Профильное обучение

14.09.2018 0 Автор admin

Содержание

НАУКА – УЧИТЕЛЮ

Профильное обучение: вопросы и ответы

В последние годы в печати все чаще появляются материалы о профильном обучении в школе. В школах России проводится эксперимент по введению профильного обучения. Утвержден федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, в том числе примерные учебные планы для разных профилей обучения. Ученые и ведущие учителя-практики разрабатывают программы профильных предметов и элективных курсов для профильного обучения.

Не остается в стороне от этих проблем и газета «Спорт в школе». Она одной из первых включила вопросы организации профильного обучения в программу педагогического марафона, который проходил в апреле прошлого года. В новом учебном году газета организовала совместно с педагогическим университетом «Первое сентября» курсы повышения квалификации для учителей физической культуры по программе «Физическая культура в профильном обучении».

Но, несмотря на это, оживленный интерес многих учителей физической культуры, завучей и директоров школ, да и некоторых родителей к данной проблеме не ослабевает. Многих из них волнуют вопросы организации профильного обучения, составления учебного плана школы в условиях введения профильного обучения, разработки программ элективных курсов для того или иного профиля, преемственности программ общего среднего, дополнительного и профессионального образования, интеграции школ и учреждений дополнительного образования детей в условиях профильного обучения и многое другое.

На некоторые из этих вопросов вы, конечно, можете найти ответ в материалах лекций курсов повышения квалификации. Но все же многие вопросы, которые не попали в лекции, требуют дополнительного разъяснения.

Во-первых, чем же отличается профильное обучение от существующего в настоящее время углубленного изучения отдельных предметов? Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Профильное обучение позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга. В основе процесса углубленного изучения отдельных предметов лежит предметно ориентированный подход, а в основе профильного обучения – профессионально ориентированный подход.

Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивают дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся.

Профильные классы создаются на старшей ступени образования и реализуют двухуровневые образовательные программы среднего (полного) общего образования (базового и профильного) и обеспечивают предметную профильную подготовку учащихся 10–11-х классов.

В связи с этим, хочу также напомнить читателям отличие спортивных классов от профильных классов спортивно-педагогического или же оборонно-спортивного профиля. Само понятие «спортивный класс» немного упрощенное. Оно возникло давно, когда впервые появились специализированные классы по отдельным видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом. Главной целью данных классов является обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе и осуществление подготовки спортивного резерва.

Комплектование специализированных классов по отдельным видам спорта проводится из числа наиболее перспективных в спортивном отношении учащихся, прошедших спортивную подготовку не менее одного года в учебно-тренировочных группах, с учетом итоговых отметок за предыдущий класс, рекомендаций тренеров ДЮСШ (СДЮШОР) и на основании собеседования. При этом выясняется интерес к избранному виду спорта и сознательность его выбора.

Таким образом, к спортивным классам относятся специализированные классы по отдельным видам спорта, которые реализуют общеобразовательные программы в режиме школы и обеспечивают углубленный учебно-тренировочный процесс.

Профильное обучение в классах спортивно-педагогического и оборонно-спортивного профилей реализуется в гомогенных группах учащихся, сформированных по принципу их профессиональной ориентации. При этом учебный процесс в этих классах строится таким образом:

· углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности учащихся;

· сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности в сфере педагогической, физкультурно-спортивной, военно-оборонной деятельности, безопасности жизнедеятельности и др.;

· осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявляется степень их обоснованности;

· намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов, достижений;

· формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;

· формируются профессиональные интересы учащихся.

Таким образом, в спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ наряду с физической подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии в области физической культуры.

Одной из приоритетных задач образования в современных условиях является интеграция основного и дополнительного образования. В связи с этим возникает другой немаловажный вопрос: как рационально сочетать общее и дополнительное образование школьников в области физической культуры? Как при этом должны взаимодействовать школа и спортивная школа?

Прежде всего, необходимо раскрыть значение понятия «образование в области физической культуры». Образование в области физической культуры – процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического развития человека, а также развития способности передавать усвоенное окружающим.

В ДЮСШ, специализированных классах по видам спорта создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в избранных видах физкультурно-спортивной деятельности сообразно с их ценностными ориентациями, интересами и потребностями.

Профильное обучение в современной школе

И если эти условия совмещаются с устойчивой мотивацией личности к занятиям тем или иным видом физической культуры, то данная личность попадает в новую структуру образования – дополнительное физкультурное образование на основе индивидуальных потребностей и интересов. Это образование имеет довольно широкий диапазон педагогического воздействия на человека и осуществляется на различных уровнях физкультурно-спортивной подготовки.

