Страхи у детей

20.09.2018 0 Автор admin

Страх — это не всегда плохо, ведь он основан на инстинкте самосохранения. В наше время ничего не боятся, только не вполне здоровые люди.

Поэтому если ваш ребенок испытывает страх перед вполне объективными вещами — это даже хорошо. Например, если ребенок не умеет плавать, он будет бояться купаться без взрослых, так как у него есть вполне оправданный страх — утонуть.

Но если страхи начинают влиять на образ жизни ребенка. Мешать ему учиться, общаться со сверстниками, спать, то это повод для беспокойства. Для преодоления страхов ребенку, несомненно, понадобится помощь и поддержка мамы и папы. Чем же родители могут помочь в преодолении детского страха?

Лечение в частной детской клинике в центре Мюнхена. За многие годы специалисты из Германии научились справляться с этой детской проблемой, а Диагностическая клиника М1 уделяет особое внимание ранней диагностике различных детских заболеваний, в том числе и в области психиатрии.

— Для успешной борьбы со страхом сначала постарайтесь разобраться откуда он появился у вашего ребенка. Страхи не бывают беспочвенны.
— Никогда не смейтесь над страхами своего малыша и не называйте его трусом. Он может начать чувствовать себя действительно слабым. Это может снизить его самооценку и добавить еще больше проблем.
— Объясняйте ребенку, что чувство страха могут испытывать не только дети, но и взрослые. Что это вполне естественное чувство, которое, в некоторых ситуациях, может даже сохранить жизнь. Ребенок должен знать, что бояться — это нормально. Но, так же, нормально и преодолевать свой страх (если реальная опасность отсутствует).
— Очень распространенный способ борьбы с детским страхом — рисование. Нарисуйте со своим малышом то, чего он боится.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

А потом предложите ему разорвать рисунок на мелкие-мелкие кусочки и выкинуть, как будто прогоняя страх.
— Также можно предложить ребенку вместе пройти через его страх. Например, ваша дочка боится мыть голову. Пойдите вместе в душ и пусть она сначала поможет вымыть голову вам, а потом, предложите вымыть голову ей. При этом пообещав, что будете очень осторожны.
— Детские страхи так же зависят от микроклимата в семье. Если дома ребенка ждет благоприятная атмосфера и любящие родители, то у него не будет никакой причины чего-либо бояться. Старайтесь не ругаться в его присутствии и не обсуждайте взрослые проблемы.
— Не давайте малышу зацикливаться на его страхе. Уделяйте ему больше времени. Ведь, насыщенный день с новыми играми и впечатлениями проведенный с вами, не оставит малышу ни времени, ни сил на его страхи!

Опубликовал: Alcoformer

Как показывают многочисленные исследования, в большинстве своем взрослые фобии формируются в детстве, в том числе самом раннем. Страхи у детей – нормальная реакция на настоящую или вымышленную угрозу. Родители должны понимать, что ребенок живет в собственном мире, где герои сказок реальны, а неодушевленные предметы способны оживать. Именно поэтому малыш иногда видит опасность там, где ее в действительности нет.

Различают следующие виды детских страхов:

  • Навязчивые страхи, которые ребенок испытывает в конкретных ситуациях (боязнь высоты, темноты, закрытых пространств и т. д.);
  • Бредовые страхи, возникающие без видимых причин. Самая тяжелая форма, обычно указывает на наличие серьезных психических отклонений;
  • Сверхценные страхи, связанные с определенными идеями, возникающими у малыша на фоне разыгравшейся фантазии.

Независимо от того, как проявляется и что спровоцировало боязнь, взрослые не должны пренебрегать страхами ребенка и вопросом их коррекции.

