Слабовидящие дети характеристика

22.01.2019 0 Автор admin

Физкультура

2.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения

2.2.1. Задачи и средства адаптивного физического воспитания

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах III—IV видов относятся. — воспитание гармонически развитого ребенка, — укрепление здоровья; — воспитание волевых качеств;
— обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам; — развитие физических качеств’ быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.
К специальным (коррекционным) задачам относятся: — охрана и развитие остаточного зрения; — развитие навыков пространственной ориентировки; — развитие и использование сохранных анализаторов; — развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;
— укрепление мышечной системы глаза;
— коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;
— коррекция скованности и ограниченности движений; — коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;
— активизация функций сердечно-сосудистой системы; — улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата; — коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;
— развитие межпредметных знаний;
— развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.
В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Обгцеразвиваюгцие упражнения:
— без предметов;
— с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
11.

2.2 Физическое воспитание детей с нарушением зрения

Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.
13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.
15. Плавание.
16. Лыжная подготовка.
К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников.

Занятия курса «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения» оказывают влияние на весь педагогический процесс. Они проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому создают оптимальные условия для всестороннего развития детей, повышают эффективность усвоения программного материала, ликвидируют отставание в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Вообще коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории детей и проводится совместно с медиками и педагогами-дефектологами. В специальных школах всех типов коррекционно-воспитательная работа осуществляется в ходе обучения всем общеобразовательным предметам, а в младших классах проводится также пропедевтическое обучение.
Цель курса: предупреждение и лечение заболеваний глаз у детей, борьба за сохранение зрения, роль которого в познавательной и трудовой деятельности человека исключительно велика.
Организация занятий по развитию зрительного восприятия у детей предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемонических и мыслительных процессов. Психофизиологические методы применяются: для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций.
Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов – формы, размера, цвета… Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции – адаптацию, фиксацию, частоту, время.
Психолого-педагогические методы направлены на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, интерпретации и категоризации. По способу предъявления материала они делятся на предметную, изобразительную компьютерную, телевизионную, проекционную. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей в восприятии предметов внешнего мира и способы действий с ними. Дети выполняют задания на опознание предметов, анализ формы, размеров, цвета, фактуры. Занятия часто проводятся в форме игры. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

Задачи курса:

  • развитие контрастности восприятия;

  • формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков;

  • развитие восприятия сложных сюжетных рисунков.

Результат, которого мы добиваемся, – компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия; развитие несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.
На коррекционных занятиях у детей формируются зрительные образы тех объектов внешнего мира,
которые они изучают в классе.
Вот примеры поурочного планирования курса в первые два года обучения детей с дефектами зрения.

Поурочное планирование

Упражнения для снятия зрительного напряжения

Основной диагноз наших детей – близорукость.

