Ранний возраст это сколько лет

15.08.2018 0 Автор admin

Уровень НПР у детей раннего возраста можно оценивать по 4 группам развития, 3 из кото­рых — варианты нормального развития, а 4-я — развитие, по­граничное с нормой (табл.12).

1-я группа развития — дети с развитием в пределах нормы или с опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до 1 года — на 1 месяц; до 2 лет — на 3 ме­сяца; до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным разви­тием по одному или нескольким показателям;

3-я группа -дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока);

4-я группа -дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют 3 степени задержки НПР: I степень -по 1-2;

II — по 3-4 и

III степень — по 5-7 показателям.

Таким образом, схема оценки НПР ребенка представляет­ся следующим образом:

сначала оценка уровня НПР ребенка по ведущим линиям развития детей, характерным для дан­ного возраста;

соответствие или несоответствие уровня НПР ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степе­ней задержки;

оценка динамики НПР ребенка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие инди­видуальных особенностей НПР.

Таблица 12. Качественно-количественная оценка НПРдетей 1—3-го годов жизни

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа  
1. Дети с опережением в развитии: — на 2 эпикризных срока (высокое развитие) — на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: а) I степень (задержка 1—2 показателей); 6) II степень (задержка 3—4 показателей); в) III степень (задержка 5—7 показателей) 1.

5. Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста.

Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: а) I степень (задержка 1—2 показателей) б) II степень (задержка 3—4 показателей) в) III степень (задержка 5-7 показателей)

Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока  
2. Дети с опереже- нием в развитии: — верхнегармоничное развитие: а) часть по­казателей выше на 1 эпикриз­ный срок; б)часть — выше на 2 эпикризных срока  
2. Дети с нетипичным негармоничным развитием: а) часть показателей выше; б) часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: а) часть показателей ниже на 1эпикризный срок; б) часть — на 2 эпикризных срока    
3. Дети с нормаль­ным развитием  

По результатам оценки НПР родителям даются рекомен­дации по обеспечению своевременного и гармоничного раз­вития ребенка на следующий возрастной период:

— по линиям развития ребенка (эмоции, движения, навы­ки, речь и др.);

— по отдельным показателям НПР (сформировать у ре­бенка умение захватывать рукой игрушку, выработать ус­ловную связь слова с предметом и др.);

— по организации условий для своевременного формиро­вания умений и навыков ребенка, соответствующих возрас­ту (для умения ползать — манеж, для развития слухового ана­лизатора — звуковые игрушки).

При очередной встрече с ребенком прежде всего проверя­ется, как выполнены назначения, каковы сдвиги в НПР и по­ведении ребенка.

Для оценки НПР дошкольников и школьников применя­ются специальные тесты, таблицы и шкалы, где для каждого возраста предлагается определенное количество

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4195; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Поиск Лекций

Краткая характеристика дошкольного возраста.

В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:

1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет

2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет

3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Ведущая деятельность: Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Таблицы по педиатрии — файл 2-НПР.doc

(Маклаков А.Г. Общая психология)

Характеристика игры младших и старших дошкольников (по Аверину В.А., 1998)

Параметры игры Младшие 3 – 5 лет Старшие 5 -7 лет
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых То же и отражение отношений между людьми
2. Количество ролей   1 -2 7 -10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливают сами  
4. Игровые действия Однообразные (1 -3) Много свернутых и развернутых; жесты, слова
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно
6. Объединение игр   Невозможно Возможно
7. Игровой материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные, заменяющие в воображении
8. Продолжительность Кратковременные: в 3-4 года от 10 до 15 мин., в 4 – 5 лет от 40 до 50 мин. Долговременные: несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование   Нет   Есть  

Поведение:Поведение ребенка в этот периодстановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, ко­торые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных тре­бований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требовани­ям окружающих.

Когнитивное развитие.Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний планна психическом уровне).

Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.

В этот период продолжается активное развитие речи. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляeт 2-3 тысячи слов.

Развивается наглядно- образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. .

