Список литературы на лето 9

27.09.2018 0 Автор admin

Содержание

Список книг для чтения летом.

Список обязательной и дополнительной литературы на лето для 9-го класса

9 класс

Литература  для летнего  чтения  в 9 классе

Уважаемые родители и ученики 9-ых классов!

Обращаем ваше внимание на то, что объём произведений, изучаемых в 9-ом классе, достаточно велик, поэтому желательно чтение этих произведений ( с карандашом)!!!Советуем сразу отмечать информацию, которая касается характеристики главных героев(внешность, внутренний мир, речевые характеристики, отношения с другими персонажами, отношение автора к герою), делать закладки. Это поможет сэкономить время в течение учебного года.

  Произведения, выделенные жирным шрифтом, изучаются в программе 9 класса, поэтому чтение их обязательно. Остальные  — для дополнительного чтения. Мы предлагаем вам список  литературы, которая может быть  очень полезна  и в старших классах.

Обратите внимание на критическую и  публицистическую литературу  которая поможет понять программные произведения.

Автор

Название произведения

Иоганн Вольфганг  Гёте

Фридрих  Шиллер

«Страдания  юного Вертера », «Фауст»

«Разбойники»

А.С. Грибоедов

«Горе от ума»

А.С. Пушкин

« Евгений Онегин»,    «Цыганы, «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама». Лирика. «Борис Годунов»

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Герой нашего времени». Лирика.

Николай Васильевич Гоголь

«Мёртвые  души», «Шинель».

Иван Сергеевич Тургенев

 «Стихотворения в прозе», «Первая любовь».

Фёдор Иванович Тютчев

Стихи   «Есть в осени первоначальной», « Фонтан».

Афанасий Афанасьевич Фет

  « На заре ты её не буди..»,    « Вечер»,    «Учись у них – у дуба, у берёзы»

Михаил Афанасьевич  Булгаков

Собачье сердце», Роковые яйца» ,  

« Записки молодого врача»

 12

Михаил Александрович  Шолохов

« Судьба человека»

 13

Александр Исаевич Солженицын

« Матрёнин двор»,«Один день Ивана Денисовича».

  14

Василий Макарович Шукшин

« Верую», «Чудик», «Забуксовал», «Срезал» и другие рассказы.

 15

Фазиль Абдулович Искандер

« Кролики и удавы»

 16

 Критическая и публицистическая литература , помогающая понять программные произведения

И. Гончаров«Мильон терзаний»,

В. Белинский« Сочинения А. С. Пушкина», «Герой нашего времени» Сочинение Лермонтова.

Наталья Долинина« Прочитаем Онегина вместе»,  « Печорин и наше время». « Каждый читает по-своему»

« Предисловие к Достоевскому»

Список литературы  для самостоятельного чтения

Произведения русской литературы

 1. Ф.М. Достоевский « Неточка Незванова» , « Кроткая», « Подросток»

2.Л.Н. Толстой   «Хозяин и работник», « Три смерти», Хаджи-Мурат»

3.А. П. Чехов « Толстый и тонкий»,  « Шуточка», « Студент», « Дуэль» и др. рассказы.

4.И. Бунин « Сны Чанга» , «Лёгкое дыхание», « Чистый понедельник»,  «Господин из Сан-Франциско», « Братья».

5. В. Гаршин « Красный цветок»

6.А. Куприн « Олеся», «Гранатовый браслет», « Гамбринус» , « Листригоны»

7. А. Н. Островский « Свои люди – сочтёмся», « Волки и овцы», «За двумя зайцами» и другие.

8.А.П. Платонов «Юшка», « Броня».

9.В. Закруткин  « Матерь человеческая»

10.В. Распутин «Живи и помни»

11. Вс. Лавренёв «Сорок первый»

12.В. Быков «Сотников»

13. К Симонов « Живые и мёртвые»

14. В.В. Быков    «Обелиск»

15.Б. Васильев  « Завтра была  война»

16 А. Алексин. Повести и рассказы.

Произведения зарубежной литературы

1. Г Уэллс « Когда спящий проснётся» , «Пища богов»

2.Р. Бредбери « 451 градус по  Фаренгейту»,   « И грянул гром», « Вино из одуванчиков».

