Ребенок идет в садик
Содержание
- Отдавать ли ребёнка в детский сад? Часть 1: Конечно!
- Отдавать ли ребенка в детский сад?
- В чем плюсы посещения детского сада?
- Минусы посещения детского сада.
- Сборник ответов на ваши вопросы
- Ясли в раннем возрасте: за и против
- Отдавать ли малыша в детсад в 2–2,5 года?
- Можно ли не отдавать ребёнка в садик? как это повлияет на его развитии?
- Старше 2,5 лет
- Аргументы, которые стоит учесть
- Учитывайте темперамент малыша.
- Нужен ли вообще детсад?
- Детский психолог не рекомендует отдавать ребенка в сад!
- Отдавать ли старшего ребенка в садик?
Отдавать ли малыша в детский сад или оставить дома? Этот извечный вопрос, о котором можно долго спорить.
Бабушка спешит на помощь
Лишний стресс для ребенка, да и к чему тратить семейный бюджет, если малыш может проводить время в кругу знакомых ему людей. Если к тому времени мама выйдет на работу, запасным аэродромом становиться бабушка. Поможет покушать, одеться, посадить на горшок и точно знает с кем крохе можно дружить, а с кем нет. В такой ситуации к школе вырастет образцовый малыш но, к сожалению, совершенно несамостоятельный. Поэтому задача родителей на данном этапе четко определиться чего они ждут от своего маленького чуда, уверенности в своих силах или постоянного ожидание того что кто-то может исправить или сделать все за него.
Укрепляем иммунитет
Одним из главных аргументов, чрезмерно заботливых родителей, которые наотрез отказываются отдавать ребенка в группу, является то что, попадая в детский сад, ребенок начинает болеть. И это факт! Но как известно, когда организм малыша встречается с множеством незнакомых ему ранее вирусов, у него к ним начинает вырабатываться иммунитет.
Отдавать ли ребёнка в детский сад? Часть 1: Конечно!
К тому же дети переносят большинство болезней намного легче, чем взрослый человек.
Если вы решили отправить малыша в детский сад, а затем по разным причинам забрать оттуда, для самого малыша это намного хуже, чем дать ему до конца пройти адаптацию к новым условиям. Если вы все еще в замешательстве, не спешите, взвесьте все «за» и «против».
Малыша можно смело приводить в группу если:
- Кроха может самостоятельно кушать, не боится сказать о своих потребностях, умеет одеваться, проситься на горшок или самостоятельно ходит в туалет.
- Общителен и не стесняется новых знакомств.
- Ребенок раньше посещал развивающие центры.
- У родителей есть возможность на этапе адаптации забирать ребенка пораньше домой.
Кроме того, следует подумать благоприятный ли для этого момент. Если малыш ни на шаг не отходит от мамы и при малейшем ее отлучении впадает в истерику, вероятней всего, момент не подходящий. В таком случае маме стоит постепенно приучать малыша к тому, что она не всегда может быть рядом, а во время ее отсутствия он может весело проводить время в кругу деток. Разговаривайте с крохой и не оставляйте свои поступки без четких объяснений.
Любые родители, отдавая свое чадо в детский сад, борются с массой вопросов и сомнений. А вдруг плачет, соскучился, испугался или воспитатель не сможет понять чего он хочет? Конечно же, такая ситуация — это в любом случае стресс как для малыша, так и для родителей.
Лучше отложить поход в садик необходимо если:
- Кроха часто болеет.
- В семье недавно родился второй ребенок.
- Разлад отношений между родителями.
- Вы переезжаете в другой район.
Волнение в этот период — это вполне нормально. В такие минуты стоить помнить одно, что малыш уже не тот забавный человечек, который совсем недавно пытаясь помочь, выкупал ваш телефон в ванной. Самое время предоставить ребенку самостоятельность, которая поможет ему чувствовать себя в будущем уверенней в своих силах.
Отдавать ли ребенка в детский сад?
Данное решение для любого родителя непростое, при его принятии необходимо обязательно учесть ряд факторов.
