Семья и семейные отношения

02.09.2018 0 Автор admin

Семья и семейные ценности

Семья – это крошечное государство со своими жителями и законами, созданное на любви и уважении. Каждая крепкая и сплоченная семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают этой ячейке общества сохранить свою целостность.

Основные ценности семьи

Люди, для которых семья – главная ценность в жизни, стараются придерживаться определенных нравственных устоев, которые укрепляют сплоченность, доверие и любовь всех домочадцев.

Любовь в семье – важная семейная ценность, и если вы хотите сохранить это чувство, как можно чаще напоминайте своим родным о том, что вы их любите. Сказать о любви можно и нужно не только словами – о ваших нежных чувствах скажут поступки – маленькие сюрпризы под подушкой, чашка чая и плед холодным зимним вечером, ужин при свечах, семейная прогулка по парку.

Молодой семье следует поддерживать и другие семейные ценности:

  • чувство значимости для каждого члена семьи – каждый домочадец должен знать, что в нем нуждаются, его любят;
  • взаимоуважение – принятие мыслей, чувств и увлечений другого человека;
  • честность – если в семье отсутствует эта ценность, это означает неуважение личности другого человека;
  • прощение – важно научиться прощать людей, свершающих ошибки;
  • щедрость – в семье необходимо давать, не думая, что вы получите взамен;
  • ответственность – эта ценность необходима для спокойствия других членов семьи, которые знают, что у них есть на кого положиться;
  • общение – эта ценность способствует укреплению семьи, угасание общения приводит к непониманию и распаду семьи;
  • традиции – это одна из важнейших основных ценностей семьи, это уникальность, присущая только вам и вашим близким.

Важность развития семейных ценностей в современной семье

Для детей семья – это практически целый мир.

3 истории многодетных семей, которые доказывают, что они самые счастливые

Семейные ценности и традиции в первые годы их жизни являются главным источником знаний не только о физическом мире, но и о мире чувств. Все, что ребенок узнает в своей семье, становится основой его мировоззрения. Поэтому счастливые семьи – это источник здорового поколения для общества.

Брачно-семейные отношения

Брачно-семейные отношения – это очень сложная структура современного общества. По официальной статистике, больше половины зарегистрированных браков распадается. Сложно назвать определенные проблемы семейно-брачных отношений, ведь, как известно, повод для разлада у каждого свой.

Типы брачно-семейных отношений

В зависимости от того, какой вид семейно-брачных отношений устанавливается между молодоженами, можно судить и о том, каким будет развитие семьи, долго ли люди проживут вместе. В наши дни слово «развод» уже не пугает, как раньше, и все больше растет число людей, вступающих в брачные отношения повторно.

Итак, рассмотрим, какие бывают типы отношений в семье:

1. По семейному стажу:

  • молодожены – люди, которые находятся в эйфории после свадьбы и не верят, что могут столкнуться с проблемами;
  • молодая семья – люди, которые уже поняли, что оной любви недостаточно, нужны еще забота, взаимопонимание и доверие;
  • семья в ожидании ребенка – очень серьезные перемены в отношениях, разработка нового уклада жизни;
  • семья среднего возраста (10 лет вместе) – возникновение рутинности, конфликтов, необходимо пересмотреть уклад жизни и добавить в него новых интересов;
  • семья старшего супружеского возраста – на первый план выходят общие интересы, умение договариваться;
  • семья пожилого супружеского возраста (с появлением внуков) – глоток нового воздуха, интерес ко внукам.

2. По количеству детей:

  • бездетные (16% семей);
  • однодетные (50% семей);
  • малодетные (1-2 ребенка);
  • многодетные (3 и более ребенка, почти исключен развод).

3. По качеству отношений в семье:

  • устойчивые;
  • благополучные;
  • конфликтные;
  • проблемные;
  • социально неблагополучные.

На самом деле, классифицировать семьи можно по бесконечному количеству признаков. Ведь кроме семей, где детей растят мама и папа, есть и неполные семьи, где одного из родителей нет. Не стоит забывать о том, что развитие семейно-брачных отношений – это ответственность обоих супругов.

Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения

Как правило, кризис семейно-брачных отношений наступает через определенные промежутки времени: 1 год, 3 года, 5 лет, 7 лет, 10 лет, 20 лет и далее каждые 10 лет. На сегодняшний день факторами, значительно усиливающими вероятность развода, считаются такие:

  • развод или конфликтные отношения родителей одного из супругов (или обоих);
  • совместное проживание на жилплощади родителей вместе с ними;
  • вмешательство родителей в отношения супругов;
  • употребление супругами или одним из них алкоголя и наркотиков;
  • измены в браке, отсутствие доверия;
  • любые дурные пристрастия одного или обоих из супругов (игромания, азарт, и др.);
  • вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, вахтовый метод работы и т.д.);
  • высокая профессиональная занятость женщины (это носит название «бикарьерная семья»);
  • слишком ранний либо слишком поздний возраст вступления в брак;
  • добрачная беременность (это называют «стимулированные» браки);
  • рождение ребенка в первые 1—2 года брака;
  • высокая конфликтность обоих супругов;
  • бесплодие, невозможность иметь детей одного из супругов;
  • перегрузки или физическое истощение на фоне работы или учебы;
  • эгоистичность одного или обоих супругов;
  • нереальные ожидания.

