Шнуровка своими руками для развития мелкой моторики

13.07.2018 0 Автор admin

Еще по этой теме…

Мастер-класс «Шнуровальный планшет своими руками»

Игры-шнуровки являются очень эффективными тренажерами для мелкой моторики пальцев рук, помогают развитию речи и умственных способностей. Но обычные шнуровки, в которых детальки пришнуровываются к готовой картинке, довольно быстро себя исчерпывают и представляют интерес только для самых маленьких шнуровальщиков. А вот шнуровальные планшеты обладают гораздо большим потенциалом, они позволяют вышнуровывать на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности, что делает игрушку занимательной и полезной не только для трехлетних детей, но и для старших дошкольников. По сути, шнуровальный планшет это полноценный конструктор, возможности которого неисчерпаемы. Шнуровальный планшет можно с успехом использовать дома, в детском саду, на даче, брать с собой в поездку. Эта полезная игрушка должна быть у каждого ребенка 3-7 лет.

Самостоятельно сделать шнуровальный планшет совсем не сложно. И делать мы его будем не из фанеры, которая требует пиления, сверления, шлифования, а потом все равно цепляется за шнурки и образует на них некрасивые лохмушки и зацепки, а из гибкого пищевого пластика.

 

Возьмите непрозрачную крышку от пластикового контейнера или ванночки с мороженым. Форма крышки может быть любой – прямоугольной, овальной или круглой. Такая крышка хороша тем, что сделана из пищевой пластмассы, а ее края уже закруглены и не требуют никакой дополнительной обработки.

 

С помощью карандаша и линейки нанесите на поверхность крышки сетку из квадратиков 2х2 см. Сетка должна занимать всю поверхность и располагаться симметрично. Не используйте для разлиновки авторучку, шило или несмываемый маркер, поскольку потом сетку нужно будет стереть так, чтобы не осталось следов.

 

Возьмите толстое шило (диаметр металлической части возле рукояти 0,5 см) и хорошенько разогрейте металлическое острие над пламенем свечи или конфоркой газовой плиты. Если нет шила, то можно использовать гвоздь, зажатый плоскогубцами.

 

Положите разлинованную крышку на полую подставку – глубокую кастрюлю, миску или широкий пластиковый стакан. Разогретым концом шила сделайте отверстие на пересечении линий и погрузите в него шило по самую рукоять. Разогретое шило легко плавит пластик, поэтому никаких усилий прилагать не надо. Чтобы пластик не вытягивался, погружайте шило медленно, без сильного нажима. Так отверстия получатся ровными и аккуратными. Не прокалывайте отверстия навису, пластик скользкий и шило может соскочить. Готовое отверстие должно иметь диаметр 5 мм. Не делайте отверстие слишком большим или слишком маленьким.

 

Снова разогрейте шило и сделайте следующее отверстие. Продолжайте, пока не сделаете отверстия на всех пересечениях сетки.

 

После этого сотрите с поверхности планшета все следы карандаша и вымойте его с мылом.

Вот и всё! Шнуровальный планшет готов!

Теперь осталось только купить разноцветные шнурки длиной 70-90 см. Синтетические шнурки лучше хлопчато-бумажных, поскольку они хорошо скользят, их легко протаскивать сквозь отверстия, и они почти не образуют зацепок. Обратите особое внимание на наконечники шнурков. Лучше всего, если они будут пластиковыми, а не пропитанными клеем концами самого шнурка. Твердые пластиковые наконечники легко вдеваются в отверстия, не ломаются и не лохматятся даже при многократном использовании, тогда как проклеенные концы гнутся, довольно быстро расползаются и становятся непригодными для использования, неоправданно и сильно усложняя ребенку задачу. Для полноценных занятий необходимо, чтобы в наличии было хотя бы 8 шнурков – по 2 шнурка каждого цвета (2 желтых, 2 зеленых, 2 синих и 2 красных). Разумеется, этот базовый набор можно дополнить шнурками любых других цветов.

Занятия со шнуровальным планшетом: основные приемы шнурования

Как и любая развивающая игрушка, шнуровальный планшет принесет пользу только, если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности. Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приема закрепления шнурка.

