Признаки детского аутизма

18.09.2018 0 Автор admin

Признаки, причины, лечение аутизма у детей

Аутизм — серьезное расстройство у детей, возникающее в результате нарушения развития головного мозга, характеризующееся выраженным дефицитом социального общения и взаимодействия, повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Все признаки аутизма у детей проявляются до трехлетнего возраста.

Термин «аутизм» был введен в 1910 году швейцарским психиатром Эйген Блейлер. Таким словом он обозначил состояние человека, как уход в мир фантазий.

Аутизм у детей: признаки заболевания и причины возникновения

Согласно статистике аутизм наблюдается у каждого 88-го ребенка в мире, причем у мальчиков это расстройство отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины аутизма у детей

До сих пор специалисты не выяснили точную причину возникновения аутизма у детей. Однако существуют некоторые факторы, которые провоцируют развитие данного расстройства. Главными среди них считаются негативное воздействие окружающей среды, хромосомные аномалии, биохимические факторы, нарушение развития нейронных структур еще в утробе. Также некоторые специалисты считают, что аутизм развивается у ребенка, когда у женщины во время беременности в крови начинают вырабатываться специфические антитела, способные вызывать нарушения в развитии мозга плода. Другие специалисты уверены, что аутизм передается на генном уровне и является наследственной аномалией. Однако они до сих пор не выявили гены, приводящие к развитию аутизма.

Различные расстройства нервной системы, гормональные и иммунные нарушения могут вызвать аутизм у ребенка. Многие уверены, что спровоцировать проявление данного расстройства могут детские вакцины. Однако это было не подтверждено. Если в поведении малыша произошли изменения после прививки, то это свидетельствует о наличии нарушения, ранее себя не проявлявшего. Вакцина в этом случае скорее запустила процесс, нежели его вызвала.

Признаки аутизма у детей

Первые симптомы расстройства начинают проявляться в возрасте одного года. Уже можно заметить «странность» и «необычность» такого ребенка. Родители в поведении малыша могут заметить нежелание идти на контакт, монотонные однотипные действия (игра с одним и тем же предметом, постоянные раскачивание тела в положении сидя). Часто такие дети избегают зрительного контакта.

Насторожить родителей должны задержка речи, неравномерное психомоторное развитие, отсутствие звуков и избирательное внимание. Ребенок безразличен, отстранен, никак не реагирует на воздействия из вне и на обращение к нему.

Стоит отметить, что признаки аутизма у каждого ребенка могут отличаться. У одного малыша начнется истерика от звука включенного пылесоса, а другой будет играть часами в своей кроватке, не проявляя интереса к окружающему. В старшем возрасте у аутичных детей могут возникнуть серьезные проблемы с налаживанием межличностных отношений.

У таких детей нередко возникают проблемы со сном, преданность к однообразию и четкому следованию распорядка дня. Нарушение привычного ритуала действий приводит к истерике.

Аутизм у каждого ребенка проявляется по разному в зависимости возраста. Поэтому рассмотрим основные признаки аутизма у детей согласно возрасту:

  • До 2-х лет: малыш не жестикулирует и не лепечет к 12 месяцам; не говорит простых слов к 1,5 годам; не произносит простых фраз к 2-м годам. Ребенок не смотрит в глаза; редко улыбается. Он не привязан к родителям — не плачет, когда они уходят, оставляя его, например, бабушке. Он не играет с другими детьми и не стремится к общению. Предпочитает играть только с определенной игрушкой, не проявляя интереса к другим. Может неадекватно реагировать на негромкий шум, свет.
  • От 2-х до 11-ти лет: к 3-4 годам ребенок вообще не разговаривает либо знает лишь несколько слов; все время может повторять один и тот же звук или слово. Ребенок не стремится общаться. В поведении можно заметить, что он придерживается определенных действий, а смена их вызывает гнев. Большинство детей не способны научиться писать и читать. Некоторые проявляют особый интерес к музыке, рисованию.
  • После 11-ти лет: к этому возрасту ребенок приобретает элементарные навыки общения, однако, по-прежнему стремится к одиночеству. Период полового развития у него может протекать сложнее, чем у обычного подростка.

