Школьная форма в России

10.10.2018 0 Автор admin

Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Об этом спорят родители и учителя, журналисты и психологи. А дети тем временем ходят в школу в чем попало — в спортивных костюмах и мини-юбках, свитерах и топиках. В том, что нравится им самим и что по карману родителям.

Школьная форма существовала в нашей стране достаточно долгое время и свою историю забывать не стоит.

Еще в знаменитом Смольном институте благородных девиц каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый, 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

1834. Принят закон, который утвердил общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

1896. Утверждено положение о гимназической форме для девочек.

1. 1. Школьная форма в СССР

Униформа (по Ожегову) — суть форменная одежда. Форма имеет то же самое значение. ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА — это единая по покрою, единая по цвету одежда, установленная для определенной категории лиц. Форменная одежда прежде всего выступает прежде всего как знак различия. Наличие других индивидуальных знаков различия только подчеркивает ее функциональность. Форменная одежда никогда не шла в ногу с модой. Школьная форма советского периода — являлась истинной форменной одеждой или формой.

В 1918 году после революции гимназическая форма в России была отменена.

Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям, а с другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая сторона — бедность народа. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.

Однако со временем решили возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям с черным передником, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1949 году. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с расхлябанностью.

В советское время школьная форма была обязательной для каждого школьника, но она несколько раз менялась.

Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным.

В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.

Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям морали — «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

1962. Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая.

1973. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем — символ просвещения.

В начале 1980-х (1976г. ) была введена форма для старшеклассников: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Такую форму начинали носить с восьмого класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

В 80-х годах особой строгости в одежде школьников уже не было. Мальчики средних классов, не говоря уже о старшеклассниках, могли надевать в школу обыкновенные костюмы, в том числе и с жилетом. Для девочек швейные фабрики шили платья и фартуки различных фасонов и покроев, но только одного цвета, темно-коричневого с разными оттенками. По правде говоря, издалека разница в фасонах была не очень заметна. Девочки, особенно старших классов, всегда пытались как-то «украсить» свою форму, использовали разной формы манжеты, укорачивали длину платья. Процесс демократизации школьной одежды начался изнутри, подросткам были необходимы перемены.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось носить распущенные волосы.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В этом же году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В сентябре 1991 года ношение пионерских галстуков и октябрятских значков было отменено в связи с упразднением Пионерской организации СССР.

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

1. 2. Современная Россия

Перестройка изменила отношение к школьной форме. Ее стали считать одним из средств подавления индивидуальности, которое мешает гармоничному развитию личности. От школьной формы отказались, и какое-то время она в российских школах отсутствовала вообще. Однако затем школьная форма вновь стала возвращаться – только теперь уже на уровне отдельных школ, как своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных.

Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. Возросли требования детей купить новый наряд, в соответствии с веяниями моды. Ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде неприлично, так же как и на работу. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство.

Сейчас существуют очень разные мнения о необходимости школьной формы. Год назад

Министерство образования России проводило опрос школьников, родителей и учителей. Среди подростков только 38% проявили интерес к форме, остальные высказались резко против. Большинство взрослых считают, что униформа нужна, она приучает детей к дисциплине, развивает дух корпоративности. Школьная форма — это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит пять дней в неделю.

Проект "Школьная форма в России"

Идеальный вариант — это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года.

Многие школы заключают контракт со швейными фабриками. При этом учителя и родители (дети тоже принимают участие) определяют стиль, выбирают фасон, цвет формы.

Детские психологи советуют:

• выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение;

• сочетание цветов типа черное-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль;

• наиболее подходящими считаются бежевый или разбавленный зеленый цвет;

• специалисты рекомендуют для девочек не платья, а именно юбки с жакетами, сарафан и нарядные кофточки, которые нужно менять каждый день;

• для мальчиков классический костюм-тройка. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок – они аккумулируют статическое электричество;

• рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.

