Произвольное внимание у дошкольников
Содержание
Внимание детей, особенно младшего дошкольного возраста, в целом невольная, т.е. возникает без осознания ее цели. Дошкольники руководствуются интересами, которые быстро меняются, их внимание зависит от ощущения с удовольствия или неудовольствия, объекта сосредоточения, в значительной мере обуславливается интересом, имеет заметные признаки декабряи.
Непроизвольное внимание — вид внимания, который возникает независимо от сознательного намерения человека и заключается в непринужденном. ЕЕ сосредоточении на определенном реальном или идеальном объекте
Этот вид внимания не имеет в своей основе волевого фактора частности, это заметно в детской поведении: внимание детей привлекают объекты"которые появляются внезапно, меняют свою интенсивность или являются необычными по а определенных обстоятельствах. Внимание ребенка отражает ее интересы к предметам, которые его окружают, и действий, с ними выполняются. Она сосредоточена, пока не погаснет интерес. Появление в ее поле зрения нового предмета пер еключае внимание на него. Поэтому младшие дошкольники редко длительное время занимаются одним и тем же деломою справою.
В дошкольном возрасте непроизвольное внимание постоянно развивается и совершенствуется. На ранних стадиях развития внимание ребенка зависит от новизны, силы и других специфических раздражителей, позже — от раздражитель ков, имеющих сигнальное значение вследствие их связи с удовлетворением потребностей ребенка, а также с обстоятельствами, которые обусловливают яркие, эмоциональные переживанияя.
Появление в дошкольном детстве новых интересов, участие в новых видах деятельности побуждают ребенка сосредотачиваться на все новых сторонах действительности. У дошкольника повышается способность долго заниматься пе. Евно делом, предметом: он может часами играть в интересную для него игру, рисовать, конструироватьи.
Со временем непроизвольное внимание дошкольников достигает высокого уровня развития. Решающее значение в этом имеет организация учебно-воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая и его активно отражать ее в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель стимулирует интерес к новым предметам и явлениям, непроизвольное сосредоточение на них вниманияги.
Основную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание, обусловлена ??заинтересованностью ребенка в том, на чем ей необходимо сосредоточиться. Поэтому воспитатель, знакомя детей с тем, что их окружает, должен подбирать интересные объекты для наблюдения, организовывать увлекательные игры, занятия с дидактическим материалом, возбуждать непроизвольное внимание, добиваясь благодаря этому должного усвоения знаний и уменийь.
Произвольное внимание ребенка дошкольного возраста и условия ее формирования
Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте заключается в зарождении ее нового вида — произвольного внимания, связанной с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Это особенно заметно в дидактических них играх, когда ребенку приходится сознательно сосредоточиваться в процессе игры, изготовление игрушек, во время выполнения поручения воспитателямя.
. Произвольное внимание — вид внимания, который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий
4-5-летние дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять ее и удерживать на определенных предметах, явлениях, применяя при этом определенные способы
Возникновение произвольного внимания — важное новообразование в психике ребенка, находящегося за ее личностью. Основным из них является взаимодействие ребенка со взрослым, который привлекает ее к новым видам деятельности, спрям язык и организует детскую внимание. Благодаря этому ребенок приобретает способность самостоятельно управлять своим вниманиемою.
Эту особенность формирования произвольного внимания охарактеризовал. Л. Выготский. По его словам, каждый человек в своем развитии благодаря общению с другими людьми овладевает способами организации собственной внимание ги. Первые этапы этого процесса наблюдаются в старшем дошкольном виціці.