Диагностика аутизма

Нельзя с полной уверенностью говорить о диагнозе, если у ребенка наблюдаются некоторые признаки заболевания. Подобные симптомы характерны и для других заболеваний нервной системы. Ребенка необходимо показать специалистам, которые проведут исследования, чтобы определить состояние его здоровья.

Предварительно малыша осматривает педиатр, который на основании осмотра и жалоб родителей выпишет направление к необходимому специалисту. Аутизм у ребенка подозревают обычно при наличие более шести признаков из списка «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств». После врач поговорит с родителями и понаблюдает за ребенком, оценивая его действия по специальной шкале.

Лечение аутизма у детей

Сегодня не существует ни одного препарата способного вылечить аутизм у детей. Но, тем не менее, есть некоторые методы, способствующие развитию и обучению детей с аутизмом. Своевременное обнаружение расстройства, а также грамотная коррекционная работа с детьми значительно повышают их шансы жить полноценно, практически не выделяясь из толпы. В некоторых случаях своевременно начатое лечение поможет добиться ремиссии, устраняя почти все проявления аутичного поведения.

Заниматься с аутичным ребенком необходимо постоянно. В лечении ведущая роль отводится психолого-педагогической работе и, конечно же, не без помощи медикаментов.

В лечении аутизма у детей не существует четкого плана. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, учитывающая его потребности и особенности.

В лечении также важная роль отведена поведению родителей. Их активные занятия с ребенком, забота, внимание и любовь способны значительно повлиять на его состояние и адаптировать к жизни в обществе. Нельзя оставлять его долго наедине с собой, следует постоянно «вмешиваться» в его закрытый мир. Это позволит уменьшить разрушительное воздействие на психику. Не стоит навязывать ребенку определенный распорядок дня, иначе вы вызовете тем самым только раздражение и недовольство, что усилит отклонения в его поведении.

Ребенка необходимо постоянно обучать навыкам самопомощи, проводить частые занятия лепки, рисования, пения. Следует обеспечить ему поддержку. Именно любящая семья способна доказать ему, что окружающий его мир дружелюбен и от него не нужно «закрываться» в вымышленном мире фантазий.

Просмотров: 13614.

Ребенок — не такой, как все
(Аутичный ребенок)

Принцесса на горошине, ты без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Витя К, 3г. 4 мес. 
Мы уже познакомились и с агрессивным, и с застенчивым ребенком, иначе говоря, с детьми, которые находятся как будто бы на разных полюсах, но есть родители, упорно утверждающе, что в их ребенке слились воедино одновременно два подобных стиля поведения детей: застенчивость и агрессивность, и даже сверхзастенчивость с пугающей сверхагрессивностью ребенка.
Так что же это все-таки за дети? Давайте познакомимся хотя бы с одним из них. Прислушаемся к Жалобам родителей, которые пришли на консультацию и массу времени потратили на то, чтобы каким-то образом "втянуть" или "втолкнуть" такого отчаянно сопротивляющегося ребенка в кабинет.

И даже несмотря на то что его все-таки "втолкнули", малыш и в кабинете, ничего не замечая, настаивает на своем, не в силах скрыть нахлынувшую ярость, и в исступлении колотит маму в грудь, весь в напряжении, натянут как струна, которая в любой момент готова разорваться. Ребенок на пределе всех своих возможностей и сил. Ему необходимо вырваться наружу, как будто стены давят на него, а обстановка дико раздражает, хотя он и не видит обстановку, а может быть, не хочет или же не может видеть… Он сам в себе, он поглощен собой.
Любой вопрос к нему оставлен без ответа, такое чувство, что он не умеет говорить. Но мама, так и не сумев хоть как-то справиться с ребенком и попросив отца забрать его домой, упорно утверждает, что в свои три года он может без умолку говорить часами и нем как рыба лишь в присутствии других.
Ребенок знает наизусть десятки сказок и столько же, наверное, стихотворений. Когда он слушает пластинки для детей, его вообще ничем нельзя отвлечь. Он повторяет из них фразы и слова.

