Ребенок боится маму

08.03.2019 0 Автор admin

Страхи детей. Чего боятся наши дети

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п.

Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей. Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенныхх квартир. Установленно, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими. Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов. Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир. Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

— Страх новой окружающей среды

— Страх отдаления от матери

— Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

— Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)

— Страх оставаться одному

— Ночные страхи

От 3 до 5 лет

— Страх одиночества, то есть страх “быть никем”

— Страх темноты

— Боязнь замкнутого пространства

— Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

— Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.

— Боязнь родительского наказания

— Страх перед животными

— Боязнь страшных снов

— Боязнь потерять родителей

— Страх смерти

— Боязнь опоздать

— Страх перед заражением какой-то болезньюВот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка

Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций.

Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога

Это также не лучшее время для выяснения отношений.

Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.

Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

Находите побольше времени для рисования

Играйте всей семьей

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.

Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.

Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый — “Рисуем страхи”

Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

Предметно-ролевые игры

Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и рассавить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное , чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

Ролевые игры-драматизации

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

Нередко возникают ситуации, когда в достаточно благополучной семье ребенок начинает бояться собственных родителей.

Основной причиной подобного страха может стать критичность родителей, которые постоянно делают замечания ребенку и ждут от него совершенства, хотя наверняка знают, что это недостижимое условие. Таким образом, постоянная критика вызывает в ребенке страх перед неудачами. Усугубляет эту ситуацию тот факт, что, как правило, такие критичные родители не способны на похвалу. В то время как именно похвала может побудить ребенка к дальнейшим свершениям и страх перед родителями сможет исчезнуть.
В случаях, когда воспитанием ребенка занимается исключительно мама, может возникнуть страх перед ней, поскольку жизненные трудности делают ее нервозной и раздражительной. Именно тогда мать начинает проявлять гиперопеку, вместе с тем предъявляя слишком высокие требования к ребенку, которые на данном этапе трудновыполнимы. В итоге ребенок теряется, поскольку за один и тот же проступок он может быть как отшлепан, так и спущен с рук. Такое положение вещей проявляется в манипулировании ребенком, «давлением на жалость». Так же может развиться сильная тревожность, поскольку малыш начинает боятся маму. Это чревато возникновением беспомощности, когда ребенок просто не знает, как поступать в сложных ситуациях.
Подобное состояние беспомощности в совокупности с чрезмерной заботой вызывает в ребенке полное непонимание, поскольку, что бы он ни сделал, все равно будет не так, как нужно. Поэтому единственным правильным решением в этом случае становится просто ничегонеделание ребенка. Таким образом, с раннего детства такие дети начинают осознавать, что инициатива наказуема и поэтому делегируют все полномочия маме, начиная от одежды и заканчивая хобби.
Такой подход к воспитанию детей очень непродуктивен, поскольку ребенок с самого детства ощущает, что его мнение никто не учитывает и может потерять жизненный интерес. Конечно, в глубине души он ждет успеха, но с условием, что этот успех ему создаст кто-нибудь другой, как делала это его мама в детстве.
Чтобы решить подобную проблему беспомощности, необходимо родителям научиться делегировать полномочия ребенку в зависимости от его возраста.

Чего боятся дети? Побеждаем детские страхи

Если, например, в 5 лет ребенок может помыть за собой чашку, то в 7 лет он уже способен убрать за домашним животным. Не старайтесь сделать все за ребенка, волнуясь, что если он и сделает что-то, то вам придется за ним все переделывать. Первые разы, конечно, придется, но потом это занятие войдет в привычку, и он будет делать его все лучше, особенно, если это занятие будет подкрепляться похвалой со стороны родителя.
Также не стоит проявлять излишнюю критичность по отношению к малышу: он еще мал и неопытен, но со временем, если его направлять и учить, то он сможет всего достичь. Наберитесь терпения, ведь процесс воспитания достаточно сложный процесс, требующий внимания и последовательности.

Полезный совет

Не стоит проявлять излишнюю критичность по отношению к малышу

Автор: Администратор сайта | 06.05.2014

В этой статье я дам серию коротких ответов на вопросы читателей, связанных с основными страхами человека.
Живя на грешной Земле, мы все время чего- то боимся: умереть, заболеть и ошибиться.
Почему людям страшно? Возможно ли победить страх? Как бороться со стыдливым страхом?