 

Стежки, соединяющие два отверстия, находящихся на любом расстоянии друг от друга. Этот привычный прием позволяет создавать только прямые линии.

 

Закрепление одного шнурка на поверхности планшета с помощью другого. Закрепляющий шнурок продевается в отверстие, обхватывает закрепляемый и снова продевается в то же самое отверстие (так шьет швейная машинка). Этот прием позволяет создавать не только прямые, но и изогнутые линии, что значительно расширяет возможности для творчества.

Что можно зашнуровать на шнуровальном планшете

Несмотря на простоту приемов, возможности шнуровального планшета очень велики и разнообразны. С помощью шнурков можно вышивать растения, животных, предметы, технику, архитектурные сооружения и многое другое.

ВНИМАНИЕ!

Развивающие игры шнуровки

Не оставляйте ребенка младше 3 лет со шнурками от планшета без присмотра, чтобы он не запутался в них и не проглотил. Дети старше 3 лет могут играть с планшетом самостоятельно.

Планшет гигиеничен – его можно мыть с мылом, а шнурки стирать.

Сделайте для своего ребенка интересную развивающую игрушку своими руками!

© Автор мастер-класса. Олеся Емельянова. 2000 г.

Написать автору: olesya—emelyanova@ya.ru.

В последнее время в магазинах появилось много разных игр со шнурками. На какие виды их можно разделить?

Прежде всего, это шнуровки сюжетные. Малышу предлагается к какому-либо незаконченному изображению пришнуровать детали, которых недостает. Например, к домику пришнуровать окошки, к вазе – цветы, к елке – игрушки.

Ко второму виду шнуровок относятся башмачки, пуговицы, или цилиндры, которые сделаны из безопасного материала. К ним прилагаются инструкции по созданию переплетений на игрушке, а также веревочки.

Также есть третий вид шнуровок. Это детали книжек, домиков, которые изготовлены из ткани. Малышу предлагается с помощью шнурков их соединить, чтобы получилась мягкая «картина» или мягкая игрушка.

Какую шнуровку выбрать

Для того чтобы из такого многообразия сделать правильный выбор, в первую очередь, необходимо разобраться, какие именно задачи данная игра должна решать.

Когда рождается ребенок, многие мамы и папы стараются прочитать как можно больше книг по развитию и воспитанию детей. Они тратят много времени, чтобы изучить методики Г. Домана, М. Монтесори и Р. Штайнера. Если мама и папа к малышу внимательно прислушиваются, то, в конечном итоге, понимают, что под ранним развитием понимается развитие познавательных способностей, а не чтение в 2 года. В будущем это даст возможность ребенку обучаться чему-то новому.

Именно так считают многие авторы направлений раннего развития. Все методики выводят на первый план физическое и психическое развитие ребенка. Если вы хотите развить художественные, творческие и интеллектуальные способности малыша, то можно предложить ему перебрать какие-либо предметы, перелить из емкости в емкость водичку или порезать бумагу. У данных занятий не обязательно должна быть какая-либо цель. Малыши выполняют все эти действия с огромным энтузиазмом. Ведь координация между моторной и зрительной функциями является для них большим достижением. Для малыша физическое и психическое развитие воедино слитны.

Монтесори предлагает удивительный способ обучения малыша письму. Она предлагает ребенку ощупывать пальчиками буквы, которые вырезаны из бумаги. Или на доске с гвоздями «нарисовать» буквы. Или в игры со шнурками поиграть. Письмо требует очень сложных движений пальцами. Они связаны с психическими процессами. Монтесори также говорит о «спонтанном» письме. При правильной подготовке сенсомоторики малыш в какой-то момент внезапно начинает писать буквы. Если это произошло, можно закреплять навык.

Самым подходящим периодом для природного развития руки является возраст от 2 до 6 лет. Именно в это время малышам очень нужны игры с бусами и веревочками. Ребята постоянно тянутся к таким играм. Они любят возиться с веревочками, бусинками, крупинками и пупсиками. Шнурование является прекрасным способом выработки внимательности, усидчивости и трудолюбия.

