Развитие речи в год
Содержание
Чем ближе второй день рождения вашего малыша, тем стремительнее происходит развитие речи у детей.От 1 года до 2 лет – период постоянных исследований, новых впечатлений и открытий.
Именно на этом этапе своей жизни карапуз отличается особенной любознательностью. Он уже готов к тому, чтобы каждый день, каждый час узнавать и учиться чему-то особенному, незнакомому раньше, удивляя и радуя папу с мамой.
Дети этого возраста прекрасно понимают, что говорит им собеседник.
Более того, они уже способны и сами выражать свои желания с помощью жестов и нескольких слов.
Как правило, свои первые слова ребенок произносит в 9-15 месяцев жизни.
Разумеется, это лишь приблизительный диапазон, а темп, в котором происходит развитие речи у детей от 1 года до 2 лет, индивидуален для каждого малыша.
Так дети, увлеченные тем, что учатся держаться на ножках, ходить и бегать без маминой поддержки, часто относятся к развитию речи с гораздо меньшим рвением.
Все просто – для такого карапуза умение говорить не настолько важно.
Он обязательно произнесет свое первое «Мама» немного позже, но пока, путешествовать по квартире, удерживаясь за мебель, ему намного интереснее ??
В период между первым и вторым годом жизни дети могут уже знать десятки слов, которые не всегда легко разобрать.
Повторяя то, что они слышат вокруг, сыночки и дочки путаются, смешивая одни слова с другими, коверкая их и пропуская сложные буквы – «мапа» вместо «мама» и «папа», «ися» вместо «мишка», «сундук» вместо «индюк» и т.д.
Нередко, те или иные слова становятся обозначением целой группы различных предметов, эмоций, действий или всего вместе.
Так, настойчиво лепеча «Ням-Ням», ребенок может требовать заслуженного завтрака, показывать, что в зоне видимости есть обедающий человек или просто обращать ваше внимание на тот или иной продукт питания.
А любимым словом знакомой девочки Манечки было «Тёйто», с помощью которого задавался любой вопрос, касающийся предмета или непонятного действия, а также выражалось желание привлечь внимание родителей к чему-то заинтересовавшему ребенка.
Развитие речи у детей от 1 года до 2 лет предполагает, что справив свой второй день рождения, малыш уже будет иметь в своем словарном запасе около 50-ти слов и фраз, а также научится составлять простенькие рассказы из двух-трех трехсложных предложений.
Впрочем, как и в других ситуациях, касающихся развития детей, это – не правило.
Можно сказать с уверенностью лишь одно, в 20-24 месяца, независимо от того, когда карапуз сказал свои первые слова, он уже должен понимать все, что вы говорите и уметь выполнять ваши просьбы – «Подай мячик маме», «Возьми эту ложку», «Положи карандаш на стол» и так далее. Также двухлетнему ребенку уже известны имена всех членов семьи и названия знакомых объектов.
Он быстро реагирует на вопрос «Где машина?», «Где папа?», «Где братик?» и другие «Где?».
Как стимулировать развитие речи у детей от 1 года до 2 лет?
В этом возрасте малыш, как губка впитывает любую информацию и внимательно слушает, что и как вы говорите, запоминая новые слова с невероятной скоростью.
Вместо того чтобы использовать в общении с подросшим карапузом детский сленг и «сюсюкание», называйте вещи, места и людей правильно.
Произносите слова медленно и четко, при этом, выбирая для разговора самые простые их синонимы.
В период от 1 до 2 лет, ребенок все еще использует в общении жесты, чтобы имитировать определенное действие, поиграть или выразить свои желания.
Помните, что жесты – важная часть в развитии речи.
Свяжите жесты и язык между собой, так вашему малышу будет гораздо легче запомнить новые незнакомые ему слова.
Если малыш указывает на холодильник, спросите его: «Ты хочешь пить?» и подождите ответа.
«Что ты хочешь? Молоко?
Что делать, если ребенок в 1 год не говорит
Хорошо, давай попьем молочка» – такой способ ведения диалога стимулирует детей к принятию непосредственного участия в беседе.
Стоит отметить, что словарный запас ребенка растет очень быстро, а вот произношение развивается куда медленнее.
В возрасте двух лет, большинство детей говорит лишь половину слов правильно, понятно для постороннего человека, однако быстро улавливает правильное произношение взрослого. Ни в коем случае не исправляйте каждое неправильное слово ребенка – сейчас процесс обучения интересен и увлекателен для карапуза, однако если мама или папа постоянно недовольны тем, что делает кроха, ребенок может разочароваться.
Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить или инициировать развитие речи вашего карапуза:
- Общайтесь с ребенком всегда и везде. Вам кажется, что вы выглядите глупо? Глупо выглядит тот, кто игнорирует самого близкого, самого дорогого человека, заботясь о мнении окружающих. Ваш малыш еще не проявляет интереса к умению говорить, но поверьте, он готов к освоению любых новых навыков, а чем чаще мама или папа разговаривают с ребенком, тем быстрее он увлекается процессом. Обязательно обсуждайте с малышом то, что читает тетя на соседнем кресле в автобусе, какого цвета любимый мячик крохи, как «делают» машинки за окном и чем занимается старшая сестричка.