Специфика дополнительного образования в области физической культуры состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной деятельности. Данное физкультурное образование отличается от базового тем, что осуществляется в условиях высокой мотивации занимающихся, их стремления достичь определенных результатов. Очень часто интересы личности к тому или иному виду спорта не угасают на протяжении многих лет жизни и фактически являются источником ее постоянной двигательной активности, физкультурного самообразования и ведения здорового образа жизни. Именно через направленное формирование мотивации человека к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности можно успешно решить задачу непрерывного физкультурного образования личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из важнейших условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Отсюда становится очевидной необходимость объединения усилий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности не только в привлечении школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом и укреплении их здоровья, но также в профессиональной ориентации учащихся и формировании профессионального самоопределения на педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта.

В последнее время широкое распространение получает организация дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. Специфика дополнительного образования заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения школьник получает возможность не только подключиться к занятиям по интересам, но и познать новый способ существования – без оценок, но обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по базовым учебным предметам.

По сути, дополнительное образование в области физической культуры расширяет пространство, в котором учащиеся могут развивать свою познавательную и двигательную активность, реализовывать свои двигательные способности и личностные качества, часто остающиеся невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании школьник сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности.

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение модели его организации. В этом случае наиболее подходящим является модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций.

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, основанного на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

  • общеобразовательные школы с профильными классами (оборонно-спортивного, спортивно-педагогического профиля и т.д.);

  • физкультурно-педагогические лицеи, школы оборонно-спортивного и спортивно-педагогического профилей и др.;

  • ДЮСШ, ДЮКФП, центры детского творчества и др.;

  • физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, училища олимпийского резерва;

  • вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

В своей совокупности они составят образовательную сеть, ресурсный потенциал которых можно будет в той или иной мере использовать для последующего введения профильного обучения в школе. Данная образовательная модель особенно актуальна в условиях создания университетских комплексов.

Острой проблемой остается отсутствие необходимой преемственности средней и высшей школы. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. В связи с различиями и отсутствием преемственности в системе обучения в средних и высших учебных заведениях студенты младших курсов проходят длительный период адаптации к вузовской системе обучения.

Вместе с тем, сеть общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п.

Введение профильного обучения в школе должно внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем. Система непрерывного профессионального образования, особенно в условиях перехода к профильному обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться, прежде всего, профильному обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовятся будущие студенты.

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность создания профильных школ. Миссия профильной школы состоит в обеспечении условий для развития личности учащихся и их самореализации в соответствии с профессиональной направленностью.

Профильное общеобразовательное учреждение наиболее удалено по времени от конечного результата профессионального образования и является подготовительной ступенью профессионального образования.

Подробно о проектировании профильных школ в условиях профильного обучения читайте в лекции № 7.

В то же время, физическая культура является также составной частью содержания подготовки работников силовых структур, МЧС, будущих педагогов, врачей, инженеров и т.д. как профессионально-прикладной компонент их профессиональной подготовки.

Прикладная физическая подготовка

представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах Российской армии.

Прикладная физическая подготовка направлена на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие специальных физических качеств, укрепление здоровья и повышение работоспособности человека.

Содержанием прикладной физической подготовки являются не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях.

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10–11-х классов являются:

  • целенаправленное развитие физических качеств, отвечающих специфической деятельности того или иного специалиста;

  • совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе;

  • повышение функциональной устойчивости организма человека к необычным и экстремальным условиям.

Реализация программного материала по прикладной физической подготовке может осуществляться на уроках физической культуры и ОБЖ, на дополнительных занятиях по программе элективных курсов, на внеклассных мероприятиях спортивно-прикладного характера, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию учителя. При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям.

Все это требует разработки программно-нормативных документов, новых педагогических технологий в реализации профильного содержания физической культуры в старших классах. Каждая школа в соответствии с выбранным профилем обучения может создать свою программу по прикладной физической подготовке для учащихся 10–11-х классов.

Этот новый компонент как раз и призван, с одной стороны, учесть интересы и склонности учащихся, а с другой – определяет возросшие требования к профессионализму учителей физической культуры. Поэтому учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечивать вариативность, личностную и практическую ориентацию образовательного процесса, а также завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для достижения профессионального образования.

Ильдар ЛАТЫПОВ, к.п.н.,
Педагогический институт физической культуры
Москва

НУЖНА ЛИ НАМ
ПРОФИЛИЗАЦИЯ ШКОЛ

По материалам «круглого стола»
на Пятом Московском педагогическом марафоне
учебных предметов 23 марта 2006 г.

Г.Н.ФАДЕЕВ,
д. п. н., профессор, зав. кафедрой химии
(МГТУ им. Н.Э.Баумана),
С.А.МАТАКОВА,
к. п. н., доцент (МГУ ПС (МИИТ))

Проблема профилизации возникла не на пустом месте, но решительный толчок-стимул для своего развития она получила после того, как правительство России одобрило (своим распоряжением от 29 декабря 2001 г. за № 1756-р) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.». Затем часть этой общей концепции, касающаяся профильного обучения, была дважды рассмотрена Федеральным координационным советом по общему образованию (24.04.2002 г. и 28.06.2002 г.), а также 2-м Всероссийским совещанием по профильному обучению (28.06.2002) и утверждена приказом № 2783 Министерства образования РФ от 18.07.2002 г.

