Психолог для подростков

09.04.2018 0 Автор admin

Содержание

Фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью, именуется переходом к гипотетико-дедуктивному мышлению. Гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии комбинаторики и пропозициональных операций.

Первый шаг когнитивной перестройки характеризуется тем, что мышление становится менее предметным и наглядным. Мышление начинает подчиняться формальной логике.

Фактически формирование всех когнитивных функций человека – мышление, память, внимание, восприятие — заканчивается в подростковом возрасте. Однако на протяжении всей жизни человека продолжается совершенствование или, наоборот, деградация этих функций.

Основные новообразования личности подростка.

Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое "чувство взрослости" — особая форма отроческого самосознания. Заметим что этот психологический симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания. Чувство взрослости. по определению Д.Б.Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой. Они многообразны:

1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика и др. 2. Равнение подростков-мальчиков на качества “настоящего мужчины”. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. 3. Социальная зрелость. 4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему.

Выдающийся возрастной психолог Э.Эриксон, создавший возрастную периодизацию жизненного цикла человека, в качестве основного новообразования подросткового возраста определил идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности. Отрочество в концепции Эриксона занимает особое место именно потому, что работа по поиску самотождественности (основной и пожизненный труд души) становится в этом возрасте центральным событием. На каждом возрастном этапе человек прямо или косвенно, но постоянно и очень настойчиво спрашивает себя и ближних: “Кто я? Какой я? Зачем я?”. Задача подросткового возраста — интегрировать все предыдущие ответы в целостную картину самосознания. Если этот синтез происходит, то прежний относительно пассивный, преимущественно бессознательный процесс идентификации себя с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает не по собственному выбору (семья, школа, соседи и т.д.), приобретает качественно иной характер. Именно в этот период – в подростковом возрасте – возможно начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств.

Э.Эриксон выделил четыре основных типа развития неадекватной идентификации:

1. Уход от близких взаимоотношений, обусловленный страхом потери собственной идентичности. Избегание слишком тесных межличностных взаимоотношений приводит к формализации, стереотипизации контактов, недоразвитости средств интимно-личностного общения, изоляции.

2. Размывание времени. В этом случае подросток обнаруживает неспособность (упорное нежелание) строить планы на будущее и избегает взросления. Боязнь перемен, неверие в возможность изменения к лучшему, осложняются для таких подростков тревожным предчувствием неизбежности перемен.

3. Размывание способности к продуктивной работе отмечается у подростков, избегающих вовлеченности. Защищая свою неустойчивую идентичность, они боятся “отдаться” деятельности и потому неуспешны в ней. Эта защита выражается в том, что подросток не может найти в себе сил заняться делами и жалуется на неспособность сосредоточить свое внимание.

4. Негативная идентичность –презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, которыми дорожат в семье и ближайшем окружении подростка, попытки найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.

Другое важное явление, определяющее формирование самосознания подростка, — эгоцентризм. Подростки захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения на один весьма увлекательный факт — факт собственного уникально-неповторимого существования. Но при этом подростки впадают в новую форму поглощенности собственной точкой зрения. Они столь интенсивно себя анализируют и оценивают, что легко поддаются иллюзии, будто их непрерывно оценивают все окружающие.

Подростковый этап — период наиболее серьезных изменений во временной перспективе. Эти изменения отчасти можно охарактеризовать как изменения масштаба: вместо дней, недель и месяцев теперь оперируют годами. Но более значительные изменения происходят в способе структурирования временной перспективы, что проявляется в дифференциации будущих реальных и идеальных целей. Смутные представления о будущем сменяют более или менее четкие решения о подготовке к будущим занятиям. Другими словами, у индивида формируется жизненный план. Структурируя временную перспективу, этот план принимает в расчет не только идеальные цели и ценности, но и их осуществимость. Планирование взрослого происходит так же, но ситуация подростка особенна, поскольку ему приходится структурировать временную перспективу, которая выросла и ему незнакома. Подросток находится в положении маргинальной личности — личности, принадлежащей двум культурам. Он не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Как описывает К.Левин, характерными чертами поведения маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Развитие самосознания.