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Малыш довольно рано начал говорить, намного раньше своих сверстников. Вначале — говорить, потом — ходить. Но удивительное все-таки не в этом, а в том, что первыми словами его были не столь привычные нам "мама" и "папа", а романтичные "поэзия" и "роза". Да, да, "поэзия" и "роза". Конечно же он этими словами буквально всех ошеломил, даже врачей и педагогов. И с этих пор его считают вундеркиндом. Малыш и фразы стал употреблять до года, особенно пришедшие из сказок. Он и сейчас нередко говорит цитатами, как взрослый. На днях сказал уставшей за день бабушке: "Не плачь, Принцесса на горошине, ты "без труда не вытащишь и рыбку из пруда" и попросил разгневанного папу: "Баранкин, будь человеком!", а брата обозвал Котом в сапогах, потребовав, чтобы он больше не трогал Спящую красавицу (то есть сестру). А тетю, тетю чуть не довел до инфаркта, назвав при посторонних: "Тетушка Зубная боль". Он и знакомым тоже всем приклеил ярлыки: от Красной Шапочки до Гулливера. Никто не может догадаться о том, что может взбрести ему в голову в любой момент. Он и себя обычно называет как-то странно, не я, а как цари — мы, словом, во втором и даже в третьем лице. Его любимое занятие — придумывание особых, новых слов, которые не могут понять остальные, настолько они временами у него оторваны от окружающей действительности, как будто бы ребенок наслаждается не смыслом, а их звучанием и музыкальным ритмом. Он даже произносит все по-разному: то убыстряя темп, то замедляя, переставляя слоги или же "глотая" их.

