Развития ребенка 6 месяцев

14.02.2020 0 Автор admin

Содержание

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

В 6 месяцев малыш становится более активным и стремится познавать окружающий мир. Нужно помочь ему развивать умения, тогда ребенок овладеет всеми необходимыми навыками, которые пригодятся ему в будущем.

Младенец лежит на животе

Умения малыша в 6 месяцев

Все больше способностей приобретает в 6 месяцев ребенок. Что должен уметь ребенок, волнует молодых мам, даже если это не первый малыш.

Шестимесячный малыш многое делает самостоятельно. Даже может спать спокойно, не просыпаясь, всю ночь. Плохой сон может быть причиной растущих зубов. Именно в 6 месяцев это событие впервые случается в жизни младенцев. В этом возрасте дети прекрасно держат голову и начинают переворачиваться на живот без помощи родителей. Это крайне необходимый навык. Именно из такого положения маленький ребенок поползет, будет пытаться вставать, сначала на четвереньки, потом на ноги.

Дополнительная информация. Некоторые дети ползают только по-пластунски, другие пропускают этот этап в развитии и сразу начинают ходить. Считается, что, если малыш может вставать на четвереньки, значит, он гармонично и правильно развивается. Если ребенок не овладевает этим умением к 8-9 месяцу, то нужно проконсультироваться с терапевтом, неврологом.

В 6 месяцев малыши переворачиваются на бок в обе стороны, учатся переворачиваться на живот. Нужно контролировать, чтобы у ребенка получалось крутиться вправо и влево. Если существуют проблемы с переворотом в одну из сторон, помогать малышу, класть игрушки в этом направлении, завершать движение вместе. Малыш может переместиться вперед или назад, не отрывая от пола живота. Крутится на месте, разворачиваясь в разные стороны. При поддержке родителей стоит на ногах непродолжительное время. Когда видит близких людей, тянет к ним ручки, прося внимания и тесного контакта.

В этом возрасте дети получают прикорм, поэтому родители начинают кормить их с ложечки. Этим навыком малыши должны овладеть так же, как пить из поильника или кружки.

Ребенок ест с ложки

Развитие мальчиков в 6 месяцев

Одни из главных показателей развития грудничка – рост и вес. Их оценивают каждый месяц при посещении педиатра. По данным ВОЗ, мальчики должны весить от 6,4 до 9,8 килограммов. Рост составляет 63,3-71,9 сантиметров. Главное, чтобы эти показатели гармонировали друг с другом. То есть если у малыша большой вес, то он может находиться в норме при высоком росте. От рождения ребенок набирает около трех килограммов и вырастает на 15 сантиметров. Для детей до года в норме выглядеть пухлыми и упитанными.

Мальчики обычно развиваются медленнее девочек. Когда исполняется 6 месяцев мальчику, он переворачивается в обе стороны и ложится сам на живот. Если ребенок еще не освоил этот навык, нужно ему помочь. Мальчики обычно не умеют сидеть и ползать к полугоду. После консультации с педиатром можно стимулировать малыша к активным действиям в этом направлении.

Важно! Присаживать можно, если костная система сформирована, и на позвоночник не будет оказываться чрезмерного давления. Разобраться в этом поможет педиатр. Зачастую стимуляции в этом умении не нужны, позже ребенок самостоятельно научится сидеть. Если педиатр увидит отклонения в развитии, направит на массаж. После курса, который обычно длится 10 дней, ребенок научится новым движениям. Ползать мальчики также начинают позже. Некоторые самостоятельно перемещаются на животе, но обычно начинают применять этот навык в возрасте 7-8 месяцев.

Развитие девочек в 6 месяцев

Шестимесячные девочки весят 5,7-9,3 килограммов, при росте 61,2-70,3 сантиметров. Педиатры всегда обращают внимание, если наблюдается отклонение от данных ВОЗ.

Девочки осваивают новые умения обычно раньше мальчиков. Садиться начинают уже на шестом месяце. Когда исполняется 6 месяцев девочке, обычно она умеет сидеть и начинает ползать. Почти все становятся на четвереньки, двигаются в таком положении. Значит, скоро начнут ползать. Если девочка не сидит, то не нужно ее присаживать. Считается, что чем позже девочка начинает это делать, тем лучше. Раннее высаживание влияет на строение матки. Но это не доказано, поэтому, если малышка села самостоятельно, не нужно ей мешать, в этом нет ничего плохого. Она и ее организм готовы к такому шагу.

Младенец сидит

Навыки шестимесячного ребенка

Есть некоторые критерии, позволяющие оценить развитие младенца. Не все дети осваивают определенные навыки в один и тот же срок. Каждый ребенок индивидуален. Если отсутствие умений настораживает, лучше обратиться к педиатру для контроля над ситуацией. Дети до года легко обучаются, в этом возрасте многое можно исправить и скорректировать. Поэтому ждать до последнего не нужно, лучше перестраховаться. Обращать внимание не только на физическое развитие малыша, но и нервно-психическое, эмоциональное, речевое, на слух и зрение.

Физическое развитие шестимесячного малыша

В возрасте 6 месяцев грудничок сидит с помощью родителей или самостоятельно, переворачивается со спины на бок, живот и обратно. Если ребенку дать руку и палец, он сможет подняться из положения лежа. Родителям не придется прикладывать усилий, малыш справится сам с этим упражнением. Пытается ползать, может перемещаться по-пластунски.

