Развитие ребенка по системе монтессори

17.12.2018 0 Автор admin

Разделение по возрастам в Монтессори педагогике

Разделение по возрастам в Монтессори педагогике


1. Nido (от итал. nido — гнездо, гнёздышко, уютное место) — классический Монтессори-класс для детей в возрасте от 2 месяцев до 12/15 месяцев.

Nido — является начальной ступенью в развитии ребенка по Монтессори-методике. Для ребенка этого возраста в Монтессори-среде созданы все условия, в которых ему будет безопасно, комфортно и очень интересно.

Монтессори-педагог вместе с мамой наблюдает за ребенком, видит его потребности и интересы, отвечает на вопросы родителей и дает профессиональные консультации. Общение с ребенком проходит через специальным образом подготовленную среду в спокойной уютной светлой атмосфере.

Малыш знакомится с новыми видами деятельности, игрушками, получает возможности для развития и представление о мире, полном любви, в котором его ждали и где ему рады. Среда, реализующая потребности ребенка, стимулирует его к активности и движению, которое является необходимым для полноценного физического и психического развития. Также занятия нацелены на развитие мелкой и крупной моторики, различных видов захвата, стимуляцию зрительно-моторной координации. С психологической точки зрения, подготовленные монтессори-материалы формируют у ребенка понимание «я могу, я способен».

2. Infant (англ. "младенец") —  вариант названия монтессори-класса для младенцев (от 2-х месяцев до 12/15 месяцев — т.е. до момента уверенной ходьбы). Более распространен в стандарте AMS (American Montessori Society)

Особенности и секреты развития детей до 3 лет по системе Монтессори

Toddler ("ребёнок, начина́ющий ходи́ть") —  программа предназначена для детей от 15 месяцев до 3 лет. Группа Монтессори Toddler становится для детей их первым обществом, где они получают новые социальные навыки, познают такие понятия как вежливость и хорошие манеры. В группе Toddler монтессори-педагоги  развивают речь детей, побуждают их делиться своим опытом, изучая с ними новые слова.

Основные виды работ в монтессоре-среде:

— Тоддлер активно наращивает словарный запас. Поэтому в группе выполняются упражнения по выстраиванию фраз; проводятся игры, стимулирующие развитие речи, в том числе на основе ярких, интересных для ребенка пособий. На "кругах" проходит речедвигательная работа, т.е. движение под различные тексты с элементами логопедической гимнастики.

— Сенсомоторная деятельность. Малыши начинают оперировать понятиями размера, формы, цвета, звука. Закладываются основы математических представлений. Тренируется и крупная моторика — ребенок учится грациозно двигаться, обходить препятствия, правильно воспринимать пространство и выбирать траектории. Развивается вестибулярный аппарат.

— Большое внимание уделяется практическим навыкам. Дети учатся самостоятельно раздеваться и одеваться, накрывать на стол, готовить еду, наводить порядок, поддерживать чистоту. o

— Творческая зона. Здесь тоддлеры начинают правильно пользоваться красками, кистями, ножницами, клеем, знакомятся с возможностями различных материалов: красок, бумаги, фольги, пластилина и т.п., учатся использовать природные материалы в творческой деятельности.

— Отдельное внимание уделяется развитию музыкальных способностей.

4. Casa dei Bambini (в переводе с итальянского Casa dei Bambini означает «Дом Детей», т.е. среда, в которой ребенок может действовать свободно). Программа для детей от 2 лет и 8 месяцев до 6 лет. Монтессори-педагоги используют естественную способность детей к усвоению знаний через действие, осязание и опыт. Дети в этом возрасте буквально «впитывают» информацию из окружающей их среды.

5. Elementary ("начальная школа"). Программа для детей 6 — 12 лет. Позволяет ребенку выявить, классифицировать и исследовать все увлекательные концепции в каждой выбранной отрасли. Освоение навыков повседневной жизни, язык, математика, геометрия, ботаника, зоология, география, астрономия, история представлены в классе на примере материалов, которые приводят ребенка к абстракции в сфере фундаментальных понятий в каждой области. Программа Монтессори Elementary разделена на два уровня: низшая начальная школа (6-9 лет) и начальная (9-12 лет).

Одна из популярных методик раннего развтия детей. Узнайте, в чем ее плюсы и минусы, в чем отличие от других развивающих методик.

