Ребенок хочет быть первым во всем

21.05.2018 0 Автор admin

Термин «перфекционист» становится известным многим родителям тогда, когда они замечают, что под излишней прилежностью их ребенка скрывается полная неудовлетворенность жизнью. Кроме того, стремление быть во всем первым оборачивается для их чада хроническим страхом провала и неврозами. Каковы признаки и причины детского перфекционизма? Можно ли с ним бороться? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Признаки перфекционизма

Как определить – просто ли малыш исполнителен и трудолюбив, или пора начинать беспокоиться? Приведем общие черты детей, которые растут перфекционистами:

  • Каждая задача переделывается, а «некрасиво» написанный текст заново переписывается до тех пор, пока не будет идеальным.
  • Ребенок катастрофически боится ошибиться, постоянно сравнивает себя со своими сверстниками. Он плохо воспринимает критику и расстраивается до такой степени, что может впадать в депрессию.
  • На выполнение элементарных задач тратится не один час, ребенок слишком скурпулезный и медлительный.
  • Ребенку, как воздух, необходима оценка родителей. Причем, по любому, даже незначительному поводу.
  • У ребенка занижена самооценка, он не уверен в себе, не любит делиться со взрослыми своими ошибками и промахами.

Причины явления

В наибольшей степени вина за перфекционизм лежит на родителях, которые, не сумев себя реализовать, возложили все свои надежды на хрупкие детские плечи.

РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМ (для себя!)

Выделим еще несколько важных моментов.

Стиль воспитания. Иногда взрослые не способны воспринимать своего ребенка как личность, а рассматривают его как некое продолжение самих себя. При этом все протесты и возражения малыша в расчет не принимаются, так как он «должен быть во всем самым лучшим».

Слишком много критики и отсутствие похвалы. Это способ «воспитания», при котором взрослые не оставляют ребенку права на ошибку. Страх очередных нападок и строгого наказания со стороны родителей рано или поздно приведет к нервному срыву или озлобленности.

Сотворенные кумиры. Постоянное сравнение ребенка с другими детьми никогда не проходит без следа. Отсюда и низкая самооценка, и неуверенность в себе, и стремление во всем быть первым.

«Недолюбовь». В этом случае взрослые не требуют от ребенка ничего сверхъестественного, не наказывают и не нападают. Им просто безразлично. В напрасных попытках заслужить похвалу и любовь мамы с папой дети стараются привлечь родительское внимание своими достижениями и оценками.

Родители сами – перфекционисты. В этой ситуации все гораздо сложнее. Взрослые просто не способны осознать, что допускают серьезные ошибки в воспитании своего чада.

Как помочь ребенку?

Прежде всего, разберитесь в причинах детского перфекционизма и запаситесь терпением – вам придется бороться не только с его симптомами у ребенка, но и с самими причинами (у себя). Затем помогайте своему чаду открыть в себе уникальность.

Пресекайте всяческие проявления поклонения кумирам. Старайтесь объяснить малышу, что его успех заключается именно в его особенностях. И никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Учитесь правильно критиковать ребенка. Критика должна побуждать его достигать новых вершин, а не ставить подножку на пути к саморазвитию.

Выбирайте для своего чада игры, с помощью которых он сможет преодолеть свой страх перед неудачами. Учите малыша проигрывать достойно – без слез и истерик. Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за все достижения и способности, только не нужно предъявлять завышенных требований. Делайте акцент не на результате, а на процессе познания и учебы. Если у детей будет интерес, то результат придет сам.

Делитесь личным опытом – как вы (мама и папа) исправляли ошибки, справлялись с неудачами, приобретали знания. Говорите о том, какую пользу в будущем могут принести провалы и ошибки сегодняшнего дня.

Фаминфаска!!!

Sunday, 27 March 2011, 13:46

Недавно столкнулась с этим понятием, почитала немного литературы, появились достаточно неопределенные мысли по этому вопросу и теперь хотелось бы услышать ваше мнение: кто, на ваш взгляд, эти скрытые лидеры, хорошо или плохо быть скрытым лидером в коллективе, пользуются ли скрытыми лидерами формальные лидеры..?

В общем, мысли в студию)

Галил

Monday, 28 March 2011, 8:40

Фаминфаска!!!