Близорукость – одно из часто встречающихся нарушений зрения у детей. Поэтому основные упражнения, которые выполняются на занятиях «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения», направлены на профилактику и лечение близорукости.
1. Лечебное упражнение «Метка на стекле». Автор – профессор Э.С. Аветисов.
Это упражнение рекомендуют только близоруким. Детям с другим диагнозом его выполнять не рекомендуется.
Ребенок становится возле оконного стекла на расстоянии 30–35 см. Если он носит очки, то выполняет это упражнение в очках. На стекле на уровне глаз ребенка пришивается круглая метка красного цвета диаметром 3 см. Вдали на линии взора, проходящей через метку, ребенок намечает предмет для фиксации (дом, балкон дома и т.д.). Он поочередно переводит взгляд то на метку, то на предмет вдалеке. Упражнение выполняется 2 раза в день в течение 15–20 дней, затем делается перерыв на 10 дней. Первые два дня продолжительность выполнения – 2 минуты, последующие два дня – 5 минут, остальные дни – 7 минут.
2. Гимнастика для близоруких
1. И.п.: сидя, откинуться на спинку стула. Сделать глубокий вдох, наклониться вперед, наклониться назад, сделать выдох. Повторить 5–6 раз.
2. И.п.: сидя, откинуться на спинку стула. Сначала медленно прикрываем веки, затем сильно зажмуриваем глаза. Повторить 4 раза.
3. И.п.: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.
4. И.п.: сидя, смотреть прямо перед собой 2–3 сек., затем поставить руки по средней линии лица на расстоянии 15–20 см от глаз, перевести взор на кончики средних пальцев. Опустить руки. Повторить 5–6 раз.
3. Краткая памятка для близоруких школьников
1. Надо обязательно носить очки, прописанные глазным врачом.
2. Правильно сидеть при чтении и письме: прямо, не горбиться, голову держать ровно, не наклонять ее резко. Текст держать на расстоянии не менее 30–33 см от глаз.
3. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
4. Надо регулярно заниматься физкультурой и спортом.
5. При длительных нагрузках обязательно чередовать зрительную нагрузку с отдыхом для глаз.
6. Регулярно проверять зрение у глазного врача.
Существует множество специальных релаксационных упражнений для глаз. Приведу упражнения одной из методик, которые мы часто применяем на занятиях.
4. Гимнастические упражнения для глаз (по Е.Е. Сомову)
И.п.: сидя, спина прямая, взор устремлен прямо, глаза открыты.
1. Частые мигательные движения век – 1–2 мин.
2. Смотреть прямо перед собой 2–3 сек. Затем перевести взор на кончик пальца правой вытянутой руки, расположенной по средней линии лица – 4–5 сек. Затем руку опустить, повторить все действия 10–12 раз.
3. Выполняется стоя. Вытянуть руку и смотреть на кончик указательного пальца, расположенного по средней линии лица. Затем начать медленно приближать его к глазам до появления двоения. Повторить 6–8 раз.
4. Выполняется сидя. Крепко сомкнуть веки – 3–5 сек. Затем открыть их – 3–5 сек. Повторить 7–8 раз.
5. Пальминг (по Уильяму Бейтсу)
Это упражнение на расслабление. Закройте глаза и прикройте их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы скрестите на лбу. Не давите на глазные яблоки. Откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями.
Затем держите глаза закрытыми. Чем меньше света будет пробиваться к глазам, тем большей степени расслабления вы сможете добиться. Кисти рук должны быть расслаблены, не прижаты к лицу. Подумайте о чем-нибудь хорошем, приятном, что вызывает у вас радость и приятные ощущения. Можно вспомнить ряд цветов – ярко-красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый.
6. Йога для глаз
(Китайская методика расслаблениязрительного анализатора)

1. Зафиксируйте взгляд на кончике носа (при этом двигайте глазами).
2. Зафиксируйте взгляд на пламени свечи (выполняется вечером).
3. Зафиксируйте взгляд на кончике пальца вытянутой руки. Водите пальцем по горизонту, затем приблизьте палец к кончику носа.
Требования к йоге: упражнения выполняются 2 раза в день по 5 минут. Делать их надо с настроением, легко. Через силу йога не выполняется.

Игры на занятиях «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения»

Игры проводятся в конце занятия в течение 5–7 минут.
«Дорисуй по точкам». Дорисовать по точкам предложенную фигуру, рисунок.
«Заштрихуй фигуру». Штриховка предложенной фигуры или рисунка должна быть различной (прямые линии, волнистая линия, справа налево, слева направо, жирная линия, тонкая линия и т.д.).
«Узнай, что нарисовано». Рисунок должен быть четким и простым. Это позволит ребенку зрительно вспомнить тот или иной предмет.
«Составь из частей целый предмет». Предмет может быть геометрической фигурой или сюжетным рисунком.
«Постройте домик из кубиков». Здесь лучше использовать прибор «Графика и ориентир». Дети с удовольствием с ним работают.
«Что ближе, что дальше?» Работа с пространственными понятиями практикуется не только на уроках математики, но и на коррекционных занятиях. Рисунок лучше предлагать простой, с пространственной перспективой (пейзаж городской, деревенский).
«Что длиннее, что короче?» Здесь лучше приводить примеры из жизни (что длиннее – ручка или линейка, что выше – стол или стул?).
«Чего в предмете недостает?» Предмет может быть как из живой природы, так и из неживой.
«Найди ошибки в рисунках». Здесь задания должны содержать юмор (рыбы на суше, кот варит суп, мальчик лакает молоко из блюдца и т.д.).
Вот примеры наших игр.
На перемене мальчик Миша нарисовал на доске кота Ваську. Миша очень торопился, так как звонок на урок уже прозвенел. Что забыл нарисовать Миша?
Что ближе – цветок или солнце? Что дальше: солнце или дерево? Что ближе – окно или дорожка?
Что длиннее – вилка или нож? Что короче – ложка или вилка? Что длиннее – нож или ложка?