Так решают проблему школьной формы руководство учебных заведений и родители, которые хотят видеть своих детей аккуратными, воспитанными, образованными и подтянутыми. Первоклашки, с удовольствием надевают школьной униформы. Они считают себя взрослыми. Приблизительно с 6-го класса подростки весьма неохотно надевают форму, а старшеклассники часто ее просто игнорируют и не хотят ходить как «инкубаторские».

1. 3. Дресс — код

За последние 100 лет понятие дресс-код перекочевало из Лондона во все крупные города мира. Это понятие активно используют.

Dress-code в переводе с английского означает "одежный код", то есть профодежда или униформа. Если в школе, гимназии или колледже принято носить форму, то данная одежда — dress-code. Деловой стиль – одежда для работы и важных встреч. Основные характеристики стиля: солидный, уверенный в себе, привлекательный, внушающий доверие, элегантный. Это одежда, не обращающая на себя внимания. Наиболее деловыми цветами костюма и платья считаются темные: темно-синий, темно-серый, коричневый, черный, сине-зеленый; светлые: бежевый, светло-серый.

II. Основная часть.

Мы провели анкетирование среди учащихся 2, 3 и одного 4 класса, а также родителей.

Вопросы анкеты:

1. Стоит ли перед вами проблема: в чём пойти в школу?

2. Нужна ли форма ученикам начальной школы?

3. Стоит ли перед вами проблема: в чём отправить ребёнка в школу? (Взрослым)

4. Нужна ли в начальной школе форма? (Взрослым)

Из диаграмм видно, что перед многими детьми стоит проблема выбора одежды в школу – это 43% опрошенных. Хотят носить форму – 51 % опрошенных, 48% не желают, 1% относится нейтрально.

Взрослые в большинстве – 77% стоят перед проблемой: в чём отправить своего ребёнка в школу, 85 % однозначно сказали, что их детям необходима в школе форма и только 15 % процентов опрошенных, считают, что в школу ребёнок может ходить в чём хочет.

На основании прочитанной литературы и опроса, мы выяснили, что школьная форма имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы школьной формы:

• Форма помогает избежать видимые признаки социального различия среди детей и подростков и не так заметна разница в доходах их семей.

• Школьная форма дисциплинирует. Дизайн любой формы строгий и деловой, не допускающий вольностей и не отвлекающий учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

• Она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.

Минусы школьной формы:

• Скрыть полностью социальную разницу никакая форма не может. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее и тому подобное. Дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. К тому же большую часть жизни дети и подростки проводят вне школы, и тут они в любом случае носят свою обычную одежду, а не единую форму.

• Форма – это подавление индивидуальности. Для детей и подростков невозможность выразить себя в одежде может быть довольно чувствительным стрессом, мешающим полноценному и гармоничному развитию личности.

• Еще один минус касается родителей. Дополнительные траты на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы.

• Следующий минус – это единый фасон школьной формы. Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка и, особенно для подростка носить одежду, которая ему не нравится – это очень серьезный стресс.

III. Заключение.

Идея возвращения школьной формы, как корпоративной одежды, в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Школьная форма для девочек и для мальчиков имеет преимущества:

• сглаживание социального неравенства, что может отрицательно сказаться на психике ребенка;

• воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю;

• формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой.

2. Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, модной, и главное – она должна нравится самим школьникам.

3. В учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

Самая красивая и желанная школьная форма

В советское время все школьники были вынуждены носить одинаковую школьную форму, но потом пришла вседозволенность и полный хаос, которые именовали свободой. Посему, форма ушла в небытие и лишь теперь возрождается. Только теперь нет единой школьной формы, обязательной для всех школ страны или города, и здесь скрываются свои плюсы и минусы.

Если посмотреть на современных школьниц, можно заметить, как отличается форма. В некоторых школах девочки носят клетчатые юбочки и гольфы, прямо как в японских школах. Другие школы имеют форму одежды, приближенную по образу к форме советского времени.

