Признаки по которым можно определить застенчивых детей

23.05.2018 0 Автор admin

Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста

Застенчивость как устойчивая особенность выступает в поведении ребенка достаточно рано. Проявлениям застенчивости в детском возрасте было посвящено немало исследований (Алексеева А.В., Гаспарова Г.А., Запорожец А.В., Кряжева Н.Л., Лабунская В.А., Шишова Т.Л.). Нередко ее предпосылки отчетливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном эти качества уже во многом определяют поведение ребенка.

Застенчивость как психическое явление может быть относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся недлительное время (минуты), подобное состояние может быть присуще любому человеку, даже тому, для которого застенчивость не свойственна. Застенчивость может быть более длительным явлением (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями. И наконец, застенчивость может быть стойким качеством личности, даже чертой характера в дошкольном возрасте.

Проведенные исследования позволяют выделить две категории детей, которым свойственно проявление застенчивости .

К первой категории можно отнести детей с ранним проявлением застенчивости. Дети, входящие в эту группу, находились в дошкольных учреждениях с раннего возраста. В поведении и общении детей данной категории в первую очередь обращают на себя внимание робость, молчаливость, стеснительность, что затрудняет вступление ими в контакт с кем-либо. В раннем детстве эти дети трудно привыкали к незнакомым лицам, плакали, если с ними вступал в общение незнакомый человек. Спокойно играли одни, не настаивали, чтобы их взяли на руки. В период 3-4 лет эти дети характеризовались как очень необщительные, стеснительные, не отвечающие на обращение к ним. Родители отмечали, что дома дети этой группы не отличались молчаливостью, с родными разговаривают охотно, но с раннего детства избегают общения с посторонними. Родители и педагоги отмечают трудности во вступлении в контакт с окружающими людьми среди детей данной группы. Причем эти трудности не исчезают с возрастом, на что рассчитывают многие родители; и даже наоборот, в более старшем возрасте дети испытывают большую скованность, неловкость, а поэтому не стремятся вступать в общение.

Во второй категории детей проявление застенчивости наступает в более старшем возрасте. Дети, входящие в эту группу, воспитываются в детских учреждениях с 3-4 лет. До этого они воспитывались дома. Родители не замечали каких-либо проявлений застенчивости, хотя при вступлении в общение с незнакомыми людьми, ребенок иногда чувствовал себя скованно. При поступлении в детские сады отрицательных проявлений также не наблюдалось. Эти дети характеризовались воспитателями как скромные и дисциплинированные. Они лишь немного более нуждались в помощи, внимании, приветливом тоне общения.

Возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни .

Застенчивые дети

Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутки, ироническое отношение в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрения взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Веденичева А.В. приводит следующую классификацию форм проявления застенчивости .

У одних детей проявления застенчивости заметны только в определенных ситуациях, например, только с незнакомыми людьми или только на занятиях. Другие дети характеризуются признаками застенчивости во всех ситуациях, в которых они оказываются. Но тем и другим присущи постоянные проявления, они стали характерными для их поведения. Такие проявления можно заранее предвидеть у детей, ожидать их в определенных ситуациях. Автор называет их «постоянными проявлениями». Классификация постоянных проявлений застенчивости:

· В разных ситуациях (т.е. могут проявляться): и на занятиях; и в общении; и в играх.

· В определенных ситуациях, т.е. проявляются: или только с незнакомыми людьми; или только на занятиях; или только в коллективных играх.

Характерно то, что признаки застенчивости, проявившись, определенное время характеризуют поведение ребенка, постепенно они замечаются реже и в меньшей степени. Автор (Веденичева А.В.) называет их «окказиональными» проявлениями. К окказиональным проявлениям застенчивости могут быть отнесены дети после длительного отсутствия в детском саду, некоторые новенькие дети, отличающиеся трудным вхождением в коллектив. Опасаться в первое время их необщительности, вероятно, нет оснований. Но проследить внимательно за их вхождением в коллектив необходимо, и в нужные моменты, своевременно простейшими приемами подбадривания, доброжелательного отношения помочь привыкнуть к новой обстановке, сверстникам.