Конспект одного занятия

Тема: «Фауна. Опознавание объектов животного мира зрительно-осязательным и зрительным способом».
Цель: расширить представления о животном мире на примере птиц (вороны серой и сизого голубя).

Задачи:

  • расширение словарного запаса учащихся;

  •  формирование навыков по распознаванию объектов животного мира (птицы, звери, рыбы, насекомые);

  • развитие мышления, речи, кругозора;

  • привитие любви к животному миру родного края;

  • развитие тактильной чувствительности;

  • закрепление навыков чтения по Брайлю;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие осязания.

Оборудование: чучела птиц – серой вороны и сизого голубя, книги о птицах, раскладушка «Птицы родного края», диски с голосами птиц.

Ход занятия

I. Оргмомент

II. Зрительные упражнения

1. Упражнение на улучшение кровообращение век
И.п.: сидя. Быстро моргать в течение 6–7 секунд.
2. Упражнение на расслабление мышц век
И.п.: сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 5–6 секунд.
3. Упражнение на снятие зрительного напряжения
И.п.: стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4–5 раз.
4. Упражнение на расслабление зрительного анализатора. Пальминг (см. с. 24).

III. Совместное открытие знаний

Разгадайте ребус. (Детям предлагается ребус, в котором зашифровано слово «фауна»: по первым буквам названия всех птиц – Филин, Аист, Утка, Неясыть, Альбатрос).
Учитель: Кто знает, что такое фауна?
«Толковый словарь» Ожегова говорит, что фауна – это животный мир. Например, морская фауна.
А словарь иностранных слов говорит, что фауна – это в древнеримской мифологии богиня полей и лесов, покровительница животных. Давайте сделаем вывод.
Дети: Вывод: фауна – весь животный мир.
Учитель: Что такое животный мир, какой он разнообразный, об этом мы будем говорить на сегодняшнем занятии.
На какие группы делится животный мир? вспомните из уроков окружающего мира.
Дети: Птицы, рыбы, звери, насекомые.
Учитель: Назовите представителей птиц.
Назовите представителей рыб.
Назовите представителей зверей.
Назовите представителей насекомых.
Что нарисовано на страницах книги-раскладушки?
Дети: Птицы родного края.
Учитель: А каких птиц можно еще встретить у нас в городе?
Дети: Ворону, сороку, снегиря, голубя…

IV. Физкультминутка

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем!
Что мы сидим?

(Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц.)
Учитель: Ребята, нам удается взлететь? Давайте постараемся.
– Опять не вышло? Почему? Ведь вы так старались!
Дети: Мы – люди. Люди не летают, как птицы.
Учитель: Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.

