Программа развития ребенка

19.08.2018 0 Автор admin

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка.  Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности.

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор , пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать  именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Многих родителей ставит в тупик тот факт, что при одинаковом подходе к воспитанию двух детей в одной семье, они растут совершенно разными. Между тем, каждому отдельному ребенку присущи определенные индивидуальные характеристики. Ему передаются черты характера не только родителей, но и далеких (и не очень) предков. Не стоит удивляться, если у родителей-гуманитариев растет малыш с выраженными математическими способностями. В каждом маленьком человеке необходимо видеть особенную, не похожую ни на кого личность, и делать упор на индивидуальное развитие ребенка.

Общее и особенное в развитии детей

В каждом ребенке аккумулировано биологическое и социальное начало. Генетические особенности ребенку передаются при зачатии от родителей и называются наследственностью. От каждого из родителей эмбрион получает набор качеств и особенностей. Наборы эти настолько разнообразны, что каждый рождающийся на земле человек неповторим и индивидуален во всех своих проявлениях.

В развитии ребенка выделяют общее и особенное. Общее объединяет все признаки, которые присущи определенному возрасту, так все здоровые дети в определенные возрастные периоды учатся улыбаться, держать голову, сидеть, ходить, говорить и т.п. Особенное – это та индивидуальная неповторимость, свойственная каждому человеку, набор его личностных качеств и свойств. Индивидуальность характеризуется определенными интеллектуальными, моральными, эмоциональными, волевыми чертами, которые и отличают людей друг от друга.

Индивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности ребенка включают все познавательные процессы, в том числе память, восприятие, мышление, воображение, внимание. К ним также относятся интересы, склонности, способности, характер и темперамент. Все эти качества и свойства во многом определяют индивидуальное развитие ребенка, но не решают все задачи. Большую роль в развитии индивидуальных особенностей имеет социальная среда. От того где именно, в каких условиях и кем воспитывается ребенок, зависит то, как разовьются его индивидуальные качества и свойства, то есть этот процесс зависит от взрослых, что накладывает большую ответственность на действия родителей, воспитателей и педагогов. Таким образом, темпы развития зависят, в основном, от следующих факторов:

  • Наследственность (природные задатки);
  • Состояние здоровья;
  • Внимание взрослых.

Родителям необходимо выбрать стратегию осуществления дифференцированного подхода, создать условия для оптимального индивидуального развития ребенка. Эти условия не должны быть искусственными, пусть они будут логичны и приняты ребенком, только тогда развивающие занятия будут действительно продуктивными.

Индивидуальный план развития ребенка

В домашних занятиях с ребенком рекомендуется соблюдать баланс, чтобы, с одной стороны, не перегрузить его ненужной информацией, а с другой, не упустить важные моменты в его развитии. Для этого можно составлять план на ближайшие месяцы, по следующему алгоритму:

  • Написать перечень того, что ребенок умеет в данный момент времени, отметить, что он делает сам, а что с помощью взрослых;
  • Написать список того, что малыш должен научиться делать, например, в течение полугода. Цели должны быть реальными, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, у детей до года акцент делают на сенсорное развитие, мелкую моторику, расширение словарного запаса, эмоциональную составляющую;
  • Расписать шаги на пути к достижению поставленных целей, например, для речевого развития нужно предусмотреть ежедневную пальчиковую гимнастику, развитие мелкой моторики, подвижные игры со звукоподражанием, артикуляционную гимнастику, логопедические сказки, провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний;
  • Составить план занятий на неделю, в котором должны быть отражены все области развития, которые нужно охватить.

    Развивающие занятия для детей с рождения до года

    Пусть этот план всегда будет перед глазами. Важно соблюдать баланс и включать упражнения для интеллектуального развития и физическую разминку в необходимом объеме.

Составляя и выполняя такой план индивидуального развития ребенкаможно в установленные сроки достичь очень хороших результатов. Важно лишь подбирать упражнения и занятия исходя из интересов и возможностей ребенка, а также оставлять ему время для самостоятельных игр.