QUOTE
кто, на ваш взгляд, эти скрытые лидеры,

Если собирается даже небольшая компания, всегда среди неё находится человек, который ей верховодит, это и есть скрытый лидер. Скрытый лидер не совсем удачное название, вернее было бы неофициальный.

QUOTE
хорошо или плохо быть скрытым лидером в коллективе,

Не вижу ничего плохого, если люди считаются с твоим мнением и подчиняются твоим решениям.

QUOTE
пользуются ли скрытыми лидерами формальные лидеры..?

Умные пользуются, как пример, назначение сержантов в армии из солдат имеющих авторитет, из них получаются прекрасные младшие командиры. В обычной жизни, назначение таких лидеров в низовое руководство. Как правило, такая практика очень полезна и идет на пользу дела.

Glamourous Cow

Monday, 28 March 2011, 10:00

мне кажется, лучше быть скрытым лидером, чем явным, потому что когда на тебя вешают ярлык "лидер" — приходится всегда соответствовать… а когда ты скрытый лидер, ты можешь чувствовать себя спокойно и иногда сачкануть

Cat 1

Monday, 28 March 2011, 17:45

Фаминфаска!!!

QUOTE
кто, на ваш взгляд, эти скрытые лидеры,

Скрытый лидер, скорее всего ты имела ввиду неформальный лидер?

Неформальные лидеры — это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение — лидерское.

QUOTE
хорошо или плохо быть скрытым лидером в коллективе

Все зависит от того, чего хотеть

QUOTE
пользуются ли скрытыми лидерами формальные лидеры.

Конечно пользуются, для формирования правильных настроений в коллективе. Да и прочих задач.

Glamourous Cow

QUOTE
когда ты скрытый лидер, ты можешь чувствовать себя спокойно и иногда сачкануть 

Точняк!
Самое главное, что сачкануть можно и ни какой ответственности

Tuesday, 29 March 2011, 18:52

Скрытый лидер иной раз опасней и сильней официального.

Фаминфаска!!!

Tuesday, 29 March 2011, 22:39

я вот это имела ввиду…

QUOTE
Скрытый лидер. Такого человека принято называть «серый кардинал», или считать главной «рабочей лошадкой», стоящей в сторонке от первых рядов.Нередко он вообще не осознаёт себя лидером, а считает себя «задавателем вопросов», не отдавая себе отчёта в том, что именно этим больше всех влияет на идеологию и работу команды.

Скрытый лидер никогда не возглавит команду официально. Он имеет весьма высокий авторитет в команде, но не всегда его осознаёт.

Форма общения такого лидера – вопросы и советы («А что если…?», «Почему бы не..?») и крайне редко – возражения.

Ребенок, который везде хочет быть первым, или «синдром олимпионика»

Но именно эта манера общения заставляет команду интенсивно думать, искать ответы на те «вредные» вопросы, которые ставит «задаватель вопросов» и тем самым достигать больших успехов.

Человек с задатками скрытого лидера наиболее комфортно чувствует себя вторым в команде. Не потому, что боится ответственности, а потому, что не склонен к явной демонстрации своих мыслей, мнений, не любит командовать людьми. Зато именно этот человек с готовностью и без слова упрёка кому-либо взваливает на себя самую трудную работу. В отличие от авторитарного лидера, он делает это не потому, что не доверяет способностям других, а потому, что считает нужным предоставить другим членам команды больше свободы творчества. Например, он готов освобождать явного лидера команды от рутинной работы, чтобы тот имел время и силы для решения стратегических вопросов, хотя часто именно скрытый лидер и предлагает наиболее интересные и верные решения. Или скрытый лидер считает, что должен помочь более слабым членам команды.

Распространение идей такого человека часто идёт в команде косвенно, через его общение с коллегами в кулуарах, в беседах один на один.

Подобный тип поведения может идти как от личной скромности, присущей человеку всегда, так и от недооценки своей роли в команде или своих способностей. Иногда же бывает, что человек осознаёт своё влияние и ему нравится именно роль «серого кардинала». Вот тут может оказаться, что личные цели для него превыше общих, а осознание своей роли рулевого вообще превыше всего и является главной целью и способом самоутверждения. Но даже и без таких крайних вариантов, которые со всей очевидностью ведут к проблемам, в команде с неявным лидером могут возникнуть проблемы.

Первая из них та, что неявность влияния, нежелание высказываться громко и отстаивать свои идеи затрудняет распространение его идей, даже самых лучших, и, как следствие, тормозит принятие решений.