3.Ф. Кафка « Превращение», « Исправительная колония».

4. Эрнест Хемингуэй « Кошка под дождём»,  « Старик и море»

5. Д. Сэлинджер « Над пропастью во ржи».

6.Э.М. Ремарк « Три товарища», « На западном фронте без перемен»,  «Время жить, время умирать».

7.Б. Кауфман « Вверх по лестнице, ведущей вниз»

8.Р. Бах « Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Стихотворный минимум для заучивания наизусть

  • А.С. Грибоедов  Два монолога наизусть (Фамусова и Чацкого)
  • А. С. Пушкин « Анчар», « Я памятник  себе воздвиг…», « К Чаадаеву», «Деревня»,  « Пророк», «Поэту», « Брожу ли я вдоль улиц шумных…», « 19 октября 1825года» (три строфы), «Арион».
  • А. С. Пушкин отрывок  из романа « Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин стихотворение повыбору.
  • М.Ю. Лермонтов « Смерть поэта» , « Кинжал», « Как часто пёстрою толпою окружён..», « И скучно и грустно», « Молитва», « Пророк»,      «Родина», « Нищий»
  • М. Ю. Лермонтов  стихотворение по выбору.
  •  Н. В. Гоголь Отрывок из «Мертвых душ» (птица-тройка)
  • Стихи    Ф. И Тютчева, А.А. Фета.

Барокко как первый общеевропейский художественный направление. Европейское и украинское барокко

Литература эпохи барокко: самые яркие представители европейского направления барокко; ведущие темы и стилевое новаторство лирики барокко

Педро Кальдерон дела Барка — выдающийся драматург и поэт эпохи испанского барокко. «Жизнь — это сон» как воплощение мировоззренческих и художественных принципов эпохи барокко.

Философско-моральный конфликт драмы Кальдерона «Жизнь — это сон»

Причины и последствия эволюции образа Сигізмундо

Тематическая аттестация № 1 — по теме «Литература европейского барокко»

Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма.

Мольер (Жан Батист Поклен) (1622 — 1673) — комедиограф, актер, театральный деятель. Ведущие темы и художественные особенности комедий Мольера.

Воплощение в «мещанин во дворянстве» черты классицистической комедии (герой — носитель одной страсти)

Высмеивание безосновательных претензий буржуа Журдена на аристократизм, интеллигентность и образованность.

Урок развития речи. Средства создания смешного в комедии. Воспитательный потенциал произведения Мольера «Мещанин — шляхтич».

Тематическая аттестация № 2 — по теме «Литература европейского барокко»

Просвещение как литературная эпоха. РаВНОобразие проявлений литературной жизни: возникновение (сентиментализм) и развитие (классицизм, реализм) художественных направлений, новых жанров (философская повесть и т.д.).

Жизнь и творчество Вольтера (1694 — 1778). Идейное содержание и художественная структура философской повести «Простак», смысл ее названия.

Конфликт «естественного человека» гуронця и французского общества как центральный в произведении. Антимонархические и антиклерикальные мотивы произведения

Гуронець и Гордон в Бастилии. Трагизм судьбы мадемуазель де Сент-Ив и гуронця. Понятие о философскую повесть.

Урок развития речи. «Общение с Вольтером»

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» — вершина творчества И. В. Гете и один из величайших произведений мировой литературы. История создания и проблематика.

Образ Фауста как воплощение динамизма новой европейской цивилизации. Поиски смысла бытия и назначения человека.

Оппозиция Фауст — Мефистофель, диалектическое решение проблемы добра и зла. Трагический конфликт Фауст — Маргарита.

Дополнительное чтение. И. Гете. Избранные стихи.

Контрольное сочинение по творчеству И. В. Гете.

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759 — 1805) — выразитель просветительских идей свободы и справедливости. Связь драмы «Вильгельм Телль» с идеологией Проквітництва.

Народная драма «Вильгельм Телль», поэтизация в ней борьбы за национальную независимость и свободу личности.

Геслер и Вильгельм Телль: причины и характер противостояния.

Особенности драматического конфликта в произведении и его художественное воплощение.

Урок развития речи. Рекламное представление произведений Ф. Шиллера

Тематическая аттестация № С. — по теме «Литература XVIII вв. Просвещение»

Особенности романтизма как художественного направления, его эстетические принципы.