Почему же до сего времени профильное обучение вызывает такие жаркие споры и дискуссии, что ИД «Первое сентября» и редакция газеты «Химия» посчитали необходимым посвятить этой проблеме целый выпуск? Давайте попробуем разобраться в сути появляющихся вопросов.

Итак, согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» предусматривается профильное обучение как «система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

Суть нововведения должны составлять:

гибкая система профилей (выделено нами. – Авт.);

кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Таким образом, предполагаемое совершенствование средней школы по части профильного обучения касается не только старших классов средней школы, а задумано широко, т.е. с охватом всех ступеней образования: от начального (для химии – пропедевтического) до высшего (иначе говоря, высокопрофессионального) включительно.

Понятен поэтому горячий интерес к профильному обучению не только педагогов (включая преподавателей высшей школы), но и околопедагогической общественности – в первую очередь родителей, членов опекунских советов и спонсоров школ, а также не в последнюю очередь и самих учеников. Именно перед ними профильное обучение на старшей ступени средней школы ставит основную массу острых вопросов. Ответы хотя бы на часть этих вопросов и пытались найти весной 2006 года участники ставшего уже традиционным Московского педагогического марафона учебных предметов.

Основным итогом проведенного обсуждения явилось общее мнение, что осуществление концепции профилизации средней общеобразовательной школы в том виде, в котором она предложена, порождает массу проблем, не получающих пока своего разрешения.

Во-первых, не достигаются заявленные цели повышения качества образования. Увеличивая глубину знаний учащихся по профильному предмету, профилизация снижает уровень знаний по непрофильным дисциплинам ниже необходимого стандарта (в обсуждаемом нами случае – по химии).

Во-вторых, главной целью обучения «по профилю» становится не достижение качественного образования, но поступление в высшее учебное заведение. А там выпускников средних школ встречает неукоснительное требование – знание непрофильных дисциплин хотя бы в пределах образовательного стандарта. Более половины (61%, по данным Н.В.Богомоловой) опрошенных студентов МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ заявили, что им не хватает знаний по химии, полученных в школе.

В-третьих, для сельских и малокомплектных школ ситуация близка к нарушению закона об образовании: профилизация по определенному, выбранному директивой сверху направлению лишает, по существу, учащихся нормального выбора своей судьбы.

В-четвертых, введение более десятка различных профилей создает ситуацию, приближающую общее среднее образование к среднему профессиональному образованию.

Однако цели у этих двух видов образования разные: учащиеся средней школы, в отличие от выпускников колледжей, профессии не получают.

Одной из объявленных целей перехода к профильному обучению является «более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования». В результате проводимой сегодня профилизации школ возникает разрыв между требованием фундаментальности общего среднего образования и его узкопрофильностью. Это в первую очередь касается абитуриентов, поступающих в технические вузы. Они, как правило, относительно твердо знают физику и математику, но подготовка, например, по химии оставляет желать много лучшего.

Эта проблема сохраняется не только для обычных технических университетов, но даже для химико-технологических вузов, т.к. не ясно, какой именно профиль надо осваивать в школе, если выпускник решит стать студентом такого вуза. Ведь ему одновременно нужно углубленное изучение и химии, и математики, а это школьные дисциплины разных профилей.

Задача подготовки студентов для подобных химических вузов решается в определенной степени профильными школами с химическим уклоном. Они возникли примерно 35 лет назад наряду со школами, обладающими математическим, биомедицинским, лингвистическим и т.п. уклонами. Их цели с самого начала были четко обозначены: подготовка юных дарований, проявивших заметные склонности к химии (математике, лингвистике и т.д.), для поступления в престижные институты и превращение их в будущих замечательных исследователей. Как на практике удается воплощать эту идею – предмет отдельного разговора.

Профилизация же сегодня ставит перед коллективами педагогов средних общеобразовательных школ несколько иные задачи, главные среди которых, как уже говорилось выше, – индивидуализация обучения и социализация обучающихся. Однако, как показывает опыт, на самом деле эти широкоохватные и благородные цели сузились практически до решения лишь одной задачи. Учителя, привыкшие к тому, что их труд и талант оценивается по числу учеников, поступивших в высшую школу, сделали упор при реализации реформы профилизации на подготовку к поступлению в вуз. Тем более что существовавшая до введения профилизации традиционная непрофильная подготовка привела к появлению системы подготовительных курсов и отделений при вузах, а также укреплению такого широко распространившегося нежелательного в общем-то явления, как индивидуальное репетиторство.