Личностное развитие.Самым важным личностным механизмом, фор­мирующимся в этом периоде, считается соподчинение мо­тивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и зна­чимость. Наибо­лее сильный мотив для дошкольника — поощрение, полу­чение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная системаребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, при­нятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нор­мам, у него появляются этические переживания.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Оценивая практические умения, 5-летний ребенок пре­увеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завы­шенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше поло­вины их суждений о своих успехах содержит какое-то обо­снование. К 7 годам у большинства самооценка умений ста­новится более адекватной.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осозна­ние себя ребенком становится сложной и относительно устой­чивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особен­ности своего тела, свои физические возможности, идентифи­цирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом опреде­ляют морально-нравственную ориентацию и поведение ребен­ка на данном этапе его возрастного развития. (Кулагина И.Ю. возрастная психология)

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста

В этой статье вы узнаете о нормах развития ребенка от 3 до 4 лет. Несмотря на то, что все дети развиваются индивидуально, существует ряд показателей для младшего дошкольного возраста (от трех до четырех лет), определяющих общую картину.

Почему дождь идет? Зачем коровка дает молоко? Когда прилетят птички? Зачем? Когда? Почему? Эти вопросы не дают покоя малышам младшего дошкольного возраста – «почемучкам», для которых так много нового и еще неизведанного вокруг. Данный возрастной период является очень важным в жизни каждого малыша и характеризуется приспособлением к новым условиям жизнедеятельности – к дошкольному учреждению, точнее, к незнакомой обстановке, окружающим взрослым и детям. Длительность протекания адаптационного периода к детскому саду у каждого ребенка индивидуальна и зависит от его готовности выполнять новую социальную роль – роль воспитанника. В этом случае готовность представляет собой адекватный, соответствующий данному возрасту, уровень психического, физического, художественного, речевого развития. Для того, чтобы быть уверенным, что малыш развивается в соответствии с нормой, следует знать основные показатели этого развития.

Больше фактов о развитии детей >>>

Физическое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
  • ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу;
  • прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
  • бросает мяч в цель, ловит двумя руками;
  • принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
  • выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
  • управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользуется туалетом; 
  • моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения; умывается, чистит зубы; 
  • критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т.п.)

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку;
  • замечает настроение родителей или других близких людей; 
  • знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия; 
  • знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях;
  • знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет;
  • знает и может назвать части тела; 
  • дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав); 
  • проявляет стремление к самостоятельности и независимости; 
  • проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.

Познавательное развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок знает основные цвета и оттенки;
  • сравнивает объекты по длине, ширине и высоте; 
  • относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т.д.);
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно); 
  • классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета); 
  • достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте;
  • в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок);
  • познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т.д.);
  • знает основные геометрические формы (шар, куб);
  • ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги; 
  • знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных и т.п.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

  • Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий);
  • правильно называет предметы, их качества, действия с ними;
  • знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки);
  • понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др.;
  • согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета);
  • употребляет предлоги в, на, под, над, за;
  • правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, , );
  • пересказывает несложный текст; 
  • декламирует стихи.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

  • Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее;
  • проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах;
  • запоминает слова песен и подпевает взрослому;
  • понимает, что нарисовано на иллюстрации;
  • создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы);
  •  конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.

Автор: Екатерина Сороко, дефектолог25 июля 2012

3 года – первая ступенька взросления, как внешнего, так и психологического. По сравнению с двухлетками, развитие ребенка в 3 года уходит далеко вперед, малыш все больше похож на взрослого. Он становится выше, сильнее, более ловким, очень активным и жизнерадостным. Ребенок осваивает речь и учится испытывать и выражать эмоции, которые до этого времени были ему незнакомы.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Темпы физического развития ребенка в 3 года замедляются, по сравнению с первыми двумя годами жизни. Нормы физического развития для 3 лет следующие:

  • рост – мальчики 92-99 см, девочки 91-99 см;
  • вес – мальчики 13-16 кг, девочки – 13-16,5 кг.

Этот возраст – определенный рубеж для организма, поэтому взрослым следует особое внимание уделить рациону питания малыша, он должен быть полноценным и витаминизированным. Ребенок уже должен кушать сам, он прекрасно различает вкусы, выделяя блюда, которые ему больше нравятся.

Трехлетние дети имеют отличную координацию движений и очень активны. Чтобы успевать восстанавливать силы, их день должен проходить по режиму, который предусматривает продолжительный ночной сон, один дневной сон и четырехразовое питание. В этом возрасте ребенка следует чаще вовлекать в подвижные игры со сверстниками, учить кататься на велосипеде, лыжах и коньках, плавать.