Застенчивость как устойчивое проявление в характере заметить нетрудно. В кругу сверстников застенчивый ребенок находится обычно в одиночестве. Его редко можно увидеть среди детей, играющих в коллективные игры. На занятиях застенчивые дети отвечают на вопросы исключительно трудно. Типичным для них является взгляд, как бы отведенный в сторону или опущенный взгляд. Каждый ребенок, при обращении к нему, принимает определенную, характерную для него позу. Один подтягивает плечо и наклоняет голову, одновременно теребя одежду. Другой, сильно ссутулившись, смотрит в пол, плечи сводит вперед. Третий, наклоняет голову набок, иногда выглядывает исподлобья, при этом руки сцепляет «замочком» и теребит пальцы. Застенчивые дети вместе с тем имеют и схожие внешние проявления: краснеют, отворачиваются, опускают глаза, голову, делают неловкие движения руками и ногами. У детей складывается и своеобразная походка: с опущенной или втянутой в плечи головой, с заметной сутуловатостью, скованными движениями. Если дети оказываются перед публичным выступлением (на занятии, на утреннике и пр.), они пытаются быстро сказать или сделать что-то и торопливо уйти (сесть). Речь детей тихая, часто невнятная, крайне неразвернутая. В разговор малыши сами не вступают. При общении со взрослыми и сверстниками они скованны, контакт устанавливается медленно и с трудом, продолжительность общения кратковременная .

Особенно ярко все признаки застенчивости у детей проявляются в незнакомой или малознакомой обстановке или в оценочной ситуации. Педагогу очень трудно найти подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Застенчивые дети упорно стремятся уйти от общения, они безинициативны. Застенчивость проявляется также в неуверенности в себе, в своих силах, возможностях, в нерешительности, в постоянной боязни произвести на окружающих неблагоприятное впечатление .

Таким образом, застенчивые дети считают себя менее привлекательными, менее умными, слабыми, то есть воспринимают себя как «менее популярных», чем не застенчивые дети. Это говорит о том, что они чувствуют себя не соответствующим неким стандартам. Потому, что их собственные стандарты нереалистично завышены. Они сами выступают для себя злейшими критиками. Важная сторона самоощущения застенчивых детей также выявляется при ответе на вопрос: «Чувствуешь ли ты, что другие дети плохо о тебе подумают, если узнают, о чем думаешь ты?». Застенчивые дети отвечают утвердительно.

Стоит отметить тот факт, что если в раннем возрасте у ребенка наблюдаются лишь предпосылки застенчивости, которым можно было просто не дать развернуться, то к 4-5, а уж тем более к 6 годам застенчивость может стать определяющей чертой характера .

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступить в контакт с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников, к которым он уже привык).

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступны ему до окончания детского сада: он не может задать воспитателю вопрос, даже самый необходимый, стесняется попроситься в туалет и т.п. Вследствие этого он попадает впросак чаще, чем другие дети. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется. В результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение и смех детей и недовольство воспитателя. На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко.

Внешние проявления застенчивости настолько типичны, что сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении со взрослыми принимают вынужденную, напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки или одежду, трогают волосы или лицо. В подавляющем большинстве они избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – сразу отводят взгляд, краснеют, отворачиваются. В группе других детей они стараются спрятаться за чужие спины или, по крайней мере, скрыть свое лицо. Основное их стремление – не привлечь внимание к себе, быть незаметными, остаться в стороне .

Важной особенностью таких детей является склонность к внутреннему способу выражения эмоций, сдержанность в их внешних проявлениях: они почти никогда громко не смеются и не плачут, в страхе не кидаются прочь, а, оцепенев, остаются на месте. Даже их редкие шалости отличаются робостью и наивностью, они не шумят, не прыгают, редко делают что-то недозволенное. Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни. Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и потому единственно возможным отношением к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивость в дошкольном возрасте проявляется по-разному. В новой или необычной обстановке, в кругу незнакомых людей она как бы заставляет ребенка на некоторое время отгородиться от тех, общение с которыми для него пока представляет трудность. Но, как правило, постепенно малыш осваивается с обстановкой, разглядывает новых людей, и состояние, которое его недавно стесняло, проходит. Такое состояние всегда носит временный характер. Но ученые считают, что в определенных условиях оно может укрепиться и определить в дальнейшем некоторые особенности характера (возбудимый, застенчивый, молчаливый и пр.)

