Проблемы чтения современных детей и подростков

17.09.2018 0 Автор admin

Страница 1

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, – педагоги, воспитатели, библиотекари, – знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек. бани и сауны в Астане — адреса

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» – учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002–2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11–15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», – больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Дворец Монплезир
С дворца "Монплезир", название которого по-французски означает "мое удовольствие", началось строительство дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Дворец "Монплезир" был любимым детищем Петра I. Император лично …

Дворец Кацура
Сад отличается чайными домиками с изящными китайскими названиями: Гэппаро (Павильон лунной волны), Сёкатэй (Павильон любования цветами), Сёкинтэй (Павильон сосны и лютни) и Тёикэн (Домик радости). Видный из Синсоина, Тёикэн (Домик радости …

Место искусства в культуре
Что является истоком культуры? Разум, человеческая страсть, молитвенная настроенность или неукротимое жизненное побуждение? Пигмалион сознательно принял одиночество.

Проблемы детского чтения

Но в уединении нельзя победить биологические потребности. Первый вопрос …

Сочинение Роль книги в жизни человека

Книга играет огромную и наиболее важную роль в жизни человека. В давние времена книга считалась бесценным источником информации, самым древним способом передачи знаний, но сейчас книги пользуются наименьшей популярностью так, как стало на много легче найти информацию из-за появления многих другие источников и люди стали забывать о существование книг, но все же мир информационных технологий не сможет заменить и вытеснить книги.

С самого раннего возраста, еще с колыбели родители начинают детям читать сказки, тем самым дают понять первое впечатление о книги. Книга воспитывает нравственные качества человека, учит мыслить и рассуждать, помогает развивать внутренний мир, только с книгой можно остаться наедине и пережить все те события, о которых повествует важный источник информации так, как только человек начинает читать книгу, он всеми мыслями находиться в ней, стараясь представить всю картину происходящего. Все вокруг становиться не важным, когда находишься за чтением книги. Она передает знания из поколения в поколение, неся за собой всю историю и знания. Она начинает наше воспитание с самого маленького возраста. Этот огромный источник информации становиться для всех маленьким другом.

Итак, несмотря на появление новых технологий, у каждого человека на полке можно найти книгу так, как она является с самым главным учителем в нашей жизни. В первую очередь каждый родитель знакомит ребёнка с книгой, начиная все с детских сказок и стихов, далее каждый идёт в школу и продолжает обучение с помощью книг. Они открывают новые знания, помогают решить самые трудные задачи и ответить на интересующие вопросы.

 Каждая книга считаться поистине уникальной, в каждой книге храниться много тайн и ответов. С ней можно окунуться в свой маленький мир. Самое главное, что бы люди поняли, что какая-то электроника не должна менять историю. Книга должна дальше нести свою историю через века и обучать дальнейшее поколения.

Исследовательская работа «Проблема чтения в современном обществе»

Пусть книга играет главную роль не только в жизни каждого человека, но и всего человечества в целом. Каждый прочитавший хоть одну книгу, будет полностью согласен главной ролью книги.

Вариант 2

Книги сопровождают нас всю жизнь. Мы познаем мир и развиваемся благодаря литературе.

Книга открывает нам те неизведанные грани нашей жизни, которые нам самостоятельно никогда не познать, в чем их и ценность. Литература – это своеобразный путеводитель по жизни. Книга закладывает в нас те азы, которым учит только жизненный опыт. Благодаря ей, мы имеем уникальную возможность учиться на ошибках других людей, анализировать самые разные жизненные ситуации и делать выводы, которые в дальнейшем можем использовать для создания благополучной жизни.

Книги бывают самые разные, но все они способны научить нас чему-то полезному.

Сидя за партой учебных заведений, мы постоянно контактируем с множеством книг. Физика, геометрия, химия, алгебра… Пусть подобные книги не вызывали у нас особого удовольствия, но все они с радостью открывали перед нами свои архивы знаний. Мы этого не осознаем, но каждый из них внес свою лепту в наше развитие.