Школьная форма от производителя

Современная школьная форма отличается в разных учебных заведениях, а помимо этого у многих школ появились свои знаки отличия.

Мне уже много раз встречались девочки и мальчики с нашивками на рукавах или на груди, где указано название школы и даже красуется герб. Такие знаки отличия могут очень хорошо способствовать желанию школьников носить свою форму с удовольствием.


Когда школьная форма была одинакова во всех школах, это делало нас частью толпы, из которой можно было выделиться только знаниями, участием в школьных олимпиадах и внешней красотой, данной от природы, а этим могут блеснуть очень редкие девочки и мальчики. Теперь, когда форма разная и украшается нашивками, многие школьницы могут с особенным удовольствием надевать свою форму, если они учатся в хорошей школе.

Большинство людей с самого детства хотят чем-то гордиться и тщеславиться. Поэтому форма элитной школы или частного учебного заведения станет предметом гордости, ведь она выделяет из толпы и сразу ставит на ступеньку выше остальных учеников. Очень приятно чувствовать себя частью аристократии или иной элиты. В разделении людей есть свои минусы, но есть и плюсы – родители будут стараться всеми силами устроить своих детей в хорошую школу, а разумные дети будут этим дорожить и лучше учиться.

Одновременно с этим, в рамках одной школы, красивая и стильная форма стирает визуальную разницу между детьми из семей с различным достатком, а значит, каждая школьница будет чувствовать себя более уверенно. Девочкам не придется переживать, что они не могут соперничать с одноклассницей, которая уже в школьном возрасте может каждый день менять наряды.


Фото с сайта — briton.pro

Надевая школьную форму, ученики психологически лучше настраиваются на учебу. Конечно, это касается не всех, многие совершенно не хотят учиться, но даже если школьная форма стимулирует к учебе 5-10% учеников, она полностью оправдана.

Кроме того, красивая школьная форма в некоторой степени ассоциируется с формой различных организаций и структур взрослой жизни. Благодаря этому школьницы и школьники могут чувствовать себя более взрослыми, у них появляется не только внутренняя, но и внешняя готовность к учебе.


Фото с сайта — briton.pro

Торговая марка "Наша Форма" — финалист конкурса "Школьная форма", организованного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при участии Министерства науки и образования Российской Федерации.

Начиная производство каждой модели, мы думаем о ребенке. О том, как он двигается, где проводит время, как хочет выглядеть. О том, что каждый день он будет одевать ту одежду, которую мы создали. Только пытаясь узнать ребенка, можно создать нужную ему школьную форму.

Есть ряд преимуществ, которые школьная форма от компании «Наша Форма» имеет перед конкурентами:

  • высокое качество материалов и фурнитуры;
  • стильный и строгий дизайн;
  • конкурентные цены;
  • доставка по Москве и всей России;
  • хорошие отзывы наших покупателей.

Мы продаем не только в розницу. Чтобы купить школьную форму классом или оптом, обратитесь в наш главный офис или позвоните менеджеру по телефону 8 (495) 507-50-10.

1 сентября в "Нашей Форме"

Российский знак качества, награды

Популярные модели

Школьная форма для мальчиков

Школьная форма для девочек

Используемые материалы

В наших тканях максимально используются натуральные волокна ШЕРСТЬ И ХЛОПОК.

Не забывайте о том, что одежда, которую носит ребенок, активно влияет на его самочувствие.

Одежда — наша ближайшая окружающая среда, которая воздействует на нас так же как воздух или еда.

Задача одежды — помогать человеку поддерживать собственное тепло и обеспечивать вентиляцию. Функции одежды сходны с функциями кожи, поэтому и материалы должны быть максимально близки по составу с организмом. Далеко не все равно из нефти или из шерсти сделана одежда.

При выработке синтетического волокна минеральные элементы (нефть, уголь) подвергаются длительной обработке, не меняя при этом своей сути, а лишь приобретая свойства, присущие различным химическим веществам. Производители подчеркивают легкость ухода, низкую стоимость и забывают предупредить, что синтетические ткани не соответствуют условиям многочасовой носки.

