Ребенку три года не разговаривает

02.01.2020 0 Автор admin

Содержание

Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука , говорит звук (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты — логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Для любого родителя очень важно, чтобы малыш развивался соответственно возрасту. Речевое развитие, один из наиболее значимых процессов в жизни. Принято считать, что к 3 годикам дети неплохо разговаривают. Но иногда случаются отклонения, которые очень беспокоят членов семьи — в свои 3 года малыш не разговаривает или разговаривает плохо.

Ребенок не говорит в 3 года: основные причины

В целом, можно выделить две основные группы причин, по которым дите в 3 года не разговаривает должным образом:

  • физиологические;
  • социальные и психологические причины.

Трехлетний малыш

Физиологические причины отсутствия речи у детей:

  • Проблемы со слухом. Любые проблемы, связанные с развитием слухового аппарата, оказывают негативное влияние на развитие речи малыша. Те дети, у которых наблюдается тугоухость, всегда будут отставать в плане речевого развития. Обязательно нужно проверить детский слух, обратившись к квалифицированному врачу.
  • Слабое развитие речевого аппарата. У чада могут быть слабо развиты челюстные и лицевые мышцы. Необходимо обратить внимание на наличие повышенного слюнотечения, рвотного рефлекса при попытках проглатывания твердой пищи, а также на то, часто ли приоткрыт рот. Причиной этого может стать то, что малыша слишком рано отучили от груди.
  • Недоношенная беременность;
  • Тяжелые заболевания, которые перенес в первые годы жизни.
  • Такая болезнь, как аутизм.
  • Особенности генетики. У чада может быть генетическая предрасположенность к замедленному речевому развитию. Это передается по наследству, при этом могут отсутствовать какие-либо патологии.

Проблемы в семье

Психологические и социальные причины:

  • Отсутствие потребности и необходимости в разговоре. Если взрослые постоянно угадывают пожелания и опекают, то у любимца просто нет какой-либо потребности в том, чтобы донести свои желания до окружающих.
  • Психологический стресс. Из-за какого-либо события, которое негативным образом отразилось на психике, процесс развития речи может застопориться. Таким событием может послужить разлука с мамой, смена обстановки заболевание. В таком случае необходима консультация детского психолога.
  • Недостаток внимания. Если с чадом не проводят много времени, не вовлекают его в общие занятия, у него не формируется потребности в выражении своих мыслей.

Ребенок плохо говорит в 3 года: как проявляется задержка с сохранным интеллектом

Под задержкой речевого развития подразумевается ситуация, при которой малыш овладевает речью позднее, чем предусматривает возрастная норма.

Это явление характеризуется такими чертами:

Невозможность выразить свое желание

  • качественное и количественное недоразвитие вокабулярного запаса;
  • несформированная экспрессивность устной речи;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • неполное проговаривание слов;
  • невозможность выразить свое пожелание.

К сведению! Определить задержку развития речи можно посредством визита к специалистам. Также, если родители много общаются с ребенком, то им станет очевидно наличие этой проблемы.

Как определить уровень развития речи у ребенка в домашних условиях?

При должном внимании, определить уровень развития речи даже в домашних условиях несложно.

К сведению! Основной параметр, на который нужно обратить внимание, это то, насколько отличается уровень развития речи конкретного малыша от этого показателя у сверстников, иными словами, насколько хуже или лучше он говорит.

Кроме этого, существуют специальные таблицы, в которых отражено соответствие динамики развития речи ребенка возрастной норме. Эта информация общедоступна и понятна даже непрофессионалу. Проведя сравнение развития речи ребенка с такой таблицей, можно выявить наличие у него проблем и пробелов, и помочь разговорить малыша.

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок должен обладать связной речью, а не мычать и неадекватно реагировать. Он должен уже уметь выстраивать предложения.

К окончанию третьего года жизни должно наблюдаться следующее:

  • отчетливость речи;
  • улучшение произношения;
  • способность называть все окружающие предметы;
  • появление в вокабуляре таких частей речи, как местоимения, прилагательные и предлоги;
  • попытки согласования слов (использование родов, падежей и чисел);
  • умение запоминать и пересказывать маленькие художественные произведения.

