Страхи у ребенка

31.03.2020 0 Автор admin

Содержание

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Анна Макарова
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Ключевые слова: детские страхи, фобии, методы коррекции.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка,вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье,чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

Одним из методов в преодолении страхов является рисование. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения и даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

На занятиях ребёнок должен рисовать самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, организует деятельность ребёнка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объекта страха, уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Для преодоления детских страхов, мы использовали методику коррекции А. Л. Венгера «Уничтожение страха». Эту методику психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей, который впоследствии будет при необходимости напоминать ребенку о показанном ему способе преодоления страха. Методика может проводиться с детьми дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху» она не имеет). Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых (то есть в случае истероидной эксплуатации страхов).

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т. п.

Следующий метод – это фантазирование. Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка мы просили закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагали побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Ребенок от имени страха рассказывает самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов следим за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

При сниженном настроении ребенка, субдепрессии применяли технику «Обогащение рисунка», относящуюся к арсеналу средств арттерапии. Она применима к детям, начиная с младшего дошкольного возраста и не имеет возрастных ограничений. Ее психокоррекционное действие основано на актуализации эмоциональных представлений, ассоциированных с разными цветами и цветовыми сочетаниями.

Ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами то, что он захочет. По ходу рисования задаются вопросы, побуждающие его развивать сюжет рисунка, обогащать палитру используемых цветовых тонов. Если вопросы не помогают достигнуть этого результата,то даются прямые указания: «Давай рядом с домом нарисуем мальчика, который вышел погулять», «Давай сделаем одежду яркой, разноцветной» и т. п. Задача состоит в возможно более детализированном развертывании сюжета, повышении плотности и яркости цвета, выразительности цветовых сочетаний, использовании широкого разнообразия цветовых тонов, преимущественно тёплых – от красного до зелёного. На занятии с дошкольником, мы сочетали эту методику с сочинением истории (сказки, сюжет которой отталкивается от первого рисунка, а в дальнейшем иллюстрируется следующими детскими рисунками. Важно «обогащение рисунка» цветом, так как способствует стабилизации эмоционального фона у дошкольника.

На групповых занятиях применяли метод релаксации для снятия мышечного напряжения, игры на телесный контакт.

Все описанные выше методы применяли не в отдельности, а комплексно. Причём искали подход индивидуально к каждому ребенку. На индивидуальных занятиях давали возможность выбора, что ребёнку больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Таким образом, мы искали путь для дальнейшей откровенной беседы с ребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.

Взрослые должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.

Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только таким образом вам удастся воспитать не закомплексованного, а уверенного в себе человека.

Вербальные и художественные упражнения

1. Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов,спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

2. Придумываем сказку.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.

3. Придумываем и рисуем друга.

Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит,

сложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».

4. Радуга силы.

На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки,повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.

5. Где живет страх?

Предложите ребенку несколько коробок разного размера,скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

6. Напугаем страх.

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.

7. Выкидываем страх.

Из пластилина дети катают шарик,приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

8. Если бы я был большой.

Предложите ребенку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»

9. Отпускаем страх.

Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

10. Угощу свой страх.

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:

Страх боится солнечного света,

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку,

11. Закапываем страх.

Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов.Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т. д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.

12. Волшебная палочка.

На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».

13. Пальчиковый кукольный театр.

Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

14. Затопчем страх.

На полу расстелите три листа ватмана. В пластиковые тарелки налейте мальчиковые краски. Предложите ребенку наступить в краску и пройтись по ватману со словами; «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»

15.Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение:

Упражнение-кричалка:

Я хлопаю (хлопать в ладоши,

Топаю (тonаю ногами,

Громко рычу (произносить «р-р-р»,

Страх прогоняю (махать руками)

16. Придумываем страшилку.

Вы начинаете рассказ, а ребенок прибавляет по предложению.Например: «Была ужасная ночь. На

прогулку вышла большая собака. Она хотела кого-то укусить.» и т. д. Родитель должен закончить страшилку смешно; «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что oнa совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».

17. Пишем волшебнику Добросилу.

Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в. (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Письма запечатать в конверты. Принести ребенку ответ.

18. Мы смелые и дружные.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за психологом стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх.

Мне ничего не страшно с другом

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Ни мальчишка-забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

Театралиэованные этюды.

Импровизированную ширму можно соорудить из 2 стульев и одеяла, персонажи — игрушки.

19. Этюд Страшный сон.

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг. в темном углу появляется что-то страшное (провидение, волк„ведьма, робот-желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены, а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего или колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне.

20. Этюд Грoзa

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию необязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, проговаривание (а не только демонстрирование на ширме событий и действий) в терапевтических этюдах чрезвычайно важно. Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший и испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» жаль щенка, но с другой стороны страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывает, сделайте его зрителем. Самое лучшее — когда зрителями становятся взрослые, а ребенок — единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

21. Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».

Предложите ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Обсудите поступки персонажей, а затем разыграйте сценку.

22. Игра «Пчелка в темноте»

«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливая плотность материи, то есть степень темноты.

23. Упражнение «Качели».

Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.

24. «Неваляшка» (для детей с 6 лет).

Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами.Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенка снова встречают выставленные руки взрослого. Подобное покачивание продолжается в течение 2 — 3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами выполняют упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания сначала минимальная.

25. Игра «В темной норе»

В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

26. Игра «Тень»

Звучит спокойная музыка.Дети разбиваются на пары: один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, неожиданно поворачивает, приседает, нагибается «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т. п.

Что делать, если ребенок боится темноты

Во мраке ночи оживают страхи даже у взрослых людей. Что уж говорить о детворе! Ребёнок ориентируется в окружающем мире, опираясь на основные сенсорные системы: зрительную, слуховую, осязательную. И наибольший процент информации получает с помощью зрения. Темнота — фактор, лишающий этой возможности.

Едва успевает стемнеть за окном, детский мозг стремится компенсировать недостаток зрительной информации и включает на полную мощность другие чувства. Тогда-то и появляются страшащие малышей тени, звуки и тактильные ощущения. Конечно, все это не только мешает спокойно поспать, но и порой травмирует психику малыша.

Неудержимая фантазия дорисовывает множество деталей и обстоятельств, которые и становятся ночным страхом. И родителям нужно сначала понять, почему ребёнок боится темноты, а затем бороться с испугом.

Откуда берется боязнь темноты

Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.

Нет дыма без огня. Причина детского страха не всегда очевидна, но она всегда есть и сокрыта в возрастных психологических переменах, окружающей обстановке, социальном опыте и даже особенностях мышления.

Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.

Особенности детской психики

Богатое воображение и образное мышление; эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:

  • просмотр «недетских» телепередач и кино;
  • пересказывание остросюжетных, пугающих историй;
  • страшилки, придуманные взрослыми в качестве воспитательных и сдерживающих нежелательное поведение ребёнка;
  • незнакомые люди, пробуждающие пугающие ассоциации;
  • стрессы и конфликты в значимом для малыша социуме (окружении);
  • многочисленные и строгие запреты.

Немного статистики

8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.

Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.

Рекомендации для родителей

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, — это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе — никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите неуверенность и заниженную самооценку. А ещё хуже — мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье — создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор — ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т. д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;
  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение — не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, — главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

Игры для избавления от страхов

Игра в той или иной мере присутствует на любом возрастном этапе человеческой жизни. Для детей это и вовсе самый доступный и простой путь познания. Поэтому игровой метод можно применять и в работе с трехлеткой, и с младшим школьником; и с мальчишками, и с юными принцессами. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни.

Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днем, сравнивайте образы теней с формой облаков. Словом, учите ребенка отличать реальность от плода фантазии. Вспомните собственное детство и сыграйте в цветные пятна (нужно найти смысл в красочном пятне на бумаге), а потом точно так же поступите с черной краской.

Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.

В поисках клада

В квартире организуют подсветку различной интенсивности (от полной освещённости до полного мрака). Раскладывают подсказки, по которым играющие ищут «клад».

