Психология младшего школьника

14.09.2018 0 Автор admin

Содержание

Лекция №1

«Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников. Тема нашего занятия: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

План

  1. Жизненные циклы развития человека.

  2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

  3. Психологическая готовность к школе

  4. Советы родителям

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды:

Внутриутробный. В это время происходит стадия развития плода, развитие систем организма, которые помогают ему выжить после рождения.

Детство состоит из стадии новорожденности (от рождения до 1 года) когда ребенок находится в полной биологической зависимости от матери. Ведущая деятельность непосредственно-эмоциональное общение с матерью

Стадия раннего детства (с 1 года до 3 лет) – познание мира окружающих вещей, совместная деятельность с взрослыми, ведущая деятельность предметно-манипулятивная деятельность, формируется сознание «я сам»

Стадия дошкольного детства (3-7 лет). В этот период ребенок познает мир человеческих отношений и их имитации, ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра, возникновение личного сознания, начало самооценки.

Стадия младшего школьного возраста (7-11лет) социальный статус школьника включение ребенка в социальную группу и развитие интеллектуальных умений и знаний, ведущая деятельность учебная

Отрочество.

Подростковый возраст (11-15 лет) происходит эмансипация от взрослых и группирование, ведущая деятельность интимно-личностное общение со сверстниками

Юношеский возраст (16-20 лет) первоначальный выбор жизненного пути ведущая деятельность учебно-профессиональная. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни

Зрелость (взрослое состояние) стадия ранней зрелости с 20 -23 до 30 -33лет соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, период становления, самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье обществе.

В зрелые годы 33-35 наступает кризис, когда достигну определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего? И некоторые начинают менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби.

Затем наступает период стабильности от 35до 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в воем авторитете, нормализуется здоровье, положение в семье.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет, когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются признаки усталости, ухудшения потеря красоты, физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения.

Преклонный возраст, старость. С 55-65 – период физиологического и психического равновесия, постепенный отход человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65до 75 лет говорят как о первой старости, а после 75 лет человек переосмысливает всю свою жизнь.

Вернемся к периоду детство к стадии младшего школьного возраста. Сейчас вашим детям 6-7 лет они находятся на переходе от одной возрастной стадии развития к другой, поэтому они вступают в критический период или кризис, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формированием новой системы взаимоотношений с миром и людьми. Это период называют малым кризисом и связан он с нарастанием умений и самостоятельности человека. Несмотря, что это малый кризис родителям необходимо помочь ребенку благополучно его пережить и вступить в новую фазу развития. Предлагаю вам проверить себя, насколько вы компетентны в вопросах воспитания детей. ТЕСТ: "КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?"

Ответьте на вопросы, "да", "нет", "иногда". 3а каждый положительный ответ — 2 очка, за ответ "иногда" -1 очко, за отрицательный ответ — 0.

1. Следите ли вы за литературой, программами по телевидению и радио на тему воспитания?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в таком случае: не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли с вашим супругом в вопросах воспитания?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или отказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют существенное значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам "отделываться" от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу"?

Результаты:

 Менее 6 баллов: скорее всего у Вас довольно смутные представления о воспитании. Целесообразно заняться повышением своей компетентности в этой области.

      7-14 баллов: серьёзные ошибки в воспитании не допускаются, но всё же некоторые пробелы имеются. Можно посоветовать начать с того, что в ближайший выходной посвятить своё время общению с ребёнком, отстранившись от других проблем, и получать от общения удовольствие. Ребёнок сможет ощутить искреннюю любовь к нему близкого взрослого, качество взаимосвязи начнёт заметно улучшаться.

 Более 15 баллов: родительская роль удаётся! Однако лишать себя возможности дальнейшего совершенствования не следует.

Хорошо, что у вас получились положительные результаты, но узнать больше о развитии ребёнка, думаю, что никому не помешает.

