Тик так упражнение

23.05.2018 0 Автор admin

Пред.ОглавлениеСлед.

Александр Хайем, бакалавр Гарвардского университета, корпоративный консультант сотрудников компании General Motors, выделяет тридцать наиболее значимых факторов, непосредственно влияющих на использование людьми своего творческого потенциала. В числе важнейших он называет знание основных методов творческого мышления (генерация идей по ассоциации со словом, мозговой штурм) и постоянное изучение специальной литературы.

Немаловажным фактором является и чувство контроля над ситуацией, которое определяется позитивным настроем (поработайте над своим настроением: депрессия — первейший враг креатива) и памятью о прошлых достижениях (о которых надо чаще себе напоминать).

Способность открыто воспринимать альтернативные точки зрения является одной из важнейших составляющих креативного мышления. Используйте любую возможность общения с незнакомыми людьми, особенно с теми, кто вызывает у вас чувство неприязни.

Как развить креативное мышление и стать творческим человеком

Интересуйтесь их мнением по важным вопросам, чтобы выработать в себе терпимость к чужой позиции, умение проследить ход мысли другого человека (разумеется, это все относится к близким к вам по интеллектуальным способностям людям; не тратьте время на тупиц). А если вам посчастливилось и среди ваших знакомых есть люди, которые добились успеха, благодаря своим личным творческим способностям, постарайтесь как можно больше с ними общаться. Это может серьезно повысить вашу собственную креативность (кстати, успешный предприниматель — человек, как минимум творчески талантливый, хотя сам может даже не подозревать об этом). Перенимайте их модели поведения, наблюдайте, как они работают.

Чем больше вы узнаете о новых людях, идеях, книгах, фильмах, местах, чем шире вы постигаете мир во всем его многообразии, тем больше у вас появляется материала для творческого мышления. И не забывайте о том, что излишние серьезность и тяжеловесность в подходе к свежим идеям могут убить творчество — время от времени старайтесь относиться к новым заданиям как к увлекательной игре, от которой можно получить максимум удовольствия. Ищите людей, которые легче, чем вы, относятся к жизни, а когда у вас наступает период творческого ступора, — старайтесь общаться с ними как можно больше. Но при этом не забывайте про упорство в достижении своих целей. Если вы привыкли бросать начатое дело на полпути, ставьте себе конкретные цели, привязанные к определенным срокам.

Практикуйте творческий подход к самым обычным вещам — придумайте новый маршрут до работы, ежедневно делайте новый макияж или прическу (мужчинам, пожалуй, не стоит практиковать этот вариант), каждое утро готовьте кофе по новому рецепту. Развивая творческий подход ко всему на свете, вы вскоре легко сможете генерировать на работе новаторские идеи.

Подключайте самоанализ — проанализируйте, как вы творите, что обычно делаете, какие предметы, навыки или стратегии используете. Осознав все эти факторы, резко измените привычные условия: попробуйте творить раньше или позже обычного времени, или в нестандартной обстановке — по дороге на работу, в ванной или поздно вечером. Попробуйте включать музыку или работать в наушниках, изолирующих вас от постороннего шума. Посмотрите — может быть, в иных условиях ваша производительность повышается? Ищите самое лучшее время и самые подходящие условия для выражения своей творческой натуры.

Не бойтесь творческих неудач — за скучную или банальную идею вас не расстреляют как изменника родины и не отправят в ГУЛАГ. Запомните, вы не у операционного стола и легко можете позволить себе ошибиться — в этом есть некая доля счастья самой сути творческого процесса. Вы не уничтожите проект — вы лишь потратите не него немного больше времени. Так что будьте смелее.

Развитию креативности мышления очень помогает простой психологический трюк — представляйте себя человеком, который восхищает вас своим талантом (знаменитым художником, режиссером, актрисой). В ситуации, когда нужно проявить творческий подход, вообразите, что вы перевоплотились в одну из этих личностей. Задайте себе вопрос — как бы он (или она) поступил, что бы сделал, как подошел бы к решению проблемы. Подражайте креативным людям, и вы вскоре сами станете таким же творческим человеком.