Благодаря книгам у ребенка формируется воображение и развивается кругозор. Литература способна побудить у ребенка новые чувства и эмоции, которые будут способствовать формированию его личности. Добавим и то, что книга влияет и на внутренний мир человека. Все то, о чем нам рассказывает книга, откладывается у нас на подкорке, из этого следует то, что на наше душевное состояние влияет не только окружающий мир, а и познание чего-то нового, что производит колоссальное воздействие на человека.

Книга расскажет про все, что вас интересует. Она хранит в себе всю историю человечества и даже больше. Многие называют книгу другом человека, постепенно откладывая её на второй план. В современном мире жизнь такова, что мы привыкли искать всю информацию на просторах интернета, но не стоит забывать о старой доброй литературе, именно она намного больше сможет вам рассказать.

Современные технологии предоставляют нам самые широкие возможности, но сможете ли вы, даже в таких условиях, представить свою жизнь без книги? Ведь получить образование, основываясь лишь на объяснениях преподавателя весьма трудно, иногда, даже невозможно. Именно поэтому роль литературы в жизни человека очень велика. Благодаря ей, человек интересный собеседник в компании, квалифицированный специалист в своей сфере и образованная личность по жизни.

Мы должны ценить книги, ведь они дают нам возможность познать прошлое, ценить нынешнее и создавать будущее.

Окунитесь в мир литературы и вы откроете перед собой всё волшебство и красоту нашего мира. Она даст вам возможность перенестись не только в прошлое, а и далеко за пределы нашей планеты. Познавайте окружающий мир и развивайтесь вместе с литературой.

Сочинение на тему Роль книги

 Огромную и важнейшую роль в жизни человека играют книги, конечно, это прибаутки и колыбельные песенки, незамысловатые стишки, благодаря которым мы учимся произносить свои первые слова.

С самого рождения и на протяжении всей жизни книги окружают нас. Мы ещё не умеем говорить, а наши родители уже начинают приобщать нас к великому миру литературы, читают нам книжки.

Растёт человек, и растут книжки, а вместе с ними растут его знания. Первая наша книга—букварь. Выучив буквы, мы начинаем читать сами.

И вот тут-то для нас и открывается новый и неизведанный мир. С головой окунаясь в мир книжных героев, мы вместе с ними проживаем их жизнь.

Наверное, в мире не существует человека, который не любил бы сказки. С самого детства эти незатейливые сюжеты сказок учат нас отличать добро от зла, ценить дружбу и верить в чудеса.

Постепенно, переходя от книжки к книжке, мы вступаем во взрослую жизнь, которая преподносит нам совершенно другие сюжеты, и мы начинаем читать уже более серьёзные книги. И из этих книг мы черпаем для себя что-то новое.

Неоценима роль книги в жизни человека.

Книга учит нас мыслить, выражать свои чувства, делает нас добрее и лучше.

Из книг мы узнаем много нового. Книги дают возможность узнать историю человечества, историю своей Родины и родного края.

Книги рассказывают нам о далеких краях, о том, как живут люди в других странах.

У каждого человека в мире есть своя любимая книга, к которой он обращается в трудную минуту жизни, и тогда, когда он счастлив.

Книга для человека является самым настоящим другом, который никогда тебя не предаст, поддержит в трудную минуту и даст совет.

Чтение книг помогает нам развиваться духовно, повышает уровень интеллекта, учит грамотно писать.

В мире существует огромное разнообразие литературных жанров, и все они несут определённые знания, необходимые для развития человека и общества в целом.

Читая книги, человек возвышается духовно, становится разумной и сильной личностью, способной любить и уважать окружающих людей, беречь и ценить природу, с любовью относиться к животным.

