Шнуровка своими руками для развития мелкой моторики
Содержание
- Мастер-класс «Шнуровальный планшет своими руками»
- Занятия со шнуровальным планшетом: основные приемы шнурования
- Что можно зашнуровать на шнуровальном планшете
- Развивающие игры шнуровки
- Какую шнуровку выбрать
- Как играть со шнуровками
- Развивающая мелкую моторику рук игра со шнуровкой
- Шнуровка гоула
- Как сделать своими руками игрушки для развития мелкой моторики у ребёнка
- Игрушки для развития мелкой моторики: 8 идей
Еще по этой теме…
Мастер-класс «Шнуровальный планшет своими руками»
Игры-шнуровки являются очень эффективными тренажерами для мелкой моторики пальцев рук, помогают развитию речи и умственных способностей. Но обычные шнуровки, в которых детальки пришнуровываются к готовой картинке, довольно быстро себя исчерпывают и представляют интерес только для самых маленьких шнуровальщиков. А вот шнуровальные планшеты обладают гораздо большим потенциалом, они позволяют вышнуровывать на плоскости контурные изображения различной тематики и степени сложности, что делает игрушку занимательной и полезной не только для трехлетних детей, но и для старших дошкольников. По сути, шнуровальный планшет это полноценный конструктор, возможности которого неисчерпаемы. Шнуровальный планшет можно с успехом использовать дома, в детском саду, на даче, брать с собой в поездку. Эта полезная игрушка должна быть у каждого ребенка 3-7 лет.
Самостоятельно сделать шнуровальный планшет совсем не сложно. И делать мы его будем не из фанеры, которая требует пиления, сверления, шлифования, а потом все равно цепляется за шнурки и образует на них некрасивые лохмушки и зацепки, а из гибкого пищевого пластика.
|
Возьмите непрозрачную крышку от пластикового контейнера или ванночки с мороженым. Форма крышки может быть любой – прямоугольной, овальной или круглой. Такая крышка хороша тем, что сделана из пищевой пластмассы, а ее края уже закруглены и не требуют никакой дополнительной обработки. |
|
|
С помощью карандаша и линейки нанесите на поверхность крышки сетку из квадратиков 2х2 см. Сетка должна занимать всю поверхность и располагаться симметрично. Не используйте для разлиновки авторучку, шило или несмываемый маркер, поскольку потом сетку нужно будет стереть так, чтобы не осталось следов. |
|
|
Возьмите толстое шило (диаметр металлической части возле рукояти 0,5 см) и хорошенько разогрейте металлическое острие над пламенем свечи или конфоркой газовой плиты. Если нет шила, то можно использовать гвоздь, зажатый плоскогубцами. |
|
|
Положите разлинованную крышку на полую подставку – глубокую кастрюлю, миску или широкий пластиковый стакан. Разогретым концом шила сделайте отверстие на пересечении линий и погрузите в него шило по самую рукоять. Разогретое шило легко плавит пластик, поэтому никаких усилий прилагать не надо. Чтобы пластик не вытягивался, погружайте шило медленно, без сильного нажима. Так отверстия получатся ровными и аккуратными. Не прокалывайте отверстия навису, пластик скользкий и шило может соскочить. Готовое отверстие должно иметь диаметр 5 мм. Не делайте отверстие слишком большим или слишком маленьким. |
|
|
Снова разогрейте шило и сделайте следующее отверстие. Продолжайте, пока не сделаете отверстия на всех пересечениях сетки. |
|
|
После этого сотрите с поверхности планшета все следы карандаша и вымойте его с мылом. |
Вот и всё! Шнуровальный планшет готов!
Теперь осталось только купить разноцветные шнурки длиной 70-90 см. Синтетические шнурки лучше хлопчато-бумажных, поскольку они хорошо скользят, их легко протаскивать сквозь отверстия, и они почти не образуют зацепок. Обратите особое внимание на наконечники шнурков. Лучше всего, если они будут пластиковыми, а не пропитанными клеем концами самого шнурка. Твердые пластиковые наконечники легко вдеваются в отверстия, не ломаются и не лохматятся даже при многократном использовании, тогда как проклеенные концы гнутся, довольно быстро расползаются и становятся непригодными для использования, неоправданно и сильно усложняя ребенку задачу. Для полноценных занятий необходимо, чтобы в наличии было хотя бы 8 шнурков – по 2 шнурка каждого цвета (2 желтых, 2 зеленых, 2 синих и 2 красных). Разумеется, этот базовый набор можно дополнить шнурками любых других цветов.
