Сессия это сколько

25.12.2019 0 Автор admin

Содержание

Сессия студентов-заочников

Для всех студентов сессия — наиболее сложный и ответственный период учебы, непросто в это время приходится и заочникам. За пару недель они должны сначала на установочной сессии прослушать лекции по изученным за семестр предметам, затем сдать контрольные, экзамены, зачеты, ликвидировать задолженности и в завершение получить рекомендации для самостоятельной работы на следующие месяцы.

Сколько сессий в году у заочников

Сессии у заочников бывают двух видов:

  • установочные – по одной на семестр для знакомства с предметом и вводного курса лекций;
  • экзаменационные – дважды в год: зимой и летом, как и у студентов стационара.

Когда начинается сессия у заочников

Конкретные даты проведения зимней и летней сессий у заочников устанавливаются вузом, обычно они совпадают с экзаменационным периодом учащихся дневного отделения, который приходится на январь и июнь. Это удобно для вуза: в это время очники посещают университеты и институты только для консультаций и сдачи экзаменов, поэтому освобождается большое количество аудиторий, а преподаватели располагают свободным временем для начитки лекций, проведения семинаров, лабораторных.

Заочники-первокурсники после поступления в вуз впервые собираются на осведомительную установочную сессию в середине сентября – начале октября. За неделю они должны познакомиться с преподавателями и дисциплинами, которые предстоит изучать в ближайшие месяцы, получить зачетки, студенческие билеты, записаться в вузовскую библиотеку, выбрать старосту группы и решить другие административные вопросы.

Сколько длится сессия у заочников

В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель. По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения. Вузам приходится подстраиваться под эти сроки.

Установочная сессия заочников продолжается одну-две недели и предшествует экзаменационной.

Что такое установочная сессия у заочников

Каждый новый семестр у заочников начинается с установочной сессии. В это время не нужно сдавать зачеты и экзамены.

На протяжении установочной сессии учащиеся имеют возможность:

  • ознакомиться с изучаемым предметом;
  • получить основную информацию о курсе, список необходимой литературы, методички и пособия, контрольные задания и темы для написания рефератов;
  • узнать, в какой форме будет проходить проверка знаний.

Как оплачивается

Законодательство обязывает работодателей предоставлять и оплачивать дополнительный отпуск заочникам. Размеры выплат зависят от средней заработной платы за последние двенадцать месяцев. Основанием для получения учебного отпуска служит справка-вызов, выдаваемая вузом перед сессией.

Льготы для работающих студентов

Заочники могут рассчитывать не только на отпуск к сессии. Трудовой кодекс (ст. 173) определяет перечень дополнительных льгот, предоставляемых работодателем:

  • оплачиваемый отпуск на срок до 120 дней для подготовки к выпускным экзаменам, написания дипломной работы;
  • оплата транспортных расходов на проезд к месту учебы и назад;
  • укороченная рабочая неделя (до семи часов) для студентов на последнем курсе обучения.

Для получения льгот заочник должен учиться в аккредитованном государством вузе и успешно сдавать экзамены (не иметь задолженностей)

Заочное обучение пользуется популярностью у студентов, особенно тех, кто хочет совмещать работу и учебу. Однако для получения знаний, успешной сдачи экзаменов и зачетов заочникам необходимо много работать самостоятельно, появляясь в институте в основном во время сессий.

Заочное высшее образование: что это такое и есть ли от него польза?

Количество заявлений

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Вступительные экзамены

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Стоимость

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.
Возраст студентов

Любой.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Призывники

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Организация самостоятельной работы студента-заочника – 5 «золотых» правил

Студенты, которые имеют опыт заочного образования – школа, колледж, вуз – гораздо легче приспосабливаются к системе в конкретном учебном заведении. Выпускникам школ в этом плане гораздо тяжелее, потому что они еще не вполне понимают, куда идут и зачем. Дело в том, что более-менее правильный выбор специальности можно сделать не ранее 21-22 лет.