V. Работа по зрительно-осязательному восприятию

Учитель: Посмотрите на чучела птиц. (Детям предлагаются чучела птиц. Названия птиц написаны по Брайлю.)
Учитель: Потрогайте их. Что это за птицы, кто догадался?
Дети: Ворона, голубь.
Учитель: Можно этих птиц встретить на улицах нашего города?
Поменяйтесь птицами. Прочитайте научное название этих представителей птиц. (Научное название птиц написано по Брайлю.)
Учитель: Какое главное отличие птиц от других животных?
Дети: Главное отличие птиц от других животных – перья на теле.
Учитель: Я называю части тела птиц, а вы показываете их на птицах.
Голова, туловище, хвост, шея, клюв, крылья.
Как мы можем узнать птиц вдалеке? Как догадаемся?
Правильно, по размеру – небольшого размера, по движению – на земле или в воздухе.
Какой цвет преобладает в окраске этих птиц? (Черный, серый.)
Значит, увидев черное небольшое движущееся пятно в воздухе или на земле, мы должны догадаться, кто это.
Давайте послушаем сообщения, приготовленные вами, о птицах. (Учитель ставит диск «Голоса птиц».)

Сообщение о серой вороне

Ворона – крупная птица: в два раза больше голубя. Туловище – пепельно-серое, а клюв, ноги,голова, крылья, хвост – черные. Клюв острый и сильный. Вороны едят все. Обычно к добыче, которую находят вороны, слетаются другие и вместе ее поедают. Эти птицы живут не только в городской местности, но и в старых хвойных лесах. Строят вороны гнезда сообща из прутьев на верхушках деревьев, в парках, скверах. А когда из зелено-голубых яиц с бурыми крапинками вылупляются птенцы, то опять вместе выкармливают малышей. У вороны глаза зоркие, она хорошо чувствует запахи и издалека слышит, как подкрадывается хищный зверь. Птица очень осторожная и внимательная. Ворона любит прятать про запас пищу и блестящие предметы.
В народе птица ворона считается глупой. Не зря говорят: «Эх ты, ворона! Ну что, проворонил?». Все знают известную басню про ворону и лисицу И.А. Крылова, где высмеивается глупость вороны.
Существуют приметы про ворон. Если вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду.
Вороны кружатся и летают – к морозу.

Сообщение о сизом голубе

Сизым голубь назван потому, что окраска преимущественно сизая. Крылья светло-серые. Ноги красные. Клюв черный. Голубь считается полудомашней птицей, т.к. обитает близ жилища человека. Гнезда голуби устраивают на чердаках домов. Раньше голуби питались только семенами растений, но сейчас голубь ест все. Очень часто можно встретить голубя возле мусорных контейнеров вместе с воронами. Это происходит из-за нехватки пищи. Человеку нужно подкармливать птиц в зимнее время года. Голуби – очень верные птицы. Недаром говорят, что если умирает самка, то умирает и самец. Моя мама называет меня часто «голубкой сизокрылой». Это потому, что голубь – очень милая и красивая птица.
Учитель: Послушайте, как птицы описывают себя сами. Попробуйте догадаться, что это за птицы. «Я расхаживаю в своем дворе важно и гордо. У меня есть красный гребешок и масленая бородушка. У меня задиристый нрав. Живу я в деревне. По утрам я рано встаю, деткам спать не даю». (Петух.)
Петух – это домашняя птица или дикая?
Почему?
«Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: «жи-жи», вместе с тем я издаю и мягкие звуки: «фю-фю», «фьи-фьи». (Снегирь.)
«Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Летом питаюсь насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Я часто прилетаю на балконы и расклевываю завернутые в бумагу продукты. Люблю несоленое сало. Зимой мне трудно найти пищу». (Синица.)

VI. Итог занятия

– О чем мы говорили сегодня на занятии?
– Что нового узнали?
– Посмотрите в окно, покажите мне птицу.

VII. Домашнее задание

Нарисовать любую из птиц родного края.

Литература

1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 159: ил.
2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить зрение у детей. – М.: Сталкер, 1999.
3. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. – М.: Советский спорт, 1990.
4. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – С. 63: ил.
5. КорбеттМ. Д. Как приобрести хорошее зрение без очков. – СПб.: Лань, 1999.
6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – С. 94: ил.
6. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная пресса, 2004. С. 64.

2.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения

(«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 10)
7. Развивающие игры: знания и сообразительность. – СПб.: Дельта, 1998.