В период подросткового возраста возникает новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое “чувство взрослости” — особая форма отроческого самосознания.

Наиболее выпукло особенности стадиального развития личности подростка прослеживаются через изменение структур самосознания, находящихся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознания), эмоциональной {отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ "Я".

Другим важным механизмом самосознания является личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

Как показывают исследования Н.И.Гуткиной, на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии, в 12-13 лет, главным становится рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время личностная рефлексия своеобразно трансформируется и превращается в серьезный стимул для самовоспитания подростка. В структуре личностной рефлексии на третьей стадии данного периода, в 14-15 лет, существенно возрастает критичность детей по отношению к себе.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — "Я-концепцию". У части подростков "Я-концепция" может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания. В отечественной психологии под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлении подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.

«Как избежать вовлечения подростков в секты, экстремистские и террористические организации»

Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я(то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др.

Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста (по оценкам различных авторов это 12 – 14 лет) приводят к изменчивости представлений о себе. Когда же образ “Я” достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Другой особенностью самооценки в подростковом возрасте является то, что она все больше начинает влиять на характер поведения. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка, в свою очередь, начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми.



Межконфессиональный и межрелигиозный диспут > Православие и христианские конфессии
"Православные не принимают самобичевание как критерий святости"…
(1/66) >>>
иером. Тихон:
Иерей Александр Шумский: "Православная Церковь никогда не одобряла такие "подвиги"

Известный священник прокомментировал сообщения о самобичевании Иоанна Павла II…

"Православная Церковь никогда не одобряла такие "подвиги". Самобичевание никогда не было принято в нашей Церкви, и мы не принимаем это явление как критерий святости. Святость – это, прежде всего, стремление к Богу и проявление любви к Богу и к человеку в превосходной степени. Святость – это если любовь и смирение явлено в такой мере, когда это очевидно для всех", – сказал в комментарии "Русской линии" известный московский пастырь, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский, комментируя сообщения о том, что папа Римский Иоанн Павел II истязал себя ударами хлыста.

Как пишет Газета.ru со ссылкой на "Daily Telegraph", об этом, в рамках сбора информации для возможной канонизацией Католической церковью бывшего понтифика, рассказала польская монахиня Тобиана Слободка, которая работала с Иоанном Павлом II в его личных апартаментах в Ватикане и летней резиденции в замке Гандольфо недалеко от Рима. Монахиня утверждает, что понтифик несколько раз налагал на себя телесную епитимью: "Мы находились в соседней комнате и слышали удары хлыста, когда он бичевал себя. Это было тогда, когда он еще мог самостоятельно передвигаться".

Слова монахини подтвердил и секретарь папы Эмери Кабонго: "Он истязал себя, в частности, перед тем, как совершал обряд посвящения в духовный сан епископов и священников. Я сам не видел этого, но несколько людей рассказывали".

§ 14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния

При этом представитель Ватикана заявил, что документация о деятельности Иоанна Павла II остается пока засекреченной и поэтому Католическая церковь не может никак прокомментировать заявления монахини.

"Здесь можно руководствоваться суждениями Святителя Игнатия (Брянчанинова) – величайшего православного святого, человека трезвенно мыслящего, который писал, что люди часто принимают разгорячение крови за подлинное духовное состояние. На самом же деле между ними ничего общего нет. Самобичевание, безусловно, относится к разряду саморазгорячения крови. Это достижение экзальтации, нездорового духовного состояния путем внешнего физического воздействия на своё тело. Но экзальтация далека от духовного просветления, о котором пишут святые отцы, это совершенно разные вещи. Духовное просветление достигается созерцанием и глубокой молитвой. Святые отцы показывали нам своим опытом, как через молитву, в состоянии глубочайшего смирения человек достигает этого высшего духовного созерцания", – отметил в своем комментарии отец Александр Шумский.

"У святых есть внутренняя тишина, тихость, внешне незаметная. Тихость веры, тихость Православия – это отличительная черта подлинной святости. Если взять недавний опыт святости, которая нам был явлена, то это Оптина пустынь. Какие там были старцы: Леонид, Макарий, Амвросий! Но никакой экзальтации там не было, лишь удивительная тишина и ясность. Поэтому я всем рекомендую почаще читать жития Оптинских старцев, тогда будет понятно отличие ложного духовного пути от подлинного", – добавил пастырь.