В обществе считается, что чем быстрее ребенок окончит школу, вуз, тем лучше – больше времени останется на личную жизнь. Это не совсем так, и западная система образования это доказывает. У них меньший процент выпускников вузов с неудавшейся профессиональной судьбой, которые не любят свою работу, ищут возможность поменять ее.

Учатся там 12 лет, последние классы школы – это полностью профессионально ориентированное образование. В школе еще можно экспериментировать, менять направление деятельности, выбирать. Поэтому дети идут в высшее учебное заведение полностью готовыми психологически, и сами решают, что им нужно: получить высшее образование заочно, или очно.

Примеры людей, кто поздно пошел учиться

Поздно – это по общепринятым меркам. По меркам психологии – как раз вовремя. Например – Святослав Рихтер – гений ХХ века, знаменитый пианист. До 22 лет учился сам и только после этого решил поехать в московскую консерваторию (когда психологически созрел) и его взял к себе другой великий пианист, усмотрев в самоучке гения, как впоследствии и оказалось.

Таких людей можно найти в любой сфере – спорте, кулинарии, литературном творчестве, где угодно.

Система заочного образования

Студенты заочной формы обучения большую часть времени занимаются самостоятельно, поэтому преподавателям необходимо как-то контролировать и стимулировать этот процесс. Один студент перестрахуется и выучит все, и даже больше, чтобы только сдать предмет на слабую тройку. В результате получает «пять» и похвалу.

Другой будет думать, что и так все знает, достаточно сделать одно задание в семестр. Рассчитывает на хорошую оценку, но получает «пересдачу».

К чему это: многие себя переоценивают или недооценивают, поэтому получают результаты, которые их радуют или огорчают.

Есть несколько форм заочного образования:

  1. Заочная с приездом на сессию, без использования дистанционных технологий, разве что электронной библиотеки. Все задания сдаются лично преподавателям.
  2. Очно-заочная. Эта форма подходит тем людям, кто учится в том же городе, где и проживает, поэтому имеет возможность ходить на очные лекции 1- 2 раза в неделю.
  3. Заочно-дистанционная. Это удаленное обучение с использованием дистанционных технологий. Каждый вуз по-разному озвучивает требования: куда-то нужно приезжать на сессию, а где-то можно учиться и сдавать экзамены через Интернет.

Абитуриенты все чаще интересуются, что значит очно-заочная форма обучения. Это компромисс между очным и заочным факультетами, но подходит не всем.

Многие чиновники протестуют против заочного образования, считая его неполноценным, не учитывая тот факт, что среди очников тоже есть неуспевающие, отчисленные, троечники. Чтобы обучение было эффективным, необходимо учитывать то, как само учебное заведение контролирует процесс и как к нему относится сам студент.

5 правил для успешного заочного образования

Во-первых – должен быть промежуточный контроль. Многие люди по своему психологическому состоянию – это «завтрамэны», то есть каждый день они думают, что начнут учиться с завтрашнего дня, что уже точно. Подходит сессия, но ничего так и не сделано. Поэтому правило первое относится к преподавателям – они должны давать студентам задания если не на каждый день, то на неделю. При этом задания должны быть сделаны и присланы на проверку.

Во-вторых – студент сам должен быть заинтересован в своевременной сдаче предметов. На Западе есть интересная практика: не сдаешь предмет – тебя не отчисляют, просто продлевают обучение на семестр. Учись хоть до пенсии – это в интересах студента.

В-третьих – одинаковые возможности очников и заочников. Если очники могут себе позволить поехать по обмену опытом за границу и пробыть там год, то такие же привилегии должны быть у заочников. Возможно, кто-то из них воспользуется перспективой работать за рубежом. Третье правило – поощрение за старания и стимул учиться дальше.