Как играть со шнуровками

Как можно играть со шнурками? Скорее всего, малышу эта игра на первый взгляд не покажется привлекательной. Задача родителей – заинтересовать ребенка. В первую очередь, вспомните, что малыши любят заниматься «взрослыми» делами. Скорее всего, ваш ребенок полюбит игру в шнуровки. Ведь вязать, штопать, шить, завязывать банты, узлы, шнурки – дела взрослых. Нам кажется, что мы совершаем простые действия. Ребенок тоже хочет попытаться.

Пуговица с иглой является одной из наиболее распространенных игр-шнуровок. Если вашему ребенку уже исполнилось два года, то ему вполне можно предложить эту игрушку. Поиграйте вместе в портного. Объясните, как правильно пришить пуговицу. На начальном этапе ребенок сможет в отверстия проталкивать шнурки и с обратной стороны вытаскивать их. Это огромное достижение для малыша. Когда он с игрушкой освоится, попросите его стежки сделать ломаной линией, квадратом и крестиком. Научите его нескольким видам швов, разным узорам и орнаментам. В будущем игру можно усложнить, добавив к шнурку еще два.

Развивающая мелкую моторику рук игра со шнуровкой

Тогда узор получится намного красивее.

Игрушка в виде ботиночка научит малыша завязывать шнурки. Покажите ему, как можно шнуровать обувь: крестом сверху, крестом снизу, параллельным переплетением или крест-накрест.

Ребенка еще легче будет увлечь сюжетными шнуровками. Когда вы, например, будете пришнуровывать фрукты белочке, расскажите ребенку о том, с каким трудом она искала их себе на обед. К рождественским праздникам прекрасно подойдет игрушка-шнуровка в виде елочки с игрушками. Если елочные игрушки сделаны в виде геометрических фигур, вы сможете заодно ребенка научить распознавать прямоугольник, круг, квадрат, ромб, треугольник и звезду.

Ко многим играм прилагаются указания, которые содержат схемы. В них указывается, как надо правильно «собрать» игрушку.

Кассирова Елена

 

 Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Помогут развить пальчики различные дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые с большим удовольствием играют ваши детки в детском саду. Эти игры не требуют больших финансовых затрат, так как многие игры можно сделать своими руками из подручного материала.

                                                                  Играйте с удовольствием и с пользой!

Очень хорошим тренажером для развития пальчиков являются игры с пробками от пластиковых бутылок. А именно, закручивание и откручивание крышек.

Шнуровка гоула

Чтобы сделать интересную и очень полезную игру, понадобятся всего лишь пластиковые бутылки, коробки от конфет, цветная бумага, ножницы, клей и немного фантазии.

Как сделать: Сначала подготовьте сами горлышки. Отрежьте от бутылки горлышко сразу за плотным валиком. Коробку оформите, как вам понравится, используя цветную бумагу, а можно сделать съемные карточки. Затем в крышке коробки сделайте отверстия так, чтобы горлышки плотно входили в них. Нанесите клей «Титан» или жидкие гвозди на ободок горлышка , введите его в отверстие на и прижмите, чтобы лучше приклеилось.  Все, игра готова.  Такая игра не только развивает пальчики ребенка, но и способствует сенсорному развитию (закрепляет знания цветов) и развитию логического мышления, внимания.

Играя, разговаривайте с ребенком, вместе придумывайте истории, рассказывайте стишки и потешки. Например, играя в игру «Паровозик», спросите у ребенка, почему паровозик не едет? (нет колес). Скажите, что паровозик поедет, если он  правильно подберет (какого цвета вагончики и паровозик, такого цвета и колеса) и прикрутит колеса. Можно спросить, как пыхтит паровоз? (чух-чух), как он гудит (ту-ту), прочитать короткое стихотворение:

Чух-чух, Чух-чух.
Мчится поезд
Во весь дух ,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь! — гудит, —
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

Можно придумать целую сказку. Паровозик ехал — ехал и приехал на цветочную поляну (поменяйте карточку). А та росли прекрасные цветы. Рассмотрите их: какие они красивые, какого они цвета, как называются, понюхайте их (это будет дыхательная гимнастика). Придумайте историю про то, почему у них пропали серединки и чтобы их вернуть, надо подобрать серединку того же цвета, что и цветочек. Короче говоря, фантазируйте, придумывайте и такие игры долго не наскучат малышу.

