Психостимуляторы без рецепта

29.08.2018 0 Автор admin

Содержание

Ноотропные препараты в период сессии

Период сессии для большого числа учащихся характеризуется авральным режимом обучения — экстремально большой объем информации необходимо выучить за экстремально короткий срок. При таких условиях без психофармакологической поддержки многим довольно трудно обходиться, и ноотропы могут стать в данной ситуации своеобразным ангелом хранителем. В данной статье мы разберем, какие конкретно препараты и в каких сочетаниях с наибольшей вероятностью помогут вам выучить максимальный объем информации в кратчайшие сроки и успешно сдать экзамены.

Пирацетам

Какими бы замечательными ни были другие препараты, действующие на норадреналин, ацетилхолин и дофамин, без пирацетама, упрощающего нейропередачу и закрепление энграмм памяти через систему глутамата, остальные препараты не будут столь эффективны. Пирацетам помимо усиления метаболизма нейронов, упрощает прохождение нервных импульсов, улучшает кратковременную память и действительно помогает закрепляться и обрабатываться новой информации, которая в экстренном режиме будет в огромных количествах попадать в ваш мозг. Это эссенциальный и базовый препарат, без которого может рушиться вся остальная фармакологическая поддержка вашей подготовки к экзаменам. Рекомендуемая дозировка 2 таблетки по 800мг 3 раза в день, суммарно 4800мг/сут. Так же рекомендуем в данном случае использовать венгерский луцетам. Он лучший по соотношению цена/качество, стоимость 30 800мг таблеток ~ 65р.

Фенилпирацетам

Фенилпирацетам обладает психостимулирующими и психоэнергизирующими свойствами, связанными с ингибированием обратного захвата дофамина и норадреналина. Как следствие, он повышает скорость мышления, дает эффект собранности и концентрации. Все это происходит за счет активации лобных долей, что так же крайне сильно улучшает обработку информации и закрепление памятного следа. Но помимо этого именно фенилпирацетам обладает уникальным свойством — способностью активировать никотиновые ацетилхолиновые рецепторы, подобно никотину. Это двойное и крайне сильное влияние на память и закрпепление памятного следа. Именно поэтому фенилпирацетам является наилучшим выбором, если есть необходимость с первого раза усвоить большой объем информации. Именно подобный двойной эффект делает его препаратом выбора в период сессии.

Дозировка — 100-200мг 2-3 раза в день.

Гидрафинил

Важнейшим свойством гидрафинила является повышение времени активного бодрствования и снижения потребности во сне. Благодаря этому новому препарату вы сможете заниматься учебой намного дольше без усталости, но при этом не страдать от проблем с ЖКТ и сонливости, которые неизменно будут сопровождать долгие ночные бдения за учебниками вместе с чашкой кофе. Действие гидрафинила реализуется через гистаминовую систему, которую глушат снотворные вроде донормила или противоаллергические препараты. Подобный способ действия не вызывает привыкания, зависимости и негативных последствий. Это мягкий способ сохранять ясный рассудок на протяжении долгого времени и учить необходимую вам информацию или же нарабатывать нужные вам навыки.

Дозировка 200 мг 3 раза в день.

Alpha GPC

Холина альфосцерат является наиболее биодоступной формой холина, из которого синтезируется медиатор памяти — ацетилхолин. Но помимо этого крайне важного свойства он обладает и другим — способностью повышать уровень дофамина в лобных долях, причем существенно. Подобное действие на два важнейших для мышления нейромедиатора позволяет альфосцерату холина повышать мотивацию, что несвойственно для обычного холина и дмаэ, и серьезно повышать способность к запоминанию.

Какие средства, препараты стоит принимать во время сессии?

Причем подобная способность к запоминанию относится не только к вербальной информации, которой полны учебники, но и навыкам, которые вам потребуются на экзамене, например, способность решать задания, решать уравнения, а не только выдавать заранее вызубренную информацию.

Дозировка 600мг 2 раза в день.

Готу кола

Готу кола является мощнейшим индуктором синтеза нейротрофических факторов. Эффект данного растительного средства сравним с эффектом знаменитого препарата семакс. Единственный момент, который может для некоторых ограничить возможность применения данного препарата в период сессии — отсроченное начало его действия, он начинает реализовывать свой эффект лишь через 5-6 дней после начала приема, поэтому он подходит для тех, кто озаботился своей сессией заранее. Но эффекты от препарата Готу Кола крайне значимы — значительное повышение внимательности, концентрации внимания и собранности. А так же прекрасная способность к контролю переключаемости внимания.

Дозировка 500 мг 2-3 раза в день.

Семакс

Для тех, кто не успел загодя начать курс готу колы, в экстренном периоде поможет Семакс, который реализует те же эффекты, но начинает действовать раньше, хотя и стоит существенно дороже. Но когда экзамен на носу и нужно срочно выучить большой объем информации, он может помочь спасти ситуацию. Для студентов достаточна 0.1% концентрация данного препарата, он имеется во всех аптеках и будет являться отличным помощником как в самой подготовке к экзаменам, так и в их сдаче.

Дозировка 5-6 капель 3-4 раза в день.

Подготовка к экзаменам, как и их сдача, особенно в экспресс-режиме, является крайне сложной задачей и требует комплексного подхода к себе и правильной фармакологической поддержки. Комбинация пирацетам-фенилпирацетам-alpha gpc-гидрафинил-готу кола/семакс действует на все системы, задействованные в формировании памяти и новых навыков. Пирацетам действует на систему глутамата, фенилпирацетам на норадреналин и дофамин, и активирует никотиновые рецепторы, гидрафинил повышает бодрствование и ускоряет обработку информации, альфосцерат холина, а готу кола или семакс существенно повышают уровни нейротрофических факторов, повышая как запоминаемость, так и нейропластичность. Подобное сочетание ноотропных средств является оптимальным для подготовки к экзаменам и усвоения информации в экспресс -режиме и, безусловно, поможет вам в ваших начинаниях! Удачи!

Как исправить оценки в школе за неделю?

Учеба в школе не всем ребятам дается очень легко. К тому же, некоторые ученики в течение учебного года расслабляются, а ближе к его окончанию спохватываются и всеми силами стараются спасти ситуацию. Именно поэтому перед ребятами нередко встает вопрос, как исправить плохие оценки в школе за неделю или несколько дней.

Как быстро исправить оценки в школе?

Вопрос, как исправлять оценки в школе, и можно ли это сделать за короткий период времени, встает перед огромным количеством современных учеников. В действительности, в этом нет ничего сложного, если ребенок задался целью и в дальнейшем хочет хорошо учиться. Чтобы помочь своему отпрыску исправить ситуацию за короткое время, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Самое главное – в срочном порядке выучить материал, по которому ребенка не устраивают его оценки. В частности, школьник должен знать назубок все формулы и правила по проблемной теме, если таковые имеются. Практической части также следует уделять внимание, но все же на передний план должна выйти теория.
  2. Если у вас есть возможность, можно нанять репетитора, который поможет ребенку за короткий период освоить необходимый материал. При этом лучше всего обратиться за помощью непосредственно к учителю, который преподает проблемный предмет в школе, где учится ваш наследник.
  3. После того, как ребенок достаточно хорошо освоит материал, который ранее был для него слишком сложен, вместе с ним подойдите к учителю и попросите дать возможность исправить оценку. Ученики старших классов должны делать это самостоятельно, убеждая педагога в том, что искренне сожалеют о своем безответственном отношении к предмету.
  4. Дополнительно можно попросить учителя дать ребенку творческое задание, например, подготовить доклад или реферат по одной из самых сложных тем.

Нередко у школьников возникает ситуация, когда им приходится исправлять оценки не по одному, а по нескольким предметам сразу. В этом случае предварительно следует составить расписание работы педагогов и определить, в каком порядке лучше всего заполнять пробелы.

Естественно, что исправить плохие оценки, особенно по нескольким предметам, ребенок сможет только в том случае, если на время совершенно забудет о развлечениях и полностью сосредоточится на учебе.

Ноотропные препараты в период сессии

Чтобы у вашего отпрыска был стимул хорошо учиться, можно пообещать ему исполнение одного желания после исправления ситуации.

Легальные психоактивные вещества, классификация, профилактика употребления и что к ним относится

Наркотические препараты или легальные психоактивные вещества, которые можно купить в обычной аптеке.

Наркотические препараты и психоактивные вещества бывают запрещённые и легальные психоактивные вещества, которые можно купить в обычной аптеке. Но несмотря на это разделение вред от всех видов психоактивных веществ и энтеогенов одинаков, отравления психоактивными веществами среди наркоманов не редкость. Наркотики в аптеке не смотря на профилактику злоупотребления психоактивных веществ можно купить подчас без рецепта.

Аптечные киоски притягивают наркоманов всех видов и мастей.

Стоит ли стимулировать работу мозга лекарственными препаратами или энергетиками

Наркотики в аптеке продаются, конечно же не в чистом виде а в составе многочисленных составов, которые использует современная фармацевтика. Родители должны отчётливо представлять себе, что легальных психоактивных веществ гораздо больше, чем они себе представляют. Некоторые медицинские препараты содержат психоактивные вещества пригодные как полуфабрикаты для приготовления сильнодействующих наркотиков. Иногда от детей – наркоманов можно услышать незнакомые слова — “каличная” “калики”, таблетки – это аптеки или “тёрки” – рецепты на лекарства.

классификация психоактивных веществ

Аптечные наркотики можно условно разделить на три большие группы:

  • лекарства, которые поступают в аптеку и отпускаются строго по учету,
  • лекарства, которые отпускаются по рецепту,
  • безрецептурные лекарственные средства.

наркотики в аптеке отпускаемые по строгой учетности.

Такие наркотики в аптеке обмениваются на рецепты. Рецепты имеют множество ступеней защиты – печати врачей и мед учреждений, в дальнейшем тщательно проверяется как в момент покупки лекарства, так и в дальнейшем. В случае необходимость аптекарь может совершить телефонный звонок в медицинское учреждение, которое выдало “подозрительный” рецепт строгой отчетности. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в этом случае “на высоте”, легальные психоактивные вещества не просто купить, далеко не каждый медработник имеет право выписывать подобные рецепты строгой отчетности.

легальные психоактивные вещества, которые продают в аптеках по рецепту

Распространение и употребление психоактивных веществ тормозиться так-же системой отпуска лекарств по предъявлению рецепта. Но отчётности по этим видам рецептов нет и большое количество реально доступных наркотиков из аптеки наркозависимые подростки используют в качестве полуфабрикатов для зелья. Аптеки с халатным персоналом подчастую называют “приторченными”. Зайдите за закуток аптеки и если со следами общественного туалета соседствуют пустые пачки от непонятных лекарств – эта аптека давно облюбована наркоманами и поставляет им лекарства для “кайфа”. Вероятность “вымутить” (на сленге наркоманов – купить) в этой аптеке психоактивные вещества гораздо выше. У многих “чёрных” аптек существует презентация – психоактивные вещества выставляются на прилавок.

лекарственные средства отпускаемые без рецепта

Безрецептурные лекарства представляют интерес для наркозависимых только как исходные компоненты для синтеза сильнодействующих производных или усилителей наркотиков (в этом случае велика вероятность отравления психоактивными веществами). Так-же аптечные растворы стерильны и имеют известный всем состав, необходимый в некоторых формулах наркотиков и психоактивных веществ.

классификация психоактивных веществ из аптеки по характеру действия

Что может купить в аптеке наркоман? – практически ничего пригодного для наркотического дурмана. Всё, что относится к психоактивным веществам купить без рецепта практически не удастся. Если, что и удастся прикупить, так это “наркотики для новичков” или “отбивки“.

В аптеках “охотятся” на наркотики опиатной группы: кодеин, трамадол, эфедрин или транквилизаторы с седативными эффектами.

легальные психоактивные вещества и наркотики в аптеке, содержащие трамадол или кодеин

Родителям подросткам обратить особое внимание на названия этих препаратов. Кодеин содержат следующие препараты:

  • Терпинкод,
  • Седалгин,
  • Пенталгин,
  • Нурофен-плюс,
  • Седал-М …
  • Наркозависимые применяют их для:
  • получение “кайфа” от кодеина (в основном новички),
  • средство против “ломки” или кумаров (часто принимающие наркотические препараты),
  • изготовление дезоморфина и внутривенных инъекций(наркоманы со “стажем”).
  • Дезоморфин самый губительный наркотик, вред психоактивных веществ максимальный .

Трамадол (или трамал) снимает “ломки”, в чистом виде купить можно только по рецептам строгой отчётности. легальные психоактивные вещества и наркотики в аптеке, содержащие эфедрин

Эфедрин и псевдоэфедрин, или как его ещё называют изомер эфедрина может находиться в таблетках или микстурах. Наркозависимые используют его для приготовления винта и мулька (первитин и меткатинон). В большинстве случаев эфедрин в чистом виде “не вставляет” наркомана, всех интересуют смеси на его основе. Казалось бы всем известный сироп от кашля Бронхолитин не только лечит простуды, но и может стать производным для получения зелья.

Легальные психоактивные вещества из аптечки могут содержать наркотики галлюциногенного ряда. Особо стоит отметить декстрометорфан (ДХМ), его большое количество находится в Атуссин,Туссин-плюс, Гликодин. Психонавты новички начинают именно с декстрометорфана. Изменение сознания может так-же вызвать применение Баклофена, Паркопана или Галоперидола, Тарена (не путать изменение сознания и наркоманские цели). Диссоциативом кетамина пользуются ветеринары, достать его не просто, он относится к наркотикам.

ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА: ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ И ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ ИЗ АПТЕКЕ

Снотворные препараты совместно с транквилизаторами создали целое направление наркотиков в аптеке. Эффект получаемый при применении данного вида наркотиков похож на опийный. Риталин (метилфенидат) хотя и относится к психостимуляторам слабого действия, всё же способен заменить амфетамин (фенамин) и первитин (метамфетамин). Казалось бы безобидный димедрол и нафтизин с марганцовкой, хотя не употребляются напрямую но могут использоваться наркоманами как вспомогательное средство.

Как активизировать мозг перед экзаменом

ЭКСПЕРТЫ:

Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;

Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

«Виагра для мозга»

Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.

Ноотропы — препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».

Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память.

Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но… «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, — говорит Константин Анохин. — Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».

В любом случае ноотропы — не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты — раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.

Ночь перед экзаменов

Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке — но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты… Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные — гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, — говорит Марьяна Безруких. — Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

Диета вундеркиндов

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.

Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 — от 300 до 1000 мг.

Другой важный компонент — белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин — важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.

Важный показатель — количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC — Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.

Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.

Для работы мозга важны два фосфолипида — лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.

Повторять!

У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.

Если надо запомнить текст:

  • первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
  • второй раз — через 15–20 минут;
  • третий — через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
  • четвертый — на следующий день.

Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):

  • второе повторение — через 40–60 минут;
  • третье — через 3–4 часа (в день запоминания);
  • четвертое — в течение следующего дня.

Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности — глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза — главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.

Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, — утверждает Марьяна Безруких. — Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

Как выстроить график подготовки

Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.

Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим 10-15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв — время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…

Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, — замечает Марьяна Безруких. — Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».

После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час-полтора погулять! «Сэкономить на прогулке — значит, украсть это время у самого себя, — говорит Марьяна Безруких. — Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».

Вернувшись, можно снова сесть заниматься — еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше — отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», — утверждает Марьяна Безруких.

Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

Как лучше запоминать

«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, — говорит Марьяна Безруких. — Нужно выделять главные мысли.

Вещества для студентов

Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект — выделяет для себя основные пункты».

Что любит наша память

Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды — в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты — то есть результат своей осмысленной проработки.

Поможет и мнемотехника — набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп — 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию — например, 1917 — год Октябрьской революции, 911 — телефон службы спасения, 1204 — день и месяц первого полета в космос, 495 — код Москвы — то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… — говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. — Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».

Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», — уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции — тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки — дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», — соглашается Константин Анохин.

Выводы

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом — время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

просмотров 34837

Как активизировать мозг перед экзаменом

ЭКСПЕРТЫ:

Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;

Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

«Виагра для мозга»

Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать сердечно-сосудистые осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.

Ноотропы — препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».

Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память.

Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но… «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, — говорит Константин Анохин. — Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».

В любом случае ноотропы — не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты — раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.

Ночь перед экзаменов

Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке — но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты… Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные — гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, — говорит Марьяна Безруких. — Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

Диета вундеркиндов

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.

Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты омега-3 (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот омега-3 — от 300 до 1000 мг.

Другой важный компонент — белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин — важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.

Важный показатель — количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC — Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.

Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.

Для работы мозга важны два фосфолипида — лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.

Повторять!

У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.

Если надо запомнить текст:

  • первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
  • второй раз — через 15–20 минут;
  • третий — через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
  • четвертый — на следующий день.

Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):

  • второе повторение — через 40–60 минут;
  • третье — через 3–4 часа (в день запоминания);
  • четвертое — в течение следующего дня.

Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности — глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза — главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.

Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, — утверждает Марьяна Безруких. — Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

Как выстроить график подготовки

Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.

Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим 10-15-минутный перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв — время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…

Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, — замечает Марьяна Безруких. — Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».

После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум час-полтора погулять! «Сэкономить на прогулке — значит, украсть это время у самого себя, — говорит Марьяна Безруких. — Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».

Вернувшись, можно снова сесть заниматься — еще один 3–3,5-часовой блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше — отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», — утверждает Марьяна Безруких.

Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

Как лучше запоминать

«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, — говорит Марьяна Безруких. — Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект — выделяет для себя основные пункты».

Что любит наша память

Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды — в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе какого-то физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты — то есть результат своей осмысленной проработки.

Поможет и мнемотехника — набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп — 1917-911-1204-495, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию — например, 1917 — год Октябрьской революции, 911 — телефон службы спасения, 1204 — день и месяц первого полета в космос, 495 — код Москвы — то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… — говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. — Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».

Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», — уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции — тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки — дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», — соглашается Константин Анохин.

Выводы

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2.

Таблетки для памяти для студентов

Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом — время для сна, а не для последних попыток хоть что-то выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

просмотров 34836