В такой команде многое зависит от «внешнего» лидера, порой менее сильного, но более «громкого», от его способности или неспособности слушать и слышать «задавателя вопросов».

Cat 1

Wednesday, 30 March 2011, 17:37

Фаминфаска!!!

QUOTE
Такого человека принято называть «серый кардинал», или считать главной «рабочей лошадкой»

В таком контексте мне этот термин не нравится
Никогда не хотела быть "рабочей лошадкой".

А вот неформальным — почему бы и нет
Это мне больше нравится.

Галил

Wednesday, 30 March 2011, 18:00

Фаминфаска!!!

QUOTE
Зато именно этот человек с готовностью и без слова упрёка кому-либо взваливает на себя самую трудную работу.

Всё везет на себе совсем не лидер, а "ишак", которого ещё и погоняют. Лидер, в большинстве случаев берет на себя управление, скрытый не явно, а в силу своего авторитета и прочих лидерских качеств. А работу, он обычно перекладывает на других и уж точно не делает её больше остальных. Разве что работа ответственная и он не может её доверить менее опытным.
Вообще, какое-то мутное понятие этот "скрытый лидер".

Фаминфаска!!!

Wednesday, 30 March 2011, 23:29

QUOTE
Вообще, какое-то мутное понятие этот "скрытый лидер".

вот и у меня неоднозначные мысли вызвало…

какой нафик лидер из этого описания получается…

Cat 1
можно вопрос?

QUOTE
Неформальные лидеры — это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение — лидерское.

как думаешь, почему они тогда не на руководящей должности. если все тому способствует?

Cat 1

Thursday, 31 March 2011, 5:33

Фаминфаска!!!

QUOTE
как думаешь, почему они тогда не на руководящей должности. если все тому способствует?

В силу разных обстоятельств.
Причин может быть масса, например:
— нет соответствующего образования
— нет желания занимать определенную должность
— не желает руководство назначать на определенную должность
да мало ли может быть причин
Кроме того, сейчас массовая тенденция у специалистов по подбору персонала — не принимать на работу людей, у которых лидерские качества превосходят их "нормы".
Сама, в качестве тестовой проверки, проходила собеседование на одну фирму.
Не приняли .

Так что неофициальные лидеры работодателям не нужны
Им нужны безропотные рабочие лошадки.
"А кто имеет определенные лидерские качества, может и сам работать на себя" цитата одного руководителя

Все высказанное ИМХО.

РЕБЕНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ВСЕГДА ПЕРВЫМ

Мнение психолоrа

Делайте вместе с ребенком, но не вместо него. Родители Пети очень хотели, чтобы он добился успехов в большом теннисе. Мальчику создали все условия для занятий , но и многого требовали. Петя старался, но каждый раз при выходе на корт переживал сильнейший стресс, боялся проиграть и в результате возненавидел теннис. Через пару лет таких занятий самооценка мальчика опустилась до предельно низкого уровня — и пришлось обратиться за помощью к психологу.

Лидерские качества закладываются у ребенка очень рано — уже месяцев в восемь, когда он постепенно начинает исследовать окружающий мир. И если в этот момент родители жестко ограничивают его активность («Не забирайся на стул — упадешь», «Не трогай — порежешься»), тем самым они ограничивают его способность исследования мира, внушают малышу страх перед активными действиями. Поэтому первый совет родителям: если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос лидером, не стоит трястись над ним каждую минуту. Вместо этого сделайте ваш дом достаточно безопасным для ребенка — сейчас для этого есть все необходимые приспособления — и не мешайте активности малыша. У всех нас от природы есть исследовательская жилка, главное — ее не заблокировать.

Бывает, что родители замечают у ребенка отсутствие лидерских качеств, когда он уже подрос, и тогда частенько совершают другую распространенную ошибку — начинают всячески подталкивать школьника к этим лидерским качествам. Именно такая ситуация и сложилась в семье Пети. На приеме у психолога выяснил ось, что папа Пети всегда требовал беспрекословного подчинения от сына. И мальчик привык подчиняться. Стоит ли удивляться, что лидерских качеств у него не оказалось? Когда мама и папа начинают требовать от ребенка качеств, которых у того просто нет, мы чаще всего имеем дело с родительскими амбициями.

И вот что получается: с одной стороны, ребенок хочет угодить родителям, с другой, — у него не получается, несмотря на усилия, и, таким образом, каждый день он получает доказательства своей несостоятельности.