Список литературы Для летнего чтения учащихся 9 класса

Специфика романтического мировосприятия. Богатство и раВНОобразие литературы романтизма, ее художественные открытия и величайшие представители.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 — 1822) — многогранный художник — романтик. «Крошка Цахес» — шедевр романтической сказки — новеллы.

«Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Специфика романтизма Гофмана: переплетение реальности и безудержной фантазии, контраст высокого, прекрасного и более приземленно-будничный, уродливого

Сатирико — метафорический смысл произведения «Крошка Цахес». Ирония и гротеск в произведении как важные черты индивидуального стиля Гофмана

Урок развития речи. Противостояние художника Балтазара и филистера Цахеса

Урок дополнительного чтения. Е. Гофман. «Золотой горшок»

Генрих Гейне (1797-1856) — немецкий поэт — романтик. «Книга песен» — выдающееся явление немецкого романтизма.

Любовь — первооснова жизни. Выражение в стихотворениях Гейне личной судьбы поэта — изгнанника, его неразделенной любви.

Изображения природы в поэзии Г. Гейне — способ видения и познания мира и собственной души

Тематическая аттестация № 4 — контроль знаний по творчеству Е. Гофмана

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 — 1824) — английский поэт — романтик, основатель течения байронизма. Ведущие мотивы и доминирующие настроения его творчества

Байронический герой и настроения «мировой скорби» в стихах поэта.

Поэма «Мазепа»: историческая основа и романтический миф. Черты романтического героя в образе Мазепы

Урок выразительного чтения. Выразительное чтение и анализ стихотворений Байрона

Дополнительное чтение. Образ Мазепы в произведениях мировой литературы

Урок развития речи. «Общение с Байроном»

Творчество Адама Мицкевича (1798 — 1855) — апогей польского романтизма. Пребывание поэта в России и Украине, отражение впечатлений в его поэзии (цикл «Крымские сонеты»)

Черты романтизма, мотив единства природы и человека в творчестве А. Мицкевича

Патриотизм и ностальгия по далекой родиной как ведущий настроение «Крымских сонетов»

Тематическая аттестация № 5 — с тем «Жизнь и творчество Байрона» и «Жизнь и творчество Мицкевича»

Переосмысление достижений европейского романтизма русской культурой. Александр Пушкин (1799 — 1837) — великий русский поэт

«Евгений Онегин» — социально-психологический роман в стихах. Духовный мир его главных героев

Онегин как воплощение типа «лишнего человека»; противоречивость его чувств и поступков

Гармония внутреннего мира, душевная чистота Татьяны. Пушкинское переосмысление типа романтика в образе Ленского.

Урок развития речи. Образы автора и природы в романе «Евгений Онегин». Национальный колорит

Жанрово-тематическое раВНОобразие лирики А. Пушкина

Михаил Лермонтов (1814 — 1841). Мотивы свободы и одиночества, пессимизм стихов Лермонтова

«Герой нашего времени» — нравственно-психологический роман о судьбе поколения после разгрома декабристов. Особенности композиции романа и ее роль в раскрытии характера Печорина

Печорин — «герой своего времени»

Урок развития речи. Печорин и байронический герой. Печорин и Онегин.

Женские персонажи романа «Герой нашего времени»

Максим Максимыч — образ «маленького человека»

Романтические и реалистические элементы в поэтике романа «Герой нашего времени». Особенности художественного времени, образа автора и картин природы

Контрольное сочинение по творчеству А. Пушкина и М. Лермонтова

Николай Гоголь (1809 — 1852) — русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества

Высокий гуманизм писателя в изображении в повести «Шинель» трагической судьбы «маленького человека»

Сочетание в повести М. Гоголя «Шинель» элементов романтизма и реализма. Проблемы, поднимаемые в повести.

Урок развития речи. Образы «маленьких людей» в русской литературе первой половины XIX века

Дополнительное чтение. М. Гоголь. «Мертвые души»

Тематическая аттестация № 6 — по теме «От романтизма к реализму. Русская литература начала XIX в.»

Урок обобщения и систематизации изученного в течение года материала

Презентация произведения (или автора), которое больше всего запомнился

Основные сведения