Тест готовности к школе

11.02.2020 0 Автор admin

Содержание

Тесты на готовность ребенка к школе

6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.

Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.

Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:

По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.

  1. Своё имя, отчество и фамилию.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
  4. Фамилию, имя, отчество родителей.
  5. Профессии мамы и папы.
  6. Определять время по часам.
  7. Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
  8. Погодные явления.
  9. Основные цвета.
  10. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
  11. Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
  12. Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
  13. Различать и правильно называть геометрические фигуры.
  14. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
  15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  16. Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
  17. Разделять слова на слоги по количеству гласных.
  18. Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
  19. Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  20. Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
  21. Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
  22. Знать понятия «больше, меньше, поровну».

Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:

Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:

  • Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
  • Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
  • Может ли точно скопировать простой узор?
  • Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
  • Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  • Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
  • Включается ли он в игру других детей?
  • Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
  • Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
  • Внимательно ли он слушает, когда ему читают?

Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»

Картинки можно скачать и распечатать.

Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.

И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»

Готовность ребенка к школе определяется сразу несколькими критериями. Во внимание берется не только речь и знания, но и психологическое состояние. Во всех учреждениях проводятся тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе.

Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу

Требования к детям очень высокие. Просто так обычный ребенок все тестирования вряд ли пройдет, а значит, с ним обязательно нужно заниматься. Одними из стандартов знаний является умение рассказать о себе следующее:

  • свои ФИО;
  • ФИО обоих родителей;
  • полный адрес проживания (включая страну и город).

Тестирование дошкольников — обязательное условие при приеме в школу

Также ребенок должен знать, какие бывают дикие и домашние животные, чем они отличаются и как называют их детенышей.

Дошкольник должен правильно держать ручку, уметь обводить и писать простые фигуры, такие как овал, квадрат, круг, треугольник, а также волнистые линии.

Какими стандартными знаниями и умениями должен обладать будущий школьник:

  • безошибочно называть дни недели;
  • не путаться в понятиях «право-лево»;
  • знать основные праздники;
  • уметь рассказать о популярных видах спорта;
  • знать наизусть времена года, месяцы, в какой последовательности они идут, сколько часов в дне, минут в часе, уметь ориентироваться во времени.

Обратите внимание! Помимо этих знаний, будущий первоклассник должен знать основные профессии, отвечать на вопросы, чем они занимаются, а также иметь базовые навыки ухода за комнатными растениями. А одеваться, раздеваться, выворачивать и складывать свои вещи — основные навыки, которым должен быть обучен каждый ребенок.

Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:

  • интеллектуальной;
  • психологической;
  • речевой.

Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.

Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут.

Дети 6-7 лет должны уметь удерживать свое внимание на протяжении 30 минут

В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.

Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно.

В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:

  • Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
  • Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
  • Правильное употребление форм сложных слов.
  • Рассказ стихотворения на память, с выражением.
  • Изменение слов, образуя новые.
  • Использование антонимов.
  • Понимание образных выражений.
  • Отгадывание загадок.
  • Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
  • Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).

Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников.

Примеры тестов на готовность детей к школе

Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.

Тесты на развитие внимательности:

  • Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
  • Копирование узоров на бумаге или движений.
  • Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.

Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность

Отлично развивают память и следующие упражнения:

  • Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
  • Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
  • Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
  • Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.

Тесты на повышение уровня мышления:

  • Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
  • В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
  • Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
  • Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
  • Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
  • Определять последовательность событий.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.

Тесты на развитие кругозора:

  • Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
  • Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
  • Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
  • Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
  • Назвать основные цветы и геометрические фигуры.

Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу.

Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе

В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:

  • воспроизводить картинки по образцу;
  • находить лишние предметы;
  • запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
  • определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
  • назвать недостающие предметы и рисовать их;
  • соотносить количество предметов с указанными цифрами;
  • в уме складывать и вычитать простые числа;
  • проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.

Пример экспресс-теста на уровень развития речи и письма

Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.

Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.

Групповая диагностика готовности к школе

Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:

  • групповое тестирование;
  • индивидуальное собеседование.

В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.

Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса.