В латинской духовной практике много внешних эффектов, заметил отец Александр. "Взять хотя бы Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов, который представлял себе различного рода адские мучения, вплоть до того, что ощущал запах серы. Он входил в такие психические состояния, когда представлял себе ад. Другой известный католический святой – Франциск Ассизский – представлял себе раны Христа, ощущал их на себе, от чего у него появились стигматы. Вот с этого и пошла практика достижения стигматов у католических святых. Но в Православии это считалось ложным путем, к стигматам всегда относились так же, как и к практике самобичевания. Это, безусловно, тоже от разгорячения крови", – считает пастырь.

"Можно сравнить двух святых – преподобного Серафима Саровского и Франциска Ассизского, и мы увидим, насколько их опыт отличается. Причем Франциск Асизский был человек очень искренний и благонамеренный, он был несомненно человек глубоко верующий, но в его опыте много экзальтации, которая тоже вызывает сомнение, для нас его опыт неприемлем. Вообще экзальтация свойственна западному Христианству. Об этом много рассказывает профессор А.И.Осипов в своих лекциях. Православная же духовность основана только на смирении и глубокой молитве. Старец Макарий Оптинский говорил своим ученикам, что главное – это научиться правильно молиться. Для этого нужно смирение, а смирение с экзальтацией не совместимо. Когда человек смиряется, то в его душе восстанавливается мир, покой и тишина. Поэтому можно сказать, самобичевание – это состояние прелестное. Оно означает лишь, что человек, истязающий себя, решил, что он уже возрос духовно, поднялся выше других", – добавил отец Александр.

"Православие всегда чуралось любых внешних эффектов. Если посмотреть на старцев всех времен, то это очень хорошо видно. Это глубоко внутренняя жизнь, совсем незаметная для внешнего наблюдателя. Часто только после смерти подвижников открывалась их духовная высота. Православные святые всячески старались скрывать свою святость. Даже представлялись грешными пред людьми, чтобы никто не подумал о их святости. А в католичестве принята внешняя демонстрация своих духовных достоинств. Православный же путь соответствует евангельскому духу смирения и любви, потому он более правильный. А что касается папы Иоанна Павла II, то пусть католики сами решают, святой он для них или нет", – заключил иерей Александр Шумский.

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185988

Ульяна:
Я, если честно в шоке. Я думала, что сейчас  в католицизме самобичевание не практикуют. Какая тут вообще святость?  :-\ Это ж мазохизм. Марта:
Цитата: Ульяна от 24.11.2009, 23:11:21>>>>Я, если честно в шоке. Я думала, что сейчас  в католицизме самобичевание не практикуют. Какая тут вообще святость?  :-\ Это ж мазохизм.
<<<<
Живущему в стеклянном доме не следует бросаться камнями, ИМХО.
Это я про мазохизм. Которого нету в православии. А есть подвиги. Ульяна:
Цитата: Марта от 25.11.2009, 00:37:48>>>>Живущему в стеклянном доме не следует бросаться камнями, ИМХО.
Это я про мазохизм. Которого нету в православии. А есть подвиги.
<<<<
Ну может я чего то и не понимаю. Но все же способы "смирения плоти", которые мы видим  у некоторых святых интонационно очень сильно отличаются от самобичевания. Ты с этим не согласна? Игорь Ян.:
Цитата: Марта от 25.11.2009, 00:37:48>>>>Живущему в стеклянном доме не следует бросаться камнями, ИМХО.
Это я про мазохизм. Которого нету в православии. А есть подвиги.
<<<<Так сразу захотелось православными юродиевыми с их экзотическими методами "смирения плоти" ткнуть…   😀 Навигация &#59115; Главная страница сообщений Следующая страница

Учебник для 10 класса

ОБЖ

§ 14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния

Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией. Наркомания-это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

  • отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;
  • стремление к праздному времяпрепровождению;
  • положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;
  • наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;
  • агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;
  • стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;
  • получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:

  • родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;
  • социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме. Среди них возможны следующие:

  • «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;
  • чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;
  • полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:

  • стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
  • любовь к своему Отечеству;
  • уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;
  • формирование способностей к труду и самодисциплине;
  • стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
  • умение жить в согласии с собой и окружающими;
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

Выводы

  1. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности.