К этому возрасту исчезает тонус в мышцах ног и рук, который до этого считался нормой. Если этого не происходит, нужно пройти курс массажа. Движения становятся плавными и размеренными, ребенок берет необходимую игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую точным движением. Хорошо держит голову и поворачивает в нужную ему сторону. Может стоять, если держать за руки. При поддержке подмышками отталкивается от пола, может прыгать. Самые активные встают сами на ноги, используя опору.

Нервно-психическое развитие

Младенец в шесть месяцев реагирует на тон людей, которые с ним общаются. При ласковом и спокойном разговоре улыбается, хмурится, если на него кричат, ругаются. Может злиться, напрягаться, если что-то не получается достать, сделать. То есть ребенок активно проявляет радость, неприязнь, недовольство. Кричит или смеется, в зависимости от ситуации.

Малыш в этом возрасте произносит звуки, речь ребенка называют лепетом. Он должен стать более осмысленным. Малыш говорит громче или тише, может переходить на шепот. Произносит звуки быстро и медленно. Родители могут различить, что именно хочет ребенок: есть, спать или, чтобы его взяли на руки.

Младенец смеется

Психоэмоциональное развитие в 6 месяцев

Когда наступает полгода ребенку, он узнает близких людей, пугается незнакомых. Может отворачиваться от них, тянуть ручки к родителям и даже плакать. У ребенка есть любимая игрушка, к которой он привык, ищет ее, требует. Может найти взглядом предмет, о котором говорят, указать его, понимает смысл речи.

Начинает осознавать, что может воздействовать на предметы, например, что игрушка упадет, если он ее кинет, или зазвенит, если потрясет. Малыш следит за эмоциями родителей, дублирует их, они отражаются в его поведении и на лице. Может хмурить брови, грустить, широко улыбаться. Понимает связь между своим поведением и реакцией родителей. Например, что плач приводит к тому, что появляется мама и успокаивает.

Зрение, слух и речь малыша

Малыша интересуют звуки, которые издают предметы, игрушки, погремушки. Он трясет их, переворачивает, рассматривает, пробует на вкус. Дети любят стучать по предметам, бить их друг об друга. 6 месячный ребенок обращает внимание на звуки, раздающиеся вокруг. Определяет направление, откуда они распространяются. Воспринимает самые тихие, шепот или шуршание.

Лепет детей совершенствуется. Кроме воспроизведения гласных, могут повторять простые слоги. Комаровский обозначает, что в возрасте 6 месяцев ребенок должен имитировать звуки животных, кошки, собаки, коровы.

Игры с шестимесячным малышом

В этом возрасте для ребенка важны тактильные ощущения. Можно предлагать трогать разные текстуры и поверхности. Так, например, гладкие, шершавые, скользкие. Существуют книги, на страницах которых есть разные тактильные элементы. Они воссоздают земную поверхность, горы, море или эмитируют различных животных, шерсть, шкуру. Можно сделать такие игрушки самостоятельно. Пригодятся крышки от банок с детским питанием. Наклеить внутрь разные крупы и другие мелкие предметы, главное, чтобы они отличались друг от друга.

Тактильные игрушки

Можно использовать мячики разных размеров и изготовленные из отличных материалов, колючие, мягкие, пушистые, пластмассовые. В полгодика ребенку будет интересно их перебирать, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию речевых навыков. Можно дать потрогать малышу горячую воду и холодную, чтобы он понимал разницу. Главное, чтобы температура не превышала 50 градусов, – кожа младенца может пострадать. Или предложить потрогать кусочек льда. Объяснить, что это и посмотреть за реакцией ребенка. Детский возраст позволяет использовать окружающие предметы, многие из них будут удивлять и радовать малыша.

Обратите внимание! Шестимесячный ребенок продолжает все пробовать на вкус. Не нужно запрещать – это один из способов его знакомства с окружающим миром, значит, развития. Необходимо следить за качеством и безопасностью игрушек, проконтролировать, все ли можно жевать без угрозы жизни и здоровью.

Нужно знакомить малыша с новыми формами и цветами. Показывать разные игрушки или предметы. Цвета лучше использовать яркие, предметы крупные, чтобы привлечь внимание ребенка. Объяснять, как называется любая детская игрушка, где используется предмет. Все давать трогать. Это важно для младенцев.

Чтобы малыш узнавал разнообразие звуков, можно использовать простую игру. Необходимо взять пластиковые бутылки и наполнить их водой разного объема. Далее стучать по ним, каждая будет издавать свой звук. Дать попробовать малышу поиграть, это весело и познавательно.

Важно постоянно разговаривать с младенцем, проговаривать все свои действия. Делать это нужно медленно и внятно, чтобы успевал реагировать. Полугодовалый ребенок должен видеть, как шевелятся губы при произнесении звуков. Это побуждает его к попыткам воспроизведения услышанного. Поэтому можно петь гласные звуки, простые слоги, чтобы побудить малыша повторять их. Ритмичные слова и звуки хорошо запоминаются детьми и легки в произношении.

Проблемы в развитии ребенка

В некоторых случаях лучше проконсультироваться с педиатром. Он при необходимости направит к другому специалисту, обычно это невролог, или порекомендует пройти курс укрепляющего массажа.

Младенец на массаже

Консультация педиатра нужна, если:

  • Малыш не отталкивается от пола, когда родители держат его подмышками;
  • Неуверенно держит голову. Можно проверить это, приподняв малыша за ручки, если он лежит на спине. Затем наклонять его взад и вперед, голова должна держаться прямо. В 6 мес. ребенок может прижимать ее к груди;
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую. Важно, чтобы при этом малыш больше ничего не задействовал, например, не клал предмет на пол, чтобы затем взять его другой рукой. Передача должна осуществиться сразу;
  • Не реагирует на появление родителей, не улыбается, не тянет ручки;
  • Не издает звуков, не агукает;
  • Не меняет интонацию голоса, не произносит одни звуки громче, другие тише;
  • Не следит за движущимися предметами. Можно перемещать игрушку перед глазами ребенка, справа налево или на его глазах уронить ее, чтобы она пропала из поля зрения. Ребенок должен следить за ней и наклониться в ту сторону, где она исчезла;
  • Не воспринимает звуки, происходящие рядом, не поворачивает голову, не пугается.