Вот, пожалуй, то, о чем мы будем бегло говорить.
Объяснения страхов, которые будут опубликованы ниже, составлены грамотным независимым экспертом по социологическим вопросам, который уже познакомился с постоянными читателями этого сайта.

Почему трусость самый страшный порок

Алина хочет знать почему трусость можно по праву считать самым страшным пороком?
Давайте сначала определимся с тем, что трусость и боязнь- это несколько отличающиеся категории.
Под стыдливой трусостью необходимо понимать тот порок, который тесно связан с неуверенностью в конкретном деянии.

Трусы, по своей природе, люди бережливые и лишенные отчаянной смелости в геройских поступках. Когда наступает момент необходимого вмешательства, то трус проявляет духовную слабость, тем самым допуская совершения неблагоприятного события для себя или окружающих.
По этой причине, трусость можно считать самым страшным пороком. Но в некоторых случаях, трусость- это не что иное, как безусловный инстинкт самосохранения человека.

Почему я такая страшная

Почему я такая страшная?- задает нам вопрос Марина из города Брянска.
Девушка считает себя уродиной и аутсайдером современного общества.
-У меня опускаются руки, и я не хочу даже пользоваться косметикой. Ее смоешь, а рожа останется. Пускай меня любят такой, какая я есть- объясняет свою позицию Марина.

Уважаемая Марина, Ваш ответ уже содержится в письме.

Вы не страшная, а с всеобщего позволения сказать- не ухоженная.
Косметика- это немало важный атрибут в формировании красивости.

Детские страхи: чего и почему боятся дети?

Вы ее называете искусственной, забывая о том, что страшная женщина- это личность, лишенная прирожденной привлекательности.

По этой причине, ей, как никому другому, следует следить за своим внешним видом, а не опускать руки, постепенно опускаясь.
Что касается постановки вопроса, то физически страшноватая женщина формирует изначальный отсев тех, кто ориентируется только лишь на красоту. Вам такие нужны? Я полагаю, что нет.
Если уж говорить начистоту, то страшная женщина, которая прекрасно понимает, что природа сэкономила именно на ней, никогда об этом на людях не заикнется, а будет демонстрировать чертовски уверенный характер и такую баснословную ухоженность, что мужчины будут лежать все у ее не слишком красивых ног.

Почему страшно с похмелья

-Почему страшно с похмелья?- пишет нам Борис из города Львова.
-Я однажды так налакался, что с утра не мог понять, где нахожусь. Голова трещала “по швам”, а ладони были липкими от страха. Мне показалось, что вокруг шныряют черти- пугает нас своим откровением Боря.

Уважаемый Борис.

В том, что Вам страшно с похмелья, ничего страшного нет)
Вы испытали на себе так называемый абстинентный синдром, который может проявить себя тревожной симптоматикой. После бодуна, когда во рту “кошачий судок”, психика человека находится в посттравматическом состоянии.
Вам могут привидеться не только черти, но и пустой стакан))

Похмельный синдром для каждой жертвы попойки сугубо индивидуальный. Люди с достаточно крепкой психикой не испытывают утренних мучений, связанных со страхами. Они снимают похмельный синдром стаканчиком холодного кефира.

Лица с ослабленными нервишками часто проявляют не совсем адекватное видение объективной реальности.
По этой причине, Борис, не стоит злоупотреблять тем, что Вам не “по зубам”.

Почему страшно ночью

-Почему страшно ночью?- задает нам вопрос Герман из города Тольятти.
-Вообще я человек не трусливый и мне не страшно ходить по ночам. Но как только моя голова опускается на подушку, ко мне приходит непонятное ощущение страха, объяснить который я не могу- делится с нами своим откровением парень.

Уважаемый Герман.

Ваши ночные страхи- это кропотливая работа специалиста в области глубинного психоанализа.
Только не пугайтесь, ибо Вы здоровый человек.
Если говорить навскидку, то можно предположить, что Ваши ночные страхи могут быть связаны с мимолетным испугом, произошедшим в детские годы.
Вы об этом благополучно забыли, а вот психика- помнит и раскручивает дурную симптоматику, боясь, что Вы вновь испугаетесь.

