Ресурсный класс для аутистов

15.10.2018 0 Автор admin

В этой школе «детям-инопланетянам» с особыми потребностями помогают приспособиться к жизни среди одинаковых людей

В любом классе обычной школы есть один-два «неудобных» ребенка. И каждого учителя время от времени посещает предательская мысль: как было бы хорошо, если бы их не было… Трудно кого-то винить, ведь школьная жизнь вращается вокруг мифического процента успеваемости и пугала ЕГЭ, а не вокруг судьбы отдельного ребенка. Но какой должна быть педагогика, чтобы учить не одного-двух «неудобных» детей в классе, а целый класс, собранный из таких непростых детей?

Когда-то этих детей называли умственно отсталыми, потом стали говорить о детях с проблемами в развитии, теперь чаще говорят: дети с особыми потребностями. И на каждую потребность у учителя должен быть ответ.

Елена Семеновна Погостина — директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 359 ЦАО, что в Армянском переулке. Она рассказывает: «Мы своим детям говорим, что есть специальные школы с углубленным изучением английского языка или математики, а есть школа волшебников, которые умеют делать что-то своими руками».

Труд здесь — один из основных предметов. Он вместе с театром, фольклорной студией, музыкальным коллективом «Лапоток», лечебной физкультурой помогает развиваться детям, у которых проблемы с мышлением, памятью, речью, с фонематическим слухом, трудности в общении, нарушена моторика. Очень трудно, проработав здесь больше 30 лет, не выработать иммунитет к беде, которая все время рядом с тобой. Елена Погостина этого иммунитета не выработала. Ей жаль родителей, она искренне сочувствует этим людям. Ей страшно за каждого своего ученика: получится ли?

Работала как-то в школе комиссия. Сидели в директорском кабинете. Заходит мальчик, карабкается на Елену Семеновну, словно на дерево, целует и сообщает всем: «Я самый главный в этой школе целовальщик». И уходит. Кроме «целовальщика» есть еще один ученик, он должен каждое утро несколько минут побыть в директорском кабинете перед тем, как идти в класс. Тихо зайдет, посидит и выйдет. Елена Семеновна никогда детей не одернет ради гостей или проверяющих. Наоборот: «Это ничего, ему так надо».

Коррекционная школа — крайняя точка образовательного пространства, потому что за ней больше нет педагогики, которая может помочь человеку стать личностью. Только здесь можно сделать этих ребятишек людьми, которые сами научатся себя обслуживать, ходить в магазин, готовить себе еду, а еще захотят и смогут работать, причем по очень нужным специальностям. Озеленители, вышивальщицы, переплетчики, швеи, столяры, плиточники, штукатуры — востребованные люди. Елена Семеновна смеется: «А девочки, надо сказать, устраиваются в жизни не хуже нас с вами».

Недавно в директорском кабинете раздался телефонный звонок: «Вы аутистов принимаете? — Принимаем. — А в котором часу у вас начинаются занятия? — В 8.30.  А вы где живете? — Да в Магадане. Но мы переедем, чтобы у вас учиться. Мы слышали, вы говорите, что необучаемых детей не бывает».

Некоторые родители так намучились, что готовы на все. Ищут школу спасающую. Есть дети более способные, есть со сложной структурой дефекта — таких раньше действительно называли необучаемыми. Но что значит необучаемые? Кто-то научится дроби складывать, а кто-то — завязывать шнурки. И всем надо научиться жить среди людей. В школе 16 классов, из них в 9 — дети со сложной структурой дефекта: интеллектуальные, поведенческие, психологические трудности, гипервозбудимость. У каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут. На каждого заводится журнал его продвижения. Любой новый учитель может посмотреть, что этот ребенок может, а чего от него требовать не стоит. Есть общая программа, но не она здесь главное.

Завуч Татьяна Островская показывает эти индивидуальные журналы. Кружочками шести цветов учителя маркируют каждую тему: кто из школьников и как с ней справляется. Может ли ученик выполнять задание самостоятельно или выполняет его с опорой на схемы? Необходим ли контроль со стороны учителя; требуется ли его помощь?

У учителя Ирины Калининой второй раз подряд класс аутистов. Когда она взяла в 1996-м таких детей, аутистов целым классом еще никто не учил. Видавшим виды опытным дефектологам они казались инопланетянами. А сейчас из технологического колледжа звонят и говорят, что выпускников Ирины Калининой они готовы брать. В колледж! Ирина Валентиновна уверена: «Опыт не значит, что я знаю, как надо. Я знаю только, что каждого из них надо принять.

«Ресурсный класс »

И не тогда, когда он делает что-то правильно, а в любую минуту — безоговорочно».

В ее классах дети сложные. Никак не могли выучить алфавит. Ни одной буквы. Хорошо, что помогают все время специалисты из Центра лечебной педагогики. Посоветовали: начните с буквы «я». И точно: «я» выучили, и дальше пошло!

— Никак не могла своим детям объяснить, что такое мягкий знак. И сказала им: это как соль — просто так ее никто не ест, но и без соли нельзя, невкусно. Значит, и мягкий знак нужен. Они поняли. У этих детей образное восприятие.

Оценки в этой школе тоже другие. Оценивается, что сегодня сделал ребенок лучше, чем вчера. Никому не придет в голову заставлять ребенка делать то, что у него не получается, и отчитывать за то, чего он не может. Или, как еще бывает в общеобразовательных школах, ловить ученика на том, чего он не знает. Наоборот: каждый учитель здесь старается найти, что же ребенок может, что знает, чтобы опереться на это его умение или знание, пусть самое небольшое. И найти, за что его можно похвалить.

Иногда родители долго не могут смириться с тем, как распорядилась судьба. Надеются, что ребенок перерастет свой недуг. Пытаются отдать в общеобразовательную школу. Мальчика четыре года переводили из школы в школу и только в 4-й класс привели в 359-ю. Он полтора года молчал (можно только догадываться, какие насмешки и издевательства ему пришлось перенести до этого). А здесь оттаял. И дело пошло. Теперь даже в театральных постановках участвует.

А еще одного ученика привели в 5-й класс. До этого — родители уговорили — в общеобразовательной школе его посадили на заднюю парту, и учительница повторяла ему только одно: сиди, не мешай. Как в камере хранения. В 359-й — учат. И оказывается, самые необучаемые что-то умеют, что-то могут. Есть чему позавидовать: если бы и в обычной школе к детям искали такие подходы.

В 359-й под класс аутистов поменяли всю организацию учебного процесса: им сложно довериться многим учителям, а после «началки» появляются учителя-предметники. Но этому классу так трудно. Они и к своей первой учительнице долго привыкали. Поэтому организовали все так, чтобы она могла учить их основным предметам и дальше. Школа изменилась под детей.

Автор: Людмила Рыбина

Новейшие научные исследования о диагностике и лечении аутизма здесь: www.indigo-papa.ru

Ресурсный класс

Цель проекта:

Создание и апробация модели качественного психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом (расстройствами аутистического спектра) и их семей на территории Свердловской области.

Актуальность:

С первого сентября 2016 года во всех школах РФ внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и интеллектуальными нарушениями.

Дети с ОВЗ получат возможность обучаться совместно с другими детьми.

Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательный процесс остается группа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). ЭТО БОЛЕЕ 1% ВСЕХ ДЕТЕЙ. При правильно организованном и своевременно начатом образовательном маршруте ДО 60% ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МОГУТ БЫТЬ ВОЗВРАЩЕНЫ В НОРМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВПОСЛЕДСТВИИ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ ОЖИДАЕТ ГЛУБОКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ. Для разработки и апробации моделей сопровождения этих детей в Екатеринбургской школе № 4, реализующей адаптированные образовательные программы, планируется создание «Ресурсного класса» для детей с аутизмом (РАС). Для этого необходимо подготовить помещение, расширить штат, разработать локальные акты, приобрести необходимое оборудование, дополнительно подготовить педагогов по программам повышения квалификации по особенностям работы с детьми с аутизмом (РАС).

Наличие проблемы:

В настоящее время дети с аутизмом (РАС), посещающие образовательные организации, даже специальные (коррекционные), являются, как правило, пассивными участниками образовательного процесса. Дети с РАС не получают адекватной образовательной и воспитательной поддержки, в связи с особенностями поведения детей с РАС; недостатком знаний у педагогов об особенностях работы с данной категорией детей, недостатком доступных методик для обучения данной категории детей. Государственные программы подготовки педагогов решительно не успевают за ошеломительным ростом детей, имеющих аутистические расстройства поведения.

Предложение:

В ходе проекта решаются следующие задачи:

1. Подготовка изменений во внутренней среде образовательной организации для внедрения проекта.

2. Разработка локальных актов для организации работы ресурсного класса.

3. Подбор и обучение кадров для работы в ресурсном классе.

4. Ремонт кабинета для организации ресурсного класса.

5. Приобретение оборудования для оформления сенсорной зоны (создание образовательной среды для ребенка с РАС).

6. Разработка модели сопровождения обучающегося с РАС.

7. Разработка индивидуальных программ сопровождения учеников ресурсного класса.

8. Реализация индивидуальных программ группой специалистов в условиях обучения в классе и в ресурсной зоне.

9. Корректировка (при необходимости) модели сопровождения детей с РАС.

10. Распространение опыта работы на другие образовательные организации Свердловской области через обучающие семинары, тренинги, конференции (не менее 6 мероприятий каждый учебный год).

11. Научно-методическое сопровождение работы Ресурсных классов в других школах Свердловской области (организация работы постоянно действующего методического объединения).

Этапы проекта:

1 этап  — организационный (подготовка программно-планирующей документации, подбор и подготовка кадров, подготовка кабинета для ресурсной зоны, приобретение оборудования).

2 этап  — отработка модели «Ресурсный класс».

3 этап —  распространение модели на другие образовательные организации Свердловской области, научно-методическое сопровождение деятельности других организаций.

На базе ГКОУ «Екатеринбургская школа № 4», ГБОУ "Речевой центр", Екатеринбургской школы №7, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, Центров психолого-педагогического сопровождения в муниципальных образованиях области и дошкольных учреждений Свердловской области  проект будет продолжаться.

Планируемые результаты проекта:

Дети с расстройствами аутистического спектра будут успешно включены в образовательный процесс, будут получать помощь с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и способностей.

1. Расширение спектра услуг, предлагаемых детям с РАС и их семьям в Свердловской области (появление на сайтах образовательных организаций информации о работе с детьми с РАС).

Инклюзивный класс

Включение всех детей с РАС в образовательный процесс в условиях школы, а не только обучения на дому.

3. Увеличение количества учебных дней, в которые дети с РАС посещают школу, а не находятся дома (ведение графиков посещаемости).

4. Возможность перевода детей с РАС с адаптированных основных общеобразовательных программ на основной вариант обучения при оказании им адекватной помощи, применении методов обучения, способствующих раскрытию их потенциала.

5. Распространение модели на другие образовательные организации Свердловской области (не менее 10 школ до 2018 года).

Будущее проекта:

После отработки модели в образовательных учреждениях на территории Свердловской области проект будет развиваться с учетом территориальных особенностей.

Помочь проекту

Ресурсный класс для детей с аутизмом в детском саду или школе — с чего начать