Нет однозначного ответа на вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Каждый малыш развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Есть факторы, указывающие на отклонения, их нужно знать. В возрасте 6 месяцев почти все можно вылечить и исправить. Поэтому, если ребенок не приобретает навыки, лучше обратиться к врачу.

Занимаемся развитием девочки в 6 месяцев: советы по расширению навыков и умений ребенка

Полугодовалые дети отличаются активностью и любознательностью. Важно поощрять их стремление изучать мир, помогать им в формировании полезных умений и навыков.

Надо учитывать особенности развития ребенка в 6 месяцев: девочки опережают мальчиков в психо-эмоциональном и физическом становлении (раньше начинают разговаривать, ходить).

Особенности развития девочек в полгода

Развитие девочки в 6 месяцев проходит очень стремительно. У полугодовалых детей наблюдаются изменения в физическом и психологическом планах. Мышцы плеч и спины становятся уже достаточно крепкими для того, чтобы ребенок мог сидеть без помощи родителей.

Девочки умеют хорошо удерживать равновесие, свободно управлять руками. Зрение к полугодовалому возрасту развито полностью, функционирует как у взрослых людей. Малышка может следить за движущимися предметами, взглядом взрослых.

У большинства детей в 6 месяцев начинают прорезаться первые зубы на нижней челюсти. Этот процесс сопровождается повышенным слюноотделением, зудом, болью. Девочки могут становиться капризными, плаксивыми. Спят малышки днем три раза по два часа. Режим отдыха и бодрствования практически не отличается от прошлых месяцев. Ночной сон глубокий и спокойный, длится около 11-12 часов.

Как правило, девочки 6 месяцев переходят на пятиразовое питание, едят днем через каждые 4 часа. Ночью они могут просыпаться на кормление один раз. В этом возрасте идет активное формирование пассивного лексикона. Многие девочки уже умеют устанавливать причинно-следственные связи.

Особенностью развития полугодовалых детей является начало формирования речевых навыков. С девочками 6 месяцев нужно чаще разговаривать, показывать и называть предметы расположенные в поле зрения.

Нормы веса и роста

За шестой месяц жизни девочки обычно набирают около 630-650 грамм. Вес становится больше вдвое того показателя, который был сразу после рождения. Их рост увеличивается на 1,5-2 сантиметра. Окружность головы становится больше на 0,5-1 см, а грудной клетки – на 1-1,5 см.

Каждая девочка развивается в своем темпе. На данный процесс влияют такие факторы:

  • срок появления на свет. Недоношенные дети имеют меньший вес и рост;
  • крепость иммунитета. Частые инфекционно-вирусные болезни ухудшают аппетит, могут приводить к астеническим состояниям;
  • наличие врожденных патологий, которые тормозят развитие и рост ребенка;
  • особенности кормления. Дети, которые находятся на искусственном питании, обычно набирают больший вес, чем те, которых матери кормят грудным молоком.

Независимо от того, что все дети разные, к полугодовалому возрасту они должны прийти с определенными показателями роста и веса. Нормы параметров тела шестимесячных малышек приведены ниже в таблице.

Если девочка отстает в развитии, у нее недобор или избыток массы тела, то нужно обращаться к педиатру, выяснять причину отклонений от норматива.

Что должен уметь делать ребенок?

Существует календарь развития. Он имеет вид таблицы, в которой указаны навыки для детей разного возраста. То, что должны уметь девочки в 6 месяцев, приведено ниже.

Направление Перечень способностей
Двигательные Самостоятельно садиться, подтягиваясь за бортики детской кроватки.

Подниматься на руках из положения лежа на животе.

Тянуться к предметам.

Захватывать небольшие игрушки, бросать их.

Перекладывать предметы из одной руки в другую.

Удерживать в каждой руке по игрушке.

Ползать.

Переворачиваться со спины на живот, обратно.

Психоэмоциональные Играть самостоятельно около 10-15 минут.

Откликаться на свое имя.

Узнавать голос матери.

Подражать речи взрослых.

Произносить простые слоги.

Смеяться.

Гулить.

Эмоционально реагировать на приход родителей, чужих людей.

Слуховые Прислушиваться к музыке.

Искать источник звука.

Зрительные Фокусировать взгляд.

Различать цвета.

Детально рассматривать предметы на расстоянии.

Познавательные Выполнять действия с предметами для получения определенного результата (нажимать на игрушку-пищалку).

Находить спрятанные предметы.

Чтобы оценить развитие девочки, нужно сравнить фактические способности и умения с теми, которые указаны в календаре. Важно помнить, что перечень навыков ребенка зависит от того, как занимаются с ним родители.

Как развивать малышку?

Полугодовалых девочек следует развивать в разных направлениях. Формирование новых способностей и навыков должно проходить через игру.

Массаж ножек

Для физического становления ребенка следует проводить сеансы массажа, гимнастику на фитболе. Полезно оставлять девочку почаще без одежды для принятия воздушных ванн. Для укрепления иммунитета Комаровский рекомендует закаливание водой.

Стоит отдавать предпочтение тем физическим упражнениями, которые укрепляют мускулатуру живота, спины и ног. Также полезно массировать пальцы рук для развития мелкой моторики и правильного становления речи.