- Не забывайте о других органах восприятия информации. В своем возрасте малыш говорит и слушает не только ушками и языком, а еще и пальчиками, носиком, глазами и другими средствами контакта с источником информации. Слово «вкусный» понятно ребенку, когда он облизываете леденец. Слово «работа», когда он видит, что папа с серьезным видом сидит за компьютером, а слово «телефон», когда в трубке реально бабушка с дедушкой.
- «Переводите» речь ребенка на «взрослый» правильный язык. Если ваш малыш не выговаривает сложные буквы, это не значит, что понять он сможет только аналогичное коверкание слов и «сюсюкание». Повторяя то, что говорит кроха правильно, вы не только учите ребенка, как нужно говорить те или иные слова, но и показываете, что вам интересно участие в разговоре с ним.
- Читайте детские книги вместе. Как уже говорилось выше, визуальное восприятие информации крайне важно для малыша. И красочные детские книжки – лучший для этого «инструмент». Тем более, что петух в современных книжках не только нарисован как живой, но и умеет «кукарекать» через динамики и даже сам «говорить» с маленьким «читателем».
Стоит ли беспокоиться?
Как правило, развитие речи у детей от 1 года до 2 лет характеризуется тем, что дети учатся или уже умеют:
- говорить несколько слов в 15-18-месячном возрасте
- указывать на знакомых им людей, предметы и части тела в 18 месяцев
- говорить более 50-ти слов в 2 года
- складывать слова в фразы, а фразы в предложения после 2-х лет
В свою очередь, признаками, которые указывают на задержку развития речи в 1-2 года, может быть то, что кроха:
- не лепечет на своем языке, хотя бы один раз в течение дня
- не пытается общаться с помощью знакомых ему слов
- играет молча
- не отвечает, когда вы говорите с ним и не реагирует на вашу речь
- не в состоянии указать на объекты, которые называет мама или папа
- использует жесты, знаки и речевые сигналы только тогда, когда хочет чего-то
При этом опять же, не забывайте, что все дети разные и развиваются в различном темпе.
Тем не менее, не стесняйтесь обсуждать любые, волнующие вас моменты со специалистом, особенно если вам кажется, что действительно есть некоторые проблемы, связанные с речью ребенка его коммуникативными навыками или слухом.
Главное выбрать для консультации действительно компетентного и грамотного врача, знающего все про развитие речи у детей от 1 года до 2 лет.
- Отдавать или не отдавать ребёнка в ясли?
- Как обеспечить ребёнку достойное «досадовское» образование?
- Как определить качество частных образовательных услуг?
Есть государственный стандарт.
Вторая группа детей раннего возраста (1-2 года)
Развитие речи
от 1 года до 1 года 6 месяцев
Пониманиеречи.
- Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды.
- Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик).
- Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
Активнаяречь.
- Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам.
- Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.).
- Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).
- Приучать детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?».
- Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
- Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Понимание речи.
- Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица. Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша, призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).
- Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
- Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.).
- Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить ит. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать—закрывать, снимать—надевать и т.п.); прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; наречиями (высоко, низко, тихо).
- Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).
- Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активнаяречь.
- Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).
- Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
- Продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
- Формировать умение детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
- Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
- Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
- Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.)
Чтение художественной литературы
- Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).
- Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.
- Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
- Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки.
«Ладушки, ладушки!..»,
«Петушок, петушок…»,
«Большие ноги…»,
«Водичка, водичка…»,
«Баю-бай, баю-бай…»,
«Киска, киска, киска, брысь!..»,
«Как у нашего кота…»,
«Пошел, кот под мосток..,».
Русские народные сказки.
«Курочка Ряба»,
«Репка» (обр. К. Ушинского);
«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
3. Александрова. «Прятки»;
А. Барто. «Бычок», «Мячик»,"Слон» (из цикла «Игрушки»);
В. Берестов. «Курица с цыплятами»;
В. Жуковский. «Птичка»;
Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;
С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);
И. Токмакова. Баиньки».
Проза.
Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);
Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»;
В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;
Е.Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);
К. Чуковский. «Цыпленок».
Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
Организация жизни детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
Психолого-педагогическая работа. Стандарты преддошкольного образования.
Развитие движений у детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
Дидактические игры с детьми 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
Музыкальное развитие детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Руководители авторского коллектива —
доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса;
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова — Т. С. Комарова.
Авторы —
А. В. Антонова, доктор педагогических наук;
Н. А. Арапова-Пискарева:
М. М. Борисова, кандидат педагогических наук;
Н. Е. Веракса, доктор психологических наук;
В. В. Гербова, кандидат педагогических наук;
Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук;
Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук:
Э.
Развитие ребенка в 1 год
М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук;
М. В. Жигарева. доктор педагогических наук;
М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук;
Т. С. Комарова, доктор педагогических наук;
Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук;
B.И. Петрова, доктор педагогических наук;
С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук;
Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук;
О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук;
Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук;
C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.
.2010г.