План действий

1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу «Тик».

2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений.

3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу «Так».

Ниже следуют два примера выполнения упражнения «Тик-так». Первый связан со страхом высказывания новой идеи начальству; второй – с опасениями перед выпуском новой продукции.

«Тик-так» № 1

«Тик-так» № 2

На первый взгляд, фигуры на этом рисунке выглядят странными и бессмысленными. Поскольку вы настроены смотреть исключительно на черные фигуры, белые промежутки как бы игнорируете. Но если сосредоточитесь именно на них, то увидите слова «ТЕКСТ». Белые формы приобретают смысл, а черные утрачивают свою значимость.

Вот и в упражнении «Тик-так» – по мере того как позитивные мысли начинают приобретать все большее значение, негативные отступают на задний план, подобно черным фигурам на картинке.

Как стать креативным? 10 качеств креативных людей

Проделав это упражнение несколько раз, вы сможете замещать негативные мысли позитивными, так сказать, с ходу. Когда вас начнут одолевать страх и сомнения, воспринимайте их как сигнал для поиска «светлых» мыслей.

Как провести первоначальную раскрутку

Много лет назад в Новой Гвинее ученые обнаружили племя, которое считало, что край света находится за ближайшей рекой. Спустя несколько месяцев один из ученых должен был пуститься в обратный путь, для чего надо было переправиться через реку. Успешно перебравшись на другой берег, он оглянулся и помахал рукой. Но туземцы не ответили на его прощальное приветствие, так как, по их словам, он исчез из их поля зрения. Глубоко укоренившееся представление о мире исказило их восприятие реальности.

Не так давно исполнительный директор одного крупного издательства выразил озабоченность отсутствием творческого подхода у сотрудников редакционного и маркетингового отделов. Он нанял группу высокооплачиваемых психологов с целью выяснить, чем отличается творческая личность от нетворческой.

После года кропотливого труда психологи обнаружили, что между двумя группами сотрудников существует одно-единственное различие: творческий человек уверен в том, что он – личность творческая, а нетворческий убежден, что творчество не для него. Подобно туземцам Новой Гвинеи, люди, уверенные в отсутствии у себя творческих способностей, воспринимают действительность искаженно.

В итоге психологи порекомендовали простую программу обучения, состоящую из двух частей и направленную на изменение самооценки тех сотрудников, которые не считали себя творческими личностями. Исполнительный директор дал согласие на финансирование программы, и через год «нетворческие» сотрудники стали предлагать такие ошеломляющие идеи, которые и не снились их коллегам, считавшимся дотоле «генераторами идей». Люди, прошедшие обучение, изменили отношение к работе и стали обращать больше внимания на предоставляющиеся возможности, чаще напрягать свои «творческие мускулы». В последующие годы эта группа реализовала много новаторских проектов и выпустила целый ряд выдающихся изданий. Сотрудники получили должную раскрутку и начали преобразовывать не только себя, но и окружающий мир.

Первая часть программы, предложенной психологами, касалась самоутверждения; вторая – веры в свои творческие способности.

Чтобы укрепить уверенность в себе, возьмите за правило вспоминать о своих хороших качествах и успехах и забывать о промахах. Неважно, что в прошлом вас постигали неудачи. Важно помнить об успешной попытке и развивать достигнутый успех. Например, торговец должен быть готов к серии неудачных сделок, прежде чем ему улыбнется фортуна.

Успех порождает успех. Маленькие удачи – это ступеньки к крупным достижениям. Первым делом надо составить список собственных достоинств и в дальнейшем методично его пополнять.

Записывайте все, что вам в себе нравится, все свои положительные качества. Опишите случаи, когда вы добивались успеха, причем где угодно: дома, на работе, в школе и т. д. Продолжайте расширять список по мере того, как что-то вспоминается или совершается. Признание своих заслуг и способностей поможет двигаться вперед.