    Чувство взрослости» как основное психологическое новообразование подросткового возраста, его виды.

  2. Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации.
  3. Для самопрофилактики вовлечения в террористическую деятельность необходимо сформировать у себя безоговорочно отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности.
  4. Чтобы противостоять пропаганде идеологов терроризма, необходимо выработать у себя твёрдую нравственную позицию.

Вопросы

  1. Почему терроризм представляет сегодня серьёзную угрозу миру и безопасности?
  2. Почему любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания?
  3. Какие ваши индивидуальные качества будут способствовать защите вас от идеологии терроризма?
  4. Почему употребление алкоголя и наркотиков способствует вовлечению человека в террористическую деятельность?

Задание

Проанализируйте свой образ мышления и поведение в повседневной жизни. Какие изменения в них необходимо внести, чтобы повысить уровень защищённости от влияния на вас идеологии терроризма? Обсудите дома и в классе.

Дополнительный материал к § 14

Террористы против детей

Одним из самых бесчеловечных терактов на территории Российской Федерации стал захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 г. В течение трёх дней террористы удерживали в здании школы 11 28 человек — детей, их родителей и сотрудников школы. В результате погибли свыше 350 человек из числа заложников, мирных жителей и военнослужащих, из них более 180 детей. Свыше 500 человек были ранены, и среди них тоже множество детей. Теракт совершила террористическая группировка «Риядус Салихийн» (по-арабски — «Сады праведников») из состава террористической организации, действовавшей на Кавказе. Скорбя о погибших и раненых, мы должны понимать, что терроризмом было уже само покушение на личную неприкосновенность детей и их родителей и жестокое, бесчеловечное и унижающее их достоинство обращение. Людей под дулами автоматов загнали в спортзал, лишили возможности свободно передвигаться, их мучили жаждой, угрожали убить, а многих, действительно, убили.

Терракт в Беслане был не первым преступлением международного терроризма, направленным против детей. В Израиле в 1974 г. трое террористов захватили школу в городе Маалот, находящемся недалеко от израильско-ливанской границы. В заложниках оказались 89 человек, из них 85 детей. Спустя 13 ч подразделение спецназа штурмовало школу. Террористы стали расстреливать заложников. Погибли 22 школьника и трое взрослых, более 50 были ранены.

Живые цветы в спортзале разрушённой школы № 1 Беслана в память о учениках и преподавателях, погибших от рук террористов

Изучение специфики вовлеченности подростков в социальные сети

Каждый год жизни подростка сопровождается существенными физиологическими и психологическими изменениями. Переходный возраст это как раз тот этап, когда подросток как никогда нуждается в понимании, поддержке и беспрестрастности своих родителей.

В этой статье кратко, но максимально ёмко и доступно описаны особенности психологии подростка в возрасте от 12 до 16 лет.

Понимая особенности подростковой психологии вы сможете находить более конструктивный подход к тем, кто уже не отождествляют себя с ребёнком.

12 лет — уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка.

12 лет – возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию.

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться – это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением.

Особенности когнитивного развития в подростковом возрасте.

Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала.

В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет – подростковый рассвет

Это возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток.

Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей.

Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

В интимной сфере также происходят изменения. Повышается сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже.

В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет – возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать — «Я – другой!» — огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми.

Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.

Общение – это важно! В этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. Иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем, ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. Тогда подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет – путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий.

Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.

В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям подростка

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

«Я САМ»

Психологическая программа для подростков

Актуальность программы

Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания. Развивается самосознание, уровень самоуважения и самоконтроля. Именно в данный период подростки нуждаются в понимании, помощи старшего друга. Чтобы стать взрослыми, они пытаются выстроить себя, свой образ. Но, к сожалению, не всем подросткам удается создать позитивное представление о себе. Данная программа поможет это сделать.

