Рассказы с метафорами

22.08.2018 0 Автор admin

Выпуск 9. Сказки-метафоры 1

Сергей Сергеевич Трубников

Перед вами девятый выпуск рассылки «Как написать сказку». В этом выпуске я расскажу, как создавать метафорах, и их использовании в сказках.

Метафора
Несколько предыдущих выпусков мы посвятили воображению. Я рассказывал о различных приемах, которые помогают находить идеи для сказок. Поиск идей — это одна из главных составляющих работы сказочника. Мастерство со временем придет, но задача поиска идей всегда будет актуальной. Еще много можно написать о приемах воображения, но пусть это останется для будущих выпусков.

На самом деле, сюжет сказки не обязательно создавать силой воображения — нередко его можно позаимствовать прямо из жизни. Именно так и делается в сказках-метафорах. Вообще, что такое метафора?

Метафора — это употребление слова в переносном значении.
«Глаз-алмаз», «черная тоска», «железные нервы» — это пример простых метафор. Есть и более сложные – развернутые метафоры.

Вот несколько примеров из диснеевского мультфильма «Мулан».

— Отец утешает Мулан, провалившую испытание: «Как пышно цветут в этом году деревья. Но гляди, вон то не цветёт. Однако, когда оно распустится, я уверен, оно окажется прекраснее всех».

— Император отказывается склониться перед Шань-Ю: «Сколько бы ветер не ярился, гора не склонится перед ним».

— Император о Мулан: «Цветок, распустившийся в непогоду – величайший дар». Затем поясняет: «Такие девушки рождаются не каждое столетие».

Не знаю, действительно ли китайцы любят говорить друг с другом метафорами, но в мультике все это выглядит красиво, и вполне естественно. Легко ли научиться придумывать фразы-метафоры для своих произведений? Почему бы и да. Найти подходящее сравнение потребуется определенного времени и усилий, но писателя никто не торопит.

Пусть заяц быстрее черепахи, но велика ли разница на дистанции в один шаг?

Более сложный случай – когда целое произведение строится вокруг метафоры. Это могут быть стихи, песни, сказки или философские притчи. По сути, метафорой в этих произведениях является сам сюжет, который воспроизводит какую-то ситуацию из жизни.

Помните, как в песне Андрея Макаревича:
Все отболит, и мудрый говорит:
Каждый костер когда-то догорит,
Ветер золу развеет без следа.

Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда и если холода.

Разумеется, мы понимаем, что костер — это не просто костер, а вся песня — одна большая метафора о нашей жизни. Но попробуйте выразить содержание этой песни обычными словами, да еще так, чтобы звучало убедительно.

Это одно из замечательных свойств метафоры. Она помогает подобрать слова и выразить мысли, которые по-другому донести до читателя очень сложно. Потенциал метафор по достоинству оценили философы и психологи. С первыми понятно – философская притча без метафоры – все равно, что ракета без топлива. Психологи используют метафоры, чтобы помочь человеку разобраться со своими проблемами.

Русские народные сказки
Русские народные сказки – это прекрасный пример сказок-метафор.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая». По сути, большая репка символизирует большую проблему. Решать эту проблему в одиночку не получается. Успех приходит, когда за дело дружно берутся все – от мала до велика.

Сказку о репке вполне можно рассказать и по-другому – поменять героев и декорации, поместить сказку в другое время. Например, так:

-= Грязюка-мазюка =-
Ехал по проселочной дороге грузовик с зерном. А дорогу ту развезло после дождя, и появилась на ней злая грязюка-мазюка. Угодило колесо в ямку, забуксовал грузовик. Мотор гудит, колесо крутится, а с места сдвинуться не может.
Вышел из кабины грузовика водитель Петя Иванов, и говорит:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Ты пусти меня грязюка-мазюка.
Отвечает ему грязюка-мазюка:
— Не пущу грузовик. Пусть хоть до зимы стоит. Будут люди знать, какая я сильная. Будут уважать грязюку-мазюку.
Стоит Петя посреди дороги, не знает, что делать. Мимо проезжала легковушка. Петя ей руками машет, остановиться просит. Вышел из легковушки водитель, Петя ему говорит:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помоги мне выбраться из грязюки-мазюки.
Подцепили они трос. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, собрал мужиков и говорит:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Пришли мужики и стали помогать. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, и собрал ребятишек дворовых:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Прибежали ребятишки с радостными криками. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Ребятишки за трос тянут.