Книга является величайшим достижением человечества и польза её несомненна.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Роль книги в жизни человека

Популярные сегодня темы

  • Сочинение про праздник Масленицу

    Масленица – самый веселый и долгожданный праздник в году, который к тому же, мы празднуем целую неделю. Целую неделю, люди веселятся, едят блины и самое главное – провожают зиму и встречают весну.

  • Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина? сочинение

    И.А. Бунин не только прекрасный писатель, но и певец трагической и беспощадной любви. В этом автору нет равных. Каждый его рассказ пронизан множеством смыслов и глубиной.

  • Характеристика и образ Мастера в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение

    Интересно, что с главным героем романа мы знакомимся только в 11 главе. Умный, образованный человек, бывший историк – это и есть Мастер

  • Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Либерал

    Сказка «Либерал» была написана Салтыковым-Щедриным в 1885 году. Конечно, не стоит понимать слово «сказка» как нечто детское, тут скорее совсем наоборот, только взрослый сумеет понять всю суть

  • Сочинение Плюсы и минусы компьютера

    Рассуждений на данную тему может быть уйму, поэтому сегодня мы все же постараемся разобрать пользу и вред компьютера.

Проблема падения интереса к чтению

⇐ Предыдущая6789101112131415

Какова роль книги в жизни человека? Пробле­ма выбора книг для чтения. Почему молодежь ста­ла меньше читать?

Тезисы

— Книги — это инструмент насаждения мудрости.

— Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

— Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество.

— Величайшее сокровище — хорошая библиотека.

Цитаты

— «Мир книги — это мир настоящего чуда» (Л.Леонов).

— «Хорошая книга — просто праздник» (М. Горький).

— «Чтение – вот лучшее учение» (А.С. Пушкин).

— «Литература – это совесть общества, его душа» (Д.С. Лихачев).

— «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час» (А.П. Чехов)

— — Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

— (Грибоедов А. С.)

— «Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни» (Белинский В. Г.)

— «Книги изречений… не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее» (Толстой Л. Н)

— Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые. (Белинский В. Г.)

— «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству» (Горький М.)

Литературные аргументы

Каков смысл сцены с чтением Евангелия в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Дело не в книге, которую Раскольников так ни разу и не раскрыл, но мысль промелькнула в нем: «Разве не могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Мысли Сонечки, подкрепленные чтением этой книги, — органичны: «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя». Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства, взгляды.

Дом и город – традиционные составляющиебулгаковского художественного мира в романе «Белая Гвардия». Пространство романа – киевская квартира Турбиных. Мотивы уюта, одухотворенности, божественного тепла закрепляются предметами: скатерть, книга, очаг. Центр этого мира – книга Пушкина «Капитанская дочка»: наставление беречь честь и достоинство. Дом, семья, духовные ценности остаются для большинства писателей главной надеждой на возврат нормальной жизни, на сохранение культуры.

Татьяна (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин») после отъезда Онегина, заходит в его кабинет, где о нем напоминает каждая мелочь. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на полях любимых книг, перед Татьяной раскрывается внутренний мир героя. Прикоснувшись к книгам, она коснулась души другого человека и поняла, что кроме любви есть и другие интересы и стремления. Пушкин показал как в Татьяне благодаря пытливому чтению происходит возрождение.

Возможный вариант вступления/заключения

Читая, мы путешествуем не по страницам, а по необъятным российским просторам. Отдыхаем душой в хлебосольной Обломовке, любуемся тургеневскими дворянскими гнёздами, задыхаемся от жары вместе с Раскольниковым в Петербурге, странствуем в поисках счастья с некрасовскими мужичками…

В литературе известны факты, как герои воспринимали, пропускали через себя, через свою душу прочитанные книги…

Наша русская литература – наша гордость: в ней запечатлены великие порывы духа. Мы входим в дивный мир литературы, как в сказочный храм, где ярко горят умы и сердца истинных художников. В храме, очищая свою душу, мы и в жизни встаем с коленей. Литература возвышает душу человека, создает гимн чувству, разуму.