~ 7 ~

Предыдущая страницаСледующая страница

Как стать творческим человеком (вырезки из форума)

Существуют ли средства, стимулирующие творческий процесс? Как, например вы генерируете свежие решения? Интересуют не вычитанные из книжек методы, а те, что вы используете в своей повседневной практике. Вопросы, посвященные творчеству вы можете обсудить на следующих форумах:

http://triz-ri.ru/forum/frameset.asp?id=1245&cat=5

http://triz-ri.ru/forum/frameset.asp?id=1218&cat=5

Я приведу некоторые мнения:

В нескольких словах расскажу как процесс проходит у меня. Во-первых, от врожденной любознательности с детства у меня начала формироваться приличная база междисциплинарных знаний. С возрастом это расширялось и укреплялось логикой, философией, экономическими, техническими, организационными наблюдениями. В результате область генерации или оценки идей может быть любая.

Во-вторых, при постановке задачи я не использую имеющиеся знания по проблеме пока при осмыслении ее не натыкаюсь на нечто неизвестное для меня. В этот момент я беру минимум основных известных знаний, но не теоретического плана (объяснения, интерпретации), а только фактического (при таких-то условиях получилась такая-то вещь).

В-третьих, я просто загружаю информацию в себя и не занимаюсь ее обработкой, перебором вариантов. Она просто барахтается где-то в подсознании и ненадолго вылезает наружу, когда вдруг возникает сопутсвующее, приближенное к решаемой задаче обстоятельство. Тут добавляется информация и все опять уходит куда-то в глубину.

Через некоторое время решаемая задача начинает напоминать о себе без всяких провоцирующих это событий. Обычно это происходит ночью во сне и напоминает какой-то неясный, туманный массив, который вот-вот должен рассеяться, но только для этого нужно вспомнить или понять какой-то совершенный пустяк, являющийся ключом ко всему. Это повторяется неоднократно.

В конце концов этот пустяк раскрывается в совершенно неожиданное время и без всякой связи с окружающими событиями и решаемой задачей. Причем решение возникает уже взвешенным по всему спектру имеющихся у меня знаний и остается только взвесить и откорректировать его с применением специальных стереотипных знаний. Обычно здесь никаких противоречий не возникает.

Андрей Басов.

Авторы книг о креативе Дилтс и Вуджек упускают, упрощают полное описание того, что на самом деле говорили и делали гении. Вы может быть читали про то как Тесла моделировал в своем воображении турбины. Может быть вы так же читали и о методиках гениальности Леонардо Да Винчи в интерпретации этих авторов.

Авторы цитируют лишь те высказывания Гениев, где они говорят о воображении и упускают те высказывания, где говорится о титанических усилиях. А не извращают ли они все другие высказывания, оставляя читателям лишь самую легкую жвачку? Мол, представляйте себе, что вы гении, и станете гениями. Пустите свое воображение в небо.

Я считаю, чтобы Тесле моделировать турбину, ему, как и другой ЭВМ, следовало знать море конкретных характеристик материалов. Чтобы композитор Свиридов выдал "Время, вперед", ему нужно было исписать тетради набросков. Что мы знаем об этих тетрадях? Нам кажется, что гений лишь взмахом кисти изобразил шедевр, а на самом деле, этот человек проводит колоссальную работу по сортировке и отработке навыков и фактов.

Поэтому "моделирующий гениальность" человек должен учиться обрабатывать и систематизировать колоссальные объемы информации и при этом подражать гениям в том, что писать записи в специальные хранилища информации, структурировать и деструктурировать факты. Собирать, компилировать, смотреть на ситуацию с разных сторон.

Сергей Михайлов

Сергей, в последнем абзаце своего сообщения вы перечислили качества, которые, собственно, и делают человека талантливым, гениальным.

Вы немножко запутались в двух разных вещах. Качество таланта и гения в том, что они знают ЧТО нужно сделать для решения проблемы. Для этого не нужно быть специалистом в проблемной области. Это вопрос принципиальный и требует совершенно исключительных способностей, ибо речь идет о генерации знания, которого до сих пор не было.

Затем наступает этап КАК сделать это на существующей базе.

Это уже вопрос для профессионалов в узкой области. Они часто гораздо лучше решают вопросы технического осуществления, чем сами авторы уникальных идей. Это не исключает и авторскую разработку осуществления. Только там подход к применению известных знаний несколько иной, чем у профессионалов в этой области.