Причины страхов у детей

Почвой для формирования детских страхов чаще всего становится один или несколько из нижеперечисленных факторов:

  • Конкретный случай. Фобия может быть обусловлена прошлым негативным опытом, который приобрел ребенок (покусала собака, потерялся в магазине и т. п.). Боязнь повторения неприятного случая, как правило, легко поддается коррекции. Развитие подобных страхов у детей дошкольного возраста напрямую зависит от характера. В группе риска малыши с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, мнительностью;
  • Окружающая обстановка. У маленьких деток причиной возникновения страхов могут стать конфликты внутри семьи. Бывает так, что ребенок чувствует себя виноватым в частых ссорах родителей. Кроме таких случаев, формирование фобии нередко становится результатом сложностей общения со сверстниками. Если другие дети не принимают малыша в свой коллектив, обижают его, он начинает бояться посещать садик или школу. Запугивание со стороны старших товарищей только усиливает боязливость;
  • Внешнее внушение. Частые предупреждения об опасности со стороны взрослых тоже могут стать фундаментом для развития страхов у детей. Родители, близкие родственники и воспитатели нередко чересчур эмоционально предупреждают ребенка о том, что какие-либо действия или ситуации могут быть опасны: «Не бери – обожжешься!», «Не ходи – упадешь!», «Надень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу!» и т. п. Малыш непроизвольно запоминает только вторую часть предложения, и хотя ему еще не знакомы последствия, на основе полученного вербального опыта ребенок распознает угрозу и в конечном итоге регулятором его поведения становится страх. Еще одна ошибка воспитания – запугивание малыша в попытках добиться послушания: «Будешь баловаться – придет злой дядька, посадит тебя в мешок и утащит!»;
  • Бурная фантазия. Страхи у детей дошкольного возраста часто являются вымышленными. Кто из нас в детстве не боялся темноты, которая превращала обычные предметы в грозных монстров? Однако каждый ребенок по-разному реагирует на собственные выдумки: кто-то быстро забывает о них, а у кого-то на их фоне развиваются нервные расстройства;
  • Нарушения психики. Иногда фобии становится одним из симптомов невроза – психического расстройства, которое требует обязательного лечения.

    Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления

    Проявлением невроза могут стать страхи, нехарактерные для детского возраста, или тяжелые приступы тревоги по различным поводам (в том числе и не выходящим за пределы возрастных норм).

Методы коррекции страхов у детей

  1. Постарайтесь создать в семье стабильную, доброжелательную атмосферу, окружите малыша вниманием, заботой и любовью. Он должен чувствовать свою значимость, незаменимость и защищенность;
  2. Для детей большую роль играет телесный контакт, поэтому чаще обнимайте чадо, прижимайте к себе, целуйте, гладьте по голове;
  3. Родители должны знать, что стало причиной страхов у детей. Расспрашивайте ребенка, что его пугает, спокойно и с доверием реагируйте на его признания. Ваша задача – как можно больше узнать о том, кого или чего боится малыш. Попробуйте развеять детские сомнения, вместе подумайте, как избавиться от этих страхов. Если кроха почувствует, что вы понимаете его положение и пытаетесь помочь, полпути будет пройдено;
  4. Преподнесите ребенку какую-то безделушку-талисман, которую он мог бы всегда носить с собой, имея постоянное напоминание, что вы его оберегаете. Еще один вариант – приобрести для малыша плюшевого товарища, с которым он мог бы спать, играть и делиться своими фобиями. Пускай мягкая игрушка станет верным другом и надежным защитником;
  5. Избегайте совместного просмотра с ребенком сомнительных телепередач – детям бывает сложно отличить вымысел от действительности;
  6. Одним из эффективных способов коррекции страхов у детей является прием под названием «эмоциональные качели». Его суть состоит в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пылесоса, который его пугает, и тут же оказывается в маминых объятиях). Однако малыш должен самостоятельно решиться на подобный поступок;
  7. Дети часто боятся того, что им непонятно и незнакомо. Задача родителей – постепенно приучать ребенка к пугающим его предметам. Объясните, зачем они нужны и как работают. Обязательно подчеркните, что эти вещи не способны причинить человеку вреда. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечного песика, прочитайте добрую сказку, где главным героем является четвероногий друг, а после познакомьтесь с хорошим соседским щенком;
  8. Поделитесь с малышом собственным опытом, расскажите, чего вы боялись в детстве и как вам удалось преодолеть свою фобию;
  9. Совместно с ребенком нарисуйте пугающие его ситуации или предметы, чтобы озвучить их. Перенося свои страхи на бумагу, дети освобождаются от них. В конце лист бумаги с рисунком необходимо смять и сжечь.

