Слабовидящие дети

12.08.2018 0 Автор admin

«Да» и «Нет» — не говорите.
Черное с белым… берите!

Дидактическая игра для слабовидящих детей

Слабовидящие дети воспринимают мир несколько иначе, чем люди с обычно развитым зрением.

Воспитание слабовидящих детей с помощью игры

Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах — о цвете, величине и форме предметов — формируются в замедленном темпе.
Однако способность слабовидящих детей различать черное и белое может сослужить хорошую службу в коррекционной работе с ними и стать фундаментом в формировании сенсорных представлений.
С этой целью Валентина ВАЙТЕКАЙТИС, педагог детского сада «Ручеек» г. Новый Уренгой, разработала дидактические игры с контурными изображениями животных — белых на черном фоне и черных на белом фоне.
Использовать их в своей работе могут и педагоги обычных детских садов.

 Игра «Черное на белом, белое на черном»

Игра включает 14 двусторонних карточек — семь карточек с черным фоном и белым контурным изображением животного и семь карточек с белым фоном и черным контурным изображением животного. На одной стороне каждой карточки изображено домашнее животное, на другой — дикое. В игру также входят две «сводные» карты — с изображениями домашних и диких животных.
С помощью этих карт можно учить детей узнавать животных по их силуэтам и классифицировать животных по признаку «домашнее — дикое». Можно использовать карточки на занятиях по знакомству с окружающим миром, по математике и развитию речи.
Карточки можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой, если набор карточек будет у каждого ребенка.

Варианты заданий

1. Ребенок получает набор черных карточек. Нужно перевернуть их той стороной, на которой изображены домашние животные. Подобное задание выполняется и с белыми карточками.

2. Ребенок имеет два набора карточек. Карточки развернуты к нему той стороной, на которой изображены домашние животные. Для каждой черной карточки нужно найти белую «пару» и положить их рядом друг с другом. Аналогичное задание выполняется с изображениями диких животных.

3. Перед ребенком — «сводная» карта с изображением домашних животных и набор контурных изображений на черном фоне. Маленькие карточки раскладываются вокруг сводной карты. С помощью ниток или веревочек ребенок соединяет изображение на маленькой карточке с его парой на сводной карте. Затем можно повторить упражнение, используя маленькие карточки с изображениями животных на белом фоне. Аналогично дети работают с наборами карточек диких животных.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Нарушение зрения

Близорукость (миопия) – это оптический дефект, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удаленные от него.

Дальнозоркость (гиперметропия) – это оптический дефект, при котором человек хорошо видит предметы, удаленные от него, и плохо – расположенные вблизи.

Астигматизм – это оптический дефект, при котором человек плохо видит предметы, как удаленные от него, так и расположенные вблизи.

Различают врожденные и приобретенныенарушения зрения.

Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушениймогут быть микрофтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Причинами приобретенной слепотыявляются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слабовидящие— это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений.

Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих:

1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор;

3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор

Слепые— люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению:

1-я —тотальная потеря зрения;

2-я — практическая слепота,когда имеется све-тоощущение, способность определить контур предмета.

Для слепых:

1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

Нарушения слуха

Различают следующие виды больных с нарушением слуха:

глухие (потеря слуха)и

Слабослышащие.

1.Глухие без речи — это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. 2.Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, — поздно оглохшие.

К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие— инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Причины инвалидности по слуху:врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода); приобретенные (до трех лет): менингитпневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы.

Виды врожденной патологии слуха:

—полная или частичная аклюзия (недоразвитие внутрен­
него уха);

—отсутствие барабанной перепонки;

— атрезия (заращение наружного слухового прохода).

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивая его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

2.Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.

3.Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от вас, стоит стол». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, трубах .Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

4.Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

5.Не обращайтесь с собаками-поводырями как с обычными домашними животными, не командуйте, не трогайте не играйте с ней.

6.Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, флеш карта. Если у вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего.

7.Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом.

Дидактические игры для повышения остроты зрения

Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.

8.Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно прочитайте его. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

9.Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

10.Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом вежливо.

11.Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте сами , а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

12.Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

13.Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

14.Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражениями вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас…». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас». Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.

15.При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

16.Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

Дата добавления: 2016-12-31; просмотров: 888 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

Слепота у детей может быть врожденной и приобретенной. Врожденная слепота бывает следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота наступает вследствие заболеваний органов зрения (сетчатки, роговицы, сосудистого тракта и др.), заболеваний центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, опухоли мозга, локализующиеся в некоторых его участках), осложнений после перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина и др.), осложнений после общих заболеваний организма (грипп и др.), травматических повреждений мозга (ушибы или ранения головы); травматических повреждений глаз.