В определенный момент перед каждыми мамой и папой встает вопрос: «Отдавать ли ребенка в детский сад или нет?» Существуют разные мнения на этот счет. Те, кто считает, что раннее развитие ребенка необходимо, как правило, отдают своего малыша в садик. Но есть и другие, которые считают, что до школы не нужно лишний раз перенапрягать ребенка и лучше позволить ему заниматься тем, чем он хочет.
В чем плюсы посещения детского сада?
Самостоятельность. В садике ребенок остается без мамы, поэтому он становится более самостоятельным, учится сам одеваться, ходить в туалет, проводить время без родителей и т.д. Обычно первое время малыши капризничают и просятся домой – это абсолютно нормально, поскольку адаптация требует времени.
Развитие социальных навыков. В детском саду ребенок много общается с воспитателями, нянечками, другими детьми. Он учится вести диалог, спорить, отстаивать свое мнение.
Подготовка к школе. В детских садах учат детей таким необходимым навыкам, как: чтение, письмо, счет, рисование и т.д. Есть также группы, где проходит обучение иностранным языкам. Если ваша цель – дать как можно больше знаний своему ребенку именно до школы, то детский сад станет отличным помощником.
Улучшение иммунитета. Ребенок, который посещает детский сад, болеет гораздо чаще, чем тот, который проводит время дома. Парадокс в том, что несмотря на постоянную болезнь ребенок становится крепче. У малыша со временем укрепляется иммунитет. Всем известно, что некоторыми болезнями, в частности краснухой, гораздо лучше переболеть в детстве, поскольку во взрослом возрасте такие заболевания могут привести к серьезным последствиям.
Возможность для родителей выйти на работу. Далеко не все из нас могут похвастаться хорошим материальным положением. Если ребенка отдать в детский сад, мама получит возможность выйти на работу, а для некоторых семей – это необходимость.
Минусы посещения детского сада.
Травмоопасность. Дома мама следит только за своими детьми, которых, как правило, не больше 3-х. В садиках же группы достигают 20 человек, причем за ними следит по сути один воспитатель. Безусловно, физически невозможно одному человеку уследить за таким количеством детей, что повышает вероятность получения травмы ребенком. Гораздо лучше ситуация обстоит в частных детских садах, в них в группах обычно не более 10 человек, но за посещение садика придется платить.
Сборник ответов на ваши вопросы
Еще одним вариантом будет посещение детского центра, в мини-садиках группы еще меньше, поэтому каждому ребенку уделяется достаточное количество внимания.
Низкий профессионализм воспитателей. Конечно, есть садики с прекрасными воспитателями, но можно попасть и на такой, где педагог не сможет научить детей чему-то полезному, не даст им нужные знания. Важно при выборе детского сада тщательно выбирать дошкольное учреждение и группу, в противном случае готовность ребенка к школе останется на низком уровне.
Стрессовые ситуации. Если у вас в семье сложная для ребенка ситуация (развод, рождение еще одного ребенка), то вполне возможно, что в таких условиях не стоит подвергать своего малыша еще большему стрессу и отдавать в детский садик. В любом случае посещение сада вызовет дискомфорт у ребенка, а в стрессовых условиях это может вызвать невроз, постоянные истерики и другие психологические проблемы.
Отдавать ребенка в детский сад или нет – это решение исключительно его родителей, однозначного ответа нет. Нужно исходить из индивидуальных особенностей ребенка, его желаний, а если уж вы приняли решение отвести его в дошкольное учреждение, то предварительно тщательно изучите сам детский сад.
Посоветовавшись со знакомыми, молодые мама и папа запутываются вконец. Опытные подруги советуют передоверить ребенка воспитателям как можно раньше. Дедушки и бабушки жалеют дитятко, предлагают помощь и отговаривают от садика вообще. Якобы там и с ребятами не церемонятся, и инфекции полно, и дурного легко нахвататься от детей из неблагополучных семей. Приведем мнения специалистов.
Ясли в раннем возрасте: за и против
Некоторые крохи до полутора лет даже легче переносят расставание с родителями, без капризов остаются в яслях. Однако психологи предупреждают: не стоит разрушать привязанность годовалого создания к дому, родителям. В нежном возрасте она только формируется. Потеря ощущения семьи, раннее перемещение в незнакомую среду может впоследствии сказаться негативно.