Полезные упражнения при беременности

Дети

Физические упражнения при беременности очень полезны. Они укрепляют мышцы и связки, подготавливают женский организм к родам, тренируют выносливость, а также помогают быстрее восстановить форму после рождения ре…

Избавляемся от неприятного запаха в квартире

Дом

Любая квартира или дом имеют свой запах, который чувствует каждый человек, едва переступив порог. И, конечно, прекрасно, если в доме пахнет свежестью,…

Как восстановить организм после переедания

Здоровье

Женщина, которая заботится о себе, рано или поздно приходит к мысли о необходимости грамотной организации питания. Она постепенно вырабатывает определенный режим и создает индивидуальные пищевые ограничения. Вс…

Детские страхи и их преодоление

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. При чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до эмоционального паралича.
Устойчивые страхи — это такие страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, они приводят к появлению нежелательных черт характера. Подавляющее большинство страхов обусловлено возрастными особенностями и имеет временный характер. Если страхи имеют заостренное течение или сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о нервной и физической осдаоленности ребенка, неправильном поведении родителей, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Возникновение страхов в большинстве случаев — это вина самих родителей, и наш долг — предупредить возможность их проявления, оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или просто родительской невнимательностью. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, ко взрослым, сверстникам.

И от того, смогут ли родители уловить эти перемены, понять изменения, связанные с сыном или дочерью, и в соответствии с этим менять свои отношения с ребенком, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Что такое страх, как предупредить его у детей — это повод для разговора.
СТРАХ основан на инстинкте самосохранения. Страх — это эмоция, которая возникает в ответ на действие угрожающего стимула, сопровождается определенными физиологическими изменениями: отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления.
ТРЕВОГА также имеет эмоциональный компонент в виде чувства беспокойства и волнения. Часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно спрогнозировать.
На возникновение опасности каждый человек реагирует по-своему. Выделим несколько типичных ответных реакций.
Предупреждающей страх реакцией является агрессия на физическом, словесном и воображаемом уровне. В ряде случаев агрессивный ответ не представляет собой отклонения от нормы и имеет целью защиту себя от агрессии со стороны обидчика.
Агрессивный ответ на словесном уровне представлен в виде
брани.
На воображаемом уровне — в проявлении ненависти, злобы, либо неприязни, раздражении.
Страх можно не осознавать, быть к нему безразличным. Подобное восприятие страха встречается как при высоком уровне саморегуляции и развития волевых качеств, так и при эмоциональном или интеллектуальном недоразвитии. Кроме того, страх может не возникать потому, что не имеет аналогов в жизненном опыте человека.
Вам, наверное, приходилось сталкиваться с детьми, которые ничего не боятся. Это полная противоположность детям, испытывающим страх. Но почему же тогда они становятся пациентами психотерапевтов? И у тех, и у других детей есть одна общая черта — у них нарушен инстинкт самосохранения. У детей со страхами он преувеличен, у «бесстрашных» снижен или отсутствует вовсе.
Самым распространенным способом реагирования на опасность является бегство, то есть не всегда осознаваемое стремление избежать соприкосновения с источником угрозы, самоизоляции от нее.
Последствия страха.
Ларошфуко сказал: «Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам». Нет ни одной психической функции, которая бы под воздействием страха не претерпела бы изменений. Положительные эмоции исчезают. Вместо них развивается хроническое эмоциональное напряжение (общая заторможенность, слабость, усталость, но вместе с тем -импульсивность, внезапно возникающие, труднопредсказуемые действия). Например, один тихий послушный мальчик 6 лет, находясь в больнице, случайно разбил градусник. Ребята сказали, что медсестра накажет его. Страх перед этим у исполнительного, а фактически боящегося мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе с ртутью и проглотил.
Страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек не может эффективно бороться, отстаивать овои права, он заранее готовит себе поражение, настраивает себя на неудачу, убеждаясь все больше и больше в своей никчемности, неспособности ни к чему.
Но самое главное, взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем-женой, отцом-матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои тревоги, страхи ребенку.