Спору нет, профилизация позволяет повысить уровень знаний тех предметов, которые изучаются более углубленно и считаются у учащихся «главными». Однако, как показывают исследования сотрудников Московского института открытого образования (МИОО), один из огорчительных итогов практики введения профилизации состоит в том, что непрофильные предметы – не главные, с точки зрения учащихся, – остаются без должного внимания. Конечно, нас в первую очередь волнует судьба химии. В большинстве профилей на изучение химии в старших классах отводится 1 ч в неделю. Это неприемлемо ни в коем случае. Школьная химическая дисциплина дает не только представление о химической науке. Она является одной из фундаментальных дисциплин, создающих в сознании учащихся представление о единой научной картине мира.

Обсуждание педагогами вопросов
реформы общеобразовательной школы
на Московском педагогическом марафоне
учебных предметов. Фото Е.Крылова

Наука о веществах и их превращениях давно вышла за рамки природных веществ. Созданы материалы, которые тверже природного эталона – алмаза, стекла, не расширяющиеся, а сжимающиеся при нагревании, металлы, «запоминающие» свою форму при плавлении и т.д. Подобные факты меняют наше представление об окружающем нас мире и должны быть усвоены всеми, получающими полное среднее образование. Поэтому непременное требование, прозвучавшее во всех выступлениях на Московском педагогическом марафоне, – возвращение к практике 2-часового преподавания химии в неделю.

Есть и другие заслуживающие внимания предложения. Так, кандидат педагогических наук И.В.Тригубчак считает, что узкая профилизация – несомненное зло! На основе осмысления
11-летнего опыта работы Сергиевопосадской гимназии предлагается следующая практика освоения профилизации. В конце 9-го класса учащийся выбирает два предмета для углубленного изучения. Базовая программа остается неизменной по всем предметам, а к этому добавляются за счет регионального и школьного компонентов часы по выбранным предметам. Для подготовки в химико-технологический вуз – химия и математика, для медико-биологических – химия и биология и т.п. Анализ показывает, что из девяти предложенных профилей учащиеся создают до 24 комбинаций по два предмета. Учащиеся получают свой индивидуальный учебный план – в полном соответствии с идеей индивидуализации обучения.

Еще один из предложенных принципиальных подходов к практике профилизации – введение пропедевтического изучения химии в 7-м классе, хотя бы по часу в неделю, начиная со второго полугодия. Такое предложение было внесено Т.Т.Буровцевой – методистом из Санкт-Петербурга. Продолжение такого подхода – при нагрузке 2 ч в неделю – освоение в 8-м, 9-м и 10-м классах химии, включая органическую. При таком раскладе в 11-м классе химия факультативно изучается только теми учащимися, которые предполагают поступать в соответствующий вуз.

Для страны таких размеров, как Россия, огромной проблемой представляется введение профилизации в малокомплектных и сельских школах, расположенных в стороне от крупных населенных пунктов. Здесь уже подвоз учащихся может превращаться в проблему, по сложности своего решения сопоставимую с осуществлением профилизации. Причины бывают разными: то бензина нет, то дороги занесены, то что-то не завезено… Результат всегда один и тот же – отсутствие нормального образовательного процесса.

Еще одна несуразица для таких малокомплектных школ – профили, внедряемые сверху, без учета мнения педагогического коллектива и желания учащихся. Введение большого числа разнообразных профилей, вплоть до таких экзотических, как «военно-юридический», наводит на мысль, что профилизация обучения в ряде случаев подменяется профессионализацией образования. При всей близости и созвучности этих терминов между ними существует принципиальная разница. Профессор Е.И.Тупикин (Москва), немало потрудившийся в области профессионального образования, считает, что следует различать профилирование в общей школе и профилизацию в профессиональном заведении. Наиболее разумно подходить к профилированию в общеобразовательной школе с позиций психофизической деятельности.

Известно, что два полушария человеческого мозга управляют разной деятельностью. Если у человека более развито правополушарное мышление, то он склонен к деятельности, представляющей основу для изучения гуманитарных дисциплин. Развитое левополушарное мышление позволяет считать, что человек более склонен к естественно-научному профилю. У некоторых людей в равной степени развиты оба полушария, и им свойственны оба вида мыслительной деятельности. Именно на таком подходе следует строить профилирование в школе, выделив три крупных профиля: гуманитарный, естественно-научный и универсальный (общеобразовательный).

В подтверждение такого подхода можно сослаться на работу московской Гольяновской гимназии
№ 1516 (директор Л.В.Поликашина), в которой один из авторов статьи проработал восемь лет. Специальная группа психологов контролирует психофизическое состояние учащихся с начальных классов. Поэтому к 9-му классу, когда приходит время профилизации, рекомендации психологов уже имеют достоточно глубокие основания. О них знают и учащиеся, и родители, и, конечно, учителя. На таком основании – с учетом особенностей мышления и склонностей того или иного ученика – производится конкурсный отбор в естественно-научный, гуманитарный или общегимназический классы. Уже там происходит окончательный выбор предметов и распределение по группам. Например, в естественно-научном – на физико-математическое и биолого-химическое профильное обучение. При этом стандартную программу проходят все учащиеся, т.е. весь класс, а для углубленного изучения профильных предметов класс делится на группы. При введении же большого количества профилей возникают перекосы и перегрузки, о которых много говорилось на Пятом Московском педагогическом марафоне.