Наблюдая за различными проявлениями застенчивости у разных детей, нельзя не заметить ее разное выражение. У одних она заметна только в общении со взрослыми людьми, чаще незнакомыми, у других смущение проявляется наиболее выражено на занятиях, когда ребенку приходится говорить для всех. Третьи, робея, не могут войти в группу играющих детей. Это позволяет говорить о разных формах проявления застенчивости. Причем в поведении одних детей застенчивость проявляется постоянно, у других она не всегда бывает, заметна .

Застенчивость в дошкольном возрасте характеризуется разной степенью выраженности:

1. Застенчивость проявляется в еле заметной степени и не представляет пока отрицательной черты. Для рассмотренных случаев характерно то, что в общение ребенок первым не вступает, смотрит на играющих «со стороны», сам не подключаясь к ним; на обращение к нему отвечает односложно, руку на занятиях не поднимает. Типично то, что смущение маскирует улыбкой, часто неуместной, а также гримасой, своеобразной для каждого ребенка (морщит нос, кривит рот, втягивает голову в плечи и т.д.). Такую степень застенчивости называют слабо выраженной.

2. Наибольшую трудность представляет сильно выраженная степень застенчивости, которая уже ярко характерна для ребенка. Педагогу или воспитателю приходится несколько раз обратиться к ребенку с одним вопросом или по одному поводу. Самые типичные признаки – это молчание, в лучшем случае тихий, невнятный, односложный ответ, отведенный в сторону или опущенный вниз взгляд. Для каждого ребенка характерна определенная для него поза, которую он принимает сразу, как только к нему обращаются. Педагогу в данном случае очень трудно найти тот подход, который бы помог установить контакт с ребенком для игры или разговора. Если даже найдена интересная деятельность, то ребенок лишь на какое-то время чувствует себя непринужденно, более или менее свободно, а контакт с ребенком так и не установлен. Характерным признаком для детей с сильно выраженной степенью застенчивости является отсутствие элементарных форм инициативы, самостоятельности в играх, в общении с детьми.

Показателем разной степени застенчивости служит способность поддаваться воздействию, а также наличие или отсутствие элементарных форм инициативы в играх, в общении со сверстниками. Это очень существенный и важный момент, который позволяет находить пути и средства воздействия на застенчивых детей.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие проблемы, которые испытывают застенчивые дети дошкольного возраста:

— Трудность адаптационного процесса в незнакомой обстановке. Сама мысль о том, что нужно будет общаться с незнакомыми людьми, знакомиться с детьми для них невыносима.

— Неуверенность за­стенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складываю­щуюся у него потребностно — мотивационную сферу, не позволяет ему в пол­ной мере удовлетворять имеющиеся ком­муникативные потребности.

— Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро пе­реживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Различий по этому парамет­ру у застенчивых и незастенчивых де­тей не зафиксировано. Нередко застен­чивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ро­весники. Застенчивый ребенок может блестяще выполнить задание и при этом не сказать ни слова, когда его спросят. Он промолчит, когда требуется ответить на вопрос педагога, хоть прекрасно знает ответ. И педагогом, и детьми это молчание будет расценено как незнание. Если так будет продолжаться, педагог может счесть ребенка труднообучаемым.

— Тревога о своем «Я» часто заслоняет содержание и совместной деятельнос­ти, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно — мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыва­нию поведения, адекватного разным фор­мам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрос­лых ясен и привычен для ребенка, лич­ностный фактор уходит в тень, а в об­щении с посторонними он четко вы­ступает на первый план, провоцируя за­щитные формы поведения, которые мо­гут проявляться в «уходе в себя», а ино­гда в принятии «маски равнодушия».