Эффективен для физического развития следующий комплекс на фитболе:

  • «качалочка». Положить девочку спиной на мяч. Держа ребенка крепко за ноги, наклонять фитбол вперед-назад;
  • «покачивание». Уложить малышку животом на мяч. Придерживая ее за спину, покачивать фитбол в разные стороны: вниз, вверх, влево, вправо. Данное упражнение хорошо укрепляет мускулы живота;
  • «пружинка». Сесть на пол и зажать между колен мяч. Девочку поставить на фитбол. Придерживая за бока, начать немного пружинить. Это помогает укрепить мышцы ног.

Хорошо развивают малышей в физическом плане занятия плаванием. Они укрепляют все мышцы, иммунную систему. Важно тренироваться под руководством опытного детского инструктора по плаванию.

Развить интеллект, навыки общения, логику и воображение помогут такие игры:

  • прятки. Матери необходимо накрывать свое лицо полотенцем и спрашивать: «Где мама?». Далее убирать ткань и говорить: «А вот мама!». Можно прятаться за шторой, бортиком кроватки. Игра развивает внимательность, логическое мышление. Если девочка пытается ползать, то игра улучшит ее двигательные навыки. Прятаться может и сама малышка;
  • мяч. Для игры потребуется мяч небольшого диаметра. Девочку надо усадить перед собой на расстоянии вытянутой руки (лучше около опоры). Катать по полу мяч таким образом, чтобы малышка могла ухватить его руками. В это время нужно приговаривать: «Мячик-мячик живо скачет, быстро катится вперед! Мяч не любит, если плачут! Кто смеется – к тем и скачет!». Такая игра развивает сенсорику, мелкую моторику, улучшает координацию;
  • пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая»). Нужно проговаривать потешки, хлопая при этом в ладоши, загибая пальчики;
  • «курочка». Сложить пальцы ребенка щепотью, сформировав ими клювик птицы. Постучать ими по другой ладони. В это время надо проговаривать: «Наша курочка пошла, зернышки в траве нашла. Клювом зернышки клю-клю, сильно зернышки люблю».

Для становления речи следует проводить такие занятия:

  • читать девочке сказки и детские стишки, петь песни;
  • играть в «Телефон». Для этого понадобится детский телефон. Требуется показать ребенку, как держать трубку, для чего она нужна. Необходимо вместе с девочкой проговаривать простые слоги, меняя интонацию. Например: «ма-ма», «ма-ма?», «ма-ма!»;
  • играть в «Первые слова». Ее целью является научить девочку подражать звукам, лепетать. Малышку следует уложить на спину, склониться над ней таким образом, чтобы она видела лицо матери. Взять ребенка за руки и начать проговаривать простые односложные и двухсложные слова. На каждом слове ручки разводят в стороны. Девочка будет внимательно слушать речь, следить за губами, пытаться повторять за взрослым.

Не стоит забывать о тактильном развитии. Для этого нужно прикасаться к коже малышки разным приятным материалом: перышком, шелком, махровой тканью, мехом. За одно занятие стоит использовать не более 2-3 предметов. Прикасания следует начинать с живота, плавно двигаясь к рукам и ногам.

Девочкам полугодовалого возраста стоит покупать развивающие игрушки. Они должны быть качественными, прочными и безопасными, без наклеек. Кроме мобилей и погремушек полезно приобрести игрушки, одни части которых можно вкладывать в другие (матрешки). Для развития слуха полезны музыкальные карусели. Также пригодятся прорезыватели для зубов. Они помогут избавиться от зуда в ротовой полости.

Видео по теме

О развитии малышей в 6 месяцев в видеоролике:

Таким образом, развитие девочек в 6 месяцев проходит очень интенсивно. Появляются новые двигательные и психоэмоциональные навыки. Дети стремятся к познанию окружающего мира, общению со взрослыми. Родителям важно помогать полугодовалым девочкам нормально расти и развиваться. Для этого следует проводить обучающие занятия в виде игры.

Что должен уметь ребенок уметь в 6 месяцев — девочка и мальчик

Когда детям исполняется полгода, они становятся более активными. Родителям важно знать особенности развития ребёнка на 6 месяце. Малыши получают много значимых впечатлений об окружающем мире. Помимо этого, они продолжают развиваться, становятся более взрослыми и самостоятельными. Но они всё ещё остаются грудничками, нуждающимися в заботе и любви.

Что умеет ребёнок

Шестимесячные крохи, несмотря на юный возраст, уже многое умеют. А конкретно:

  • могут поднять тельце на ручках;
  • лепечут;
  • выполняют первые попытки ползать;
  • способны переворачиваться на животик;
  • активно пытаются садиться;
  • держат игрушки и перекладывают их в ручках;
  • удерживают головку и могут контролировать, куда поворачивают её.

Малыши активны не только эмоционально, но и физически. Учатся они быстрее, потому важно узнать, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев, прежде чем развивать его дальше.

Физические показатели

Для оценки физического развития ребёнка в 6 месяцев профессионалы используют специальные таблицы. В них указаны параметры массы, веса и роста на каждый месяц. В том числе есть гендерные данные в полугодовалом возрасте.

На протяжении шестого месяца кроха набирает около 650 г, а рост увеличивается на 2 см. Грудь в обхвате становится больше на 1-1,5 см, а голова растёт на 0,5-1 см. Естественно, есть и индивидуальные особенности, да и разница между девочкой и мальчиком существует. Подробнее о параметрах в таблице:

Психоэмоциональное развитие ребёнка на полугодичном рубеже жизни также заметно видоизменяется. Согласно развитию ребёнка на 6-7 месяце, малыши уже научились проявлять свои эмоции разными способами. Например, они всё ещё могут расплакаться, но уже издают другие звуки в качестве эмоционального проявления. Делают разные жесты, чтобы удержать или привлечь внимание. Например, тянуть ручки или сучат ножками.