Если речь идет о спорте, все часто заканчивается травмами. Вряд ли кто-то скажет, что здесь играет основную роль- подсознательное желание ребенка освободиться от спорта или чрезмерные физические нагрузки. Кроме увечий возникает невроз неоправданных ожиданий. Когда ребенок вырастет, у него будет складываться ощущение, что он не любим, не может привлекать внимание других. Таким людям сложно найти свое место, они боятся пробовать новое, потому что опасаются не оправдать ожиданий.

Родителю кажется: если он сейчас надавит, сын или дочь приложит чуть больше сил, и все получится. Задайте себе вопросы: а действительно ли ребенок этого хочет и есть ли у него возможности? Часто родители говорят: «Он талантливый, он просто не старается!» Но на самом деле это не всегда так. Ребенок может очень стараться даже не для того чтобы победить, а чтобы достичь родительской любви. Возможно, спортом стоит заниматься для здоровья, а не для результатов?

Нужно ли подталкивать ребенка в ту гору, в которую он не хочет идти? Не лучше ли поискать тот путь, который действительноподходитребенку?Подумайте, зачем вы стараетесь развить у ребенка те качества, которых у него нет. Возможно, вы пытаетесь удовлетворить собственные амбиции? Сознание своих ошибок — процесс сложный и болезненный. Но постарайтесь трезво оценить ситуацию: комунужнылидерские качества ребенку, потому что без них он страдает, или вам, потомучто вы считаете, что без них никуда?Постарайтесь внимательно присмотреться к ребенку. Возможно, вы увидите те качества и способности, на которые раньше не обращали внимания. По большому счету, задача родителей в том, чтобы предоставить детям возможности для развития и посмотреть, по какому пути скольжение пройдет наиболее гладко.

Обратите внимание на то, чем ребенок с удовольствием занимается в свободное время. Рисует? Болтает с людьми? Читает? Именно в это время он проявляет свои природные склонности. К примеру, если он все время проводит в социальных сетях, из него может получиться гениальный учитель, журналист, рекламщик.

Если вы хотите, чтобы ребенок непременно занимался спортом, выбирайте направления, где не требуется постоянного напряжения. Лучше, чтобы это был командный вид спорта, где можно положиться на товарищей. Еще один вариант — спорт ради спорта, а не ради победы. Йога, восточные единоборства- эти занятия не только полезны для здоровья, но и помогают работать со страхами.

Если вы хотите помочь ребенку наладить отношения со сверстниками,не стоит требовать,чтобыонпошел и за себя постоял. Поймите: онне может этого сделать! Если вы заметили, что ребенок нерешительный,еще в раннем возрасте начинайте его мягко направлять. Возьмите игрушки,сядьте вместе с малышом в песочнице,привлекайте других детей,чтобы они начали играть вместе. А затем потихоньку отойдите в сторону. Если таким образом вы и не добьетесь того, чтобы малыш проявлял инициативу, но он будет подходить и смотреть что делают другие дети, потом при соединяться. Это не так уж плохо.Когда ребенок подрос, зовите одноклассников и соседей к себе домой, затевайте совместные игры, придумывайте интересные мероприятия. Нельзя ребенка толкать и говорить: «Иди и сделай- все получится». Делайте с ним вместе, но не вместо него.

Мнение педаrоrа

Лидером рождаются или становятся?

Можно ли развить лидерский потенциал ребенка или каждый из нас рождается с набором качеств, которые не поддаются существенным изменениям? У психологов , педагогов, пси хотерапевтов вы найдете множество точек зрения по этому вопросу.Однако практически все они согласны в одном: лидерские качества — это результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Вот на что стоит обращать внимание.

Физическое здоровье

Лидер выполняет функции инициатора, организатора, а значит, ему необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным.

Особенности темперамента

Старайтесь развивать у ребенка сильные стороны темперамента. Так, меланхоликов и флегматиков нужно хвалить их за уравновешенность, аккуратность. Энергию холериков направляйте на полезные дела, исключайте из ситуации то, что перевозбуждает нервную систему. Сангвиников учите доводить дело до конца.

Успех

Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения, тем интенсивнее идет формирование лидерского поведения.

