Школа приемных родителей

20.12.2018 0 Автор admin

Специалисты учреждения занимаются профилактикой вторичного сиротства, преподаванием основ психологии и тестированием будущих мам и пап.

В школе приемных родителей учат понимать, что скрывается за поведением ребенка. ©

Сотрудники школ для приемных родителей рассказали корреспонденту «АиФ–Челябинск», чему и как они учат на своих занятиях, почему детей возвращают обратно, и что важно знать, когда планируешь взять в семью приемыша.

«А теперь меняемся масками и начинаем диалог от лица нового персонажа!» – командует .

Алия Гатиятуллина, заведующая отделением социально–психологической помощи семье и содействия устройству детей в семью челябинского областного центра социальной защиты «Семья»

Сегодняшняя тема занятия в школе для приемных родителей «Росток» – трудное поведение ребенка. Ученики меняются самодельными масками, и поднимается галдеж – в ходе тренинга каждому «члену семьи» надо доказать, что именно он имеет право на дополнительную комнату в квартире.

«Так наши кандидаты учатся слышать и понимать своих близких, – комментирует Алия Фаритовна, – многие действительно не умеют этого. На занятиях все увлечены и сосредоточены, потому что понимают – скоро начнется совсем другая жизнь».

«Направление в школу приемных родителей выдают кандидату органы опеки и попечительства в соответствии с законом, вступившем в силу 4 года назад. Согласно документу, каждый желающий принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должен получить сертификат после обучения. – Добавляет Ангелина Дягилева, директор центра «Семья». – И, надо сказать, некоторые потенциальные усыновители отсеиваются на первом этапе – диагностике, которая выявляет мотивацию человека. А те, кто остались, получают психологические и педагогические основы, чтобы они могли понять, кого берут в семью, и с какими трудностями придется столкнуться».

Причины, или мотивы, как говорят психологи, согласно которым человек решается стать приемным родителем, бывают разные – конструктивные и неконструктивные. Первые продиктованы желанием отдавать и наличием определенных психологических ресурсов.

К неконструктивным относится компенсация утраты (гибель собственного ребенка), страх одиночества, желание сделать жизнь веселее, добавить себе статусности, сохранить семью, исправить собственные родительские ошибки, «завести» для собственного ребенка товарища по играм и т.д. Как правило, в таких ситуациях ребенка возвращают обратно в детдом. И фраза «не оправдал ожидания (брали лапочку, а он матерится)», является объяснением истинной причины – не удалось решить собственные личностные проблемы за счет маленького человека.

«Основная цель школы – профилактика вторичного сиротства. Мы постоянно говорим людям, что ребенок никогда и никому ничего не должен – объясняет заведующая отделением. – Есть категория людей, которых мы называем «спасители сирот». Они желают взять ребенка, будучи одержимы идеей мессианства, и ждут закономерной, как им кажется, благодарности. И когда этого не происходит, ребенок отправляется обратно, а люди считают себя несправедливо обиженными. Чтобы воспитать человека, надо начать с себя – сформулировать и решить собственные проблемы. И мы приходим на помощь уже после усыновления: заключаем договор на сопровождение семьи. Кроме того, мы ведем групповые тренинги с приемными семьями на территории Челябинской области. Это так называемый выездной клуб. И уже здесь мы плотно работаем с такими вопросами, как адаптация приемного ребенка, трудности в его поведении, тайна усыновления».

Что касается последнего, то здесь психологи категоричны: тайну надо раскрывать. Преодолеть страх того, что ребенок начнет искать своих биологических родителей и сбежит, выбрать подходящий момент, и сделать это, причем как можно раньше. В противном случае последствия могут разрушительными для всех членов семьи.

«Наша задача научить приемного родителя выстраивать доверительные отношения с ребенком, поддерживать его, не делать табу из темы об усыновлении. Нужно помочь ребенку снять обиды на собственных биологических родителей, – утверждает Алия Гатиятуллина. – К нам обратились на консультацию приемные родители, которые взяли ребенка в 3–летнем возрасте. У девочки была задержка психического развития и трудности в поведении. Через 3 месяца адаптации мама приняла решение вернуть ребенка в детдом, но отец был против. В 12–летнем возрасте той девочки племянник семьи сообщил ей, что она приемная. Родители информацию не подтвердили и заставили мальчика извиниться».