Таким образом, застенчивость в дошкольном возрасте имеет разнообразные формы и признаки проявления: у одних детей она носит устойчивый (постоянный) характер проявления во всех видах деятельности ребенка (на занятиях, в играх и общении с другими детьми и взрослыми), у других детей отмечается появление застенчивости только в определенных ситуациях. Исходя из того, что застенчивость является педагогической проблемой и затрудняет развитие коммуникативных навыков у детей, необходима специальная работа педагога и психолога по ее преодолению, начиная со среднего дошкольного возраста. При разработке коррекционной программы для ее более эффективного воздействия на ребенка необходимо принимать во внимание те причины, по которым у ребенка возникла застенчивость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Как побороть застенчивость

В определенный период раннего детства (чаще всего в возрасте 3-5 лет) многие детки проходят период застенчивости. При встрече с малознакомыми людьми ребенок отворачивается, прячется за маму, краснеет и избегает общения. Причем ребенок может начать стесняться даже близких ему людей — бабушек и дедушек. У некоторых малышей стеснительность проявляется сильнее, у других слабее. Большинство детей "перерастают" этот период и стеснительность проходит сам собой, особенно если взрослые не сильно акцентируют внимание на этом явлении. Но у некоторых малышей застенчивость становится чертой характера.

Каковы же причины застенчивости? Почему один ребенок открытый, приветливый, а другой боится взрослых и других детей? И как помочь малышу справиться со стеснительностью?

Не стоит бить тревогу, если ваш малыш не проявляет интереса к совместным играм, если вы не можете отдать его детское дошкольное учреждение только потому, что он боится других людей. Не ругайте ребенка за стеснительность и не принуждайте его. Дайте малышу освоиться и через несколько минут он сам начнет общаться.

Бывает и так, что ребенок, который в два-три года еще был слишком застенчивым, уже к четырем годам становится заводилой в компании и отлично общается с другими детками. До пяти-шести лет считается вполне нормальным, если малыш чего-то боится. А вот отсутствие страха вообще должно насторожить.

Проявления застенчивости у малыша

Понять, что ребенок смущается можно очень легко. При посторонних людях малыш сжимается, начинает сторониться, отворачивается, не реагирует на приветствие или фразы, которые обращают к нему люди, прячется за родителей.

Застенчивость особенно заметна, когда ребенок выполняет что-то новое для него. Он боится проявить инициативу, просит других членов семьи ему помочь, а также боится показать то, что не умеет чего-то.

Особого пика застенчивость отражается на характере малыша к пяти годам. Но, если эти качества проявляются очень сильно и ребенку требуется слишком много времени, чтобы освоиться с малознакомыми людьми, то застенчивость может сохраняться и в дальнейшем. Даже во взрослой жизни.

Причины возникновения застенчивости у детей

Ученые предлагают несколько причин, которые могут привести к тому, что детки приобретают эту черту характера.

Первая причина – биологическая предрасположенность. Считается, что некоторые дети по природе на конкретные ситуации реагируют болезненно или же у них один родитель страдает такой проблемой.

Вторая причина, которая может оказать влияние, это стрессовая ситуация. Например, в три года ребенка отправляют в детский сад. И если там попадается не добросовестный воспитатель, который унижает малыша перед другими, то это может повлиять на то, что ребенок станет бояться общения.

Третья причина, которая встречается очень часто, это отношение родителей к ребенку. Если малыш то и дело слышит в свой адрес только упреки и критику, то вполне вероятно, что он будет застенчивым. Или же когда родители просто стараются не замечать своего ребенка, просят его не путаться под ногами, а тихонько сидеть и не мешать. Но и обратное поведение родителей — гиперопека, тоже может привести к застенчивости.

Как помочь застенчивому малышу?

Если вы заметили, что ваш малыш начал проявлять застенчивость, то в первую очередь вам надо разобраться в причинах такого поведения.