В СССР в связи со значительным подъемом и непрерывным ростом материального благосостояния трудящихся, повышением культурного уровня населения и широким развитием системы лечебно-профилактических мероприятий уменьшилась заболеваемость глаз и резко сократилось количество С. д. Этому способствовала также ликвидация целого ряда социальных и инфекционных заболеваний, влекущих за собой слепоту (трахома, оспа и др.). Профилактика детских инфекционных заболеваний (таких, как корь, скарлатина, дифтерия) и применение эффективных средств их лечения также способствуют уменьшению числа С. д. в нашей стране.

Процесс развития С. д. подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие зрячих детей. Однако утрата зрения, играющего столь важную роль в жизни и деятельности человека, обусловливает некоторые особенности в развитии С. д. Они испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального (воспринимаемых зрением) характера — свет, цвета и т. п.—не воспринимаются слепыми непосредственно. Большие затруднения возникают у С. д. в оценке пространственных признаков: положения, направления, расстояния, величины, формы объектов, движения предметов и т. д. Все это обедняет чувственный опыт С.

Игры, игрушки, пособия для незрячих и слабовидящих детей

д., затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении, гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций нарушается.

При отсутствии зрения наблюдается своеобразие ориентировочной реакции, особенно на звуковые раздражители. В отличие от зрячих детей у слепых ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает. Это объясняется тем, что при утрате зрения звуки являются очень важным фактором ориентировки слепых в окружающей действительности.

Процесс формирования сенсорного опыта у С. д. замедлен и имеет свои особенности, требующие применения специальных коррекционно-педагоги-ческих средств воздействия. Слепота обусловливает задержки в формировании движений, проявляющиеся, в частности, при занятиях физкультурой. Чтобы преодолеть этот недостаток, применяют специальные приемы, способствующие выработке у С. д. навыков контроля своих движений на основе слуховых, кожных и двигательных ощущений. У некоторых детей в связи с утратой зрения наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. Нередко явно выраженные тяжелые переживания возникают в связи с неудачами в учении, труде, в повседневной жизни. Правильно организованная система воспитания и обучения помогает преодолеть такие отрицательные явления.

Особенности С. д. не отражаются на развитии высших форм психической деятельности. В процессе воспитания и обучения, в связи с овладением системой знаний, умений и навыков отрицательные явления слепоты постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации. Пути и способы компенсации зависят от содержания, методов, условий и организации обучения. Обучение и воспитание С. д. в СССР является предметом государственной заботы и осуществляется в спец. школах-интернатах. В настоящее время в СССР все С. д. охвачены всеобщим обязательным обучением.

В процессе активной целенаправленной деятельности С. д. под руководством учителя овладевают системой знаний, у них формируются приемы и способы использования слухового, двигательного, кожного и других анализаторов, составляющих при отсутствии зрения ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные психические процессы — обобщенное восприятие, произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление, речь. Это позволяет С. д. правильно отражать действительность сначала в наглядно-действенной, а затем, по мере накопления опыта, в словесно-логической форме. Словесно-логическая форма познавательной деятельности у С. д. формируется лишь на основе непосредственного восприятия действительности с помощью осязания, слуха и других органов чувств. Однако при неправильных методах обучения у С. д. может вначале преобладать словесно-логический способ обобщения, это нередко ведет к формальному усвоению знаний. По мере накопления опыта в процессе правильно организованного обучения С. д. ведущую роль начинают играть сложные формы познавательной деятельности: отвлеченное мышление, логическая память, речь. Взаимодействие отдельных психических функций на разных этапах развития под влиянием обучения изменяется, однако всегда сохраняется организующее влияние высших форм психической деятельности на элементарные функции слуха, осязания и других видов чувствительности.

У ослепших детей огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся в памяти.

Большое значение в компенсации слепоты имеет формирование социальных мотивов деятельности, идейной направленности, сознательности. Пути и степень развития компенсации зависят также от того, в каком возрасте утрачено зрение, от причин, вызвавших слепоту, от наличия остаточного зрения, от наличия и тяжести нарушений центральной нервной системы и функций всего организма детей.

Важным условием и мощным средством компенсации является правильно организованная система, содержание, методы и условия обучения и воспитания, предусматривающие развитие активности слепого ребенка.