Шерстяные и полушерстяные ткани используются для ведомственной форменной одежды.

Современная школьная форма против советской. Что выбирает Вы?

Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ, ФСО — для этих структур государством утверждены нормы, которые несколько десятков лет назад были актуальны и для пошива школьной одежды. Сегодня ткани, содержащие шерсть, практически уникальны в линейке школьной формы из-за сложного производства и высокой стоимости сырья.

Компания «Наша Форма» гарантирует покупателям возможность приобретения своей продукции, изготовленной из российских тканей с максимальным содержанием шерсти.

Качество

Все производство компании «Наша Форма» находится в России. Мы контролируем каждый этап создания школьной формы и получаем действительно высокое качество. Использование сырья, произведенного и протестированного в России, адаптированного не только к условиям многочасовой носки, но и климатическим условиям, позволяет утверждать, что наш продукт безопасен!

Дизайн

Одевая школьную форму, ребенок психологически «надевает школу» на себя, погружаясь в рабочую атмосферу. Не удобная одежда вряд ли побудит к усердию, поэтому огромное внимание уделяется эргономике. Проблему разных комплекций мы решаем за счет продуманного кроя и расширенного размерного ряда. Вариативность коллекции позволяет объединять разных по темпераменту детей, создавая единый коллектив и поддерживая сознание принадлежности к нему.

Цена

Максимально повышая качество, мы стараемся не увеличивать цену. Маркетинговая политика компании позволяет продавать изделия «Наша Форма» в фирменных магазинах по минимальной, объективно сформированной цене не смотря на высокую себестоимость.

Мы хотим, чтобы школьную форму носили. Мы стремимся, чтобы носили «Нашу Форму»!

История школьной формы в России

1834 г. – принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи.

Школьная форма: история и современность

В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896 г. – утверждено положение о гимназической форме для девочек.
1918 г. – гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе с многими другими разумными наработками в области образования.

1949 г. – было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа".

1962 г. – мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежней.

1973 г. – введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на пиджак.

1976 г. – введена новая форма для старшеклассниц: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани.

1988 г. – некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 г. – отмена школьной формы в школах Российской Федерации.

Начиная с 1999 г. – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

Вопрос о школьной форме может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения: совета школы, родительского комитета, классного и общешкольного родительских собраний, попечительского совета. Окончательное решение принимается по соглашению всех родителей школьников или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей.

Кто же все-таки должен принять решение о введении школьной формы в России? Удивительно, но почти половина опрошенных россиян ответили, что решение должно быть принято на государственном уровне.
Но вот вопрос о том, стоит ли вводить форму или нет, все чаще порождает бурные дискуссии.
Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. У нас же в большинстве случаев школьников лишь слегка ограничивают в выборе одежды.

Хотя школьную форму на государственном уровне отменили еще в 1992 г., более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, хотят, чтобы по всей стране школьники одевались одинаково. В частности, они считают, что школьная форма дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и членом коллектива. Многие считают, что это поможет избежать социальных разногласий, уравняет детей из бедных и богатых семей. Другие, вспоминая себя в школьные годы, утверждают, что форма помогает настроиться на работу и дети будут больше внимания уделять учебе.
Но немало нашлось и тех, кто выступил против возвращения к устаревшим традициям. По их мнению, дети имеют право где угодно открыто демонстрировать свои пристрастия в одежде, а школьная форма – это вчерашний день. Впрочем, были среди них и те, кто просто побоялся, что на форму для ребенка придется прилично потратиться, а так, мол, "оденет что есть".
Самыми ярыми приверженцами введения школьной формы оказались руководители общеобразовательных учреждений и учителя. Для большинства же учеников очень важным является свобода выбора, проявление "своей индивидуальности". Поэтому наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора школьной формы с разнообразием цветовых гамм и фасонов.