Как мы говорили ранее, временный период застенчивости не требует корректировки. Все что необходимо — не принуждать малыша к немедленному общению, а дать ему время привыкнуть к новым людям или обстановке. Если же застенчивость становится проблемой, нужно постараться сгладить эту черту характера.

Первое, что вы должны сделать, это обратить внимание на свое поведение. Не давайте малышу невыполнимых заданий, не критикуйте его без повода, не стыдите при каждом удобном случае. И еще один важный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если ему только три года. Это уже личность, которая может остро реагировать на ваши действия. И помните, что ваше отношение к своему малышу не проходит бесследно. Дайте ребенку свободу, иногда необходимо подключиться к игре и родителям, а иногда и дать малышу самому заниматься важными для него делами.

Если в семье все в порядке, родители не страдают социофобией, но малыш ходит в детский сад, то следует обратить внимание на отношение воспитателя к детям.

Старайтесь больше общаться с другими детками. Например, можно начать с того, чтобы играть на детской площадке с одним малышом, а затем повести ребенка в детскую школу развития. Все должно быть постепенно, малыш должен вам верить и знать, что в случае опасности вы будете рядом. Не старайтесь убрать из жизни ребенка все ситуации, которые смогут его испугать. Необходимо готовиться к ним заранее и учить ребенка как вести себя в таких ситуациях.

Вы должны помнить, что родители играют главную роль в жизни своих детей. И вы реально можете помочь малышу преодолеть застенчивость или хотя бы сгладить её проявления, хотя это долгий процесс.

Евгения Хоновец специально для сайта Ребенок 3 лет

Дорогие родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о детской застенчивости. «Мой ребенок скромный, застенчивый, необщительный» — часто говорят родители. А ведь причины такого поведения ребенка могут быть самые разные.

С точки зрения психологии застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести. Застенчивость – широко распространенное явление, которое встречается во всем мире. Формы проявления застенчивости и степень ее тяжести разнообразны в различных странах. Так, например, в Китае застенчивость не является повсеместно распространенной проблемой, в России же это явление встречается весьма часто.

У разных людей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от возраста, вызвавших застенчивость причин и реакции окружающих, застенчивость может проявляться в той или иной степени – от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избежания всяческого общения и появления глубоких неврозов. Основная масса застенчивых людей испытывает застенчивость средней степени тяжести – эти люди в обычном своем состоянии способны нормально общаться, а испытывают затруднения в определенных ситуациях или сталкиваясь с определенным типом людей. Бывает, что застенчивость пытаются прятать за внешней раскрепощенностью, иногда излишней, что может производить неприятное впечатление на окружающих людей.

По внешнему проявлению трудно констатировать наличие у человека такого качества как застенчивость. Тем не менее, такие проявления все же есть.

Выделим основные внешние поведенческие признаки застенчивого человека:

  • человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • стесняется начать и поддержать беседу;
  • не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый человек не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника. Поведение застенчивых людей препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе.

Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей. Вероятно, это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям же недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние, позволяющее бороться с проблемой.

В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников:

Во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях.

Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда.

В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.

Как черта личности, застенчивость начинает функционировать уже в младенческом возрасте, а закрепившись в дальнейшем, приносит много страданий своему владельцу. Есть данные, которые позволяют утверждать, что внешние проявления застенчивости наблюдаются уже в 3–4 месяца, однако с уверенность можно говорить об обнаружении этого качества на втором году жизни. Американские ученые утверждают, что, согласно их исследованиям, дети, которые проявляли крайнюю застенчивость на втором году жизни, обнаруживают ее и в семь с половиной лет.

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Бывает, что такие детки разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естественно, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм». Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого «мутиста» железная воля и очень властный, упрямый характер.

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п.

Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей и недовольство воспитателя.

На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, т.о. он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.

Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр.

Ребенок может быть не застенчивым по природе, а наоборот обладать неуемной жаждой лидерства. Но, не умея ее реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочитает уходить от контактов (подсознательно). Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Повышение голоса, крик, понукание, одергивание, частые заперты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению правильных действий или их усугублению.