Индивидуальная программа развития ребенка в детском саду и школе

Основной инструмент детских психологов, педагогов и воспитателей для оценки развития детей в коллективах – индивидуальная карта развития ребенка. На каждого малыша в детском саду, а потом и в школе заводят специальную карту – персональный документ, в который вносят данные о ребенке, оценки уровня его физического, психологического и интеллектуального развития. Данные этого документа позволяют оценить психологическое развитие ребенка во всех аспектах: семейном, личном, социальном. С содержимым индивидуальной карты развития ребенка могут ознакомиться его родители или опекуны, а также преподаватели.

При составлении карты или индивидуальной программы развития ребенка опытные психологи и педагоги выявляют сильные и слабые стороны малыша, чтобы, опираясь на них, выстроить оптимальный маршрут образования и путь развития, который поможет наиболее полно раскрыть истинные потребности и способности ребенка, и, возможно, выявить в нем настоящий талант.

Программа развития детей от 1 до 7 лет «Вундеркиндики» представляет собой CD диски, с удобным интерфейсом.

Диски разделены по возрастам и содержат материал на 1 месяц занятий.

Каждое занятие по программе «Вундеркиндики» рассчитано на выполнение 10-18 заданий.

Частая смена деятельности сохраняет интерес к занятиям.

Занятия по программе «Вундеркиндик» прописаны поминутно.

На одно задание, в среднем, уходит от 2 до 5 минут.

Как создавалась программа.

Программа «Вундеркиндики» — это результат практики педагогов, логопедов, психологов работающих с детьми в возрасте от 1 года до 7 лет.

Какую программу раннего развития выбрать для своего ребенка?

Разработка программы ведется с 1998 года.

Мы объединили ряд методик, взяв из них самое лучшее, что дает ГАРАНТИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

При создании программы «ВундеркиндикИ» — использовалось более 100 источников, в которые входят как классические концепции детских методик, так и новаторские:

—  Выготский Лев Семенович,

—  Запорожец Александр Владимирович,

—  Жукова Надежда Сергеевна,

—  Никитин Борис Павлович,

—  Монтессори Мария,

—  Зайцев Николай Александрович,

—  программы «Радуга», «Детство», «Развитие» и многие другие,

— а так же наши собственные разработки.

Программа оптимально подобрана и учитывает возрастные особенности малышей. Играя с ребенком по программе, вы будете ЗНАТЬ, на какую область развития малыша нужно обращать внимание именно сейчас.

Такое знание, поможет вам в любой момент поддержать инициативу или усложнить игру, когда это нужно.

Даже не имея специальной подготовки, вы сможете самостоятельно определять как более эффективно и весело проводить занятия с ребенком.

Программа комплексного развития ребенка от 1 года до 7 лет «ВундеркиндикИ» направлена на:

—  развитие интеллектуальных способностей,

—  развитие познавательной сферы,

—  развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)

—  развитие логики, речи, 

—  развитие представлений об окружающем пространстве,

—  развитие творческих способностей малышей,

—  эстетическое, физическое развитие (мелкая, крупная моторика),

—  музыкальное развитие,

—  развитие коммуникативных навыков,

—  социализацию ребенка.

Программа состоит из 860 поминутно расписанных конспектов занятий с детьми, разбитых по возрастам, включающих в себя:

—  описание игр,

—  танцев,

—   детских песен с текстами в формате MP3

—  более 500 приложений (детские потешки, сказки и т.п.)

  Все занятия структурированы, что дает четкость ведения занятий даже без специальной подготовки.

Благодаря такой структуре занятий, малыш усваивает БОЛЬШЕ информации ИГРАЮЧИ.

Со временем, у малыша выработается привычка быть внимательным.

Одно занятие длится 40 минут для детей от 1 до 3 лет и по 60 минут в возрасте от 3 до 7 лет.

Заниматься с ребенком можно индивидуально или пригласить друзей для занятий в группе.