В-четвертых – чем больше загрузка, тем больше человек успевает. Вот несколько идей:

  1. Выучить иностранный язык, можно не один, но английский – обязательно. Сейчас не те времена, чтобы растягивать учебу. Все нужно делать в максимально сжатые сроки.
  2. Пройти дополнительное заочное образование по смежным специальностям. Благо – все это доступно в удаленном формате. Так можно сразу расширить рамки своей будущей деятельности.
  3. Найти работу, пусть не самую высокооплачиваемую, но по своей будущей специальности. Это даст возможность понять, что потребуется еще, кроме диплома.

Конечно, эти рекомендации касаются тех людей, кто хочет строить карьеру. Кстати, не у всех это получается. Если идея не находит отклика внутри – нужно искать свое решение. Главное, чтобы время было занято с пользой и приносило удовольствие.

Пятое правило – специальность должна быть обдумана, то есть заниматься нужно действительно «своим» делом, иначе энтузиазма хватит ненадолго. Этим объясняется повышенный спрос на второе высшее образование и различные дистанционные программы переквалификации.

Люди пошли учиться сразу после школы, по настоянию родителей, но еще не осознали своих стремлений. Если это утверждение неверно, тогда как объяснить, что люди становятся в общем-то неплохими специалистами, но не получают признания в своей сфере? Трудолюбие позволяет добиться успеха, но подсознательно хочется чего-то другого. Именно поэтому некоторые зарабатывают деньги на своем хобби.

Имеют ли значение сроки учебы

Срок заочного обучения 3- 4 года. В России – 4, на Западе – 3. Это объясняется тем, что год люди теряют в школе, определяясь со своей будущей специальностью. Как показывает практика – этот «лишний» год в школе позволяет им спокойно думать, подключать интуицию, чувствовать себя детьми, никуда не торопиться.

Там же они получают первые навыки самостоятельной работы, учатся собирать и обрабатывать информацию, применять ее на практике. К сожалению, в отечественных школах такой подготовки к университету не найти. Мотивация у всех одна – «надо» или «так положено».

В вузе начинается совсем другая жизнь – появляются требования и сроки сдачи модулей, экзаменов. Но те, кто поступил осознано, не боятся таких перемен, потому что обучение приносит удовольствие, хочется сделать больше, а не только то, что дано программой.

За три года при желании можно сделать гораздо больше, чем без желания за 10 лет. Конечно, посторонние предметы отвлекают, они есть везде, их нужно учить и сдавать. Но никто не говорит, что надо знать все одинаково хорошо. В конце концов, программисту вряд ли пригодится философия, поэтому «тройки» вполне хватит. А вот свою специальность надо знать хорошо, ведь именно ею придется зарабатывать деньги. Три года для освоения специальности на бакалавриате вполне достаточно, если понравится – есть еще магистратура.

Словарь студента: чем отличаются зачеты от экзаменов и другие важные термины

Процесс обучения в вузе отличается от школьного. На смену урокам приходят лекции, практические занятия, семинары, коллоквиумы. Учебный год разбит на семестры, в конце которых начинается зачетная неделя, а затем сессия.

Мы составили словарь первокурсника, в который внесли термины, чаще всего встречающиеся в процессе обучения. Они помогут вам быстрее освоиться.

Зачеты и экзамены – проверка полученных знаний и навыков

В высших учебных заведениях качество усвоения студентами материала оценивается на зачетах и экзаменах. Сначала дадим определения этих важнейших понятий в терминологии вуза.

Зачет – это предварительная оценка знаний студента. Зачет не имеет оценки в баллах. По его результату студенту в зачётку выставляется «зачтено» или «не зачтено», то есть пометку о том, знает студент тему хотя бы на “тройку” или нет. В один и тот же день может проходить несколько зачетов. Несданные зачеты равнозначны недопуску к экзаменам.