Если речь идет о профессиональном образовании, то упор в этом случае – на прикладной характер знаний, которые будут использованы в будущей профессиональной деятельности. Именно на таких основаниях Тупикиным с сотрудниками был разработан принцип профильности обучения и инициативно-интегративный подход, одинаково хорошо применимый как к предметам естественно-научного цикла, так и к преподаванию гуманитарных дисциплин.

Профилизация влияет на преподавание в средней общеобразовательной школе такого предмета, как химия. Во-первых, почти все профили вводятся по большей части с уменьшением того объема химии, который был прежде. Во-вторых, только в естественно-математическом профиле химия выделена как отдельный предмет в примерном учебном плане. В технологическом, социально-экономическом, гуманитарном и целом ряде других профилей она включена в интегрированный курс «Естествознание». В нем слиты воедино, кроме химии, еще и физика, биология, география и прочие школьные предметы, отнесенные (по желанию разработчиков) к естественно-научным.

Встает вопрос о методическом обеспечении преподавания в условиях профилизации обучения. Для упомянутого выше курса «Естествознание» хотя бы есть учебник, однако не ясно, как распределять указанные в большинстве профилей 6 ч в неделю по всем предметам естественно-научного цикла. Каким образом осуществлять преподавание? Одному ли преподавателю по всему курсу «Естествознание» или все-таки каждый из специалистов-предметников будет вести свою часть?

Для профильного преподавания большинства школьных дисциплин нет не только учебников, но в ряде случаев и программ. Не вполне понятно, какое должно быть соотношение между профильным обучением и углубленным изучением предмета. Решают ли профильные школы задачи профильного химического образования? Каким образом на базе профильного изучения химии 3 ч в неделю можно подготовить ученика к поступлению в химический или медицинский вуз? В базисном учебном плане прописано: если идет профильное изучение предмета, то на уровне базисного компонента он не изучается. Мы получаем массу вопросов, четких ответов на которые до сего времени нет.

Еще одна проблема обнаруживается, когда человек, получивший профилизованное образование, в котором химия изучалась в урезанном объеме, попадает в высшую школу. Здесь действует так называемый «гамбургский счет», т.е. требование знаний без всяких скидок на профильное обучение. И оказывается, что по такому счету человеку не хватает не только объема знаний – ему не хватает должного подхода к явлениям и их понимания. Некоторые студенты – вчерашние школьники – даже не могут понять, что от них требуется. Они не улавливают разницу между знанием, пониманием и владением этими знаниями. А без усвоения представлений о природе веществ, без понимания сути процессов в любой технической специальности не стать настоящим специалистом, востребованным на рынке капиталистического труда.

В техническом вузе профилизация с неглубоким знанием химии, а то и вовсе отсутствием систематического знания по школьной химической дисциплине приводит к тому, что студент не справляется с курсом вузовской химии. В нехимическом вузе, когда студенты нацелены на другие специальности, а не на химию, очень трудно поднять их мотивацию к изучению химии. Преподавателям технических университетов приходится разрабатывать специальные методики, чтобы вывести студентов в ограниченное время на уровень того образовательного стандарта, который существует для технических вузов.

Поэтому чуть ли не единственно возможный вариант выхода из создавшегося положения – перестраивать преподавание самой школьной химии в средней школе, а в высшей – приспосабливать в какой-то степени курс химии к особенностям той специальности, для студентов которой он преподается. Шаги в направлении уменьшения разрыва между профильным нехимическим обучением в школе и освоением курса химии в вузе предпринимаются. Об одном из них рассказала участникам марафона доцент кафедры химии МГТУ им. Н.Э.Баумана Н.Н.Двуличанская.

На основе 15-летнего опыта преподавания в оптико-механическом колледже (г. Красногорск, Московская область) Н.Н.Двуличанской была разработана программа, включающая два уровня. Поскольку учащиеся поступают в колледж после 9-го класса, эти уровни соответствуют двум годам обучения. Первый уровень, объем которого определяется госстандартом и составляет 130 ч, является по сути инвариантным. Второй уровень – повышенный, или углубленный, т.е. уровень обучения химии, основанный на принципах профилирования обучения и профессионализации образования.

Более подробно с программой и методикой преподавания можно познакомиться в трудах Двуличанской. Нам же сейчас важно отметить начавшуюся работу по методике преподавания в условиях профильного обучения, приближающую уровень знаний учащихся средней школы к требованиям высшей школы. Ведь, как уже было отмечено выше, одной из главных задач профильного обучения является «…кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Конечно, колледж, в отличие от средней общеобразовательной школы, имеет свою специфику, но принципы двухуровневого подхода и аксиологическая направленность преподавания заслуживают самого пристального внимания.

На этом направлении есть уже первые успехи. Студенты, обучавшиеся по данной программе и закончившие колледж, входят в число тех 25% поступивших в институт, которые понимают, для чего им нужна химия. Часть из них легко сдает химию за первый семестр, а некоторым она даже засчитывается на основе договоренности между колледжем и вузом. В последнее время к этому педагогическому опыту был проявлен международный интерес. Политехнический университет города Хошимина во Вьетнаме собирается готовить студентов своего колледжа по такой же методике преподавания химии.

Еще один важный аспект проблемы, который следует признать: преподавать химию в условиях профильного обучения так, как это делалось раньше, мы уже не можем. Для преподавания химии в непрофильных классах должен быть разработан особый курс. Пусть он будет не в таком объеме, как прежде, но это должен быть системный курс. Вероятно, нужно построить и образовательный стандарт по химии так, чтобы он лучше подходил для работы в условиях профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ.

Как показала состоявшаяся на Пятом Московском марафоне дискуссия, принципиальных возражений против частичного введения профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ не прозвучало. Все сошлись на том, что профилизация может дать положительные результаты и повысить уровень школьного образования, если проводить ее грамотно и всесторонне обдуманно. Очень важно при этом учесть те проблемы, которые возникают при ее осуществлении перед непосредственными участниками этого процесса.

Всем нам, вероятно, следует обратить внимание на разработку программ и методики преподавания химии в условиях профильного обучения, при котором химия не входит в число профильных предметов. Будет ли это возможным при существующих госстандартах или предстоит работа по их совершенствованию – вопрос для идеологов и разработчиков реформы профильного обучения.

Возможно, следует пересмотреть число профилей, выделив среди них профили, определяющие естественно-научное, гуманитарное и универсальное направления. Вероятно, в отношении остальных профилей следовало бы предоставить школам право самим определять дополнение или видоизменение того или иного профильного направления. При этом должное внимание следует уделить разработке элективных курсов, которые пока ориентируются лишь на «поддержание» изучения профильных предметов на заданном стандартом уровне.

В условиях, когда химия становится непрофильным предметом, элективные курсы должны быть разработаны и для преподавания школьной химической дисциплины. В любом случае требование сохранить за химией не менее 2 ч в неделю является обязательным. Распоряжением Министерства образования и науки РФ соотношение объемов базовых образовательных предметов : профильных предметов : элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20. Это дает простор для преподавания химии и как базового общеобразовательного, и как элективного курсов.

В Концепции профильного обучения упомянуто, что «перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения». Это открывает перспективы разработок программ и методик, восполняющих или уменьшающих разрыв между средней и высшей школами.

Следует открыто заявить, что одна из основных целей профильного обучения – поступление в вуз. Для этого необходимо овладение профильными предметами настолько глубоко, чтобы для абитуриентов стало возможным «безболезненное» преодоление порога высшей профессиональной школы. Относительно новые виды общеобразовательных учреждений – лицеи, гимназии, колледжи – ориентируют учащихся на углубленное изучение ими отдельных образовательных областей с тем, чтобы облегчить им поступление в вузы и дальнейшее успешное освоение программ высшей школы.

Профильное обучение: вопросы и ответы

Однако углубленное освоение учащимися профильных дисциплин не должно приводить к снижению общего уровня освоения непрофильных дисциплин. Это упущение сказывается на успешности учебы в высшей школе.

Совершенно очевидно, что не все выпускники средней школы перейдут в высшую, даже если они осваивали профильное обучение. Изучение непрофильных предметов для них имеет особое значение, т.к. возможно, что полученный уровень знаний останется у них на весь период активной деятельности. В таком случае урезанное освоение, к примеру, химии, создает в их сознании неверное представление не только о самой химии, но и об окружающих нас явлениях. А это порой приводит к непредсказуемым и даже трагическим последствиям. Как оказалось, немалая доля вины в чернобыльской трагедии заключалась в том, что химическим производством заведовали люди, не освоившие в свое время в достаточной мере химические знания.

Подведем главный итог дискуссии, состоявшейся на Пятом Московском педагогическом марафоне учебных предметов: если профилизация школ нам и нужна, то проводить ее следует с учетом и скорейшей ликвидацией тех проблем, которые возникли по мере осуществления профильного обучения. Вполне вероятно, что их нельзя было предвидеть, но сегодня уже нельзя закрывать на них глаза, а тем более просто отмахнуться от них.