Перейдем к следующему вопросу

Особенности развития детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст относительно спокойный и равномерный в плане физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Средний рост мальчиков от112 см до 122см, вес от 17 кг до 27 кг. Девочки рост от 113см до 122 см, вес от 18кг до 27,5 кг. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Возраст — семи лет — называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие кризиса — ребенок начинает манерничать, капризничать; появляется умышленность, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Каждый ребенок идет в 1класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо. Учительница будет красивой, доброй, одноклассники будут с ним дружить и учиться он будет на одни пятерки.

Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того как ребенок психологически подготовлен к школе. Составляющие психологической готовности это личностная, мотивационная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Сегодня более подробно рассмотрим личностную и мотивационную готовность.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника.

Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Она включает в себя:

  • умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)

  • умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)

  • отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Обратите внимание:

— умеет ли ребенок общаться с детьми;

— проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята;

— чувствуют ли принятые в обществе нормы общения;

— готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы;

— умеет ли отстаивать своё мнение

— чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми, необходимо дать возможность самому устанавливать контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и других общественных местах

Необходимо формировать умение выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Объяснять, что в ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Мотивационная готовность

Основной деятельностью будущего ученика его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось взрослый должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Большую роль играет личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой взрослого, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда взрослый хвалит их.

Поэтому важно рассказывать ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, о школе в которой он будет учиться. Полезны знания, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятие в кружках секциях.

Интеллектуальная готовность – это умение думать, анализировать, делать выводы, развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступном языке, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, внимания, восприятия, мелкой моторики.

Эмоционально-волевая готовность — способность делать не только, то, что хочу, но и то, что надо, не боясь трудностей, разрешать их самостоятельно, адекватная самооценка и положительный образ себя, умение сосредоточиться, управление своими эмоциями.

Более подробно интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность рассмотрим на следующих занятиях.

В заключении я хочу сказать, что школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей выражается в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать. Запомните, что умение в детстве также прочно, как гравировка на камне.

Анкета.

Скачать документ

Похожие документы:

  1. И младшего школьного возраста «начальная школа – детский сад № 24 «солнышко» основная общеобразовательная программа

    Основная образовательная программа

    … учащихся начальных классов. Психологическиеособенностидетеймладшегошкольноговозраста. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения … . Методическое обеспечение Формы занятий Лекция – изложение теоретического материала, …

  2. Основная общеобразовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «усть-семинская начальная школа-детский сад»

    Основная образовательная программа

    … и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностямидетеймладшегошкольноговозраста. При этом успешность и своевременность … школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), …

  3. Павел Амнуэль Мудрость против разума Вит Ценёв Между телом и душой Сергей Голубицкий There’s a sucker born every minute Михаэль Лайтман Развитие детей младшего школьного возраста Юрий Никонов Патология памяти и многомирие Константин Жоль

    Документ

    … Лайтман Развитие детеймладшегошкольноговозраста Беседа ученого каббалиста … по счёту кванта психологического времени.

    Детская психология: особенности развития младшего школьника

    Неоднозначность … года Лютеру, читавшему лекции в Виттенбергском университете, … , основывать университеты. Особенно большие заслуги в …

  4. Айкина любовь павловна социально-культурные условия развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста

    Автореферат диссертации

    психологической, социально-педагогической литературы по проблеме развития музыкально-творческих способностей детеймладшегошкольноговозраста … -просветительных (лекции-концерты, беседы). Учитывая возрастные особенностимладших школьников и …

  5. Способность к знаково-символической деятельности детей младшего школьного возраста (гендерные аспекты)

    Задача

    детеймладшегошкольноговозраста. В качестве предмета исследования выступает изучение гендерных особенностей способности к символизации и пониманию символов у детей … детства: Лекции по историографии … и знак. Психологический анализ знаково-символической …

Другие похожие документы..

Главная / Занятия и тренинги / Занятие — волшебная шкатулка

Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

Коррекционно-развивающее занятие «Волшебная шкатулка памяти и внимания» для младших школьников.

Тема. «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

Класс: 3-4

Количество участников: 6 человек.