Занятия со шнуровальным планшетом: основные приемы шнурования
Как и любая развивающая игрушка, шнуровальный планшет принесет пользу только, если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности. Для создания сюжетных контурных рисунков можно использовать два различных приема закрепления шнурка.
|
Стежки, соединяющие два отверстия, находящихся на любом расстоянии друг от друга. Этот привычный прием позволяет создавать только прямые линии. |
|
|
Закрепление одного шнурка на поверхности планшета с помощью другого. Закрепляющий шнурок продевается в отверстие, обхватывает закрепляемый и снова продевается в то же самое отверстие (так шьет швейная машинка). Этот прием позволяет создавать не только прямые, но и изогнутые линии, что значительно расширяет возможности для творчества. |
Что можно зашнуровать на шнуровальном планшете
Несмотря на простоту приемов, возможности шнуровального планшета очень велики и разнообразны. С помощью шнурков можно вышивать растения, животных, предметы, технику, архитектурные сооружения и многое другое.
ВНИМАНИЕ!
Развивающие игры шнуровки
Не оставляйте ребенка младше 3 лет со шнурками от планшета без присмотра, чтобы он не запутался в них и не проглотил. Дети старше 3 лет могут играть с планшетом самостоятельно.
Планшет гигиеничен – его можно мыть с мылом, а шнурки стирать.
Сделайте для своего ребенка интересную развивающую игрушку своими руками!
© Автор мастер-класса. Олеся Емельянова. 2000 г.
Написать автору: olesya—emelyanova@ya.ru.
В последнее время в магазинах появилось много разных игр со шнурками. На какие виды их можно разделить?
Прежде всего, это шнуровки сюжетные. Малышу предлагается к какому-либо незаконченному изображению пришнуровать детали, которых недостает. Например, к домику пришнуровать окошки, к вазе – цветы, к елке – игрушки.
Ко второму виду шнуровок относятся башмачки, пуговицы, или цилиндры, которые сделаны из безопасного материала. К ним прилагаются инструкции по созданию переплетений на игрушке, а также веревочки.
Также есть третий вид шнуровок. Это детали книжек, домиков, которые изготовлены из ткани. Малышу предлагается с помощью шнурков их соединить, чтобы получилась мягкая «картина» или мягкая игрушка.
Какую шнуровку выбрать
Для того чтобы из такого многообразия сделать правильный выбор, в первую очередь, необходимо разобраться, какие именно задачи данная игра должна решать.
Когда рождается ребенок, многие мамы и папы стараются прочитать как можно больше книг по развитию и воспитанию детей. Они тратят много времени, чтобы изучить методики Г. Домана, М. Монтесори и Р. Штайнера. Если мама и папа к малышу внимательно прислушиваются, то, в конечном итоге, понимают, что под ранним развитием понимается развитие познавательных способностей, а не чтение в 2 года. В будущем это даст возможность ребенку обучаться чему-то новому.
Именно так считают многие авторы направлений раннего развития. Все методики выводят на первый план физическое и психическое развитие ребенка. Если вы хотите развить художественные, творческие и интеллектуальные способности малыша, то можно предложить ему перебрать какие-либо предметы, перелить из емкости в емкость водичку или порезать бумагу. У данных занятий не обязательно должна быть какая-либо цель. Малыши выполняют все эти действия с огромным энтузиазмом. Ведь координация между моторной и зрительной функциями является для них большим достижением. Для малыша физическое и психическое развитие воедино слитны.
Монтесори предлагает удивительный способ обучения малыша письму. Она предлагает ребенку ощупывать пальчиками буквы, которые вырезаны из бумаги. Или на доске с гвоздями «нарисовать» буквы. Или в игры со шнурками поиграть. Письмо требует очень сложных движений пальцами. Они связаны с психическими процессами. Монтесори также говорит о «спонтанном» письме. При правильной подготовке сенсомоторики малыш в какой-то момент внезапно начинает писать буквы. Если это произошло, можно закреплять навык.