Л. Выготский описал их на основе наблюдений за игрой детей, которым предложили угадать, в которых чашках, расставленных перед ними, находятся орехи. Одинаковые по размеру и форме чашки были накрыты т темно-серыми картонками (в них находились орехи) и светло-серыми. Дети, угадав чашку с орехом, брали его себе, а ошибившись -"платили штраф"При этом действовали методом проб и ошибок, не фиксирую или, что орехи они находили только в чашках с темно-серыми крышками. После нескольких безуспешных попыток огорчались, даже отказывались играть, потому что им казалось, что орех"переходит"из чашки в чашку. Когда взрослый положил орех в чашку в присутствии ребенка, указав на темный цвет ее крышки, следующим движением — на серую крышку, которой была закрыта пустая чашка, этого оказалось достаточно, чтобы она заф иксувала нужный признак и руководствовалась ее в своих будущих действиенею у своїх майбутніх діях.
Указательный жест является вспомогательным средством организации произвольного внимания, а решающим, универсальным е речи. Сначала взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний; напоминают о не бхиднисть выполнять. ДЕЙСТВИЕ, учитывать ее обстоятельства (составление пирамидки и т.д.). Позже ребенок начинает самостоятельно словесно обозначать предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы достичь резу льтаты. Со временем роль речи в организации внимания детей растет. Например, действуя по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста говорят ее в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Н а ранних этапах взрослый с помощью словесных инструкций организует внимание ребенка на будущей деятельности, потом она сама использует приемы, которые применял взрослый доступные для детей ста ршого дошкольного возраста приемы организации внимания — группировка дидактического материала, планирование своих действий вслух, проговаривание инструкций взрослого тощо тощо.
С развитием планирующей функции речи ребенок приобретает способность предварительно организовывать свое внимание на деятельности, что должно произойти, формулировать словесно факторы, на которые должна ориентироваться. Зна ачення словесной самоинструкция для организации внимания раскрывается на таком примере.
Особенности внимания у детей 3-7 лет
Дошкольникам предложили с 10-ти картинок, на которых изображены животные, отобрать определенные картинки, но не брать те, где изображен, например, медведь. Картинки дети отбирали несколько раз подряд. Сначала им не помогали никакими советами по способу действия, поэтому они часто ошибались. Однако после предложений повторения рыть вслух инструкцию (внимательно рассмотреть изображение на картинках, вспомнить, какие из них можно брата, — нет) дети начали действовать безошибочно, даже решая сложные задачи (включение в условие ка ртинок с новыми животными). При этом они активно использовали речь для организации своего внимания. Этот пример дает основания для выводов о возрастании роли речи в развитии произвольного внимания, р егулюванни поведения дошкольникальників.
Уровень развития внимания характеризует не только направленность интересов, но и личностные, волевые качества человека. Если непроизвольное внимание зависит от внешних объектов, то произвольная — от самой личности к орослого или ребенка:"мне нужно быть внимательным, и, несмотря на все, я заставляю себя быть таким"Ребенку это дается не всегда легко, ей сложно внимательно действовать в непривычной обстановке, при наличии многих различных анитних раздражителей, например яркого раздаточного материала на занятии. Она работает лучше отсутствия сильных раздражителей, когда на ее рабочем месте нет ничего зайвогічого зайвого.
Долгое время удерживать на должном уровне произвольное внимание дети также не могут, поскольку это требует волевых усилий, порождает усталость. Однако когда они увлекаются определенной деятельностью, видят ее цель, ува ага становится непринужденным, напряжение снижается, работа дается легко, а усталость почти не ощущается. Это свидетельствует, что устойчивость произвольного внимания зависит от интереса к деятельности, которой занимается ребенокна.
Формирование произвольного внимания дошкольника зависит и от характера деятельности: однообразие ослабляет ее, многообразие усиливает. Это обусловлено особенностями его нервной системы — преобладанием подниму ения над торможением. Постоянные изменения деятельности обеспечивают отдых и накопления новых сил, способность детей непрерывно действовать. Изменяя деятельность ребенка, писал. К. Ушинский, педагог побуждает ее выполнить значительно больший объем работы и не чувствовать усталости, чем направляя ее деятельность в одном направлении. Ребенок, заставили идти, прыгать, стоять или сидеть очень быстро устанет. Однако она может все день неутомимо безобразничать, играть, изменяя эти виды деятельности. Подобное происходит и в процессе обученияавчання.