За основу курса «Развитие зрительного восприятия и охрана зрения» взята «Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога», разработанная В.Е. Бобровой с коррективами М.В. Журавлевой.

Екатерина Бакарченко ,
педагог коррекционной школы для детей с ТНР, г. Новокузнецк, Кемеровская область

Собенности развития двигательной сферы при нарушениях зрения.

Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в здоровье

Физическое воспитание ребенка с нарушением зрения.

Литературные данные по проблеме физического воспитания дошкольников и школьников с нарушением зрения указывают на дефицит движений и двигательной активности у этой группы детей и как следствие снижение различных показателей физического развития (антропометрических данных, функциональной деятельности систем и органов, объема и качества двигательных умений, физических качеств и др.).

Дефицит движений у детей с нарушением зрения связан с рядом причин:

— нарушение зрительных функций, осложняющих пространственную ориентацию и как следствие ограничивающих передвижение и движения слабовидящих детей; недостаточная развитость компенсаторных механизмов, сформированность которых способствует своевременному овладению ребенком с глубоким нарушением зрения двигательными умениями и навыками ориентации в пространстве;

— медицинские ограничения в физических нагрузках и в определенных видах движений, обусловленные клиническим проявлением глазного заболевания, наличием хронических заболеваний жизненно важных систем организма;

— неадекватная позиция семьи к возможностям и потребностям ребенка с нарушением зрения, что проявляется в стиле воспитания. К неблагоприятным для развития ребенка с нарушением зрения относятся воспитание в культе болезни — позиции чрезмерной опеки ребенка, подавление его личностных потребностей и интересов, безразличие взрослых и др.;

неудовлетворительная организация физического воспитания детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях, проявляющаяся в ограниченном использовании специалистами его средств.

Большинство слепых и слабовидящих, детей с неглубокими расстройствами зрения имеют нарушения осанки. Осанка — привычная поза, характеризующаяся способностью без особого напряжения держать прямо туловище и голову. К недостаткам осанки относятся: сутуловатость, круглая спина, плоская спина, седлообразная спина. Неправильное положение или держание тела, вошедшее в привычку, вызывают сколиозы — боковые искривления позвоночника. Частой причиной сколиоза является мышечная слабость, характерная, по данным тифлопедагогики, для большинства слабовидящих, что, безусловно, чаще всего связано с малой подвижностью этой группы детей.

Осанка слепых и слабовидящих детей может характеризоваться следующими признаками: неполное выпрямление коленных суставов, опущенные вниз и выдвинутые вперед плечи, крыловидные лопатки, впалая грудь и наклон головы вниз. В некоторых случаях можно заметить поворот головы в сторону невидящего или слабовидящего глаза, дугообразное искривление всего позвоночника, выпуклостью назад, круглую спину с некоторыми добавлениями. Более выраженный наклон головы вперед уменьшает шейный физиологический изгиб позвоночника. Выраженное нарушение осанки проявляется при глазной кривошее, которая возникает при нарушениях в работе одной или нескольких глазодвигательных мышц. Ребенок вынужден компенсировать их дефект ненормальным положением головы. Голова при этом может разворачиваться вокруг вертикальной оси, либо наклоняться вбок, к плечу. Иногда наблюдаются оба вида компенсации (Ю.А. Утехин). При сужении или ограничении поля зрения дети в процессе зрительной работы также принимают вынужденное положение головы — поворот ее в сторону нарушения поля зрения. Такое же явление наблюдается, хотя и не столь выраженно, и при монокулярном зрении (одноглазье, глубокое слабовидение, тяжелая по степени амблиопия, лечебная окклюзия).

Помимо нарушений осанки у слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии в целом: в длине, массе тела, ЖЕЛ, объеме грудной клетки и ряде антропометрических показателей. У многих детей имеется плоскостопие, искривление позвоночника; нарушено формирование двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия; страдает ориентировка в микро- и макропространстве. С возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих детей увеличиваются, однако более медленно, чем у нормально развивающихся детей.