Попробуйте спросить родителей, был ли у Вас когда- либо ночной испуг. Боялись ли Вы спать без света темной ночью?
Скорее всего, родители ответят на Ваш вопрос утвердительно.

Почему страшно жить

-Почему так страшно жить?- задает нам вопрос Ирина из города Мытищи.
-Раньше за собой я не замечала никаких страхов. Училась нормально, правда всегда была застенчивой и не слишком уверенной в себе девочкой- продолжает свой рассказ Ирина.

Уважаемая Ира.

И опять Вы даете мне подсказку, связанную со своими жизненными страхами.
Неуверенность в себе- это одна из форм страха к жизни.
Вы боитесь не жизнь, как процесс существования, а наступление нежелательных событий.
Вам страшно жить потому, что былая и настоящая неуверенность в себе парализует волю к важным мероприятиям и рисковым делам.
Вы боитесь потерять работу, заболеть и остаться одной. Это и есть те страхи, которые мешают нормально жить.
“Окунитесь с головой” в мои предыдущие публикации, в которых Вы сможете найти ответ на поставленный вопрос о том, почему страшно жить и как купировать симптомы страха.

Только что Вы узнали о том, почему людям страшно, познакомившись с пятью основными причинами боязни человека.

А я желаю Вам смелости в рискованных мероприятиях!

Похожие темы

Поделитесь страницей в социальных сетях

Оставить комментарий

Главная >> Детский мир >> детские страхи 

Детские страхи.
Страх — одно из основных человеческих переживаний. Это первичная неприятная эмоция, вызванная опасностью и желанием убежать от нее. Страх помогал первобытному человеку выжить в опасном первобытном мире. Страх защищает нас от испуга, опасности, это чувство помогает нам защититься от противника, спасаясь бегством или нападая самому. Страх влияет на наше тело и мозг. При страхе учащается сердцебиение и дыхание. происходит покраснение или побледнение кожи,  могут появиться головокружение, боли в животе, понос, рвота. Страх нарушает мыслительную функцию, часто у детей, которые бояться наблюдается невозможность обучаться. Длительный страх может перерасти в фобии:боязнь животных, боязнь полетов на самолете, боязнь закрытых пространств, боязнь загрязнений, публичных выступлений, экзаменов.
Есть реальные страхи, например, боязнь  наводнений, террора, встреча с бандитом. И есть невротические страхи, когда предметы объективно лишены опасных свойств, например,  страх темноты, страх тараканов, червяков. Невротический страх отличается от реального тем, что есть несоответствие между причинами страха и испытываемой реакцией. К внутренним раздражителям, вызывающим чувство страха, относятся неодобряемые инстинктивные побуждения и желания. Чаще всего это агрессивные или сексуальные влечения. У маленьких детей еще не сформированы процессы сублимации ( способ находить разные удовлетворения, замещающие запретные желания), поэтому может появиться невроз страха.