Социально-эмоциональное развитие

Психическое развитие ребенка 3 лет значительно прогрессирует, в частности это касается следующих процессов:

  • Восприятие. Повышается способность анализаторов различать свойства предметов и явлений, особенно это касается зрительных органов чувств, повышается дифференциация яркости и насыщенности цветов и оттенков.
  • Память. Для ребенка она заключается в его чувствах и интересах, при этом более выражена наглядно-образная и двигательная память, преобладают непроизвольные запоминания. Ребенок хорошо запоминает то, что произвело на него сильное эмоциональное впечатление.
  • Развитие речи ребенка в 3 года. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к языку, значению слов и грамматических форм. Ребенок быстро наращивает объем активного словаря за счет существительных, глаголов и других частей речи.
  • Внимание. Объем непроизвольного внимания значительно увеличивается, повышается его устойчивость, а значит, ребенок теперь может сконцентрироваться на определенном предмете или действии дольше.
  • Воображение. Дети в этом возрасте имеют очень яркое воображение, перевоплощаясь в героев сказов, представлений или рисунков. Родителям следует осторожно подбирать сюжеты для чтения и рассказов, так как они могут вызвать в ребенке сильные переживания.

Для психического развития ребенка 3 лет характерно усиление потребности в общении со сверстниками. Дети становятся более чувствительными к проблемам и эмоциональному состоянию друзей, в то же время переизбыток общения может переутомить малыша. Иногда он может стремиться поиграть в одиночестве, не стоит этому препятствовать. Взрослый для ребенка 3 лет все еще имеет ведущее значение, при этом он становится партнером по совместной деятельности, ему можно рассказать свои заботы и радости. В то же время при правильном развитии 3-летнего ребенка возрастает его способность к самостоятельным действиям, у него улучшаются навыки самообслуживания, расширяется спектр игровых действий и движений.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет

При нормальном интеллектуальном развитии ребенка 3 лет, он умеет правильно называть 4 основных цвета и некоторые их оттенки, ориентируется в 7 цветах спектра и находит их по образцу, по просьбе взрослого. Может последовательно собирать матрешек, миски, формочки, вкладывая меньшую в большую. Для развития 3-летнего ребенка можно предлагать ему подбирать плоские геометрические фигуры к образцу, вставлять фигуры в соответствующие по форме отверстия, собирать пирамидку из 8-9 колец по образцу, учить названиям шара, куба, призмы, конуса и т.п.

В этом возрасте ребенок должен находить и называть большой, маленький и средний (между ними) предмет, определять фактуру предмета (твердый, мягкий), составлять картинку из двух частей, подбирать мозаику к несложному рисунку. Дети могут рисовать по собственному замыслу, объясняя, что именно рисуют, изображать круги, овалы, линии, прямоугольные предметы. С малышом можно лепить простые фигуры, выполнять несложную аппликацию из готовых форм.

При правильном развитии речи ребенка в 3 года, он может произносить сложные предложения, пользоваться словами для выражения желаний, чувств и впечатлений. Дети часто сопровождают свои действия речью, задают много вопросов познавательного характера, быстро разучивают стихи, песенки, отрывки из сказок.

Нервно — психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

В этом возрасте появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Ребенок может связно по картинке рассказать знакомую сказку, высказаться о книжке или событии, вести речевые диалоги с детьми и взрослыми. Развитие 3-летнего ребенка предполагает знание своей половой принадлежности, названий частей тела у человека и животных, их назначения, способность обобщать предметы по их свойствам.

Несмотря на то, что от появления на свет до трехлетия пройден большой путь, и малыш многому научился, ему еще предстоит узнать массу нового, а задача родителей – помочь ему в этом, правильно направляя по жизненному пути. Нужно предоставить ребенку больше свободы, например, пусть учится одеваться и ухаживать за собой почти самостоятельно: застегивать пуговицы и «молнии», пользоваться носовым платком и расческой, умываться и т.п. Все эти умения пригодятся ему и при поступлении в детский сад.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6—7 часов в сутки. Ребенок уже может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.

Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, например пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осозна­ния ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.

Словарный запас к трем годам достигает 1200—1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами.

Оценка уровня нервно-психического развития (НПР) ребенка раннего возраста

Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь.

Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве(близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 1024;

Похожие статьи: