Сказка о глине

12.01.2019 0 Автор admin

Детское творчество, воплощенное в глине

Глина – волшебный материал, который раскрепощает, освобождает от влияния окружающего мира, от слишком быстрого темпа, заданного современной жизнью, от грубой повседневности, она увлекает в чудесный мир творчества, открывая в человеке новые качества, такие как терпение, душевный покой и равновесие.

Лепка приводит в гармоничные отношения тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость.

Она способна улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.

Наша уверенность в пользе лепки и желание детей лепить привели к тому, что в 1998 году в детском саду были создан кружок детского творчества «Мастерилка».

Дети приходят в кружок с 5-6 лет. И начинается долгий, тернистый путь из подмастерья в мастера. Вот и появилась в детских руках сказочная глина. Детское сердце забилось от мысли: «Сейчас я сделаю, сейчас я слеплю, все увидят».

Полезные ископаемые: Глина

Но я то знаю, что «падение ведет к разочарованию (глина капризный материал и первая поделка может, не получится и ребенок навсегда забросит это интересное нужное для него дело), поэтому предлагаю детям познакомится со свойствами глины. Ведь, чтобы глина стала не врагом, а другом, нужно узнать все ее особенности. На примере первой, второй и даже десятой игрушки дети узнают много нового:

— технологию изготовления глиняных изделий: создание сырой поделки – просушки – обжиг – и наконец роспись поделки;

-знакомлю с методами лепки: конструктивный, скульптурный;

— на практике отрабатываем разнообразные приемы лепки: прищипывание, примазывания, полирование и т.д.

-Знакомлю с технологиями поделки: из жгута, из пласта, из полого шара.

Закрепляю эти технологии через знакомства с народными промыслами: красочная, яркая, даже музыкальная Дымковская глиняная игрушка — важные «барышни», заботливые «мамки», ярмарочные индюки, петушки. У детей глаза разбегаются, так и хочется сделать такие же. Но всему свое время. Ведь, чтобы выполнить такую красоту, придется долго потрудится. Вот и воспитание выдержки, трудолюбия, умение не бросать начатое дело на пол дороги! Через несколько занятий у ребят выходят резвые лошадки, грациозные олени, важные барышни. Душа радуется, что у ребят все получается и они стремятся уже придумывать свои игрушки. В течении двух лет ребята таким образом знакомятся с технологией выполнения Филимоновской, Кировской, Каргапольской игрушкой. И очень ждут, кода мы доберемся до лепки свистульки. Конечно, они лепят только основу, прокалывать — чтобы свисток свистел, делает педагог.

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка добрым, внимательным. На занятиях в кружке ребята с удовольствием готовят сувениры, для своих близких. Дети узнают, что из глины можно создать ювелирные украшения: бусы, талисманы, панно. Очень дети гордятся, когда видят на маме украшения, которые они с любовью для нее делали.

Мне, как руководителю кружка, очень приятно, когда выпускники прошлых лет, при встрече со мной, говорят: «глиняные поделки стоят на полочке».

В нашей мастерской имеются все материалы для работы с глиной, и конечно самое главное – это глина, муфельная печь, без нее не было бы возможности превращать обычную глину в керамику. Я очень благодарна нашей заведующей, Казак Татьяны Ивановны, которая создала такие прекрасные условия для воплощения моей мечты, заниматься с глиной.

Подход в обучение детей работы с глиной очень прост, но требующий большого терпения. В начале, дети повторяют за мной поделку, стараются повторить все детали, но постепенно, приобретая навыки лепки, привносят что-то свое, новое, непохожее не «оригинал». Даже самые, казалось бы, одинаковые изделия, отличаются друг от друга своей оригинальностью, неповторимостью, индивидуальностью. Он творит! Вот — уже начался процесс самостоятельного воплощения своих желаний. Творение -обязательная составляющая любого дела, оно поможет ребенку в школе, для выполнения самостоятельных заданий.