Зачеты сдают во время зачетной недели, когда уже не проходят занятия, но еще не начались экзамены. Обычно зачет принимает тот же преподаватель, что читал лекции, либо его ассистент. Зачет может проходить в форме теста, деловой игры, ответов по билетам либо защиты проекта. Студенты, которые регулярно посещают занятия и имеют хорошую успеваемость, могут получить зачет «автоматом» на последнем занятии. В балльно-рейтинговой системе “автомат” можно получить за счет набранных баллов.

Экзамен – это итоговая оценка знаний студента по конкретной дисциплине. Его проводят в период экзаменационной сессии. В один день должно проходить не больше одного экзамена.

Перед сдачей дают несколько дней на подготовку. Студентам за 2–4 недели выдают список вопросов (до 100), которые потом будут разбиты на экзаменационные билеты – до трех вопросов в каждом. Перед экзаменами преподаватели устраивают консультации, где дают разъяснения по вопросам. Желательно на них приходить и задавать вопросы, чтобы, как минимум, освежить в памяти преподавателя вашу персону, так как именно он – лектор – будет оценивать ваш ответ.

Экзамен обычно проводится в форме устного опроса по билетам. Кроме вопросов про теорию, в билете бывают практические задания: анализ реального случая или решение задачи. Преподаватель также может задавать дополнительные вопросы сверх имеющихся в билете.

Читайте также нашу статью «Как приёмные комиссии обманывают абитуриентов, а главное – зачем?»

Результаты экзамена оцениваются по пятибалльной системе, где высшая оценка – «отлично», низшая – «неудовлетворительно». Оценки сразу же после сдачи объявляют студенту. Положительные оценки заносятся в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, неудовлетворительные – только в ведомость. Полученные на экзамене оценки затем идут в диплом. Если студент получил за экзамен “неуд”, то он должен прийти на пересдачу.

Если за экзамены вы получили только ”4” и “5”, то вы можете рассчитывать на академическую стипендию. Хотя бы одна “тройка” лишает вас этой привилегии, социальная стипендия сохраняется.

В зачетную книжку заносятся положительные результаты экзаменов

Чем отличается экзамен от зачета

Отличия зачета от экзамена представлены в следующей таблице.

Зачет

Экзамен

Предварительная аттестация, по результатам которой студент будет допущен/не допущен к экзамену

Итоговая оценка знаний

Проводится в зачетную неделю перед сессией

Проводится во время сессии

В один день может быть несколько зачетов

В один день может проводиться только один экзамен

Ставится на основании курсовых и контрольных работ, рефератов, устного опроса, рейтинга

Сдается по вопросам в билетах

Не оценивается в баллах

Оценивается по пятибалльной шкале

Обычно принимает преподаватель, ведущий семинары, практические занятия, лабораторные работы

Обычно принимает лектор

Зачет можно получить «автоматом» на основании результатов практических, контрольных и курсовых работ, регулярного посещения занятий

Экзамены «автоматом» практически никогда не ставятся или ставят “удовлетворительно”

Задания даются достаточно простые, чтобы их смогло выполнить большинство студентов

Вопросы и задания соответствуют сложности курса

Результаты зачета заносятся в зачетную книжку

Экзаменационные оценки идут в диплом

Чем сессия отличается от аттестации

Сессия – это период сдачи экзаменов в вузах. В это время проводится проверка знаний по дисциплинам, которые преподавались в текущем семестре (модуле). Студент, успешно сдавший все экзамены, сможет продолжать дальнейшее обучение.

Сессия бывает зимней и летней. В этот период обычно бывает не более шести экзаменов. На подготовку к каждому дается не менее трех дней. Все экзамены сдают в среднем около трех недель. Время начала и окончания экзаменационного периода каждое учебное заведение определяет самостоятельно.

Перед сессией обычно проходит зачетная неделя, во время которой студенты сдают рефераты, зачеты, курсовые и лабораторные работы. Студента допускают к сдаче экзаменов, если он получил все зачеты. Если студент не сдал какие-либо экзамены, ему предоставляется возможность пересдачи (не более трех раз для одного предмета).