Порой кажется, что речь его зеркально отображает только что произнесенную речь взрослых, речь эха, вторящего Вам в горах. Поэтому с ним очень трудно о чем-нибудь договориться. Он любит только монологи, читая их лишь сам себе, а в диалогах у него загвоздка: он не умеет следовать за собеседником и фехтовать словами; изменяя русло речи, хотя уже давно освоил алфавит и различает форму и цвета предметов.
Для посторонних — он особенный и необыкновенный: сам изучил план города, освоив, как пользоваться им. Имеет хобби: коллекционирует открытки с разными пейзажами, хотя его специально этому никто не обучал. И вряд ли сможет обучить. Малыш не терпит, чтобы кто-то вмешивался в его жизнь и давал ему советы. Он до всего доходит сам и очень недоволен, когда ему хотят помочь или вообще все сделать за него.
Малыш не просто "охраняет" свое одиночество, но по возможности не "нарушает" также одиночество других, не задавая им "дурацкие" вопросы: "Почему? Зачем?" Он и без них все схватывает на лету. Однако почему-то, все схватывая словно на лету, малыш не может овладеть элементарнейшими навыками и понятиями именно тогда, когда его специально обучают им, как будто бы он просто-напросто необучаем. И в результате он в свои три года не может сам одеться и умыться, короче говоря, исполнить то, что без труда освоили его ровесники, которым далеко до вундеркиндов.
Такое впечатление, что он всего боится, пугается детей, тревожится, когда приходят гости. Его "врагами" могут стать любые безобидные предметы. На днях он испугался пылесоса. чуть раньше убежал от кофеварки, и даже новые игрушки для него не в радость. Он целый месяц не подходит к заводной машинке, которую принес ему в подарок Дед Мороз, и прячется, весь дрожа от страха, в тс моменты, когда ее специально для него заводят. Пожалуй, для своих трех лет он сверхпуглив и беззащитен. С ним невозможно ездить в лифте, ему все кажется, что лифт застрянет, и он не сможет ив него выйти. И нам приходится идти пешком на восьмой этаж. А карусели? Он еще ни разу не решился на них покататься, хотя его ровесники за карусели могут отдать все. Мы повели его недавно в зоопарк, он с плачем убежал из зоопарка, когда увидел там зверей. малыш любым путем отстаивает свой покой. И если мы его пытаемся знакомить с посторонними, он просто устремляет на них свой пустой и безразличный взгляд, смотря сквозь них, не видя их глаз и лица, как будто перед ним не люди, а туман, давая в лучшем случае лишь односложные ответы: да или нет, и больше ничего. Гораздо чаше он презрительно молчит, "набравши в рот воды", давая понять своим внешним видом, чтобы собеседники ушли или, когда его не понимают, уходит от назойливости взрослых сам.
Скопление людей для малыша невыносимо, он чувствует себя при этом так, как будто ему перекрыли кислород. Поэтому ребенок даже для прогулки выбирает самые уединенные места. Попробовали отдать в детский сад. Что было! Он всех детей перекусал, перецарапал и убежал при первой же возможности домой, не зная точную дорогу. И главное, что он се нашел.
Вообще он часто агрессивен, особенно тогда, когда хоть чем-то недоволен. Агрессия для него — как средство обороны. Другое дело, непонятно, от чего ему обороняться.
Короче говоря. Вы сами видите, что мой малыш — загадка. Загадка для меня, всех близких и друзей. Его не поласкаешь, не обнимешь. Он не даст себя поцеловать. Все время не доступен всем, как крепость, которую и штурмом не возьмешь.
И если раньше мы в семье гордились тем, что он неординарный, нестандартный, не такой, как все, теперь его фокусы, чудачества и странность заставляют нас задуматься всерьез о том, что это значит, и хорошо ли это в самом деле для ребенка? Не кроется ли здесь опасность? Быть может, это проявление болезни… Полому мы пришли на прием.
Попробуем немного разобраться. По-видимому, в данном случае мы встретились с ребенком с нарушением общения, с ребенком с ранним детским аутизмом ("аутизм" в переводе с латинского — погружение в себя). Такой ребенок, по последним данным, встречается один на тысячу или две тысячи детей. Обычно эти дети уже с самого рождения бывают "странными" детьми. Однако чаше всего только к трем годам родителей вдруг начинает беспокоить эта странность, идущая на убыль после шести лет.

В таком ребенке, будто бы в коктейле, действительно смешалось воедино очень многое, казалось бы несовместимое на первый взгляд: застенчивость и агрессивность, капризность и невозмутимое спокойствие, талантливость и просто тупость. Причем не знаешь, в каком виде он предстанет перед Вами , следующий миг. Ну, словом, маленький хамелеончик в доме. Попробуй уследи, какой он примет цвет.
Все это нас скорее забавляет, чем тревожит. Ну мало ли какие есть причуды в детстве. И, относя все это лишь к причудам, навряд ли даже может прийти в голову, что это маскируется болезнь. Да, к сожалению, еще и педиатр на участке практически не ощущает, что такой ребенок всего лишь навсего "участник карнавала". А раз не ощущает, значит, не считает нужным Вас направить к специалистам. И только лишь тогда, когда ребенок с аутизмом имеет отставание в развитии, в особенности речи, врачи усиленно "футболят" его друг от друга, пока не встретится необходимый консультант.
Поэтому, когда Вы видите, что Ваш ребенок, несмотря на возраст, к трем годам всему предпочитает одиночество и избегает всякого общения, когда он словно одурманен разными стереотипами и соблюдает ритуалы в любых мелочах; когда агрессия как средство обороны от обуревающего его с ног до головы всепоглощающего страха; когда его визитной карточкой среди других является медвежья неуклюжесть, и мелкие движения он выполняет лишь с большим трудом; когда, все схватывая на лету, малыш не может реализовать свои способности; когда он говорит "с пеленок" словно взрослый, или, другая крайность, лишь лепечет в свои годы как будто бы младенец — причем все это происходит не в особых экстремальных ситуациях, а постоянно, — то в этих случаях, каким бы он Вам ни казался гениальным и сверходаренным, необходимо срочно обратиться к психиатру, чтоб подвести под странность хоть какую-то черту. Запомните, любая странность имеет свой предел.
Родителям необходимо знать и то, что если им приходится на время расставаться со своими далеко не аутичными детьми, пускай даже из благих побуждений, отправляя их к родным и близким, или в детский сад и санаторий, в дом ребенка или же в больницу, лишая их на этот срок своей обычной ласки и любви, то дети могут вести себя, находясь вне дома, практически почти так же, как и только что описанный малыш, но это уже будет психогенный аутизм. Он устраним, когда малыш недолго лишен обычных ласки и любви, а если долго — психогенный аутизм может закрепиться, и Ваш ребенок уже вряд ли будет отличаться от истинного аутичного ребенка. Поэтому задумайтесь об этом и сделайте все, что от Вас зависит, чтобы Ваш малыш по возможности как можно реже оказывался в подобных ситуациях, в которых может проявиться психогенный аутизм. Короче говоря, мы не должны ни в коем случае способствовать рождению или искусственно выращивать на первый взгляд невинный психогенный детский аутизм, который может стать со временем обычным проявлением болезни у ранее совсем не аутичного ребенка.