чПКФЙ ОБ УБКФ

И вот, не выдержала грязюка-мазюка, выпустила грузовик с громким чавком.
Поблагодарил Петя помощников, и отправился в город. Сделали из зерна хлеб. Свежий хлеб на столе стоял, людей радовал. А грязюка-мазюка от огорчения засохла.

Обратите внимание, внешне сказка стала другой, но и там и здесь сюжет строится вокруг одной и той же метафоры. В качестве упражнения рекомендую читателям попробовать взять какой-нибудь сказочный сюжет, и рассказать по-другому. Измените героев, измените декорации – и посмотрите, что их этого получится. Это может оказаться не так просто – чтобы все получилось, нужно хорошо понимать суть сказки.

А можно ли брать готовые сюжеты не из сказок, а прямо из жизни? Разумеется! У психологов, которые занимаются сказкотерапией, существуют специальные методики, которые позволяют брать сюжеты из жизни и превращать в сказки. Подробнее об этом я расскажу в следующем выпуске, а этот выпуск завершаю.

© Copyright: Сергей Сергеевич Трубников, 2010
Свидетельство о публикации №210062000551

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Сергей Сергеевич Трубников

Рецензии

Написать рецензию

Очень понравилось. Яркие, интересные примеры. Легко и просто написано. Спасибо.

Виктория Приходько   01.02.2012 07:35   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Сергей Сергеевич Трубников

Вопрос №1. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Расскажите о них

Билет №2.

Вопрос №1. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Расскажите о них.

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на

вымысле. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Волшебная сказка повествует о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он их преодолевает.

Мир волшебной сказки – мир особый, удивительный. Это мир сказочной фантастики.

В выдуманном царстве живут и действуют необычные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, морской царь, царевна-лягушка. Но есть герои как будто и из реальной жизни: люди, животные. Но и они обладают в сказке фантастическими свойствами: необыкновенной силой.

Нравственный мир волшебной сказки.

Нравственность – это понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо в людях, в

отношениях между людьми, в их поведении.

Нравственный мир волшебной сказки не имеет национальных различий. Он общечеловеческий. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. Добро обязательно побеждает, а зло обязательно наказывается.

Нравственный мир волшебной сказки – это ещё и мир справедливости. Сказка разоблачает ложных героев и выявляет героев настоящих.

Сказка незаметно, но постоянно учит. Учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам.

Сказки, притчи и метафоры

Учить уважать старших и вести себя достойно. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок», — очень точно о сказке написал А.С.Пушкин

Бытовая сказка изображает как будто обыкновенную жизнь, быт. Из бытовой сказки можно узнать, каким было крестьянское хозяйство, чем кроме земледелия занимались крестьяне и многое другое. Герои её – самые обычные люди (крестьянин, поп, барин, солдат и др.) И действуют они не в «тридесятом» царстве, а на русской земле, чаще всего в русской деревне.

В бытовой сказке осуждаются, высмеиваются ленивые, глупые, лживые люди.

Сказки о животных – это один из самых древних видов сказки. Они древнее сказки волшебной и бытовой. Но до сих пор живут и не стареют.

И по образцу народных сказок о животных писатели и поэты разных стран сочиняют для детей занимательные истории, героями которых являются животные (книги Корнея Чуковского).

В сказке действует персонаж-хитрец и персонаж-глурец.

Билет №5.

Вопрос №2. Расскажите о художественных особенностях волшебной сказки. Приведите примеры из известных вам сказок.

Основные особенности волшебных сказок

Волшебные сказки обычно длинные, героев в них много, но по общим признакам их можно объединить. Персонажи волшебной сказки:

— главный герой (героиня)

— его противник

— даритель

— чудесный помощник

— чудесный предмет

Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: к одной относятся положительные, к другой — отрицательные

Построение волшебной сказки:

Зачин – эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями.

Зачин – не только обязательная часть любой волшебной сказки, он ещё и оформляется в них одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицей…» или «Жили-были…». Его роль состоит в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Время и место действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того — фантастичны. Это сразу показывает слушателям, что события, которые последуют далее, будут необычны.

Зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её —привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь.

Основная часть— рассказ о волшебных приключениях героев:

Появление препятствий или трудностей, обретение волшебных помощников или чудесных свойств ————————-а далее————————— преодоление трудностей

Концовка – любая сказка имеет счастливый конец. В волшебной сказке этот конец особый: чаще всего герой женится на царевне и получает полцарства. «И стали жить да поживать, да добра наживать». Кроме обычной концовки бывает ещё шутливая: «Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Она носит шуточный характер, ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного мира к реальному.

Кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»

Среди сюжетов русских волшебных сказок есть такие, которые особенно популярны, особенно любимы народом: «Конек-Горбунок», «Сивко-Бурко», «Финист — ясный сокол», сказки «Мальчик с пальчик», «Снегурочка», «Безручка», «Волшебное зеркальце».

Похожие документы:

  1. Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа: подготовительный, основной, повторительно-обобщающий

    Учебник

    Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа: подготовительный, основной, повторительно-обобщающий.

  2. Сказка как лекарство

    Сказка

    Все мы тоскуем по первозданному. Культура предлагает не слишком большой выбор противоядий от этой тоски. Нас научили стыдиться таких влечений. Мы отпустили длинные волосы и привыкли скрывать под ними свои чувства.

  3. «Повышение качества образовательных результатов в начальной школе через факультативные занятия»

    Документ

    В рамках предлагаемого проекта предлагается решение проблемы повышения качества образования путем создания направленных на развитие ключевых компетенций обучающихся учебно-методических комплексов для организации факультативных занятий в начальной школе.

  4. Воспитание детей в нашей семье Ответы на вопросы

    Документ

    Бог знает, что есть прекрасные матери и отцы, и с грустью видит, что есть те, кто относится к воспитанию детей небрежно. Христианин – по определению, как свет для мира, как соль земли1 – должен быть самым лучшим родителем! Наша задача

  5. Иван Андреевич Крылов 5 часов урок (2)

    Урок

    Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство,

Другие похожие документы..

Любовь матери сказка

Станислав Кабелев

Любовь матери.

        Маленький Дракончик потерялся на большой планете.

Рассказы-метафоры

Он плакал и искал своих родителей. Он спрашивал всех встречных, но увидев настоящего дракона все в страхе от него убегали. А Дракончик был очень добрый он даже маме помогал убираться в пещере, помогал отцу расправлять крылья, когда тот улетал за моря за океаны защищать планету Земля от злых Драконов- пришельцев. Было все хорошо, но однажды маленький Дракончик вышел из пещеры и, увидев прекрасную белочку, стал с ней разговаривать и маленькая белочка повела его по тайге и стала рассказывать о своей жизни, о тайге. Так они бродили до самого вечера, но  вскоре белочка  ушла спать, а маленький дракончик остался один. Он не знал как вернуться обратно , места были незнакомые, крылья у него еще не выросли, он был очень маленьким беззащитным. Он плакал, рыдал, но никто ему не помогал- все боялись – он же был дракон! Ухали филины,  жалобно плакали сплюшки… где то далеко выли шакалы и  вдруг   маленький дракон услышал неподалеку от себя рык тигра.. Очень испугался Дракончик этого рыка, как ему защититься?… Он был дитенком,  а потому  мама наказывала:
 –Бойся тигра, ты пока  маленький и нет тебе от него спасения..
А   кровожадный  тигр был рядом  и изготовился прыгнуть  на маленького дракончика!
— Мама…. Мама— закричал он, —  Спаси меня…
 Дракончик был  еще очень маленьким и беззащитным.
 Внутренний голос подсказал матери, что ей сын в беде, и она стала молить своих богов, чтобы они помогли спастись её сыну,  маленькому дракончику.
– Мы не можем оградить его от диких зверей — но в наших силах превратить его в камень…. И он останется жить в веках… .
 Заплакала мать но пришлось ей согласиться, находясь в безвыходном положении….
— Сыночек встань на скалу и стой неподвижно!
— Слышу тебя, мамочка! Я встал на выступ …
 И вмиг он окаменел, но  тигр уже  прыгнул на дракончика, но не смог победить маленького Дракончика, и  на мягком  каменном   теле остались только  глубокие следы от лап тигра.  Окаменевшего вмиг дракона, тигр уже был не властен  победить. Рыча от возмущения  и негодования  тигр пошел охотиться на черепах, но и они окаменели от страха.
 А утром, когда рассвело пошла мама Дракончика, искать своего сыночка и увидела   на выступе скалы   окаменевшего сыночка Дракончика.. Заплакала, зарыдала огромная Дракониха и  не выдержало любящее сердце матери  такого испытания и в своем горе легла рядом, положив свою огромную голову у ног своего сыночка и вмиг на века  окаменела….
 Прошла не одна сотня тысяч лет, и сегодня в  уссурийской тайге  все  видят святую   материнскую  любовь матери к своему ребенку. И неважно, что это Дракон и Дракончик, важно, что любовь к своему ребенку, даже если он Дракончик, бессмертна!

© Copyright: Станислав Кабелев, 2013
Свидетельство о публикации №213121700326

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Станислав Кабелев

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Станислав Кабелев