Тесный, эмоциональный контакт с матерью – основная потребность ребенка вплоть до 3 лет. От этого общения зависит, сформируется ли у малыша доверие к миру и окружающим людям. Большинство детей полутора лет разлуку с матерью переносят болезненно. С этого возраста лишь начинает ослабевать «сепарационная тревога». Малыш еще привязан к родителям, неохотно идет на контакт с чужими людьми. Если карапузу в детском саду некомфортно, лучше доверить его бабушке или няне.
Педиатры заявляют: к встрече с агрессивной средой иммунная система годовалого человека не готова. Если защита от попавших в дом микробов уже выработана, то в садик каждый карапуз приносит свой «микробный набор», в результате неизбежны частые болезни.
Посещение детсада может стать серьезным стрессом для юного человечка. Приходится менять режим дня, рано вставать, привыкать к незнакомым детям и взрослым, к чужому месту, непривычной пище. Драматичные расставания, нехватка внимания и любви, шум и многолюдие в садике приводят к тревоге, подавленности, слезам. Ослабленный стрессом ребенок становится добычей для микробов, вирусов.
Пассивное сопротивление детскому саду, по мнению психологов, отражается на развитии малыша: интеллектуальном, эмоциональном, физическом. Исследования показали: воспитанники яслей с возрастом отличаются меньшей инициативностью, решительностью, реже берут на себя ответственность.
До полутора лет юный человечек недостаточно знаком со свойствами предметов, плохо чувствует опасность. Индивидуальный присмотр убережет его от травм. Мнение единодушное: отдавать полуторагодовалого карапуза в ясли стоит лишь при крайней необходимости.
Отдавать ли малыша в детсад в 2–2,5 года?
После 2 лет с ребенком происходят разительные перемены. Он самостоятельно ест, научается выражать желания простейшими звуками, словами; просится на горшок. Стремительно развивается физически: быстрее и увереннее ходит, ползает, осваивает лестницы, вырабатывает чувство осторожности.
Если родители водят чадо на праздники, в гости, в игровые комнаты и развивающие центры, ребенок привыкает к незнакомой среде, спокойно реагирует на чужих людей. Общепризнанный вывод: в этом возрасте кроха быстрее и легче привыкает к новым условиям.
Если садик в этом возрасте – необходимость, нужно укреплять иммунитет малыша. Важно, чтобы родители учили его простейшим навыкам самообслуживания: натягивать колготки, застегивать пуговки, надевать обувь. Тогда дочурка или сыночек лучше подготовятся к детсадовской жизни.
Психологи рекомендуют пристально понаблюдать за ребенком в первые недели после встречи с новым коллективом. Испытывает ли малыш страх перед уходом в группу, как он переживает расставание с близкими, меняется ли его настроение? Реакция не всегда явная.
Можно ли не отдавать ребёнка в садик? как это повлияет на его развитии?
Нередко ребенок внешне послушен, но капризничает по вечерам, хуже засыпает, плачет по ночам, чаще болеет.
Если за несколько недель ситуация не улучшится, налицо проблемы привыкания. В этом случае психологи советуют не настаивать на переменах, оставить ребенка дома.
Некоторые мамочки всерьез считают: в садике малыш лучше развивается. Но в коллективе из 15–20 детей воспитатель не может уделять каждой крохе столько внимания, сколько в семье. Активно познавать мир, учиться самостоятельности можно и под руководством мамы или бабушки.
Все же до 2,5 лет ребенок еще сильно привязан к домашним, весь мир для него сосредоточен в родных. Он мало интересуется другими детьми, не стремится к общим играм, не умеет взаимодействовать. В этом возрасте отрывать дитя от семьи, мамы – вопреки его психологическим потребностям. Если матери не требуется срочно выходить на работу, лучше не спешить с садиком, отпрыск еще успеет привыкнуть к коллективной жизни.