От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:

  • умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
  • умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
  • умение складывать и вычитать, насколько они математики;
  • понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
  • умеют ли проводить сравнения множества;
  • навыки классифицирования;
  • состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
  • развит ли фонематический слух;
  • умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.

Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе. Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.

Групповое тестирование дошкольников — первый этап при приеме в школу

Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября. Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу.

Достаточно часто родители задаются вопросом, сможет ли их ребенок приспособится к школьному распорядку, готов ли он учиться. В этой статье я постаралась подробно ответить на частые вопросы родителей будущих учеников.

1. Как понять, готов ли ребенок к школе? Что он должен знать и уметь?

Действительно, поступление ребенка в школу-это очень важный этап в его жизни.И от того насколько он к этому готов, зависит успешность его обучения и , в какой то мере, вся его дальнейшая жизнь. Подготовку к школе нужно начать заблаговременно, за полгода-год до поступления. Понятно, что за месяц подготовить ребенка к школе невозможно.

Педагоги и психологи выделяют несколько критериев готовности к школе. Это интеллектуальная, психологическая, социальная, мотивационная, логопедическая и физическая готовность к учебе.

Интеллектуальная готовность связана с такими качествами, как память, внимание и мышление. Ребенок должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес, день рождения. Он должен правильно определять геометрические фигуры, знать цвета, ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «право-лево», «над и под» и проч. Будущий первоклассник должен уметь обобщать, находить сходства и отличия. Для этого существуют различные тесты. Например, ребенку показывают картинки с изображением ели, березы и клена, и ребенок должен понимать, что все вместе, в общем – это дерево.

Едва ли не самым важным критерием интеллектуальной готовности является способность поддерживать внимание. Эта функция у ребенка развивается постепенно. Малыш легко отвлекается, а более старший ребенок способен, в какой- то степени контролировать свое внимание. Даются простые упражнения на развитие внимания. Например, ребенка просят послушать и определить, какое слово длиннее, или с какой буквы начинается.

Необходимо, чтобы ребенок мог говорить развернутыми фразами. Для этого при подготовке к школе важно с ним чаще разговаривать, поощрять выражение своих мыслей и чувств. Хорошо, если перед школой ребенок умеет читать и считать.

Психологическая готовность определяется тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. Увеличивается его познавательная активность. Он уже в какой-то степени может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и может взаимодействовать с другими взрослыми, кроме своих родителей. Очень важна мелкая моторика рук, это поможет малышу легче освоить письмо. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, застегивать пуговки и завязывать шнурки. Существует масса методик для развития мелкой моторики и нужно обратить на это особенное внимание.

Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в пространстве, времени. Педагоги придают большое значение тому, как ребенок ориентируется «на бумаге». В развитии этого навыка очень хорошо помогают «клеточные диктанты», родитель ставит точку на листе в клеточку и просит ребенка : «отложи три клеточки влево или вниз» и т.д.

Еще один важный критерий -социальная готовность. С возрастом ребенок становится более социальным, он научается устанавливать контакты со своими ровесниками и взрослыми и стремится к этому новому общению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур. С другой стороны он берет пример со своей семьи, копирует поведение родителей. Перед школой ребенок должен владеть всеми навыками самообслуживания, уметь раздется, одется, кушать, собрать портфель. Он должен быть обучен правилам этикета, вежливого общения, уметь сидеть за партой нужное время, слушать взрослого, выполнять его просьбы и отвечать на вопросы. Ребенок должен уметь подождать своей очереди, когда это необходимо. Будущий первоклассник должен уметь взаимодействовать с коллективом, помогать более слабым и т.д.

Очень важно, чтобы будущий школьник знал правила безопасности при общении с незнакомыми взрослыми. Он выходит в новый большой мир и от этого порой зависит его жизнь и здоровье.