2.6.2. Физическое воспитание ребенка с нарушением зрения: цели, задачи, содержание, коррекционная направленность.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентаровочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Все это направлено на коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий. Физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность и скованность движений. Физические упражнения сочетаются с закаливающими процедурами и, как правило, проводятся на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиенических норм и требований.

В процессе физического воспитания необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся, степенью исправления двигательных нарушений.

По общему состоянию выделяются пять групп здоровья. Первая группа здоровья — ребенок практически здоров. Дети с нарушением зрения имеют II, III, IV группы здоровья. По клиническим формам нарушения зрения при выполнении физических упражнений дети делятся на две группы (В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, 2000). В первую входят дети с близорукостью, изменением глазного дна, глаукомой, опухолями мозга или глаза, с подвывихом хрусталика и косоглазием. Ко второй относятся дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Значительные ограничения в физических упражнениях имеют дети первой группы. Для каждой группы подбираются упражнения, соответствующие состоянию зрения и здоровья:

— Детям I группы противопоказаны прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов,

стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижения на лыжах, коньках.

— Дети П группы могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в

дошкольных учреждениях и в школах для слепых и слабовидящих детей.

По номенклатурным документам для занятий физической культурой всех учащихся по их состоянию здоровья рекомендуется делить на три группы: основная, подготовительная, специальная или ЛФК. В основной группе занимаются дети, не имеющие противопоказаний к физическим нагрузкам (II, III гр. здоровья). Подготовительную группу составляют дети с отклонениями в состоянии здоровья с недостаточным физическим развитием, для которых актуально ограничение объема и интенсивности физических нагрузок (П, Ш гр. здоровья). В специальной группе или в группе ЛФК занимаются дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья. Им противопоказаны занятия по программе, они не допускаются к соревнованиям (Ш, IV гр. здоровья).

Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физкультурой. Некоторые из физических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно-мышечного напряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказаны. Необходимым условием эффективности процесса физического воспитания детей с нарушением зрения является обеспечение систематического комплексного медицинского контроля и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой и во время перемен.

2.63. Система физического воспитания слепых и слабовидящих школьников.

Система физического воспитания слепых и слабовидящих детей включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, прогулки, игры и пр.),

— обязательные занятия физической культурой,

— занятия в кружках и группах общей физической подготовки, спортивных секциях,

— ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, походы и др.,

— специальные коррекционные занятия (ритмика, ЛФК).

Для всех слепых и слабовидящих детей независимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом; упражнения по исправлению и правильному формированию осанки; упражнения на координацию, точность, равновесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и перелезании; упражнения на ориентировку без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормальном темпе.

Большую роль в решении задач физического воспитания детей с нарушением зрения играют специальные коррекционные занятия — ритмика и лечебная физкультура.

Ритмика система физических упражнений, построенная на основе связи движения с музыкой; является составной частью физического воспитания аномальных детей. Под ритмикой понимают закономерное чередование частей или фаз движений (а также самих движений), строго определенных по длительности исполнения и характеру прилагаемых усилий. Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке. Они придают движениям целесообразность, стройность и уверенность.

Занятия по ритмике включают: ритмическую ходьбу с различными движениями рук и туловища, проговариванием речевок, стихотворений и др.; бег (в различном темпе); общеразвивающие упражнения (с предметами и без них), выполняются под счет учителя; танцы, музыкально-ритмические и подвижные игры.