Для того чтобы сохранить отношения, стоит обсуждать их: распределить обязанности, установить «можно» и «нельзя», а главное – не втягивать в них других людей.

Семейные отношения

Считается, что как только проблемы в семье становятся достоянием общественности, семья начинает разваливаться в ускоренных темпах.

Учебник для 5 класса

Обществознание

§ 20. Семейные отношения

  • Какими бывают семейные отношения?
  • Что такое семейные конфликты?
  • Как разрешать конфликты между родителями и детьми?

Великое множество пословиц сложил народ о семейных отношениях: «В семье согласно, так идёт дело прекрасно», «В семье разлад, так и дому не рад». Давайте разберёмся, на чём основаны семейные отношения.

«Семьёй дорожить — счастливым быть»

Семья основана на трёх типах отношений: супружество, родителъство, родство.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определённые права и обязанности. Обязанности мужа и жены состоят в том, чтобы строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи и своих детей.

    Дополнительное чтение
    Семья, состоящая из родителей и детей, представителей старшего и младшего поколений, называется двух-поколенной. Если в семье живут вместе родители, дети, бабушки, дедушки и другие родственники, то семья называется расширенной, многопоколенной, т.е. семья расширяется за счёт трёх-четырёх поколений прямых родственников. В России, странах Западной Европы и США преобладают двухпоколенные семьи, они составляют более 70%.

Какая семья (двухпоколенная или многопоколенная) изображена на снимке? Обоснуйте свой ответ.

В человеческой природе заложено выказывать уважение по отношению к старшим и заботу по отношению к младшим.

Сердечные, душевные отношения в семье способствуют тому, что дети уважают родителей, ценят их и стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует у детей положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим.

Отношения между родителями и детьми складываются по-разному. В некоторых семьях очень тёплые и доброжелательные отношения, а в других — холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — излишняя строгость и наказание. Но в каждом из этих вариантов родители хотят, чтобы их дети выросли порядочными, добрыми, внимательными людьми.

Семейные конфликты

Установлено, что в происхождении 90% всех детских нервных потрясений наиважнейшую роль играют семейные конфликты.

Ни одна семья, как ни одна другая общность людей, не обходится без конфликтов.

Конфликт означает, что в семейных отношениях существуют проблемы. Необходим переход на другое качество взаимоотношений между людьми.

Таким образом, конфликт позволяет разрешить накопившиеся проблемы. Подобно грозе, он очищает воздух и атмосферу в семье.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; грубость, насилие, неуважительное отношение друг к другу; неумение общаться; вредные привычки; нежелание мужа помогать жене в домашних делах; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях.

И конечно, отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

Какие вам известны способы разрешения конфликтов в семье?

Конфликты между родителями и детьми

Исследования показывают, что отношения между детьми и родителями в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Когда же возникает конфликт, его причинами могут быть следующие пять обстоятельств:

  1. Образ жизни. Наиболее распространёнными причинами трений являются споры по следующим вопросам:
    • выбор друзей;
    • посещение вечеринок, танцплощадок, дискотек и т.д.;
    • характер времяпрепровождения и безделье;
    • время прихода домой и отхода ко сну;
    • выбор одежды или причёски.
    • Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда не бывают дома и проводят всё своё время вне семьи. Они пытаются строго регламентировать время прихода домой и даже место, где могут находиться дети.

    • Ответственность. Почти всегда родители критикуют подростков за то, что те не проявляют должной ответственности. Требование ответственного поведения касается следующих вопросов:
      • выполнение хозяйственных работ по дому;
      • бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью.
      • Школа. Учёба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:
        • успеваемости детей;
        • поведения детей в школе;
        • посещаемости занятий;
        • выполнения домашних заданий;
        • отношения детей к учёбе и учителям.
        • По поводу учёбы между детьми и родителями бывают противоречия. Одиннадцать лет одни ходят в школу, и одиннадцать лет другие за них переживают.

        • Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями и подростками обычно возникают при:
          • демонстративном неуважении детей к родителям;
          • ссорах подростков с братьями и сестрами;
          • сложных взаимоотношениях подростков с родственниками — особенно с пожилыми дедушками и бабушками.
          • В подростках родители склонны видеть помощников, которые могут заменить их в некоторых домашних делах. Они возлагают, и вполне правомерно, большие надежды на них.

            Семья и семейные ценности

            Но не всегда надежды оправдываются.

          • Нравственные ценности. Вот основные причины, приводящие к конфликтам:
            • курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;
            • нецензурная речь и молодёжный жаргон;
            • лживость;
            • отношения с противоположным полом;
            • несоблюдение подростком законов.

            Начиная с 12 лет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 14—15 лет. У мальчиков он приходится на 16 лет. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, жалуются на семейные проблемы.