Сейчас ей 30 лет, она выглядит как подросток, в социальных сетях у нее тысячи фотографий. Как мы знаем у «трудного поведения» есть несколько целей: привлечение внимания, борьба за власть, месть, избегание неудач. Цель этого ее поведения – привлечение внимания к себе разными способами.

Она оформила несколько кредитов и заявила родителям, что сделала это намеренно, чтобы те до конца своих дней выплачивали. Цель плохого поведения в этой ситуации – месть за то, что скрыли тайну удочерения. Отец в предынфарктном состоянии, выгоняет ее из дома и говорит ей «да знаешь ли ты кто», но не продолжает, на что она отвечает «знаю это с 12 лет». Но это табу, это закрытая тема, никто об этом не говорит, но об этом все догадываются. И 18 лет ребенок находится в этой травмирующей ситуации и мстит разными способами.

Что за этим стоит? Чувство обиды. И наша задача была в том, чтобы вывести ребенка на разговор и проговорить его чувства, признать его право на них. Извиниться. И не бояться говорить правду.

Если продолжать тему страхов, то у ребенка основным является страх того, что его отдадут обратно в детский дом.

«Ни в коем случае не угрожайте ребенку: если не будешь слушаться, вернем. – Предупреждает Алия Фаритовна. – Доверие было изначально нарушено, и ситуация может повториться. Если ваш приемный сын или дочь видит, что родители начинают предъявлять требования и угрожать, он или она начинают собирать чемодан: кладут туда конфеты, сухари, одежду и прячут в укромном месте, чтобы при случае сбежать».

Одной из самых сложных категорий усыновителей психологи называют родственников.

Дяди, тети, бабушки и дедушки хорошо знают своих братьев, сестер, детей и т.д. И свою обиду, свои негативные эмоции по отношению к ним проецируют на маленького человека.

«Ребенок считает, если его отец вор, то и он должен воровать. Если мать вела асоциальный образ жизни, о котором девочке твердит ее тетя, то она понимает, что должна быть похожей на нее. – Заключает руководитель школы. – И здесь мы пытаемся изменить эти изначальные установки, помогаем справиться с обидами».

«Я воспитываю одна троих детей: сына 24 лет, дочь 10 лет и племянника 7 лет. В этом году решила мальчика усыновить.

Чему учат в школе приемных родителей

Моя проблема была в том, что я не могла поставить его на один уровень со своими родными детьми. – Делится ученица школы Гуля. – В процессе занятий я осознала свои ошибки, и теперь мы все стоим в одной шеренге. И лично я считаю, что такую школу нужно обязательно проходить всем беременным и вступающим в брак».

Венера с мужем тоже воспитывают племянницу. Девочке 8 лет, и она давно зовет их мамой и папой. Своих детей у Венеры нет, взрослые дочери мужа от первого брака дочку любят и балуют. Решили удочерить, а школа помогла пересмотреть взгляды.

Еще одна школа для приемных родителей действует на базе Челябинского кризисного центра, деятельность которого заключается, по словам его директора Ольги Бабановой, в профилактике семейного неблагополучия.

«Школа при нашем центре действует с 2012 года, – рассказывает Ольга Трофимовна, – она ставит перед собой несколько задач: диагностика, которая выявляет мотивацию, диагностика в период сопровождения (отношение детей и родителей), подготовка приемных родителей, сопровождение семьи. 318 человек в прошлом году получили сертификаты об окончании школы».

Заведующая отделением «школы приемных родителей» Наталья Дунюшкина утверждает, что она аплодирует стоя тем людям, которые на начальном этапе передумали брать ребенка в семью, потому что они понимают, что не готовы. Но есть и те, кто ребенком хочет «подлатать свои дыры».

«У меня есть семья, которая хотела ребенка, чтобы укрепить отношения. А теперь они благодарны мне за то, что поняли, что не ребенок им нужен был, а свои проблемы следовало решать. – Расскзывает Наталья Юрьевна. – Ребенок – не клей, он не склеит семью.

Женщина ходит к нам, плачет – 2 месяца назад потеряла ребенка. И я ей объясняю, что заменить ушедшего невозможно. Она будет искать черты характера своего ребенка в приемном. Вообще травма потери длится год–два. И в течение этого времени вы никого не должны брать. И если брать потом, то ребенка другого пола.

Иногда люди думают, что вот мы одарили ребенка, и он будет нам всю жизнь обязан и благодарен. Это глубокое заблуждение. И люди в ужас приходят от моих рассказов. Одна девочка звонит другой из детдома и говорит: проверь их. Обуй сапоги, выйди на улицу, походи по грязи, а потом по их постели. А мама была уже готова. И вот этой готовности мы обучаем.