Когда ребенок заинтересуется игрой и перестанет опасаться темноты в рамках игры, можно использовать элементы усложнения или превратить игру из квеста в полосу препятствий:

  • завязывание глаз;
  • имитация паутины;
  • влажные элементы;
  • разнообразные звуки и т. д.

День в семье

Если ребенок боится спать один, обыгрывается ситуация обычной семейной жизни, где члены семьи — игрушки. День и ночь регулируются освещением. Когда по сюжету наступает ночь, ребенок укладывает игрушки в темной комнате, поет колыбельные, рассказывает сказки и т. д.

Помогая избавлять от страха любимую игрушку, малыш переступает через собственные опасения и не замечает, как совершает этот важный для психики шаг. Через несколько минут снова наступает день, и кукольная семья живет по привычному распорядку.

Вариации любимых игр

С куклами и игрушками можно использовать игры в прятки и жмурки в различных вариантах: прячутся то люди, то игрушки. Дайте ребенку почувствовать азарт и радость от совместной с вами игры. Он станет увереннее, и страх постепенно отступит. Партнерство с родителями в игровой обстановке – это еще и замечательная проработка коммуникативных затруднений и проблем самооценки.

Кукольный театр

Обычные игрушки и куклы для кукольного театра (перчаточные или марионетки) всегда были хорошим подспорьем для эффективного варианта борьбы со страхами — сочинения сказок и смешных историй.

Когда малыш сам придумывает сказку о своем герое и его страхах, он переносит собственную тревогу из внутреннего плана во внешний. И происходит маленькое психологическое чудо – безопасная эмоциональная и чувственная проработка всех детских тревог. После игры, в которой герой спокойно улегся спать, малыш и сам сможет заснуть без тревоги.

Еще одна форма существования волшебной истории – терапевтические сказки. Их можно придумывать самостоятельно или читать из специализированного сборника.

Театр теней

Сам по себе этот вид театра невозможен без контраста света и тени. Научите малыша создавать фигуры, изменять их размер, оживлять. Только не допускайте даже шуток со страшными образами (этим часто грешны папы).

Изображаете зайчиков, мышек и осликов до тех пор, пока ребенок не будет готов к встрече с тенью волка или медведя.

У страха глаза велики

С детворой 3-7 лет можно поиграть в эту игру. Мама или папа обязательно присутствуют вечером в комнате. Когда малыш пытается разглядеть в темноте образ очередного монстра, включите свет и покажите, что это всего лишь тень от стопки одежды или разбросанных игрушек. «А чтобы это тебя больше не пугало, давай наведем порядок в комнате?» – чем не мотив для развития чистоплотности.

Рисуйте страхи

Проективные техники, которыми пользуются психологи, доступны и родителям. Например, методика «Несуществующее животное» и его вариации – «Страшное животное», «Злое животное», рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Звезды и волны», «Лес (три дерева)».

Попросите ребенка изобразить все то, что страшит его по ночам. Днем все это перестает «работать», днем оно не пугает. А уж сделать его смешным проще простого. Домовой или Бабайка вдруг становятся рыжими неграмотными балбесами, а Баба-Яга не может взлететь в своей дряхлой ступе. Дорисуйте столько деталей, сколько потребуется, чтобы персонаж стал смешным и нестрашным.

Пути преодоления боязни темноты

Итак, чтобы научить малыша справляться с опасностями темных комнат, в любом возрасте вплоть до младшего подросткового (10-12 лет) можно использовать универсальные средства:

  • Игра;
  • Сказка;
  • Рисунок;
  • Беседа;
  • Спутник.

Об играх, сказках и рисунках уже много сказано выше. А вот такие средства, как беседа и спутник, можно использовать как дополнение, чтобы побороть ночные тревоги.

Беседа о тьме

Интересное наблюдение: многие дети боятся темноты, но лишь единицы из них опасаются темы космоса. Почти всех детей от 3 до 10 лет манят иные миры, планеты и звезды. Поговорите с ребенком об этом.

Возможно космическая тьма и проектор звездного неба помогут превратить страшную ночную детскую комнату в величественный межзвездный крейсер. Купите тематические наклейки для стен или коврик для пола.