К сведению! Именно в этот период дети, развитие речевого аппарата которых происходит в соответствии с возрастными нормами, проявляют особое желание коммуницировать как со взрослыми, так и со сверстниками. Они учатся налаживать вербальные контакты, учить привычки, начинать помогать.

Ребенок не разговаривает в 3 года: что делать

Все родители, столкнувшиеся с проблемой задержки развития речи у ребенка, задаются вопросом, почему не говорит, что делать, как научить, нужно заставить или исключить напор, сколько времени понадобится. Комаровский дает некоторые объяснения.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский, при наличии у мальчика или девочки проблем с речью, настоятельно рекомендует обратиться к квалифицированным специалистам:

  • ЛОР. Потребуется проведение аппаратного обследования слуха, аудиограммы. Это позволит определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом.
  • Невролог. Именно наличие неврологических патологий зачастую служит причиной нарушения развития речи. Важно отметить в разговоре с врачом, когда ребенок стал воспринимать человеческую речь, в каком возрасте началось гуление, какие навыки ему присущи в 3 года.
  • Логопед. Специалисты этого профиля могут определить наличие нарушений речевого аппарата (например, короткую уздечку или слабое развитие лицевых мышц и языка).
  • Психолог. Возможно, недостаточное развитие речи объясняется причинами, связанными с психологическим состоянием.

Доктор Комаровский

В качестве важнейших шагов, которые необходимо предпринять родителям, доктор Комаровский выделяет следующие:

  • обследование ребенка на физические и неврологические нарушения;
  • консультации с врачом-логопедом и психологом;
  • ограничение долгого неактивного времени, которое ребенок проводит, играя в гаджеты;
  • проведение большего количества времени в общении с ребенком;
  • частое употребление названий окружающих предметов при общении с ребенком;
  • проговаривание совершаемых действий, что как будет называться.

Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за молчание. Любые попытки ребенка заговорить нужно оценивать положительно и хвалить.

При общении с ребенком в возрасте трех лет, нужно ставить перед ним несложные открытые вопросы — зачем, почему, как и т. д.

Также ему стоит читать вслух детскую литературу, разучивать короткие стихотворения, поговорки и потешки. Важно всячески стимулировать общение ребенка с другими детьми.

Желания ребенка предугадывать нельзя. У него должна быть потребность в выражении своих потребностей и пожеланий. А его просьбы нужно уточнять.

Ребенка следует ограждать от дополнительного стресса.

В некоторых случаях, при наличии у ребенка задержки развития речи, врачи назначают комплекс лекарственных препаратов. Такие таблетки направлены на то, чтобы улучшить питание мозговых нейронов. За счет этого стимулируется работа речевых зон головного мозга. Среди лекарств, применяющихся в данном случае, можно выделить Кортексин, Когитум, Нейромультивит и некоторые другие.

Важно! Лекарственные препараты ни в коем случае нельзя назначать ребенку самостоятельно, сделать это может только врач, исходя из наличия реальных показаний к такой терапии.

Вместе с приемом лекарственных препаратов, перечисленных выше, обычно назначается еще комплекс мероприятий:

  • микротоковая рефлексотерапия;
  • световая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • массаж;
  • занятия со специалистом в области нейропсихологии
  • летняя прогулка и разминка на свежем воздухе.

Коррекционный метод

Коррекционный метод подразумевает под собой комплекс мероприятий, целью которых является устранение дефектов речи ребенка. Соответствующие мероприятия проводятся профессионалами в области логопедии и дефектологии.

Артикуляционная зарядка

Среди таких мероприятий выделяют:

  • Артикуляционную зарядку. Это специальные упражнения, направленные на то, чтобы при произношении звуков ребенок правильно использовал язык, губы, легкие.
  • Установку звуков.
  • Звукоподражание.
  • Словоподражание.
  • Логоритмика — комплекс специальных упражнений, который построен на музыке, движениях и словах.

