факт, что для того что бы получить государственную аккредитацию, ВУЗам которые основаны от 3 до 5 лет назад, необходимо иметь в штате не менее 30 преподавателей. Для тех ВУЗов, которые основаны не менее 5, но не более 9 лет назад, преподавательский состав должен состоять не менее чем из 40 штатных педагогов. А что касается вузов, история основания которых составляет 10 лет и более, то для этих ВУЗов штат преподавателей должен составлять не менее чем из 50 штатных педагогов. Так же хочется отметить, что как для университета, так и для академии важно использование в образовательном процессе инновационные методы, критерии по которым все время расширяются. Например, теперь в университетах и академиях у студентов и педагогов должен быть свободный доступ к электронно-библиотечным системам.
На сегодняшний день, Рособрнадзор подвергает вузы проверкам по 13 критериям. И тем учебным заведениям, которые были разжалованы на статус ниже, ведомство дает месяц на то, чтобы оформить и подать документы на получение другого, более низкого звания. А вот претендовать на высший статус, после его понижения в звании ВУЗ имеет право только через год.
В связи с этим, по мнению министра образования и науки Андрея Фурсенко, из имеющихся почти тысячи высших учебных заведений на территории Российской Федерации должно остаться порядка 50 университетов, и примерно 150-200 вузов со статусами академий и институтов. Идею поддержал президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на совещании по развитию научно-образовательных центров в МИФИ.