КАК НАДО вести себя родителям с аутичным ребенком

  1. Стараться вызвать у ребенка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от него.
  2. Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.
  3. Дозировать свое общение с ребенком, чтобы ребенок от него не уставал.
  4. Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.
  5. Искать ему друзей.
  6. Внушать уверенность в себе.
  7. Пытаться научить его использовать свои способности.
  8. Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта.
  9. Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
  10. Заинтересовать игрой и научить его играть игрушками в ролевые игры.
  11. Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, Приблизив ее к возрастной. Освободить ее от штампов, вырвав их, словно сорняки.
  12. Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов.
  13. Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда
  14. Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.
  15. Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом.
  16. Не говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас его поступках.
  17. Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забывать про то, что именно она нередко — главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.
  18. Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести в фрагмент игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
  19. Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них. стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им Ваш малыш способен приспособиться к действительности.
  20. Использовать все ритуалы в нужном для Вас русле.
  21. Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный момент пределах.
  22. Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
  23. Проконсультироваться со специалистами.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с аутичным ребенком

  1. Блокировать эмоциональный контакт с ним.
  2. Не уделять ему внимания и поощрять все время одиночество.
  3. Пустить развитие ребенка на самотек.
  4. Общаться с ним до полного его изнеможения.
  5. Насильно заставлять ребенка общаться с незнакомыми людьми.
  6. Критиковать ко разным поводам.
  7. Все делать за него, не приучая к навыкам самообслуживания.
  8. Не приобщать к игре.
  9. Обрушивать лавиной на ребенка все новое и незнакомое ему.
  10. Смеяться над неправильным произношением или неправильным употреблением слов в речи и передразнивать вес время малыша.
  11. Специально, преднамеренно пугать его.
  12. Способствовать агрессии.
  13. Подогревать агрессию и поощрять ее.
  14. Наказывать за ритуалы и стереотипы в поведении ребенка.
  15. Все время разрушать стереотипы, не опираясь на них при различных корригирующих мероприятиях.
  16. He обращать внимания на странности ребенка, по поводу них не советуясь с врачом.

Симптомы раннего детского аутизма

Симптомы раннего детского аутизма

Аутичный ребенок с первых дней жизни отличается в своем поведении от нормальных сверстников. На первом году жизни аутичные дети практически постоянно молчат – если здоровый младенец постоянно лепечет и агукает, то малыш с аутизмом практически не реагирует на призывы родителей к общению.

Аутичные младенцы не отвечают улыбкой на улыбку.

