Развитие речи в год

07.08.2018 0 Автор admin

Чем ближе второй день рождения вашего малыша, тем стремительнее происходит развитие речи у детей.От 1 года до 2 лет  ­– период постоянных исследований, новых впечатлений и открытий.

Именно на этом этапе своей жизни карапуз отличается особенной любознательностью. Он уже готов к тому, чтобы каждый день, каждый час узнавать и учиться чему-то особенному, незнакомому раньше, удивляя и радуя папу с мамой.

Дети этого возраста прекрасно понимают, что говорит им собеседник.

Более того, они уже способны и сами выражать свои желания с помощью жестов и нескольких слов.

Как правило, свои первые слова ребенок произносит в 9-15 месяцев жизни.

Разумеется, это лишь приблизительный диапазон, а темп, в котором происходит развитие речи у детей от 1 года до 2 лет, индивидуален для каждого малыша.

Так дети, увлеченные тем, что учатся держаться на ножках, ходить и бегать без маминой поддержки, часто относятся к развитию речи с гораздо меньшим рвением.

Все просто – для такого карапуза умение говорить не настолько важно.

Он обязательно произнесет свое первое «Мама» немного позже, но пока, путешествовать по квартире, удерживаясь за мебель, ему намного интереснее ??

В период между первым и вторым годом жизни дети могут уже знать десятки слов, которые не всегда легко разобрать.

Повторяя то, что они слышат вокруг, сыночки и дочки путаются, смешивая одни слова с другими, коверкая их и пропуская сложные буквы  – «мапа» вместо «мама» и «папа», «ися» вместо «мишка», «сундук» вместо «индюк» и т.д.

Нередко, те или иные слова становятся обозначением целой группы различных предметов, эмоций, действий или всего вместе.

Так, настойчиво лепеча «Ням-Ням», ребенок может требовать заслуженного завтрака, показывать, что в зоне видимости есть обедающий человек или просто обращать ваше внимание на тот или иной продукт питания.

А любимым словом знакомой девочки Манечки было «Тёйто», с помощью которого задавался любой вопрос, касающийся предмета или непонятного действия, а также выражалось желание привлечь внимание родителей к чему-то заинтересовавшему ребенка.

Развитие речи у детей от 1 года до 2 лет предполагает, что справив свой второй день рождения, малыш уже будет иметь в своем словарном запасе около 50-ти слов и фраз, а также научится составлять простенькие рассказы из двух-трех трехсложных предложений.

Впрочем, как и в других ситуациях, касающихся развития детей, это – не правило.

Можно сказать с уверенностью лишь одно, в 20-24 месяца, независимо от того, когда карапуз сказал свои первые слова, он уже должен понимать все, что вы говорите и уметь выполнять ваши просьбы – «Подай мячик маме», «Возьми эту ложку», «Положи карандаш на стол» и так далее. Также двухлетнему ребенку уже известны имена всех членов семьи и названия знакомых объектов.

Он быстро реагирует на вопрос «Где машина?», «Где папа?», «Где братик?» и другие «Где?».

Как стимулировать развитие речи у детей от 1 года до 2 лет?

В этом возрасте малыш, как губка впитывает любую информацию и  внимательно слушает, что и как вы говорите, запоминая новые слова с невероятной скоростью.

Вместо того чтобы использовать в общении с подросшим карапузом детский сленг и «сюсюкание», называйте вещи, места и людей правильно.

Произносите слова медленно и четко, при этом, выбирая для разговора самые простые их синонимы.

В период от 1 до 2 лет, ребенок все еще использует в общении жесты, чтобы имитировать определенное действие, поиграть или выразить свои желания.

Помните, что жесты – важная часть в развитии речи.

Свяжите жесты и язык между собой, так вашему малышу будет гораздо легче запомнить новые незнакомые ему слова.

Если малыш указывает на холодильник, спросите его: «Ты хочешь пить?» и подождите ответа.

«Что ты хочешь? Молоко?

Что делать, если ребенок в 1 год не говорит

Хорошо, давай попьем молочка» – такой способ ведения диалога стимулирует детей к принятию непосредственного участия в беседе.

Стоит отметить, что словарный запас ребенка растет очень быстро, а вот произношение развивается куда медленнее.

В возрасте двух лет, большинство детей говорит лишь половину слов правильно, понятно для постороннего человека, однако быстро улавливает правильное произношение взрослого. Ни в коем случае не исправляйте каждое неправильное слово ребенка – сейчас процесс обучения интересен и увлекателен для карапуза, однако если мама или папа постоянно недовольны тем, что делает кроха, ребенок может разочароваться.

Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить или инициировать развитие речи вашего карапуза:

  • Общайтесь с ребенком всегда и везде. Вам кажется, что вы выглядите глупо? Глупо выглядит тот, кто игнорирует самого близкого, самого дорогого человека, заботясь о мнении окружающих. Ваш малыш еще не проявляет интереса к умению говорить, но поверьте, он готов к освоению любых новых навыков, а чем чаще мама или папа разговаривают с ребенком, тем быстрее он увлекается процессом. Обязательно обсуждайте с малышом то, что читает тетя на соседнем кресле в автобусе, какого цвета любимый мячик крохи, как «делают» машинки за окном и чем занимается старшая сестричка.
  • Не забывайте о других органах восприятия информации. В своем возрасте малыш говорит и слушает не только ушками и языком, а еще и пальчиками, носиком, глазами и другими средствами контакта с источником информации. Слово «вкусный» понятно ребенку, когда он облизываете леденец. Слово «работа», когда он видит, что папа с серьезным видом сидит за компьютером, а слово «телефон», когда в трубке реально бабушка с дедушкой.
  • «Переводите» речь ребенка на «взрослый» правильный язык. Если ваш малыш не выговаривает сложные буквы, это не значит, что понять он сможет только аналогичное коверкание слов и «сюсюкание». Повторяя то, что говорит кроха правильно, вы не только учите ребенка, как нужно говорить те или иные слова, но и показываете, что вам интересно участие в разговоре с ним.
  • Читайте детские книги вместе. Как уже говорилось выше, визуальное восприятие информации крайне важно для малыша. И красочные детские книжки – лучший для этого «инструмент». Тем более, что петух в современных книжках не только нарисован как живой, но и умеет «кукарекать» через динамики и даже сам «говорить» с маленьким «читателем».

Стоит ли беспокоиться?

Как правило, развитие речи у детей от 1 года до 2 лет характеризуется тем, что дети учатся или уже умеют:

  • говорить несколько слов в 15-18-месячном возрасте
  • указывать на знакомых им людей, предметы и части тела в 18 месяцев
  • говорить более 50-ти слов в 2 года
  • складывать слова в фразы, а фразы в предложения после 2-х лет

В свою очередь, признаками, которые указывают на задержку развития речи в 1-2 года, может быть то, что кроха:

  • не лепечет на своем языке, хотя бы один раз в течение дня
  • не пытается общаться с помощью знакомых ему слов
  • играет молча
  • не отвечает, когда вы говорите с ним и не реагирует на вашу речь
  • не в состоянии указать на объекты, которые называет мама или папа
  • использует жесты, знаки и речевые сигналы только тогда, когда хочет чего-то

При этом опять же, не забывайте, что все дети разные и развиваются в различном темпе.

Тем не менее, не стесняйтесь обсуждать любые, волнующие вас моменты со специалистом, особенно если вам кажется, что действительно есть некоторые проблемы, связанные с речью ребенка его коммуникативными навыками или слухом.

Главное выбрать для консультации действительно компетентного и грамотного врача, знающего все про развитие речи у детей от 1 года до 2 лет.

  • Отдавать или не отдавать ребёнка в ясли?
  • Как обеспечить ребёнку достойное «досадовское» образование?
  • Как определить качество частных образовательных услуг?

Есть государственный стандарт.

Вторая группа детей раннего возраста (1-2 года)

Развитие речи

от 1 года до 1 года 6 месяцев

Пониманиеречи.

  • Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды.
  • Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик).
  • Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

Активнаяречь.

  • Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам.
  • Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.).
  • Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).
  • Приучать детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?».
  • Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
  • Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Понимание речи.

  • Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица. Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша, призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).
  • Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
  • Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.).
  • Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить ит. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать—закрывать, снимать—надевать и т.п.); прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; наречиями (высоко, низко, тихо).
  • Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).
  • Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.

Активнаяречь.

  • Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака и т. п.).
  • Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.
  • Продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
  • Формировать умение детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).
  • Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
  • Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
  • Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.)

Чтение художественной литературы

  • Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).
  • Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.
  • Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
  • Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки.

«Ладушки, ладушки!..»,

«Петушок, петушок…»,

«Большие ноги…»,

«Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…»,

«Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота…»,

«Пошел, кот под мосток..,».

Русские народные сказки.

«Курочка Ряба»,

«Репка» (обр. К. Ушинского);

«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

3. Александрова. «Прятки»;

А. Барто. «Бычок», «Мячик»,"Слон» (из цикла «Игрушки»);

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. Баиньки».

Проза.

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. *Как поросенок говорить научился»;

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е.Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.

Организация жизни детей 1-2 лет. ​ Стандарты преддошкольного образования.

Психолого-педагогическая работа. Стандарты преддошкольного образования.

Развитие движений у детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.

Дидактические игры с детьми 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.

Музыкальное развитие детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Руководители авторского коллектива —

доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГЛУ — Н. Е. Веракса;

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова — Т. С. Комарова.

Авторы —

А. В. Антонова, доктор педагогических наук;

Н. А. Арапова­-Пискарева:

М. М. Борисова, кандидат педагогических наук;

Н. Е. Веракса, доктор психологических наук;

В. В. Гербова, кандидат педагогических наук;

Н. Ф. Губанова. кандидат педагогических наук;

Н. С. Денисенкова, кандидат психологических наук:

Э.

Развитие ребенка в 1 год

М. Дорофеева, О. В. Дыбина, доктор педагогических наук;

М. В. Жигарева. доктор педагогических наук;

М. Б. Зацепина, доктор педагогических наук;

Т. С. Комарова, доктор педагогических наук;

Г. М. Лямина, кандидат педагогических наук;

B.И. Петрова, доктор педагогических наук;

С. Н. Пидричная, кандидат педагогических наук;

Т. Д. Стульник, кандидат педагогических наук;

О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук;

Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук;

C.Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

.2010г.