Поначалу наши ученики сопротивляются, даже ругаются, как это мы не готовы, своих детей же вырастили. Но свой ребенок и ребенок, оставшийся без попечения родителей – это совершенно разные модели воспитания. Все дети травмированные, все прошли через боль. И мы обучаем в школе тому, как надо справляться с этой болью. Чтобы это сделать, сам кандидат должен быть наполненным, стрессоустойчивым, терпеливым. Наша задача – обучить непредвиденным ситуациям. В том числе адаптации».

Процесс адаптации ребенка в приемной семье делится на 4 стадии. Первая стадия «медовый месяц» – когда ребенок старается понравиться. Но, по словам Дунюшкиной, он является «сжатой пружиной», которая в любом случае выстрелит. И чем скорее это произойдет, тем лучше. Потому что в этот период ребенок становится самим собой. Это второй этап. Далее происходит вживание в роли. Мамы – в маму, папы – в папу и т.д. А потом наступает стабилизация отношений. Когда ребенок научился доверять свои чувства, а приемные родители научились маленького человека принимать безусловно, то можно будет говорить о завершении адаптации.

«Если он выливает на вас свой гнев – радуйтесь, он готов поделиться самым болезненным. – Объясняет Наталья Юрьевна. – Да и внешне дети меняются – волосы становятся гуще, расти быстрее начинают, глазки светятся. Есть интересная такая вещь: вы начали безусловно принимать ребенка, когда стали доедать за ним».

«У наших кандидатов должно быть огромнейшее сердце. Оно должно вместить не только маленького ребенка, но и его историю, его кровных родителей с их проблемами, а также бабушек и дедушек. И на каждого ребенка генетически влияет абсолютно то, что было в тех семьях. – Объясняет руководитель школы. – У каждого ребенка имеется внутри задаток, и задача приемных родителей – его вскрыть и помочь реализовать. Тогда у ребенка будет принятие себя, доверие к миру и к новой семье: «Я нужен».

В школе приемных родителей учат понимать, что скрывается за поведением ребенка – желает ли он привлечь внимание или же обижен и хочет, чтобы его пожалели:

«Иногда дети, как мы говорим, «занимаются самоуничтожением» – ковыряют шею, сильно обгрызают ногти, щипают себя. – Поясняет Дунюшкина. – Так проявляется уверенность в своей ненужности. Мы учим видеть, называть и принимать чувства ребенка, а не обзывать его».

Самая сложная и самая важна тема в жизни человека, по словам специалистов – эмоциональная привязанность. Если ребенок обижает кошек и собак, если не может выстроить отношения с людьми, или наоборот готов идти за любым, кто покажет конфету, то можно вести речь о нарушении привязанности. Это касается тех людей, которые хотят взять в семью новорожденного. По мнению психологов, груднички – самый сложный возраст для усыновления.

«Ребенок 9 месяцев находился в утробе матери, он ощущал ее, цвет, запах. И когда он рождается, он ловит эти родные ощущения. Мама рядом. Он спокоен. – Поясняет Наталья Юрьевна. – Если мама отказалась, то внутренние чувства умирают: к кому привязываться, куда бежать. И новым родителям очень тяжело эту новую привязанность сформировать. В прошлом году женщина взяла новорожденного, 2 месяца он прокричал, она не выдержала, позвонила в опеку, забрали его».

Сотрудники школы не рекомендуют брать ребенка до года тем людям, которые не готовы сидеть с ним дома. Даже для 3–летнего малыша необходима адаптация хотя бы в течение полугода.

В школе приемных родителей уделяют внимание и вопросу здоровья. Психологи школы считают, что так называемая задержка психического развития – не диагноз. Это можно исправить, проигрывая с ребенком то, во что он не доиграл. По мнению специалистов, у таких детей происходит регресс – возврат в раннее детство. И если ребенку 9 лет, и он просит бутылочку – нужно дать.

«Меня спрашивают, а если просит пеленать? Простынь огромную стелим на пол и пеленаем ребенка, а потом садимся и укачиваем», – добавляет Дунюшкина.