Закрыть сессию – сдать все зачеты и экзамены. Не закрывшие сессию учащиеся отчисляются. После закрытия сессии у студентов начинаются каникулы.

Промежуточная аттестация проводится для того, чтобы проконтролировать успехи в обучении и посещаемость. Староста относит в деканат журнал посещаемости, преподаватели отчитываются о результатах проверочных работ и других заданий студентов, выставляют оценки по рейтингу успеваемости. Если студент забросил учебу сразу после первой пары в семестре, то уже на промежуточной аттестации деканат узнает об этом. В списке негативных последствий: вызов к декану факультета, строгий выговор, риск отчисления.

Иногда под аттестацией подразумевают более широкое понятие: это проверка усвоения программы студентами по выборочным дисциплинам – за семестр или год. Аттестация по дисциплинам проводится в формах, определенных учебным планом:

  • зачета или экзамена;
  • защиты курсового проекта;
  • защиты отчета по практике.

Что такое балльно-рейтинговая система

Это понятие часто встречается в терминологии студентов.

Балльно-рейтинговая система (БРС) – система оценки работы студента путем начисления баллов. Система разработана в рамках Болонского процесса, который создает благоприятные условия для сближения систем высшего образования стран Европы. Условно БРС можно разделить на три рейтинга:

  • учебный;
  • научный;
  • социальный.

В странах Европы при этом используют систему кредитов (зачетных единиц Карнеги). Получить один кредит – значит успешно проявить себя в рамках определенной учебной дисциплины за один академический час в неделю.

В российских вузах студентам за их работу на занятиях в течение семестра начисляют баллы. Рейтинг рассчитывается по стобалльной шкале. Учебный рейтинг складывается из баллов за посещаемость, успехи в учебе (по результатам зачетов и экзаменов), творческий подход в предмету (презентации, доклады, проекты). Научный рейтинг зависит от баллов, полученных за участие в научных работах кафедры, конференциях, олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ. Социальный рейтинг тем выше, чем активнее студент принимает участие в общественной жизни вуза.

Если за работу в течение семестра студент набрал менее 30 баллов, его не допускают к экзамену или зачету. Чтобы набрать нужное количество, ему потребуется выполнить дополнительные работы. За сдачу зачета или экзамена студент получает до 40 баллов. Если при сдаче зачета или экзамена студент получает менее 20 баллов, то ему выставляется оценка «неудовлетворительно».

Семестровый рейтинг рассчитывается как сумма рейтингов дисциплин и научно-исследовательского рейтинга. По его результатам решается вопрос о предоставлении студентам государственной академической стипендии.

Годовой рейтинг рассчитывается как сумма семестровых рейтингов дисциплин и годового научно-исследовательского рейтинга. По его результатам принимаются решения:

  • о присуждении грантов на обучение или стажировках в зарубежных вузах;
  • о переводе с платного обучения на бюджетное;
  • о выдаче именных стипендий;
  • о других формах поощрения.

Итоговый рейтинг накапливается за все годы обучения. По его результатам принимаются решения:

  • о предоставлении студенту преимущественного права на поступление в магистратуру или аспирантуру;
  • о предоставлении рекомендательных писем работодателям от имени высшего учебного заведения;
  • о внесении в книгу почета.

Лекция, семинар, коллоквиум, практикум

Рассмотрим подробнее эти наиболее распространенные в словаре студента понятия.

Лекция – одна из основных форм обучения в высших учебных заведениях. Преподаватель рассказывает теоретический материал, обычно в форме монолога. Студенты конспектируют информацию, по которой потом будут готовиться к зачетам и экзаменам.

На 1–3 курсах часто проводятся потоковые лекции: в огромный лекционный зал приходят все студенты с одного курса и слушают лектора.