Застенчивый ребенок очень часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать. Таким детям требуется достаточно много времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат. А если взрослый начинает торопить, то ребенок, как правило, вообще прекращает работу. После нескольких таких случаев дети начинают отказываться или отклоняться от выполнения любых заданий.

Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой.

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию.

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают знания о людях, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес. Таковыми могут выступать друзья, родители, родственники, люди старшего возраста, незнакомцы, представители противоположного пола, авторитетные личности (вызывают у детей застенчивость через свое положение или знания).

Застенчивые дети всегда волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-либо действия в незнакомых обстоятельствах, где имеет место возможность критических высказываний других людей, которые излишне требовательных и влиятельных. Можно выделить ряд наиболее характерных для дошкольника ситуаций, вызывающих проявление застенчивости:

  • Нахождение в центре внимания большой группы людей (выступление на утреннике);
  • Более низкий статус, чем у окружающих
  • Решение проблемных ситуаций (ситуации, которые требуют уверенности в себе, новизна обстоятельств, ситуации, требующие оценки, выбора, самостоятельного решения);
  • Нужда в помощи;
  • Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  • Необходимость активной деятельности в кругу людей (сверстников, незнакомых взрослых и пр.)

Между тем помимо личностных и ситуационных факторов развития застенчивого поведения, можно отметить наиболее типичные проявления воспитания,  способствующие развитию застенчивости.

Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее.

Гиперопека. Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе. Пуповинная связь с матерью сохраняется долго: до 3 – 4 лет, а у нервных детей и до школы. Взволнованность родителей предается детям и это оказывает влияние на его поведение. Родители часто передают детям свои тревожные ожидания, авторитарность, что порождает детскую застенчивость.

«Кумир» семьи (эгоцентрик). Ребенку внушают, что он – смысл жизни семьи. В такой семье скорее всего наблюдается неадекватно завышенная самооценка и уровень притязания, а не застенчивость.

В результате такого подхода к семейному воспитанию, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов – агрессивные или застенчивые.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста.

Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста

Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.

Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками – мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к стеснительному ребёнку. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача педагога и родителей. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Литература

  1. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть детскую застенчивость – Ярославль/Академия развития, 2007.
  2. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова — М.: Независимая фирма "Класс", 1996. — С.94-95.
  3. Галигузова Л.Н. Застенчивый   ребенок // Дошкольное воспитание. — 2000 — № 4.- с. 116-120.
  4. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. — 1989, — №3. — С. 71 – 78
  5. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5—7 лет. — Ярославль, 2001.
  6. Луговская А. Если малышу трудно подру­житься – Научная книга, 2012
  7. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка – СПб.: Речь, 2007 – 120 с.

Анастасия Пащенко, психолог 
Портал Владмама

 

   

Почему ребенок стесняется? На сегодняшний день списка причин такого поведения не существует. Как правило, причина излишней стеснительности — заниженная самооценка. Есть, правда, одно исключение — стеснительность/осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5-3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). 

 

Это поведение совершенно естественно для малыша. В других возрастных категориях стеснительность — следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или не обращают внимание. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным. 

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок старается стать незаметным, "надеть маску" в кривляньях, спрятаться за маму, будто "слиться" с ней воедино. "Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет", — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. "Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня", — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой.

Как преодолеть застенчивость у ребенка

И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, "пугается, когда дети начинают жаловаться на нее", то есть опасается, что все узнают какая она на "самом деле" — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + "Дома требует постоянного непрерывного внимания", — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит "за". 
 

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. "Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!" — примерно по такому "плану" действует ребенок. Обратите внимание, что слово "план" я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. "Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас".

Что же делать? 

 

·                     Во-первых, как ни странно это прозвучит, — "разрешить" стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ей нужно время, что научиться вести себя по-другому. В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. "Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся", — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло. 

 

·         То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям. 

 

·         В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста девочки, который Вы, к сожалению, не указали) стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, "лишался" из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь. 

Агрессивность – обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом "отомстить" другим за свои "страдания". Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы "переварить" эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их "осознать" в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

 

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться "вставать" на место другого человека, и принять решение "не бить", не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву. 