Вот некоторые из наших игр:  «Паровозик», «Снеговики», «Веселая гусеница», «Яблонька», «Машины», «Цветочная поляна».

 

А вот такие игры я нашла Интернете, тоже очень интересные.

  

Игры — шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши — игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Можно просто купить "игру-шнуровку" — набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

 

 А можно сделать своими руками. Например, вырезать веселые картинки из журнала, скопировать и распечатать из Интернета, наклеить на картон и сделать дырочки.  Вот такие интересные игры-шнуровки получились у меня.

К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Проявлять внимание к дырочкам, веревочкам, шнуркам дети начинают с 1-1,5 лет. Для таких маленьких детей надо сделать (или купить) самые простые игры-шнуровки с 2-3 дырочками.

Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки "Ёжик" и «Пчелки» относятся к разряду простых, т.к. там всего по 2 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения. Но есть и более сложные, например, "Гриб",  «Насекомые на листочке», где у каждой из деталей есть определенное место. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на грибке или листочке и на прошнуровываемой детальке.

 

Вроде, шнуровки уже должны были выйти из моды в нашем доме. Но почему-то, нет. А может, даже, наоборот, недавно обрели вторую жизнь, потому что снова увлек процесс изготовления шнуровки для детей своми руками. Началось все с небольшого деревянного куска арбуза с дырочками, подареного Алисе, когда ей еще и года не было. Я поулыбалась про себя (тогда еще будучи мало просвещенной в вопросе детских игрушек) и держала ее просто на видном месте.

шнуровка для детей своими руками

Выяснилось, во-первых, что деревянная шнуровка воспринимается ребенком "на ура" с первых же минут. Дочке нравилось просовывать шнурок в дырочки, и она занималась этим достаточно долго. Это было наши спасением в машине, к примеру. Печально, но та самая первая шнуровка в виде арбуза однажды во время активного использования в поездке была потеряна. Таких чудных вещичек я больше найти не могла. Не потому, что другие Алисе не нравились, а просто потому что эта была САМАЯ ПЕРВАЯ.

Потом мы пробовали ходить в один развивающий центр, где деткам тоже предлагали шнуровки в виде пуговиц. К тому времени я, уже "умудренная опытом", просто спокойно наблюдала дочкины игры с пуговицей и слушала восторженные возгласы одной мамы 11тимесячного малыша о том, что он дома и 5ти минут просидеть не может спокойно, а тут "завис" с этой пуговицей.

Кроме просто шнуровки, есть еще один вариант — деревянные бусы в виде разных цветочков или насекомых или еще чего-нибудь. Алиса очень любила нанизывать эти бусины на ниточку. Дивное занятие. Мы играли в нее, будучи в продолжительных многодневных гостях. Домой я тоже такую хотела купить, но отпугнула цена. А потом, когда мы начала лепить из соленого теста, я придумала, что можно с дочкой и самим таких бусин налепить! И налепили:-)

шнуровка для детей своими руками

А потом один за другим приходили праздники, и к 8 марта мы стали делать открытку. Почему бы не сделать ее со шнуровкой, подумала я, чтобы Алиса, в таком случае, могла бы больше приложить своих умений в ее украшении.

Как сделать своими руками игрушки для развития мелкой моторики у ребёнка

На тот момент она была еще совсем маленькой. И получилась открытка со шнуровкой. Вот такая.

шнуровка для детей своими руками

шнуровка для детей своими руками

На некоторое время с активным изготовлением шнуровок я успокоилась, оставляя на откуп Алисе и совсем еще маленькой Оле, купленную к тому времени деревянную пуговицу, разноцветные бусины из соленого теста в деревянном горшочке и время от времени быстро изготавливаемые шнуровки из картона, которые можно было бы обметывать, как мы это делали с елочками, к примеру.