Когда видят незнакомого человека, могут испугаться, насторожиться. Кроха удерживает дистанцию, и если незнакомец возьмёт его на руки, активности не демонстрирует. Но если незнакомец будет к нему добрым, может быстро его принять.

В этом возрасте ребята становятся очень любопытными. Они всё больше нуждаются в эмоциональном контакте. Эмоциональная привязанность у малышей проявляется тем, что они могут прижиматься к матери, которая держит их на руках, проситься на руки и т.п.

Шестой месяц характеризуется тем, что кроха может, увидев или услышав маму на другом конце комнаты, кричать, подзывая её.

Согласно высказываниям Комаровского, у ребёнка в этом возрасте формируются простейшие причинно-следственные связи. Когда он хочет увидеть маму, он кричит. Если он делает это постоянно и видит, что родительница сразу же реагирует, будет эксплуатировать этот «фокус», когда захочет.

Малыши начинают испытывать страх. Это прямое следствие того, что они не только понимают, какие события происходят, но и их предвидят.

Двигательная активность

При рождении деток их нервная система незрелая и двигательная активность ограничена. В полугодовалом возрасте это немного сглаживается, хотя назвать НС ребёнка «зрелой» нельзя. При этом у крохи есть способность выполнять достаточно осознанные и упорядоченные телодвижения.

Оценить, насколько правильно развивается ребёнок в этом возрасте, можно по потому, какие движения он выполняет и какими умениями обладает. Параллельно кроха совершенствует то, чему уже научился раньше. В итоге список его «побед» на этом поприще довольно внушительный:

  • делает переворот со спинки на животик и на бочок;
  • перевернувшись на животик, продолжает так лежать и рассматривать окружающую обстановку;
  • кроха с удовольствием поворачивается, опираясь на вытянутых ручках;
  • использует обе руки, удерживает игрушки и другие небольшие предметы, практически не используя в захвате большой палец;
  • осваивает сидячее положение (некоторые детки могут сидеть без опоры пару секунд);
  • начинает осваивать пластунское ползание.

Если малыш ещё не ползает, его можно простимулировать это сделать. Например, положить на животик и неподалёку поставить игрушку, которая ему нравится. Пытаясь дотянуться на понравившейся ему вещи, ребёнок будет ползти. Если сразу не выйдет, это всё равно хорошая тренировка мышц.

Особенно развитые и окрепшие дети могут не просто садиться, но и немного вставать у опоры. Но если ребёнок пока этого не делает, не нужно его заставлять. Это может сильно навредит позвоночнику. Особенность развития в этом возрасте характеризуется тем, что одни детки развиваются быстрее, а другие медленнее. Если общая картина хорошая, переживания лишние.

В 6 месяцев ребёнку уже проще сфокусировать взгляд, хотя его сенсорное развитие продолжается. Главное достижение этого возраста – способность концентрироваться на предметах, которые на расстоянии 8 см от личика. Видимые им предметы имеют чёткие очертания.

Сенсорное развитие также характеризуется лучшим восприятием цвета. Крохи различают гораздо больше оттенков.

На яркий свет дети зажмуривают глаза, а если им что-то плохо видно, начинают прищуриваться. Это нормальные реакции, которые присутствуют и у взрослого человека.

Шестой месяц считается важным в развитии слуха. Например, дети могут хорошо различать даже негромкие звуки. Услышав их, активно крутят головой, чтобы найти источник. Пугаются громких и резких звуков.

Даже во сне различают звуки. Могут проснуться от малейшего шума. Минимум начнут проявлять беспокойство – начинают шевелиться, похныкивать, но просыпаются не всегда.

Могут различать громкий звук и тихий, понимают, близко ли от них он прозвучал или далеко. Именно в этом возрасте крохам интересны музыкальные игрушки, которые играют сами или могут создавать шум, если их потрясти, потискать, что-то нажать и т.п. Малыш активно играется с погремушками и другими подобными приспособлениями.

Речевые навыки

На шестом месяце жизни малыши активно осваивают речь. Они умело копируют сказанное взрослыми, причём иногда кажется, что выговаривают простые слова. На самом деле это только имитация, причём пока неосознанная.

Таким повторением крохи тренируют свой речевой аппарат. От гуления они переходят к лепетанию, десятки раз повторяя понравившийся им звук. Формируют слоги. Именно в этом возрасте родители впервые могут услышать заветное «ма-ма-ма-ма» (пока именно так выглядит большинство его «слов»).

Дети разбирают интонации говорящих поблизости взрослых. Они и сами могут гулить громче или тише, немного видоизменяя интонацию произносимых звуков.

Шестимесячные дети обычно могут вступать в своеобразные «диалоги». Например, если мама сидит напротив малыша и рассказывает, какой он хороший, а когда замолкает, малыш начинает лепетать. Чтобы улучшить речевое развитие малютки, почаще проводите с ним такие «диалоги».

Первый зубик

Часто ребёнок в полгода уже имеет несколько зубов, но многие детки находятся в ожидании прорезывания своего первого зуба. Этот процесс неприятный как для малыша, так и для его родителей. Кроха мучается и плачет, поскольку ощущает дискомфорт. Его родители переживают и тоже мало спят, ведь обычно ребёнок бодрствует и ночью.