«Ребенок, которого взяли в семью в 3–летнем возрасте, отказывался признавать приемную мать родной, – рассказывает заведующая отделением школы. – Он постоянно задавал вопросы, а точно ли он из ее живота, показывал пальцем на женщину из окна маршрутки, называя ее мамой, плакал ночами и звал мать, а когда подходила приемная, отталкивал. В школе падал на пол и требовал привести родную маму. В итоге правду ему рассказал специалист школы, на что он заявил, что всегда знал, что родная мама у него другая. Ее образ запечатлелся в сознании ребенка».

Сотрудники школы утверждают, что не детей ищут для тех, кто пришел, а ребенку подбирают семью.

«Мне ученики говорят, что и не думали о такой форме занятий. – Улыбается Наталь Юрьевна. – Считали, что здесь надо просто «отсидеть» и поставить плюсик».

«Лишить родительских прав можно и приемных родителей. Семейным законодательством предусмотрено несколько форм передачи ребенка, лишенного родительского попечения, на воспитание в семью – это усыновление, опека, приемная семья. Если мы ведем речь именно об усыновителях, то лишение родительских прав возможно по тем же обстоятельствам, что и для кровных родителей – это угроза жизни и здоровью ребенка (совершили умышленное преступление против ребенка), систематическое уклонение от исполнения возложенных родительских обязанностей, жестокое обращение с ребенком.

Отмечу, что в Челябинской области фиксируются редкие случаи жестокого обращения с приемным ребенком. Они единичны, по каждому факту проводятся проверки, принимаются меры воздействия в рамках действующего законодательства. Сейчас выстраивается системная работа по сопровождению замещающих семей на базе учреждений системы социальной защиты населения. В перспективе такая работа направлена на исключение случаев жестокого обращения с детьми в семьях путем оказания своевременной помощи в преодолении кризисных ситуаций.

Если приемному ребенку в семье плохо, у него возникают сложности в отношениях с родителями, то он всегда может обратиться по номеру всероссийского детского телефона доверия 8–800–2000–122, получить совет квалифицированного специалиста как поступить в сложившейся ситуации, сообщить данные семьи, также в каждом районе и городе есть управления социальной защиты населения, которые всегда готовы прийти на помощь каждому ребенку (их телефоны всегда размещены на сайтах администраций)».

Школа приёмных родителей «Росток»: ул. Румянцева, 19. Телефон (351) 721–04–57. Сайт semya–centr.ru.

Школа приёмных родителей: ул. Советская 36 / ул. Мира, 13. Телефон (351) 263– 51–23. Сайт crisiscenter74.ru.

Сегодня мы открываем серию публикаций о том, что такое Школа приемных родителей, чему там учат и зачем эта учеба вообще нужна. Обо всем это мы подробно поговорим с Людмилой Петрановской – наверное, самым известным в нашей стране специалистом по детско-родительским отношениям и, в частности, по отношениям родителей и детей в приемной семье.

К сожалению, с приемными детьми связано великое множество очень живучих мифов в общественном сознании. Обычные люди плохо представляют себе, что, собственно, происходит с ребенком-сиротой в детском доме, как и в каких формах могут находить выход его психологические травмы, с чем приходится сталкиваться и работать приемным родителям. И поэтому мало кто понимает, что на самом деле может дать кандидатам Школа приемных родителей, кто и чему там обучает вроде бы взрослых и состоявшихся людей. И мы очень часто слышим истории о том, как родители проходят формальное обучение в первой попавшейся школе, ничего из него не выносят, а затем берут ребенка из детского дома и сталкиваются с испытаниями, к которым совершенно не готовы.

Нам известно множество историй, когда родители по тем или иным причинам пренебрегали качественной ШПР. И далеко не все эти истории – со счастливым концом.

Поэтому первая часть нашей беседы посвящена краеугольному вопросу: нужна ли Школа приемных родителей вообще.

«Бумажка про любовь», или зачем учиться любить сироту

— Когда в 2012 году для кандидатов в приемные родители ввели обязательное обучение в ШПР, многие восприняли это как дополнительную бюрократическую заморочку. И до сих пор нередко высказывается мнение, что главное – это просто любить детей, учить этому глупо, и все хорошие люди априори детей любят. Так надо ли было огород городить?

— Задача ШПР – не научить любить, а помочь принять осознанное решение о приемном родительстве. Дело в том, что при принятии любого решения люди опираются на свой жизненный опыт. А опыт обычной семьи не позволяет человеку подготовиться к тому, что он может встретить с приемным ребенком. Ведь подавляющее большинство сирот имеют крайне травматичный опыт потери семьи, жестокого обращения, отвержения, сексуального насилия и многого другого. К такому обычный человек с обычным жизненным опытом не готов – и это нормально.