Овладение произвольным вниманием является важным достоянием дошкольников, однако непроизвольное внимание остается основной для них на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало оприваб-Ливий для них деятельности, хотя они долго могут быть внимательными при решении эмоционально насыщенного продуктивного задачи. СЗ учитывая эту особенность их внимания дошкольное обучение не может выстраиваться на задачах, требующих постоянного напряжения произвольного внимания, а должно охватывать элементы игры, продуктивные виды и формы действовали льности, часто меняться. Благодаря этому оно поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровнеі.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают способность удерживать внимание на интеллектуально значимых для них действиях (игры-головоломки, загадки, задачи учебного типа)
Формирование непроизвольного внимания является важнейшим условием подготовки ребенка к школе
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей.
Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности.
В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью — Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г.М. Понорядова, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, С.А.Сагдулаев, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но в, то, же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.
Цель работы – разработать программу коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и оценить ее эффективность.
Задачи:
-
Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Рассмотреть и выбрать нужные методы и приемы коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Разработать программу коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
-
Оценить эффективность программы коррекции.
Объектисследования — является процесс коррекции внимания ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предметисследования — является программа коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Напомним вам, что внимание — это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Внимание — важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей оценки уровня развития личности индивида.
В соответствии с задачами были выбраны следующие методики:
— «Найди и вычеркни» (определение продуктивности и устойчивости внимания);
— «Проставь значки» (оценка переключаемости и распределения внимания);
— «Запомни и расставь точки» (оценка объема внимания).
В исследовании принимали участие 12 детей 6-8 летнего возраста с диагнозом легкая интеллектуальная недостаточность, поставленным на ПМПК г. Ярославля. Исследование проводилось на базе МОУ специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1 г. Ярославля. А также 12 нормально развивающихся сверстников, исследование которых проводилось на базе МОУ Первомайской общеобразовательной школы (Ярославской области).
По данным методики «Найди и вычеркни» нами были получены следующие результаты: 9 детей (75%) имеют низкую продуктивность и устойчивость внимания; у 3 детей (25%) продуктивность и устойчивость внимания очень низкая.
По данным методики «Проставь значки» 1 ребенок (9%) продемонстрировал средний уровень переключаемости и распределения внимания; 10 детей (82%) низкий уровень переключаемости и распределения внимания; 1 ребенок (9%) очень низкий уровень переключаемости и распределения внимания.
По данным методики «Запомни и расставь точки» 7 детей (58%) имеют низкий объем внимания; 5 детей (42%) продемонстрировали очень низкий объем внимания.
На основании полученных данных мы разработали программу коррекции произвольного внимания средствами игровой деятельности для детей младшего школьного возраста, учитывающую особенности развития внимания детей с интеллектуальной недостаточностью.
На основании проведенного нами обследования, мы выделили следующие показатели произвольного внимания, нуждающиеся в коррекции:
— продуктивность внимания;
— устойчивость внимания;
— переключаемость внимания;
— распределение внимания;
— объем внимания
Цельюнашей программы является повышение уровня сформированности произвольного внимания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В задачикоррекционно-развивющей программы входит:
— установить эмоциональный контакт с детьми;
— сформировать у детей положительный настрой и заинтересованность к занятиям;
— увеличить продуктивность и устойчивость внимания;
— улучшить переключаемость и распределение внимания;
— увеличить объем внимания.
В качестве основного метода мы использовали игротерапию. Игра – это та универсальная форма деятельности, внутри которой, по определению Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
В программе представлены 12 занятий, направленных на развитие и коррекцию произвольного внимания младших школьников. Она будет строиться на следующих принципах: принципа системного подхода (понимание человека как целостной системы, опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка), принципа реалистичности (учет реальных возможностей ребенка), принцип деятельностного подхода (опору на ведущий вид деятельности), принцип индивидуально-дифференцированного подхода (учет индивидуальных особенностей ребенка).