На потоковую лекцию приходят все студенты с одного курса

Семинар – вид практических занятий, которые могут проходить в разных форматах: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач. Семинар помогает усвоить знания, полученные на лекциях. Эта форма обучения способствует развитию навыков самостоятельной работы. Также это одно из средств контроля за самостоятельной работой студентов, коллективное подведение ее итогов.

Семинары позволяют студенту применить знания на практических заданиях

Коллоквиум – это одна из форм проверки и оценки знаний студентов в вузах. В переводе с латыни понятие означает «разговор». Часто он проводится в виде промежуточного мини-экзамена, который проходит один или несколько раз в семестр. В ходе проверки могут оцениваться проекты, рефераты и другие письменные работы студентов. В других случаях преподаватель выносит на коллоквиум все пройденные темы. По его результатам выставляет зачет по дисциплине. В некоторых случаях коллоквиум представляет собой дискуссию, в которой принимают участие все присутствующие. Нередко коллоквиум проводится по согласованию между преподавателями и студентами.

Коллоквиум в виде дискуссии между присутствующими

Практикумы – занятия в форме практической или лабораторной работы. Они проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, на производственных участках. Основная цель практикумов – применение полученных знаний в профессиональной деятельности. Место прохождения практики зависит от будущей специальности учащегося. Студенты технических вузов учатся работать с различной аппаратурой, приборами и техническими средствами. В гуманитарных вузах студентов могут направить для получения опыта в средние учебные заведения страны, государственный или муниципальный архив. Будущие банковские работники направляются для прохождения практики в банки или другие финансовые учреждения.

Иногда практикумы могут проходить прямо на производстве

НИРС, курсовая работа и диплом

НИРС – это Научно-Исследовательская Работа Студентов. Под этим понятием обычно понимают работу студента над своей курсовой или дипломной работой. Также она может проходить как работа в научных кружках, клубах, лабораториях или индивидуально с научным руководителем. В расписании это выглядит как факультативное занятие. Самое сложное в жизни студента – заставить себя заниматься НИРСом, так как это самый большой вызов учащимся в плане самостоятельности и планирования своего времени.

Курсовая работа – это вид учебной работы студента с элементами научных исследований. Обычно студенты начинают писать курсовые работы со второго курса. Но если на втором и третьем году обучения учащиеся пишут курсовые в виде рефератов (около 15 страниц), то на старших курсах они должны проводить исследования (40–60 страниц). Написание курсовых готовит студентов к созданию дипломных работ.

Курсовые работы способствуют развитию таких навыков, как умение подбирать и анализировать информацию, работать с источниками, систематизировать собранный материал. Отдельный блок работы над “курсачом” – это оформление. Вам придется изучить стандарты оформления сносок, цитат, титульного листа и приложений и пр. Щедрый бонус – повышение знаний в Microsoft Word.

Дипломная работа, или Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это последняя работа в процессе обучения. Она может быть продолжением ваших курсовых работ или их расширенной версией. Требования к диплому выше, чем к курсовой, так как именно ВКР подтверждает вашу способность самостоятельно решать исследовательские проблемы в опоре на полученные знания.

Дипломная работа студента для проверки его готовности к работе по специальности

Что дает обучение в вузе?

Пройдя все этапы обучения, вы не только получите багаж знаний, необходимый для будущей специальности, но и научитесь быстро анализировать информацию. Зачеты и экзамены разовьют в вас стрессоустойчивость и умение находить выход в сложных ситуациях. Вы станете ответственной и самостоятельной личностью, способной решать проблемы и не опускать руки в случае неудач.

Зимняя экзаменационная сессия: как сдать и так ли это страшно, как говорят

Приближаются новогодние праздники, а с ними приходит Ее Величество Зимняя Сессия. Сессия зимой – как незваный гость: его никто не ждал, а накормить надо.