Самым подходящим периодом для природного развития руки является возраст от 2 до 6 лет. Именно в это время малышам очень нужны игры с бусами и веревочками. Ребята постоянно тянутся к таким играм. Они любят возиться с веревочками, бусинками, крупинками и пупсиками. Шнурование является прекрасным способом выработки внимательности, усидчивости и трудолюбия.
Как играть со шнуровками
Как можно играть со шнурками? Скорее всего, малышу эта игра на первый взгляд не покажется привлекательной. Задача родителей – заинтересовать ребенка. В первую очередь, вспомните, что малыши любят заниматься «взрослыми» делами. Скорее всего, ваш ребенок полюбит игру в шнуровки. Ведь вязать, штопать, шить, завязывать банты, узлы, шнурки – дела взрослых. Нам кажется, что мы совершаем простые действия. Ребенок тоже хочет попытаться.
Пуговица с иглой является одной из наиболее распространенных игр-шнуровок. Если вашему ребенку уже исполнилось два года, то ему вполне можно предложить эту игрушку. Поиграйте вместе в портного. Объясните, как правильно пришить пуговицу. На начальном этапе ребенок сможет в отверстия проталкивать шнурки и с обратной стороны вытаскивать их. Это огромное достижение для малыша. Когда он с игрушкой освоится, попросите его стежки сделать ломаной линией, квадратом и крестиком. Научите его нескольким видам швов, разным узорам и орнаментам. В будущем игру можно усложнить, добавив к шнурку еще два.
Развивающая мелкую моторику рук игра со шнуровкой
Тогда узор получится намного красивее.
Игрушка в виде ботиночка научит малыша завязывать шнурки. Покажите ему, как можно шнуровать обувь: крестом сверху, крестом снизу, параллельным переплетением или крест-накрест.
Ребенка еще легче будет увлечь сюжетными шнуровками. Когда вы, например, будете пришнуровывать фрукты белочке, расскажите ребенку о том, с каким трудом она искала их себе на обед. К рождественским праздникам прекрасно подойдет игрушка-шнуровка в виде елочки с игрушками. Если елочные игрушки сделаны в виде геометрических фигур, вы сможете заодно ребенка научить распознавать прямоугольник, круг, квадрат, ромб, треугольник и звезду.
Ко многим играм прилагаются указания, которые содержат схемы. В них указывается, как надо правильно «собрать» игрушку.
Кассирова Елена
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Помогут развить пальчики различные дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые с большим удовольствием играют ваши детки в детском саду. Эти игры не требуют больших финансовых затрат, так как многие игры можно сделать своими руками из подручного материала.
Играйте с удовольствием и с пользой!
Очень хорошим тренажером для развития пальчиков являются игры с пробками от пластиковых бутылок. А именно, закручивание и откручивание крышек.
Шнуровка гоула
Чтобы сделать интересную и очень полезную игру, понадобятся всего лишь пластиковые бутылки, коробки от конфет, цветная бумага, ножницы, клей и немного фантазии.
Как сделать: Сначала подготовьте сами горлышки. Отрежьте от бутылки горлышко сразу за плотным валиком. Коробку оформите, как вам понравится, используя цветную бумагу, а можно сделать съемные карточки. Затем в крышке коробки сделайте отверстия так, чтобы горлышки плотно входили в них. Нанесите клей «Титан» или жидкие гвозди на ободок горлышка , введите его в отверстие на и прижмите, чтобы лучше приклеилось. Все, игра готова. Такая игра не только развивает пальчики ребенка, но и способствует сенсорному развитию (закрепляет знания цветов) и развитию логического мышления, внимания.
Играя, разговаривайте с ребенком, вместе придумывайте истории, рассказывайте стишки и потешки. Например, играя в игру «Паровозик», спросите у ребенка, почему паровозик не едет? (нет колес). Скажите, что паровозик поедет, если он правильно подберет (какого цвета вагончики и паровозик, такого цвета и колеса) и прикрутит колеса. Можно спросить, как пыхтит паровоз? (чух-чух), как он гудит (ту-ту), прочитать короткое стихотворение:
Чух-чух, Чух-чух.
Мчится поезд
Во весь дух ,
Паровоз пыхтит.
— Тороплюсь! — гудит, —
Тороплюсь, тороплюсь,
Тороплю-у-усь!