Старше 2,5 лет
Если малыш достаточно общался с мамой в предыдущие годы, к 3 годам у него сформируется психологическая готовность к набору некоторой дистанции с домашними. В это время ребенок легче остается без родителей, самостоятельно одевается, прибирает вещи. Просыпается интерес к другим детям. Пора раздвигать границы знакомого мира.
Идеальный вариант – после 3 лет потихоньку знакомиться с группой, играть на площадке детского сада, затем приходить на пару часов, на полдня. Такое привыкание без жестких требований пройдет легче. Если при переходе на полный день возникают проблемы, стоит вернуться к щадящему режиму.
Психологи, педагоги единодушны: лучше всего определять чадо в садик ближе к 3 годам. Педиатры солидарны с этим мнением. Оптимальным они называют возраст в 3–4 года. Более зрелая иммунная система лучше противостоит вирусным атакам. Ребенок становится устойчивее психологически, не чувствует себя оставленным родными, спокойнее вливается в новый коллектив.
Аргументы, которые стоит учесть
При поступлении в садик знайте: четверть детей, впервые переступающих его порог, называют «поздно стартующими». Их иммунная система развивается медленнее. Дома они здоровы, а в коллективе немедленно подхватывают вирусы. Такого ребенка стоит дольше воспитывать дома.
Важно и время года, когда легче приобщаться к детскому коллективу. Слякотной весной юный организм и без того подвержен простудам, дополнительный стресс ему ни к чему. Рассудительные родители летом укрепляют здоровье малыша водными процедурами и витаминами, чтобы осенний старт в детсад получился благополучным.
Многое зависит от того, насколько взрослые понимают серьезность перемен в жизни ребенка, как настраивают и поддерживают его. Повезет, если в группу назначат спокойную, доброжелательную и обаятельную воспитательницу.
Учитывайте темперамент малыша.
- Дети-меланхолики более замкнутые, требуют внимания, не любят нововведений. С такими особенностями требуется больше времени для привыкания к изменившимся условиям жизни. Ребенка-меланхолика рекомендуется определять в детсад позже, лет с 5.
- Спокойный и послушный флегматик непросто адаптируется в садике, но открыто не протестует.
Его можно вводить в детский коллектив в 2–3 года.
- Холерик легко идет на контакт, но конфликтует. В 3–4 года такой живчик стремится к коллективу, но уже знает, за какое поведение его накажут. Этот возраст для него подходящий, чтобы принять правила детского сада.
- Любознательный и контактный сангвиник радуется новым впечатлениям, но устает от однообразия. Говорят, что он легко переносит перемены и вливается в коллектив в любом возрасте.
Все дети индивидуальны, каждый привыкает к садику по-своему. Взрослые могут постараться, чтобы привыкание прошло безболезненно, чтобы детсад был не наказанием, а вторым домом. Важно сказать малышу, что родители гордятся им, потому что он вырос и пошел в детский сад!
Нужен ли вообще детсад?
Психологи считают садики не очень естественным местом для пребывания детей. Лет сто назад лучшей воспитательной средой были большие семьи. Детей воспитывали мама с папой, дедушка с бабушкой, гувернантки. Странно находиться целый день в коллективе сверстников, не связанных родственными узами, а также подчиняться чужим взрослым людям.
Но если на этом этапе развития общества без детсадов не обойтись, в чем их преимущества? Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, делиться игрушками, уступать. Без этого чадо вырастет индивидуалистом, замкнутым человеком. В детском саду формируются привязанности, появляются первые друзья. Следовать распорядку, соблюдать правила поведения, жить в коллективе – немаловажно для подготовки к школьной поре.
Занятия способствуют эмоциональному, физическому, интеллектуальному развитию детей. В детском саду с малышами работают логопеды, специалисты по физической культуре, педагоги по музыке. Ребенок учится общаться со взрослыми, слушаться педагогов. На праздниках, конкурсах, концертах дети приобщаются к искусству, получают положительные эмоции.
Детские сады, в которых создана благоприятная и творческая среда, помогают гармоничному развитию детей!