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов "идти" за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе М. Монтессори.

 

Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, "обжить" помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь. Кроме того, для родителей в нашем Центре работает "Школа сознательного родительства", проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

http://vladmama.ru/index.php?newsid=1236847458

вернуться на главную

Застенчивый ребенок: кто виноват и что делать

«Тихони», «робкие», «боятся чужих», «малообщительные», «запуганные какие-то» — такие слова часто слышат о своих чадах родители застенчивых детей. И хотя застенчивость не доставляет им больших хлопот, самого ребенка она часто обрекает на одиночество и сильные часто невыносимые страхи в обычных социальных ситуациях.

Часто застенчивость у детей взрослые видят в розовом свете. Такой ребенок послушен, не «хулиганит», не шумит, из-за него не вызывают родителей в школу. Страдающие от застенчивости дети не хотят привлекать к себе внимание, их постоянно беспокоит, что о них могут подумать, поэтому они могут казаться образцами хорошего поведения.

Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

К счастью, у большинства людей застенчивость уменьшается с годами. Тем не менее, у многих остается чувство горечи из-за прежней робости, им кажется, что они что-то упустили в жизни. Поэтому застенчивым детям нужна помощь. И чем раньше ее окажут, тем лучше. Чтобы они потом не сожалели о «бесцельно прожитых годах».

Кто виноват?

Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств.

Психологи указывают на следующие причины ее возникновения.

Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости или социофобии.

Стрессовые события в жизни. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей.

Негативное общение в семье. Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни. При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется — «вести себя тихо».

Травля в школе. Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей. Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети. Часто ребенка травмируют учителя, когда публично унижают за неудачи, игнорируют или даже поощряют травлю со стороны одноклассников.

Что делать?

Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость. Психологи обычно рекомендуют пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно поможет тому или иному ребенку.

1. Расскажите ребенку о собственной застенчивости. Страх социальных ситуаций не является чем-то необычным. Согласно различным исследованиям около 50% людей считают себя застенчивыми. Родители помогут застенчивому ребенку, если расскажут ему, что сами были такими же в детстве. Особенно важно поделиться воспоминаниями, как они стали более общительными, о конкретных случаях, когда им удавалось преодолеть робость.

2. Проявите сочувствие к проблемам ребенка. Для того чтобы он начал контролировать свой страх в социальных ситуациях, важно проявить сочувствие. Можно сказать, что вы понимаете, что ему страшно куда-то идти или с кем-то разговаривать, что вы сами иногда чувствуете то же самое. Это позволит ребенку почувствовать принятие, и при этом начать открыто говорить о своих проблемах.

3. Обсудите с ребенком плюсы общения. Ему будет проще справиться с робостью, если он будет понимать, для чего конкретно ему это нужно. Например, поговорите с ребенком о том, что если он «будет сегодня храбрым» и заговорит с детьми на площадке, это может помочь ему найти новых друзей. Расскажите истории из собственной жизни о том, как преодоление застенчивости помогло вам чего-то добиться.

4. Не навешивайте ярлыки. Говорите с детьми о застенчивости, но никогда и не при каких обстоятельствах не называйте их самих «застенчивыми» или «тихонями». Не позволяйте и другим людям называть ребенка «тихим» и «застенчивым». Не объясняйте окружающим, что «она у нас боится чужих» — этим вы фактически говорите ребенку, как ему себя вести.

5. Проиграйте «страшные» ситуации. Ролевые игры – один из лучших способов помочь ребенку преодолеть застенчивость. С маленькими детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю плюшевого зайца, который боялся заговорить с другими зверятами: пусть ребенок сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой. С детьми постарше можно распределить роли и потренироваться, например, отрепетировать ответ на уроке или собеседование.

6. Ставьте реалистичные цели. Для улучшения навыков общения психологи рекомендуют ставить перед застенчивым ребенком конкретные, но реальные цели. Такие как: выступить перед классом с докладом, присоединиться к игре других детей, задать учителю вопрос. Родители могут вести специальный календарь и отмечать звездочкой или смайликом каждый день, когда ребенок выполнил намеченную цель.