Признаки аутизма у детей до 1 года, 2 и 3 лет

Их улыбки направлены куда-то в пространство, а при виде подошедшей матери или отца малыш замирает, и улыбка исчезает.

Родителям также следует насторожиться, если ребенок не просится к ним на руки. Здоровый малыш всегда протягивает ручки, когда видит, что мама собирается его поднять. Аутист не стремится к телесному контакту, а, оказавшись у мамы на руках, начинает изгибаться, выворачиваться, его очень неудобно держать.

Аутичные дети не фокусируют взгляд на предметах, которые им показывают. Двигательная активность глаз у малышей в норме, аутисты часто что-то сами рассматривают, однако эмоциональную реакцию, ответ на показываемую вещь они не дают. Зачастую дети с аутизмом страдают нарушениями сна, часто плачут, капризничают, не любят просыпаться.

В поведении детей постарше можно выделить три ключевых момента – нарушения в поведении, общении и в эмоциональной сфере. Движения аутичных детей неуклюжи, несбалансированны и дисгармоничны, аутисты могут производить впечатление неуклюжих, однако бывают и очень подвижны. Известны случаи, когда такой ребенок мог моментально забраться на шкаф. Движения аутистов также отличаются однообразием – часто встречается постоянное верчение пальцами, «манежный бег» (по кругу, так бегать ребенок может часами), вращение вокруг своей оси, раскачивание из стороны в сторону.

В плане эмоциональных проявлений аутичные дети отличаются крайней холодностью и могут производить впечатление абсолютно равнодушных, эгоистичных, жестоких. На самом деле это совершенно не так. Все без исключения аутисты отличаются крайней ранимостью и обидчивостью. Внешне жестокое и бездушное обращение с игрушками, с близкими людьми или домашними животными – всего лишь следствие гиперболизированной чувствительности аутиста, из-за которого он закрывается от мира. Любое взаимодействие с миром для аутичного ребенка – испытание.

Что касается общения, часто аутисты могут производить впечатление глухих или слепых – они словно не слышат, когда к ним обращаются, не видят протягиваемые им предметы. Обследование  же показывает, что и зрение, и слух у ребенка в норме. Отсутствие реакции объясняется крайне ранимой психикой малыша, которая, не выдерживая нагрузки при контакте с реальностью, блокирует реакцию, сводя контакт на нет.

Наблюдения за поведением аутичных детей в детском садике показывают, что интеллект у малышей в полном порядке. Обычно поначалу, попав в детский коллектив, аутист уходит в сторону, стараясь избегать раздражающих его шумных детских компаний. Однако он всегда внимательно наблюдает за происходящим. Также в детском саду аутичные дети легче овладевают теми навыками, которые им порой безуспешно пытаются привить взрослые. Обычно аутичный ребенок не реагирует на прямые просьбы сделать что-либо, однако он подражает действиям других детей. Это касается как простых навыков (например, гигиены), так и интеллектуальных действий. Зачастую дома аутичный малыш легко воспроизводит  то, чем занимались в детском саду его сверстники, будь это лепка, музыка или постройка домика из кубиков.

Многие малыши с диагнозом «детский аутизм» с раннего возраста предпочитают общаться со взрослыми. Что характерно, при таком общении ребенок видит во взрослом не цельную личность, а только лишь отдельные свойства или качества, которые интересуют малыша. Например, ребенка может интересовать красивая заколка, но никак не владелица этой заколки.

Аутизм можно рассматривать как  сложный синдром, возможно, интегрирующий ряд проявлений шизофрении, включая когнитивные  и эмоциональные нарушения, а также изменения поведения.

Если говорить о синдроме аутизма, который может быть составляющим компонентом серьезного психического расстройства, то синдром включает в себя признаки измененного мышления, усиление пассивного воображения и нарушения логики рассуждений. Например, больному шизофренией с отчетливыми симптомами аутизма трудно поставить себя на место другого человека, распознать его чувства, понять что последний имеет ввиду, какой смысл вкладывает в свои слова и каковы его намерения. Исследования показали, что независимо от того насколько развит его интеллект, испытывает трудности понимания неверных высказываний и обмана. При аутизме прослеживаются определенные пересечения со сложностью понимания самого себя, недостаточностью автобиографической памяти, нарушением способности к рассуждениям. 