Цель: создать условия для формирования позитивного образа через самосознание и саморегуляцию.

Задачи:

1. Создать условия для самовыражения подростков.

2. Сформировать воображение через сочинение свободных рассказов.

3. Развить способность принимать и передавать информацию через развитие устной и письменной речи.

4. Создать условия для успешной деятельности, как главного мотива к обучению.

5. Создать условия для самораскрытия и понимания другого.

6. Сформировать способность к саморегуляции через самосознание.

7. Развить коммуникативные способности.

Условия проведения

1. Занятия проводятся в форме тренинга 1–2 раза в неделю продолжительностью не более 30–40 минут.

2. Следует избегать использования средств и методов, дублирующих школьную программу.

3. Привлечь к групповой работе классного руководителя.

4. Провести не менее 5–10 занятий, в зависимости от успешности подростков.

ЗАНЯТИЕ 1

Ритуал приветствия

Упражнение «Слава богу, ты пришел, потому что…»

Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что…» – и объясняет причину своей радости.

Упражнение «Расширение зоны»

Каждый по очереди пытается рассказать, в чем особенность того или иного участника группы. Затем тот, о ком говорили, добавляет свою информацию о себе.

Обсуждение чувств, которые подростки испытывали при этом упражнении.

Знакомство с правилами

Правила групповой работы:

1. Не опаздывать.

2. Не говорить друг о друге плохо.

3. Не перебивать и слушать друг друга.

4. Подводить итоги после каждого занятия.

5. Не выносить сор из избы.

6. Быть откровенными в выражении чувств.

7. Быть активными в работе.

8. Поддерживать друг друга.

Сплочение группы

Упражнение «Внимание – опасность!»

Подростки двигаются по залу хаотично.

Ведущий (эту роль исполняет психолог или кто-либо из участников) объявляет: «Внимание, опасность!» Все должны сгруппироваться как можно теснее, чтобы спастись. Вместе легче выжить.

Обсуждение игры:

– Что получилось, что было трудно и почему?

– Чувства, которые испытывали.

Ритуал прощания

Все встают в круг, протягивают правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе!»

ЗАНЯТИЕ 2

Ритуал приветствия

Упражнение «А ты с какой планеты?»

Подростки хаотично двигаются по комнате (залу), при этом стараются выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду и отвечает согласно ей (развиваются воображение, речь, коммуникативные способности).

Работа на цель

Упражнение на развитие речи

1. Выбрать любые 2 слова, которые никоим образом не связаны между собой по смыслу.

2. В течение 5 минут написать 3 предложения, в которых эти слова связать по смыслу.

3. Объединиться в группы не более 4 человек.

4. В течение 5 минут составить общий рассказ, дать ему название.

5. Всем представить свой рассказ.

6. Выбрать лучший рассказ (самый интересный, логически выстроенный).

Обсуждение по следующим критериям:

– Кто дружно работал в группе.

– Кто был более активен.

– Кому было неинтересно и почему.

– Обсудить чувства, которые испытывали подростки.

Ритуал прощания

Двигаясь в хаотичном движении, подростки стараются объяснить как можно большему количеству участников, почему жизнь хороша: «Представляешь, жизнь хороша, потому что…».

ЗАНЯТИЕ 3

Ритуал приветствия

В хаотичном движении подростки стараются собрать как можно больше комплиментов от участников группы: «Скажи мне, чем я хорош?»

Обсуждение чувств.

Работа на цель

1. Психолог объясняет, что подростки должны написать письмо себе, любимому. В нем должно быть как можно больше положительных суждений о себе. Если участник затрудняется, психолог вместе с другими членами группы помогает ему найти в себе положительные качества (10 мин.).

2. Все письма положить в центр круга, чистой стороной вверх, перемешать.

3. Затем участники садятся в круг, берут первое попавшееся письмо и читают.

4. Участники должны отгадать, чье это письмо.

5. Если оно получилось очень короткое, сухое, то можно добавить что-нибудь.

Цель данного упражнения – вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.

Психолог обсуждает с подростками чувства, которые испытывали участники при зачитывании писем, и почему они возникали.