Программа по ритмике для слепых и слабовидящих детей имеет восемь разделов. Теоретические сведения. Теоретический материал подобран так, что на протяжении всех лет обучения осуществляется внутренняя преемственность, последовательное усложнение изучаемого теоретического материала Это делает процесс его усвоения более успешным и позволяет заинтересовать детей музыкой и приобщить их к музыкально-ритмическим занятиям. Специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентами на определенный счет, с хлопками, упражнениями с движениями рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц и др. (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. По годам обучения специальные упражнения распределены по степени возрастания трудности. Упражнения на связь движений с музыкой. Каждое упражнение этого раздела рассчитано на исполнение под определенное музыкальное сопровождение. В процессе совершенствования или разучивания разнообразных движений учитель воспитывает у детей технические навыки выполнения движений. Основными из них являются умения начинать двигаться с началом музыки, придавать движению нужную динамическую выразительность, заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения или его части. Упражнения ритмической гимнастики. Занятия ритмической гимнастикой связаны с функциональными возможностями организма детей. В содержание этих занятий включаются преимущественно общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического и функционального развития. Подготовительные упражнения к танцам. Задача подготовительных упражнений — дать детям необходимые двигательные навыки, применяемые при обучении танцам. Все внимание детей должно быть направлено на сознательное отношение к своим движениям. Перед обучением какому-либо танцевальному элементу детям предлагают выполнить ряд определенных подготовительных упражнений. Элементы танцев. Выполнение элементов танцев помогает овладеть ходьбой, бегом и другими видами движений как средствами выражения простейших музыкально-двигательных образов. Танцы. Использование танцев на занятиях по ритмике способствует развитию эстетического вкуса, стремления детей к красивым, изящным движениям, любви к танцам. Музыкально-ритмические игры. Музыкально-ритмические игры направлены на развитие чувства ритма, восприятия, речи, мышления, формирование волевых качеств ребенка.

Лечебная физкультура (ЛФК) — система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов. При дефектах зрения возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей, отмечается нарушение

опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма. В силу особенностей психофизического развития слепых и

слабовидящих физическое воспитание (в том числе и ЛФК) имеет свою специфику -направлено на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.

На занятиях ЛФК используются различные виды упражнений. Большое внимание уделяется физическим упражнениям, направленным на формирование навыков основных движений (ходьба, бег, ползанье, прыжки, метание, лазанье). Используются также общеукрепляющие упражнения, упражнения на развитие пространственной ориентировки, упражнения в равновесии, упражнения на координацию; применяются упражнения со снарядами (булавой, скакалкой, мячом и др.). На занятиях ЛФК выполняются дыхательные упражнения, а также упражнения, способствующие тренировке зрительного анализатора.

На занятиях ЛФК используются подвижные игры, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей. В начальных классах применяется специальное оборудование, которое обеспечивает избирательное воздействие физических упражнений, прежде всего тренажеры («Беговая дорожка», «Диск здоровья», велотренажер и др.).

От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекцион-но-восстановительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом необходимо учитывать офтальмологическую характеристику, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.

Занятие ЛФК состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к



ХАРАКТЕРИСТИКА СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

К слабовидящим относят категорию лиц с нарушениями зрения, острота зрения которых составляет от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекций обычными очками. У этой группы детей зрение остается ведущим анализатором, однако зрительное восприятие сохранено лишь частично и не является полноценным. У них нарушено цветоощущение, а цветовые характеристики воспринимаемого оттенка слишком бедны. Обзор окружающей действительности сужен и неточен. В связи с этим зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. У слабовидящих детей при наличии косоглазия затруднено бинокулярное зрение. При резко выраженной дальнозоркости или близорукости ребенок не способен выделить признаков, необходимых для характеристики предмета. Остаточное зрение слабовидящего ребенка оказывает существен­ное влияние на его дальнейшее развитие, формирование познавательной, игровой, трудовой деятельности и всей личности в целом. Поэтому необходимо прилагать максимальные усилия для его сохранения, т. е. нужны регулярная диагностика, консультирование у офтальмолога, психолога, тифлопедагога.

При воспитании слабовидящего ребенка в семье необходимо создать условия, соответствующие его возможностям. При общении со слабовидящим ребенком необходимо комментировать свои действия, чтобы он приучался соотносить название совершаемых действий с их словесным обозначением. Создание неоправданной опеки или чрезмерно щадящего режима может отрицательно сказаться на характере ,

ребенка. Он может стать капризным, требовательным, плаксивым, при любой неудаче замыкаться в себе. У ряда слабовидящих детей отмечаются двигательная расторможенность, неадекватная оценка собственных возможностей, наоборот, у других — пассивность, замкнутость, неуверенность в своих действиях и поступках.