Цели занятия:

  • Создание условий для положительного эмоционального настроя в группе.
  • Создание условий для развития познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.

Задачи занятия:

  • способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе;
  • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции.

Оборудование: компьютер, экран, простые карандаши по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика, смайлики для вознаграждения за правильную работу, ромашки настроения для рефлексии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.
Сегодня я проведу у вас развивающее занятие.

2. Мотивационный этап.

Деятельность психолога

— Ой, что это стоит у нас на столе?

Деятельность учащихся

— Ответы детей- шкатулка.

Деятельность психолога

— Это не простая шкатулка. Это «Волшебная шкатулка памяти и внимания». В ней находятся различные задания, которые помогут вам развивать память и внимание.

— Вы готовы заглянуть в волшебную шкатулку и выполнить задания, которые специально приготовлены для вас?

— Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.

За правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце занятия мы увидим, кто из вас самый внимательный.

3. Основной этап.

Деятельность психолога

Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. — Итак, послушайте первое задание.

Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

Деятельность учащихся

Работа с таблицей.
Рефлексия.
-Ну, как, трудно?
Ответы детей.
Кто справился с заданием без ошибок, поднимите руку.
Вручение смайликов.

Деятельность психолога

Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.

Лекция: Характеристика младшего школьного возраста

А для этого давайте выполним следующее задание из шкатулки на внимание, которое называется «Не собьюсь».

Цель упражнения: развитие сосредоточенности и устраняет расстройство распределения внимания.
Внимательно послушайте задание. Ученик должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, он должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

Деятельность учащихся

Выполнение упражнения всеми учащимися по очереди.
Рефлексия.
— Легко ли было выполнять это задание?
Ответы детей.
— Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания?
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
— А сейчас давайте проверим вашу память. Итак, послушайте следующее задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
— Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

— Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
— Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.

Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

Деятельность учащихся

Записывают слова на листочках, которые запомнили.
Деятельность психолога
— Кто и как справился с заданием?

Деятельность учащихся

Ответы учащихся.
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.

— Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

Для этого вы выполните последнее задание из волшебной шкатулки, «Весёлые таблицы».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Сейчас я вам дам таблица из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица убирается, и я вам предоставлю, таблица из 16 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся

Рефлексия.
— У кого и какие возникли трудности?
— Кому удалось справиться без ошибок?
Деятельность учащихся
Ответы учеников.
Вручение смайликов за правильно выполненную работу.
Подсчет смайликов. Выявление самого внимательного ученика во время проведения занятия.

4. Итог занятия.

Скажите, пожалуйста, так чему мы сегодня научились?
Как вы думаете, стоит тренировать свою память и внимание?
Полезно для вас было наше занятие?

Деятельность учащихся

Ответы учеников.

5. Рефлексия.

Перед вами на столе лежат ромашки с различным настроением, поднимите и покажите ту ромашку, которая отражает ваше настроение после нашего занятия.
— Спасибо за занятие!

Приложения.

Педагог-психолог МБОУ Красновская СОШ 2015 г.: Галат Оксана Анатольевна

Психологическая игра для младших школьников «Мы вместе»

Автор: Мамадалиева Наталья Васильевна

Организация: МБУ ДО МО ЦППМСП «Доверие»

Населенный пункт: Тульская область область, г. Плавск

Цели и задачи:

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • помочь детям осознать качества настоящего друга;
  • подвести младших школьников к осознанию собственного умения дружить.

Содержание большой психологической игры:

  • Приветствие ведущего. Вводные слова психолога.
  • Разминка. Знакомство участников игры с друг другом.
  1. Упражнение «Попугай»

Участники стоят в кругу. Задание: начиная с ведущего, каждому, по очереди, необходимо выходить в круг, демонстрируя любое движение и выражение лица и называя свое имя. Задача остальных участников: после этого сразу выйти в круг, точь-в-точь повторяя движения, слова и интонацию участника.

  1. Упражнение «Здравствуйте».