Педагогические методы

Эту группу методов по исправлению проблем речи могут применять родители и в домашних условиях. Основным аспектом в этом методе является процесс формирования мелкой моторики.

К сведению! В ходе многочисленных исследований было выявлено, что движения, совершаемые пальцами рук, активируют ту часть головного мозга, которая ответственна за устную речь.

Соответственно, с ребенком нужно производить следующие действия:

  • заниматься зарядкой пальцев рук;
  • массировать пальцы ребенка;
  • играть в игры, связанные с вкладышами;
  • заниматься с песком и крупами, а также в воде;
  • тестировать разные на ощупь вещества;
  • устраивать пальцевой театр и театр теней;
  • лепить (подойдут как глина и пластилин, так и тесто).

Другими методиками, относящимися к педагогическому методу коррекции речи, являются следующие:

  • инсценировки;
  • театральные постановки;
  • изучение фольклора;
  • составление рассказов.

Литература по теме Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить»

В настоящее время существует большое количество литературы, посвящённой проблеме становления речи ребенка. Одной из наиболее признанных и проверенных книг в этой области является «Ребенок учится говорить».

В этой книге освещаются основные этапы становления речи, а также даны советы по тому, как способствовать ее развитию у ребенка.

Что такое речь, и как она возникла?

По мнению автора, речь — это то, что позволяет объединить людей, способствует тому, чтобы они понимали друг друга, а также помогает сформировать общие взгляды и убеждения у людей.

К сведению! Речь — неотъемлемый атрибут познания мира, отличающий человека от животных, ставящих его на ступеньку выше в развитии.

Считается, что предпосылкой возникновения речи в человеческом формате явились те сигналы (зачастую сложные), которыми животные обмениваются информацией об опасности, коммуницируют друг с другом касательно пищи, симпатии и водопоя. Иными словами, делятся опытом и впечатлениями, вырабатывают план действий. Для этого, собственно, и предназначена человеческая речь.

Как ребенок понимает речь, и какова роль движений в развитии?

Ребенок сопоставляет слова, сказанные окружающими, с событиями и людьми вокруг него, с теми чувствами и впечатлениями, которые он испытал и познал.

Согласно исследованиям, проведенным Фоминой, речь напрямую связана с мелкой моторикой. Это объясняется тем, что проекция ручной кисти занимает примерно 1/3 на коре головного мозга. Развитие речи напрямую коррелирует именно с развитием моторики кистей рук.

Как нужно разговаривать с малышом?

Разговор нужно строить четко, правильно и полностью выговаривая слова. Требуется уделять внимание окружающим ребенка предметам, выводить его на диалог, стимулировать выражение своих потребностей в словесной форме.

Подбираем правильные игры

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики рук.

Игра с пазлами

Это могут быть:

  • пазлы;
  • вкладыши;
  • раскраски.

Полезно занятие театром, инсценировками, хорошо сказывается работа с мячиком и мелкими деталями.

К трем годам малыш уже должен иметь довольно развитую речь. На практике часто наблюдается задержка развития речевого аппарата. Родителям необходимо обратить внимание на такую задержку, чтобы вовремя начать борьбу с ней. Важно проконсультироваться со специалистами и определить правильный порядок лечения.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Человек с самого рождения и до совершеннолетия проходит определенные этапы развития. В каждом конкретном возрасте малыш должен осваивать те или иные навыки, выполнять поставленные перед ним задачи. Так, ребенок к году уже может самостоятельно передвигаться, сидеть, воспроизводить звуки, смеяться, распознавать родителей и близких родственников.

3-летний малыш должен быть развит физически, самостоятельно выполнять некоторые бытовые действия, различать цвета. Многие дети к этому возрасту уже вполне хорошо говорят, рассказывают стихи. Но иногда бывает так, что ребенок совсем не разговаривает в 3 года, и что с этим делать – не понятно. Ведь очень трудно определить, является ли молчание малыша нормой или свидетельствует о наличии проблем, в том числе задержки развития.

Среднестатистические нормы речевого развития и признаки ЗРР

Первые 3 года жизни для малыша – очень насыщенный период. За это время он должен обучиться многим навыкам, в том числе речевым. Если к 3 годам кроха молчит или плохо разговаривает, то это может быть признаком проблем в развитии.

К концу третьего года у малыша созревают области мозга, которые отвечают за речевую активность. Он овладевает грамматическими формами родной речи, ее особенностями и ритмикой, а также накапливает некоторый пассивный и активный словарный запас.

Речевые нормы детей данной возрастной группы:

  • употребляют около 250-1000 слов (активный словарь);
  • знают, как его зовут, сколько ему лет и прочие личные данные;
  • изменяют слова по падежам, родам, числовым формам (ошибки допустимы);
  • изъясняются краткими предложениями;
  • выполняют многоступенчатые просьбы (принеси из комнаты собачку);
  • понимают разницу между 1 и много;
  • проговаривают, что видят или слышат;
  • понимают и любят сказки, стишки, воспроизводят их.

Запомните!Каждый маленький человек развивается индивидуально. Поэтому если он не вписывается в одну-две из названных норм, то паниковать не стоит. Если же отставание идет по многим критериям, то это признаки задержки речевого развития.

Чтобы избежать проблем в дальнейшем и помочь крохе, необходимо выяснить причину его молчания. В этом помогут опытные специалисты.

Причины молчания и куда обращаться родителям

Причин молчания малыша может быть очень много. Наиболее распространенные из них:

  • Проблемы со слухом. Такая аномалия может быть врожденной или приобретенной. В первом случае младенец уже рождается глухим или имеет сниженный слух. В этом случае решить проблему бывает нелегко. Ухудшение слуха может появиться уже после рождения, например, вследствие перенесенных ЛОР-инфекций или травмирования барабанной перепонки.

    Если кроха не отзывается на свое имя, не реагирует на звуковые сигналы, то его необходимо показать отоларингологу.

    Он проведет визуальный осмотр и при необходимости назначит процедуру для определения слуховых возможностей – аудиометрию.

  • Неврологические расстройства. Если у малыша отсутствуют проблемы со слухом, то его направляют к невропатологу. Некоторые неврологические болезни могут затрагивать речевые центры.
  • Новообразования в головном мозге или дефекты его строения. Для диагностики таких аномалий проводят исследование мозга. Чаще всего назначают магнитно-резонансную томографию (МРТ) как наиболее информативный и безопасный метод.
  • Психологические проблемы. Иногда малыш замыкается в себе и перестает разговаривать вследствие пережитого психологического потрясения (страха, стресса, сильного испуга).

    В этом случае его необходимо показать хорошему психотерапевту.

  • Педагогические причины – неправильный подход в обучении ребенка речи. Он может не разговаривать по нескольким причинам:

    • отсутствие примера навыков речевого общения (родители не разговаривают с малышом и между собой);
    • билингвальность (в семье общаются на 2 языках);
    • давление (излишнее желание родителей, чтобы малыш заговорил как можно раньше).
  • Врожденные психические заболевания (аутизм).

В 10% случаев истинную причину задержки речи выяснить не удается.

Что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года?

Если до конца 3 года жизни кроха продолжает молчать или изъясняется лишь звуками и жестами, необходимо предпринимать меры по устранению проблемы. Родителям придется запастись терпением, поскольку процесс обучения речевым навыкам может быть долгим и трудным.

Медикаментозное лечение

Когда имеется проблема, с которой родители не могут справиться самостоятельно, необходимо воспользоваться помощью профессионалов. При задержке речи ребенку требуется консультация нескольких специалистов:

  • педиатра, который наблюдает малыша с рождения;
  • отоларинголога (поможет выявить проблемы со слухом);
  • детского невропатолога (определит наличие заболеваний нервной системы);
  • логопеда (выявит тяжесть нарушения);
  • детского психолога и психиатра (поможет распознать психические отклонения или наличие психологической травмы).

При определении причины патологии назначается комплексное медикаментозное лечение. В большинстве случаев такая терапия направлена на питание нервных клеток, создание между ними новых связей, а также активизацию речевых центров мозга. Для этого назначают такие препараты:

  • Глицин;
  • Церебролизин;
  • йодсодержащие средства;
  • Пантогам;
  • Фенибут;
  • Церепро;
  • Когитум и другие.

Также для стимуляции речевых центров в мозге применяются дополнительные методы – физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия), арттерапия, музыкотерапия, предметно-сенсорная терапия.

Упражнения и игры

Очень важна вовлеченность семьи и близкого окружения в процессы развития речи малыша. С ним нужно постоянно заниматься, разговаривать, поощрять его речевую активность. Для этого дома или на прогулке следует проводить с ним различные игровые упражнения:

  1. Комментирование. Малыш всему учится у взрослого. Мама и папа для него пример для подражания. Если они молчат, то и он будет молчать. Важно разговаривать с маленьким человеком, даже если он пока не отвечает. Родителям нужно научиться комментировать все, что происходит с ребенком, называть бытовые вещи, животных, предметы окружающей среды.

    Также дети хорошо запоминают звуки, поэтому следует не только назвать предмет (это кошка), но и рассказать, как она говорит (мяу), какая она (рыжая, красивая, мягкая).

  2. Озвучивание действий. Крохе легче запоминать слова, если они связаны со звуковыми сигналами (упал – ба-бах, идет – топ-топ).
  3. Веселая зарядка. По утрам можно выполнять с малышом несложные упражнения, сопровождая их веселыми стишками.

Занятия с логопедом и коррекционные методы

Бывает, что ребенок все понимает, выполняет просьбы взрослых, но что-либо сказать сам не может или делает это с трудом. Также у него могут быть проблемы с выговариванием звуков.

В этом случае ему необходимы занятия с логопедом или дефектологом для устранения дефектов речи.

Существует несколько коррекционных методов, которые применяют данные специалисты:

  • логоритмика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • специальный логопедический массаж;
  • звуко- и словоподражание;
  • постановка звуков с применением лопатки.

Выбор метода зависит от особенностей крохи, а также степени выраженности речевых дефектов.

Советы Комаровского

Известный и всеми уважаемый доктор Комаровский советует:

  1. Если к 3 годам малыш не говорит более-менее связно – это повод обратиться к специалистам.
  2. Брать в расчет динамику речевой активности. Словарный запас должен с возрастом увеличиваться, а речь улучшаться.
  3. При задержке речи гаджеты противопоказаны. Вместо компьютерных игр и телевизора предложите малышу прогулку или чтение сказок.
  4. Сравнивать своего ребенка с другими не нужно. Он не лучше и не хуже, он другой.

Как отличить задержку речи и исключить аутизм

В очень редких случаях ЗРР является ранним признаком аутизма. На наличие такой врожденной психической аномалии указывают следующие сопутствующие признаки:

  1. Отсутствие указательного жеста. Большинство детей, для того чтобы привлечь внимание к тому, что они хотят, указывают на предмет пальчиком. Это может быть пакет сока или яблоко. Также малыш указывает на интересующий его объект (машину, что едет, летящий в небе самолет, знакомого человека). Детки с аутизмом этого не делают.
  2. Задержка рецептивной речи (непонимание слов окружающих). Ребенок может не говорить, но понимать других – он выполняет просьбы, реагирует на ласковые или наоборот осуждающие слова. При аутизме дети не понимают речь окружающих.

    Признаки нормального и неблагополучного развития речи у детей

  3. Повторяющиеся игровые движения. Например, малыш часами подряд раскладывает кубики или вращает что-нибудь. Не несколько минут, а именно несколько часов. При этом он сосредоточен на одном предмете или действии.
  4. Отсутствие имитации действий окружающих. Ребенок в возрасте 1-3 лет постоянно пытается повторять движения взрослых. Ему улыбаются – и он улыбается, ему машут – он машет в ответ. Если малыш не пытается воспроизвести увиденные жесты и движения, это плохой признак.