Перед школой у ребенка должна быть сформирована мотивационная готовность. Опять таки с одной стороны это зависит от психологической зрелости ребенка. Если он еще не готов, то будет отвлекаться и предпочитать игры учебе. Такие дети легко узнаются в классе. Зачастую, они достают игрушки и начинают играть на уроках. Если их просят достать карандаши, то эти дети достают их последними. Так что важно не торопиться, а лучше отдать на следующий год. В этом нет проблемы. Дети растут по-разному, но к средней школе все более менее психологически выравниваются. А вот если он с самого начала чувствует себя неумехой или неудачником, то это может вызвать комплексы в дальнейшей жизни.

С другой стороны мотивация формируется воспитанием . Если ребенок хочет в школу , чтобы «носить красивый ранец», то он еще не готов. Будущий первоклассник должен хотеть учится, получать знания ,например, чтобы «стать доктором» или даже «заработать много денег». То есть ребенок, в какой-то степени должен осознавать важность и нужность обучения в своей дальнейшей жизни.

Физическая готовность определяется тем, что у него нет проблем со здоровьем, которые могут помешать обучению в общей школе. У него должно быть нормальный слух, зрение и моторика.

Сейчас у многих детей бывают сложности с произношением звуков. Это определяет логопедическую готовность. Потому что, если ребенок неправильно произносит звуки, то часто начинает и писать их неправильно. Поэтому с визитом к логопеду лучше не затягивать.

2. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизни: распорядку дня, коллективу, кругу обязанностей?

Важно понимать, что не только в жизни ребенка, но и в жизни родителей грядут большие перемены. Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, нужно вначале, чтобы к этому факту адаптировались родители. Первокласснику необходима помощь взрослого, поэтому родителям тоже придется пересмотреть свой график.

Для перехода от беззаботной детской жизни к школьному распорядку очень помогает расписание дня. Особенно, если ребенок не посещал садик. Нужно составить подробный план дня и сделать это вместе с ребенком. Можно оформить это в игровой и красочной манере и повесить над кроватью. Все должно быть четко: во столько-то подъем, здесь уборка постели, почистил зубки, сделал уроки и т.п. Распорядок дня нужно начать соблюдать загодя, а не с 1 сентября. Можно давать ребенку какие-то бонусы, например, клеить смайлики. Встал вовремя – молодец, беги, наклей смайлик, почистил зубки – вот тебе еще.Дети любят правила, и обычно сами их себе организовывают в играх .И конечно же, личный пример, если папа спит до обеда, то сложно требовать что-то другое от сына.

Первокласснику часто необходим дневной сон. Хорошо, если ребенок недолго поспит после школы. Уроки нужно делать в одно и тоже время , но только не поздно вечером. Понятно, что чаще происходит именно так. Усталая мама, приходит после работы домой и начинает делать уроки с таким же усталым ребенком. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.

Если у ребенка плохой почерк, то лучше делать упражнения на мелкую моторику, чем бесконечно писать одну и ту же букву в прописи. Эффект будет гораздо лучше. Школьные принадлежности у первоклассника должны быть яркими и веселыми, но не чрезмерно, слишком яркие герои любимых мультиков на обложках будут его отвлекать, он будет что-то воображать, вместо того, чтобы слушать учителя.

Важно давать ребенку посильные бытовые и трудовые поручения-помыть чашку, убрать со стола. Это воспитывает ответственность и самостоятельность.

К коллективу дети привыкают по разному. Вообще, адаптация к коллективу – это задача учителя и школьного психолога. Если Ваш ребенок робкий и застенчивый, то нужно сказать об этом учителю, чтобы она обратила внимание. В 1-м классе проводятся специальные игры на общение и т.д. Хотя бывает очень хорошо, когда вместе с Вашим ребенком в класс пойдет кто-то знакомый из садика или двора.

3. Что делать, если ребенок не испытывает интереса к школе? Как мотивировать школьника на получение новых знаний?

Здесь крайне важен личный пример. Очень трудно выработать мотивацию к школе у ребенка, если папа рассказывает, как «букварь в первом классе скурил», бабушка плачется соседкам «как такой оболтус в школе будет», а маму с книжкой вообще никто никогда не видел. Родители сами должны показывать, что учится хорошо и правильно. Нужно, чтобы ребенок видел, что Вы сами постоянно учитесь, совершенствуетесь. Можно просматривать вместе с ребенком книги, энциклопедии, подчеркивать, как хорошо, что он что-то знает. Хвалить, когда ребенок показывает свои новые знания.