Страхи появляются у детей достаточно рано. Первый страх и его проявление можно увидеть у детей 8 месяцев, детский психоаналитик Рене Шпиц назвал его « тревогой восьмимесячных» или « страх незнакомца».  Это происходит, когда ребенок научается отличать близких людей от посторонних. В этом возрасте начинает формироваться базовое доверие, то есть уверенность в том, что мама придет на помощь. Реакция на незнакомых людей связана и зависит от реакции мамы. Страх перед незнакомым может перерасти в страх смерти, страх неизвестности и отделения.
Еще одну раннюю форму страха описала английский психоаналитик Мелани Кляйн. Если взрослый или ребенок свои агрессивные импульсы направляют на другого человека, то они начинают бояться, что этот человек может тоже его наказать и , значит, он опасен. Поэтому в обществе есть ритуалы приветствия, протянутые руки, которые означают, что не делай мне вреда,  и я тебе его не причиню.
Итак, первичным страхом для ребенка является страх отделения от мамы, от нее ведь зависит жизнь ребенка. Позже у ребенка , который научается самостоятельно ходить, говорить появляются страхи, связанные с поеданием. Маленький ребенок боится, что его съедят, так как еда -основной вид деятельности, осуществляемый им. И первый сказки связаны с этим. например «Колобок», про Бабу-ягу, Бармалея. В возрасте 4-5 лет наступает период страхов, который длится до 7-8 лет. Страх покинутости, неизвестности перерастает в страх темноты. Ребенок наделяет темноту фантастическими чудовищами, так как ему еще сложно реальность отделить от фантазии, то дети боятся засыпать одни , без ночника. Многие дети оттягивают сон, требуя у взрослых то попить, то поесть, то сходить в туалет. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх темноты, используют помощников: мягкие игрушки, ночники, фонарики, приоткрытую дверь в его комнате, различные ритуалы отхода ко сну, например разговор с ребенком о чем-то приятном и планах на завтра, чтение книжки. Есть еще способы самозащиты, которые ребенок изобретает. чтобы не быть одному ,например это песни. Но не стоит укладывать ребенка в постель к родителям. Такие дети страдают и психологически, и интеллектуально, они остаются инфантильными, капризными, мало адаптированными к саду, школе. Если ребенок посреди ночи заявился в постель к родителям, его стоит утешить, успокоить и отвести в его кровать.
В определенном возрасте могут возникать разные страхи, например в возрасте от 2-4 лет ,когда ребенка приучают к горшку, чистоплотности, может появиться страх загрязнений, ребенок сломя голову может бежать мыть руки или плакать,  если испачкал одежду, отказываться рисовать красками, чтобы не испачкаться. Такая чрезмерная брезгливость, если не проходит через 2-3 месяца, то это предвестник невроза, фобии. В возрасте от 3 до 5 лет во время прохождения эдипального комплекса у детей могут появляться страхи, связанные с желанием быть любимым объектом у родителя противоположного пола. Родитель своего пола воспринимается как соперник, который препятствует желаниям и может за них наказать. И такая фантазия может превратиться в страх. При этом место наказывающего родителя замещается часто образом большого, наводящего страх-животного: волка, лошади, собаки. В возрасте 7-9 лет у детей появляются представления и мысли о смерти близких людей и самого ребенка. Дети начинают осознавать, что вечно не могут жить. Он начинает задавать вопросы, что будет после смерти. Поэтому тему смерти необходимо детям раскрывать, не делать секрета, так как умалчивание приведет к тревоге и страху. К этой теме, как и к вопросам о сексе у ребенка должен бытьсвободный доступ. Страх смерти часто принимает формы конкретных угрожающих жизни ситуаций: пожар, заболевания, падения лифта, войны.
В подростковом возрасте появляются социальные страхи, которые связаны с  внешней привлекательностью, с успешностью среди одноклассников, с о страхом осуждения ,критики, унижения, сдачи экзаменов, публичных выступлениях. Все эти страхи в основе своей имеют ранние  детские страхи. Но подростку сложнее признаться в этих страхах. Поэтому ранние страхи приобретают новое содержание, например, приобретают мистический характер, интереса к сверъестественному, к колдовству, полтергейсу. Проблемы искажения восприятия своей внешности, негативное внимание к своему внутреннему миру, самокопание приводят подростка к страху самоубийства или страху сойти с ума. Страх агрессивных действий со стороны незнакомцев произрастает из тревоги восьмимесячных младенцев перед незнакомцем. Подростковые страхи необходимо прорабатывать и помогать справляться с ними подросткам, так как,  переходя во взрослую жизнь, они отравляют существование человеку и его близким.
Начиная с возраста 5 лет, дети начинают помнить свои сны. Сновидения могут быть страшными, сюжеты их связаны с опасными хищниками, привидениями, чудовищами, которые преследуют ребенка и хотят его растерзать. В зависимости от того, как справляется психика с конфликтом, ребенок может быть беспомощным перед страшными персонажами сна, тогда он просыпается в холодном поту,  или находчивым, сильным, обладающим необычными способностями, которые помогают ему одержать победу.
Повторяющиеся страшные сновидения говорят, что с психикой не все в порядке, в таких случаях следует обратиться к психологу для разрешения конфликта и привидения в порядок психики. Иногда в сновидениях детей опасности подвергаются близкие ребенка. В таком случае происходит проекция агрессивных импульсов ребенка, которые он испытывает из-за обиды и злости на близкого человека, но так как моральная инстанция психики осуждает такие негативные чувства, то отреагирование этих чувств в сновидениях и вызывает страх. Обнаружение в себе подобных злых чувств- это внутренняя угроза.
Примерно в возрасте от 6 до 11 лет у детей большой популярностью начинают пользоваться детские страшилки. Это жуткие и коротки истории про девочек и мальчиков, которые попали в жуткое место и встретили там чудовищ, скелетов, привидений. Такие страшилки являются лекарями и обладают терапией с собственными страхами, которые успешно преодолеваются. Эдуард Успенский написал книгу « Самые страшные ужасы», в которой собрал такие страшилки. Часто такие страшные истории дети рассказывают в лагере, когда расстаются с родителями.