Лучший друг — игрушка

Спутником может стать любая игрушка, не обязательно мягкая. Некоторым детям нравится укладывать рядом с собой нескольких маленьких зверушек. Причем, это могут делать и мальчики, и девочки вплоть до окончания младшей школы.

Насыщенный день

И еще одно важное замечание для мам и пап. Чтобы ребенок быстро и легко засыпал, он должен быть спокоен эмоционально и достаточно утомлен дневными занятиями. Организуйте режим дня и следуйте ему, сажайте малыша ужинать не позднее, чем за 2 часа до сна, чередуйте физическую и интеллектуальную активность, а перед сном не играйте в возбуждающие игры.

Что можно, а что нельзя

Дайте волю детской фантазии. Пусть малыш играет, как ему хочется. Ваша задача мотивировать и направлять. Пусть один из героев попадёт в ситуацию, аналогичную реальной. С этого момента действовать нужно очень тонко. Следует учесть ряд правил:

  1. Нельзя полностью и безоговорочно соглашаться со всеми фантазиями малыша, в какой-то момент следует перенаправить или даже приостановить поток детских сочинений. Юмор – лучший способ для этого.
  2. Опасна и другая крайность — полное неверие рассказам ребенка. Для вас — это плод воображения, а для него — страшная реальность. Ваши доводы о том, что этих страхов нет и не может быть, не помогут и даже усугубят проблему.
  3. Аккуратно донесите до детского понимания мысль о том, что бояться не стыдно. Страх охраняет человека от необдуманных поступков, нужно только научиться им управлять.
  4. Ругать за боязнь темноты тоже совершенно бесполезно: кроме страха перед темнотой появится страх быть наказанным родителями. Помните: не получится отучить малыша от страхов. Зато научить жить без них – нужно и важно.
  5. Прекратите запугивать: фразами «придет Бабай», «отдам Лешему». Нельзя также допускать просмотр страшного кино и мультфильмов. Избегайте стрессов. Соблюдайте режим дня и питания, исключите поздние ужины.
  6. Используйте ночники, которые не создают теней. Лучше, если свет будет мягким и теплым. Хороший вариант – солевой светильник в виде луны или планеты.
  7. Будьте терпеливы. Помните о возрастных особенностях. В 5 лет страх темноты – норма, его нужно преодолевать вместе с ребенком без раздражения и спешки, и желательно с улыбкой.

Когда нужна профессиональная помощь

Посмотрите передачу с подробными советами психолога о том, как отучить ребенка боятся темноты:

Коррекция страхов с помощью профессионала (детского психолога или психотерапевта) может потребоваться, если вечерняя паника выходит за рамки нормы. Консультация специалиста нужна, если:

  • Ребенок старше 10 лет боится любых темных пространств, испытывает при этом истинные негативные эмоции и испуг.
  • К окончанию младшей школы продолжает фантазировать о монстрах под кроватью или имеет страшного воображаемого «друга», рисует мрачные рисунки, не соответствующие возрастной норме.
  • Категорически отказывается засыпать без света. Не принимает никаких ритуалов. Отказывается от игр. Кричит и плачет в темноте.
  • Показывает другие в т.ч. неврологические симптомы: тревогу, прерывистый и тревожный сон, панические атаки, тремор рук, дрожание подбородка, тики, снижение концентрации внимания, ухудшение успеваемости в школе и т.д.

Страх – естественный спутник детского возраста. Малыш нуждается в разнообразии инструментов, широте жизненного опыта. Тогда он легко справится с любыми тревожащими его событиями и явлениями.

Нельзя фиксироваться только на сказках или любимой игрушке. Научите ребенка использовать разные средства для обретения душевного покоя. И никогда не оставляйте маленького человечка один-на-один со страхом.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/uhod/rebenok_boitsya_temnoti.html

Детские страхи: причины и способы преодоления

Ваш пятилетка боится темноты и просит побыть в его комнате, пока он не уснёт? Это нормально! Наш новый блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает, какие детские страхи возникают у детей разного возраста, с чем они связаны и как помочь ребёнку с ними справиться.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Один из самых распространённых запросов родителей на моих консультациях — детские страхи. Родители хотят помочь ребёнку преодолеть их и, конечно же, узнать причину появления. Детский страх — это ощущение тревоги или беспокойства у ребёнка до 16 лет.