Страх уродует и мышление. Оно становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями, сомнениями, теряет свою гибкость. Из-за боязни показаться смешным, сделать не то, не так, как требуют, уменьшается познавательная активность. Все новое воспринимается с настороженностью, все поведение носит пассивный, излишне осторожный характер.
При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не относятся, как раньше, не понимают, осуждают. А это уже говорит о мнительности.
Почему в детстве страх — одна из самых распространенных реакций? Потому что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненного опыта нет.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от страхов, родители должны принимать причины их появления. Страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка (или в результате испуга). В первом случае речь идет о внушенных страхах, во втором — личностно обусловленных, в третьем -о ситуационно возникших страхах.
Страхи, возникающие в результате заражения страхом или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения к нему отношения родителей. Во всех случаях смотреть на страхи надо не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, положительный пример родителей, самокритичное признание ими своих недостатков и их преодоление, перестройка отношений с ребенком, гибкость и непосредственность, уменьшение тревожности и строгости создают предпосылки для успешного устранения страхов.

Детские страхи

Нельзя винить, ругать, а тем более наказывать ребенка за то, что он боится, как и за то, что он стал таким беззащитным и несчастным, поскольку ребенок во всем зависит от родителей, и они несут ответственность за его будущее. Любовь к детям — лучшее лекарство, условие их спокойствия. Если ребенок чувствует, что он защищен от любой опасности вашей разумной любовью, то оснований для развития страхов становится значительно меньше. Не стесняйтесь проявлять нежность, участие, понимание, принимайте ребенка таким, как он есть, не сравнивайте его с другими детьми. Никакого насилия, угроз, физических наказаний,
Когда вы пользуетесь силой, ребенок подчиняется вам из страха. Потом вы, конечно, помиритесь, но страх останется в сознании маленького человека и может проявиться по любому другому поводу.
Объяснять, что страх — нелепость, бессмысленно. Разговоры только усугубят ожидание страшного.
Лучше разрешить ребенку побольше бегать, приглашать в гости его друзей, помочь ему научиться общаться с ними, полезно использовать игру, в которой ребенок проявит себя как сильный, смелый защитник.
Родителям важно понять, что страх — не каприз, не слабость (как иногда думают отцы), а серьезная проблема. Это беда, с которой надо сражаться, и иногда в первую очередь с собой. Начать надо с того хотя бы, чтобы изменить отношение к ребенку, дать ему больше свободы, а мешать этому может ваша негибкость, предвзятость в восприятии детей, непроизвольный перенос своих тревог, страхов и проблем. Родители должны понимать, как их отношение к ребенку влияет на него.
Так, если оба родителя все разрешают ребенку, мягки, нерешительны, то число страхов может быть максимальным (нет опоры у ребенка в ближайшем окружении).
Достаточное число страхов наблюдается, когда оба родителя очень строги. В этом случае одновременно со страхами нарастает и возбудимость детей.
Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, это рождает у детей боязнь не соответствовать родительским требованиям.

Есть родители, которые требуют обещания исправиться, стыдят,
Всё это — непосильное физическое и психическое закаливание, игнорирующее реальные возможности детей, их психофизическое развитие, темперамент, особенности формирования характера. Такие требования неприемлемы, бесполезны, а в худшем случае — только способствуют усилению страхов.
С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они теряют наивно-детский характер. Упоминание о Бабе Яге вызовет дрожь у 4-летнего, а подросток рассмеется. Однако этот же подросток может бояться родителей, насмешек со стороны сверстников, стихийных бедствий.
Преодолевая страхи, мы должны возвратить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это разнообразными эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, праздничными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков, систематическим чтением сказок, рисованием, походами. Крайне желательно участие во всех этих мероприятиях взрослых, которые сами, попадая в детство, становятся непосредственными в отношениях с детьми. Любая возня с родителями, сверстниками, смех, разыгрывание сказок способны создать условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок,
Ребенок идет в школу, и начинается новая угрожающая ситуация. Главная трудность в это время состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям и сохранить при этом с ними эмоциональный контакт. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление оборачиваются страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений, неуверенностью в себе. Тогда полное устранение страхов, пропитанных тревожностью, становится непростой задачей и подразумевает активную перестройку многих аспектов семейных отношений и обязательное участие сверстников в жизни ребенка.