            Стало быть, нет на свете бесконфликтных семей, есть семьи, где мало или много конфликтов. Бояться следует не самих конфликтов, а неумения их разрешать и управлять ими. При общей атмосфере согласия в семье ссоры имеют свои положительные стороны, так как дают возможность лучше разобраться в отношениях между родителями и детьми.

            Каковы пути разрешения конфликта? Все члены семьи, а не только родители, должны научиться уважать чувства и желания друг друга, улаживать разногласия.

              Подведём итоги
              Семейные отношения должны строиться на взаимопонимании и взаимопомощи. Возникающие семейные конфликты необходимо учиться разрешать, помня о том, что рядом с вами находятся самые близкие и родные люди.

              Основные термины и понятия
              Семейные конфликты.

            Проверьте свои знания

            1. Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений в семье? Почему?
            2. В чём причины конфликтов между родителями и детьми? При ответе используйте схему.
            3. Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Как вы считаете, какой контроль влияет на детей лучше всего?

            Практикум

            1. Составьте небольшой рассказ о том, какие отношения сложились в вашей семье.
            2. Объясните смысл пословиц:

              «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «В дружной семье и в холод тепло», «Дети родителям не судьи».

            3. В сказке Сергея Владимировича Михалкова «Праздник непослушания» родители, устав от непослушных детей, ушли из города и оставили их одних. Сначала дети радовались, но очень скоро поняли, что не знают, что делать со свободой и как жить дальше. Родители вернулись в город.

              Согласны ли вы с таким концом сказки? А как бы вы могли закончить эту книгу?

            4. Познакомьтесь с текстом письма одной из мам в газету по поводу взаимоотношений с детьми. Выскажите своё мнение по поднятой проблеме.

              «Никогда не думала, что у меня будут какие-либо проблемы с детьми, т. к. считаю себя современным родителем, способным понять и принять подростков. Мне 33 года, дочери — 12 лет. В семье есть ещё младший брат — 6 лет и мой муж — 37 лет. В наших взаимоотношениях существуют следующие проблемы, обсудить которые (или услышать ответы на них) очень хотелось бы:

            1. ревность дочери к младшему брату, доходящая порой до открытой агрессии;
            2. нежелание детей участвовать в общих хозяйственных делах семьи — «Я вам что, служанка (слуга)?»;
            3. незаинтересованность дочери ни в чём (отсутствие увлечений, кроме разговоров по телефону). Очень хочется наладить взаимоотношения в семье и чувствовать, что после работы хочется вернуться домой, видеть своих детей добрыми, трудолюбивыми и умными».
          • Лев Николаевич Толстой начинает свой роман «Анна Каренина» словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.
          • My name is Boris. I am fourteen years old. I would like to tell you about my family.

            There are five of us in the family. I have got a mother, a father, an elder brother and a younger sister. First of all, I would like to tell you about myself.

            I am in the eighth grade. I like to read historical novels and listen to pop music. My elder brother is a school-leaver, he is seventeen years old. This year he is going to enter the Academy of Music. He plays the piano and guitar very well.

            My younger sister’s name is Kate. She is five years old, she goes to the kindergarten, likes to draw and dance. I like to spend my free time with her.

            My mother’s name is Elena. She is a teacher of the English language. She works at school and likes her profession very much.

            Что такое семейные ценности

            She is forty years old and she looks very good.

            My father’s name is Vladimir. He is forty-five years old. He is a surgeon. He is a very responsible and hardworking person. He works a lot and he is busy all the time. We are proud of him, because every day he saves lives of people.

            We always go to the village to our grandparents during summer holidays. There is a lake there and we swim in it. We also play badminton, go fishing and in the evening we get together, drink tea, talk and laugh.

            My family is very friendly and united. I love it and I am proud of it.

            Меня зовут Борис. Мне четырнадцать лет. Я хочу рассказать вам о моей семье.

            В нашей семье пять человек. У меня есть папа, мама, старший брат и младшая сестра. В первую очередь, я хочу рассказать о себе.

            Я учусь в 8 классе. Я люблю читать исторические романы и слушать поп-музыку. Мой старший брат – выпускник, ему 17 лет. В этом году он собирается поступать в музыкальную академию. Он очень хорошо играет на фортепиано и гитаре.

            Мою младшую сестру зовут Катя, ей 5 лет, она ходит в детский сад, любит рисовать и танцевать. Мне нравится проводить с ней свободное время.

            Мою маму зовут Елена. Она учитель английского языка. Она работает в школе и очень любит свою профессию. Ей 40 лет, и она очень хорошо выглядит.

            Моего папу зовут Владимир. Ему 45 лет. Он хирург. Папа очень ответственный и трудолюбивый человек. Он очень много работает и всегда занят. Мы гордимся им, потому что он каждый день спасает жизни людей.

            Во время летних каникул мы всегда едем в деревню к бабушке и дедушке. Там есть озеро, мы плаваем в нем. Мы также играем в бадминтон, ловим рыбу, а вечером собираемся все вместе, пьем чай, разговариваем и смеемся.

            Моя семья очень дружная и сплоченная. Я люблю ее и горжусь ею.