шнуровка для детей своими руками

Алису все это вполне устраивало. Тем более, что некоторое время назад она познакомилась с большими и декоративными пуговицами, которые разнообразили ее "мастерскую по изготовлению браслетов и колье".

шнуровка для детей своими руками

Но совсем недавно на меня опять нашло вдохновение, подстегиваемое как-нибудь активнее использовать пластиковые баночки из-под всяких шампуней и пенок. Сначала были придуманы бусы на День Святого Валентина. А потом  вот такой ботиночек, который нужно зашнуровывать и завязывать на бантик. Алиса бусы больше носит, а Оля больше во все играет по прямому назначению. Вырезать нужные формы из пластика совсем не сложно, дырки я проделываю обычным канцелярским дыроколом. И конечно, радуюсь:-) Преимущество пластиковых шнуровок перед картонными — они, наверное, вечны. Им все ни по чем.

шнуровка для детей своими руками

Вообщем, шнуровка для детей своими руками — дело совсем-совсем доступное, интересное, скрывающее много. Так мне кажется. С наступающими праздниками всех мам! Вы все умницы! Хотя вы и без меня это знаете! 🙂

Игрушки для развития мелкой моторики: 8 идей

 

                     Пояснительная записка.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

  Понимая как важно развивать мелкую моторику рук у детей, зная о трудностях связанных с запоминанием основных цветов, порядке их расположения, я решила создать игру, которая объединила бы в себе все перечисленные направления и дополнительно позволила развивать у детей эстетический вкус, воображение , усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, умение сравнивать и изобретать.

  Встречая игры-шнуровки, я отмечала их положительное влияние на развитие ребенка, но меня не устраивала их узкая направленность или экологическая безопасность  материалов,  из которых они изготовлены.

 Учитывая все перечисленное, я решила создать свою игру.

Цели:

-активизация самостоятельной познавательной  деятельности, закрепление знаний основных цветов и порядка их расположения, навыков сравнения и сопоставления; формирование умений анализировать;

-развитие мелкой моторики рук;

-воспитание эстетического вкуса; личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, активности, увлеченности, волевых качеств, сообразительности.

Задачи:

-закрепить навыки сравнения, сопоставления, знания геометрических фигур, знание основных цветов, порядка их расположения;

-развивать память,  логическое мышление, конструктивные навыки, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, воображение;

-воспитывать целеустремленность, самостоятельность, эстетический вкус.

Материалы:

Доска овальной формы с отверстиями для шнуровки, овалы с отверстиями разного размера и разных цветов, разноцветные шнурки, бусинки.

Ожидаемый результат:

В ходе игры дети овладеют навыками шнуровки, научатся располагать овалы нужного цвета, в нужном порядке; повторять предложенный рисунок и создавать свой; эстетически оформлять плетение; доводить начатую работу до конца; использовать приобретенные навыки в повседневной жизни; окрепнет мелкая моторика руки ребенка; дети станут более увлеченными, творческими, самостоятельными.

Этапы выполнения работ:

1 этап:

Педагог демонстрирует приемы плетения в оформлении края доски, предлагает детям повторить, если у детей удачно получается свой рисунок, то это только приветствуется.

2 этап:

Педагог знакомит с креплением валов, обращая внимание на расположение цветов. Предлагает ребенку выполнить работу самостоятельно, при необходимости ненавязчиво помогая ему.

3 этап:

Предлагается выполнить  узор,  без использования овалов используя все пространство по предложенному образцу.

4 этап:

Предложить выполнить узор, используя все пространство, самостоятельно.

5 этап:

При выполнении узора предложить использовать бусинки.

Использование данной игры оправдало мои ожидания. Дети испытывали неподдельный интерес. На фоне огромного выбора игр в магазинах, игра, сделанная своими руками, привлекала своей индивидуальностью. Благодаря возможности усложнять игру, придумывать что-то свое интерес к этой игре не пропадает, в отличие от игр, приобретенных в магазине. Дети увлечены, придумывают свои варианты, соревнуются, а значит цели, которые я ставила при создании игры, будут достигнуты.

Документы для скачивания:

Значение и примерные способы игры
Формат: .docx