VI. Культурологические проблемы

Проблема сохранения памятников культурного наследия прошлого.

Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним

Тезисы

— Памятник усиливает оставленную человеком память.

Цитаты

Литературные аргументы

Вступление

Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелый постреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежних ценностей, русские интеллигенты делали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект был застроен типовыми многоэтажками. На средства российских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Забота о памятниках старины отличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль. Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.

Проблема русского языка

(сохранения, засорения русского языка). Проблема утраты языковой культуры

Тезисы

— Язык живой как жизнь.

— Слово – это тоже дело.

— Язык нужно бережно хранить, как охраняют ценности.

— Борьба за язык есть борьба за культуру.

— Без слов нет мысли.

— «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К. Паустовский).

Цитаты

— «Нет смысла писать концентрация, когда мы имеем свое хорошее слово – сгущение» (М.Горький)

— Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

— У языка есть хранитель надежный и верный; это – его же собственный и верный дух, гений (В.Г. Белинский).

— Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П.А. Вяземский).

— Где не погибло слово, там и дело еще не погибло (А.И. Герцен).

— Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: все зернисто, крупно, как жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи (Н.В. Гоголь).

— Бессмертие народа в языке (Ч.Т.Айтматов).

— Язык есть вековой труд целого поколения (В.И. Даль).

— Богатство языка есть поступок (Н.М. Карамзин).

— Слово есть поступок (Л.Н. Толстой).

— Язык – это история народа. Язык – это пусть цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (А.И. Куприн).

Литературные аргументы

В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они «кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не правильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и защищать наш язык от жаргона и сленга.

М. Зощенко. Рассказ «Обезьяний язык».

И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (отступление в конце главы V).

А. Ахматова. Стихотворение «Мужество».

В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».

Вступление

Когда мы говорим о богатстве России, то прежде всего имеем в виду ее леса, реки, полезные ископаемые. При этом часто забываем о такой ценности страны, как язык, на котором говорит ее народ. Русский язык — один из самых богатых языков, давший в XIX веке лучшую в мире литературу. К сожалению, в наше время русский язык подвергается многим негативным изменениям и сегодня можно говорить о серьезной болезни языка.

Проблема восприятия искусства. Проблема духовности в искусстве. Проблема восприятия красоты. (Что такое истинная красота?)

Тезисы

Цитаты

Литературные аргументы

Статьи Д. Лихачева.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Роль искусства (средств массовой информации) в духовной жизни общества.

Проблема антикультуры

Тезисы

Цитаты

Литературные аргументы

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Служащие МАССОЛИТА пишут плохие произведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и их литературу почитают.

Проблема научного прогресса

Тезисы

— Познание мира ничем нельзя остановить.

— Научный прогресс не должен опережать нравственные воз­можности человека.

— Цель науки — делать человека счастливым.

— Наука является прочной опорой в жизни.

— Невозможно остановить научно-технический прогресс.

— Человек и научный прогресс всегда находятся в состоянии борьбы.

— На ученых лежит огромная ответственность за последствия научных открытий.

Цитаты

— «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» (Ю. Бондарев).

— Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (А.С. Пушкин).

— Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (А.Д. Сахаров).

— Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

Литературные аргументы

В повести М. Булгакова «Собачье сердце» доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

В произведении русского советского писателя и драматурга М.Булгакова.

Доклад на тему "Проблема детского чтения и интернет"

«Роковые яйца» наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.

В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятинаглавный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.

Заключение

«Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» — ­ писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный харак­тер.

⇐ Предыдущая6789101112131415



Министерство культуры Волгоградской области

Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры высшего образования

«Волгоградский государственный институт искусств и культуры» Факультет заочного обучения

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

Проблема чтения в современном обществе

Курсовая работа студентки Клименко А.Е.