School uniform is an integral part of school life in many countries. Most schools in Russia also require school uniforms. However, some school accept freestyle outfit.

There are different opinions on how the standard school forms should look like. Some schools have dark blue uniforms, while others use dark red or dark green colours. Some schools in Russia accept white shirts and black skirts for girls and black trousers for boys. Nevertheless, all these school uniforms have something in common. They all look rather smart and strict.

Children’s opinions on school uniform differ. Some say they like wearing it, while others prefer to wear a pair of jeans and a T-shirt. In my opinion, the school uniform has both advantages and disadvantages.

First of all when children wear a school uniform, they realize that they are at school not at a swimming-pool or stadium. It adjusts them to school atmosphere and helps to study harder. Secondly, school uniforms prevent social inequality. It means that both rich and poor children wear the same clothes. Furthermore, children don’t have such problem as what to wear in the morning.

The disadvantages of school uniform include the loss of individuality. Everyone becomes alike and children look similar. The second problem may be untidiness. As children wear the same clothes every day their uniform starts to look a bit untidy and faded. Last but not the least school uniforms have become rather expensive lately. So, not every parent wants to buy it.

As for me, I support the idea of wearing a school uniform.

Школьная форма в России: история и современность

I think that at home we can put on what we want, but at school we need to follow the rules.

Школьная форма является неотъемлемой частью школьной жизни во многих странах. Большинство школ в России также требуют школьную форму. Тем не менее, некоторые школы принимают свободную форму.

Существуют различные мнения о том, как стандартные школьные формы школе должны выглядеть. Некоторые школы имеют темно синюю форму, в то время как другие используют темно-красный или темно-зеленый цвета. Некоторые школы в России принимают белые рубашки и черные юбки для девочек, черные брюки для мальчиков. Тем не менее, у всех этих школьных форм есть нечто общее. Все они выглядят довольно изящно и строго.

Мнения детей о школьной форме расходятся. Некоторые говорят, что им нравится носить её, а другие предпочитают носить джинсы и футболку. На мой взгляд, школьная форма имеет свои преимущества и недостатки.

Прежде всего, когда дети носят школьную форму, они понимают, что они находятся в школе, а не на бассейне или на стадионе. Это настраивает на школьный лад и помогает учиться лучше. Во-вторых, школьные формы предотвращают социальное неравенство. Это означает, что и богатые, и бедные дети носят одинаковую одежду. Помимо этого, у детей не возникает такой проблемы, как, что же надеть утром.

К недостаткам школьной формы относится потеря индивидуальности. Все становятся похожи, и дети выглядят одинаково. Второй проблемой может быть неряшливости. Так как дети носят одну и ту же одежду каждый день, их форма начинает выглядеть немного неопрятно и тускло. Последнее, но немаловажное, школьные формы стали довольно дорогими в последнее время. Поэтому, не каждый родитель хочет покупать её.

Что касается меня, я поддерживаю идею ношения школьной формы. Я думаю, что у себя дома мы можем надевать все, что захотим, но в школе мы должны следовать правилам.

   

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнение. Но чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, советуем почитать историю школьной формы.

История школьной формы в Росси берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. 

В 1896 году введено положение о гимназической форме для девочек.

Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма.

Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е: Перестройка в действии

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет.

Школьная форма разных времен, о которой мы не знали

Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.
Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.
 

   

 Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный.

                                  

На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей. Никаких официальных документов, приказов, распоряжений на счет обязательности школьной формы нет.

Тем не менее, все больше учебных учреждений обращаются к прошлому опыту и вводят школьную форму как обязательный атрибут школьной жизни.

Такая тенденция особенно сильна среди школ с более качественной или углубленной учебной программой, лицеев и гимназий. И это понятно, ведь не секрет, что школьная форма дисциплинирует детей, помогает стереть разницу в материальном положении родителей, и таким образом, избежать пагубного влияния потребительского образа мышления на подростков.

 

Оставить комментарий

Поля с символом * обязательны для заполнения.