Процесс этот не из приятных не только из-за боли и зуда, но и потому, что дети часто страдают повышенной температурой. Десна воспаляется, и тяжело кушать. Часто возникают трудности с перевариванием пищи. Стул малыша становится непостоянным, у него болит живот.

На фоне этого настроение малыша портится. Он капризный и часто срывается на истерический плач. Успокоить ребёнка очень трудно.

Игрушки, которые есть поблизости, запихивает в рот, пытаясь их погрызть, чтобы унять зуд. Именно потому в это время желательно внимательно мыть предметы, прежде чем давать крохе. Мыть нужно и его ручки, которые он может тоже запихивать в рот. Если этим не заниматься, будет риск стоматита и других неприятных инфекций дёсен.

В этот период можно начинать отучать ребёнка от соски. Если ребёнок постоянно ею пользуется, это способствует неправильному формированию прикуса. Но поскольку малышу так и хочется что-то потянуть в рот, альтернативой соске может стать специальная игрушка-прорезыватель.

Режим дня и сон

Малыш спит меньше, чем в раннем младенчестве, но в сутки он должен отдыхать 14 часов. Режим его дня делится на несколько отходов ко сну:

  • дневной сон – 1,5-2 часа (два-три раза);
  • ночной сон – 6-7 часов.

Эти показатели усреднённые. Каждый малыш вырабатывает свой индивидуальный режим отхода ко сну.

Согласно нормам, кроха должен спать ночью не просыпаясь. Но дети часто просыпаются посреди ночи и требуют, чтобы их покормили. Для грудничков это нормально, и может продолжаться, пока не откажетесь от грудного молока.

Часто дети, привыкшие к тому, что их убаюкивают, не засыпают в одиночестве. Родители вынуждены искать решение, как научить ребёнка засыпать самому. Для этого уместно выполнять несколько советов:

  • интервал между укладыванием – 4 часа;
  • перед засыпанием ребёнка желательно купать и кормить;
  • провести массаж и гимнастику.

Таким образом, вы создаёте ритуал, проходя который перед сном, ребёнок запомнит – после него нужно спать. Потому без проблем будет засыпать, как только ритуал закончится. Другими словами, вы закрепите у него условный рефлекс.

Но активности крохи тоже нужно уделять внимание. Например, с ним нужно гулять. Прогулки обычно проводятся дважды в день на протяжении нескольких часов. Но учитывайте погоду. Возможно, малышу будет полезнее в тёплом доме, чем на улице в -20.

Тест на развитие малыша в полгода

Чтобы проверить, что умеет ребёнок, можно сделать несколько тестов:

  • Поставьте игрушку на 20-30 см перед малышом. Он должен перевести на неё взгляд.
  • Проверьте реакцию крохи, показав два интересных ему предмета. Бутылочка с едой. Увидев её, ребёнок должен открыть рот или сделать сосательное движение. Это значит, что малыш узнал предмет, с помощью которого его кормят. Желательно это делать перед едой, чтобы ребёнок успел проголодаться. Второй предмет – любимая игрушка ребёнка. Увидев её, он должен оживиться, протянуть руки к ней, возможно залепетать.
  • Из положения лёжа заставьте малыша сесть. Для этого можно воспользоваться тем же приёмом, что и выше – игрушкой или бутылочкой с едой. Но подниматься он должен с вашей помощью.
  • Используя погремушку, позвените ею, перемещаясь по комнате. Ребёнок должен найти источник раздражающего шума.
  • Сядьте перед малышом и начните корчить рожи. Возможно, он не сможет зеркально отразить мимику, но должен хотя бы попытаться. В этом возрасте крохи любят «обезьянничать».

Можно называть малыша по имени и смотреть на реакцию. В данном возрасте она должна проявляться.

Как развивать ребёнка

Развитием ребёнка в 6-7 месяцев необходимо заниматься, и тогда малыш сможет идти в ногу с возрастными нормами и перегнать их. Хотя в развивающих занятиях важен не только положительный результат, но и удовольствие для ребёнка и родителя.

Для крохи сейчас практически всё ново. Прежде чем покупать ему кучу развивающих игрушек, нужно создать условия для изучения окружающей среды.

Когда все угрозы убраны, можно приступать к развитию. Можно закупить или сделать разнообразные игрушки:

  • игрушечные музыкальные инструменты;
  • разноцветные мячи, можно из разных материалов;
  • разноформатные фигурки, тренирующие мелкую моторику.

Как раз время для первых книжек, чьи страницы ребёнок перевернёт сам. Потому желательно, чтобы они были твёрдыми и труднорвущимися.

Родителям нужно много говорить с ребёнком. Это поможет ему быстрее усвоить и речь. Уделите внимание и физическому развитию:

  • делайте массаж;
  • упражняйтесь на фитболе;
  • выполняйте гимнастические упражнения;
  • запишитесь в секцию для плаванья грудничков.

Некоторые упражнения нужно делать ежедневно, а для других достаточно двух раз в неделю.

Питание ребёнка

В шесть месяцев малышу можно давать уже что-то другое, помимо молока или детских смесей. Шестимесячный ребёнок вполне способен усвоить и переварить многие продукты. Кроха уже и сам не так часто тянется к маминой груди. Например, многие детки не просыпаются посреди ночи, чтобы покушать, предпочитая трапезничать перед сном или после пробуждения, из-за чего после обеда маме приходится чаще его кормить.

В качестве прикорма можно вводить пюрешки из овощей и каши. Дети могут понемногу начинать кушать фрукты. В качестве жиров подойдёт сливочное и оливковое масло.