7. Награждайте ребенка за общительность. Никогда не стыдите ребенка за застенчивое поведение – эффект будет обратный. Но каждый раз, когда он ведет себя преодолевает робость, не скупитесь на похвалы и награды. Если вы с ребенком поставили конкретную цель по преодолению застенчивости – определите и награду, которую он получит в этом случае.

Застенчивый ребенок

Если ребенок сделал то, что раньше было для него очень сложным – отметьте это, купите его любимое лакомство или сходите куда-нибудь вместе.

Если же ничего не помогает, или избегание других людей приобретает явно патологический характер, то, возможно, необходимо обратиться к психологу. В этом случае нужен специалист с образованием в области детской психологии, и большим опытом работы и с детьми, и с семьями. Лучше всего, если данный психолог уже неоднократно работал с застенчивостью у детей. Многим детям можно помочь и без помощи специалиста, но в любом случае главное, чтобы родители и другие близкие были на стороне ребенка, уделяли ему время и поддерживали его.

Елизавета Морозова

Психологические особенности застенчивых детей

Основные трудности застенчивого ребенка связаны с его собственным отношением к себе и переживанием отношения других.

Застенчивые дети имеют высокую самооценку и ничем не отличаются от своих незастенчивых сверстников. Вместе с тем у таких детей намечается разрыв в оценке себя им самим и другими людьми. Наиболее резкие различия обнаружены в оценках детей воспитателем и незнакомым взрослым. У незастенчивых детей такие разрывы наблюдаются редко и выражаются намного слабее.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение. Особенно ярко это проявляется в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь

получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразному способу усиления «я», принося на занятие любимую игрушку и прижимая ее к себе в случае затруднения, или выражая желание взять с собой сверстника. Неизвестность оценки взрослого «парализует» ребенка; он всеми силами стремится уйти от этой ситуации, переключить внимание с себя на что-то другое.

Другим параметром самооценки выступает отношение самих застенчивых детей к успехам и неудачам в собственной деятельности. Следует отметить, что по уровню умственного развития и успешности в деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Значительные различия обнаруживаются лишь в динамике деятельности. Это проявляется в том, что застенчивые дети более осторожны в своих действиях, чаще замедляют темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, менее настойчивы в достижении результата, чем незастенчи­вые дошкольники.

Неуверенность в положительной оценке взрослого переносится этими детьми на отношение к своим действиям. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как практическую деятельность ребенка, так и обще­ние.

В то время как незастенчивый ребенок стремится к активному поиску ошибки, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Застенчивый ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его часто звучат слова: «У меня не получится». Застенчивый ребенок не забывает об оценке даже тогда, когда она в явном виде не сопровождает его деятельность.

Обобщая вышесказанное, можно отметить следующее. Застенчивый ребенок —это такой ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой — не решается проявлять себя и обнаруживать свои потребности, что приводит к нарушению взаимодействия.

Причина такого нарушения кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе: ребенок имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, но при этом он сомневается в положитель­ном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Неуверенность в своей ценности для других блокирует складывающуюся потребностно-мотивационную сферу, не позволяет в полной мере удовлетворять потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия и на оценке себя. Все, что он делает, постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зре­ния, подвергают сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем «я» часто заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Мотивы признания и уважения для него всегда главные, они заслоняют и познавательные, и деловые мотивы, что препятствует реализации способностей и адекватному общению с другими. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для ребенка, тревога отступает, в общении с посторонними она выходит на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равно­душия». Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 283 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:Возможные пути формирования мотивационно-волевой сферы пассивных дошкольников | Со сверстниками | Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте | Дифференциация детей в детском коллективе | Глава 2 Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками | Часть 3. Дошкольники с трудностями в общении | Глава 1 Агрессивные дети | Психологические особенности детей, склонных к агрессии | Феномен детской обиды, выявление обидчивых детей | Психологические особенности обидчивых детей |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.006 сек.)