Курс 2 Группа 2БУ

Руководитель: доц. Овсянникова Т.В.

Волгоград 2017

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Изучение чтения: аналитический обзор…………………………………………………………………………….7

1.1. Изучение чтения и читателей: аналитический обзор……………….….7

1.2. Отношение к книге и чтению на современном этапе.. ………………12

Глава 2. Деятельность библиотек по продвижению чтения…………..23

2.1. Особенности функционирования и развития поселенческих библиотек……………………………………………………………………..23

2.2. Культурно — досуговые мероприятия библиотеки как способ продвижения чтения…………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………37

Список литературы…………………………………………………………….39

Введение

В современном мире, в мире компьютерных технологий значительно снизился интерес к посещению библиотек  и к чтению. Значимость чтения в обществе иллюстрируют потребности общества в воспитании социальной заинтересованности граждан. Сейчас наблюдается утрата актуальности чтения как способа передачи знаний и формирования духовных ценностей, а читательская активность в России находится ниже среднеевропейского уровня. Вопрос о путях приобщения людей к чтению на сегодняшний день является одним из приоритетных. Тому есть следующие причины: общее падение уровня образованности населения в мире; смена модели образования с модели «образование на всю жизнь» на «образование в течение жизни»; экспансия электронных средств и смена модели чтения, приравниваемая сегодня к «революции чтения».

Основное назначение чтения – быть средством коммуникации и способом приобщения к культуре.

Проблема детского чтения

Но сегодня существуют иные коммуникативные средства, конкурирующие с чтением. Снижается значимость книжного самообразования для отдельного человека, уменьшается доля чтения в структуре свободного времени. Для многих людей такое положение дел становится нормой. Ускоряющиеся социальные перемены и нарушение преемственности в процессе трансляции общественных ценностей приводят к утрате практического значения прошлого опыта для жизни молодого поколения. В советское время программы, направленные на воспитание культуры чтения, были адресованы всем социальным группам, а достижения были общедоступными и носили массовый характер.

Ранее воспитанием культуры чтения занимались семья, школа, библиотека и ближайшее окружение. На современном же этапе зачастую в формировании системы ценностей принимают участие коммерческие и политические институты при посредничестве СМИ. Это понижает духовное и интеллектуальное развитие, поскольку ими нередко культивируются негативные личностные качества: жадность, духовная черствость, чрезмерная лояльность, социальный инфантилизм. Читатель, который способен только пассивно воспринимать легкую информацию, является идеальным потребителем и объектом манипуляций.

Доступность информации, свобода в ее выборе и развитие новых информационных технологий также несут определенные трудности. Избыточность и хаотичность информации влечет за собой более высокие требования к читательской квалификации. Для удовлетворения информационных и коммуникационных потребностей современному человеку нередко достаточно компьютерных технологий, а книга служит лишь прагматическим интересам познания. Нередки призывы читать все без разбора и норм, поскольку количество должно перейти в качество. Это противоречит идее чтения как средства формирования личности.

«Книга — лучший подарок» (факты и мысли)

Одна из проблем современного мира – проблема чтения. Книги за последнее время, как кажется, утратили свою необходимость. Сейчас мы ищем нужную нам информацию и литературу в Глобальной Сети и с помощью других современных средств. Раньше книга была одним из самых важных источников информации, знаний и просто хорошего настроения, потому в то время люди очень любили читать. Но тогда книга была большим дефицитом. За книгами были огромные очереди, продажа осуществлялась по подпискам и обменным талонам, полученным за сданную макулатуру. Книг просто не хватало. Сейчас существует много библиотек и книжных магазинов, где книги доступны каждому человеку, но с появлением новых источников информации они во многом утратили популярность.