Считаю, что очень важно обращать внимание на детский страх и помогать ребёнку преодолевать его. Когда маленький человек побеждает свои страхи при поддержке родителей или специалиста, он узнаёт, что такое защита, поддержка и внутренняя сила (его самого), в полной мере. Эти знания и опыт помогают ему при формировании таких качеств, как смелость, уверенность и инициативность.

Почему так важно преодолевать страхи, я сказала, теперь давайте обсудим возможные причины появления детских страхов. Наверное, самый популярный мой ответ на этот вопрос — это то, что существуют так называемые возрастные страхи. То есть в определённом возрасте у детей появляются определённые страхи, которые обусловлены формированием психики, мозга и, конечно же, их опытом.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Теперь мы знаем, какие страхи в каком возрасте преобладают в детском сознании, время разобраться в их причинах.

Причины сильных детских страхов:

1. Негативный детский опыт — это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребёнка: собака, поезд, громкий крик и так далее.

2. Ошибки в воспитании — нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожные родители — эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу и наличие своих собственных нерешённых страхов (особенно у мамы) передаются ребёнку. Такие установки, как «Ты упадёшь», «Ты ударишься», «Тебя может сбить машина» и так далее формируют чувство тревоги в ребёнке, которое потом трансформируется в страх.

4. Конфликты и агрессия в семье. Конфликты между родителями сильно влияют на детей. Часто дети чувствуют вину за ссоры родителей и боятся оказаться их причиной. Агрессивное поведение по отношению к любому человеку ещё ни разу не было признано положительным. Когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности. Как следствие, такие дети находятся в постоянном ожидании беды, что формирует проявление страхов.

5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики. Ко мне часто приводили на консультации детей, которые в ютьюбе насмотрелись страшных роликов. Не зря фильмы имеют возрастные ограничения, ведь дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете (будь то фильм или игра) и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.

6. Психические расстройства. Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов.

Что может помочь ребёнку справиться со страхом?

1. Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка. Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным.

3. Сказка. Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

4. Игры. Вы можете вместе с ребёнком проиграть момент встречи со страхом. Пусть он среди всех своих игрушек выберет ту, что ему напоминает страх, и ту, что похожа на него самого. Спросите, когда страх приходит к нему и что говорит. Пусть ребёнок станет своим страхом и поиграет «за» него. Когда ребёнок принимает на себя роль страха, он прорабатывает его и часто перестаёт бояться.

5. Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если у вас есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему.

6. Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Прогулки, игры, творчество и, конечно же, вы рядом!

7. Специалист. Мы живём в XXI веке, и найти подходящего специалиста не составляет труда. Главное — желание. Мы, детские психологи, всегда готовы помочь ребёнку и поддержать его родителей. Лично я обожаю сказкотерапию, поэтому на занятиях с дошкольниками пользуюсь этим методом. Мы слушаем сказки, сочиняем, проигрываем и оставляем свои страхи в кабинете психолога!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Откуда берется страх или что на самом деле управляет нашей жизнью

Если бы люди знали, какое количество страхов они носят в себе, и как эти страхи меняют качество их жизни, то, пожалуй, отложили бы все свои дела и бросились спасаться – от этого психологического стихийного бедствия.

Много лет назад я встретила в одной из книг по восточной философии немудреное изречение: «Самое страшное, что есть в жизни – это страх». Тогда мне не совсем был понятен его смысл. Теперь, когда я начала заниматься страхами профессионально, я отчетливо осознала: страх тормозит жизнь, страх изменяет ее до неузнаваемости, уводит человека от своей подлинности, самого себя. Это кажется невероятным, непостижимым, но именно страх часто руководит нашими действиями – от самых возвышенных до самых низменных.