Стремление быть лучшим

Самолюбие — сильнейший стимул для развития. Дети ревностно относятся к успехам сверстников и неохотно допускают их превосходство в чем-либо. Взрослым стоит занять такую позицию: каждый ребенок самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, малыш будет бороться не за «место под солнцем», а постарается проявлять фантазию, свои творческие способности.

Отношения с родителями

Оптимальный «образ Я» складывается у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поощряют самостоятельную активность и автономию ребенка.

Самооценка

У ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает усилий, чтобы добиться успеха. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и не очень старается.

Помоrите ребенку проявить лидерские качества

Чтобы ленивый ученик стал более прилежным, его нужно поставить в такую ситуацию, когда он сделал бы задание хоро шо, пережил бы чувство удовлетворения и захотел бы повторить подобный опыт. Так же и для развития лидерского потенциала необходимо создать условия, которые требуют проявления активности . Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные игры-соревнования, требующие проявления ловкости или скорости запоминания и воспроизведения информации. Начинать стоит с самых простых игр. Основная цель — развить у ребенка веру в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!».

Замечайте малейшие успешные действия ребенка, искренне одобряйте их. Постепенно увеличивайте сложность заданий, сообщая об этом детям после того, как они достигнут успеха в более сложных видах деятельности: «Это было непросто, но ты справился!»

Организуйте среди друзей ребенка «Конкурс талантов», в котором каждый получит медаль, например: «Лучший поэт», «Лучший художник», «Лучший танцор», «Лучший певец», «Лучший архитектор», «Лучший счетовод». Задача в том, чтобы подвести детей к такой мысли: каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями. После этого можно поговорить с ребенком и задать ему примерно такие вопросы: Какие чувства ты сейчас испытываешь? Почему приятно быть победителем? Как ты считаешь, почему Саша стал «Лучшим художником»?

  • Тебе понравился «Конкурс талантов»? Почему?
  • Хочешь ли вы в будущем побеждать: быть лучшим учеником в школе, лучшим игроком, лучшим в будущей профессии?

Конечно, ребенку понравится быть победителем. Но, столкнувшись с трудностями, он может испытать разочарование и страх. Постарайтесь объяснить, что к неудачам надо относиться с юмором. Отрицательный результат- тоже результат.

Ребенок хочет быть первым во всем! Не сломается ли? Что делать мне?

Только так выясняются условия, которые помешали достижению успеха. Можно рассказать об ученых и звездах, которые не сразу прославились, испытав горечь разочарований.Столкнувшись с реальной проблемой, ребенок нередко проявляет беспомощность, но все же позвольте ему решать посильные задачи самостоятельно. Так выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что он сам что-то может сделать без помощи взрослого.

О чем стоит помнить

  • Не критикуйте идеи ребенка, проявляйте терпимость к ошибкам в процессе поиска решения.
  • Проявляйте интерес к любой активности ребенка, умейте видеть за нескладными выражениями идей работу мысли.
  • Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность своего поиска. Учите детей быть настойчивыми,доводить дело до конца.

Обобщение опыта

педагога-организатора,

педагога — дополнительного образования

I квалификационной категории

Митрофановой Я.С.

«РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

«Лучший пример лидерства это лидерство на примере».

Джерри Макклейн

Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Обществу нуждается в гражданах, способных по-новому взглянуть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает изучение лидерства среди подростков, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

В настоящее время подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны в перспективе взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является чрезвычайно насущной.

Методологические и теоретические аспекты проблемы развития лидерских качеств у подростков рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.Д. Парыгина, И.П. Иванова, В.И. Зацепина, М.С. Полянского, А.В. Мудрика, Р.Л. Кричевского, К.Бэрда, Р.Стогдилла, Ф. Фидлера, К.Левина и других. Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров, и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина, Л.И.Новиковой, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, О.С. Газмана, В.А. Караковского, Е.А. Ямбурга, Г.М. Андреевой и др.

У многих подростков есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно. Современные социально-экономические условия развития российского общества актуализировали проблему определения эффективных способов не только выявления, но и способов формирования лидерских качеств и личностного развития.

Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем, и, исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т. п… Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Как процесс — предполагает наличие влияния, как свойство — представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет непринудительное влияние. Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидером называется член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Он обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель.