Школа для С. д. формирует у уч-ся материалистическое мировоззрение, вооружает их знаниями в объеме уч. программы массовой школы, дает политехническую профессиональную подготовку по доступным слепым специальностям, подготовляет их к активному участию в общественно-политической и трудовой деятельности. Для обучения чтению и письму применяется рельефный шрифт. В период обучения в школе у С. д. всесторонне развиваются физические и умственные способности. Центром всей учебно-воспитательной работы является трудовое воспитание уч-ся, формирование у них коммунистического отношения к труду, потребности и готовности трудиться на общую пользу. Уч-ся занимаются самыми разнообразными видами практической деятельности, имеющими общественно полезное значение. Наряду с этим им прививают необходимые навыки самообслуживания и посильного бытового труда. В школах для слепых введен курс домоводства, изучение которого дает уч-ся целый ряд важных практических умений и навыков для самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания у детей формируются нравственные качества, отвечающие требованиям коммунистической морали. Необходимым условием нравственного воспитания С. д. являются: создание дружного целеустремленного детского коллектива; связь с окружающими школами и коллективами; участие детей в посильном общественно полезном труде. Особое внимание направляется на воспитание потребности в коллективном труде, организованности, самостоятельности, выдержки, умения преодолевать возникшие трудности и других нравственных качеств.

Физическое воспитание С. д. направлено на укрепление их здоровья, правильное физическое развитие, закаливание организма, выработку необходимых двигательных навыков. Большое значение придается лечебной гимнастике, выработке правильной осанки, развитию мышечной системы, развитию выносливости, ловкости, быстроты движений при ходьбе и беге, воспитанию смелости, сознательной дисциплины.

В школе для слепых применяются различные формы физического воспитания: утренняя гимнастика, уроки по физкультуре, внеклассные занятия, подвижные игры на воздухе, прогулки, экскурсии, лыжный и конькобежный спорт, туристические походы, соревнования, спартакиады.

В дошкольном возрасте и в начальных классах большое внимание уделяется выработке культурно-гигиенических навыков, первоначальному развитию правильных движений при вставании, ходьбе, беге, прыгании. У С. д. воспитывается координация движений при беге, метании, лазанье, ходьбе на лыжах и др.

Большое значение придается эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание С. д. способствует развитию у них пространственных представлений, творческого воображения, образного мышления, оно является важным средством формирования коммунистического мировоззрения. Пользуясь слуховым и осязательным восприятием, дети приучаются наблюдать и понимать прекрасное в природе, в трудовых и общественных отношениях, в поступках людей, в искусстве, особенно в музыке. Система эстетического воспитания в школе для слепых предусматривает разные формы: занятия музыкой, пением, чтение художественной литературы, лепка, моделирование, рельефное рисование, знакомство со скульптурными произведениями, эстетикой трудового процесса (правильность формы, пропорции, внешняя отделка изготовляемых изделий, творческое отношение к труду, правильная организация рабочего места и т. п.). Введение в школе для слепых преподавания рельефного рисования и рельефного черчения позволило широко использовать такие виды изобразительной деятельности, как лепка, моделирование, аппликации, вырезывание. При рельефном рисовании используются спец. приборы конструкции Н. А. Семевского.

Всестороннее развитие уч-ся достигается путем овладения основами наук в тесной связи с общественно полезным трудом, а также путем осуществления всей системы воспитательной работы. В отношении С. д., имеющих индивидуальные отклонения в развитии, предусматривается система коррекционно-воспитательных мероприятий по исправлению недостатков физического развития, речи, ориентировки в пространстве и др.

В период обучения в школе С. д. получают политехническую и профессиональную подготовку. Основными методами их обучения являются словесные (рассказ, беседа, лекция), сочетающиеся с непосредственным наблюдением и активной деятельностью детей. Проводятся практические и лабораторные работы по физике, математике, биологии, географии, черчению, организуются экскурсии в природу, на производство, в сельское хозяйство.

В процессе трудовой подготовки С. д. знакомятся с доступными производственными процессами: деревообработкой, металлообработкой, обработкой бумаги, пластических масс, волокнистых веществ. Таким образом уч-ся приобретают общетехнические знания и практические навыки, необходимые для участия в общественно полезном и производительном труде. Политехническое обучение в школе для слепых осуществляется с широким применением спец. учебных пособий и тифлотехнических средств.