Именно страх часто руководит нашими действиями

Мы редко признаем свои страхи – и зря. Чувство страха может довести человека до такого состояния, что все его действия будут направлены исключительно на то, чтобы от этого страха спастись – увы, бесполезные действия.

В этой статье я рассмотрю лишь несколько примеров, чтобы просто обозначить грандиозный масштаб этой темы.

Если бы люди знали, какое количество страхов они носят в себе, и как эти страхи меняют качество их жизни, то, пожалуй, отложили бы все свои дела и бросились спасаться – от этого психологического стихийного бедствия.

Эта женщина говорит тихим, жалобным голосом. Много плачет, и заметно, что сильно страдает. Она – домохозяйка, и живет тем, чтобы обеспечить своей семье комфорт и удобство в быту – чистоту в доме, вкусную еду, наличие всех необходимых вещей в нужный момент времени.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Конечно, она не помышляет о своих интересах, полагая, что заботиться о других – это и есть ее интерес. С каждым годом навыки ухода за домом и близкими становятся все совершеннее, но почему-то ей самой становится все хуже.

Она замечает, что часто обижается, и ее глаза всегда находятся на том самом мокром месте. Она сама уже понимает, что напоминает большого ребенка, но, как будто, ничего не может с этим поделать. Ее преследует ощущение беспомощности, бесполезности, ненужности.

Она рассказывает о том, что с ее мнением не считаются, и многие люди ее не слышат – как будто ее нет. И тогда она старается еще больше – но быть еще более совершенной в вопросе предугадывания чужих желаний ей не удается.

Откуда у нее взялась эта установка на то, что нужно, в первую очередь, заботиться о других, подстраиваться, терпеть? Нет, это не последствия гуманизма и человеколюбия. Это последствия страха. Страха наказания.

Когда она была девочкой, она посмела задать своим родителям вопрос. Она не помнит – какой. Но, то ли родители были в дурном настроении, то ли сочли этот вопрос слишком дерзким. Они наказали ее. Заперли в чулане. Ей было очень страшно, больно, обидно. И она ничего не могла с этим поделать.

Она даже не могла подвергнуть сомнению их действия – да и как она могла? Родители – взрослые, умные, всесильные. Ребенок – маленький, глупый и зависимый.

Иногда достаточно одного такого опыта, чтобы в душе поселился страх. В некоторых случаях нужно несколько подобных событий, чтобы страх навсегда захватил внутренний мир человека. Именно так и произошло в жизни этой женщины.

Она больше не задавала неуместных вопросов. И вообще постаралась быть незаметной, удобной, не раздражающей. Она и сейчас боится быть запертой в чулане, хотя уже никто и ничто ей не угрожает. Отныне ее судьбой стал управлять страх.

Страх быть ярким, заметным

Глядя на эту молодую красивую женщину трудно отвести взгляд восхищения. Она красива, талантлива. У нее прекрасная речь, она много знает, и обладает множеством достоинств. У нее закрадывается мысль, что она хороша, и достойна восхищения, но она упорно гонит ее от себя. И не просто гонит, а беспощадно одергивает и ругает сама себя.

Эта драма разыгрывается в ее внутреннем мире снова и снова, принося боль и страдания чуть ли не ежедневно. И, поскольку ей самой трудно признать себя яркой и достойной внимания, то она постоянно находится в поиске признания от других людей.

Ей буквально физически необходимы восхищение и комплименты, но – увы! — почему-то они не «присваиваются». Как будто силы этого внешнего признания недостаточно для того, чтобы она внутренне поверила в них. Немудрено! Ведь в глубине души она всегда готова свергнуть себя с пьедестала.

Откуда берется этот механизм?

Самый распространенный случай – это когда ребенок спонтанно проявлял себя, демонстрировал близким свои таланты, и был полностью увлечен этим – а они отнеслись к этому равнодушно или даже пренебрежительно.

Так случилось и с ней. Ей было 5 лет, и она танцевала, когда в доме были гости. Вы видели, как танцует ребенок? Самозабвенно, отдавая себя танцу целиком, когда он сам – и есть этот танец? Ее повергли в шок небрежные слова матери: «Ой, посмотрите, как моя сарделька танцует!» То, во что она вкладывала душу, было грубо осмеяно самым близким человеком. Сейчас она боится проявлять себя.