Форма проведения занятий – подгрупповая (не более 6 человек в группе).
Продолжительность занятия – 20-25 мин. Занятия проводились в течение трех месяцев с детьми экспериментальной группы по 2 раза в неделю.
Содержание коррекционного блока представляет собой единый комплекс корригирующих, развивающих и профилактических мероприятий, ориентированный на коррекцию и развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Занятия включают:
— игры с правилами: подвижные, словесные и дидактические;
— игровые упражнения, творческие и подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
В проведенном эксперименте повторно участвовали 12 детей 7-9 лет с диагнозом легкая интеллектуальная недостаточность. Эксперимент проводился на базе МОУ специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1 г. Ярославля.
По данным методики «Найди и вычеркни» нами были получены следующие результаты: теперь 1 (9%) ребенок продемонстрировал средний показатель продуктивности и устойчивости внимания; 10 (82%) детей — низкие показатели, и лишь 1 (9%) ребенок по-прежнему имеет очень низкий показатель продуктивности и устойчивости внимания.
По данным методики «Проставь значки» 4 (35%) детей продемонстрировали средние показатели переключаемости и распределения внимания; 8 (65%) человек – низкие показатели. Очень низких показателей переключаемости и распределения внимания в этот раз не наблюдалось.
По данным методики «Запомни и расставь точки» 3 (25%) детей теперь имеют средние показатели объема внимания, а 9 (75%) человек – низкие. Очень низких показателей объема внимания в этот раз не наблюдалось.
Мы сравнили данные по трем методикам до проведения коррекционной работы и после ее проведения.
Выросла продуктивность и устойчивость внимания: если до коррекционной работы 3 (25%) детей имели очень низкие, а 9 (75%) человек низкие показатели развития этих свойств внимания, то теперь лишь 1 (9%) ребенок продемонстрировал очень низкий показатель продуктивности и устойчивости внимания, 10 (82%) человек – низкий, а 1 (9%) ребенок даже средний показатель развития данного процесса.
Значительно выросли переключаемость и распределение внимания: если раньше лишь 1 (9%) ребенок имел средний показатель развития данного процесса, 10 (82%) человек – низкий, и 1 (9%) ребенок очень низкий, то теперь уже 4 (35%) детей имеют средние показатели развития переключаемости и распределения внимания, и 8 (65%) человек – низкие показатели.
Увеличился объем внимания: если раньше 5 (42%) детей имели очень низкие, а 7 (58%) детей низкие показатели развития объема внимания, то теперь 3 (25%) детей продемонстрировали средние показатели, а 9 (75%) человек низкие показатели развития объема внимания. Очень низких показателей вообще не наблюдалось.
Таким образом, анализ проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы:
-
В результате коррекционной работы у большинства детей улучшились показатели внимания.
-
Увеличилось число детей со средними показателями развития процессов внимания, а очень низкие показатели уменьшились, или вообще не наблюдались.
-
Выросла продуктивность и устойчивость внимания, значительно выросли переключаемость и распределение внимания, увеличился объем внимания.
В данной работе был изучен теоретический материал, посвященный проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; проведено эмпирическое исследование, занимавшееся особенностями развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проблема внимания у школьников младших классов
Мы раскрыли актуальную проблему современного общества – внимание детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, обозначили особенности таких детей и выявили уровень их развития. Нами был использован анализ научных, литературных статей, монографий, труды ученых и педагогов и наше эмпирическое исследование.
Нами было установлено, что уровень развития внимания младших школьников в норме выше, чем у их сверстников с интеллектуальной недостаточностью.
Произвольное внимание умственно отсталых детей в настоящее время является педагогической проблемой, этим детям свойственны отклонения от нормы, но они могут преодолеваться средствами педагогического воздействия, родителей, воспитателей, учителей, чем мы и будем заниматься в последующей нашей работе.
Просмотров работы: 7413