По мере усвоения материала усложняю задачи. Ребенок не повторяет, а придумывает свое изделию. Даю возможность проявить себя, показать свое умение, создать свой собственный замысел и воплотить его в жизнь.

И вот наступает долгожданный миг — создано своими руками глиняная, игрушка, расписана краской, теперь можно и выставку организовать, или подарить другу, родным.

Глиняная игрушка – народная игрушка, это самый массовый вид творчества на Руси. Она хранит в себе традиции нашего народа, а обращения к народным традициям – возможность творческого обретения национальной памяти, возвращение к самим себе, восстановление связи между человеком и природой.

Кормильцева Лариса Львовна, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности высшей категории.

Сказки | Русские народные сказки | Волшебные сказки

Глиняный сынок

Жили старик со старухой. Детей у них не было, и очень они об этом горевали. Однажды старуха и говорит:

— Дед, а дед! Давай вылепим себе сынка из глины! Сказано — сделано. Вылепили старики из глины мальчика. Высушили на печке, мальчик и ожил.

— Есть хочу!

Светлана Ращупкина — Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову

Пить хочу! — кричит.

Покормили его старики, а сынку всё мало.

Всю еду, что в доме была, съел, вырос большой-пребольшой и всё есть просит. А когда увидел, что в доме больше нечем поживиться, спрыгнул с печки, деда с бабкой проглотил — и бегом на улицу.

Идёт по улице и орёт:

— Ох, как есть хочу! Ох, как пить хочу!

Идёт ему навстречу рогатый бык.

Глиняный сынок ему и говорит:

Жил я у дедки с бабкой. Съел всё, что было в доме, выпил молока кадку. Съел дедку с бабкой, а всё равно голоден остался. Съем-ка я и тебя, бык! Взял и съел быка рогатого.

Идёт дальше, кричит громче:

— Ох, как есть хочу! Ох, как пить хочу!

Идут навстречу лесорубы.

Глиняный сынок им и говорит:

— Жил я у дедки с бабкой. Съел всё, что в доме было, выпил молока кадку. Съел дедку с бабкой, быка рогатого, а всё равно голоден остался. Съем-ка я и вас, лесорубы!

Бросился на лесорубов и съел их вместе с топорами.

Пошёл дальше. Видит: идут на работу в поле мужики с бабами.

Говорит им глиняный сынок:

— Жил я у дедки с бабкой. Съел всё, что в доме было, выпил молока кадку. Съел дедку с бабкой,

быка рогатого, лесорубов с топорами, а всё равно голоден остался. Съем-ка я и вас всех!

Съел и мужиков вместе с косами, и баб вместе с граблями.

Пошёл себе дальше, встретил козла и говорит ему: — Жил я у деда с бабкой. Съел всё, что в доме было, выпил молока кадку. Съел деда с бабкой, быка рогатого, лесорубов с топорами, баб с граблями, мужиков с косами, а всё равно голоден остался. Съем-ка я и тебя, козёл1

А хитрый козёл ему и говорит:

— Встань под горкой, разинь рот пошире, я разбегусь да и прыгну сам тебе в рот.

Обрадовался глиняный сынок, разинул рот. Козёл разбежался да как ударит его в живот своими рогами!

Тут глиняный сынок и рассыпался на черепки. И вышли на белый свет и дедка, и бабка, и бык, и лесорубы, и мужики с бабами. Поклонились все низко умному козлу и отправились восвояси.

Сказки | Русские народные сказки | Волшебные сказки

В этой книге описаны различные виды глины, приемы работы с ней, рассказано, как правильно подготовить глину к лепке, какие инструменты используются при работе с этим природным материалом. А также дано подробное описание технологии изготовления игрушек и поделок, настенных панно, различных видов посуды, свистулек. Весь материал изложен просто и доступно. Книга предназначена для родителей детей дошкольного и школьного возраста.