Лидером, как правило, становится человек, которого члены группы сами выбирают и признают и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией») концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. «Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт, которая в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Два крайних подхода породили третий вариант решения проблемы, который был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например, длительность ее существования. В этом смысле системная теория имеет, конечно, ряд преимуществ. Они очевидны, когда речь заходит не просто о лидерстве, но о руководстве. Потому что лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы. Различают: формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Поначалу, когда исследования лидерства только еще начинались, ученые не различали лидеров, не предполагали их классификацию. Дальнейшие исследования позволили выявить и описать различные типы лидеров: по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель); по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер); по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.

Таким образом, можно сказать, что лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, и лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Почему ребенок хочет быть первым?

Становление лидера и развитие группы это непрерывный и неразъединяемый процесс. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы. Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е. склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять свое мнение в угоду большинству.

Общество сверстников — это и важный канал информации, и вид эмоционального контакта, и опыт совместной деятельности и межличностных отношений, которые вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными; формируют сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ведь одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной).

Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т. е. проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других — значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает, что способствует формированию лидерских качеств — инициативности, коммуникабельности, способности к самостоятельному выбору. Лидерами не рождаются, ими становятся; личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, а подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

В ходе реализации социальных проектов к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы привлекаются обучающиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы.

В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Как известно, в подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п.

Одним из эффективных вариантов воспитания подростка-лидера является организация работы по обучению и реализации подростками-лидерами социальных проектов. В рамках реализации данного направления деятельности дается необходимый минимум, который должен знать лидер: основы психологии (общение, конфликтология), технология проектирование, важность сплоченности коллектива при реализации проекта, знакомство с общечеловеческими ценностями и т.п. Кроме того, подростки-лидеры, принимают активное участие в реализации разработанных ими проектов.

Одной из целевых установок школы является подготовка школьников к общению и взаимодействию в современном обществе, поэтому эффективными условиями для развития и становления лидерских качеств у подростков может стать кружок дополнительного образования «Я – граждан России». Школьное сообщество оказывает сильнейшее влияние на развитие подростка, поэтому важно насколько разумно с точки зрения воспитательного влияния на растущего человека оно организовано.

Использование технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) является необходимым условием эффективного формирования гуманистических ценностных ориентаций подростков в системе дополнительного образования детей. Различные виды деятельности, в которые может быть включен подросток при работе над социальным проектом, располагают большим резервом для развития гуманистических качеств лидера. Следовательно, процесс социального проектирования обладает большим педагогическим потенциалом для развития лидерских качеств, вовлеченных в него подростков нашей школы.

Подростков-лидеров необходимо заинтересовать деятельностью, направленной на помощь обществу, на свершение добрых дел собственными руками.

В современных условиях необходимым условием, способствующим формированию социальных ценностных ориентаций у подростков-лидеров, является вовлечение их в активную практическую деятельность, социальное проектирование, общение (тренинги, обсуждение социально-значимых проблем страны, своего региона, района). Эта деятельность позволяет расширить взгляды подростков на свои возможности, принять участие в социально-преобразовывающей деятельности, улучшить окружающую жизнь, реализовать естественную потребность подростка быть полезным обществу.

Каталог:DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся

Поделитесь с Вашими друзьями:

На тему «Я лидер, а это значит».

Портфолио Лидера

Детского

ОБЩЕСТВЕННОГо ОБЪЕДИНЕНИЯ

Фамилия: Черенёва

Имя:Анастасия

Отчество: Петровна

Должность:Президент детской общественной организации «КОМПАС»

Школа:МОУ «Дробышевская СОШ»

Класс: 11

Личная подпись ________

Раздел № 1.

Личные документы и материалы.

Перечень представленных документов:

Раздел №1 Портфолио

1. Резюме;

2. Автобиография;

3. Сочинение-размышление

«Я – лидер, а это значит…»

4. Копии личных грамот, дипломов, удостоверений и сертификатов, свидетельствующих о достижениях в социально значимой и общественно полезной деятельности.

Раздел №2 Презентация

Презентация на тему: «Символика и атрибутика моего детского общественного объединения» (текст и сама презентация на диске).

Раздел №3

Резюме

Участника конкурса

«Лидер XXI века»

Ф.И.О:Черенева Анастасия Петровна

Дата рождения:17 апреля 1993 года.