Частые колебания в настроении могут стать причиной неусидчивости, невнимательности ребенка, что находит свое выражение в нежелании выполнять предложенные задания. Слабовидящие дети с осторожностью относятся ко всему новому, неизученному, далеко не во всех случаях идут на контакт со взрослыми или сверстниками. Уэтой категории детей отмечаются трудности в фиксации взора на объекте, оценке линейных и условных величин, в наблюдении за движущимися объектами. Это происходит из-за нарушения глазодвигательной функции мышц глаза. Целенаправленная коррекционная работа со слабовидящими детьми направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения предметов и явлений с опорой на сохранные анализаторы: слух, обоняние, осязание. В ее процессе у ребенка можно развить некоторые элементы зрительного восприятия: способность видеть предметы вдали и вблизи, различать цвет и форму пред­мета, наблюдать за движущимися предметами, ориентироваться в пространстве и др. Возможность овладения этой категорией детей предметной, игровой, трудовой, профессиональной деятельностью зависит от уровня сформированности пространствен­ного мышлении, наглядно-образных представлений и ориентировки в пространстве.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)

Дети с нарушениями речи, как правило, имеют функциональное или органическое отклонение в состоянии центральной нервной системы. Для нормальной речевой деятельности необходимы целостность и сохранность всех структур мозга, а также нормальное функционирование слуховой,зрительной и моторной систем. Самыми распространенными нарушениями речи принято считать: дислалию, дизартрию, ринола-лию, заикание, алалию, афазию, нарушение голосо-образования и др.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают две группы: биологические и социальные.

Биологические причины. В возникновении речевых расстройств большая роль отводится экзогенно-органическим факторам — различным неблагоприятным воздействим на центральную нервную систему ребенка и на его организм в целом. В зависимости от времени воздействия этой группы факторов можно выделить внутриутробную патологию, патологию родов и воздействие различных вредностей в первые годы жизни ребенка. Патология внутриутробного развития часто сочетается с повреждением нервной системы при родах. Это может возникать в результате заболеваний матери во время беременности, инфекций, интоксикаций, токсикозов беременности, а также в следствие так называемой акушерской патологии. Однако главенствующая роль отводится асфиксии и родовой травме. Они еще больше усугубляют возникшие еще во внутриутробный период нарушения развития мозга. Несовместимость крови матери и плода по резус-фактору может привести к специфическим ^нарушениям произносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха. Заболевание беременной женщины краснухой, токсикоплаэмоэом и другими вирусными инфекциями способствуют возникновению тяжелых речевых нарушений. Отдельную группу причин речевых нарушений составляют прием лекарственных препаратов, воздействие ионизирующей радиации, вибрации,алкоголизма, курения, неблаго­приятная экологическая обстановка.

Наследственные факторы тоже могут стать причиной нарушений речи, особенно если они сочетаются с экэогенно-органическими и социальными факторами риска. Примером может послужить болезнь Дауна, при которой отмечается значительное недоразвитие речи, или, например, фенилкетонурия — наследственное заболевание обмена веществ, связанное с нарушением обмена фенилаланина.

Физическое воспитание детей с нарушением зрения

При этом заболевании также отмечаются специфические речевые нарушения.

Если говорить о социальных факторах, то в первую очередь они связаны с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие ребенка оказывают недостаточное эмоциональное и речевое общение с ним, педагогическая запущенность в целом, неправильное воспитание. Не приносят положительных результатов излишняя стимуляция речевого развития ребенка, усвоение в дошкольном возрасте сразу двух языковых систем, мешают речевые дефекты в речи окружающих. Одним словом, причиной нарушений разных сторон речи может стать отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка.

Date: 2015-10-21; view: 600; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: