Развивающие игры 3 лет

15.08.2018 0 Автор admin

Как играть с ребенком 2 – 3 лет и какие игрушки нужны малышу?

(подсказки для заботливых родителей)

Мамаева Наталия Васильевна

 

 

Ваш малыш растет и пытается проявлять активность, усложняя свои игры. Ассортимент игрушек увеличивается, так как с развитием ловкости и мышления ему требуются более сложные игрушки. Такой важный, интенсивный возрастной период заканчивается кризисом трех лет, когда возрастает самостоятельность малыша и формируется целенаправленность в действиях.

Давайте рассмотрим основные виды игровой деятельности ребенка двух лет и необходимые для этого игрушки. К двум годам  у ребенка появляется желание и стремление к установлению порядка в окружающем его мире. Ребенку очень не нравится, когда что-то лежит не на своем месте. У крохи появляется свой маленький мир. Этот период просто необходимо использовать для приучения малыша к аккуратности, которая останется с ним на всю жизнь, но если упустить этот момент, то потом очень трудно будет наверстать.

К двум годам нужно организовать личное пространство ребенку для игр, будь то маленький уголок, но в идеале, конечно, это его собственная комната. Игрушки лучше всего разместить в коробках, либо в ящиках. Любимые игрушки, которые обязательно появятся к этому возрасту, должны располагаться на нижних полках, чтобы малыш мог самостоятельно, без помощи взрослых, их брать. Выделите свободное место, где ребенок мог бы играть строительным материалом, либо катать мячик, машину. Для игры с некоторыми игрушками понадобиться маленькие столик и стульчик. В правильно организованном пространстве ребенку будет намного легче организовывать свои действия и соблюдать порядок. Для малыша очень важно знать, что он действует правильно и чувствовать самостоятельность, поэтому не забывайте одобрять правильные его действия.

На третьем году жизни у малыша начинает зарождаться начало игры. Это еще не та игра, которая есть в осознании взрослого человека, но уже и не предметно-практические действия с игрушками, которые доминировали до этого периода. Теперь малыш не просто узнает свойства предметов, а пытается сварить кашу, уложить куклу спать или покормить ее. Такая игра называется процессуальной, так как смысл ее не в сюжете, а в самом процессе.

В этом возрасте ребенок может повторять одно и тоже действие множество раз, причем без какого либо логического смысла. Он может сначала раз шесть накормить куклу, а только потом раза четыре сварить кашу. Малыш повторяет те действия, которые показал ему взрослый, не проявляя никакой фантазии. Но процессуальная игра очень важна, она предшествует настоящей творческой игре и просто необходима для ее развития. Игра сама по себе не может появиться, поэтому ребенка необходимо научить играть. От вашей совместной игры с малышом зависит, насколько полной и творческой будет его игра в дальнейшем.

Для того, чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество игрушек, так как большое количество игрушек дезориентирует кроху. Выберете самое необходимое. Это могут быть: 2-3 разные куклы (тряпичная, пластмассовая и кукла-голыш с набором одежды), кухонная утварь, набор кукольной посуды, мебель и предметы гигиены для кукол, набор муляжей овощей и фруктов. Также нужны игрушечные животные, различных размеров, с реалистичной внешностью и несколько предметов неопределенного назначения: шарик, брусочки разных размеров и цветов, колечки, колпачки, кусок материи, поролона. С такими игрушками довольно легко производить то или иное действие.

Летние игры для детей 2-3 лет в детском саду

Игрушки должны иметь достоверную внешность, легко узнаваемую для ребенка, то есть, если это зайчик, то он должен быть зайчиком, а ни каким-нибудь зеленым крокозябром. А вот писающие и плачущие пупсы или роботы-трансформеры не позволяют ребенку начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка.

        Вот несколько несложных, но полезных сюжетов для игры. Сварить каши и накормить куклу кашей, умыть ее, помыть посуду, расчесать куклу, дать ее посмотреться в зеркальце, сварить яичко (яичком может быть шарик), посадить куклу за стол, покормить ее яичком, помыть кукле руки с мылом (мылом может быть брусок), уложить ее спать, покачать на руках, укрыть одеялом, погладить по голове, поцеловать. Покатать пупса на машине, или не пупса, а перевозить кубики. Устроить куклам праздник, накрыть стол, пригласить гостей, рассадить их за стол, разложить угощения по тарелкам. Играя с малышом, обязательно оставляйте поле действия для него, чтобы он включал свою фантазию, и не забывайте поддерживать его игровые начинания.

          В этом возрасте у ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он ложится спать, садится кушать, берет с собой в детский сад. Такими любимцами могут быть плюшевые зайчики, медвежата, собачки. Иногда ребенок начинает закатывать истерики и родителям кажется, что контакт с ребенком потерян, в этих случаях кукла так же может прийти на помощь. Начните говорить с малышом от имени куклы, ребенок воспринимает куклу как самостоятельно действующее существо.

          Малышам 2 – 3 лет также понадобятся машины для перевозки, строительный материал для постройки башен, домов, замков, подойдет конструктор типа «Лего» с крупными деталями, которые легко брать детской ручкой и вставлять один в другой. Конструирование очень хорошо помогает развивать творческие и умственные способности ребенка. Такие игры очень хорошо развивают мелкую и крупную моторику.

          Первые книжки-картинки должны появиться у малыша. Ребенку очень нравится рассматривать яркие картинки и слушать рассказы взрослых. Картинки должны быть как сюжетными, так и просто предметными. Для игры возьмите 2-3 картинки и попросите малыша найти на картинке тот или иной предмет. Можно разрезать красочные открытки пополам, и, показав малышу половинку, попросить найти вторую половинку из 2-3 (максимум 4, но не более!!!) предложенных картинок.

Обязательно  в арсенале игрушек должны присутствовать мячи, причем разных размеров и материалов. Очень полезны так называемые автодидактические игрушки – это пирамидки, вкладыши, коробочки типа «матрешка».

Ребенок третьего года жизни, действуя с предметами, экспериментируя с ними, познает мир. Задача взрослого – разнообразить предметный мир ребенка, а также поддерживать интерес к новому. Здесь очень хорошо подойдут динамические игрушки, которые начинают двигаться с помощью усилий ребенка – это юла, мяч, неваляшка. Все динамические игрушки можно разделить на:

·        игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок, мобили др.);

·        качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка);

·        катящиеся (дорожка для катания шариков — кегельбан, мячи);

·        лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат);

·        шагающие игрушки (шагающие куклы). 

Но не путайте динамические игрушки со всевозможными электронными, заводными, на дистанционном управлении и так далее.

            Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Используйте свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Игры с водой, песком, создание мыльных пузырей и многое другое внесут в жизнь малыша радость открытия и познания. Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях.

Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Важно, чтобы взрослый признал те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.

Есть еще один серьезный нюанс: чтобы речь ребенка развивалась активно и правильно, все действия с игрушками необходимопроговаривать вслух (сначала это делает взрослый, затем вместе с ребенком, потом малыш сам научится этому). Будьте терпеливы и доброжелательны к своим детям, и они ответят Вам благодарностью.

Как заниматься с 2-х летним ребенком для развития мышления, памяти и моторики?

При достижении ребенком двухлетнего возраста, особое внимание родители малыша должны обратить на развитие индивидуальности и личности. Постигать мир, общаться с окружающими, приобретать полезные навыки ребенок сможет посредством активных занятий, которые будут с ним проводиться. Основной целью таких занятий является развитие у ребенка основных психических функций, таких как: мышление, память и моторика.

Основная задача – научить ребенка развивать свою речь, постепенно расширяя словарный запас, тренировать моторную функцию рук, а также развивать свое мышление.

Поскольку на 2 году жизни зачастую ребенок неусидчив, капризен и активен, следовательно, стоит помнить о том, что не стоит сразу перегружать внимание ребенка.
Старайтесь, чтобы занятия имели недолгую продолжительность с частыми перерывами на отдых.

По совету психологов, основные занятия с ребенком на развитие мышления, памяти и моторики должны быть направлены на следующие действия:

Тренировка и развитие моторики;

Развитие чувств;

Развитие творческого мышления;

Развитие математического мышления;

Развитие речи и расширение словарного запаса.

Итак, для развития у ребенка всех 3 основных психических функций применяйте простые, но действенные способы.

1. Заучивание стихов наизусть, чтение книг, просмотр картинок

Для развития памяти и речи, читайте с ребенком книги, просматривайте картинки. Начинайте с простых детских сказок, в которых зачастую присутствуют повторяющиеся фразы. Пусть ребенок проговаривает вместе с вами слова вслух. Рассматривая картинку, озвучивайте, что на ней изображено и предлагайте ребенку повторить за вами.

Наиболее эффективным способом развития памяти является заучивание стихов наизусть. Выбирайте не слишком сложные и длинные стихотворения, читайте ребенку, а затем начинайте разучивать. Произносите по строчке, а ребенок пусть заканчивает рифму. Далее предлагайте ребенку повторять все стихотворение след за вами. Далее дайте возможность ребенку самостоятельно начинать каждую строчку стиха и так далее, пока ребенок не выучить весь стих наизусть. Повторите выученный стих на протяжении 2-3 дней. Затем устройте домашнее выступление, предоставьте ребенку возможность выступить перед родителями и прочитать выученное произведение.

Находясь дома или на улице, просматривая мультфильмы или читая книги, старайтесь постоянно пополнять словарный запас ребенка новыми словами, просто комментируя, увиденное или прочитанное.

2. Изучение цветов

Также с 2-х летним ребенком стоит начинать изучать цвета. Это прекрасный возраст для того, чтобы малыш начинал самостоятельно ориентироваться в цветовой гамме, которая его окружает. Обучать ребенка цветам можно где угодно и сколько угодно. Просто показываете предмет и называете его цвет, повторяя несколько раз. Затем дайте возможность ребенку самому называть увиденные цвета.

3. Обучение рисованию и лепке

Для развития моторики и творческого мышления, учите малыша рисованию. Благодаря рисованию, ребенок сможет не только ориентироваться в цветах, формах предметов, которые его окружают, но и научиться рисовать осмысленно.

Для того чтобы малышу было интересно постигать окружающий мир и передавать его в рисунках, приобретите цветные карандаши. И тогда ваш ребенок будет радовать вас яркими детскими рисунками, которые вы будете вместе с ним рассматривать.

Ничего не может быть лучше, чем лепка. Лепка позволяет развивать мелкую моторику рук. Для лепки используется цветной пластилин. Для начала просто покажите ребенку основные фигурки, которые он может лепить, и предложите слепить что-нибудь. Лепка не только развивает моторику малыша, но улучшает настроение.

4. Развитие математического мышления изучением геометрических фигур

Для развития математического мышления у малыша более всего подходит метод изучения геометрических фигур. Изучая математические фигуры, объясняйте, в чем их отличия или сходства. Изучение геометрических фигур стоит начать с простых, таких как круг, а закончить сложными фигурами, такими как ромб.

Подвижные игры с детьми 2-3 лет

Параллельно начинайте изучать с ребенком цифры. Используйте для этого простые примеры (подсчет игрушек, пальцев на ножках и ручках и пр.)

5. Развитие чувств

Для развития чувств используйте музыку. Включайте малышу песни или просто мелодии, способные вызывать у ребенка различные чувства и эмоции. Смотрите музыкальные мультфильмы, фильмы для детей, слушайте аудиозаписи детских песен.

6. Использование активных игр

И, конечно же, не стоит забывать о том, что любой ребенок нуждается в движении и активности. Не лишайте его активных игр. Наиболее полезными для детей 2-х летнего возраста являются игры с песком, с мячом, активные игры для развития координации движения.

Развивайте и обучайте своих детей для того чтобы они выросли целостными и органичными личностями.
Нравится

Название раздела:  Развитие и обучение
Источник информации:  http://www.znaikak.ru

Ребенок третьего года жизни активно развивается и познает окружающий мир во всех его проявлениях. В этом возрасте ребенку все интересно, он стремится к познанию. Самое время проводить с ним развивающие занятия в форме игры.

Родителям следует начинать приучать трехлетнего малыша к порядку, чистоте и дисциплине.

Для ребенка в 3 года упражнения на мелкую моторику считаются особо важными. Любое упражнение, развивающее пальчики, одновременно развивает речь, память, внимание, мышление и усидчивость малыша. Развивайте пальчики своего ребенка лепкой, рисованием, специальными упражнениями, и вы увидите, что общее развитие малыша и его мозговая активность станут гораздо эффективней.

Далее в этой статье мы расскажем об особенностях трехлетнего возраста и упражнениях для развития ребенка в 3 года.

Особенности развития трехлетних детей

В возрасте 2-3 лет большинство детей уже умеют достаточно понятно выражать свои мысли. Малыши знают названия предметов и объектов, могут описывать состояние окружающей среды («холодно», «темно», «поздно»), а так же свои собственные ощущения («страшно», «горячо», «вкусно»). В этом возрасте ребенок уже умеет говорить и нужно учить его делать это правильно, подбирать правильные выражения и фразы, пополнять словарный запас.

В этом возрасте малыши очень активны, они практически постоянно находятся в движении, познавая окружающий мир. Самое время направлять этот интерес в нужное русло.

В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, в нем развиваются коммуникативные навыки и интерес к окружающему миру, малыш начинает задавать вопросы, становится «почемучкой».

Примите во внимание, что во время упражнений для ребенка в 3 года необходимо предоставлять малышу самостоятельность, уважительно относиться к нему и давать ему возможность осуществлять самостоятельный выбор. При необходимости оказывайте ребенку помощь в виде подсказки или направления его рук и пальчиков.

Упражнения для ребенка в 2 и 3 года

Матрешка. Дайте ребенку собирать матрешку или стаканчики, которые вкладываются по размеру. Важно, чтобы малыш научился различать предметы по величине и складывать их один в другой. Данное упражнение развивает восприятие, моторику, способствует сенсорному развитию и координации.

Лепка. Научите ребенка лепить из пластилина. Это одно из самых важных и необходимых упражнений для ребенка в 2 и 3 года, развивающих мелкую моторику, творческое мышление и навыки. Начните с небольшого кусочка пластилина или теста для лепки. Покажите малышу, как сформировать шарик, палочку и т.д. Когда малыш научится лепить простые формы, начните делать из них простые фигурки.

Вдавливание мелких предметов (семян, крупы, бусин) в пластилин. Делайте с малышом аппликации и картины на пластилине из различных круп и семян. Упражнение отлично развивает мелкую моторику и образное мышление. Можно создавать картины из пластилина или добавлять элементы в аппликацию или рисунок, размазывая пластилин по бумаге (например, желтые лучи солнца, синюю реку).

Складывание мелких предметов в бутылку. Предложите малышу опускать в горлышко бутылки  двумя пальчиками мелкие предметы – рожки, фасоль, бусинки, мозаику.

Откручивание крышек. Для занятий приготовьте несколько пластиковых бутылочек с крышками разного диаметра. Чтобы малышу было интереснее, можно положить вовнутрь бутылок небольшие сюрпризы.

Пересыпание. Упражнение можно выполнять с любыми видами круп, песком в песочнице. Предложите малышу при помощи воронки и ложки пересыпать вещества из одной посуды в другую. Упражнение прекрасно развивает координацию.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года

«Вырезание». Отличное упражнение для ребенка в 3 года. Развивает мелкую моторику и координацию. Покажите малышу, как нужно правильно пользоваться ножницами. Для занятий купите специальные ножницы небольшого размера с закругленными кончиками.