Ответ
Родители всегда спорят друг с другом и много рассуждают на тему: отдавать ли ребенка в детский садик, или же нет?! Если нет, то возникает вопрос, а сможет ли ребенок в дальнейшем найти общий язык с другими ребятишками, а если отдавать то в каком лучше возрасте, в садик или же ясли?! Как он будет там без родителей обходиться и т.д.
Рассмотрим плюсы детского садика:
Конечно же само собой разумеется, что малыш научится там самостоятельности, сам кушать, сам раздеваться и одеваться. Опять же общение со сверстниками, он сможет научиться находить с детками общий язык. А мама в свою очередь сможет спокойно выйти на работу или же просто заняться своими домашними делами. Малыша научат многим вещам в развивающих занятиях соответствующих возраста вашего ребенка.
Но и минусы детского садика тоже есть:
Во-первых, многие дети, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищённости. Для того чтобы ребёнок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью — ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех.
Во-вторых, довольно многие дети психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заниматься тем, чем хочется. А в результате они "устают" от детского сада, не хотят туда ходить и начинают часто болеть.
В-третьих, в "среднем" детском саду малыш чаще всего привыкает к определённому стилю отношений со взрослыми — а именно к отношениям подчинения. С одной стороны, это удобно, так как облегчает последующую адаптацию к школе. Однако, если ребёнок должен постоянно слушаться взрослого, он не научится сотрудничать со взрослыми и договариваться с ними.
Поэтому, когда он подрастёт, немного окрепнет и перестанет быть "послушным малышом" (нередко это происходит уже в начальной школе), вам гарантированы конфликты с ребёнком, его непослушание и отчуждённость.
В-четвёртых, в детском саду ребёнок обычно привыкает к достаточно диким нормам взаимоотношений с другими детьми. Если в группе 15-20 детей, одна воспитательница просто не в состоянии организовывать их общение друг с другом, поэтому более напористые ребятишки часто начинают притеснять робких (отнимать у них игрушки, пихать и отталкивать их и так далее), а не столь сильные, но более общительные учатся ябедничать и подлизываться ко взрослым.
Конечно, подобные отношения в обыденной жизни — не редкость, и можно сказать, что "всё равно он с этим столкнётся, так что пусть привыкает сразу". Однако именно с этой ситуацией ребёнку лучше столкнуться позже (например, в школе). Дело в том, что в семь-восемь лет ребёнок уже может относиться к поведению разных людей более осознанно и не перенимать негативные способы общения, а учиться отвечать на них конструктивно (если, конечно, вы будете обсуждать с ним разные ситуации общения с другими детьми и делиться своим жизненным опытом). А в три-пять лет малыш обычно либо перенимает эти способы поведения, либо привыкает подчиняться более активным и агрессивным детям. Так что в детсадовских группах нередко складывается "естественная иерархия" детей по степени наглости и напористости.
Детский психолог не рекомендует отдавать ребенка в сад!
И если ваш ребёнок не слишком напорист, достаточно велика вероятность того, что дети, обладающие этим свойством в избытке, будут подчинять его и он привыкнет быть неуверенным в себе аутсайдером. Не столь напористые, но более общительные дети часто подстраиваются под взрослого и могут становиться своеобразными "шестёрками", доносящими на других детей и помогающими их наказывать. Одни привыкают быть любимчиками, другие — изгоями, и ни то, ни другое не способствует нормальному личностному развитию детей.
Наконец, в-пятых, когда приходит время всевозможных обязательных развивающих занятий, у многих детей — прежде всего у тех, кто справляется с заданиями хуже других, — начинает складываться активное нежелание учиться.
Так что же делать?
Детям надо общаться со сверстниками — безусловно. Но им надо учиться общаться по-человечески, а для этого необходимо, чтобы взрослый в одних ситуациях организовывал их общение и совместную игру, а в других — не вмешивался бы в игру, пока всё идёт хорошо, но помогал бы разрешать споры и конфликты. В таком случае не должно быть слишком много детей на одного взрослого, не больше пяти-шести. Причём чем младше дети, тем меньше их должно приходиться на одного взрослого. И ещё — общение не должно быть вынужденным и чрезмерным.