Ритуал прощания

Подростки сидят в круге, каждый по очереди говорит, что интересного он узнал о соседе справа, и при этом прощается так, как считает нужным, — хлопает по плечу, гладит по голове, просто говорит «пока»…

ЗАНЯТИЕ 4

Ритуал приветствия

Подростки говорят о себе что-то положительное, остальные добавляют: «Я очень хорошо пеку пироги». Подростки по желанию добавляют: «Знаем, но ты еще и умница!» и пр.

Работа на цель

Подростки в течение 10 минут должны подготовить объявление в газету в рубрику «Ищу друга». После того как все напишут, они должны его презентовать. Все внимательно слушают друг друга и выбирают самое интересное объявление, которое соберет больше всего друзей.

Обсуждение того, что получилось, что не получилось, в чем было затруднение и почему. Какие чувства при этом испытывали.

Ритуал прощания

Подростки двигаются хаотично по комнате (залу), при этом стараются сказать как можно большему количеству участников «Ты мой друг» и пожать руку. Кто соберет больше рукопожатий, тот и выиграл.

Обсудить чувства. Тот, кто собрал меньше всего рукопожатий, получает их от всех еще раз.

ЗАНЯТИЕ 5

Ритуал приветствия

Подростки становятся в круг. Каждый представляет себя, называя свое имя и качество, которым он гордится, либо что-то изображает, чтобы всех удивить.

Дискуссия «Моя уникальность»

Психолог обсуждает с подростками, что такое уникальность человека, в чем она выражается, чем можно отличаться от других.

Стараться вывести подростков на разговор о положительных поступках, которые их развивают как личность.

Работа на цель

Подростки по очереди говорят, чем они отличаются от других, за что их нужно уважать и за что они сами себя уважают. Остальные могут добавлять свое мнение.

Упражнение «А вы слышали?»

Подростки в течение 5 минут составляют о себе резюме, но такое, чтобы оно всех приятно удивило (можно фантазировать). Затем по очереди рассказывают всем.

Выбрать самое интересное сообщение. Обсудить чувства.

Упражнение «А вы видели?»

Подростки в течение 5 минут готовят самопрезентацию, которая может показать их с неожиданной стороны. Это может быть песня, сценка, стишок собственного сочинения и прочее. Можно использовать помощь группы.

Обсудить чувства, которые испытывали во время занятия, а также обсудить, что получилось, что не получилось, кто чем удивил.

Ритуал прощания

Просто сказать: «До скорой встречи!»

ЗАНЯТИЕ 6

Ритуал приветствия

Упражнение «Хвастун»

Подростки по очереди здороваются с участниками группы и хвастаются тем, что они умеют хорошо делать.

Работа на цель

Ребята должны взять чистый лист бумаги, разделить его на три части и подписать:

Хочу Могу Делаю
      

В течение 10 минут заполняют эту таблицу, затем пишут, чья помощь им нужна, если они испытывают затруднения, что им мешает, чтобы что-то делать. После того как все справятся с заданием, зачитывают полученное вслух.

Обсуждение результата.

Упражнение на снятие напряжения «Ай да он!»

По кругу каждый говорит каждому что-то приятное.

Подвести итоги занятия. Обсудить чувства.

ЗАНЯТИЕ 7

Ритуал приветствия

Встать в круг, всем по очереди приветствовать друг друга, но при этом смотреть в глаза, двигаясь навстречу.

Работа на цель

Психолог объясняет подросткам, что эмоции сдерживать трудно, иногда это может привести к проблемам в поведении. Понять свои чувства и чувства других им поможет «Таблица претензий». Подростки заполняют таблицу.

К кому Какие именно Чувства мои Чувства его
       
       
       

Таблица претензий

Заполнив таблицу, участники отвечают на следующие вопросы:

1. Что они готовы сделать по преодолению негативных чувств?

2. Готовы ли они простить того, кто их обидел? Можно ли простить другого, если понять его чувства?

Если подростки не готовы простить, то необходимо ознакомить их с техникой прощения по следующим этапам:

1. Инвентаризация чувств (какие чувства испытывает подросток в результате обиды, перечислить их).