Уч-ся школ для слепых принимают активное участие в пионерской и комсомольской работе. Многие из них посещают дома и дворцы пионеров, станции юных техников, участвуют в выставках детского технического творчества, в соревнованиях по физкультуре, шахматных турнирах и т. д.

По окончании школы уч-ся работают на предприятиях ВОС или в общей системе предприятий народного хозяйства, в учреждениях. Некоторые продолжают образование в высших учебных заведениях по доступным им специальностям.

Контактный е-mаil:

Баба Нина – слепая ясновидящая. Болезнь лишила ее зрения в детстве, а взамен высшие силы наградили девочку даром предвидения. За советом и предсказанием к ней едут люди с разных уголков страны.

Разновидности игр для слепых детей

Она помогает бесплатно всем, обратившимся к ней за помощью, говорит, что люди забыли мудрость предков и поэтому сами себе создают проблемы.

О ясновидящей снят сериал, который посмотрели миллионы телезрителей. В нем старая женщина делится древними и современными секретами счастья. Приметы слепой бабы Нины помогают сохранить семью, здоровье и любовь.

Приметы о семейном благополучии

Слепая пророчица не в состоянии принять всех желающих, но готова поделиться своими знаниями. С этой целью и был снят сериал. В фильме ясновидящая на конкретных примерах из жизни обратившихся к ней за помощью людей раскрывает, как работают те или иные приметы.

Семейные приметы от бабы Нины:

  • Число чашек в доме должно быть четным.
  • Кошелек должен быть один, в двух денег не будет.
  • Черный зонт для женщины – символ одиночества.
  • Надетая на изнанку вещь – знак беды.
  • Не тобой булавка застегнута, не тебе и расстегивать.
  • Чужие цветы поливать – слезы проливать.
  • О будущем болтать – удачу спугнуть.
  • Одежду любимого одевать – расстаться с ним.
  • На свадьбе врозь фотографироваться – жизнь совместная не сложится.
  • После заката дом убирать – близких выживать.
  • Дверь из дома наружу открывать – счастье выпускать.
  • Сыновей стричь – личного счастья их лишить.
  • Старые вещи перешивать – новое в дом не пускать.
  • При полной луне целоваться – любовь укреплять.
  • Зубы считать – родственника потерять.
  • Спутанные провода в доме – запутанные отношения в семье.
  • На пороге прощаться и здороваться – с другом поссориться.
  • Возле кровати больного лекарства класть – из болезней не вылезать.

Баба Нина не советует ходить по дому в уличной обуви. Таким образом человек топчет собственное счастье. Предостерегает от обещаний умирающим. Их обязательно придется выполнять, иначе беда случится.

Как защититься от чужих проблем

По мнению бабы Нины, в особой защите нуждаются люди с добрым сердцем и открытой душой. Именно они чаще других страдают от людской зависти и злобы.

Чтобы не стать жертвой магических заклятий необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не давать застегивать на себе браслет и цепочку посторонним людям.
  • Не поднимать деньги и ценные вещи на улице.
  • Не давать чужим надевать свою одежду.
  • Не разрешать гостям солить готовящуюся пищу.
  • Не допускать попадания собственной крови в чужие руки.

Многих проблем можно избежать, если не говорить о людях плохого, не завидовать и не держать обиды. Все приметы слепой бабы Нины работают. Убедиться в этом может каждый на собственном опыте.

Судьба и случай в данный момент рекомендуют:

Сейчас звезды вам советуют воспользоваться одним из предложенных ниже раскладов. Не упустите свой шанс узнать правду.

«Предсказание Эттейлы»

Расклад на картах Таро Эттейлы о будущих событиях.

На месяц

Простой расклад на картах Литиции на месяц.

Для объективной оценки слуха, а также при подборе слуховоых аппаратов применяют специальные приборы. С их помощью устанавливают слуховые пороги — силу или высоту звука, которую может воспринимать человек с недостатком слуха. В воспроизводимые аудиометром звуки обычно охватывают диапозон от 50 до 16000 Гц. Сила звука в этом диапозоне частот меняется от едениц до 120 дБ.