Но не все отреклись от книг, есть еще те, кто любит читать и кто считает книгу необходимой. С одним из таких редких людей мне удалось поговорить. Его зовут Мартьянов Владимир Яковлевич, он художник. Он подарил нашей школьной библиотеке свою огромную коллекцию книг, которую собирал в течение 10 лет, в то время, когда книга была огромной редкостью. Владимир Яковлевич подарил нашей школе более 1000 экземпляров различных книг, охватывающих классические и современные жанры художественной и научной литературы, произведения писателей известных и неизвестных ранее, тех, чьи книги были раньше запрещены к печати. Он хотел, чтобы детям было легко найти ту книгу, которая поможет им узнать что-то новое для себя и которая чему-то научит, подарит хорошее настроение и принесет удовольствие от чтения.

Я задал ему несколько вопросов.

— Почему вы решили отдать вашу огромной коллекцию книг нашей школе?

— В этой школе училась моя внучка, и я, конечно, был связан с её школьной жизнью и участвовал в мероприятиях школы. Двадцать первая школа, наверное, самая лучшая в нашем городе и достойна такого подарка. Мои наследники не нуждаются в этих книгах, и я решил, что лучшее место для них – это ваша школа. Дети сейчас мало читают, но я надеюсь, что эти книги понадобятся им, заинтересуют их.

— В течение какого времени вы собирали книги?

— Я начал собирать эти книги тогда, когда на них был сильный дефицит. Чтобы достать какую-нибудь книгу, я занимался сбором макулатуры. Сдавая её, я получал книги из доступного ассортимента, а потом менял полученные на те, которые мне нужны. Я знал людей, которые могли помочь мне достать нужные книги. Приходилось ездить в другие города — Владимир и Москву, чтобы получить книги.

Исследовательская работа "Проблема чтения в современном обществе"

И таким образом я собирал коллекцию около десяти лет, пока книги не стали доступны всем желающим.

— Кто участвовал в этом собирании библиотеки?

— В основном, я один, позже мне стала помогать моя жена.

— Почему вы увлеклись этим занятием?

-Я просто очень люблю книги.

Поступок Владимира Яковлевича достоин уважения. Он книги и считает их незаменимой вещью, ведь книга не несёт вреда людям, а наоборот, даёт им развиваться. Мы должны быть благодарны Владимиру Яковлевичу за его подарок нашей школе.

Пополнил нашу библиотеку также Балашов Андрей из 7 «Г» класса. Андрей уверен, что книги, подаренные им, будут полезны взрослым и младшим ученикам нашей школы. Произведения в этих книгах написаны известными писателями и охватывают разные жанры — от сказки до поэзии. Я решил поинтересоваться, почему Андрей решил отдать свои книги нашей школе, и он с удовольствием согласился ответить на мои вопросы.

— Почему ты решил подарить свои книги нашей школьной библиотеке?

— Я заметил, что книги, которые имеются у меня, были в нескольких экземплярах. Конечно, выбрасывать их было жалко, да и не хорошо, поэтому, я решил, что лучше отдать их в библиотеку нашей школы, ведь книги обязательно пригодятся детям.

— Как ты думаешь, чем будут интересны эти книги детям?

— Возможно, дети ещё не читали произведений, которые есть в этих книгах, и я думаю, это стоит сделать, ведь их написали известные авторы, такие как Анна Ахматова, Евгений Баратынский, Эдуард Асадов, Эдуард Успенский, И.А. Бунин, причём это произведения разных жанров, они будут интересны ученикам.

Школа благодарна Владимиру Яковлевичу Мартьянову и Андрею Балашову за поистине очень щедрый подарок нашей школе. Книги в традиционном понимании сейчас по-прежнему лучший подарок, ведь роман или повесть не подаришь в электронном виде, и те эмоции, которые переживаешь в процессе чтения книги, не передашь через виртуальное пространство.

Любите и цените ваши книги, людей, которые дарят вам книги, — это делается от чистого сердца. Цените труд писателей, которые создают эти книги, — они делают это, чтобы люди учились рассуждать, получали полезные для жизни знания.

Помните: книга – лучший подарок.