До школы полезно сходить туда на экскурсию, чтобы он познакомился с школьным зданием, увидел классы, школьников на переменах. Хорошо, если это будет совместная экскурсия с друзьями по садику или двору. Так ребенку будет спокойнее. Нужно показать ему его школьный портфель, форму, чтобы он научился складывать туда тетрадки, одеваться как школьник.

4. Как поступить родителям, дети которых не хотят делать домашнее задание? Как воспитать в школьнике ответственность?

Первокласснику просто необходима помощь взрослого в выполнении домашних заданий. Обойтись без этого не удастся. А взрослые, зачастую сами боятся этого, как огня. Понятно, что это меняет планы родителей, но на кон поставлен будущий успех Вашего первоклассника, поэтому стоит поменять свой график.

Не проявляйте свою тревогу и раздражение когда делаете уроки с ребенком. Чаще хвалите не за полный успех, а даже за попытку. Поощряйте его словами «молодец, смотри, как у тебя хорошо получается», даже если вышло не идеально. Запомните, если Вы говорите ребенку «идиот, ты ничего не умеешь», то он по законам детской психики воспринимает это как команду, прямое предписание и вырастает человеком, который не верит в свой интеллект и способность хоть что-то в этой жизни сделать.

Поначалу придется самому исправлять ошибки ребенка, сидеть с ним за уроками от и до. К концу первого класса помощь при подготовке уроков должна становиться указывающей. Тогда уже ребенку можно сказать: «посмотри внимательнее, что неправильно, найди ошибку». Так формируется ответственность. Когда начинают ставить в школе оценки, у ребенка появляется новый стимул. Он хочет ,чтобы учительница похвалила, «поставила пять», появляется конкуренция с одноклассниками, ребенок хочет чтобы оценка стала лучше. И все равно, за «пятерку» нужно хвалить и за «тройку» поддерживать, а не ругать. Так можно навсегда загубить интерес к учебе.

И опять таки помните о личном примере. Как-то подходит ко мне племянница-первоклассница и спрашивает: «А ты к работе готовишься?». Я говорю: » Да, постоянно готовлюсь.» Она все обдумывает и заявляет: » И мама к работе готовится, и папа готовится, и бабушка готовится и ты. И я тоже готовлюсь». И все у нее становится на свои места.

5. Стоит ли отдавать первоклассника в спортивные секции, школы искусств и другие учреждения дополнительного образования?

Да, стоит. Но важно не переусердствовать. Первоклассник должен участвовать не более чем в двух внешкольных объединениях. И помните, что в самой школе тоже есть внеурочная деятельность.

Когда кружков немного, это помогает и в школьной адаптации. Там другая среда, другие требования. Такая смена обстановки полезна ребенку. Вдобавок, он еще чему -то обучается, достигает новых успехов, это повышает его самооценку и уверенность в школе.

А вот когда секций слишком много, то ребенок переутомляется, может даже случится невроз. Порой ребенку полезнее посмотреть сказку вместе с мамой и папой и обсудить ее. Чем одновременно учиться танцам, скрипке, английскому и карате. А это, к сожалению совсем не редкость. Формально родители заботятся о будущем ребенка, а на самом деле поощряют свои амбиции и не чувствуют каково их сыну или дочке в таком режиме.

Готов ли ребенок к школе: тесты, диагностика, определение

Перед всеми родителями в один момент встает вопрос: готов ли ребенок к школе и созрел ли их ребенок для обучения? Как правило, и родители и педагоги смотрят только на умение будущего школьника читать и считать. И вдруг может оказаться, что первоклассник, прекрасно выполнявший все задания на подготовительных курсах и знающий все необходимое, не хочет идти в школу и имеет проблемы с дисциплиной. Родители не понимают, что происходит, ведь они усердно готовили свое чадо к школе, иногда малыш посещает даже на нескольких подготовительных курсах, да и в детском саду с ним много занимались.