— В чем это выражается? К чему люди могут быть не готовы?

— Когда мы думаем, что возьмем ребенка-сироту, мы представляем кого-то грустного, несчастного, может быть – больного, может быть – с задержкой развития, но в любом случае ребенка. И люди могут быть совершенно не готовы к тому, что их новый член семьи вообще не понимает, что такое быть ребенком, у него не сформирована роль ребенка. Что это значит? В обычной картине мира есть взрослый, он сильный, он заботится и защищает. И есть ребенок, который доверяет взрослому, пользуется его защитой и заботой, слушается более или менее этого взрослого. И человек с обычным жизненным опытом может быть совершенно не готов к тому, что ребенок воспринимает жизнь совсем по-другому, что для него взрослый – это опасная особь, от которой можно ждать угрозы, насилия, с которой нельзя расслабляться ни на минуту.

Бывают дети-сироты, у которых был опыт жизни с беспомощными, инфантильными взрослыми, которые ни за что не отвечают. Такой ребенок привыкает жить с мыслью, что это он – доминантная особь. Он может ухаживать за бабушкой или младшим братом, вытаскивать папу из лужи или маму из петли, то есть фактически отвечать за семью, за своих слабых родственников. Когда он попадает в детский дом, его характеризуют как сознательного и самостоятельного. Но когда его усыновляют, то тут выясняется, он давно забыл, как быть ребенком, в его опыте нет того, что есть у любимого ребенка – радости, доверия и зависимости. Для него зависимость – это опасность, поэтому он будет играть в «царя горы» с новыми родителями, будет выяснять, кто тут доминантная особь. Такой ребенок может бороться за власть в открытой форме – нарушать правила, игнорировать указания, прямым текстом говорить: «а ты кто такой, чтобы мной командовать?». Или он будет делать это в более тихо, в форме заботливости, но люди будут ощущать, что это их пытаются усыновить, что вместо ребенка они получили «ключницу Пелагею», и у них не получается ее любить, потому что ребенок не в этой роли.

Другой вариант. Ребенок, которого передавали из семьи в семью, из рук в руки, или он был в учреждении, где постоянно менялся персонал.

Чему учат воронежцев в школе приемных родителей

У него может быть в сознании такая картинка: никакого постоянного взрослого нет и быть не может, любой взрослый все равно скоро уйдет. Нет смысла создавать прочные отношения, потому что все равно придется расставаться. Поэтому, пока взрослый тут, нужно им пользоваться. А значит, можно быть приятным, если тебе что-то нужно, можно ласково улыбаться и получать как можно больше всяческих подарков. Обычные люди бывают в шоке от такого поведения. Они говорят: этот ребенок нами пользуется, он живет как в гостинице, он относится к нам как к прислуге, ему на нас вообще наплевать. Например, я заболел, а он даже не подошел, не поинтересовался, как я себя чувствую. Или мой родной ребенок упал, а он смеялся, и тут же, через минуту, попросил купить ему новую игрушку.

Или, например, ребенок, у которого вообще нет взрослого в картине мира. Воспитатели, нянечки – это постоянно меняющиеся люди, существующие как погода, как фон, они не воспринимаются личностно. И когда родители получают такого ребенка, у них возникает странное чувство, они говорят: мы как будто для него не существуем, он на нас не обращает внимания, не смотрит на нас, на прогулке он может куда-то уйти и не оглядываться.

Все это шокирует, и правильно, ведь в опыте благополучных людей нет ничего, что могло бы подготовить к этому.

— Но, может быть, когда ребенок увидит, что новые родители его любят, он все поймет?

— Для начала надо, чтобы ребенок понял, как мы демонстрируем любовь. Потому что вполне возможно, что он воспринимает любовь совсем по-другому. Например, этот ребенок жил в ситуации, когда на него практически не обращали внимания, кроме тех моментов, когда его били. Для этого ребенка любовь – это когда тебя бьют, а если ты меня не бьешь, то как это ты меня любишь? И ребенок начинает провоцировать своим поведением на то, чтобы его били, а приемные родители думают, что это он назло, что он вредный, что он издевается или что это они что-то не так делали, что они его недостаточно любили… Отношения заходят в тупик, родители истощаются и не знают, что делать, им кажется, что они ошиблись, или ребенок ужасный, или они ужасные, в общем, все плохо.