Светлана Юрьевна Ращупкина
Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову

Глава 1
Немного истории

Человек знаком с глиной с незапамятных времен. Определенный сорт этой горной породы в Древнем Египте применяли для бальзамирования.

Во многих странах монтмориловую глину использовали вместо мыла, так как она хорошо мылится без пены в воде любой жесткости.

Из этого природного материала в косметологии изготавливают грим, пудру, маски. Бентонитовая глина известия до сих пор для производства дерматологических средств-присыпок, мазей и паст.

Даже первая в мире "тетрадь" представляла собой пластинку из глины, на которой писали заостренной палочкой из тростника или гусиным пером.

Древнейшая керамика

Из глины люди создавали множество бытовых предметов. Сначала ее намазывали на корзины, сплетенные из лозы, и высушивали на солнце. В этих необычных "контейнерах" древние люди хранили пищу и переносили воду. В Древнем Вавилоне и Ассирии из глины делали кирпичи, которые высушивали на солнце, и использовали в строительстве.

Немного позже человек научился изготавливать из этого уникального природного материала посуду, детские игрушки, украшения. Первое время их сушили и обжигали на солнце, но со временем люди решили, что для этих целей можно использовать огонь. Именно с тех пор начала развиваться керамика. Название это произошло от древнегреческого слова "керамос", которое в переводе означает "глина".

Первые свидетельства о существовании керамики относятся к эпохе Древнего Рима и Древней Греции. Из обожженной глины там делали кирпичи, водопроводные трубы, амфоры, в которых хранили жидкости и сыпучие продукты.

Люди разных стран и времен, экспериментируя с разнообразными видами глины и многочисленными добавками, создали несколько видов керамики – майолику, терракоту, фарфор, фаянс.

В самом начале зарождения керамики сосуды были толстостенными, с коническим или круглым дном. В объемной посуде готовили пищу, из более мелкой ели. Для прочности в глину добавляли измельченные ракушки или гранитную крошку.

Первую посуду обжигали на кострах, но затем придумали специальные печи для обжига. Кстати, первыми гончарами по праву можно считать женщин, ведь именно они занимались изготовлением посуды, потому что на их плечах лежала забота о домашнем хозяйстве.

В период медного века (IV–III тысячелетия до н. э.) форма сосудов стала более разнообразной, ее стали делать с плоским дном. В это же время все керамические изделия начинают украшать орнаментами.

Первый орнамент, ямочно-гребенчатый, был сделан с помощью штампа и острой палочки и покрывал всю поверхность сосуда снаружи. Затем узоры становились все более сложными, состоящими из разнообразных выразительных элементов, например концентрических кругов, волнообразных линий, спиралевидных завитков и т. д.

Кроме того, рисунки были разноцветными, но чаще всего использовали красный, черный и белый цвета. Иногда на посуду даже наносили условные изображения людей и животных.

Первобытные орнаменты имели магическое значение и передавали различные явления природы – солнце, воду, луну, молнию и т. д. Затем первоначальный смысл орнамента забылся, и его наносили исключительно в декоративных целях.

Расписная керамика была распространена на территории Средиземноморья, Средней Азии, Ближнего Востока, Китая, но в каждом районе керамические изделия имели свои местные особенности.

Самые известные предметы того времени принадлежат трипольской культуре, которая возникла на довольно большой территории, где в настоящее время расположены некоторые страны Балканского полуострова, Украина и Белоруссия.

Ученые обнаружили более двадцати видов керамической посуды. Можно выделить кувшины с узким горлом, двойные сосуды, похожие по своей форме на бинокли, глубокие миски из розоватой глины, расписанные черной, белой и красной красками. Чаще всего в орнаменте присутствуют спирали и круги. Все трипольские изделия были вылеплены руками без использования гончарного круга.

Кроме того, трипольские мастерицы делали небольшие скульптуры с горбатыми носами, распущенными волосами и условно переданными пропорциями и формами. Ученые считают, что это изображение древнего женского божества – матери-родоначальницы.