Профильная школа — это индивидуализация обучения и свобода выбора

Опубликовано на портале: 09-10-2004

Евгений Евгеньевич Шестернинов, Михаил Николаевич Арцев

Директор школы. 2003.  № 2. С. 14-17. 

Найти в словарях Economicus

Авторы высказывают свои соображения по проекту «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Дело это, безусловно, важное и актуальное, отвечающее как потребностям подрастающего поколения, так и запросам общества. Известно, что наибольшей популярностью у школьников и особенно родителей пользуются учебные заведения, где старшеклассники имеют возможность углубленно изучать именно те предметы, которые и определяют выбор будущей профессии. Но профильное обучение нельзя рассматривать только через углубление каких-либо образовательных дисциплин. На наш взгляд, это продуманная система, включающая основное и дополнительное образование, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку на базе учебных центров, а также связи общеобразовательной школы с вузами.

Опыт, который следует развивать

Проект Концепции подтверждает, что профилизация — это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Ее несомненное преимущество в том, что более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для обучения старшеклассников в соответствии с их жизненными планами. Еще один немаловажный плюс профильного обучения, по нашему мнению, в том, что оно призвано сыграть важную роль в решении социально-образовательных проблем, таких как массовое репетиторство, учебная нагрузка.

Надо отметить, что в нашем городе нет необходимости начинать это дело с чистого листа. Есть немалый практический опыт. Научно-методическое сопровождение профильного обучения стало одним из приоритетных направлений в деятельности муниципальной системы образования. Увеличилось количество школ и классов, реализующих такое обучение. Нас радует, что выросло число выпускников, продолжающих свое образование в соответствии с выбранным профилем. Разработаны различные модели профильного образования.

Это, во-первых, профильные классы: экономические, физико-математические, медицинские, химико-биологические, милицейские, правовые. Во-вторых, профильные группы, представляющие более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей школьников. В-третьих, многопрофильное обучение, когда каждый ученик самостоятельно выбирает интересующие его предметы (базовые, профильные, специализированные) из числа предлагаемых школой.

В-четвертых, профессиональное профильное обучение, которое через образовательную область «Технология» дает возможность выпускникам получать основные навыки по ряду профессий. Оно осуществляется на базе муниципального учебно-производственного центра. Сотрудничество школ со специальными средними и высшими учебными заведениями, учебными центрами и комбинатами, а также службами занятости и социальной защиты также позволяет сохранять единое образовательное пространство и лучше решать проблемы социальной адаптации и самоопределения выпускников.

Альтернатива традиционной школе

Как альтернатива традиционной унитарной организации учебно-воспитательного процесса профильная дифференциация и вариативность требуют прежде всего внедрения новых подходов, а для этого необходимо решать вопросы нормативно-правовой базы, государственных образовательных стандартов, программно-методического и материально-технического обеспечения, совершенствовать систему повышения квалификации педагогов.

Мы планируем проводить социологические и психологические исследования. Особое место в этом процессе должны занять школьные психологи, центры тестирования, службы занятости, словом, необходимо вести диагностику потенциальных склонностей детей к тому или иному виду деятельности, учитывая ее результаты при конкретном комплектовании классов и групп. Становится актуальным и маркетинговый подход в организации образовательных услуг.

Очевидно, что профилизация должна быть прямо соотнесена с единым государственным экзаменом. Его введение ставит ряд вопросов в части содержания и критериев оценки такого обучения.

Уже осуществляется на практике «предпрофильная» пропедевтическая работа. Она ведется в рамках не какой-то отдельной дисциплины, а опирается на блок предметов определенной направленности, давая учащимся второй школьной ступени возможность попробовать свои силы и соразмерить свои интересы и потребности с определенными областями. Организация раннего профилирования формирует у школьников мотивацию к выбору того или иного направления.

Жизнь убедительно показала малоэффективность обучения всех и всему. Основная идея обновления старшей школы состоит в том, чтобы существенно расширить возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы. Все обучение должно строиться с учетом их жизненных планов. По сути, речь идет о школе совершенно иного типа, о новом структурном, институциональном элементе в системе школьного образования, обеспечивающем разнообразные варианты учебных курсов, гибкую организацию обучения. Эта система, на наш взгляд, должна включать в себя следующие типы курсов: базовые общеобразовательные курсы: математика, русский, иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей и естествознания для гуманитарного и социально-экономического профилей; профильные курсы, которые изучаются по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения); элективные курсы, которые также изучаются по выбору и входят в состав профиля и либо поддерживают изучение основных профильных курсов, либо служат для внутрипрофильной специализации.

Не утерять исходный принцип

В любом варианте реализации идеи профильной школы важно не утерять исходный ее принцип: значительная дифференциация обучения с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Однако не будем забывать и то обстоятельство, что у значительного числа выпускников основной школы еще нет четкого и устойчивого определения в выборе профессиональной деятельности. Поэтому жесткая и необратимая (без возможности смены направления обучения) профилизация может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления, привести к негативным учебным и социальным последствиям. Поэтому общая профилизация старшей ступени школы должна предусматривать возможность наличия универсальных (общеобразовательных) старших классов и школ, а также возможность смены профиля обучения (и его специализации) внутри одной многопрофильной школы. Таким образом, можно выделить несколько вариантов организации профильного обучения: внутришкольная и сетевая профилизации.

Нормативные документы определяют начало широкого перехода на модель профильного обучения с сентября 2004 года. Немаловажной проблемой остается подготовка педагогических кадров. Речь идет не только о повышении квалификации учителей — нужна новая модель педагогического образования и профессиональной переподготовки на основе современных подходов. При разработке моделей профильной старшей школы необходимо учитывать и вопросы изменения видовой номенклатуры школ, финансирования и платных образовательных услуг.

В целом положительно оценивая проект Концепции, не можем умолчать о явно слабых сторонах этого документа. Есть опасность, что они обернутся непоправимыми негативными последствиями: снизят качество образования, значительно ослабят коммуникативную функцию системы общего среднего образования в социуме. Так, предлагаемая авторами идея жестких групп при организации профильного обучения, построенных на классно-урочной системе, как показывает практика, уже давно перестала быть актуальной. Она явно отстает от запросов современных школьников и их родителей, не учитывает специфики разнообразных вузов страны, а в целом зачеркивает один из основных принципов профильности — индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Большой шаг назад и тотальная профилизация по четырем возможным профилям и сформированным программам. Такое, может быть, и приемлемо для школ, которые еще очень далеки от организации профильного обучения, а как быть с продвинутыми в этом направлении образовательными учреждениями? Им что — двигаться вспять?

Есть в проекте Концепции очевидные противоречия. В так называемых «целях» на первое место выдвигается принцип тотального «углубления изучения отдельных дисциплин», а в предполагаемой новой видовой структуре «углубленка» упоминается пренебрежительно, в кавычках, и вообще, вопреки успешно зарекомендовавшей себя практике, предлагается низвести этот вид общеобразовательных учреждений.

Аналитика, статьи

Явная несправедливость, с которой нельзя соглашаться.

/text/biblio/16483134/bib/text/biblio/16483134/ris

Ключевые слова

индивидуализация обученияорганизация обучения и воспитанияпрофильная школарезвитие образованияуправление образованием

См. также:

Joel Adrian, Элиес Бентабет, Анни Винокур, Том Линей, Жорди Планас, Жорж Прохоров, Даниель Робен, Кароль Сигман, Рената Третьякова, Леонид Маркович Гохберг, Татьяна Львовна Клячко, Марк Львович Агранович, Ирина Андреевна Рождественская, Анатолий Георгиевич Каспржак, Елена Николаевна Соболева

Белая книга российского образования. Ч. I

Исак Давидович Фрумин

Тайны школы

Директор школы. 1999.  № 6. С. 3-11. 

Все публикации на ту же тему>>

Профильное обучение и элективные курсы в средней школе

Конституционное право России → Юридический словарь → Слова на букву «П» юридического словаря → Что означает термин Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы в юридическом словаре?

Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы это:

профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы — врач-специалист по соответствующему профилю, назначаемый приказом руководителя Департамента здравоохранения города Москвы из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов лечебно-профилактических учреждений городского здравоохранения, а также руководителей и сотрудников кафедр вузов, работающих на клинической базе лечебных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТОВ ПОДГОТОВКИ ДЕПАРТАМЕНТОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ДОКУМЕНТОВ "НАПРАВЛЕНИЕ НА ГОСПИТАЛИЗАЦИЮ (КОНСУЛЬТАЦИЮ)" И "ТАЛОН-НАПРАВЛЕНИЕ НА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ"

Самые просматриваемые слова

  1. Стратегическое предприятие (организация)

  2. Выпуск продукции в обращение

  3. Сети инженерно-технического обеспечения

  4. Аварийная ситуация на воздушном судне

  5. Легитимность документа

  6. Автомобильные дороги общего пользования

  7. Суммарная поэтажная площадь

  8. Мобилизационное задание

  9. Извещение о вводе налоговой декларации (расчета) в электронном виде

  10. Дорожное хозяйство

  11. Адресная справка

  12. Криптосредство

  13. Промышленный объект

  14. Информационные машины и оборудование

  15. Запрос межведомственный

  16. Производственная деятельность

  17. Производственный инвентарь

  18. Военнослужащие

  19. Постижерные работы

  20. Спуск руководящий ж/д пути

Ссылки на определение понятия «Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы»:

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы». Полученная информация поможет вам понять, что такое Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы. Если по вашему мнению определение термина «Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Профильный главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы», но и по ошибочному запросу «ghjabkmysq ukfdysq cgtwbfkbcn ltgfhnfvtynf plhfdjj