Вообще, утверждение, что если ребёнок ходит в детский сад и "растёт в коллективе", то он научится хорошо общаться, — это очень распространённая иллюзия. Что значит "хорошо общаться"? Это значит освоить эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми, т.е. научиться знакомиться, вступать в контакт, договариваться, высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию и так далее. Однако сам по себе детский коллектив, без вмешательства взрослых, всему этому не учит. Ребёнок, который очутился в коллективе и не имеет возможности его покинуть, вынужден так или иначе приспосабливаться к существующим в данном коллективе отношениям и нормам взаимодействия, находить в нём свою "нишу".
У одного ребёнка это может привести к закреплению агрессивно-напористых форм поведения и неумению уступать, из-за чего впоследствии с ним не будут дружить. У другого, наоборот, к закреплению робости, застенчивости и готовности подчиняться чужой воле. У третьего — к формированию привычки отгораживаться от окружающих и прятаться в мире грёз и фантазий. При стихийном складывании отношений между детьми в детском саду нередко возникает "естественная" групповая иерархия, и не слишком напористые и общительные дети очень часто оказываются в самом её низу (Примечание: если аналогичная ситуация возникает в более старшем возрасте, например в школе, многие из них смогут поддерживать свой статус иным способом — с помощью интеллекта.).
Низкий статус в групповой иерархии выражается в том, что другие дети не считаются с ребёнком и относятся к нему пренебрежительно: толкают его, отбирают игрушки, не выполняют его просьбы, не обращают на него внимания. Но у любого ребёнка есть потребность в признании и уважении. И пренебрежение со стороны сверстников, в сочетании с потребностью в признании, может привести либо к замкнутости и уходу в мир воображения, либо к подспудной агрессивности и тихой "вредности" ("Я вам покажу!"). При этом ребёнок сам не понимает и не может объяснить, зачем он сочиняет, или вредничает.
Конечно, большинство детей со временем адаптируется к детскому саду. Но адаптация — это далеко не лучшая жизненная стратегия. Есть иной вариант — совладание с ситуацией. И если адаптация — это приспособление себя под требования ситуации, то совладание — это такое освоение ситуации, при котором человек может решать в ней свои собственные задачи, а не просто подстраиваться под окружение. Но для того, чтобы малыш мог не приспосабливаться к ситуациям общения, а успешно с ними справляться и получать удовольствие от общения, взрослые должны на первых порах помогать ему: показывать, как можно себя вести в том или ином случае, помогать договориться в спорной или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать задиристого и так далее. "Адаптированные" же к детскому саду ребятишки нередко просто привыкают подчиняться взрослому либо более напористому сверстнику или же приучаются держаться в сторонке. И эта сложившаяся в детском саду установка мешает им в более старшем возрасте овладевать более зрелыми способами общения.
Так что проблема, встающая перед родителями, состоит в том, чтобы найти способ совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения и социальной самостоятельности ребёнка. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт близость мамы или другого родного человека, и опыт общения в различных социальных ситуациях.
Проблема эта не имеет универсального решения "для всех". И каждой семье надо искать свой ответ, исходя из особенностей ребёнка, из общей семейной ситуации и из качества тех садиков, в которые вы реально можете отдать малыша. Оба крайних варианта — сидеть до школы дома и не общаться ни с кем, кроме близких, или с трёх лет отводить малыша на целый день в детский сад — чреваты серьёзными осложнениями. В одном случае ребёнку будет очень трудно привыкать к общению с одноклассниками и есть риск, что он станет постоянной жертвой маленьких наглецов, которые есть почти в любом классе. В другом — ребёнок, с малолетства привыкший добиваться своего наглостью и кулаками или, наоборот, подчиняться чужой силе, может так и не научиться строить более конструктивные — прежде всего дружеские — отношения со сверстниками.
Гораздо более благоприятны для развития малыша всевозможные промежуточные варианты. Например, отдавать ребёнка в детский сад с четырёх или пяти лет, и сначала только на полдня (и лишь в случае, если он ходит туда с удовольствием, увеличить его пребывание там до полного дня). Или, если есть возможность, найти детский сад с небольшим количеством детей в группе (не более 6-7 на одного воспитателя). Наконец, если у вас в семье несколько детей, достаточно близких по возрасту, вы можете вообще не отдавать их в детский сад, но тогда, начиная по крайней мере с четырёх-пяти лет, им стоит ходить в различные кружки, детские студии или спортивные секции, где они будут привыкать общаться и со взрослыми, и с другими детьми.