История создания

Вальдорфская методика (или методика Штайнера) была создана  в 1919 году в Германии. Ее основоположники Рудольф Штайнер ( создал педагогику на основе антропософской науки) и Эмиль Мольт (экономически обосновал ее). Методику Штайнера иногда называют самой философской методикой раннего развития. В ее основе лежит антропософия – достаточно сложное философское направление. Именно это и является одним из камней преткновения в неприятии этой методики последователями православия и других религий. Однако, при подробном изучении этой методики можно отметить, что для раннего развития влияние антропософского учения минимально.

Классическое преподавание в Вальдорфской школе

В Вальдорфской школе отсутствует жесткая методика. По сути, воспитатель или учитель развивается сам, учитывает индивидуальные особенности детей, свое состояние и запросы дня. Классный учитель – это специалист широкого профиля, он ведет своих учеников с первого по восьмой классы.

В Вальдорфской школе не ставят отметок, но есть оценивание вербальное. Это значит, что педагог, ведущий ребенка, прекрасно знает его способности. И оценивает его по отношению к нему самому, не сравнивая с соседом, другом или требованиям социума. Учитель отмечает малейшие изменения, происходящие с учеником. То, какой он сегодня по сравнению с тем, кокой он был вчера.

Преподавание основных предметов в вальдорфской школе проводится эпохами. В течение 3 — 4 недель, на главном уроке преподают один предмет. Каждый день, 40-50 мин. дети занимаются, предположим, математикой. Это дает очень хорошие результаты. За месяц они углубляются в этот предмет, не забывают, что было на предыдущем уроке, очень легко за 2-3 минуты вспоминают, что делали вчера и изучают новый материал. Когда эпоха заканчивается, у ребенка есть возможность переработать то, что он получал в течение месяца, усвоить это.

Плюсы и минусы Вальдорфской школы

Из плюсов однозначно следует отметить очень сильный упор на творческое развитие ребенка, отсутствие шкалы оценок и индивидуальный подход. Обучение для ребенка проходит более гармонично.

Из минусов, то, что система обучения не совпадает с требованиями сильных ВУЗов, и у ребенка, окончившего эту школу, могут быть трудности с поступлением в сильный Вуз.

Особенности развития ребенка в Вальдорфском детском саду

По Штейнеру, ребенка следует как можно дольше (минимум лет до семи) оставлять в его собственном, образно-сказочном мире.

Занятия по системе Марии Монтессори

Штайнер считал, что ранее обучение – враг образности  и воображения. Логическое мышление, по его мнению, начинает развиваться лет с 12. Поэтому в Вальдорфском детском саду с логикой работают минимально, чего не скажешь о физическом развитии: здесь очень большое внимание обращают на то, как ребенок разговаривает, дышит, двигается. То есть, основные акценты поставлены на творчество (художественные способности ребенка), духовное развитие и воспитание.

Отличия Вальдорфских садов:

  • отказ от ранней интеллектуализации (нет нагрузок на память и мышление, ребенок все постигает опытным, а не рассудочным путем);
  • запрет на радио, кино и телевидение (считается, что СМИ дают ребенку слишком сильные впечатление, оказывающие разрушительное действие на психику ребенка);
  • запрет на всякую оценку ребенка (оценки заменены на индивидуальные педагогические характеристики).

Основные принципы воспитания ребенка по Вальдорфской методике:

  • воспитание через подражание и пример;
  • многообразие игровых форм (так называемые «свободные игры»);
  • ритм и повторение;
  • общий художественный и эстетический фон.

Развивающие игрушки по методике Штайнера

Следует отметить негативное отношение к «неживым» материалам, например пластмассе. Предпочтение отдается куклам, сделанным своими руками, вязанным шерстяным зверятам, игрушкам из дерева. Например, ребенку дают куклу из материи и предлагают разрисовать ей личико, придумать одежду.

Для кого подходит:

Вальдорфская методика хороша для детей с гуманитарными склонностями, замечательная для будущих художников, воспитателей, врачей. Однако, если ребенок более склонен или родители более склонны к экономической сфере, то возможно,  этот путь развития не подойдет.

Выбор за Вами, дорогие родители! Самое главное помнить, что любая методика хороша, если она учитывает индивидуальные особенности ребенка и не навязывается ему насильно.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Методики раннего развития детей

Для чего существуют методики развития детей раннего возраста?