Можно придумать целую сказку. Паровозик ехал — ехал и приехал на цветочную поляну (поменяйте карточку). А та росли прекрасные цветы. Рассмотрите их: какие они красивые, какого они цвета, как называются, понюхайте их (это будет дыхательная гимнастика). Придумайте историю про то, почему у них пропали серединки и чтобы их вернуть, надо подобрать серединку того же цвета, что и цветочек. Короче говоря, фантазируйте, придумывайте и такие игры долго не наскучат малышу.
Вот некоторые из наших игр: «Паровозик», «Снеговики», «Веселая гусеница», «Яблонька», «Машины», «Цветочная поляна».
А вот такие игры я нашла Интернете, тоже очень интересные.
Игры — шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
способствуют развитию речи; развивают творческие способности. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши — игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Можно просто купить "игру-шнуровку" — набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".
А можно сделать своими руками. Например, вырезать веселые картинки из журнала, скопировать и распечатать из Интернета, наклеить на картон и сделать дырочки. Вот такие интересные игры-шнуровки получились у меня.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это — интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Проявлять внимание к дырочкам, веревочкам, шнуркам дети начинают с 1-1,5 лет. Для таких маленьких детей надо сделать (или купить) самые простые игры-шнуровки с 2-3 дырочками.
Для детей старшего возраста (3-4 года) существуют сюжетные шнуровки. Здесь уже не только манипуляции руками, но и еще игра-драматизация, в которой шнурование вводится как элемент разыгрывания сказки. Сюжетные шнуровки бывают разной степени сложности. Например, шнуровки "Ёжик" и «Пчелки» относятся к разряду простых, т.к. там всего по 2 дырочки и порядок прикрепления элементов не имеет значения. Но есть и более сложные, например, "Гриб", «Насекомые на листочке», где у каждой из деталей есть определенное место. И ребенку требуется найти нужное место, сосчитав количество дырочек на грибке или листочке и на прошнуровываемой детальке.
Вроде, шнуровки уже должны были выйти из моды в нашем доме. Но почему-то, нет. А может, даже, наоборот, недавно обрели вторую жизнь, потому что снова увлек процесс изготовления шнуровки для детей своми руками. Началось все с небольшого деревянного куска арбуза с дырочками, подареного Алисе, когда ей еще и года не было. Я поулыбалась про себя (тогда еще будучи мало просвещенной в вопросе детских игрушек) и держала ее просто на видном месте.
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
Выяснилось, во-первых, что деревянная шнуровка воспринимается ребенком "на ура" с первых же минут. Дочке нравилось просовывать шнурок в дырочки, и она занималась этим достаточно долго. Это было наши спасением в машине, к примеру. Печально, но та самая первая шнуровка в виде арбуза однажды во время активного использования в поездке была потеряна. Таких чудных вещичек я больше найти не могла. Не потому, что другие Алисе не нравились, а просто потому что эта была САМАЯ ПЕРВАЯ.
Потом мы пробовали ходить в один развивающий центр, где деткам тоже предлагали шнуровки в виде пуговиц. К тому времени я, уже "умудренная опытом", просто спокойно наблюдала дочкины игры с пуговицей и слушала восторженные возгласы одной мамы 11тимесячного малыша о том, что он дома и 5ти минут просидеть не может спокойно, а тут "завис" с этой пуговицей.
Кроме просто шнуровки, есть еще один вариант — деревянные бусы в виде разных цветочков или насекомых или еще чего-нибудь. Алиса очень любила нанизывать эти бусины на ниточку. Дивное занятие. Мы играли в нее, будучи в продолжительных многодневных гостях. Домой я тоже такую хотела купить, но отпугнула цена. А потом, когда мы начала лепить из соленого теста, я придумала, что можно с дочкой и самим таких бусин налепить! И налепили:-)
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
А потом один за другим приходили праздники, и к 8 марта мы стали делать открытку. Почему бы не сделать ее со шнуровкой, подумала я, чтобы Алиса, в таком случае, могла бы больше приложить своих умений в ее украшении.
Как сделать своими руками игрушки для развития мелкой моторики у ребёнка
На тот момент она была еще совсем маленькой. И получилась открытка со шнуровкой. Вот такая.