Чего боятся дети?

Тревогу отделения, которую испытывают дети, попадая в детский сад, лагерь легче переживать коллективно, рассказывая страшные истории. Истории рассказываются тихим голосом, желательно в полутьме, а последние слова резко и громко выкрикиваются с резким хватательным движением. Выбирается очень впечатлительный слушатель, который после слов, например, « отдай мое сердце», вскрикивает, визжит, и все пугаются и находятся в состоянии страха.
Вот одна такая история:
Это было давно. На одной черной-черной планете был черный город. В этом черном-черном городе был большой черный парк. Посреди этого черного-черного парка стоял черный дуб. В этом большом черном дубе было черно-черное дупло. В нем сидел страшный и большой скелет и говорил:
— ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!

Можно поделиться и своими страшилками с детьми. Если они вам расскажут такую страшную историю, то стоит испугаться и позволить ребенку насладиться его бесстрашием. Уважаемые родители, помните, что очень полезно для психического здоровья вашего ребенка, когда он рассказывает и проигрывает страшные истории.

Как помочь ребенку справиться со страхами.
Это простые способы, но они  очень эффективны, чтобы помочь ребенку преодолеть тревогу и страхи.
Первый способ: вербализация, это рассказ о страхе или страшном сне. Сны запоминаются сразу после пробуждения, поэтому очень важно услышать, что говорит ребенок вам ,когда проснулся. Нужно не разубеждать малыша, что ничего страшного не произошло, а обсудить и придумать способ борьбы и победы. Самым эффективным будет способ, который предложит и найдет сам ребенок.
Второй способ, используется, если не помогает первый. Визуализация образа. Предложите ребенку нарисовать,  вылепить страх из пластилина. При этом можно задавать уточняющие вопросы: «  Какой страх? Что он может сделать? Чего боится сам страх? Как с ним справиться?» После создания образа предложите ребенку уничтожить страх, но способом, который он придумает. Возможно,  это будет продолжение рисунка, заключение страха в клетку, тюрьму. Некоторые дети делают страх смешным. Упорные страхи могут с первого раза не пройти, поэтому стоит несколько раз повторить процедуру.
 Третий способ- это игра. Ребенок перестает бояться, идентифицируясь со страшным персонажем, то есть он становится страшным и ужасным, кричит, рычит, пугает всех. Взрослый должен принять роль того, кто боится, является слабым и беспомощным. Если ребенок смеется , испытывает радость, то страх уходит. Но нельзя усиливать страх, пугая ребенка. Посредством игры ребенок из пассивного и беспомощного превращается в активного и сильного персонажа, таким образом, он избавляется от неотреагированных негативных чувств: обиды, злости, агрессии, страха.
Полезно в спокойной ситуации обсуждать с ребенком пугающие его предметы и ситуации, разъясняя то, что ребенок не знает в силу своего маленького возраста. Так как непонятное и неизведанное пугает чаще всего, то объясненный страх уже легче перенести. И стоит особенно серьезно относиться к детским сновидениям. Работа со сновидениями дает хороший терапевтический результат, формирует миролюбие, дружественность, душевное здоровье. В результате обретается целостность внутреннего мира, устраняются неприятные переживания. Сны ребенка часто зависят и формируются под влиянием значимых для него взрослых. Если родители чрезмерно  строгие и критикующие, то у ребенка будет появляться больше страхов и страшных сновидений.