Наверное, этот вопрос задают себе многие родители, ведь каждый хочет вырастить своего ребенка,  прежде всего умным, здоровым и счастливым. Именно для этого и предназначены различные методики раннего развития детей.  Основой их является простой принцип: чем раньше начать работать с ребенком, тем легче ему будет в будущем  познавать этот мир, учится и развивать навыки и способности. Ученые уже давно установили, что есть такие вещи, которые в младенческом возрасте даются очень легко, а со временем, когда ребенок подрастает, они начинают  восприниматься уже  сложнее, вплоть до полного непонимания. Самое страшное здесь является то, что упустив что-то в детстве, родители уже не смогут этого исправить в будущем именно, на это и рассчитаны методики раннего развития ребенка, ведь они не дают возможности родителям упустить какой-нибудь важный момент в воспитании и развитии своего малыша.

Но это далеко не все чего можно добиться с помощью различных систем раннего развития. Ведь каждая развивающая методика предназначена сделать из ребенка личность, которая в будущем станет известным и успешным человеком, например хорошим ученым или же бизнесменом. А если повезет, то ребенок может вырасти и стать всемирно известным гением. Многие уверены, что всего этого можно добиться только благодаря генам, но если б не было никакого развития, то гены оказались бы совершенно беспомощными перед человеком. А то, что системы развития действительно работают, уже многократно доказано учеными с мировыми именами: П.В. Тюленев, Н.А. Зайцев, Гленн Доман, Масару Ибука и многие другие.

Развивающими методиками для детей раннего возраста успешно пользуется множество родителей во многих странах мира уже десятки лет, так как убеждены в том, что хотят для ребенка только счастливой и обеспеченной жизни. Ведь и вправду – ребенок совсем маленький и не в силах сам решать что для него лучше так как еще ничего не понимает, а родители для того и существуют, чтобы помочь и решить за свою кроху выбрав ту судьбу, которую хотели бы иметь сами.

Почему так важно развивать ребенка с самого детства?

Все системы раннего развития ориентированы на работу с маленькими детьми. И чем меньше возраст ребенка, тем лучше. Уже давно было доказано то, что именно в первые три года мозг у ребенка формируется на 80%, а в первые два года — на 50%. Именно в этот период очень важно запрограммировать в ребенке все те аспекты жизни, которые понадобятся в будущем. Это и навыки, и мышление и здоровье и самое главное – социальную адаптивность. Социальная адаптивность — это не что иное, как приспособленность к жизни, которая дает возможность легко общаться с людьми, с легкостью решать конфликты и жизненные проблемы, быть всегда активным не взирая на неприятности и относится к жизни с определенным энтузиазмом, реалистичностью.

Из всего этого у родителей может возникнуть вполне понятный вопрос:  «Как же помочь развиться ребенку?». Существует несколько довольно простых правил, которые помогут родителям. Первое – пытаться, как можно раньше знакомить кроху с различными полезными и развивающими занятиями, такими как плавание, велосипед, музыкальные инструменты, рисование и тому подобное. И пусть ребенок еще совсем не умеет, например, плавать или рисовать, зато у него уже появляется интерес к этому делу и стремление научиться. А это уже очень сильно помогает малышу развиваться. И пусть он научится хорошо рисовать или плавать только в четыре или шесть лет, зато опыт, который он получит в раннем детстве, сыграет в будущем умении немаловажную роль.

Вторым правилом для родителей, которые хотят развить в своем ребенке достойную личность, должны стать различные стимулы, хорошо воспринимающиеся мозгом ребенка и помогающие в развитии. В первую очередь внимание нужно обратить на комнату ребенка – в ней не должно быть белых стен, все должно быть ярким красочным с рисунками сказочных героев. И вообще комната ребенка – это сказочный, красивый и полный тайн мир, где совсем нет места однотонным тусклым и неинтересным цветам. У каждого ребенка должна быть такая комната, а также соответсвующая одежда и игрушки. Также крохе необходимо обеспечить полноту движения и общения с другими людьми и детьми, что поможет ему стать коммуникабельнее и создать свое индивидуальное отношение к миру.

Чтобы убедиться во всем этом, можно взять за пример ребенка Маугли из известной детской сказки.

Развитие ребёнка с помощью методики Монтессори

Он с раннего детства жил с животными и перенял от них все черты, инстинкты, которые им присущи. А когда попал в общество людей, он уже был взрослым и не смог стать настоящим человеком. Даже самые лучшие педагоги мира были не в силах научить его разговаривать и принять тот образ жизни, который для человека является обычным, так как для него он был чужым.