— Почему это происходит? Понятно, что насилие в семье – это тяжелая травма. Но ведь есть дети, от которых отказались еще в роддоме, с ними-то что не так?

— В обычной жизни мы не задумываемся о системе отношений привязанности. Мы недооцениваем, насколько дети нас слушаются, идет ли речь о родных детях или племянниках, младших братьях и сестрах, других родственниках. Мы недооцениваем, насколько легко ими управлять с помощью интонаций и взглядов, потому что в их картине мира есть взрослый как сильная и заботящаяся личность. Обычный ребенок ориентирован на нас, он хочет нам нравиться, он беспокоится, что мы о нем думаем, он настроен на наше эмоциональное состояние. За счет этого все воспитание проходит достаточно легко или, во всяком случае, все проблемы укладываются в наши представления о том, как можем вести себя ребенок и что с этим можно сделать. Но когда человек получает ребенка, с которым таких отношений пока еще нет, более того, ребенок в своем опыте вообще не имеет ничего похожего, то получается очень сложно.

Конечно, всем родителям не помешают знания о детях, о психологии, об отношениях. Но если речь идет об обычной семье, то можно обойтись и без этого: собственный более или менее благополучный опыт плюс природа и инстинкты свою работу сделают. В случае же с приемными детьми мы сталкиваемся с тем, чего не должно быть в принципе. Не должно быть детей без семьи, не должно быть, чтобы с детьми жестоко обращались, дети не должны расти с беспомощными, инфантильными взрослыми. В нашем опыте этого нет и быть не должно, поэтому мы к этому не готовы. Поэтому и должна быть ШПР, чтобы к этому подготовиться.

Если Вы читаете эту страничку, значит, в Вашем сердце уже поселилась мысль о том, что Вы хотели бы взять в семью оставшегося без родительской заботы ребенка.

Кажется совершенно очевидным, что первый шаг на этом пути — найти вот такой вот сайт с фотобанком детей и выбрать по фотографии ребенка, которого Вы готовы принять в свой дом и в свою жизнь от всего сердца.

На самом деле, первый шаг на этом пути — осознать, что дети, которые выросли без настоящей родительской ласки и заботы или остались без нее уже с самого рождения, — это особые дети, и что у них особые потребности. И помимо умения дарить ласку и любовь, надо знать еще очень много нюансов, которые позволят Вам суметь справиться с трудностями, дать детям самое лучшее (а Вы, безусловно, хотите дать им именно лучшее), и при этом не наделать ошибок, сохранить себя, свою семью.

И самое первое, что нужно сделать, если Вы хотите взять в семью ребенка — это пройти обучение в школе приемных родителей.

Школа приемных родителей поможет Вам:

1. осознать свою готовность к такому серьезному шагу
2. лучше понять свою мотивацию
3. узнать все об особенностях воспитания приемного ребенка
4. о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие
5. узнать, что скрывается за страшным словом «адаптация»
6. разобраться в процедуре оформления документов
7. понять, нужна ли вам «тайна усыновления»
8. узнать, как выстроить общение с биологическими родственниками ребенка
9. получить квалифицированную консультацию специалиста по всем вашим вопросам

Требование пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку установлено п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ.

Спецпроект РИА «Воронеж». Пусть мама увидит. Чему учат в школе приемных родителей

Такая подготовка осуществляется по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ, но общие требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Есть два исключения к требованию о прохождении ШПР:

1. Во-первых, это требование не распространяется на близких родственников ребенка и на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

2. Во-вторых, если кандидат являлся или является усыновителем и в отношении него усыновление не было отменено; либо если этот кандидат являлся или является опекуном (попечителем) детей и который не был отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей.

! При прохождении дистанционной ШПР на сайте www.usynovite.ru выдается сертификат, который не имеет юридической силы.

Узнать адрес ближайшей Школы приемных родителей Вы можете у специалиста органов опеки. 

Зачем надо идти в Школу приемных родителей:

Фильм Дети / Children (Михаил Костров). Съёмки проходили в настоящем детском доме для ВИЧ-позитивных детей… Фильм снят при поддержке фонда "АНТИСПИД" Елены Франчук, фонда "ЛЖВ" (Людей, живущих с ВИЧ), фонда Элтона Джона. Был отослан от Украины в конкурсную программу короткометражных фильмов на Каннский фестиваль.
Рекомендация: смотреть обязательно!