Она боится быть осмеянной, не понятой. И, умирая от ужаса в страхе разоблачения, она не может позволить себе быть яркой и заметной. По отношению к себе она теперь делает то же самое, что с ней сделали когда-то.

Страх отстаивать себя, свои интересы

С ней было очень приятно работать. Она была любезной, предупредительной, дипломатичной. Она заботилась обо мне, моем времени и даже о моем удобстве. Поначалу все это мне нравилось, пока не возникла одна мысль, которая со временем становилась все назойливей: «Что-то не так».

Погрузившись в ее историю, мы обнаружили, что вся ее жизнь устроена таким же образом. Стало очевидно, что она изо всех сил старается не допустить конфликтов – ни собственных, ни даже в своем окружении.

Любая агрессия вызывает в ней почти физическое отвращение. И, конечно, она не позволяет и себе выражать злость, рассчитывая на свою дипломатичность. Увы! Это срабатывало далеко не всегда. Даже будучи душкой, приятной для всех, не всегда удается избежать злости, раздражения, недовольства других людей.

Конечно, в этом нет никакого открытия, ибо любой компенсаторный механизм – а это именно он! – не в силах уберечь своего хозяина тотально, хоть он именно на это и рассчитывает.

Компенсаторные механизмы появляются бессознательно, в детстве, когда ребенок вынужден адаптироваться к нестабильной, а порой небезопасной и агрессивной среде.

Некоторые – как эта женщина – принимают решение быть милыми и удобными – в надежде избежать агрессии, другие – выбирают быть безупречными перфекционистами – рассчитывая на то, что их уже никто не сможет наказать за ошибку, третьи – прячут свои эмоции – ошибочно полагая, что проявляя их – радуясь или горюя – становятся слабыми, неспособными противостоять давлению жизни.

Этих механизмов – великое множество, часто человек носит в себе не один их десяток.

Беда заключается в том, что, используя эти механизмы, человек бессознательно пытается спасти себя от превратностей судьбы – и, конечно же, проигрывает, ибо с судьбой не выходит играть в прятки, и она всегда найдет лазейку и ударит в слабое место.

Что же произошло с этой женщиной, и почему она «выбрала» именно эту модель защиты?

Слушая ее историю, я едва сдерживала возмущение – так часто, через меня, «говорит» подавленная агрессия моих клиентов. Долгие годы ей приходилось противостоять террору и агрессии собственного отца.

Она не могла сделать ничего, чтоб он был доволен, ибо он хотел невозможного – сделать так, чтоб ее вообще не было. Почему так случилось – это отдельная история. Но этот бедный ребенок вынужден был каждый день отставать свою личность – и даже саму жизнь, ибо отец попрекал ее куском хлеба и гнал из дома. И любое недовольство срывал именно на ней – к радости и ужасу других членов семьи.

Думаю, его особенно раздражало ее тихое сопротивление тому, что он пытался уничтожить ее личность, но она устояла. И вместе с непереносимыми чувствами от эмоционального насилия она отвергла злость, агрессию, все виды давления – кроме тихого сопротивления.

Это тоже закономерно, ибо человек часто стремится изгнать из своей жизни то, от чего так сильно страдал. В конечном итоге это привело к тому, что ей трудно отстаивать свои границы – потому что иногда это приводит к конфликтам.

И единственным вариантом их защитить осталось установление огромной вежливой дистанции с другими людьми, а также создание такой ситуации, чтобы конфронтация стала невозможной.

Она привыкла просчитывать многоходовые комбинации, чтоб не дай бог, не задеть интересы других людей, чтобы не огрести тирании в свой адрес. И вот она очень мало живет, зато много просчитывает, и все равно не может спастись от чужого недовольства – и очень страдает, когда это происходит.