Гражданство:Россия

Место рождения:Челябинская обл. Троицкий р-он с. Белокаменка

Полный домашний адрес:457118 ул. Луговая 34, с. Травянка Троицкого района Челябинской области

Домашний телефон:7 –15 -53

E-mail: —

Паспорт: 75 07 044029 выдан 17.05.2007г отделом УФМС России по Челябинской области в г. Троицке и Троицком районе

Место учёбы:Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дробышевское среднее общеобразовательное учреждение»,

Челябинская обл. Троицкий р-он с. Дробышева ул. Школьная 1

Класс:11.

Дополнительное образование:

Год учебы Наименование учреждения Специальность или предмет
2003-2004 МОУ «Дробышевская СОШ» Вокальный «Мягкая игрушка» Компьютерный
2004-2005 МОУ «Дробышевская СОШ» Вокальный Компьютерный «Декор»
2005-2009 МОУ «Дробышевская СОШ» Вокальный Компьютерный «Декор»

Опыт общественной деятельности:

Годы работы Поручения
Информационный сектор
Культмассовый сектор
Староста класса
Председатель Совета старшеклассников
Председатель Совета старшеклассников
Президент детской общественной организации «Компас»

Основные личные достижения:

Годы Наименование мероприятия
Стипендиат Главы Троицкого муниципального района
Районный поэтический турнир «Серебряное перышко», посвященном 100-летию А.Л. Барто, в номинации «Я ещё не поэт, я только учусь»- диплом III степени.
Районный конкурс творческих работ «Добродея» в номинации «стихотворение»-II место.
Районный конкурс «Село моё южноуральское.» Литературная номинация.
Районный конкурс историко-краеведических работ, в номинации «Исторический портрет» — I место.
Районный конкурс историко-краеведических работ, в номинации «Исторический портрет» — I место.
Районный конкурс юных вокалистов «Фабрика звёзд»
Районный конкурс юных вокалистов «Фабрика звёзд», в номинации «Звезда» — дипломант III степени.
Районная олимпиада по русскому языку
Районная олимпиада по литературе

Дополнительная деловая информация: свободно пользуюсь компьютером, владею хорошим голосом.

Личные особенности:аккуратна, серьёзно отношусь к своим обязанностям, коммуникабельна, ответственная.

Хобби: люблю петь, музыку, активный отдых, баскетбол

Дата составления резюме

11 февраля 2016 года

Автобиография.

Я, Черенёва Анастасия Петровна, родилась 17 апреля 1993 года в селе Белокаменка Челябинской области. В 1995 году приехала вместе с родителями на постоянное место жительства в село Травянка. В первый класс пошла учиться в Травянскую начальную школу в 2000 году. В 2003 году перешла учиться в пятый класс в МОУ «Дробышевскую СОШ», в настоящее время учусь в 11 классе.

С пятого класса я серьёзно увлеклась музыкой и в течение шести лет посещаю вокальный кружок.

В 2009 году в нашей школе была создана Детская общественная организация «Компас», учащиеся нашей школы на голосовании меня избрали президентом.

В настоящее время занимаюсь общественной работой, а также в вокальном кружке.

Сочинение-размышление

на тему «Я лидер, а это значит».

Автор: Черенева Анастасия

Что такое лидер?

Человек, не знающий покоя,

Лидер за собой ведет

и все преодолеет.

Победитель он любого боя!

Ф. Пикабиа.

У. Черчилль сказал: «История будет ко мне благосклонна, так как я собираюсь её писать». А это значит, что каждый патриот своей Родины должен оставить что–то для своей страны, то, что запомнилось бы на века. Вот эти слова и является моим жизненным кредо. Но слово Родина подразумевает не только свою страну, но и малую родину – тот край, где ты живёшь.

Я горжусь, что живу в Челябинской области, в области, известной не только в России, но и за её пределами. Дробышево для меня – село, где прошлое переплетается с настоящим. Я благодарна Челябинской области за то, что именно здесь активно развивается ученическое самоуправление, которое позволяет раскрывать способности лидера в каждом из нас.

Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков просто на улице, убивающих свое свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употреблением наркотиков. На мой взгляд, во многом это происходит, потому что дети мало заняты социально-значимой деятельностью, плохо организован их досуг, резко сократились духовность и материальные блага.

Где же выход?

В последнее время в России идет активный рост детских, молодежных организаций и объединений, развивается ученическое самоуправление, на почве которого подрастают лидеры.

В Челябинской области нужны молодые лидеры, и не только ей, но и всей России, потому что нашей областью, как и всей страной, руководят люди, которым далеко за тридцать.