2. Помочь осознать эти чувства (представить ситуацию через три канала восприятия — слышу, вижу, чувствую).

3. Помочь проанализировать, что меняется в их жизни.

4. Описать качества обидчика (что он из себя представляет).

5. Описать его чувства (предположительно).

6. Предположить причину его поступка.

7. Найти свою схожесть с обидчиком.

8. Помочь увидеть, в чем у них общие интересы, можно ли подружиться с обидчиком.

9. Что подросток готов сделать, чтобы снять напряжение.

Психолог дает возможность всем желающим обсудить свои случаи.

Подведение итогов. Обсуждение чувств.

Ритуал прощания

Передавать по кругу зажженную свечу со словами прощения себя и другого: «Прошу прощения у… и сам себя прощаю».

ЗАНЯТИЕ 8

Ритуал приветствия

Подростки садятся в круг, и каждый по очереди здоровается с соседом справа: «Здравствуй, я рад тебя видеть».

Работа на цель

Заключение контракта с самим собой

Участники заполняют таблицу личностных изменений:

Перечень качеств, которые
необходимо
изменить
Обязательства
к изменению
Сроки
исполнения
обязательств
      
       

Подпись подростка _____________

Подпись психолога _____________

Подпись родителей _____________

Дата __________

Описание проблем, которые возникли во время заполнения контракта или во время заключения его ___________________________________________________________________

Провести обсуждение задания. Обсудить чувства.

Ритуал прощания

Подростки садятся в круг. Каждый по очереди встает, подходит к любому присутствующему и говорит ему: «Все будет хорошо. Верь!»

ЗАНЯТИЕ 9

Ритуал приветствия

Ребята хаотично двигаются по залу (комнате). Ищут себе пару или тройку. В течение 2–3 минут находят что-то общее в группе. По сигналу психолога каждая группа рассказывает о себе.

Работа на цель

Теоретическая часть

Психолог задает вопрос: «Что такое самооценка, из чего она складывается?» Предоставляет возможность участникам предположить, какая у них самооценка. Проводит диагностику по определению уровня самооценки (по любой методике на выбор). По результатам диагностики психолог подводит итоги.

Практическая часть

Упражнение «Кто я?»

В течение одной минуты подростки по очереди говорят о себе только хорошее. Если кто-то затрудняется, остальные помогают.

Обсуждение чувств, затруднений.

Упражнение «Спасибо за…»

Подростки должны в течение одной минуты сказать «спасибо» за то, что они находят в себе хорошего, конкретным людям, например: «Спасибо маме за то, что у меня красивые глаза…»

Упражнение «Круг доброжелателей»

Участники говорят каждому по очереди только хорошее.

Подведение итогов

Подвести общий итог по всем занятиям: что полезного узнали подростки о себе и других. Обсудить чувства.

Ритуал прощания

Всем встать в тесный круг. Стоять и раскачиваться с закрытыми глазами, при этом мысленно желать всем самого лучшего.

ЗАНЯТИЕ 10

Необходимые материалы:

запись веселой музыки; чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши, любая методика по определению уровня самооценки.

Психолог говорит подросткам, что они уже расстаются, поэтому, чтобы у каждого осталась память о группе и друг о друге, они должны сделать два подарка — группе (останется у психолога) и одному участнику. Чтобы выбрать участника, которому подросток будет делать подарок, надо написать все имена членов группы, перемешать их. Ребята по очереди будут вытягивать имя того, кому они сделают подарок.

После того как подарки будут сделаны, они торжественно вручаются. В заключение можно спеть песню, взять автографы друг у друга. В этот день должна играть задорная музыка для поднятия настроения.

Любовь ЗУСМАНОВИЧ,
педагог-психолог,
ЦО «Гамма» № 1404,
г. Москва

Спонсор публикации статьи: интернет магазин вышивки крестом «Петербургское Шале» — предлагает инструменты и материалы для вышивания и рукоделия. Большой выбор товаров, включая уже готовые рукодельные работы, удобная система оплаты и доставки, а так же накопительная система скидок и бонусов позволят Вам сделать действительно приятную покупку.