В идеале, ребёнку нужно быть в детском саду не очень много: от одного-двух часов вместе с мамой и до половины дня. Иначе говоря, оптимальный для развития ребёнка детский сад может быть очень не похож на то введённое в обиход учреждение, которое так удобно для работающих мам.
Но ко всему прочему хочу заметить, что все описанные минусы не всегда отражаются на всех наших детях. Вот например если ребенок был слишком замкнут, не общителен, и гуляя на детской площадке малыш не находил общего языка с детьми……Но стоило ему пойти в детский садик и буквально его поведение изменилось на глазах. Уже через пару месяцев ребенок подружился с кучей детей на площадке и ему стало гораздо проще общаться с ребятишками.
Так что по сей день существует двоякое мнение о том стоит ли отдавать ребенка в садик или же нет?! Вредит ли это детское учреждение вашему малышу или же наоборот приносит неоценимую пользу?! А Вы как думаете?!
Нужен ли малышу детский сад
Можно только порадоваться за семью, обстоятельства в которой складываются таким образом, что малыша своего они могут в детский садик не отдавать. Такие семьи не редкость: папа способен обеспечить совершенное материальное благополучие семьи; мама, не имея профессиональных амбиций, не рвется на свое рабочее место и может позволить себе несколько лет посидеть с ребенком — например, до школы; бабушка с дедушкой рады принять участие в воспитании внука… Не секрет, что качество домашнего ухода за малышом, качество домашнего воспитания (если оно, конечно, имеет место) несколько лучше, чем уход и воспитание детсадовские, — лучше уже хотя бы потому, что дома уход и воспитание индивидуальные; совсем прекрасно, если воспитание еще и систематическое. Однако, как показывает практика, большинство семей вынуждено пользоваться услугами детского сада.
Решая вопрос, отдавать малыша в детский сад или изыскивать какие-то возможности оставить ребенка дома, родители должны принимать во внимание не только гипотетические минусы детского сада, но и его действительные плюсы.
О каких минусах и плюсах мы говорим?
Сначала рассмотрим возможные минусы. Многие мамы полагают, что качество ухода за малышом в детском саду оставляет желать лучшего, и мотивируют это тем, что одна или две няни не всегда способны углядеть за всеми малышами в группе, вовремя помочь им, обеспечить в полной мере их нужды. Также иные мамы считают, что отрыв от семьи травмирует психику маленького ребенка. Да, конечно, все это не лишено оснований. Одной, двум и даже нескольким няням бывает трудно управиться с двумя десятками малышей. Но мамы ни в коем случае не должны сомневаться в том, что все дети в детском саду получают гарантированный уход — хотя, быть может, и не всегда столь высокого качества, какого желали бы сами мамы (справедливости ради следует сказать, что не редкость неблагополучные семьи, в которых дети не получают дома вообще никакого ухода и с утра до вечера предоставлены сами себе; о вопиющих случаях равнодушного или даже дурного отношения к малышам мы здесь говорить не будем). Может быть интересен и следующий взгляд на проблему: ребенок, который в течение первых трех лет своей жизни, помимо хорошего ухода, получал качественное мамино воспитание, очень многое умеет сам и практически не нуждается в помощи няни; разве что нуждается в контроле, в общем руководстве со стороны взрослого человека; так, малыш может самостоятельно одеваться и раздеваться, может наводить порядок у себя в шкафчике, он может умываться и причесываться, он может сам поесть и аккуратно сложить игрушки в игровой комнате, он в состоянии сам сходить на горшок и подтереться после общения с горшком, он в состоянии опорожнить и ополоснуть свой горшок и т.
Отдавать ли старшего ребенка в садик?