Жизнь в любом обществе связана с тем, что человеку приходится соотносить свои желания, эмоции и импульсы с определенными правилами. Понимание и выполнение этих правил помогает адаптироваться в социуме, не ограничивая личную свободу человека.

Это и есть социализация.

Дети растут, и начинают активно интересоваться другими людьми, стремиться к общению. Рано или поздно ребенок пойдет в детский садик или в школу, необходимо мягко подготовить его к принятию определенных правил.

После занимательных занятий с друзьями, дети могут поиграть самостоятельно. В этот момент, дети учатся общаться друг с другом, а родителям легче разрешить конфликтные ситуации, обратив их в игру.

Занимаясь и играя с друзьями, малыш обретает чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Он постепенно привыкает к тому, что мама может находиться не рядом с ним, а в другом конце комнаты или в другой комнате, ребенок начинает получать удовольствие от самостоятельного исследования окружающего мира. После общих занятий и игр многие мамы отводили детей в детский сад, и малыши легко адаптировались к новым условиям, они знали, что им будет интересно, и мама за ними обязательно вернется.

 Куда бы вы ни поехали, в отпуск или к бабушке, вы можете продолжать заниматься с ребенком и контролировать процесс развития малыша.

Даже не имея специальной подготовки, вы сможете самостоятельно проводить занятие с ребенком или группой детей.

Попробуйте сами!

Выберите нужный возраст и насладитесь демонстрационными занятиями.

По 12 занятия для каждого возраста.

Стоимость 1 диска = 600 рублей.

(1 диск = 1 возраст = 1месяц = 12 занятий).

Порекомендовать Друзьям !

Автор: Дубровина Лариса Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: Мирный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Дата публикации: 11.05.2017
Раздел: среднее образование

Методическая разработка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Программа индивидуального развития ребенка «Одаренный ребенок»

на период с 2010 по 2017 учебные годы

Индивидуальный подход в воспитании

и развитии ребенка – это тонкий инструмент,

который может и должен держать в руках

каждый воспитатель.

Аристотель.

Актуальность

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем

– это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель

начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением,

отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и

школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать

хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем,

породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в

самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только

в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную

личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая

близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам. Если

он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что

ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Каждый

педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может

встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню

развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в

среде своей социальной группы.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,

иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способностями – называют индивидуальные особенностями личности,

помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом – называют выдающиеся способности, высокую степень

одаренности в какой – либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в

какой – то определенной сфере.

Основание для составления индивидуальной программы ( На примере

индивидуального развития ученицы 11 Б класса Казариной Татьяны

Евгеньевны)

Нормативно- правовые основания

Конвенция о правах ребенка.

Закон об образовании.

Цель программы:

Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую

комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития

индивидуальности ребенка.

Задачи программы:

1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.

2. Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности

обучения и самообучения.

3. Формировать умения учиться –ставить цели, планировать и

организовывать собственную деятельность.

4. Содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников.

5. Сохранение и укрепление здоровья учеников.

6. Создание условий для активного сотрудничества родителей детей и

педагогов.

Принципы программы:

1. Индивидуальность

2. Учет возрастных особенностей детей

3. Последовательность

4. Преемственность

5. Сотрудничество

6. Успешность

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся

2. Эмоционально – личностная сфера

Методики раннего развития детей

Межличностные отношения

4. Психологическое и физическое здоровье

Этапы работы над программой

1 этап – информационно – аналитический

На этом этапе собирается и активизируется фактическая информация.

Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и

родителей, собеседование) По результатам работы составляется

«Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его

родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется

индивидуальный план на год, в котором предлагается:

-постановка цели на предстоящий учебный год

-выявление проблем и имеющихся ресурсов

Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребенка, выявление

его индивидуальных способностей. Установление контакта с родителями.

2 этап – коррекционно — развивающий

Разработка и реализация индивидуальной программы. Вовлечение учащихся

в разнообразные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную

деятельность.