Что такое детский аутизм?

Будущие родители с рождением ребёнка связывают исполнение своих ожиданий и надежд, которые во многом определяют их дальнейшую жизнь. … Однако, иногда вопреки всем планам в семье появляется ребёнок, не похожий на других детей. Специалисты называют его «ребёнком с особенностями психофизического развития». В ряду довольно распространённых детских болезней последнего времени стоит детский аутизм.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза с более высокой вероятностью у мальчиков, чем у девочек.

Симптомы аутизма у детей

Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах.

В настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но необходимо выделить среди них основные:

— наследственный фактор;

— органические нарушения развития центральной нервной системы в

период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве,

а также сочетание с эпилепсией;

— перенесенные заболевания;

— неблагоприятные условия воспитания и окружения;

— психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнкот семьи в связи с его помещением в больницу, приют ит.п. при лишении родителей родительских прав.

Детский аутизм имеет свои основные особенности:

— отличительной особенностью у детей с аутизмом является то, что уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;

— характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта « глаза в глаза»;

— ребёнок не откликается на имя при сохраненном слухе;

— отмечается расстройство навыков речи: она развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;

— ребёнок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету;

— ребёнок не обращается за помощью;

— использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);

— совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);

— совершает « ритуальные» действия ( например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери);

— не пытается играть в сюжетно- ролевые игры ( не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);

— дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:

— неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;

— использование периферического зрения;

— привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);

— ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;

— недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции;

— склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;

— такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.

При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, и в результате возникают

очень разнообразные варианты проявления этого заболевания, поэтому, как своеобразный компромисс между теорией и практикой возник термин

« расстройства аутистического спектра – РАС», объединяющий все варианты аутистических расстройств. Частота встречаемости РАС выше,

чем изолированных глухоты и слепоты вместе взятых, чем синдрома Дауна или детских онкозаболеваний, а в последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако , родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех. Если у вашего ребёнка диагностирован аутизм, знайте,что в Беларуси вы не одни. В конце 2011года в нашей стране была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители.».

Врач – педиатр, руководитель Е.М.Ефремова

РЦРВ Московского района

Коррекционная работа при аутизме

Коррекционная работа при аутизме в Детском Центре «Гармония»

Ребенок с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы.

Симптомы аутизма у 2 летнего ребенка

Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью которого является ранний детский аутизм.

Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает, отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Одна из главных задач педагога– помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет несколько основных форм:

1.Установление эмоционального контакта. Самым первым и важным этапом в работе с аутичным ребенком является установление эмоционального контакта. Чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной, педагог должен организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплять приятными впечатлениями и не требовала от него недоступных форм взаимодействия.

 2. Игротерапия. Игра имеет огромное значение в развитии каждого ребёнка. В игре отрабатываются новые навыки, модели поведения, развивается мышление. Дети с аутизмом и здесь испытывают большие проблемы. Их игры обычно сводятся к набору шаблонных действий, выполняющих защитную функцию от мнимых опасностей непонятного для них окружающего мира. Педагог помогает аутичному ребёнку перейти от манипуляционных игр (стереотипное манипулирование предметами) к сюжетным играм. Педагог подстраивается к стереотипным действиям ребёнка, чтобы попытаться развить из них простейший сюжет. Ребёнок, постепенно включаясь в игру, понимает, что это более эффективный способ выражения своего эмоционального состояния и начинает играть сам. Задача терапевта состоит в том, чтобы не допускать чрезмерного зацикливания на уже освоенных сюжетах, добавляя новые и усложняя старые.