Существует много «невидимых страхов», остающихся тлеть в душе ребенка и готовых вспыхнуть в любой подходящий для этого момент. Это такие  страхи, которые часто отрицаются детьми, но определяются матерями. Другими словами, это страхи, в которых не любят признаваться.
Нелегок путь самопознания и самовоспитания, но это единственный путь для того, чтобы помочь детям справиться со своими проблемами.
Наша беседа подошла к концу. Она поможет вам не только преодолеть страхи у детей, но также заставит задуматься о себе, о ваших взаимоотношениях в семье, проанализировать свои поступки, методы воспитания (что само по себе является лучшей профилактикой появления страхов). Это необходимо потому, что здоровье ваших детей, а значит, и будущее всех нас в ваших руках, родители.

Знакомый случай: милый послушный малыш перед походом в больницу превращается в настоящее чудовище: кричит, устраивает истерики, падает на пол, плачет? Как правило, все эти неприятности связаны с тем, что ребенок просто боится врачей и больниц и использует все имеющиеся средства, чтобы с ними не контактировать. Иногда ситуация кажется безвыходной, поскольку и к врачу идти надо, и привести свое чадо в чувство никак не получается. Бывает, что у мамы в конце концов лопается терпение, и ребенка приходится практически силой тащить в кабинет. Как помочь малышу преодолеть страх? Советы профессионалов.

Найти причину

Самое первое, что стоит сделать, если ваш ребенок боится врачей, – это определить, что именно его пугает. На первый взгляд задача довольно сложная: дети младшего возраста не всегда могут внятно объяснить, что не так, а на расспросы часто отвечают плачем. Попробуйте восстановить в памяти все существенные эпизоды вашего пребывания в медицинских учреждениях с малышом. Включите свою наблюдательность:

  • Может быть, ребенка испугали конкретные медицинские приспособления, процедуры, прививки?
  • Может быть, ему не понравилось, что посторонние люди (медицинский персонал) трогали его?
  • Или малыш особенно чувствителен к виду крови?
  • Или ужас наводят не все врачи вообще, а какой-то конкретный врач, который обошелся с ним неласково?

После того, как вы обозначите предполагаемую проблему, нужно попытаться найти решение. Здесь нет универсальных правил, ведь ситуации в каждой семье разные. Однако нужно понимать, что детский страх не должен препятствовать нормальному медицинскому наблюдению – ведь от него может зависеть здоровье малыша в целом. Успокоения ради надо сказать, что панический страх перед врачами, как ни странно, бывает обычно у здоровых детей, для которых осмотры и медицинские процедуры не превратились в рутину.

Если ребенок боится какого-то отдельного врача (например, если врач выглядит необычно, обладает громким голосом и т.д.), можно просто консультироваться у другого. Хуже дела обстоят с детьми, которым ненавистны все люди в белых халатах и больницы как таковые.

Как бороться

«Расколдовать» больницу. Постарайтесь снизить градус волнительности, объяснив ребенку, что больница – такая же часть жизни, как, например, магазин, и походы туда неизбежны, однако в них нет ничего особенного. Неплохо помогают адаптироваться домашние игры в больницу – помимо того, что многих детей увлекает процесс «лечения» окружающих взрослых, сверстников или игрушек, стандартные медицинские штучки вроде градусников, стетоскопов и тому подобного из загадочных и потому наводящих ужас превратятся во вполне функциональные, знакомые, а значит, и не страшные.

Хорошо работает и обратный прием: при походе в больницу можно захватить с собой какие-то элементы привычного домашнего мира – любимую игрушку или книжку. Они послужат центром равновесия для малыша, оказавшегося в непривычной обстановке.