Тесла, как впрочем и Эдисон или другие гении, обладал, по всей вероятности, талантом генерировать идею "ЧТО" и одновременно имел способность оценить ее осуществимость "КАК" с практических позиций, отбрасывая балласт не нужных для осуществления именно этой идеи стереотипных знаний, которыми обычно перегружены специалисты. Это и обуславливает продуктивность гениев — способность ЧТО при способности быстро оценить КАК. Причем информация КАК в момент генерации ЧТО запросто может быть равна нулю.

У меня многие патенты получены на объекты, в отношении которых я специалистом не являюсь, а ТРИЗом, тем не менее, я никогда не пользовался.>

Андрей Басов

Читайте по теме развития воображения следующие заметки:

Цель творчества

Я решил опубликовать в рассылке наиболее понравившуюся мне частную переписку.

Почему стоит стать творческим человеком?

Этот метод ведения рассылки я подсмотрел у Ильи Шальнова, который ведет рассылку "Психотехники бессознательного" (psychology.antinlp).

Черный цвет — речь собеседника. Синий цвет — моя речь.

РАМ> Про возможности человека…

РАМ> Все это сложно, не так ли? А еще куда сложней понять и оценить.

РАМ> Возьмем поэзию (это просто мне близко).

РАМ> В последней рассылке ты процитировал, что

РАМ> писать стихи просто — это лишь слова, приготовленные на

РАМ> конфорке мастерства. А как понять, настоящее ли оно? А может быть,

РАМ> это просто самообман и стихоплетство?

РАМ> Время от времени я пишу…

РАМ> Но откуда я могу знать, что это настоящее? Что это не

РАМ> просто рифмы? Не просто потуги, а что-то целое?

РАМ> Так же и со всеми идеями. Идеи есть, но когда начинаешь

РАМ> задумываться — а может, кто-то их уже придумал? Может,

РАМ> то, что тебе сейчас кажется супергениальным и новым,

РАМ> на самом деле уже во всех учебниках написано?

Мне кажется, что одна из весомых вещей в творчестве — это принадлежность к какой-либо тусовке. Один может чихнуть рядом с министром образования и в результате станет автором книжки о стихах, а другой будет в тихом провинциальном городе писать стихи в ящик. Многое зависит от круга общения. Понять, стоит или не стоит, стоят или не стоят стихи, можно лишь в сравнении с другими произведениями. Значит, нужно создавать то общество, где были люди с схожими ценностями, и через этот круг нужно продвигать свои идеи.

Есть еще и другой принцип. Делать как можно больше стихов (рисунков), тогда из множества можно будет выбрать стоящее. Я, например, непрофессионально рисую, и я точно знаю, что из ста рисунков хорошим получится десяток, а из десятка можно будет выбрать два-три.>

И еще: смелее посылайте стихи всем. А вдруг будет результат :).

Мне довелось встретиться с одним известным художником в нашем городе. Я спросил его, что нужно делать, чтобы научиться рисовать. Его ответ был таким:

  • Вариться в среде художников.
  • Больше смотреть хороших картин.
  • Больше тренироваться в различных техниках.
  • Больше рисовать.

РАМ> Спасибо за совет. Хотя и странный он…

РАМ> И стоит ли… Вот в чем смысл поэзии, прозы и т.д.?

РАМ> По идее — самовыражение, реализация себя. Тогда зачем, чтобы это читали

РАМ> другие?

Проводили опрос среди художников о том, будут ли они рисовать, если будет известно, что их картины никто не увидит. Художники ответили, что не желают такой участи и желали бы, чтобы их творчество стало известным ; другим.

Для чего человек существует? Чтобы сделать мир лучше. — Ведь так?

Для чего самовыражается? Чтобы выделиться. — Я не ошибаюсь?

Для чего человек реализует себя? — Чтобы помочь другим.

РАМ> Тогда зачем, чтобы это читали другие?

Станет ли человек чище после того, как прочитает ваши стихи? Если да, то обязательно нужно нести их другим.