Причин частичной или полной утраты слуха много. Среди них неблагоприятная наследственность, осложнения после менингита, скарлатины, кори и даже обычного гриппа, травмы, а также возростная тугоухость. Наблюдается снижение слуха и его утрата из-за длительного воздействия сильных шумов. Широко известно ослабление слуха у артиллеристов и профессиональных охотников. В последнее время к этим категориям присоеденились музыканты молодежных ансамблей. Громкость звучания ударных и других инструментов таких музыкальных групп нередко близка к болевому порогу. Врачи не раз находили заметное снижение слуха у мызыкантов, постоянно подвергающихся воздействию сильных звуков. Неблагоприятное влияние на слух будущего ребенка оказывают вирусные инфекции (особенно краснуха и грипп), перенесенные будущей мамой в первые три месяца беременности. По мнению многих, 20% случаев тугоухости или глухоты связаны с гриппом.

В последние годы среди причин нарушения слуха все большее место отводится медикаментозной глухоте. Применение таких антибиотиков , как стрептомицин, мономицин и некоторые другие, может привести к частичной или полной утрате слуха.

Генетики, занимающиеся вопросами наследования глухоты, отмечают, что в гаметах человека (так называемые половые клетки, определяющие передачу различных признаков потомству) в норме может быть до 50 различных генов ,влияющих на остроту слуха. Если мужчина и женщина, вступающие в брак, случайно имеют по одному одинаковому "гену глухоты", у них может родиться глухой или слабослышащий ребенок, хотя ни их родители, ни другие более дальные родственники в прошлом могли не страдать недостатком слуха. Подобные случаи редки — один на десять тысяч рождений.

Вероятность рождения слабослышащего или глухого ребенка возрастает в сотни раз, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если же такая форма глухоты обнаружена у обоих родителей, вероятность рождения ребенка с неполноценным слухом может привысить 50%. Известны случаи, когда в определенной национальной подгруппе браки зхаключались между сравнительно близкими родственниками, в том числе и страдающими наследственными нарушениями слуха.

За десятки веков, в течение которых действовали эти пагубные обычаи, число слабослышащих и глухих в подобных национальных подгруппах иногда превосходило число слышащих.

В последние годы заметно снизились случаи глухоты, связанные с инфекционными заболеваниями. Осложнения, влияющие на слух при таких болезнях, как скарлатина и менингит, за счет более совершенного лечения сократились. С другой стороны, возросли случаи поражения слухового нерва из-за нарушения его кровоснобжения, связанного с заболеваниями, обусловленными общим "повзрослением" населения. Снижение уровня кровообращения, кислородное голодание или закупорка артерий часто приводит к гибели волосковых клеток окончаний слухового нерва.

Значительный прогресс достигнут в хирургии при заболеваниях наружного и среднего уха. Всем известны многочисленные разновидности отита. Часто это заболевание поддается лечению антибиотиками или другими лекарствами, уничтожающими болезнетворные микроорганизмы. Но в случаях хронического гнойного отита, сопровождающегося разрушением барабанной перепонки, а иногда и слуховых косточек, часто необходимо серьезное хирургическое вмешательство. Научились производить полную "реконструкцию" среднего уха и барабанной перепонки. Если слуховые косточки не очень разрушены, их используют в такой реконструкции. Если необходимо, на отверстие в перепонке накладывают "ласкуток" ткани, взятый у того же больного (мирингопластика). Операция производится в полости среднего уха на участке площадью в несколько квадратных миллиметров при помощи микроскопа и других оптических устройств. Во многих случаях после таких операций слух полностью восстанавливался, люди могли продолжать работать практически в любой области — быть полярниками, геологами, учиться в военном училище.

Сведения о речи, слухе и человеческом мозге, приведенные сдесь, недостаточны для понимания всех процессов, связанных с обучением и восприятием речи.

Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.

Для их восполнения желающие могут обратиться к специальной литературе. Мы же ограничились самой обшей информацией, но считаем, что и она должна убедить: раннее обучение глухих детей необходимо. Если маленького ребенка до двух лет не учить речевому общению, он рискует остаться неполноценным в умственном отношении. Быть может, такое суждение суровою, но риск потери части интеллекта, если обучение глухого ребенка начато позднее двух лет, заметно возрастает. Большую, иногда непоправимую ошибку делают родные глухого ребенка, которые, услышав диагноз — неврит, осаждают врачей с единственной просьбой: верните ему слух!

При таком грозном диагнозе, как нейросенсорная тугоухость, все силы воспитателей и родных должны быть сосредоточены на развитии у глухого слуха, речи и других доступных ему способов общения, на развитии его памяти, способности мыслить. Утрата этих качеств — намного большая беда, чем потеря слуха, а интелект человека непосредственно связан с речью, словарным запасом, способностью к образному и абстрактному мышлению.