Сохранять спокойствие. Мамы часто сами провоцируют своих детей, поскольку тоже волнуются перед походом в поликлинику. Волнение – вещь заразная, поэтому ничего удивительного, что малыш тоже начинает отзываться, если вы сами не в себе. Возьмите себя в руки. Сообщать о походе к врачу нужно заранее, чтобы ребенок сориентировался, что его ждет. Но демонизировать больницу ни в коем случае нельзя. И уж тем более – не пугайте ребенка врачами. В противном случае бороться со страхом просто бесполезно.

Обеспечить поддержку и одобрение. Не старайтесь вдохновлять ребенка на подвиги, особенно если он еще мал. И ни в коем случае не порицайте каких-то проявлений страха в больнице. Не стоит, например, сообщать своему сыну, что он «ревел как девчонка». К самим неприятным ощущениям от посещения врача в этом случае добавятся еще и травмирующие воспоминания о маминых насмешках – в следующий раз ребенок вообще откажется идти в больницу.

Можно поговорить с малышом в том ключе, что бояться врачей – совершенно не стыдно, что многие взрослые (и мама с папой) тоже боятся врачей, но ходить к докторам нужно, потому что это поможет сохранить здоровье и не болеть. Можно вспомнить какой-то яркий эпизод излечения, например визит к детскому врачу гастроэнтерологу – когда у малыша болел животик, а доктор назначил лекарство, и боль прошла.

Поощрять спокойное поведение. Ругать за слезы и капризы нельзя, а вот поощрять спокойное поведение – нужно. Пусть малыш чувствует, что он ведет себя как взрослый, преодолевает страх, а значит, достоин похвалы. Можно превратить посещение больницы в небольшой ритуал – например, после выхода от врача покупать небольшую игрушку или воздушный шарик. Шарику можно рассказать о пережитом волнении и затем отпустить его – так стресс от посещения больницы не придет с ребенком домой.

Помните, что дети очень консервативны – если вы начали что-то покупать после больницы, будьте готовы сделать это и в следующий раз, и далее – иначе малыш вас просто не поймет и может серьезно обидеться. Особенно если он осознанно проявил свои лучшие качества и почти на плакал – а вы его за это никак не наградили. Можно сочинить вместе с ребенком специальную «больничную» песенку или стихотворение с позитивным финалом.

Отличать обычный страх от патологических проявлений. Нежелание идти к врачу, слезы, крики, капризы, даже падение на пол и битье руками и ногами, если ребенок очень эмоциональный – это абсолютно нормальная защитная реакция. Однако если речь заходит о глубоком страхе, который проявляется физиологически – например, ребенок бледнеет, дрожит, теряет сознание перед кабинетом врача, – стоит проконсультироваться у грамотного психолога. Приступы неконтролируемой агрессии по отношению к медицинскому персоналу или родителям – тоже повод для вмешательства психолога.

Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Такие проявления могут свидетельствовать о глубокой травме, которая провоцирует настоящую фобию.

Осознанно выбирать клинику. Если на ребенка наводят ужас стены обычной поликлиники, это совсем не означает, что он будет вести себя точно так же в другом месте. Современные медицинские центры часто вообще никак не похожи на больницы – обстановка у нас уютная, люди вокруг доброжелательные, – словом, ассоциаций с чем-то страшным и унылым просто не возникает. Иногда этого достаточно для того, чтобы ребенок успокоился и не препятствовал осмотрам и лечению. Дети любопытны – если превратить посещение клиники в приключение, они соглашаются даже потерпеть неприятные процедуры. 

Подготовить врача. Не стесняйтесь предупредить доктора об особенностях вашего ребенка. Детские специалисты за свою практику видят сотни детей, и почти никто из этих детей не бывает в восторге от осмотров. Специалисты нашей клиники относятся к детским переживаниям с глубоким пониманием. Поэтому к какому бы специалисту вы ни записались, он, скорее всего, не будет возражать против того, чтобы сначала осмотреть любимого медвежонка вашего малыша, потом – маму, а уж потом – самого ребенка.

Почти все необходимые манипуляции можно свести к игре. Видя, что незнакомец настроен дружелюбно и даже не прочь поиграть, ребенок несколько снизит градус подозрительности и даст себя осмотреть.