Участники становятся в два круга (один круг — внутренний, второй- внешний). По команде ведущего игрокам необходимо поздороваться в течение одной минуты – за руку, затем здороваемся коленками, ушами, носами и т.д.

  1. Упражнение «Электрический заряд».

Игроки становятся в круг. По команде ведущего участники передают рукопожатие по кругу в течение 20 сек., затем 15 сек. и т.д.

  • Игры и упражнения для акивизации ресурсов и настроения.
  1. Игра «Поменяйтесь те, кто…».

Все участники игры сидят на стульях в кругу. Стульев на один меньше, чем участников игры. Слова ведущего: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня утром умывался». Задача ведущего придумать такую фразу, чтобы ка можно больше детей поменялись своими местами, напротив в круге. Тот участник, который не успел занять свободное место, становится ведущим.

           Примерные фразы для ведущего: «Поменяйтесь местами те , кто…

— в одежде у которого есть белый цвет;

— кто хотя бы раз получал пятерку;

— кто любит мороженное;

— у кого есть домашние питомцы;

— кто умеет играть в компьютерные игры;

— кто любит своих родителей;

— кто обожает летние каникулы;

— кто умеет кататься на велосипеде.

  1. Упражнение «Пусть выйдут в круг те, кто…»

Участникам, стоящим в кругу, предлагается выйти в круг по определенному признаку, придуманному ведущим.

Лекция 3. Особенности развития в младшем школьном возрасте

Например, «Выйдите, пожалуйста в круг те, кто любит подольше поспать», «кто имеет домашних животных», «кто имеет одного настоящего друга» и т.д.После каждого «выхода», участники становятся снова в круг.

  1. Упражнение «Построиться по…»

Участникам предлагается без слов быстро построиться в колонну:

Вариант 1: по росту от самого низкого до самого высокого,

Вариант 2: по месяцам рождения, начиная с января (без слов, но с жестами),

Вариант 3: по цвету волос, начиная от самого светлого;

Вариант 4: по ширине улыбки и т.д.

  • Игры и упражнения для снижения психоэмоционального напряжения детей
  1. Упражнение «Ладошки»

Участникам игры показываются ладошки разных цветов (красной, желтой, зеленой). Когда ведущий показывает зеленую ладошку все могут бегать прыгать и кричать при этом не мешая друг другу, желтая ладошка означает все дети должны двигаться по территории как мышки тихо-тихо, когда показывают красную ладошку все должны встать и не шевелиться.

  1. Упражнение «Дотронься до…»

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до … (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

  1. Упражнение «Немой разведчик».

Пантомимой изображает для своей команды, что он увидел на картинке (прочитал в телеграмме). Команда постепенно угадывает. Правильно — он кивает, нет отрицает.

  1. Упражнение «Портрет по телефону

Первый видит картинку и шепотом описывает ее второму. Затем передают третьему, четвертому… Последний должен нарисовать по описанию.

  1. Упражнение «ДРАКОН»

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

  1. Упражнение «Гусеница»

Подростки встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

• подняться и сойти со стула;

• проползти под столом;

• обогнуть озеро;

• перепрыгнуть канаву;

• идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего медведя.

  1. Игра «Рыжая лиса и зайцы»

Игра на развитие умения определять и чувствовать замыслы человека по лицу. Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Вне круга рисуют дом лисы. Затем все играющие закрывают глаза, а ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из игроков – он и становится лисой, остальные – зайцами. После этого все открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, стараясь определить, кто же является лисой. Лиса старается себя не выдавать. Затем три раза хлопают в ладоши и хором спрашивают: «Рыжая лиса, где ты?» и смотрят друг на друга. После третьего повторения лиса откликается: «Вот я», и начинает всех ловить. Пойманных она помещает в свой дом. Выигрывает тот, кого лиса поймать не сможет.

  1. Упражнение «Атомы и молекулы»

   Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы — более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов.

      Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока — «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция»,- взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идёт по одному».

  Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

  Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

  На занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

  1. Упражнение «Путаница»

Все стоят в кругу.