1.        ПРОГРАММА (Введение)

1.1. ЗАНЯТИЯ ОСНОВНОГО КУРСА

1.1.1. ЮРИДИЧЕСКИЙ БЛОК

                ЗАНЯТИЕ №1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЧАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

                ЗАНЯТИЕ №2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

                ЗАНЯТИЕ №3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

                ЗАНЯТИЕ №4 (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

               ЗАНЯТИЕ №5 (ПРОДОЛЖЕНИЕ). ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ РЕБЕНКА

                ЗАНЯТИЕ №6. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ

                ЗАНЯТИЕ №7. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

                ЗАНЯТИЕ №8. ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЕТ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

               ЗАНЯТИЕ №9. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. УСЫНОВЛЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА

                ЗАНЯТИЕ №10 (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. УСЫНОВЛЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА

                ЗАНЯТИЕ №11. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА

                ЗАНЯТИЕ №12. ФОРМЫ И ВИДЫ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

                ЗАНЯТИЕ №13. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА

                ЗАНЯТИЕ №14. ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОДНА ИЗ ФОРМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА

               ЗАНЯТИЕ №15. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ  ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                ЗАНЯТИЕ №16. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                   ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОЯТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                   КОНСУЛЬТАЦИИ ПО НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫМ  ГРАЖДАНАМИ  ВОПРОСАМ

1.1.2. МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК

                  ЗАНЯТИЕ №17. СОЦИАЛЬНОЕ  СИРОТСТВО- ПРОБЛЕММА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

                 ЗАНЯТИЕ №18. ФИЗИЧЕСКОЕ  И  ПСИХОМОТОРНОЕ  РАЗВИТИЕ  РЕБЕНКА. ПЕРИОДЫ  ДЕТСТВА.

                 ЗАНЯТИЕ №19. ЗАБОЛЕВАНИЯ  НЕРВНОЙ  СИСТЕМЫ

                 ЗАНЯТИЕ №20. РЕЖИМ ДНЯ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

                 ЗАНЯТИЕ №21. ОРГАНИЗАЦИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                 ЗАНЯТИЕ №22. ПРОФИЛАКТИКА  РЕСПИРАТОРНЫХ  ЗАБОЛЕВАНИЙ.  ЗАКАЛИВАНИЕ

                 ЗАНЯТИЕ №23. НАИБОЛЕЕ  ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ  ИНФЕКЦИОННЫЕ  ЗАБОЛЕВАНИЯ  У  ДЕТЕЙ

                 ЗАНЯТИЕ №24. ДЕФИЦИТНЫЕ  СОСТОЯНИЯ  ДЕТСКОГО  ВОЗРАСТА: АНЕМИЯ, РАХИТ, ГИПОТРОФИИ

                 ЗАНЯТИЕ №25. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ  НАРУШЕНИЯ  ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО  ТРАКТА  У  ДЕТЕЙ

                 ЗАНЯТИЕ №26. ТРЕБОВАНИЯ  К  ОРГАНИЗАЦИИ  ПИТАНИЯ

                 ЗАНЯТИЕ №27.

Научить быть родителями

ЙОД  И  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

                 ЗАНЯТИЕ №28. ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ  ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА

                 ЗАНЯТИЕ №29. ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА  ЖИЗНИ

                 ЗАНЯТИЕ №30. МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ. ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ.  КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ

                ЗАНЯТИЕ №31. ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА В СЕМЬЮ. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ КАНДИДАТА  В УСЫНОВИТЕЛИ

1.1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК

             I.  ПСИХОЛОГИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

                      ЗАНЯТИЕ №32. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

                 ЗАНЯТИЕ №33. СЕМЬЯ И ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК (УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ПРИЕМА РЕБЕНКА, РАССКАЗАННЫЙ САМИМИ РОДИТЕЛЯМИ)

                 ЗАНЯТИЕ №34.  МОЯ СЕМЬЯ (СТРУКТУРА СЕМЬИ)

                 ЗАНЯТИЯ №35. МОЯ СЕМЬЯ (СТРУКТУРА СЕМЬИ)

                 ЗАНЯТИЯ №36.  ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

                 ЗАНЯТИЕ №37. РОЛЬ ПОДДЕРЖКИ И КРИТИКИ В СЕМЬЕ

                 ЗАНЯТИЕ №38. НОРМЫ И ПРАВИЛА СЕМЬИ

          II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

                 ЗАНЯТИЯ №39. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

                 ЗАНЯТИЕ №40.  "И ПАМЯТЬ СЕРДЦА СОХРАНЯЯ". ЧТО ПОМНИТ РЕБЕНОК О СЕБЕ. Просмотр видеофильма "И ПАМЯТЬ СЕРДЦА СОХРАНЯЯ"