Цель: реализация индивидуальной программы развития ребенка.

3 этап – саморазвитие

Научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать активность.

Цель: отслеживание результатов деятельности.

Основные направления программы

1. Создание системы учета одаренных детей через:

— анализ особых успехов и достижений ученика

— создание банка данных по талантливым и одаренным детям

2. Создание условий для самореализации одаренных детей, для проявления

творческих и интеллектуальных способностей.

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через

индивидуальное обучение и воспитание

— включение в учебный план факультативных занятий, кружков

— формирование и развитие сети дополнительного образования

— организация научно – исследовательской деятельности

3. Педагогическая поддержка одаренных детей.

— создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала

талантливого ученика

— стимулирование педагогической поддержки одаренных детей

4. Работа с родителями одаренных детей.

— совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей

— поддержка и поощрение родителей одаренных детей

Условия реализации

Важнейшим условием реализации программы индивидуального развития

ребенка является наличие класса, библиотеки, спортивного зала,

музыкального кабинета.

Ожидаемый результат:

1. Творческая личность – стремление к развитию своих способностей,

интересов и склонностей.

2. Здоровый ребенок – здоровье, знание правил здорового человека.

3. Ответственная личность – добросовестность, порядочность, заботливость,

ответственность.

4. Гуманная личность – терпимость, проявление интереса к людям,

общительность, умение дружить с другими.

Уровень сформированности.

В раздел образования

Вот и наступил первый маленький юбилей – малышу исполнился 1 год. Для молодых и неопытных родителей он как преодоленное препятствие. Однако преодолев этот барьер, их ожидает еще более сложный период, когда малыш начинает познавать окружающий мир. И этот сложнейший в жизни родителей и их любимого чада период будет продолжаться еще в течение двух лет. В это время ребенку требуется повышенное внимание родителей, которое может выражаться в совместных играх и творческих занятиях.

Этапы развития

В возрасте от одного до трех лет ребенок активно развивается, и этот возраст можно условно разделить на несколько этапов.

  • 1-1,5 года. Это тот самый период, когда малыш, научившись ходить, пускается познавать окружающий его мир, проводя исследования. Он влезает во все шкафы, открывая их дверцы, и вытаскивает все, что привлекает его внимание. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить первые осмысленные слова.
  • 1,5-2 года. Малыш уже успевает кое-чему научиться и теперь ему осталось лишь усовершенствовать приобретенные навыки. Он уже чувствует себя полноправным членом общества, начиная проявлять характер.
  • 2-3 года. Это завершающий период формирования личности маленького человечка. В 3 года он совершает переход из раннего детства в дошкольный период.

На каждом из этих этапов развития малышу необходимо общаться с родителями и вместе с ними познавать все, что его окружает. А помочь им в этом смогут развивающие игры и занятия.

План занятий

Все игры и занятия с ребенком должны быть направлены на развитие следующих качеств:

  • мелкой моторики;
  • логического мышления;
  • нравственных качеств;
  • памяти и внимания;
  • воображения;
  • восприятия цвета, формы и других свойств предметов;
  • коммуникабельности.

Мелкая моторика – путь к развитию речи

Игры, развивающие мелкую моторику рук, помогут малышу научиться координировать свои движения и стать более ловким. К тому же такие навыки позволяют малышам быстрее научиться разговаривать. Для этих целей полезно делать следующее:

  • перебирать пуговицы;
  • пересыпать в банку фасолины,  макаронины или любую крупу;
  • лепить из теста или пластилина;
  • делать куличики из песка;
  • выкладывать из карандашей или камешков фигурки;
  • собирать конструктор или кубики.

Логическое мышление

В возрасте от 1 года дети начинают запоминать, накапливая в памяти слова и другие знания. Поэтому необходимо развивать память и логику, что поможет им развиваться быстрее.