Задание 1: вытянуть в середину круга только правую руку и взять одну руку любого участника игры, но не людей, стоящих справа и слева от тебя.

Задание 2: оставаясь в связке с правой рукой участника, выбранного в прошлом задании, каждому необходимо вытянуть в круг теперь левую руку и взять за одну руку любого, но не того же, что и правой рукой и не своих «соседей» справа и слева.

Задание 3: получилась путаница. Необходимо, не разжимая рук, распутаться до формы круга, спиной или лицом в круг.

  1. Упражнение «Громкость телевизора»

Участники по сигналу ведущего произносят звук «А» в зависимости от положения его руки, о котором они договариваются заранее: «тихо – очень громко» и промежуточные. Задание: регулировать «громкость своего телевизора».

  1. Упражнение «КРУГ»

Инструкция педагога: «Отлично, вы хорошо умеете слушать и выполнять мои инструкции. А теперь давайте возьмемся за руки, в замок и начнем сближаться к центру круга. Наша задача, стать как можно плотнее, при этом создать внутри идеальный круг. Давайте попробуем. Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде: «Наклоните свое туловище вправо/влево», круг не разъединится — он действительно идеален, в противном случае, нам все придется повторить заново. Ноги от земли отрывать нельзя. При правильном построении вы не должны испытывать никакого напряжения». Дается команда. Упражнение повторяется 2-4 раза в разные стороны. Это упражнение направлено на формирование способов взаимодействия.

  1. Упражнение «Тропинка»

Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» — идете по кругу;

 «Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;

«Копна» — дети поднимают руки над головой;

«Кочки!» — все приседают.

Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

  1. Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

  1. Упражнение «Связующая нить»

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, передает его другому ребенку с пожеланием, оставляя ниточку у себя. Тот, к кому попал клубок, передает пожелание следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире…».

Использованная литература:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3 изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.
Опубликовано: 05.10.2015

План лекции:

  1. Система школ и направлений в психологии.
  2. Характеристика школ и направлений.
  3. Перспективы развития психологии.

Основные понятия:

психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическаяЗ.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики.

Возрастная психология лекция "Младший школьный возраст"

С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное ( Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология, К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической,

и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются психологические школы и направления?
  2. Какие психологические школы и направления отвечают современным требованиям?
  3. Какую школу и направление вы бы выбрали как ведущую в настоящее время?
  4. Чем должна отличаться психология будущего?

Литература:

Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 17929 | Нарушение авторского права страницы

1. Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6–7 до 10–11 лет.С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в состоянии сразу же включиться в школьную жизнь.Необходим более или менее длительный период приспособления, или адаптации к школе. Процесс адаптации подчиняется психологическим закономерностям, которые следует учитывать в работе с первоклассниками.Можно выделить три уровня адаптации: 1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у первоклассника положительное, учебный материал осваивается относительно легко, на уроках внимателен, охотно участвует в общественной работе, в группе сверстников имеет высокий соц.статус;

2) средний уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, учебный материал усваивается, если преподносится подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, поручения хорошо выполняет при контроле со стороны взрослого, внимание сосредоточено, если выполняет интересное дело, добросовестно выполняет общественные поручения, имеет много друзей среди одноклассников;

3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное или индифферентное, преобладает сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нарушает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания, в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно

Еще одна проблема, которую необходимо решать в начальной школе, – это существующие у детей различия в мотивациях, уровне развития психических процессов, знаниях, умениях и навыках.

2. Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал.Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство.Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени.Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр.

Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность.

За время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого.Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов.Школьное обучение способствует развитию памяти младшего школьника.

Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям:

1) широкое использование речи в качестве средства мышления;

2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.

3. Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность.

Однако личностное развитие происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера.Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества: 1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям. 2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения.

Модуль 3 Психология детей школьного возраста

3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность.

2. Подросток.Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Вот его проявления: чувствительность к оценке посторонних своей внешности. крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Потребность в общении сменяется желанием уединиться. Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Нежность,ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 328 | Нарушение авторского права страницы