Советы родителям: как и во что играть с ребенком в 2 года

Сначала пробуйте вырезать вместе, потом пусть ребенок учится делать это самостоятельно. Можно просто нарезать полоски бумаги. Когда ребенок научится делать это хорошо, постепенно усложняйте задачу, выбирая более сложные контуры – геометрические фигуры или очертания предметов.

Конструктор. У трехлетнего ребенка обязательно должно быть несколько видов конструкторов с разными принципами соединения деталей. Если у малыша не получается что-то собрать, помогите ему, подскажите, после чего предоставьте возможность самостоятельной работы. Упражнение великолепно развивает воображение, координацию, сообразительность и мелкую моторику.

Шнуровки. Научите малыша вдевать и протягивать шнурки. Можно использовать специальные игры, которые продаются в магазинах в большом ассортименте, или изготовьте шнуровку сами, сделав несколько дырочек на листе плотного картона. Для занятия лучше использовать цветные шнурки, которые лучше привлекут и удержат внимание ребенка. Можно нанизывать крупные бусины на шнурки. Упражнение способствует развитию мелкой моторики и координации ребенка.

Узелки, крючки и молнии. Развязывайте и завязывайте с малышом различные узелки и бантики, застегивайте пуговицы, липучки и молнии. Упражнение не только развивает моторику и координацию, но и поможет малышу быстрее научиться одеваться и раздеваться без посторонней помощи. Сначала пусть ребенок застегивает и расстегивает застежки разного типа на другом человеке или игрушке. Когда у него начнет получаться делать это, можно переходить на собственную одежду.

Мозаика. Покажите малышу примеры собирания фигур из мозаики или подручных средств. Можно использовать макароны, спички, счетные палочки, мелки. Упражнение развивает моторику, координацию, образное мышление, фантазию и усидчивость ребенка.

Комплекс упражнений для ребенка в 3 года на мелкую моторику имеет огромное значение для развития малыша. Желаем Вам успехов в этом важном и интересном деле!

Любую маму волнует развитие ребенка, ведь недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!» Эта поговорка может стать девизом всех родителей, которые воспитывают ребенка, в том числе и малыша раннего возраста (период от одного года до трех лет). В этой статье "Синьорины" собраны основные фрагменты мозаики, определяющие развитие ребенка 2 — 3 лет.

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка.

Развивающие игры для ребенка 2-3 лет

Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.

В предыдущей статье, мы рассматривали развитие ребенка 1-2 лет. А теперь взгляните, как в норме развивается ребенок в период раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет

Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет:

  • ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
  • бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
  • ловит мяч двумя ручками;
  • подражает действиям взрослого;
  • выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 — 3 лет

  • ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
  • эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
  • проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
  • у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
  • имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
  • одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.

Познавательное развитие ребенка 2 — 3 лет

  • малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
  • ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
  • различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
  • собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 — 8 колец и четырехсоставную матрешку;
  • подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
  • складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
  • находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
  • складывает несложный узор из мозаики;
  • понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
  • свободно ориентируется в знакомом помещении;
  • пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
  • замечает изменения в погоде и называет их;
  • активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.

Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет

  • ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
  • узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков и );
  • называет предметы, действия, качества;
  • использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
  • вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
  • рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
  • повторяет слова и фразы за взрослым.

Художественно-творческое развитие ребенка 2 — 3 лет

  • ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
  • быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
  • повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
  • одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
  • понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
  • использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
  • создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
  • проявляет желание творить вместе с взрослым.

Читайте также: Развитие ребенка 3-4 лет: шпаргалка для родителей

Автор: Екатерина Сороко, дефектолог9 ноября 2011