Новые блюда нужно давать маленькой порцией и смотреть на реакцию ребёнка. Лучше вводить новое в рацион до обеда. Если случится «авария», дать лекарство, и ребёнок спокойно будет спать ночью.

Кормить кроху нужно 5-6 раз в день. Размер порции около 200-220 мл. Но рассчитывается по весу. Чем крупнее ребёнок, тем больше ему нужно. При этом грудное молоко остаётся главным продуктом питания. Кормление – это ещё и эмоциональная составляющая взаимодействия с мамой, потому по возможности лучше от него не отказываться.

Когда стоит беспокоиться

У каждого малыша свой темп развития, но если в 6 месяцев ребёнку чего-то не удаётся сделать, возможно, есть повод насторожиться. Несколько подозрительных симптомов:

  • не показывает желания сесть, даже когда его поддерживают;
  • не узнаёт маму/папу;
  • нет реакции на звук;
  • когда малыша приподнимают подмышками, он не топчется ножками;
  • не протягивает ручки;
  • не может держать или не перекладывает в ручках вещи;
  • не лепечет;
  • не проявляет эмоций (отсутствие улыбки).

Если заметите что-то подобное у своего малютки, лучше обратиться за консультацией к врачу, который подскажет дальнейшие действия. Вполне возможно, это просто индивидуальные особенности развития. Если нет, важно вовремя начать лечение, чтобы свести последствия к минимуму.

6 месяц жизни ребенка

Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.

Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.

Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета. В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Учимся понимать друг друга

К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.

Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.

Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.

Ребенок 6 месяцев способен выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, подобная реакция обычно возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических воздействий.

Теперь, повзрослев, малыш раздражается, когда не может получить то, чего хочет. Если вы отнимете у младенца игрушку, положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать, то рискуете вызвать гнев.

Двигательные навыки ребенка в 6 месяцев

К концу пятого месяца ребенок умеет переворачиваться со спины на живот. Это большой шаг вперед, ведь теперь он может самостоятельно менять положение своего тела. К 6 месяцу ребенок овладевает этим искусством в совершенстве, научится подползать к интересующему предмету и хватать его. Только кажется, что это просто, на самом деле, каждое из этих действий связано не только с двигательной сферой, но и с деятельностью головного мозга.

Глядя на 5-6 месячного малыша, порой можно подумать, что он воспринимает взрослого как удобный гимнастический снаряд, с помощью которого можно тренироваться, как заправский гимнаст. Оказавшись на ваших коленях, младенец крепко схватывает вас за одежду и пытается подняться. Или же выпрямить коленки и встать на ноги. Во время купания малыш охотно отталкивается ножками от рук взрослого и барахтается в воде.

К началу 6 месяца ребенок уже научился управлять движениями руки, хватать какой-либо предмет и рассматривать его. Теперь он владеет движениями всех пальцев и без труда берет самые маленькие предметы, включая чайную ложку. По мнению некоторых специалистов, в этом возрасте малыш начинает осознавать, что у него есть правая и левая рука – одну и ту же вещь он может держать в левой руке, а потом перекладывать в правую.

Более того, для крохи становится очевидным, что в какой бы руке ни находилась игрушка, она не меняет своих свойств. Так погремушка всегда звенит одинаково, а мячик, в какой бы руке он не оказался, все равно мягкий.

На 6 месяце некоторые дети уже демонстрируют активное ползание по дому, другие же начнут это делать лишь через несколько месяцев. Важно помнить, что раннее развитие двигательных навыков не обязательно связано с ранним развитием умственных способностей.

Вижу, слышу, ощущаю…

Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.

По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.

Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.

Занятия с ребенком в 6 месяцев

Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры ( кубик льда или только что сваренное яйцо ), текстуры, жидкости и сыпучие вещества. Окружите любимое чадо разнообразными наглядными материалами – это могут быть и детские картинки, и репродукции картин, и фотографии.

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и поступит по ней со всех сторон. Как правило, малышам нравится «игрушки» взрослых. Подержите младенца перед большим зеркалом, где он мог бы видеть себя во весь рост. Пусть кроха внимательно рассмотрит сове изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, посему ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели «уйдут» от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за сыном или дочкой. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Физическое развитие ребенка на 6 месяце

Учите ребенка поднимать и опускать ручки. Для этого посадите малыша в высокий детский стул и, опустив его руки вниз, спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой я большой!» Вскоре малыш сам начнет играть с вами в эту игру.

Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленках у мамы или папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Прикрепите к передней спинке детской кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед. В теплое время года выйдите с ребенком на улицу и в месте, где есть небольшой уклон, расстелите на траве одеяло. Положите кроху на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Еще один важный физиологический фактор в шесть месяцев – это прорезывание зубов. Дети по-разному переносят и реагируют на этот процесс. Если вы заметили, что малыш плачет и капризничает без видимых причин, тянет в рот ручки или посторонние предметы, у него повысилось слюноотделение, значит, скоро у него прорежутся зубки. У многих малышей в этот период ухудшается самочувствие, не оставляйте недомогания малыша без внимания. Если повысилась температура или малыш сильно плачет, обратитесь к участковому педиатру.

Психическое, эмоциональное и нервное развитие ребенка

У ребенка 6 месяцев нервно-психологические рефлексы развиваются и заменяются проявлением эмоций. Уже проявляются первые признаки темперамента и характер ребенка. Полугодовалый малыш отлично фокусирует взгляд на интересующих его предметах, проявляет эмоции – заинтересованно смотрит на игрушку, радуется, когда получает желаемое и расстраивается при отказе.