3. Групповые занятия. Дети с помощью помощников (тьюторов) учатся играть в обычные групповые детские игры Дети с помощью взрослых имитируют взаимодействие между собой, а также усваивают навыки подражания (слабо развитые у детей с РДА), учатся музицировать, формируют навыки самообслуживания. Таким образом восполняется дефицит общения. Постепенно роль помощников должна уменьшаться, предоставляя детям больше свободы в действиях.

4. Консультации родителей с психологом. Работа с родителями аутичного ребенка является крайне важной. Семья аутичного ребенка зачастую лишена поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. По причине неосведомленности окружающих о сущности проблемы раннего детского аутизма, родителям с трудом удается разъяснить причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Стрессом для семьи также является и нездоровый интерес, недоброжелательность окружающих – агрессивная реакция людей на ребенка в транспорте, в магазине, на улице, в детском учреждении.

5. Холдинг-терапия. Холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга – удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Матери аутичного ребенка очень сложно установить с ним тесное взаимодействие, так как ребенок не поддерживает ее усилий: не смотрит в глаза, не принимает позу готовности при взятии на руки, не улыбается в ответ на ее улыбку и т. п. Вследствие такого поведения он недополучает столь необходимые для развития контакт глазами, голосом, телесный контакт. Мать часто не может помочь ребенку пережить травмирующие события, успокоить, когда больно или страшно, так как он не сообщает ей об этом, не ищет утешения и защиты у нее на руках. На боль, психологический дискомфорт аутичный ребенок может реагировать усилением стереотипных движений, "застыванием", "замиранием" или криком, о причине которого мать часто не может догадаться. Ясно поэтому, что холдинг опирается на естественное инстинктивное желание матери обнять ребенка и удержать его при себе, чтобы разобраться в том, что с ним происходит, утешить и попробовать наладить с ним взаимный контакт.

Томатис-терапия. Одним из методов в борьбе с аутизмом является метод Томатиса. Его автор, профессор Альфред Томатис, является известным французским отоларингологом, который и разработал систему аудиовокальных тренировок, которые уже помогли многим детям во всем мире и их родителям. Слуховая терапия по методу Томатиса заключается в прослушивании ребенком различных особых наборов звуков через наушники. Обычные звуки сочетаются с высоко- и низкочастотными сигналами, которые тренируют среднее ухо, влияя тем самым и на головной мозг. Метод Томатиса позитивно влияет на:

  • гиперчувствительность к звукам, которая обычно часто проявляется в виде гневных реакций ребенка, замкнутости;
  • боязнь тактильного контакта. При этом у ребенка возникает желание к социальному взаимодействию в кругу семьи, они становятся более нежными, легче идут на контакт;
  • речь. Дети, которые до начала тренировок не разговаривали, начинают издавать различные звуки, а дети с более развитыми речевыми навыками, начинают говорить более длинными предложениями, их речь становится более экспрессивной. Развитие речи благотворно влияет на стремление к общению с другими людьми;
  • капризы с едой. Дети начинают лучше принимать разную пищу, в том числе и пищу разной консистенции;
  • отношение к себе. Дети, осознавшие, что у них есть голос, и что они могут им пользоваться, добавляет уверенности в себе;
  • социальное общение. Проявляется в появлении желания общения, а иногда даже инициировать контакт с другим человеком;
  • визуальный контакт улучшается – они могут смотреть собеседнику в глаза, а также обращают внимание на то, что их окружает;
  • поведение становится менее агрессивным, уменьшается стереотипность движений. Дети также наносят себе меньше ранений.

Мы перечислили основные методы коррекционной работы при аутизме используемые в Детском Центре «Гармония», их также существует огромное множество, родителям особого ребенка следует помнить, что нельзя отдавать предпочтение какому-то одному методу, коррекционная работа с ребенком должна носить системный интегративный характер. Так же индивидуальные занятия с психологом, дефектологом необходимы аутичному ребенку для формирования положительного отношения к себе, социализации, а также для развития коммуникативных навыков.