  • В этом возрасте полезны игры с карточками и игрушками. К примеру, с помощью карточек можно находить парные предметы. Игрушки можно разложить, а затем, убрав одну, попросить малыша определить, какая именно игрушка отсутствует.
  • Собирание пазлов. Играя в эту игру, малыш учится определять форму предметов. При этом пазлы необходимо приобретать в соответствии с возрастом. Для раннего возраста они должны быть крупными и состоять из малого количества элементов.

Творческие способности как путь к организованности

В возрасте от одного до трех лет дети, как губка, впитывают всю информацию, поступающую от взрослых. Это идеальный возраст для развития творческих способностей ребенка. Они с удовольствием рисуют красками. Если они еще не способны держать в руках кисточку, можно раскрашивать картинки пальцами, карандашами или фломастерами. Начинать обучение рисованию можно с обведения формочек или собственных кистей рук.

Полезно проводить совместные творческие занятия, работая с пластилином или соленым тестом. Вылепленные поделки принесут малышу немало радости. Для изготовления композиций могут использоваться различные материалы, в том числе кусочки ткани, шишки, орехи или мелкие камешки.

Дети очень любят музыку. Каждому родителю доводилось наблюдать за тем, как их малыш танцует в такт музыке. А учитывая, что у маленьких детей еще нет музыкального слуха, его необходимо прививать, включая разножанровые композиции. По мнению специалистов, музыка не только прививает слух, но и организует ребенка, так как в основе любой музыкальной композиции заложен ритм.

Развитие речи

После года дети начинают произносить свои первые слова. При этом им пока не под силу произнести их правильно, однако родители их уже понимают. Развитию речи способствует неустанное общение ребенка со взрослыми. Поэтому следует постоянно комментировать все действия, повторяя слова по несколько раз. Таким образом, малышу легче будет запоминать слова и их правильное произношение.

По мнению ученых, речь ребенка находится в прямой зависимости с моторикой рук и ловкостью его пальцев. Для формирования речевых навыков полезны кубики, пирамидки и игры, связанные с перебиранием пальцев, к примеру, «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила».

Развивающие игрушки

Родители зачастую покупают любимому чаду игрушку, дабы просто отвлечь его внимание, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако игрушка для малыша должна быть средством развития и обучения.

Развивающие приложения для детей

Поэтому все игрушки можно условно разделить на несколько групп.

  • Игрушки, развивающие крупную моторику. К ним относятся различные машинки и тележки, которые можно тянуть или толкать. В этом плане также полезны беговелы, качели и кресла-качалки. Развитию ловкости рук способствует мяч.
  • Игрушки, развивающие мелкую моторику. К этой категории можно отнести сортеры – коробочки с отверстиями, через которые проталкиваются мелкие предметы, а также кубики, пирамидки и стаканчики-вкладыши. Полезно играть со шнуровкой, а также собирать мозаику и пазлы.

Изучаем мир вокруг

Ребенок должен постоянно знакомиться с окружающим его миром. В противном случае с течением времени его познания окажутся очень скудными. Поэтому необходимо проводить совместные занятия, изучая и познавая свойства окружающих предметов. Для этого могут использоваться реальные предметы, либо картинки.

К примеру, показывая малышу животное, изображенное на картинке, можно научить его произносить звук, который произносит это животное. Очень полезно сажать семена растений и наблюдать за их ростом. Не менее интересно для детей изучать свойства красок, смешивая их, или свойства веществ, к примеру, растворение в воде сахара или льда.

Познание окружающего мира происходит через общение. Поэтому ребенок должен находиться среди детей. Если ему не удается наладить контакт со сверстниками, малыша нужно поместить в среду детей старшего возраста, которые с удовольствием будут отвечать на все его вопросы.

К трем годам ребенок начинает активно разговаривать, задавая множество вопросов. И здесь очень важно не совершить ошибку, отмахиваясь от этих вопросов, так как такой подход может отразиться на развитии ребенка. Получая ответы на все вопросы, ребенок пополняет свой словарный запас, что окажет положительное влияние на всю его дальнейшую жизнь.