Готов ли ребенок к школе

Как правило, на после подготовительных курсов ребенок знает программу первого класса, а повторение уже давно известных истин может вызывать у ребенка только скуку. Знаний для обучения в первом классе у почти любого малыша соответствующего возраста будет достаточно, ведь школьная программа должна быть рассчитана на детей, которые и читать не умеют. Конечно, стоит заниматься обучением еще до школы, но это следует делать ток, чтобы у ребенка появился интерес к знаниям. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться и давить на него, можно начать с обучения в игровой обстановке.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологически готов стать первоклассником далеко не каждый ребенок. Ниже приведены критерии, по которым можно определить, достаточно ли ваш малыш созрел морально.

  1. Первоклассник должен суметь начать общаться с одноклассниками и учителем. Даже если ребенок посещал детский сад, новое общество все-равно может стать для него трудностью.
  2. Школьнику будет необходимо делать не только то, что ему хочется, и иногда ему придется заставлять себя. Малыш должен уметь ставить цель, составлять план действий и достигать ее. Он также должен понимать важность некоторых дел. Например, чтобы выучить стихотворение, ребенок сможет отказаться от интересующей его игры.
  3. Ребенок должен уметь сам усваивать информацию и делать из нее логические выводы. Например, по форме предмета он сможет догадаться о его назначении.

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы.

Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

    1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
    2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
    3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
    4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
    5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

    1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
    2. Был ли малыш в библиотеке?
    3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
    4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
    5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

    1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
    2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
    3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
    4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
    5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
    6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
    7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
    8. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

    1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
    2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
    3. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
    4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

    1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
    2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
    3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

    1. Хорошо ли ребенок слышит?
    2. Хорошо ли он видит?
    3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
    4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
    5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
    6. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

    1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
    2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

    1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
    2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

    1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
    2. Понимает ли он, что читают слева направо?
    3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
    4. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

    1. Может ли ребенок рифмовать слова?
    2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
    3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
    4. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при определении готовности ребенка к школе.

Тесты готовности ребенка к школе

Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

1 тест готовности ребенка к школе – Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  8. Что бывает раньше – обед или ужин?
  9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  10. Кем работает твой папа, твоя мама?
  11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
  17. Ты хочешь пойти в школу?
  18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь?
  20. Каких птиц ты знаешь?
  21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
  23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов на тест готовности к школе

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “ Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

  • №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
  • №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
  • № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
  • № 22 – за правильный ответ -2 балла.
  • № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

2 тест готовности ребенка к школе – Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест состоит из 4-х частей:

  • тест “Рисунок человека”(мужской фигуры);
  • копирование фразы из письменных букв;
  • срисовывание точек;
  • опросник.
  • Тест “Рисунок человека”

    Задание “Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.Оценивание
    1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
    2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

    3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

    4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

    5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

  • Копирование фразы из письменных букв
    Задание“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
    Он ел суп.

    Оценивание1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

    3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

    4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

    5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

  • Срисовывание точекЗадание“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.Оценивание1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

    3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

    4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

    5 баллов: каракули, чирканье.

    После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
    3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
    7-12 баллов – средний уровень;
    13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

  • ОПРОСНИК
    Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
    Задание может звучать так:
    “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
      1. Какое животное больше – лошадь или собака?
        (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
      2. Утром мы завтракаем, а днем…
        (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
      3. Днем светло, а ночью…
        (темно = 0; неправильный ответ = -4)
      4. Небо голубое, а трава …
        (зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
      5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
        (фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
      6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
        (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
      7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
        (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
      8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
        (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
      9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
        (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
      10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
        (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)
      11. Почему во всех автомобилях тормоза?
        (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
      12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
        (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
      13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
        (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
      14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
        (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
      15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…
        (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
      16. Какие ты знаешь транспортные средства?
        (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
      17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
        (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0)
      18. Почему люди занимаются спортом?
        (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
      19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
        (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
      20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
        (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

    Суммируем баллы.
    Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
    Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
    Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
    От -1 до – 10 – ниже среднего.
    От – 11 и меньше – низкий показатель.

    Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.

3 тест готовности ребенка к школе – Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.

Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.

Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.

Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.

Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.

В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.

Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.

Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.

Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.

Через 2 минуты – следующее задание:

Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.

Должны получиться следующие узоры:

Оценка результатов

Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.

Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

4 тест диагностики готовности ребенка к школе – Лабиринт

Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:

5 Тест готовности к школе – “Чего не хватает?”

Разработан Р. С. Немовым.

Задание

Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов

  • 10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
  • 8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
  • 4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
  • 2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
  • 0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

6 Тест определения готовности к школе – “Найди отличия”

Выявляет уровень развития наблюдательности .

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

7 Тест психологической готовности к школе – “Десять слов”.

Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.

Условие проведения теста – полная тишина.

В начале скажите:

Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке.

Всего проводится 5 наборов слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов:

Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь.

Перед пятым предъявлением скажите:

Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше.

Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

8 Тест готовности – “Чего не хватает?”

Это и тестовое задание, и простая, но очень полезная игра, развивающая зрительную память.

Используются игрушки, различные предметы или картинки.

Перед ребенком выкладываются картинки ( или игрушки) – до десяти штук. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя, после ребенок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение 1-3 игрушек, перемещение их в другое место.

9 Тест “Четвертый – лишний”

Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

10 Тест “Классификация”

Исследование логического мышления.

Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.

Ребенку предлагается разлоджить кретинки ( предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки )

Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ( “домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи”т.д.)

11 Тест “Составление рассказа по картинкам”

Часто используется психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления.

Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.

Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что- в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.

Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.

* * *

Еще раз напоминаем, что:

  • все предложенные методики могут быть использованы как развивающие игры;
  • при поступлении ребенка в школу не обязательно использование всех перечисленных тестов, психологи выбирают самые информативные и простые в исполнении;
  • не обязательно выполнять сразу все задания, можно предлагать выполнять их в течении нескольких дней;
  • сейчас в продаже появились пакеты подобных методик, включающие в себя не только описание, но и наглядный материал, примерные нормы. При покупке такого пакета обратите внимание на набор методик, качество выполнения рисунков и издательство.

Использовались материалы с сайта solnet.ee.

Советы детского психолога

А.Л. Венгер,
детский психолог, профессор, д.пc.н.

Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания. Ведь для успешного усвоения школьной программы недостаточно быть «хорошим послушным мальчиком» или «милой веселой девочкой». В придачу к этим замечательным качествам надо еще обладать специальными учебными умениями. В моей консультативной практике очень много обращений связано именно с тем, что ребенок, ранее полностью устраивавший своих родителей, оказывается недостаточно готов к школе. В этой статье приводятся некоторые советы, которые я даю в подобных случаях. Они будут полезны многим родителям, не имеющим возможности получить индивидуальную консультацию психолога (хотя, конечно, заменить такую консультацию они не могут).

Что делать, если ребенку трудно дается выучивание стихов, если воспитательница детского сада или учительница жалуется, что он не запоминает материал, который она дает на занятиях? Можно ли развить детскую память?

Простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя для запоминания специальные приемы. Важнейший из них – образное представление того, что требуется запомнить, привлечение самых разнообразных ассоциаций. Одна из методик, помогающих научиться этому, основана на обучении ребенка созданию рисунков, отражающих выучиваемый материал. Проводится она так.

Ребенку предлагают «поиграть в интересную игру»:

– Я буду рассказывать тебе короткие истории, а ты их будешь запоминать. Чтобы ничего не забыть, ты к каждой такой истории нарисуешь простую картинку.

Затем даются для запоминания несколько простых не связанных между собой фраз, например: «Волк выбежал из леса. Девочке подарили куклу. Коля и Маша играли во дворе. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце». После каждой фразы («истории») делается большая пауза, чтобы ребенок успел нарисовать рисунок для ее запоминания. Нужно объяснить ему, что рисунки должны быть как можно проще, что не надо стараться сделать их красивыми и подробными: это не занятия рисованием, а игра на запоминание. Главное – это сделать рисунок побыстрее. Если ребенок слишком увлекается самим процессов рисования (а поначалу это почти неизбежно), то следует остановить его, сказав: «По-моему, того, что ты нарисовал, уже достаточно для того, чтобы запомнить. Теперь слушай следующую историю».