12 + РЕБЁНОК ХОЧЕТ БЫТЬ ПЕРВЫМ ВО ВСЕМ.doc

У нас так мало молодых, энергичных политиков, способных повести за собой.

Я живу в селе Травянка, но учусь в селе Дробышево в школе, которая даёт мне возможность проявить себя. Ведь в школе созданы для этого все условия. Моё будущее будет связано с моим селом, потому что я люблю его и не мыслю себя вне него, волнуюсь за его будущее. А наша Детская общественная организация «Компас» интересна для нас. Она может прожить как отдельная единица, но союз с органами ученического самоуправления других школ, позволит готовить настоящих лидеров. Ведь в нашем государстве старшеклассники проявляют свои способности от оратора на предвыборной гонке, до политического деятеля в правительстве. Я считаю, что наша школьная организация «Компас» нужна школе. Ведь она является тем фундаментом, на котором строится дом. Это та клетка, которая является структурной единицей всего живого. Здесь, в школе, мы не просто играем в самостоятельность, а понимаем, кто такой настоящий гражданин, руководитель, лидер.

Лидеры, кто же они?

Настоящий лидер – это тот, кто, прежде всего, думает о людях, не как об инструменте, благодаря которому можно достичь вершин славы, а как о людях, нуждающихся в человеке, который поможет, как помогает птицам вожак, указывая путь. Но он только показывает, а решают люди сами идти или не идти за ним.

Настоящий лидер – это ещё и тот, кто способен повести за собой, определить верный путь, взять на себя ответственность за решение. Лидеру верят, он может придать смысл жизни другому человеку и, на мой взгляд, способен дать ему уверенность в себе и в своем будущем.

Лидеру всегда необходимо осознавать, что большое значение имеют личностные качества, такие как компетентность, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, способность управлять собой, наличие четких целей, умение влиять на окружающих. А самое главное – способность признавать свои ошибки, общительность. Думаю, что одно из самых важных качеств, пожалуй, общительность.

Общительность – это открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми, устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими, как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения. Гениями общения являются люди, обладающие душевным спокойствием, чувством юмора, неподдельным интересом к людям и, в конце концов, артистизмом, положительной энергетикой и умением при этом сказать «нет» ни кого этим не обидев, хотя это и непросто. Поэтому самым важным на данном этапе моей жизни является работа в школьной организации нашей школы, я с удовольствием работаю в должности президента, но главное – это доверие моих подчиненных. Мои министры ценят во мне работоспособность.

Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную работу длительное время и не уставать вести за собой других. В моей работе как президента помогает добиваться результатов, которые дают мне большой шанс организовать вокруг себя моих единомышленников.

Быть лидером важно для меня. Это реальный шаг в будущее! Потому что это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт. Качества лидера полезны во всех начинаниях, во всех профессиях. В современной жизни невозможно обойтись без лидерских начал.

Я твёрдо знаю, что Россия одна из великих держав, и осознаю, что завтра мне, как гражданину нашей страны, будет доверена её жизнь, спокойствие и благосостояние. И я горда, что моя школьная организация является тем звеном, которое развивает в человеке все его личностные качества. И хотя работа в ученическом самоуправлении кажется игрой, это очень серьёзно. И я верю – у нас обязательно получится.

Личные достижения.

1. Грамота МОУ «Дробышевская СОШ №1 за активное и участие в культурной жизни школы, 2005 г.

2. Удостоверение стипендиату от Главы Троицкого муниципального района Л.В. Шаталова, 2006 г.

3. Благодарственное письмо МОУ «Дробышевская СОШ №1 за успехи в исследовательской работе и активное участие в культурной жизни школы, 25 мая 2007 г.

4. Грамота МОУ «Дробышевская СОШ № 1» за активное участие в общественной и культурной жизни школы, 2007 г.

5. Грамота МОУ «Дробышевская СОШ №1» за хорошую учебу и активное участие в жизни школы, 2008 г.

6. Грамота МОУ «Дробышевская СОШ №1» за плодотворный и добросовестный труд в летнем трудовом отряде Главы Троицкого муниципального района, 1 сентября 2009 г.

7. Грамота МОУ «Дробышевская СОШ №1» за I место в районной олимпиаде по литературе, 2009 г.

8. Грамота МОУ «Дробышевская СОШ №1» за I место в районной олимпиаде по русскому языку, 2009 г.