д.; если же чего-то из перечисленного ребенок делать не умеет, то, значит, этому его не научила мама, и обижаться она должна на себя, а не на детсадовскую няню, которая, занятая с другими детьми, не успела умыть рожицу какого-то отдельного ребенка, и мама обнаружила на этой рожице засохшие остатки фруктового пюре… Относительно возможного травмирования психики ребенка — несколько слов. Перемены в жизни — это всегда нагрузка на психику (и не только для ребенка). Маленькие перемены — маленькая нагрузка; большие перемены — большая нагрузка. Конечно, первое посещение детского сада, первая разлука с любимой мамой — нагрузка для ребенка немалая. Но это нагрузка — и не более того; нагрузка не становится психической травмой. Опытный детсадовский воспитатель постарается уменьшить эту нагрузку, постарается отвлечь внимание малыша от проблемы — от того, что мама была-была рядом и вдруг ее нет… воспитатель постарается сделать так, чтобы проблема не стала для малыша катастрофой; для того у воспитателя есть целый арсенал профессиональных — педагогических — приемов, и опыту воспитателя мама должна довериться. Особым минусом детского сада считается то, что ребенок начинает болеть, и на маму уже смотрят на работе косо из-за постоянных больничных листов, а ребенок проходит три дня в садик — и опять на две недели заболевает, и ладно, если в садике нет карантина!
А теперь мы поговорим о реальных плюсах. В детском саду, в коллективе ребенок лучше и быстрее развивается — как в физическом, так и в психическом отношении. У себя в группе дети ежедневно и в одно и то же время (что закреплено распорядком дня) выполняют комплексы физических упражнений, соответствующие возрасту и в необходимом объеме. Дети принимают закаливающие процедуры (заметим к месту, что многие детские сады оборудованы бассейнами). Дети систематически выходят на прогулку. Для детей организуются подвижные игры, обеспечивающие достаточной нагрузкой все группы мышц, — что имеет большое значение для гармоничного физического развития. Регулярное посещение детского коллектива очень важно для хорошего психического развития малыша. Поскольку человек — существо социальное, поскольку вся жизнь его проходит в обществе (при поддержке общества и во благо общества), ребенку лучше пораньше к обществу привыкать. С полной ответственностью мы можем утверждать, что малышу, воспитывающемуся при маме, малышу, лишенному широкого общения с другими детьми и с другими, помимо родственников и соседей, взрослыми людьми, трудно и, пожалуй, даже невозможно стать существом социальным. Очень полезно для ребенка посещение детского сада и в плане образования. Зачатки образования малыш, конечно же, получает дома — когда слушает мамины сказки, слушает музыку и мамины комментарии к ней, когда лепит и рисует, когда раскрашивает, рассматривает картинки и т. д. Систематическое же образование по утвержденной программе ребенок начинает получать в условиях детского сада. Здесь с малышами занимаются профессиональные педагоги; зачастую с этими же педагогами ребенок впоследствии встречается в школе — равно как и с теми детьми, с которыми он посещал одну группу, играл в одни игры, сидел за одним столом, рядом сидел на горшке и был соседом по кроваткам и т. п. И нет ничего удивительного в том, что ребенку, посещавшему детский сад, в свое время несложно адаптироваться к школе — где ему знакомы учителя, знакомы ученики… и только стены другие.
Оценив приведенные нами минусы и плюсы, мама и папа сделают выводы и примут решение — вести малыша в детский сад или не вести. Конечно же, каждая семья это важное решение (а для ребенка порой и судьбоносное) принимает индивидуально. Возможно, ребенок четырех-пяти лет останется дома. В этом случае родители должны сделать по возможности все, чтобы ребенок развивался физически и психически, чтобы он не был лишен общения с другими детьми. Быть может, этим родителям есть смысл задуматься над следующим вариантом — отдать ребенка в детский сад хотя бы за год до школы… уже и ребенок будет взрослее, и первое расставание с мамой пройдет не столь болезненно, и у ребенка еще будет достаточно времени привыкнуть к детскому коллективу, будет возможность подготовиться к школе под руководством опытного педагога.
Теги: плюсы и минусы детского сада, нужен ли ребенку детский сад, детский сад и ребенок, детский сад
Нет комментариев. Ваш будет первым!