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
На некоторое время с активным изготовлением шнуровок я успокоилась, оставляя на откуп Алисе и совсем еще маленькой Оле, купленную к тому времени деревянную пуговицу, разноцветные бусины из соленого теста в деревянном горшочке и время от времени быстро изготавливаемые шнуровки из картона, которые можно было бы обметывать, как мы это делали с елочками, к примеру.
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
Алису все это вполне устраивало. Тем более, что некоторое время назад она познакомилась с большими и декоративными пуговицами, которые разнообразили ее "мастерскую по изготовлению браслетов и колье".
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
Но совсем недавно на меня опять нашло вдохновение, подстегиваемое как-нибудь активнее использовать пластиковые баночки из-под всяких шампуней и пенок. Сначала были придуманы бусы на День Святого Валентина. А потом вот такой ботиночек, который нужно зашнуровывать и завязывать на бантик. Алиса бусы больше носит, а Оля больше во все играет по прямому назначению. Вырезать нужные формы из пластика совсем не сложно, дырки я проделываю обычным канцелярским дыроколом. И конечно, радуюсь:-) Преимущество пластиковых шнуровок перед картонными — они, наверное, вечны. Им все ни по чем.
![]() |
шнуровка для детей своими руками |
Вообщем, шнуровка для детей своими руками — дело совсем-совсем доступное, интересное, скрывающее много. Так мне кажется. С наступающими праздниками всех мам! Вы все умницы! Хотя вы и без меня это знаете! 🙂
Игрушки для развития мелкой моторики: 8 идей
Пояснительная записка.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Понимая как важно развивать мелкую моторику рук у детей, зная о трудностях связанных с запоминанием основных цветов, порядке их расположения, я решила создать игру, которая объединила бы в себе все перечисленные направления и дополнительно позволила развивать у детей эстетический вкус, воображение , усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, умение сравнивать и изобретать.
Встречая игры-шнуровки, я отмечала их положительное влияние на развитие ребенка, но меня не устраивала их узкая направленность или экологическая безопасность материалов, из которых они изготовлены.
Учитывая все перечисленное, я решила создать свою игру.
Цели:
-активизация самостоятельной познавательной деятельности, закрепление знаний основных цветов и порядка их расположения, навыков сравнения и сопоставления; формирование умений анализировать;
-развитие мелкой моторики рук;
-воспитание эстетического вкуса; личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, активности, увлеченности, волевых качеств, сообразительности.
Задачи:
-закрепить навыки сравнения, сопоставления, знания геометрических фигур, знание основных цветов, порядка их расположения;
-развивать память, логическое мышление, конструктивные навыки, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, зрительное внимание, воображение;
-воспитывать целеустремленность, самостоятельность, эстетический вкус.
Материалы:
Доска овальной формы с отверстиями для шнуровки, овалы с отверстиями разного размера и разных цветов, разноцветные шнурки, бусинки.
Ожидаемый результат:
В ходе игры дети овладеют навыками шнуровки, научатся располагать овалы нужного цвета, в нужном порядке; повторять предложенный рисунок и создавать свой; эстетически оформлять плетение; доводить начатую работу до конца; использовать приобретенные навыки в повседневной жизни; окрепнет мелкая моторика руки ребенка; дети станут более увлеченными, творческими, самостоятельными.
Этапы выполнения работ:
1 этап:
Педагог демонстрирует приемы плетения в оформлении края доски, предлагает детям повторить, если у детей удачно получается свой рисунок, то это только приветствуется.
2 этап:
Педагог знакомит с креплением валов, обращая внимание на расположение цветов. Предлагает ребенку выполнить работу самостоятельно, при необходимости ненавязчиво помогая ему.
3 этап:
Предлагается выполнить узор, без использования овалов используя все пространство по предложенному образцу.
4 этап:
Предложить выполнить узор, используя все пространство, самостоятельно.
5 этап:
При выполнении узора предложить использовать бусинки.
Использование данной игры оправдало мои ожидания. Дети испытывали неподдельный интерес. На фоне огромного выбора игр в магазинах, игра, сделанная своими руками, привлекала своей индивидуальностью. Благодаря возможности усложнять игру, придумывать что-то свое интерес к этой игре не пропадает, в отличие от игр, приобретенных в магазине. Дети увлечены, придумывают свои варианты, соревнуются, а значит цели, которые я ставила при создании игры, будут достигнуты.
Документы для скачивания:
Значение и примерные способы игры
Формат: .docx