Сергей Михайлов

Другие статьи с сайта "Больше, чем скорочтение"

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — работа на мобильном | Тест скорочтения — проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

«Тик-так»

«Тик-так»

Это очень действенное упражнение, базирующееся на работах Прескотта Лекки. Оно помогает преодолеть страх, сомнения и неуверенность. Вам предлагается записывать свои страхи, открыто противостоять им и заменять их на позитивные мысли, которые помогут добиться успеха.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ.

1. «Тик». Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам дос тичь поставленной цели. Запишите их.

Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, ' насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений.

2. «Так». Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную.

Ниже следуют два примера выполнения упражнения «Тик-так». Первый связан со страхом высказывания новой идеи начальству; второй — с опасениями перед выпуском новой продукции.

«Тик-так» № 1

«ТИК». Это не имеет смысла. На руководящих должностях люди опытные, и они наверняка об этом уже думали.

«ТАК». Идея не обязательно должна быть эффектной. В конце концов, получить ошеломляющие результаты иногда удается после шагов, которые поначалу кажутся незначительными. Будь я владельцем компании, разве мне не хотелось бы, чтобы мои служащие высказывали ценные мысли? Я просто буду записывать все свои сомнения и постараюсь опровергнуть их одно за другим.

«ТИК». Эта мысль настолько нетрадиционная, что меня просто засмеют.

«ТАК». Пусть даже мое предложение отвергнут, но я заслужу уважение. Люди уважают тех, кто творчески относится к делу и стремится улучшить существующий порядок вещей. Наконец, кто не рискует, тот не пьет шампанское. Чем рискованнее идея, тем больше потенциальное вознаграждение.

«ТИК». До сих пор мне не удавалось придумать что-то новое. Самое разумное’, что я могу сделать, — это не рисковать.

«ТАК». Мне кажется, что мои негативные ощущения отражают следующее: «Раз я так чувствую, значит, так оно и есть». Моя настоящая проблема заключается в искаженном восприятии самого себя. Неужели фирма наняла бы меня на работу, будь я действительно так плох?

«ТИК». В прошлый раз мое предложение с треском провалилось, а идея Тома была принята. Боюсь, что и на этот раз меня постигнет неудача.

«ТАК». Я преувеличиваю значение событий — собственный провал и успех Тома. Томас Эдисон однажды сказал, что путь к успеху лежит через неудачи. Бездействовать — это преступление. Вместо того чтобы стараться не ошибиться, надо пытаться сделать что-то правильно.

«Тик-так» № 2

«ТИК». Я никогда не смогу этого сделать.

«ТАК». Надо действовать шаг за шагом, нужно только начать. Не следует устраивать авралов.

«ТИК». Я все раскручу, а потом провалюсь.

«ТАК». Не обязательно сразу получить безупречный результат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувствовать, когда все это закончится. У меня отличный послужной список. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее.

«ТИК». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время.

«ТАК». Я должен восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема.

«ТИК». Какой смысл это делать? Все равно мне никогда не найти фирму, которая протолкнет это изделие на рынок.

«ТАК». Я не могу знать этого наверняка.

Как стать творческим человеком

Надо попробовать. Не исключено, что кто-то заинтересуется. Наконец, можно многое узнать даже в случае неудачи. Есть желание — появятся и возможности. Если я верю в свое дело, другие тоже в него поверят. Надо только найти подходящую фирму.

На первый взгляд фигуры на этом рисунке выглядят странными и бессмысленными. Поскольку вы настроены смотреть исключительно на черные фигуры, белые промежутки вы как бы игнорируете. Но если вы сосредоточитесь именно на них, то увидите слова «ТИК» и «ТАК». Белые формы приобретают смысл, а черные утрачивают свою значимость.

Вот и в упражнении «Тик-так» — по мере того как позитивные мысли начинают приобретать все большее значение, негативные отступают на задний план, подобно черным фигурам на картинке. Проделав это упражнение несколько раз, вы сможете замещать негативные мысли позитивными, так сказать, с ходу. Когда вас начнут одолевать страх и сомнения, воспринимайте их как сигнал для поиска «светлых» мыслей.