При создании первых рисунков потребуется помощь взрослого. Скорее всего, ему придется подсказать их содержание и побудить ребенка ограничиться предельно схематическим изображением.

– Как мы запомним, что дождь шел вчера? Давай его нарисуем и зачеркнем: ведь сегодня он уже не идет. А солнце зачеркивать не будем: оно светит сегодня.

В итоге получится примерно такой рисунок:

В одно занятие не следует давать более трех-четырех фраз. Вспоминать их можно в тот же день через несколько часов или на следующий день. Ребенку дают его рисунки, и он «читает» по ним рассказанные ему «истории». При этом тоже может потребоваться помощь взрослого. Например, если он говорит: «Дождь кончился, и вышло солнце», то надо задать ему наводящий вопрос: «А как у нас было сказано – когда шел дождь? Правильно, «вчера шел дождь»… Как дальше?» Вне зависимости от того, насколько большая помощь потребовалась ребенку для правильного воспроизведения фраз, надо похвалить его: «Видишь, как хорошо ты все запомнил! Значит, ты хорошо записал все истории рисунками».

Такие занятия желательно проводить ежедневно или через день, но не больше одного занятия в день. Через некоторое время рисунки перестанут быть необходимыми, достаточно будет обсудить, «что можно было бы нарисовать, чтобы запомнить историю». Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал, что в дальнейшем очень поможет ему в школе.

При плохой памяти родителям следует особо внимательно относиться к отбору материала, предлагаемого ребенку для заучивания. Надо постараться минимизировать его объем, добиваясь не дословного запоминания, а общего понимания. В тех случаях, когда все же требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по одному четверостишию (не пытаясь повторять все стихотворение целиком). Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие сюжета, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.

Как помочь несобранному, неорганизованному ребенку? Что делать, если он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться, невнимателен?

При описанных жалобах надо учить ребенка планированию своих действий. Оно должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «Расскажи, как ты будешь это делать» – подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию. Оно может относиться к конструированию из кубиков (что построить, какой строительный материал для этого понадобится), к убиранию игрушек (что куда убрать, в какой последовательности), к рисованию, изготовлению поделок из бумаги и подручных материалов, – в общем, к любой детской деятельности.

Выделяя отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Работа должна доводиться до конца. Для повышения ценности получаемых результатов полезно привлекать к ним внимание окружающих. Покажите другим членам семьи построенное из кубиков сооружение, повесьте на стену сделанную ребенком аппликацию или его рисунок, привлеките к ним внимание пришедших в гости друзей.

Все организационные моменты детской деятельности должны быть доведены до автоматизма. Подобные отдельные автоматизмы позволяют выделить островки упорядоченности в общем хаосе поведения неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь – приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу или в детский сад, вечернюю уборку игрушек, – это родители решат сами. Только не надо хвататься за все сразу и ожидать немедленных результатов. Каждый отдельный автоматизм нужно тщательно отрабатывать. Ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом – в постепенно убывающей помощи взрослых. Если ему все время трудно выполнять организационные требования, то, следовательно, они завышены: родители торопятся, проявляют неуместное нетерпение.

Для развития организованности и внимания можно предложить и специальные задания, направленные на обучение анализу образца, соотнесению его с полученным результатом, поиску и исправлению ошибок. Вот, например, задание «Где ошибся Буратино»:

– Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

Узоры могут выглядеть примерно так:

Подобные задания можно давать и на другом материале. Например, в другой раз Мальвина может поручить Буратино сделать постройку из кубиков, или собрать модель из «конструктора», или разложить картинки в определенном порядке (для этого надо иметь два одинаковых набора картинок), или сделать аппликацию. Привычка к проверке и исправлению чужих ошибок впоследствии приведет к способности проверять себя самого, а это – основа внимания к своим действиям.