                 ЗАНЯТИЯ № 41. ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

                 ЗАНЯТИЕ №42. НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ, ВИДЫ НАСИЛИЯ

                 ЗАНЯТИЯ №43. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

                 ЗАНЯТИЕ №44. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗРАСТНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

           III. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

                ЗАНЯТИЕ №45.  СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЕМЕЙ, ПРИНИМАЮЩИХ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ

                ЗАНЯТИЕ №46.  СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

           ЗАНЯТИЯ №47. НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

                ЗАНЯТИЯ №48. КАК ОБЩАТЬСЯ С ПРИЕМНЫМ РЕБЕНКОМ

           ЗАНЯТИЯ №49. КОНФЛИКТЫ

                ЗАНЯТИЕ №50. ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЕНКОМ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ОСНОВНОГО КУРСА)

1.2.   ОБЩИЙ ТЕСТ

1.3.        ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КУРС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

             ЗАНЯТИЕ №51. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ЖИТЬ В СЕМЬЕ

               ЗАНЯТИЕ №52. КОГДА ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК СВОДИТ ВАС С УМА ИЛИ "КАК РАЗРЕШАТЬ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМА"

                ЗАНЯТИЕ №53. СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ ИЗ ЖИЗНИ ПРИНИМАЮЩЕЙ СЕМЬИ

1.4.        ПРИЛОЖЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КУРСА)

          1.4.1. ЛЕКЦИИ — КОНСУЛЬТАЦИИ ПО НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИМСЯ ВОПРОСАМ

               1. ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

               2. КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО УСЫНОВЛЕНИИ

               3. КАК ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ О БИОЛОГИЧЕСКИХ РОДИТЕЛЯХ

               4. ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

1.5.   ПРАКТИКУМ

Родителей в школу: кто и зачем ходит на курсы приемных родителей

—>

Школа приёмных родителей. Что это?

Школа приемных родителей – это неофициальное название, принятое, однако по всей стране для обозначения курсов по подготовке людей, изъявивших желание принять на воспитание (усыновить, взять под опеку) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое обучение дает системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания замещающей семьи, а также помогает морально и практически подготовиться к приему ребёнка в семью.

Школа приемных родителей нужна, чтобы:
•    получить достоверную  информацию по правовым, психолого-педагогическим, медицинским аспектам семейного устройства детей-сирот.
•    узнать «из первых рук» (от профессионалов) информацию об особенностях детей, оставшихся без попечения родителей, о том, как правильно подготовиться к приему в семью ребенка, как взаимно адаптироваться ребенку и семье, как выстроить доверительные и гармоничные взаимоотношения с новым членом вашей семьи;
•    разобраться  в своих чувствах и желаниях, взвесить готовность стать замещающим родителем;
•    отличить мифы и вымыслы о детях-сиротах от реальных вопросов, которые потребуется решать;
•    научиться видеть истинную причину некоторых поступков детей и взрослых,  связанных с семейным жизнеустройством;

Полученные здесь знания помогают стать компетентным замещающим родителем (опекуном, усыновителем, приемным родителем), воспитать ребенка, чья история жизни омрачена потерями и неблагополучием.
В настоящее время прохождение такой подготовки обязательно для всех будущих замещающих родителей, кроме:
•    близких родственников ребенка (бабушки/дедушки, братья/сестры, имеющие общих отца или мать);
•    действующих  усыновителей или опекунов (если не было отмены усыновления или опеки);
•    отчима и мачехи ребенка, подавшего заявление об его усыновлении.

Однако и этим категориям специалисты очень рекомендуют пройти такую  Школу — ведь многие «детско-родительские» вопросы, ответы на которые  учат здесь находить, универсальны, эти знания будут полезны и помогут любой семье.  Очень часто люди, вначале скептически относившиеся к Школе, потом говорят: «Как жаль, что я этого не знал раньше, такая школа нужна для каждого родителя, скольких ошибок она помогла бы избежать!»

1.  Список Школ приемных родителей, действующих  на территории Томска и Томской области

2.  Документы, регулирующие деятельность Школ приёмных родителей на территории Томской области

3. Ответы на вопросы