В Средней Азии сосуды лепили из желтовато-зеленой тонкой глины и украшали изящным орнаментом красно-коричневого цвета.

Античная керамика

В III тысячелетии до н. э.

Проект «Чудесная глина» для детей подготовительной группы

был изобретен гончарный круг, благодаря чему посуда становится более тонкостенной, соразмерной и красивой. Именно в это время техника формовки дошла практически до совершенства. Гончарным делом постепенно стали заниматься и мужчины, выделилась особая группа ремесленников, которые изготавливали керамическую посуду.

Тогда посуду стали различать в зависимости от назначения предметов. Самым распространенным сосудом была амфора – стройная высокая ваза с двумя ручками, которая предназначалась для хранения вина и масла. Другой сосуд – кратер с широким горлом – использовали для смешивания воды и вина. Из килика – плоской чаши с двумя ручками – пили вино, а в стройном вытянутом лекифе хранили масло для погребальных церемоний.

Роспись керамических изделий была своеобразной и неповторимой. В Древней Греции все вазы и сосуды украшали сценами из мифологии и реальной жизни, показывая труд ремесленников. Главное место в композициях занимали человеческие фигуры. Таким образом художники-вазописцы передавали красоту человека. Все изображения человека были связаны с формой керамического изделия, должны были подчеркивать красоту изделия. Кроме того, в росписи присутствовали и орнаментальные мотивы.

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, помимо посуды, из глины изготавливали различные статуэтки, которые изображали людей и животных. Например, в Танагре, древнегреческом городе, делали известные на весь мир маленькие терракотовые скульптуры. Чаще всего они изображали молодую танцующую гречанку.

Сначала лепили общую форму, затем выполняли детали (элементы одежды и прически), фиксировали движения рук, поворот или наклон головы. Фигурки расписывали разными красками: одежду – светло-голубым цветом, обнаженные части тела – розовым, волосы – коричневым или черным.

Именно керамистам Древнего Востока принадлежит одно из самых выдающихся изобретений – цветные глазури. Описание способа их приготовления обнаружили на глиняных табличках с клинописных текстом в Ниневии, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала, жившего в VII в. до н. э. Глазурованные панно украшали стены дворцов и храмов Вавилона, Ассирии, Древнего Ирана.

Таким образом, керамика постепенно становилась произведением искусства. Если первобытные люди делали самые необходимые предметы, то мастера более позднего времени обращали внимание прежде всего на художественную ценность изделия.

Керамика стран Дальнего Востока

Все остальные страны по развитию керамики Китай превосходил до средних веков.

В 1766–1122 гг. до н. э. в период правления династии Шан китайцы для изготовления посуды пользовались гончарным кругом, печами сложной конструкции, а свои работы покрывали глазурью. С помощью техники эмалевых росписей, появившейся приблизительно в 1200 г., мастера очень точно и тонко расписывали керамические изделия.

Изделия, выполненные в Китае в эпоху Юань, очень похожи на керамику времен британского короля Эдуарда, а фигурки эпохи Мин немного напоминают арт-деко. Некоторые изделия по своим формам и цвету напоминают изделия минималистов XX в.

В III–V вв. н. э. в Китае начали изготавливать первую фарфоровидную посуду, а в VI–VIII в. в эпоху правления династии Тан, производство настоящей фарфоровой посуды существовало повсеместно.

Китайский фарфор отличался тонкостью, белизной, полупрозрачностью и прочностью, а при постукивании по нему раздавался звон. Из глиняной массы делали кувшины, вазы, чаши, блюда, коробочки, фляги, чайники, курительницы и т. д. Все изделия украшали рельефными узорами и росписью.

Именно китайские мастера первыми изобрели краски для росписи фарфора. Добавляя соединение олова в прозрачную свинцовую глазурь, они окрашивали изделия в белый цвет и наносили поверх него рисунок, позднее эту технику назвали майоликой. Конечно же производство фарфора держалось в тайне.