Страх доверять, открываться

Ребенок доверяет родителям – до тех пор, пока с его доверием обращаются деликатно, как с величайшей ценностью. Доверие «соткано» из очень тонких, интимных чувств — оно настолько же необходимо человеку, насколько хрупко. Человек нуждается в том, чтобы делиться, доверять – все-таки мы существа социальные, и не можем существовать без других людей. Лишившись доверия, мы обрываем важный энергообмен с другими людьми – тепла, принятия, помощи.

…Она давно не доверяет другим – ни чувства, ни мечты, ни тайны. Она ровная, спокойная, выдержанная — но не отпускает ощущение, что как будто замороженная. Она тщательно подбирает слова, и следит за тем, чтобы не сказать чего-нибудь лишнего. Из нее как будто ушла жизнь, и то, что она показывает другим – это скорее оболочка, чем она сама.

Когда она потеряла свое доверие?

Возможно, тогда, когда в семье появился отчим. И с тех пор в доме навсегда поселилось ощущение угрозы, небезопасности. Она вспоминает, как отчим трогает ее, а точнее – домогается. Ей не больше 7 лет. Говорила ли она матери об этом? Не помнит. Скорее всего, нет. Потому что считала себя виноватой и стыдилась – того, что с ней делал насильник.

Это кажется невероятным, но почему-то жертва принимает ответственность за насилие на себя. Но почему, почему она не пожаловалась матери?

Ребенок ищет защиты у родителей. Это нормально для него – бояться, жаловаться, просить о помощи. К кому еще он может обратиться, как не к самым близким людям? И только еще больший страх способен заставить его отказаться от поиска этой помощи.

Вот всего лишь несколько путей потери доверия:

  • Горькое разочарование от того, что не верят, не воспринимают всерьез: «Никого в темноте нет, и бояться нечего!»;

  • Страх оказаться осмеянным: «Какой большой, а жалуется»;

  • Страх обвинения: «Сам виноват! Не надо было»;

  • Горечь игнорирования, того, что на детское горе не обращают внимания.

Не получив помощи от самых близких людей, ребенок остается со своим страхом один на один. Он приспосабливается, адаптируется – с помощью защит, некоторые из которых описаны выше, но и – вынужден отрезать себя от глубинной связи с другими людьми.

А, потеряв доверие к самым близким людям, почти невозможно доверять всем остальным. И тогда приходится все держать в себе – чувства, переживания, мечты. И тщательно следить за тем, чтобы никто их не обнаружил и не причинил боль.

Опасаясь страдания, потерявший доверие человек причиняет себе еще большую боль – тратя все свои усилия, чтобы скрыть то, что могло бы вызвать интерес, поддержку, человеческое участие других людей.

Как страх влияет на нашу жизнь

Культивируя свои страхи, мы почти полностью теряем искренность, доверие, открытость. То, что делает нашу жизнь по-настоящему интересной. Мы действуем исключительно в пределах своих защит – зашоренные, запрограммированные. И наша жизнь ограничена рамками нескольких набивших оскомину психологических моделей, но пробовать что-то новое — еще страшнее, ведь мы не знаем, как жить по-другому.

Героини этой статьи отважились на исследование своего страха, пройдя непростыми дорогами к его истокам. Но только так – открыто признавшись: «Я боюсь», и, начав свой поиск – можно ослабить его силу, и прийти к свободе выбора.

Многие страхи берут свое начало в детстве – когда ребенок был беззащитен, и оказался один на один с пугающей его реальностью. Однако сейчас, когда мы уже взрослые, мы можем вернуться туда, где все начиналось и поддержать себя. И сделать это мы можем не с помощью уговоров, отрицаний или рациональных объяснений – они не помогут.

Наоборот, признав мощь и величие своего страха, относясь к нему всерьез, мы имеем все шансы обрести силу и уверенность для того, чтобы выйти из-под его влияния и стать по-настоящему свободными.опубликовано econet.ru.

Вероника Хлебова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

пугатьКаждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он – родитель – не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас – до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей, что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали. И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже.

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий – в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи – он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности. И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Самое главное – нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много – пробуйте, пытайтесь, ищите.

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить – ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы.

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка – машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае – счастье ребенка – оправдывает эти усилия!