Малыш этого возраста уже прекрасно знает своих родителей. Он радуется, увидев маму, или услышав ее голос. Улыбка или слезы – уже не просто реакция, а чаще всего осознанная эмоция. Многие малыши уже интуитивно чувствуют, что могут управлять взрослыми. Например, если заплакать, то придет мама и возьмет на ручки.

Многие современные педиатры убеждены, что в полгода с ребенком уже можно начинать заниматься развивающими играми. Для этой цели можно купить малышу мягкие игрушки, наполненные мелкими предметами (шариками). Научно доказано, что развитие мелкой моторики, способствует более активному умственному развитию.

Дети в 6 месяцев очень чувствительны к настроениям и эмоциям близких людей, они реагируют на голос мамы. В этом возрасте можно и нужно читать самые простые сказки, рассказывать истории, петь детские песни и колыбельные. Если вы рассказываете ребенку историю про мишку, показывайте картинку или игрушку, демонстрируйте звуки, которые издают животные. Безусловно, все это нужно делать, когда у малыша есть настроение. Постоянные разговоры с малышом помогают эмоционально развиваться, в этот период закладываются первые речевые зачатки.

Лучшие игрушки для детей этого возраста – крупные пазлы, мячики, сортировочные игры. Специалисты рекомендуют выбирать малышам игрушки для развития мелкой моторики, музыкальные книжки с яркими картинками, мягкие игрушки из материалов разной текстуры. Чтобы облегчить процесс прорезывания зубов, можно давать малышу специальные кольца из каучука или силикона, которые облегчают зуд десен.

В полгода уже можно определить первые проявления темперамента ребенка и развивать природные способности малыша. Спокойные детки любят наблюдать за происходящим вокруг, изучать предметы, свои руки, они любят гулять, сидя в коляске и разглядывать мир вокруг себя. Активные малыши находятся в постоянном движении, они уже пытаются вставать, постоянно тянутся за игрушками. Во время прогулки такие малыши неохотно сидят в коляске, им необходимо движение и не стоит ограничивать их в этом желании. Нервно-психическое развитие детей еще более индивидуально, но напрямую связано с приобретением новых физических навыков и умений.

Главными условиями правильного развития шестимесячного малыша выступают – наблюдение, внимание, поддержка и обеспечение безопасности. Детки пока не способны понять, что опасно, что нельзя, поэтому любые ограничения воспринимают как препятствие и реагируют соответствующе – плачем и криком. Не стоит ругать их за это, на капризы отвечайте спокойно и просто отвлеките внимание ребенка чем-то ярким, шумным, интересным.

Популярный детский доктор Комаровский кратко обозначил основные аспекты развития детей в 6 месяцев:

  • малыш сам переворачивается с боку на бок, со спины на живот и обратно;
  • любит движение (попрыгать на коленях у взрослого);
  • садится с помощью взрослого (хватается за руки и подтягивается, чтобы сесть);
  • больше времени проводит в вертикальном положении;
  • целенаправленно тянется за игрушкой, берет ее обеими руками;
  • речевое развитие выражается в виде издания звуков – агуканье;
  • эмоционально реагирует на родителей, ласковые прикосновения и любимые игрушки – смеется, улыбается, кряхтит;
  • делает первые попытки имитировать звуки (собачка «ав», кошка «мяу», барашек «бе»);
  • самостоятельно пьет из бутылочки или чашки-поильника;
  • умеет есть с ложечки;
  • может показать свои желания – попросить пить или игрушку, потянувшись рукой к предмету.

В полугодовалом возрасте малыши уже начинают понимать вкус пищи и напитков. Их рацион постепенно разнообразится, к материнскому молоку или питательной смеси добавляется прикорм. Дети в этом возрасте уже определяют, что сок вкуснее воды, с удовольствием едят одни продукты и не очень хотят употреблять в пищу другие. Наблюдайте, что нравится ребенку и как его организм реагирует на ту или иную пищу. Помните, что любой прикорм вводится с очень маленьких доз.

Если вы хотите развиваться своего ребенка, учитывайте его настроение и желание. Любая развивающая игра, прежде всего, – забава, малышу должно быть интересно. На этом этапе можно развивать физические навыки. Малыш учится манипулировать предметами, проявляет эмоции и предпочтения к определенным игрушкам, пробует и выбирает вкусы. Если ребенок бросает игрушку – это возможно не каприз, а просто изучение и любопытство, ему интересно – что будет? И так он изучает все вокруг себя, помогайте ему в этом. Поддерживайте двигательную активность и стремление к изучению мира, но оберегайте от опасности. Полугодовалому малышу уже можно немножко посидеть в песочнице или на траве, это даст ему новые впечатления.

Одежда – важный фактор, влияющий на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Требования к одежде для малышей просты:

  • вещи должны быть сшиты из натуральных материалов, хорошо пропускать воздух и давать коже дышать;
  • обратите внимание на швы, они должны быть крепкими, но не жесткими;
  • важный фактор для каждого ребенка – свобода движения, одежда не должна тянуть, сковывать, натирать нежную кожу;
  • верхнюю одежду для детей выбирайте по сезону, для осени и зимы – из непромокаемых материалов.

Далеко не всегда просто самостоятельно выбрать одежду для полугодовалого малыша и найти именно те вещи, которые подходят по сезону и особенностям климата. При выборе стоит учитывать и темперамент малыша. Для любителей гулять в коляске или для подвижных детей нужны разные виды одежды, особенно в холодный сезон. В нашем магазине представлены коллекции одежды для детей разного возраста. Брюки, комбинезоны, платья, ползунки – какая бы одежда не нравилась вашему ребенку, мы рады ее предложить, самого высокого качества.