Еще хуже дела обстоят у студентов с подготовкой к зимней сессии: в декабре никто готовиться и не собирается, а в январе уже и времени нет. Как же подготовиться к этому испытанию и не сойти с ума?

На нашем телеграм-канале есть несколько проверенных советов о том, как сдать экзамены. А тут мы поделимся важной информацией, как пережить столь сложный период, как зимняя сессия у очников и заочников.

Эффективная методика подготовки: расслабьтесь и получайте удовольствие

Грамотно организованная подготовка к зимней сессии – совсем другой разговор: приятное с полезным совместить не получится, но результаты вас порадуют.

Лучше всего начинать подготовку уже в декабре. Повторяем: расслабьтесь, никто не требует зубрить что-то перед Новым Годом (утром 1 января многим хотя бы своё имя вспомнить, не то что учебный материал). Здесь потребуется чисто организационная работа: достать где-нибудь нужные учебники и конспекты.

Как показывает практика, учебные пособия в библиотеках перед сессией сметают практически сразу, так что подсуетитесь и раздобудьте для себя пару-тройку методичек.

Если же упустили удобный момент, поищите нужные книги в оцифрованном формате в интернете. Но учтите, что некоторые базы студенческой литературы платные.

Дальше начинается кропотливая работа с методической литературой: вдумчиво читаем и выделяем каждый важный фрагмент (дату, термин, формулу и т.д.) цветовыделителем (маркером, ручкой или любой другой канцелярской принадлежностью, если вы её еще не потеряли). Вот у вас уже получится классный опорный конспект. А дальше дело за малым.

Зимняя сессия в вузах: методика по запоминанию

Берем столько же чистых листов, сколько есть экзаменационных вопросов. Сверху на каждом листе пишем формулировку вопроса. Получается своеобразный шаблон, который нам предстоит заполнить.

Читаем конспект/учебник, записываем самое главное в шаблоны (обычно хватает 5-10 предложений). По таким «опорникам» удобно учить вопросы – достаточно только взглянуть на них, как тут же в памяти всплывает весь изученный материал.

Не спорим, создание шаблонов – дело нудное и долгое. Но все усилия с лихвой окупаются на экзамене: структурированная информация запоминается на 70-80% лучше, чем хаотичное нагромождение данных. И у вас появляется реальный шанс напугать преподавателя своими знаниями. В среднем на подготовку к экзамену с помощью этой методики уходит 2-3 дня.

Полезные рекомендации: нельзя не следовать

Ну и напоследок пара полезных рекомендаций:

  • высыпайтесь – в периоды тяжелой умственной работы для восстановления сил нужно до 10 часов полноценного сна;
  • гуляйте на свежем воздухе – желательно совершать утреннюю и вечернюю прогулку продолжительностью не менее часа;
  • не пытайтесь что-либо учить или повторять в день экзамена. Как показывают исследования, в условиях предэкзаменационного стресса и недосыпа усваивается всего 10-15% изучаемого материала, при этом параллельно забывается часть уже изученной информации.

Поскольку современный студент и заблаговременная подготовка к экзамену – понятия почти несовместимые, следует упомянуть и альтернативные методики:

  • хардкор: учить все в ночь перед экзаменом, напившись разных «народных» снадобий: кофе, энергетиков, коктейля «Бессонница» (1 часть колы, 1 часть кофе, 50 капель настойки женьшеня – смешивать, но не взбалтывать);
  • молитва и/или призыв халявы: эффективность крайне сомнительная, но говорят, что работает;
  • «русская рулетка»: выучить один билет и надеяться, что попадется именно он – для большего эффекта рекомендуется сочетать с предыдущей методикой;
  • обращение в сервис студенческой помощи (за вас подготовят билеты и окажут экстренную помощь на экзамене, но это не бесплатно).

Жизнь показала, что лучше все-таки воспользоваться самой первой, подробно описанной методикой: и эффективнее, и безопаснее. В общем, всем добра и успешной сдачи зимней сессии!